Словообразовательный разбор слова, 6 класс.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Сафонова Ольга Ивановна

Конспект урока для 6 класса к УМК М.Т. Баранова. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_slovoobrazovatelnyy_razbor_slova_6_klass.docx23.92 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока «Словообразовательный разбор слова»

      6 класс основной школы. Программа №1.  Уровень подготовки учащихся:1/3 часть класса - учащиеся средней подготовки, 2/3 слабые.

      Классический урок изучения новой словообразовательной темы. Программная тема: Словообразовательный разбор слова. Разговорная тема не заявлена.

       Специальные цели урока: 1) повторить способы словообразования; 2) рассмотреть словообразовательный разбор слова, научиться отличать его от морфемного способа образования слова; 3) развивать практические навыки словообразовательного анализа слова; 4) уметь производить словообразовательный разбор слова; 5) попутное повторение орфографии, пунктуации, морфологии.

        Общепредметные цели: 1) развивать логическое мышление учащихся; 2) умение самостоятельной работы с книгой.

        Средства обучения, оборудование:

- Русский язык. Учебник для 6 кл./ М.Т. Баранов и др.- М., 1997

- Рукописные: а) опорная таблица и б) таблица-алгоритм.

Ход урока

1. Оргмомент. Здравствуйте, ребята! Запишите в тетрадях сегодняшнее число и новую тему урока «Словообразовательный разбор слова». Будем учиться отличать его от разбора слова по составу или морфемного.

 Для начала проведем словарную пятиминутку.

На доске записаны шесть слов с непроверяемыми гласными. Давайте запишем эти слова к себе в тетради и будем проговаривать их.  

(поскользнуться; сноровистость; оснащение; снарядиться; тарифицировать; растасовывать).

  1. Записываем в тетрадь, подчеркиваем непроверяемые гласные, расставляем ударение, выделяем корни.
  2. Необходимо запомнить эти слова,  как они пишутся.
  3. Ниже запишем эти же слова по слогам: по-сколь-знуть-ся; сно-ро-ви-сто-сть; о-сна-ще-ни-е; сна-ря-дить-ся;та-ри-фи-ци-ро-ва-ть; рас-та-со-вы-ва-ть.
  4. Значение слов: поскользнуться- оступиться на скользком месте или ошибиться, оступиться в каком-либо месте; сноровистость- это качество ловкого и расторопного человека, обладающего сноровкой в чем-нибудь; оснащение- от слова оснастить, т.е оборудовать снастями. Снабдить всеми необходимыми техническими средствами; снарядиться- устроить, снабдить всем нужным, готовить, улаживать, снаряжать; тарификация- франц. установление тарифа (система ставок, определяющая размер платы за различные услуги на основе той или иной классификации объектов обложения или оплаты); растасовывать- перебирать. Перекладывать, делать повторяющими движениями.

2. Повторение материала, базового для новой темы.

Учитель: на прошлом уроке мы изучали состав слова и словообразование. Давайте вспомним, какие способы словообразования существуют в русском языке? (от 1-го слова и от 2-х. Приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение с помощью гласн. о,е, бес соед.гласн., переход из 1 части речи в другую).

Учитель: Что такое морфема?(значащая часть слова); Какие морфемы вы знаете? (приставка, корень, суффикс, окончание, постфикс);

Посмотрите на слова, которые записаны на доске и определите, какими способами они образованы? Потемнеть(пристав.), автозаводской (суффикс.), соединять (пристав-суф.), переход (бессуфиксн.).

Теперь обратимся к таблице и повторим этапы разбора слова по составу. Что такое разбор слова по составу? (это выделение частей, из которых состоит слово).

