Урок внеклассного чтения по произведениям В.Быкова о войне.
план-конспект урока по русскому языку на тему

Сегодня на уроке мы поговорим о войне… и не только о ней. Ведь война не обошла стороной ни один дом, ни одну семью как в России, так и в братской нам Белоруссии. Эта бывшая республика СССР сильнее всех остальных пострадала от фашистской  оккупации, каждый 4-й житель погиб во время войны. И поэтому наш урок мы посвящаем творчеству белорусского советского писателя В.Быкова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx429.35 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по творчеству В. Быкова. 65-летию Победы и Году Учителя посвящается.

Тема: Урок внеклассного чтения по произведениям В.Быкова о войне.

( повести «Сотников», «Обелиск»).  Пусть же никогда не черствеют наши сердца к завоеваниям и ранам войны. Нельзя строить будущее без памяти о прошлом…   (В.Быков)

Цель урока:

  1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя В.Быкова, текстами его произведений. Знать сюжет, идею произведений «Сотников», «Обелиск». На примере героев прочитанных книг раскрыть проблему нравственного выбора человека, его гражданского подвига;
  2. Способствовать развитию навыков самостоятельной работы с текстом художественного произведения. Совершенствовать монологическую речь учащихся.
  3. Воспитывать у учащихся такие качества, как патриотизм, готовность встать на защиту Родины. Развивать нравственные понятия: память о ВОВ, уважение к истории отечества.

Оборудование урока:

  1. Тексты произведений В.Быкова.
  2. Презентация к изучению биографии писателя.

 Эпиграфы  урока.

Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны,

В том, что они – кто старше, кто моложе –

Остались там, и не о том уж речь –

Речь не о том, но все же, все же, все же…

А. Твардовский

Фамилию учителя можно и забыть, важно, чтоб осталось слово “учитель”.

В.Астафьев

                        

 Ход урока:

  1. Оргмомент.

Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости. 2010 год – особенный. В этом году мы отмечаем знаменательную дату в истории нашей страны 65-летие Великой Победы, также текущий год объявлен Президентом страны как Год Учителя. Сегодня на уроке мы поговорим о войне… и не только о ней. Ведь война не обошла стороной ни один дом, ни одну семью как в России, так и в братской нам Белоруссии. Эта бывшая республика СССР сильнее всех остальных пострадала от фашистской  оккупации, каждый 4-й житель погиб во время войны. И поэтому наш урок мы посвящаем творчеству белорусского советского писателя В.Быкова.

  1. Слово учителя.

        Время листает страницы истории, стремительно бегут годы. Память человеческая удерживает из прошлого не все. Но есть события, свет которых никогда не померкнет.

Невиданная по своим масштабам, по своей напряженности и ожесточенности битва до сих пор глубоко волнует нашу литературу, остается одной из главных ее тем.

Память войны для советской литературы - богатейший источник художественного познания эпохи и человеческих характеров. Осваивали и осваивают эту тему писатели разных поколений - М. Шолохов и Л. Леонов, Л. Соболев и М. Стельмах, К. Симонов и О. Бергольц, А. Маковский и Ю. Бондарев, О. Гончар и И. Мележ, М. Алексеев и П. Нилин, А. Адамович и Д. Гранин, А. Ананьев и И. Стаднюк, В. Карпов и Г. Бакланов, В. Кондратьев, В. Астафьев, В. Воробьев, Г. Владимов.

Обращаясь сегодня к книгам первых послевоенных лет, убеждаешься: в ту пору были созданы значительные произведения, и поныне не утратившие своей ценности. Но вот прошло время, и в художественной картине войны засверкали новые краски, родились новые проблемы, к читателям пришли новые персонажи...

Исследуя природу подвига, военная проза последних десятилетий шла по пути анализа все более сложных обстоятельств и ситуаций, в которые ставила людей война, нащупывала многосторонние связи между внешними действиями героев и их внутренним миром.

Среди писателей "военной темы" В. Быков - один из наиболее известных. Он был участником войны и свидетелем трагических событий в Белоруссии, где каждый четвертый житель погиб от руки гитлеровцев. Типологически повести В. Быкова можно определить как героико-психологические, философско-нравственные. Во всех его произведениях война - это не только страшная народная трагедия, но и проверка духовных качеств советского человека, который не только разгромил фашизм, но и одержал над ним моральную победу.

Для Василия Быкова война - не далекое историческое прошлое. Война живет в нем как чувство высокого долга перед павшими, перед теми, кто выстоял и победил.

