конспект урока "СПП с придаточными изъяснительными"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Анохина Светлана Вячеславовна

урок по русскому языку в 9 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_v_9_klasse.docx22.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  урока по русскому языку  в 9 классе.

Тема: «СПП с придаточными изъяснительными».

Цели урока:

I. Познавательные:

  • повторить опознавательные признаки СПП;
  • проверить знания о СПП с придаточными определительными, союзных слов;
  • познакомить со строением и значением СПП с придаточными изъяснительными;
  • разъяснить способы отличия СПП с придаточными изъяснительными от СПП с придаточными определительными.

II. Практические:

  • совершенствовать умение давать синтаксическую характеристику СПП по его схеме;
  • учить опознавать СПП с придаточными изъяснительными среди других СПП;
  • формировать умение строить СПП по данному началу (заданной модели);
  • отработать навык нахождения и узнавания придаточных изъяснительных, присоединяющихся при помощи частицы ли.

Задачи урока:

  • закрепить полученные знания о придаточном изъяснительном. Умение строить СПП с придаточными изъяснительными,
  • совершенствовать умение воспринимать новую информацию в обобщённом виде. Находить закономерности в построении СПП с разными видами придаточных,
  • гуманистическая направленность обучения. Учащиеся работали с текстами, взятыми из художественной литературы. Организация активной мыслительной деятельности учащихся.

Тип урока – комбинированный.

Оборудование урока:

  • таблицы с буквенно-графическими схемами СПП;
  • карточки с дидактическим материалом;
  • ИКТ.

 Урок № 21 в календарно-тематическом планировании. Количество часов – 2.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы и целей        урока.

       Ребята, сегодня мы поговорим о сложноподчинённых предложениях с придаточными изъяснительными, определим их место среди других придаточных предложений, сравним особенности построения данных придаточных с несколькими придаточными и проведём творческую работу, которая позволит проверить, насколько прочно вы усвоили материал.

  1. Проверка домашнего задания.

    В качестве домашней работы вы получили задание по учебнику и карточку с индивидуальными заданиями. Приступаем к проверке.

(Учащимся были предложены три разноуровневых задания. Пока дети готовятся к ответе у доски, работаю с классом).

       IV.Актуализация опорных знаний.  Фронтальный опрос.

- Какому члену простого предложения соответствует придаточное изъяснительное?

- На какие вопросы отвечает придаточное изъяснительное?

- К каким членам главного предложения относится придаточное изъяснительное?

- Расскажите о способах прикрепления придаточных изъяснительных к поясняемому слову.

- Какое значение имеет частица ли в придаточных изъяснительных?

- Что такое косвенная речь?

- С помощью каких союзов выражаются косвенные сообщения?

- Как строиться косвенный вопрос?

   V. Практическая работа.

1. Реконструирование предложений. Перестроить  предложения с прямой речью в предложения с косвенной речью. Тем самым отметим особенности придаточных предложений.

Слайд №1.

Древние римляне утверждали: “Поэтом надо родиться, а оратором можно сделаться”.

Чайковский отмечал: “Вдохновение – такая гостья, которая не любит посещать ленивых”.

Учащиеся в рабочие тетради записывают перестроенные предложения, делают вывод:

С точки зрения синтаксической прямая речь представляет собой самостоятельное предложение(или ряд предложений), связанное с авторскими словами только по смыслу и интонационно, а косвенная речь образует придаточное предложение в составе сложноподчинённого предложения с помощью союза или союзного слова, а также частицы ли.

2.Распределительное письмо.  В 1 столбик выписать предложения с союзом «что», во второ1 столбик выписать предложения с союзным словом «что». Объяснить почему. 

Слайд №2.

Что – союз или союзное слово?

Матушка стала замечать, что Никита ходит скучный, и говорила об этом с Аркадием Ивановичем.

Каштанка помнила, что по дороге она вела себя крайне неприлично.

Он охотно соглашался со всем, что говорил капитан.

Барыня разгневалась, расплакалась, велела отыскать Герасима во что бы то ни стало, уверяла, что она никогда не приказывала уничтожить собаку.

После работы со слайдом №2 приступаем к проверке домашнего задания.

Задание №1.

Не записывая предложений, ученик чертит его схему, определяет вид придаточных в СПП.

И стебелёк травы достоин того великого мира, в котором он растёт. [того…], (в котором).

Кто сам на себя много берёт, тот и от других вправе ждать многого. (Кто…), [тот].