 Окончание

Для определения окончания необходимо изменить слово и выделить изменяющуюся часть

Основа

Основа слова определяется с помощью отсечения окончания. Часть слова без окончания и является основой

Корень

Корень выделяется с помощью подбора однокоренных слов и является их общей частью

Суффикс

Суффикс выделяется путем подбора различных однокоренных слов, а также слов с аналогичными частями

Приставка

Приставка определяется по схеме аналогичной  определению суффикса

И разберем по составу слово улетают.

Учитель записывает слово на доске, учащиеся в тетрадь.

И так: улетают

1.Окончание –ют. Улетают - улетает, улетаешь.

2.Основа слова –улета-.

3. Корень –лет- Улетают - прилет, прилететь, летать.

4. Суффикс –а-

5. Приставка –у- Улетает - прилет, летать.

3. Сообщение нового материала.

Словообразовательный разбор слова- это выяснение того, как образовано данное слово, т. е. от чего и с помощью чего.

Посмотрим на таблицу плана словообразовательного разбора слова, которая вывешена на доске.

             Процесс

              Примеры

Дать толкование лексического значения анализируемого  слова

Писатель – человек занятый написанием чего-либо

Сравнить состав анализируемого слова с однокоренными; выявить ту часть ( или части) слова, с помощью которой оно образовалось

Писатель – писать;-тель

Определить, от чего образовано слово

Писатель – от основы писа- слова писать

С помощью чего образовано и способ образования

Учитель записывает еще раз на доске слово улетают, проговаривая, ученики записывают в тетрадь.

  1. Словообразовательный анализ.
  1. Улетать – летя, направляться куда-нибудь.
  2. Улетать – улет, полет, прилетать, лететь, летать.
  3. Образовано с помощью приставки у- от основы слова «летать».
  4. Способ образования – приставочный.

 

Учитель: Ребята, откройте учебник на стр. 63 и прочитайте теорию параграфа 29.

1 ученик читает вслух определения. 2-й раз читают все про себя. Необходимо выучить определение порядок разбора за 2-3 минуты.

Вопрос: Чем отличается словообразовательный разбор слова от разбора слова по составу?(по составу: выделение окончания, основы, суффикса, приставки, корня, а словообразовательный разбор: это лексическое значение слова, нужно подобрать однокоренные слова, определить от чего образована основа слова).

На стр. 64 нашего учебника выполним упр. 163. Начертите такую же табличку у себя в тетрадях. Устно прокомментируем те примеры, которые даны в табличке, а остальные слова разберем все вместе. По цепочке.

Разбор слова по составу

Словообразовательный разбор слова

Сверхсекретный

Завхоз

Сверхсекретный         секретный

Завхоз         заведующий хозяйством      

Внештатный

Раскрасавиц

Спецкор

Подгруппа

Предгрозовой

Сбербанк

Внештатный          вне штата

Раскрасавиц          красивый

Спецкор         специальный корреспондент

Подгруппа           группа

Предгрозовой          перед грозой

Сбербанк        сберегательный банк

       Слова для разбора: внештатный, раскрасавиц,  спецкор, подгруппа,

предгрозовой, сбербанк.

Сделаем вывод: Чем отличается разбор слова по составу от словообразовательного разбора? (по составу - выделение всех морфем; словообразовательный - выделение морфем, от которых образовалось данное слова).

Следующее упражнение выполним на доске, учитель диктует слова для разбора.

Задание: составьте словообразовательную цепочку по образцу. Ученики по очереди выходят и делают упражнение на доске.

Образец: Красноватенький- красноватый- красный.

Слова для выполнения задания: Доледниковый (ледниковый, ледник); пересоленный (соленный, соль); долголетие (долгий); сверхготовность (готовность); ненаучный (научный, наука); раскрасавец (красавец); бесчеловечный (человечность, человек).

Следующее упражнение, выполняется аналогично предыдущему. Его вы выполните самостоятельно, а потом проверим.

Восстановите слова, которые в словообразовательном ряду находились между исходными и полученным словом по образцу.

Образец учитель записывает на доске. Лесочек - лес; лесочек – лесок – лес.

Слова для выполнения упражнения:

Болезненность – боль (болезнь); приукрасить – красить (украсить); разговорчивость – говор(разговор); сверхзащитный – защита (защитный

*  Задание 1-го уровня один ученик выполняет на доске. После которого получает отметку в журнал. Все остальные выполняют вместе с ним в тетрадях.

•   Восстановите словообразовательную цепочку;

Собирательница      <— ... <—       собирать (собиратель)

Вдумчивость            <—...<—       дума (вдумчивый)

Лесничество             <—... <—       лес (лесник).

Задание на словообразовательный разбор слова. Ученики по желанию комментируют порядок разбора.

Разберем слово зеленоватый

  1. Зеленоватый- оттенок зеленого цвета.
  2. Зеленоватый – зеленый, образовано с помощью суффикса –оват-
  3. Основа зелен из слова зеленый.
  4. Суффиксальный способ словообразования.

Итоги урока: Сегодня мы познакомились со словообразовательным разбором слова и научились отличать его от разбора слова по составу. А также узнали, что из слов можно составить словообразовательные цепочки.

Учитель: ответьте на вопросы:

  1. какие пункты включает в себя словообразовательный разбор слова?
  2. А из каких частей состоит разбор слова по составу?
  3. Какие типы словообразования вам известны?

 Происходит подсчет ответов учеников и выставление оценок за урок.

Домашнее задание.

1.Теоретическое: Выучить определение словообразовательного разбора слова и запомнить пункты этого разбора. Учебник стр. 63., параграф 29.

2. Выполнить упражнение.

Разберите слова по составу и сделайте словообразовательный анализ следующих слов по образцу:

  1. Кипят-иль-ник

1.кипятильник- аппарат для кипячения воды;

      2.кипятильник – кипятить (-иль-, -ник-);

     3.основа образована от –кипяти- из слова кипятить.

Слова для разбора: наклейщик, разбрасыватель, уравновесить, доброжелательность, наконечник, безболезненный, добросить, разбрасывать, безделушка.

1. На-клей-щик

1) наклейщик – человек, который наклеивает что-либо на определенные поверхности.

2)наклеить (ить)

3) основа –наклей из слова наклеить

2. Раз-брас-ыва-тель

  1. разбрасыватель – тот, кто разбрасывает какие-либо предметы.
  2. Разбрасывать (тель)
  3. Основа – расбрасыва- от слова бросать

      3. У-равновес-ить

      1) уравновесить – установить равный вес.

      2) равновесие (ить).

      3) основа –уравновеси- от слова равновесие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок "Морфемный и словообразовательный разбор" в 6 классе

Для проведения урока использован дифференцированный материал с учетом национально-регионального компонента....

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме: "Морфемный и словообразовательный разбор слов"

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме: "Морфемный и словообразовательный разбор слов"...

Презентация к уроку русского языка "Морфемный и словообразовательный разбор слова"

Данный урок является одним из заключительных  в теме «Морфемный и словообразовательный разбор слова».  Эта тема значима в курсе школьного предмета "Русский язык", поэтому систематизации и об...

Урок русского языка в 6 классе "Морфемный и словообразовательный разбор слова"

Урок обобщения знаний по теме "Словообразование" в 6 классе по УМК Ладыженской...

Презентация к уроку "Морфемный и словообразовательный разбор слова" 6 класс

Презентация к уроку обобщение материала по теме "Словообразование" 6 класс по УМК Ладыженской...

«Морфемный и словообразовательный разбор слов»

Методическая разработка направлена на совершенствование навыка морфемного  и словообразовательного разбора слов...

Проверочная работа по русскому языку по темам: морфемный и словообразовательный разбор, морфологический разбор глагола, синтаксический разбор предложения

Данную поверочную работу можно использовать в 6 классе после прохождения разделов: "Прилагательное" и "Глагол". А также при подготовке к ВПР....