В одной из своих статей В. Быков писал: "Пусть же никогда не черствеют наши сердца к завоеваниям и ранам войны. Нельзя строить будущее без памяти о прошлом, нельзя пренебречь величайшим из человеческих потрясений - всенародным подвигом, преподавшим людям настоящего и будущего векопамятный урок свободолюбия и величия духа".

Военный материал для Быкова - тот хорошо знакомый плацдарм, где писатель решает злободневные нравственные вопросы: размышляет о духовной стойкости человека, его верности Родине, способности сохранить человеческое достоинство в самых крутых обстоятельствах.

Проблема выбора в условиях крайней, кризисной ситуации в большинстве произведений Быкова ставится так, что автор открыто и гневно выступает против трусов, предателей, карьеристов, эгоистов - хитрецов типа Овсеева из "Журавлиного крика", Задорожного из "Третьей ракеты", Блищинского из "Фронтовой страницы", Бритвина из "Круглянского моста", Рыбака из повести "Сотников".

  1. Сообщение учащегося о В.Быкове (Презентация).

  1. Обсуждение произведений:

«Сотников».

- Сюжет произведения ( краткий пересказ).

Вопросы для обсуждения:

1. Каковы ваши впечатления о героях повести В.Быкова «Сотников»?

2. Почему в одних и тех же обстоятельствах Сотников возвысился до подвига, а Рыбак морально погиб?

3. Возможно ли нравственное возрождение Рыбака? Справедливо ли винить Рыбака в том, что вопреки «щемящему чувству беды его не оставляла «последняя надежда на чудо».

 4. Как автор относится к тому и другому герою?

5. Ждали ли именно такого финала, могли ли предвидеть, что именно так завершится судьба героев?

6. Каковы человек и обстоятельства в их взаимодействии в произведениях В.Быкова?

7. Каковы представления писателя о героизме и героической личности?

8. Какие художественные приемы наиболее часто использует автор в повести «Сотников»? (детали-символы, внутренние монологи, эпизоды детства)

 9. Актуальна ли проблема повести?

ПРОБЛЕМА: человек в бесчеловечных обстоятельствах, преодоление ограниченных физических возможностей силой духа.

Повесть «Обелиск»

- Сюжет произведения ( краткий пересказ ).  Попробуем рассказать о сюжете от лица действующих героев повести: Ткачука, Коли Бородича, Мороза, Миклашевича.

Вопросы для обсуждения:

  1. Что помогало выстоять школьному учителю Олесю Морозу в повести "Обелиск"?
  2. Что сделало героями Олеся Мороза, ребят? Где истоки их героизма?
  3. Какие проблемы поставлены в повести, на каком материале решены?
  4.  Как решение этих проблем в повести "Обелиск" и перекликается с нашим временем?
  5. Что сближает героев вышеназванных повестей с героями других произведений В. Быкова ("Сотников" и др.)?
  6. В. Быков, как отмечает критика, владеет искусством писать полнокровные человеческие характеры, действующие в остросюжетных обстоятельствах. Насколько это свойственно для данных повестей?

5. Составление тезисов, отражающих особенности повестей В.Быкова о войне.

- Основная тема повести – война.

-Основная проблема творчества  нравственно-философская: человек в бесчеловечных обстоятельствах, преодоление ограниченных физических возможностей силой духа.

- В критике сложилось понятие – «быковский герой». Это – «рядовой всенародного подвига», как определяет  сам автор.

- Ситуация, в которую попадают и в которой действуют герои писателя, экстремальная, альтернативная, трагическая.

- Действие обычно сосредоточено на малом участке пространства и замкнуто в краткую временную протяженность, чаще всего это одни сутки.

- Языку произведения свойственна глубокая образность и философичность.

- Из художественных приемов наиболее часто используются автором  детали-символы (дорога, поле, пустая петля на виселице), внутренние монологи героев, эпизоды детства…

- Авторское отношение к героям и ситуация ощущается в системе образов и тоне повествования.

Слово учителя, итог урока:

Учитель… Каким он должен быть? (Ответы детей записываются на доске.) Плохой ли, хороший ли, учитель входит в жизнь каждого из нас и оставляет в ней глубокий след. Наверное, поэтому и создано  множество произведений, посвящённых учителю. Вспомните,  какие еще произведения об учителях мы читали.  (В.Распутин «Уроки французского»).

Да, настоящий учитель — это тот, кто помогает своим ученикам стать людьми, просто людьми. Настоящий учитель — это тот, кого помнят всю жизнь.

