План- конспект урока русского языка в 9 классе .Тема "СПП с придаточными изъяснительными"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

    Предлагаемый материал позволяет отойти от малопродуктивной репродуктивной  формы изучение материала. Способствует развитию самостоятельности детей, развитию их творческих способностей. Сделает урок более продуктивным, динамичным, запоминающимся. Материал, включенный в презентацию,несет воспитательную нагрузку, способствует повышению мотивации детей при подготовке к ОГЭ. Позволяет активизировать творческую и мыслительную деятельность, помогает совершенствовать коммуникативные навыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_uroka.docx23.02 КБ
Файл prez._spp_izyasn.pptx706.39 КБ

Предварительный просмотр:

  

              План-конспект урока русского языка в 9 классе.

Цели урока:

1. Формировать представление о СПП с придаточными изъяснительными, познакомить с их отличительными признаками.

2.Развивать умение давать синтаксическую характеристику предложения по схеме, находить придаточные изъяснительные в тексте, создавать свои предложения данного типа и находить и исправлять в них ошибки.

3.Способствовать формированию положительного отношения к знаниям, процессу учения. Содействовать воспитанию адекватного                 эмоционально-личностного отношения к явлениям окружающего мира.

Тип урока: ИНМ

Форма проведения: традиционная

Оборудование: Проектор, экран, учебник, карточки.

                     Ход урока:

1.Орг.момент.

2.Постановка целей и задач урока.

На доске пословица и слова: Ясный ум  и слово ясно. Значение? Ключевое слово? Верно ли подобраны однокоренные слова?

 ясный, объяснять, разъяснять, изъяснились,  изъяснилась.

-Найдите лишнее слово, ошибку. Почему? Что объединяет эти слова? Каково лексическое значение?

Мотивация: Я надеюсь, что и на нашем уроке вам всё будет ясно.

 Название следующего типа придаточных тоже является однокоренным словом к написанным на доске. Предположите, как будет называться? Чем будем заниматься на уроке? Что уже, исходя из названия, мы можем предположить о них. Тему записываем в тетрадь (слайд №1)

 3. А в чем особенность придаточных определительных? (Фронтальная работа)

4.Первичное усвоение новых знаний. (Работа в группах с учебником пар. 23)

Выявить отличительные особенности придаточных изъяснительных. Оформите запись в виде таблицы или кластера. Какие моменты надо  осветить? Вопрос, союзы, с. слова, схема и позиция придаточного, пример.

(слайд №2)

5. Первичная проверка  понимания.

 Выступление представителей всех групп. ( По одному пункту из каждой группы озвучить). Примеры предложений зачитать всем.(слайд№3)

Запись в таблицу.  Позже- один вслух передает эту информацию, далее опрос в парах. Взаимооценка.

6. Первичное закрепление.

(слайд№ 4) Слова Белинского кто-то зачитывает. Какую проблему затрагивает автор? Актуальна ли сейчас? Есть ли здесь СПП? Определите его тип, выпишите. ( Индивидуальная работа). Проверка.

(слайды № 5,6,7) Текст Гранина и на листах. Идея.

(Работа в парах) Найти  СПП с пр. изъяснительными, начертить их схему в тетрадь.

 (слайды 8,9) Фотографии.  Что они иллюстрируют? Представим, что мы на устном собеседовании , но нам сейчас достаточно составить одно предложение. Предлагаю начало: Я считаю, что … Какого типа получится предложение? Почему?. Работаем индивидуально.

- Проверка.

(слайд№10-12) Текст «Семь дочек». Идея? В чем сложность оформления такого текста на письме? (диалог, постановка знаков препинания). Представим, что мы на ОГЭ. Пишем изложение, какой прием сжатия употребим? (Преобразование прямой речи в косвенную). А какого типа предложения у нас получатся? Мотивация: Для чего еще надо знать пр. изъяснительные?

 Выбираем любое предложение и преобразовываем. Кому несложно, переделываем два или три. Сначала устно проговаривает один человек.

-Проверка.( У первых справившихся проверяю я, потом помощники идут по рядам).(слайд№13, фото).

(слайд№ 14)  Исправьте ошибки. В зависимости от времени или устно, или письменно.

(слайд№ 15) .Определите вид СПП ( Вывод: как отличим определит-е от итзъясн-х)

7.Д. З Теория в таблице. Или упр. 117 или 118+119

8. (слайд№ 16)  Рефлексия .Слова Г. Бокля и варианты  своих предложений. Кое -какие зачитываем. Оценка себе на полях.

 

               Самоанализ урока.

Тема урока: : Сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным

Дата проведения:15.12.2023

Учитель: Бидун Н.А.

Цели Цели урока:

1. Формировать представление о СПП с придаточными изъяснительными, познакомить с их отличительными признаками.

2.Развивать умение составлять схемы СПП, находить придаточные изъяснительные в тексте, создавать свои предложения данного типа .находить и исправлять в них ошибки.

3.Способствовать формированию положительного отношения к знаниям, процессу учения. Содействовать воспитанию адекватного                 эмоционально-личностного отношения к явлениям окружающего мира.

Тип урока: ИНМ

Форма организации : фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

Методы: элементы частично-поискового, проблемного метода.

Оборудование: Проектор, экран,  учебник, карточки

 

При планировании данного урока изучения СПП с придаточным изъяснительным главной задачей было подготовить материал , способствующий формированию навыков опознавания сложных предложений с придаточным изъяснительным, для осознания особенностей их построения и употребления.

На уроке  учитывались возможности учащихся, на некоторых этапах работа  дифференцировалась, это позволило учащимся реализовать свои потребности и способности.

Этап актуализации сопровождался проверкой домашнего задания (фронтально) . А сначала учащиеся самостоятельно сформулировали цели и задачи урока.

Этап изучения новой темы и последующего закрепления сопровождался презентацией и использовалась технология проблемно – поисковой деятельности. Главное на этом этапе - анализ языкового материала. Учащимся предложена самостоятельная работа  с учебником (теория, Пар. 23)и преобразование материала в кластер или таблицу с последующей проверкой, в том числе взаимопроверка.

В содержание урока были включены элементы обучения школьников творческой деятельности с опорой на литературный материал (цель: умение комментировать литературный пример), также выполнялось задание в разрезе подготовки к ГВЭ

Приёмы подведения итогов урока и рефлексия способствует развитию мыслительных операций, таких как умение анализировать, систематизировать, оценивать свою деятельность на уроке; был сделан общий вывод путём вопросов.

Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен.

Задание на дом сопровождалось объяснением учителя, объём и сложность соответствует данной теме.

Успех урока объясняется подбором форм и методов обучения, оптимальным темпом урока, атмосферой сотрудничества и взаимопомощи между учителем и учащимися.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СПП с придаточными изъяснительными

Слайд 2

На какие вопросы отвечает? К чему относится? Чем присоединяется? Как будет выглядеть схема? Пример.

Слайд 3

Отвечает на падежные вопросы. Относится к глаголам, реже к прилагательным. Присоединяется союзами и с.словами . Схема: [ гл. ] ,( что) Позиция любая.

Слайд 4

Нет сомнения, что охота пестрить русскую речь иностранными словами без нужды, без достаточного основания, противна здравому вкусу; но она вредит не русскому языку и не русской литературе, а только тем, кто одержим ею. В.Г.Белинский

Слайд 5

Уверен, что каждый человек рождается со способностью откли­каться на чужую боль. Думаю, что это чувство врожденное, данное вместе с инстинктами, с душой. Но если это чувство не употребляет­ся, не упражняется, оно слабеет и атрофируется. Упражняется ли милосердие в нашей жизни? Есть ли постоянная принуда для этого чувства? Часто ли мы получаем призыв к нему?

Слайд 6

Вспомнилось, как в детстве отец, когда проходили мимо нищих, а нищих было много в моем детстве — слепых, калек, просто просящих подаяние в поездах, на вокзалах, на рынках, — отец всегда давал ме­дяк и говорил: поди подай. И я, преодолевая страх, — нищенство не­редко выглядело довольно страшновато, — подавал. Иногда преодо­левал и свою жадность — хотелось приберечь деньги для себя.

Слайд 7

Мы жили довольно бедно. Отец никогда не рассуждал, притворяются или не притворяются эти просители, в самом деле они калеки или нет. В это он не вникал. Раз нищий — надо подать. Как теперь я понимаю, это была практика милосердия, то необхо­димое упражнение в милосердии, без которого это чувство не может жить. ( Д. Гранин )

Слайд 10

Семь дочек. Было у матери семь дочек. Однажды она поехала к сыну. Вернулась через неделю. Дочки стали говорить, как они скучали.

Слайд 11

«Я, мамочка, - сказала первая, - скучала по тебе, как маковка по солнечному лучу». «Я ждала тебя, - проговорила вторая,- как сухая земля ждет воды». «Родная, - промолвила третья дочь, - я плакала то тебе, как маленький птенчик плачет по птичке». «Мне было без тебя, - щебетала четвертая, - как пчелке без цветка».

Слайд 12

«Ты снилась мне, - произнесла пятая, - как розе снится капля росы». «Я высматривала тебя, - прошептала шестая, - как вишневый сад высматривает соловья». А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды – помыть ноги.

Слайд 14

1.Командир сказал, данное мне поручение было простым испытанием. 2.Он считал, что будто мы неправильно его поняли. 3.Во время беседы ребятам задали вопрос, что были ли подаренные книги им интересны

Слайд 15

1. На обрыве, что возвышался в светлом небе, чернела одинокая скамья. 2. Казалось, что город устал от зимы.

Слайд 16

Г. Бокль «Как приятно знать, что ты что-то узнал» Оцените себя по вопросам: Знаю о СПП с придаточными изъяснительными. Умею чертить схемы предложений. Я отвечал на уроке устно . Ничего не понял. Я могу себе поставить…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока русского языка 8 класс "Интонация, логическое ударение"

Разработка урока русского языка для аттестации на соответствие занимаемой должности...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

План-конспект урока русского язык, 8 класс

Урок русского языка в 8 классе с использованием сингапурских структур...

План-конспект урока русского языка (7 класс) на тему:" Причастный оборот.Определяемое слово и зависимое слово"

Конспект урока разработан в соотвествии с требованиями ФГОС.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цели как деятельность учеников.Метапредметные:М/п: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицирова...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только ч...