КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 6 Б КЛАССЕ МБОУ-СОШ №2 ГОРОДА АРКАДАКА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

                             Тема: «Мотив тоски и одиночества в лирике Лермонтова».

 

Тип урока: усвоение новых знаний в условиях реализации ФГОС

Цель урока: исследовать, какими средствами и приемами пользуются поэты, создавая образ природы и природных явлений, дать учащимся почувствовать красоту лермонтовских стихов.

Задачи урока:

Образовательные:

  • развить умение формулировать;

Развивающие:

  • осуществление системно-деятельностного подхода;
  • развитие критического мышления;
  • развитие внимания;
  • формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
  • развивать умение применять новые знания;
  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;
  • формирование логических умений;
  • развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
  • развитие умения формулировать проблему;
  • развитие умения групповой и парной работы.

Воспитательные:

  • воспитание интереса и уважения к поэту М.Ю. Лермонтова, познание поэзии;
  • воспитание ценностного отношения к слову;
  • развитие коммуникативных УУД:
  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
  • взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.

Творческие группы:

  • Исследователи
  • Художники, музыканты

Оборудование:

  • ПК;
  • Мультимедийная презентация к уроку.
  • Творческие работы учащихся(рисунки, презентации)

Структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Подготовительный этап
  3. Работа по группам.
  4. Анализ художественных произведений Творческий отчет групп
  5. Закрепление изученного материала.
  6. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
  7. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл suslova_g.p.docx23.02 КБ

Предварительный просмотр:

              КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 6 Б КЛАССЕ МБОУ-СОШ №2

                                      ГОРОДА АРКАДАКА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

            урок  проведён учителем русского языка и литературы Сусловой Г.П.            

                             Тема: »Мотив тоски и одиночества в лирике Лермонтова».

Тип урока: усвоение новых знаний в условиях реализации ФГОС

Цель урока: исследовать, какими средствами и приемами пользуются поэты, создавая образ природы и природных явлений, дать учащимся почувствовать красоту лермонтовских стихов.

Задачи урока:

Образовательные:

  • развить умение формулировать;

Развивающие:

  • осуществление системно-деятельностного подхода;
  • развитие критического мышления;
  • развитие внимания;
  • формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
  • развивать умение применять новые знания;
  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;
  • формирование логических умений;
  • развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
  • развитие умения формулировать проблему;
  • развитие умения групповой и парной работы.

Воспитательные:

  • воспитание интереса и уважения к поэту М.Ю. Лермонтова, познание поэзии;
  • воспитание ценностного отношения к слову;
  • развитие коммуникативных УУД:
  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
  • взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.

Творческие группы:

  • Исследователи
  • Художники, музыканты

Оборудование:

  • ПК;
  • Мультимедийная презентация к уроку.
  • Творческие работы учащихся(рисунки, презентации)

Структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Подготовительный этап
  3. Работа по группам.
  4. Анализ художественных произведений Творческий отчет групп
  5. Закрепление изученного материала.
  6. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
  7. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Подготовительный этап

Поэтическая разминка ( слайд 2 )

  • “Скажи- ка, дядя, ведь недаром...”
  • “Белеет парус одинокий”
  • “Тучки небесные, вечные странники...”
  • “Мы долго молча отступали...”
  • “На севере диком стоит одиноко...”
  • “Играют волны — ветер свищет...”
  • “А он, мятежный, просит бури...”
  • “Кто же вас гонит: судьбы ли...”

Вопросы классу: 

Ребята, как вы думаете, о чем же сегодня будет идти речь на уроке, отрывки из чьих произведений прозвучали?

Словарная работа

Мотив — устойчивый, значимый образ, постоянно повторяющаяся деталь.

Лейтмотив — основной мотив, главный ведущий.

Основные мотивы лирики:

  • Мотив действия и подвига;
  • Мотив странничества;
  • Мотив изгнанничества;
  • Мотив памяти и забвения;
  • Мотив одиночества.

Тема урока — творческого проекта

  • “Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова” (слайд 10)

Эпиграф.Учитель.

Никто не дорожит мной на земле
И сам себя в тягость, как другим.
Тоска блуждает на моём челе,
Я холоден и горд, и даже злым в толпе
кажусь...
(М.Ю. Лермонтов)

III. Работы по группам

Учитель: Мы продолжаем наше знакомство с удивительным миром лермонтовских стихов.

Стихотворение “Утёс”

Выразительное чтение стихотворения.

Ученик:

Нам было предложено задание:

подготовить выразительное чтение стихотворения и подумать над его смыслом. Определить его мотив, и нарисовать рисунок к этому стихотворению, обосновать свой выбор. (Учащиеся дают ответы, представляют рисунки и комментируют свой выбор)

Анализ стихотворения:

  • Какова композиция стихотворения?
  • Как называется противопоставление образов, настроений?
  • Для чего автор именно так выстроил композицию?
  • Каков мотив?
  • Какие тропы использует автор для раскрытия мотива?

Терминологический диктант 

  • Построение художественного произведения, расположение и взаимосвязь всех его частей, образов, эпизодов.
  • Необычайный порядок слов в предложении.
  • Противопоставление слов, эпизодов для выразительности мысли.
  • Повторение однородных согласных звуков
  • Образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным.
  • Перенесение человеческих черт на предметы и явления.
  • Переносное значение слова, основанное на схожестях предметов.

“Ключ” 

  • Композиция
  • Инверсия
  • Антитеза
  • Аллитерация
  • Эпитет
  • Олицетворение
  • Метафора

Краткий анализ 

  • Какова композиция стихотворения?
  • Как называется противопоставление образов, настроений?
  • Для чего автор именно так выстроил композицию?
  • Каков мотив?
  • Какие тропы использует автор для раскрытия мотива?

Энциклопедическая разминка 

Лазурь – светло-синий цвет, синева (устаревшее возвышенное), природная светло-синяя краска, оттенок синего цвета.

О цвете

Это цвет неба и моря. Он совмещает в себе какое - то противоречие возбуждения и покоя, вызывает ощущение холода и напоминает тени. Синяя поверхность кажется удаляется от человека, увлекает взгляд в глубину.

В христианской культуре синий цвет ассоциируется с непостижимыми тайнами, с вечной божественной истиной.

У многих народов он символизировал небо и вечность.

Стихотворение “Листок”

Работа с учебником. См. Стр. 163-164. Выразительное чтение по ролям (для инсценировки участвует 3человека)

Комментарий учащихся, ответы на вопросы 1,2,3,4(по учебнику)

  • Краткий анализ поэтического текста
  • Какова композиция произведения? (Каково его настроение?)
  • Какие тропы используются М.Ю. Лермонтовым в данном стихотворении?
  • Каков мотив?
  • Как показано одиночество?

Учитель: Итак, в стихотворении два характера, две судьбы, два состояния, два настроения. Кому сочувствуете вы и почему?

Листок — странник олицетворяет самого поэта, его чувства, его состояние души, его переживания, трагедию целого поколения “до срока созревшего”

Группа №2

Творческий отчет художников, фотографов и музыкантов.

Художники:

Не только поэты, но и художники в разное время создавали замечательные картины природы .Представление работ учащихся.

Ответы на вопросы участников группы:

  • Что объединяет все картины?
  • Есть ли сходство в описании природы поэтами и художниками?
  • Дайте оценку рисункам учащихся.

Музыканты:

Природа и музыка — эти два слова просто неотделимы друг от друга и чем-то очень похожи.

Предложены вопросы:

  • Как вы думаете, почему композиторы обращались к лермонтовскому стихотворению “Утёс”?
  • Почему именно музыкой они пытались раскрыть глубину чувств и мыслей лермонтовских произведений?

Звучит предложенный романс на стихотворение М. Ю. Лермонтова “Выхожу один я на дорогу...”Исполняет Бондаренко Алёна

Обобщение информации 

  • Чем вы сегодня пополнили свой багаж знаний?
  • С какими новыми терминами познакомились?
  • Каков лейтмотив произведений М.Ю. Лермонтова, изученных сегодня?
  • Каково впечатление от сегодняшнего урока?

Домашнее задание 

Выучить стихотворение “Утёс” либо стихотворение “На севере диком” (По выбору учащихся)

Вывод учителя:

Ребята, вы создали удивительную красоту — словом, рисунком, фотографией. Действовали как настоящие художники. Художники, писатели, поэты, живописцы, музыканты передают нам свое впечатление от того, что их особенно поразило, заставило затрепетать сердце.

Выставление оценок за урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по литературе в 7 классе

Методичкская разработка урока по литературе в 7 классе по программе Г.С. Меркина. Изучение сказа Н.С. Лескова "Левша" вызывает интерес у детей, но им трудно "разобраться" с лексикой произведения. В да...

Конспект открытого урока по литературе в 7 классе

Конспект открытого урока по литературе в 7 классе: "Н.С. Лесков.  «Левша». Особенность проблематики и основная идея повести"....

Конспект открытого урока по литературе в 7 классе на тему "Спешите делать добро!" ( По рассказу А.П.Платонова "Юшка"

Эпиграф к уроку "Спешите делать добро, пока не стало поздно!"Данный материал содержит конспект урока с презентацией, выполненной учащимися 7 класса...

Конспект открытого урока по литературе в 11 классе по теме: «Уж небо осенью дышало»

Цели урока: Обучающие: -приобщать учащихся к видению прекрасного в осенней природе через поэзию, живопись, классическую музыку. -формировать эстетический вкус в ходе знакомства с шедевр...

План-конспект открытого урока по литературе в 9 классе на тему: Анализ повести «Бэла» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» Подготовила учитель русского языка и литературы Чижова Светлана Николаевна.

        План-конспект  открытого урока по литературе в 9 классе на тему:Анализ повести  «Бэла» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»Подготовила учитель р...

Конспект открытого урока по литературе в 6 классе по теме "Мир древнерусской литературы"

Урок, посвященный новому празднику - Дню православной книги. Учащиеся знакомятся с историей праздника, с деятельностью первопечатника Ивана Федорова, а также повторяют и обобщают знания о возникновени...