Домашнее задание. Написать творческую работу 

«Мои впечатления о прочитанном произведении». ( Нравственный выбор человека в нечеловеческих обстоятельствах, мой учитель, уроки доброты и нравственности и т.д.)

Урок  внеклассного чтения по повести В. Быкова «Обелиск» в 9 классе

Тема: Память о будущем.

Цель: Раскрыть нравственные истоки героизма нашего народа в Великой Отечественной войне

Развивать умение целостного анализа художественного произведения,

развивать связную монологическую речь .

Воспитывать духовно – нравственную личность, умеющую сострадать, помнить героическое прошлое своего народа

.Оборудование : портрет В.Быкова, выставка книг  о Великой Отечественной войне компьютер, интерактивная доска, презентация

Ход урока

I. Организационный момент.

Звучит запись песни  «За того парня» М. Фрадкина на стихи Р.Рождественского в исполнении Льва Лещенко

«Я сегодня до зари встану,

По широкому пройду полю,

Что-то с памятью моей стало

Всё, что было не со мной, помню.

Бьют дождинки по щекам впалым,

Для Вселенной двадцать лет - мало,

Даже не был я знаком с парнем,

Обещавшим - я вернусь, мама.

А степная трава пахнет горечью,

Молодые ветра зелены,

Просыпаемся мы,

И грохочет над полночью

То ли гроза,

То ли эхо прошедшей войны»

II Введение в тему

1.Ученик читает отрывок из «Реквиема» Р. Рождественского

Песню свою оправляя в полет,

Помните о тех,

Кто уже никогда не споет,

Помните!

Во все времена

Бессмертной  земли

Помните!

К мерцающим звездам

Ведя корабли,

О погибших помните!

Встречайте трепетную весну,

Люди Земли !

Убейте войну,

Прокляните войну,

Люди земли

Мечту пронесите через года

И жизнью наполните

Но о тех,

Кто уже не придет никогда,

Заклинаю,помните!

Показ слайдов о войне 2-9.

2. Слово учителя

Сегодня мы будем говорить о войне. Война - это слово на устах народов мира выжжено огнем и пулями в душе каждого человека, кого коснулось это страшное событие. Война- это горе и страдания, плач и слезы, гибель десятков миллионов  людей. Она стучится в каждый дом, приносит беду. Война – это когда у народа один враг, который топчет родную землю, убивает женщин стариков, детей. Война не щадит никого. Одна доля и одна могила достается  человеку. Но нужно найти в себе силы противостоять врагу, защитить себя и своих близких. Сегодня мы будем говорить с вами о том, как ведет себя человек на войне. На доске цитаты о войне.

Слайд  11 «Война загоняет человека в угол. Пытается лишить его  чести, оклеветать, вывернуть и перемолить его душу. А он стоит. А он все выносит»

«Речь идет не только о силе оружия. Мои герои чаще всего безоружны. Вооружены они лишь душой» Эти слова о войне принадлежат белорусскому писателю В. Быкову

III.Изучение нового материала

1.. На экране появляется портрет писателя В. Быкова.

 Слайд  12

Ученик рассказывает о писателе:

 Василий  Владимирович  Быков  родился в 1924 году в крестьянской семье на Витебщине. До войны учился в Витебском художественном училище. Когда началась война, Быков обучался в Саратовском пехотном училище ускоренного выпуска. Девятнадцатилетний младший лейтенант отправляется на фронт. Он участвует во многих военных операциях, и пережить ему пришлось немало. Об этом говорит такой факт: на обелиске на одной из братских могил под Кировоградом в длинном списке погибших есть и его фамилия. Спасся он от смерти случайно: будучи тяжело раненным, выполз из избы, которую через несколько минут снесли прорвавшиеся фашистские танки. Воевал Быков на территории Украины, Белоруссии, Румынии, Венгрии, Австрии. Был ранен два раза. Демобилизовался лишь в 1955 году. Сотрудничал в газетах Белоруссии.

Первые рассказы Быкова не о войне, а о послевоенной жизни сельской молодежи: "Счастье", "Ночью", "Фруза". В 1956-1957 годах он создает первые военные рассказы.

За повести "Обелиск" и "Дожить до рассвета" В. Быков удостоен Государственной премии СССР. В 1984 году писателю присвоено звание Героя Социалистического Труда. Слайд 14

2. На экране книги В.Быкова о войне.

Слайды. 15-16

Тема войны - основная тема в творчестве талантливого белорусского прозаика Василя Быкова. Но первые военные рассказы он создает только в 1956-1957 годах и остается верным военной теме и в последующих своих произведениях. «Журавлиный крик», «Фронтовая страница», «Третья ракета», «Альпийская баллада», «Западня», «Дожить до рассвета», «Обелиск», «Сотников», «Волчья стая», «Знак беды». Это далеко не полный перечень его произведений о войне.

3. Слово учителя

.Цель и задачи урока. Сегодня на уроке мы познакомимся с повестью В. Быкова «Обелиск» Мы будем советоваться с писателем, проследим мотивы поступков и выбора его героев, мы все вместе еще раз прочитаем, как те же проблемы, что волнуют нас, решил для себя простой сельский учитель Олесь Иванович Мороз 70 лет тому назад.

4. Беседа по вопросам :

  • Какие проблемы поставлены в повести?
  • Где происходят события, описанные в произведении? Какое значение в раскрытии идеи имеет место повести.
  • Назовите главные нравственные координаты повести «Обелиск».
  • Что сделало героем   Олеся Ивановича Мороза?

5. Самостоятельная работа с текстом произведения.

Учитель.

 Школа. Начало начал. Здесь истоки характеров, идеалов, убеждений. Найдите в тексте примеры, подтверждающие «часы ученичества», полученные ребятами в школе. Докажите, в чем прочность родства детей и учителя. Какие качества воспитывал Мороз в своих учениках

6. Свободный микрофон

  • Как ребята усвоили уроки своего учителя?
  • На что рассчитывали фашисты, объявив: придет Мороз – учеников отпустят? Что им было выгоднее : чтобы он пришел или нет?
  • Почему Мороз сделал именно такой выбор ?

IV.Закрепление

1. Работа в группах. Дискуссия. Кто прав в споре, который ведется на страницах повести?

Первая группа согласна с мнением Ксендзова: Мороз не совершил никакого подвига.

Довод ? Он не убил ни одного фашиста, а в то время это было самым важным. Убей хотя бы одного врага, и ты приблизишь час Победы. «Убей его! – называлось так и стихотворение Симонова»

Вторая группа доказывает что поступок Мороза – подвиг, аналогов которому мало в истории. Один из учащихся рассказывает о подвиге польского педагога - писателя  Януша Корчака, который с приходом немцев продолжал учить и воспитывать сирот варшавского детского дома. Его вместе с детьми с хватили и бросили в концлагерь, а потом повели на гибель. Конвоир узнал своего любимого писателя: - Вы можете остаться. -А они?  Януш Корчак показал на детей. -Нет, они пойдут туда. -Тогда я пойду вместе с ними. И за ними закрылась дверь газовой камеры.

2. Работа с текстом.

 Задание : близко к тексту опишите обелиск. На какие детали вы обратили внимание? Кому и за что ставят обелиски? Почему повесть названа «Обелиск»?

V.Обобщение

Рефлексия.

Слайд 16

«Вам памятник, учителя,

Я высек бы из красного гранита,

Установил бы на просторе,

Большое человеческое сердце»

Эти слова принадлежат поэту А.Дусенбиеву.»

-Какой бы вы памятник поставили учителю Морозу?

- Так что заслужил Мороз: забвения или памяти?

- Что совершил при жизни? Какой след он оставил?

- Прослеживается ли связь поколений, в чем она?

- Мороз — Миклашевич- Витька. (нравственная преемственность поколений).

- Какие человеческие качества дают силу выстоять Морозу и его ученикам?

VI. Итог урока.

 Слово учителя.

 Обелиск – это наша память, она должна быть увековечена не только в монументов, но и в душе каждого человека. Память не имеет права быть успокоенной, музейной. Память – не абстрактное понятие, она в конкретных делах во имя будущего, в бережном отношении к прошлому, потому что, действительно, «если мы войну забудем, вновь придет война». «Обязанность быть человеком не кончится вместе с войной, и для выполнения этой обязанности потребуется героическое сердце, пока все люди не станут людьми.     (Ю. Фучик)  

 Слайд 17

VI.Домашнее задание. Написать сочинение – размышление «Память о войне»  

