Конспект урока литературы в 5 классе по теме «Басни И.А. Крылова» «Чинов я пышных не искал…»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Балдина Елена Аркадьевна

Предлагаю Вам конспект урока по литературе в 5 классе по басням И.А.крылова, составленный по технологии "Сказка-творчество".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы в 5 классе по теме «Басни И.А. Крылова»

«Чинов я пышных не искал…»

Его басни переживут века!

К.Н.Батюшков

Описание материала: предлагаю вам конспект урока литературы в 5 классе по теме: «Басни  И.А. Крылова», составленный  по технологии «Сказка-творчество». Данный материал будет полезен учителям русского языка и литературы основной общеобразовательной школы.

Цели урока:

  • Образовательные:

- проверить знания обучающимися фактов биографии И.А. Крылова;

- проверить освоение обучающимися знаний о басне как жанре литературы;

- проверить знание текстов изученных басен И.А. Крылова, умение находить мораль басни, навыки выразительного чтения басен.

  •  Развивающие:

- развитие речи и творческого мышления обучающихся;

- формирование коммуникативной компетентности (формирование умения взаимодействовать в коллективной деятельности, развитие таких навыков обучающихся, как выразительное чтение и умение строить собственное устное высказывание).

  •  Воспитательные:

- воспитание культуры работы в группе;

- воспитание интереса к классической литературе.

Ход урока.

I. Благоприятное начало.

Славные путники, сегодня я буду сопровождать вас на пути к оазису «Добро». Но путь этот не прост, в нём будут и ловушки, и тяжёлые переходы, вам предстоит проявить многие свои качества, чтобы пройти его успешно. Но вы, я вижу, люди смелые, раз уж решили идти на поиски клада. И пусть светит вам звезда удачи.

Далее каждая группа придумывает для другой группы какой-либо знак, приносящий успех в деле поиска клада и обменивается жестом (это может быть изображение горящего факела, путеводной звезды, дружеского рукопожатия и т.д.) – на подготовку 2 мин.

II. Вхождение в сказку.

Первое препятствие на нашем пути это небольшая разминка (каждая команда задаёт вопросы другим командам – перекрёстный огонь). Ребята заранее готовят вопросы  и выбирают только те, которые не были заданы другими командами.

Примерный перечень вопросов:

1. В каком году и где родился И.А.Крылов?

2. Каковы увлечения молодого Крылова?

3. В каком году и какой сатирический журнал стал издавать молодой Крылов?

4. В каких видах литературного творчества проявил себя баснописец, кроме басен?

5. Свидетелем каких великих исторических событий был И.А.Крылов?

6. Где был поставлен 1-ый памятник баснописцу?

7. Во сколько лет Крылов написал свою первую басню?

8. Что такое басня?

9. Что такое мораль басни?

10. В каком городе проходила по преимуществу жизнь Крылова?

Молодцы! Справились с первым препятствием. Отправляемся дальше.

III. К кладу вас ведут капитаны – это самые надёжные, верные, умные, смелые люди. И сейчас они докажут, что смогут вести вас за собой.

Задание 1. Определите, кто из персонажей басен И.А.Крылова произнёс эти слова?

- Что за уха! Да как жирна:

Как будто янтарем подернулась она.

‎Потешь же, миленький дружочек!

 Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек!

 Еще хоть ложечку! Да кланяйся, жена!

- Изрядно, - говорит, - сказать не ложно,

Тебя без скуки слушать можно;

А жаль, что незнаком

Ты с нашим петухом;

Еще б ты боле навострился,

Когда бы у него немножко поучился.

- Друзья! к чему весь этот шум?

Я, ваш старинный сват и кум,

Пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры;

Забудем прошлое, уставим общий лад!

- Чем кумушек считать трудиться,

Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?

Задание 2. Попробуйте нарисовать их на доске закрытыми глазами.

IV. Работа по группам ( проверка домашнего задания). Итак, мы приближаемся к оазису «Добро», но чтобы в него попасть, нам нужно выполнить 3 задания:

1. Чтение по ролям басни «Квартет» ( наизусть).

2. Инсценирование басни «Ворона и лисица».

3. Чтение по ролям басни «Демьянова уха»

 Работа каждой группы сопровождается рядом вопросов:

1. - Смогли ли участники «Квартета» передать характеры персонажей?

- Кто вам понравился из героев? Почему?

 – Что вы можете сказать о характере героев? Какие известные выражения, связанные с образом того или иного героя, вам известны?

Например: мартышкин труд, драть козла, медведь на ухо наступил…

- Как вы понимаете значение данных выражений?