Художник видит то, чего не видят остальные. […то…], (чего…).

За всё, что человек берёт, он платит собой. […всё, (что…),…].

Им не было никакого дела, смотрят ли на них люди. [ ], (ли…).

Разбирая задание №1, обращаем внимание на следующие особенности строения предложения:

На особенность присоединения к главному предложению придаточного.

Употребления союзов и союзных слов.

Виды подчинения.

Употребление частицы ли.

Задание №2: Разберите по составу слова: сжатие, памятны, переливаясь, лесистым, краснолесьем.

Задание №3: Выполните морфологический и фонетический разбор слова своё.

Для закрепления знаний выполняем следующее творческое задание:

Слайд №3.

  1. Конструирование предложений. Допишите предложения, добавив в них придаточные изъяснительные. 11Используйте при этом своё мнение о героях комедии А. С. Грибоедова 1 “Горе от ума”, их поступках, поведении.

Я убеждён в том, …

Я считаю, …

Я согласен с тем, …

Могу с уверенностью сказать, …

Мне интересна мысль, …

Задание проверяется устно.

Задание №4: Расставьте знаки препинания, определите вид придаточных, составьте схему.

Слайд №4.

Жизненная мудрость заключается в том что надо учиться радоваться всему что тебя окружает радоваться жизни какой бы тяжёлой она ни была.

(Е. Пермитин)

Слайд №5.

Жизненная мудрость заключается в том, что надо учиться радоваться всему, что тебя окружает, радоваться жизни, какой бы тяжёлой она ни была.

(Е. Пермитин)

Для отработки полученных знаний предлагаю небольшую проверочную работу, которую учащиеся выполняют на заранее подготовленных карточках.

  1. Проверочная работа.

Расставьте знаки препинания, составьте схемы предложений.

1. Знаешь я читала что бессмертны души.

(А. Ахматова)

2. О я была уверена что ты придёшь назад.

(А. Ахматова)

3. Я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.

(С. Есенин)

4. Стыдно мне что я в Бога верил
Горько мне что не верю теперь.

(С. Есенин)

После проведения проверочной работы предлагаю учащимся проверить себя.

Слайд №6.

1. Знаешь, я читала, что бессмертны души.

(А. Ахматова)

2. О, я была уверена, что ты придёшь назад.

(А. Ахматова)

3. Я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.

(С. Есенин)

4. Стыдно мне, что я в Бога верил.
Горько мне, что не верю теперь.

(С. Есенин)

  1. Заключительный этап урока.
  1. Дайте определение СПП с придаточными изъяснительными.
  2. Как отличить союз от союзного слова?
  3. Как отличаются придаточные изъяснительные от придаточных определительных?

Домашнее задание.  Опережающее задание - §8. Упр.60 (письменно), 64 (устно) из учебного пособия“Русский язык. 9 класс” под редакцией Бархударова С.Г., Крючкова С.Е., Максимова Л.Ю.,Чешко Л.А. и др. 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 9 классе по теме « Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительным и определительным» (конспект, презентация, проверочный тест)

Цели урока:научиться  различать СПП с придаточными изъяснительным и определительными  и производить их синонимическую замену;закрепить умения  правильно расставлять знаки препинания и с...

Конспект урока "СПП с придаточными изъяснительными" 9 класс

--------------------------------------------------------СПП с придаточными изъяснительнымиЦели: закрепить умение определять структуру СПП; расстав­лять знаки препинания; закреплять навыки правописания...

Конспект урока русского языка "Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным"

Цель:Обучающие:познакомить учащихся с  сложноподчиненным предложением с придаточным изъяснительным учиться находить сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным:определить к че...

Конспект урока для 9 класса по теме: "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными"

         Дата проведения урока  6  декабря 2012 года. Цели занятия, его план были открыты обучающимся, конкретны и побудительны для них. Замысел занятия реали...

Конспект урока по русскому языку: "Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными"

Урок "Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными" входит в раздел "Сложноподчинённые предложения".  Основная задача - систематизировать материал по синт...

Конспект урока русского языка "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными", 9 класс

Конспект урока русского языка "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными", 9 класс...

План- конспект урока русского языка в 9 классе .Тема "СПП с придаточными изъяснительными"

  Предлагаемый материал позволяет отойти от малопродуктивной репродуктивной  формы изучение материала. Способствует развитию самостоятельности детей, развитию их творческих способност...