Что помогало выстоять школьному учителю Олесю Морозу в повести "Обелиск" и пулеметчику Левчуку в повести "Волчья стая"? Что сделало героями Олеся Мороза, Левчука, Грибоедова? Где истоки их героизма? Что сближает героев вышеназванных повестей с героями других произведений В. Быкова ("Сотников", "Дожить до рассвета" и др. )? Какие проблемы поставлены в повестях, на каком материале решены? Как решение этих проблем в повестях "Обелиск" и "Волчья стая" перекликается с нашим временем? В. Быков, как отмечает критика, владеет искусством писать полнокровные человеческие характеры, действующие в остросюжетных обстоятельствах. Насколько это свойственно для данных повестей? На предложенные вопросы можно ответить следующим образом. Вопрос первый. О месте произведений В. Быкова в советской литературе о Великой Отечественной войне было сказано выше. Однако можно добавить. Василий Владимирович Быков родился в 1924 году на Витебщине в крестьянской семье. В предвоенные годы учился в Витебском художественном училище. Когда началась война, добровольцем ушел на фронт, участвовал во многих боях, был дважды ранен. Военные дороги В. Быкова пролегли по полям и городам Украины, Румынии, Венгрии, Австрии. В личном архиве писателя хранится документ с грифом Министерства обороны СССР, в котором отмечается, что командир взвода 399-го стрелкового полка лейтенант Быков Василий Владимирович убит 10 февраля 1944 года и захоронен на центральном кладбище в деревне Большая Северинка Кировоградской области. Пережитое и явилось для Быкова главным источником знания войны и природы человеческого поведения на войне. "Узнал много тревог за себя, за Родину и за судьбу человечества также. ", - признается Быков в автобиографии. После демобилизации в 1955 году долгое время сотрудничал в газетах. Уже первые произведения В. Быкова - "Смерть человека" и "Озорник" (1955), повести "Журавлиный крик" (1959) и "Измена" (1961) посвящены грозным событиям войны. В 1962 году выходит на русском языке повесть В. Быкова "Третья ракета", ставшая заметным явлением в литературе о Великой Отечественной войне. Эта повесть была отмечена республиканской премией имени Якуба Колоса. В последующих произведениях - повестях "Фронтовая страница" (1963), "Альпийская баллада" (1964), "Западня" (1964), роман "Мертвым не больно" (1965) - писатель продолжает изображать героические события военных лет. На протяжении 60-70-х годов В. Быков создает целый ряд произведений, в которых убедительно и ярко рассказывает о мужестве и героизме советских людей в борьбе против немецко-фашистских оккупантов. Это повести "Дожить до рассвета", "Волчья стая", "Сотников", "Обелиск", "Круглянский мост", "Атака с хода", "Его батальон". За повести "Обелиск" и "Дожить до рассвета" В. Быков удостоен государственной премии СССР. В 1984 г., в год его 60-летия, писателю присвоено высокое звание Героя Социалистического труда. Ч. Айтматов говорит о В. Быкове как о писателе, который, ". пройдя горнило войны, выстрадав сполна горькое лихолетье партизанской Белорусии, сказал в послевоенной литературе свое сокровенное, неповторимое, преисполненное беспощадной правды и сыновней боли слово от имени всех тех, тогдашних восемнадцатилетних солдат, коим выпало, пожалуй, самое трудное, - трагическая героическая доля".

1(3).jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по литературе и географии «Берегите природу» (урок внеклассного чтения по произведениям М. Пришвина и В. Бианки)

Цели урока: 1. Познакомить учащихся с творчеством Михаила Пришвина и Валентина Бианки. 2. Рассмотреть особенности природы средней полосы России по временам года.Задачи урока: 1. Учить детей получат...

Брошюра "Писатель и время" (уроки внеклассного чтения по произведениям зарубежных писателей)

Брошюра "Писатель и время" (уроки внеклассного чтения по произведениям зарубежных писателей)...

Урок внеклассного чтения по повести В.Быкова "Обелиск" в 9 классе

Тема: Память о будущем.Цель: Раскрыть нравственные истоки героизма нашего народа в Великой Отечественной войнеРазвивать умение целостного анализа художественного произведения,развивать связную монолог...

Духовно-нравственное воспитание на уроках внеклассного чтения по произведениям Альберта Лиханова

Работа представляет собой материалы к  урокам внеклассного чтения (5 - 9 классы) по произведениям Альберта Анатольевича Лиханова, писателя, общественного деятеля, Председателя Российского детског...

Урок внеклассного чтения по произведениям Е. Мурашовой "Одно чудо на всю жизнь" и "Класс коррекции" для учащихся 8 класса.В произведениях

В произведениях Е. Мурашовой поднимаются важные социально-нравственные проблемы милосердия, толерантности, дружбы, взаимопонимания. Дети познакомятся с биографией писательницы, поразмышляют о современ...

Урок внеклассного чтения по повести В.Быкова "Пойти и не вернуться"

В. Быков писатель-фронтовик. Видел и пережил Быков так много, что сама жизнь его могла бы стать сюжетом для повести или романом. Например: на обелиске одной из братских могил под Кировоградом в списке...