- Что больше всего заботит героев? Почему у них музыка не идёт?

- Кто разоблачает этих невежд? Кто такой невежда? А невежа?

- Как в басне высказана главная мысль?

- Какова мораль басни?

- В какой из этих пословиц передано содержание басни:

  • Дело мастера боится.
  • Мало знать – надо уметь.
  • Не спеши языком – торопись делом.

2. - Какие качества героев вы хотели передать своей игрой?

- Получилось ли у вас это?

- А как считают зрители?

- Какова мораль этой басни?

- Какие человеческие пороки высмеивает автор?

3. - Какая форма речи лежит в основе этой басни?

- Как ведёт себя Демьян по отношению к Фоке?

- В каких словах это отражается?

- Нравится вам такой хозяин?

- Какие качества высмеивает Крылов в этой басне?

- Чем отличается эта басня от предыдущих? (герои – люди)

V. Нравственный выбор жизненной позиции. Таким образом, выполнив данные задания, мы оказались в том самом оазисе «Добро». Люди оазиса подарили вам сундук с полезными вещами. Но в то же время они предостерегли вас и попросили передать, что эти вещи могут быть одновременно как полезными, так и приносящими зло.

Попробуйте представить ситуации, когда эти вещи могут приносить зло, а когда добро?

Из сундука представители команд достают вещи: жемчужное зерно, очки, булыжник, зеркало.

VI. Мотивация выбора. Вы шли к кладу долго и упорно, за это время вы узнали много о самом авторе и его баснях. а сейчас королева оазиса «Добро» решила устроить вам последнее испытание и проверить: на самом ли деле вы достойны клада?

Конкурс эрудитов.

1 этап. У вас на столах лежат листочки, вам нужно будет их соединить так, чтобы получилось крылатое выражение.

Молодцы! С первым этапом вы справились.

2 этап. У каждой группы лежат задачки, которые необходимо решить.

1 группа: Какое крылатое выражение вы вспомните, когда видите, что человек занимается не свои делом?

2 группа: Вы не хотите есть, а вас очень просят испробовать угощение. Что вы будете делать?

3 группа: В какой ситуации вы употребите фразу: «А Васька слушает да ест»?

4 группа: Какое выражение подойдёт в том случае, когда человек очень много успевает сделать?

Вот вы и получили тот самый клад, к которому так долго шли – это ваши знания.

VII. Итоговая работа.

- Интересно ли было путешествовать?

- Что было новым для вас?

- Что вызвало трудность при выполнении заданий?

- Почему же басни И.А.Крылова переживут века?

VIII. Домашнее задание.

  1. попробовать сочинить свою басню на тему школьной жизни
  2. прочитать басню «Мартышка и очки», найти мораль и объяснить её.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока литературы (11 класс) по теме "М.ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН» СВОЕОБРАЗИЕ ЖАНРА РОМАНА-ЭПОПЕИ. ДУХОВНЫЙ МИР ДОНСКОГО КАЗАЧЕСТВА"

Это первый урок в теме "М.А.Шолохов. Роман-эпопея "Тихий Дон". Цели урока: познакомить учащихся с особенностями жанра романа-эпопеи; через анализ текста узнать о духовном мире, жизненном укладе донско...

План-конспект урока литературы (11 класс) по теме "Роман М.А.Шолохова "Тихий Дон". Семья как хранилище нравственности"

Цели урока: размышление над вечными проблемами добра и зла, духовного и душевного здоровья семьи и нации; развивать умение анализировать текст, выделять в нём главное, сравнивать, сопоставлять;  ...

План-конспект урока (литература, 6 класс) по теме: Повесть Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок по повести Н.В. Гоголя « Ночь перед Рождеством».1. Цели:Образовательные: обеспечить усвоение новых понятий, актуализировать знания.Развивающие: создать условия для развития памяти, внимания и воо...

Конспект урока литературы 10 класс по теме А.П.Чехов. « Вишнёвый сад». Своеобразие образной системы и конфликта комедии.

История создания пьесы, определение особенности сюжета, конфликта, образной системы, роль подтекста, своеобразие жанра....

Конспект урока ИЗО 2 класс по теме:"Композиция – основа языка всех искусств. Иллюстрация к басне И. А. Крылова «Ворона и лисица»»

Конспект урока по ИЗО на тему: «Композиция – основа языка пластических искусств.  Иллюстрация к басне И. А. Крылова «Ворона и лисица»»Класс:2Цель урока: сделать иллю...

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы...