Модульная организация образовательной деятельности как средство управлением обучения на уроках русского языка
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему

Модульная организация образовательной деятельности как средство управлением обучения на уроках русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modulnaya_tehnologiya.rar218.2 КБ

Предварительный просмотр:

Цели введения модульной технологии:

  • формирование умения учащихся самостоятельно учиться;
  • развитие рефлексивных способностей школьников.

Учебный модуль представляет собой содержание двух блоков:

  1. блок учебных единиц, объединенных в логическую структуру учебной темы (учебное содержание);
  2. блок алгоритмического предписания, то есть учебных действий, объединенных в технологию овладения учебным содержанием.

Каждый урок представляет собой элемент системы уроков. В ней реализуются актуализация опорных знаний, формирование новых понятий и способов действий, применение знаний в упражнениях разного уровня сложности.

Модули позволяют перевести обучение на субъектную основу, индивидуализировать работу с отдельными учащимися, дозировать индивидуальную помощь, изменять формы общения учителя и ученика.

Учащиеся самостоятельно проходят в учебном процессе этапы:

цель          мотив           действие             средство            результат          оценка.

Каждый этап организации деятельности сопровождает рефлексия, так как при возникновении затруднений без самостоятельного выявления ошибок и их причин не будет обеспечен требуемый уровень достижения цели.

Учебный процесс протекает в условиях мотивированного включения школьника в познавательную деятельность. Ученик сам оперирует учебным содержанием, поэтому оно усваивается осознанно и прочно, а также идет процесс развития интеллекта ученика, формируется способность к самообучению, самообразованию, самоорганизации.

Особенности организации учебного процесса.

  • Перед изучением новой темы идет глубокая проработка учителем учебного содержания и выделение учебных единиц, которыми необходимо овладеть учащимися.
  • Составляется технологическая карта, в которой на каждый урок определяется содержание (ЗУН) и технология его освоения.
  • На каждом уроке учащиеся самостоятельно анализируют тему урока и определяют учебные задачи.
  • При освоении нового материала решают учебные задачи: наблюдают, сравнивают, работают с несколькими источниками, делают выводы, осуществляют проверку правильности своих результатов, в случаях затруднения ищут ошибки, выявляют их причины, то есть проводят рефлексию своей деятельности.

Результат освоения нового материала учащиеся оформляют в виде лекционно-опорного конспекта (работают по своему выбору: индивидуально, в паре, в группах, коллективно).

На уроках формирования новых понятий используется стабильное     пособие – учебный комплекс под редакцией С.М.Львовой, справочные материалы, словари, энциклопедии по русскому языку.

  • На уроках отработки и углубления знаний, умений, навыков учащиеся учатся разворачивать схему (ЛОК – логический опорный конспект) в связный рассказ на лингвистическую тему, планировать свою учебную деятельность, выбирая тип задания, продумывая способ его выполнения. Осуществляют само и взаимоконтроль.
  • По итогам изучения темы проводится урок контрольного минимума, целью которого является выявление уровня освоения темы.
  • На последующем уроке  коррекции и углубления знаний учащиеся на основе выполненных заданий контрольного минимума определяют область недостаточного усвоения темы или утверждаются в успешном ее освоении. Заполняют маршрутный лист, в котором прослеживается дальнейшее индивидуальное продвижение в теме.

Выбирают средства обучения: задания для коррекции знаний и устранения пробелов  или задания для углубления знаний (новый дополнительный материал по теме, упражнения повышенной трудности, творческие задания).

Выбрав средства обучения, при необходимости учащиеся могут обратиться за помощью к другому ученику или учителю.

Также учащиеся выбирают темп работы, вид контроля.

  • В заключение изучения темы проводится урок итогового контроля и урок творчества.
  • Как правило, результаты общей и качественной успеваемости изучения темы на итоговом контроле выше, чем на уроке контрольного минимума.

Результаты изучения темы «Деепричастие» (7 класс)

      %

100 -

  90 -                                                                                        - контрольный минимум

  80 -

  70 -                                                                                                

  60 -                                                                                        - итоговый контроль

  50 -

  40 -

  30 -

  20 -

  10 -

        успеваемость                качество

Наблюдения в течение двух лет (2010-2012 гг.) показывают рост качественной успеваемости, улучшение результатов по формированию общеучебных и специальных умений и навыков, развитие самостоятельной и рефлексивной деятельности, более высокую степень реализации творческого потенциала учащихся.

Модульная программа по теме

«Деепричастие» (7 класс).

Цели:

  • Формирование понятий: деепричастие, деепричастный оборот, обособленный член предложения.
  • Формирование ЗУН:
  • знать: что такое деепричастие, его функция в языке, виды деепричастий, морфологические признаки деепричастия; что такое деепричастный оборот, его функция в языке;
  • уметь:  образовывать деепричастия, правильно выбирая суффикс, различать деепричастия совершенного и несовершенного вида, отличать деепричастия от других частей речи, правильно писать НЕ с деепричастиями, выделять на письме запятыми деепричастия и деепричастные обороты.
  • Формировать ОУУН: работа с учебной литературой; подготовка развернутого выступления по теме, схематизация текста; умение сравнивать, обобщать, делать выводы, навыки самодиагностики и самоанализа.
  • Воспитание интереса к русскому языку через развитие грамотной правильной речи, обогащение знаний по истории языка, работу с анализом текста.


Технологическая карта модуля «Деепричастие» (7 класс).

Дата

Тема урока

Кол-во часов

Содержание знаний учащихся

Тип урока

Форма работы

Форма контроля

Формирование общеучебных умений и навыков

Деепричастие       как часть речи.

Морфологический разбор деепричастия.

1

Должны знать:

  • что такое деепричастие;
  • его функцию в русском языке;
  • морфологические признаки деепричастия;

Должны уметь:

  • отличать деепричастие от глагола, причастия, наречия;
  • обособлять деепричастие на письме.

Урок формирования новых понятий

Фронтальная, частично поисковая, групповая.

Составление лекционно-опорного конспекта

Умение работать с учебной литературой, умение сравнивать, обобщать, делать выводы на основе собственных наблюдений, схематизировать учебный материал.

Признаки глагола и наречия у деепричастия.

1

Должны знать:

  • признаки глагола у деепричастия;
  • признаки наречия у деепричастия.

Должны уметь:

  • отличать деепричастие от  других частей речи;
  • выделять деепричастия запятыми;
  • различать деепричастия совершенного и несовершенного вида и их функции в предложении;
  • должны владеть нормой построения предложений с деепричастиями.

Урок отработки и углубления знаний, умений, навыков.

Самостоятельная работа, групповая, индивидуальная.

Самостоятельная работа в форме теста.

Умение разворачивать схему в связный рассказ на лингвистическую тему.

Дата

Тема урока

Кол-во часов

Содержание знаний учащихся

Тип урока

Форма работы

Форма контроля

Формирование общеучебных умений и навыков

НЕ с деепричастиями и другими частями речи.

1

Должны знать:

  • правила о написании НЕ с деепричастиями и другими частями речи.

Должны владеть:

  • нормами правописания НЕ с разными частями речи.

Урок формирования новых знаний и их отработки.

Парная, фронтальная, индивидуальная.

Сочинение – миниатюра.

Умение схематизировать научный текст, умение сравнивать, делать выводы.

Совершенствование навыков связной письменной речи.

Деепричастный оборот.

1

Должны знать:

  • что такое деепричастный оборот;
  • его функцию в русском языке;
  • условия его обособления.

Должны уметь:

  • различать деепричастный и причастный оборот;
  • правильно ставить знаки препинания в предложениях с деепричастными и причастными оборотами;
  • строить синонимические синтаксические конструкции;
  • совершенствование синтаксического разбора предложения.

Урок формирования и отработки новых понятий.

Дифференцированная групповая работа, самостоятельная работа.

Тест.

Умение составлять схему, выводить правило на основе собственных наблюдений.

Дата

Тема урока

Кол-во часов

Содержание знаний учащихся

Тип урока

Форма работы

Форма контроля

Формирование общеучебных умений и навыков

Образование деепричастий.

1

Должны знать:

  • способы образования деепричастий;
  • условия выбора гласной перед суффиксом деепричастия.

Должны уметь:

  • образовывать деепричастие, правильно выбирая суффикс и гласную перед ним.

Урок формирования новых знаний и их отработки, углубления.

Фронтальная, групповая, индивидуальная работа.

Графический диктант.

Работа с учебной литературой.

Развитие логического мышления.

Совершенствование работы с ЛОК.

Урок контрольного минимума по теме «Деепричастие».

1

Должны знать:

  • образовательный минимум по теме «Деепричастие».

Должны уметь:

  • применить знания по теме в практической работе.

Урок предваритель-ного контроля.

Самостоятельная работа.

Комплексная работа по теме.

Выявление уровня овладения учащимися общеучебными умениями и навыками.

Урок коррекции и углубления знаний по теме «Деепричастие».

1

Должны уметь:

  • анализировать свою работу;
  • выбирать средства обучения и углубления знаний по теме;
  • заполнять маршрутный лист;
  • осуществлять проверку выполненного разными способами;
  • выбирать оптимальный темп работы

Урок коррекции и углубления знаний по теме.

Самостоятельная работа в индивидуальном оптимальном режиме.

Контрольное упражнение.

Умение осуществлять само и взаимоконтроль, умение планировать работу.

Дата

Тема урока

Кол-во часов

Содержание знаний учащихся

Тип урока

Форма работы

Форма контроля

Формирование общеучебных умений и навыков

Урок итогового контроля по теме «Деепричастие».

1

Должны знать:

  • материал по теме «Деепричастие» в соответствии с программными требованиями.

Должны уметь:

  • реализовать ЗУН по теме при выполнении контрольной работы.

Урок контроля и оценки знаний учащихся по теме.

Самостоятельная работа.

Контрольный диктант с граммати-ческим заданием.

Предъявление уровня овладения общеучебными умениями и навыками в процессе контрольной работы.

Урок творчества по теме «Деепричастие».

1

Должны уметь:

  • применять знания по теме «Деепричастие» в новых нестандартных ситуациях;
  • найти оригинальные решения для выполнения работы.

Урок развития речи.

Самостоятельная, частично-поисковая работа.

Задание по выбору учащихся:

  • создание собственного текста;
  • преобразо-вание текста.

Развитие образного и логического мышления, совершенствование связной письменной речи.


Урок № 1

Тема   «Деепричастие как часть речи.

Морфологический разбор деепричастия»

Цели урока:

  1. сформировать у учащихся понятие «деепричастие»;
  2. научить различать деепричастия, глаголы, причастия, наречия;
  3. развивать навыки работы с ЛОК;
  4. развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы;
  5. формировать способность активного мышления: выдвижения и аргументации своей точки зрения.

Ход урока.

Ребята! Сегодня у нас урок – открытие. Вы познакомитесь с новой самостоятельной частью речи.

Прежде, чем мы обозначим тему урока и наметим пути ее освоения, выполним задание № 1.

  1. Прочитайте текст и найдите в нем незнакомую часть речи.

Приукрасившись, стоит печальный русский лес в ранние осенние дни.

Листва кленов и осин, покраснев, ярко выделяется на золотом фоне. Медленно кружась в воздухе, падают с берез пожелтевшие листья. Еще зеленый, роняя спелые желуди, стоит на краю старый развесистый дуб. Хорошо отдохнув в осеннем цветистом лесу, не хочется уходить из него, прощаться с золотыми осенними днями.

(По И. Соколову – Микитову)

Учащиеся выстраивают цепочку из слов:

приукрасившись

покраснев

кружась

роняя

отдохнув,

рассказывают, как они отличали выбранные слова от уже известных частей речи (глаголов, причастий и др.).

Слова, выбранные из текста, относятся к новой части речи, которая называется деепричастием.

Как вы думаете, почему эта часть речи получила такое название?

Учащиеся высказывают свои предположения.

Какова же тема сегодняшнего урока?

Запись на доске и в тетради: «Деепричастие как часть речи».

Как вы думаете, что о деепричастии нам необходимо узнать?

На доске во время беседы с учащимися должна появиться запись:

  1. Что обозначает деепричастие, для чего служит?
  2. Каковы морфологические признаки?
  3. Какую синтаксическую роль выполняет?

  1. Работа над составлением ЛОК

(I вариант)

С какой частью речи связано деепричастие в предложении?

С глаголом.

Что обозначает глагол и деепричастие?

Глагол обозначает основное действие, а деепричастие – добавочное.

На какие вопросы отвечает деепричастие?

Что делая? Что сделав? Как? Каким образом, почему и др.

Какие признаки глаголов имеет деепричастие?

Вид, возвратность.

Признаки какой части речи, кроме глагола, имеет деепричастие?

Наречия, называет признак действия, то есть показывает, как совершается действие.

Каковы же морфологические признаки деепричастия?

Объединение в одном слове свойств глагола и наречия.

Какой яркий отличительный признак имеет деепричастие?

Суффиксы – а, – я, – в, – вши, – ши.

Определите синтаксическую роль деепричастия в предложении.

Задают от глаголов вопросы к деепричастиям, выясняют, что деепричастия являются в предложении обстоятельствами.

(II вариант)

Внимательно посмотрите на выделенные в тексте новые слова – деепричастия.

Что вы можете о них рассказать?

В предложении связаны с глаголом, отвечают на вопросы что делая? что сделав? как? какими образом? почему? Являются обстоятельствами.

Что же обозначает деепричастие?

Действие.

Но ведь глагол обозначает действие! Давайте разберемся.

Задание. Сравним предложения

                 (на обратной стороне доски пары предложений)

А) Листва кленов и осин краснеет, ярко выделяется на золотом фоне.

     Листва кленов и осин, покраснев, ярко выделяется на золотом фоне.

Б) Медленно кружатся в воздухе, падают с берез пожелтевшие листья.

      Медленно кружась в воздухе, падают с берез пожелтевшие листья.

В ходе сравнения учащиеся приходят к выводу, что глагол обозначает основное действие, а деепричастие – добавочное, то есть показывают, как совершается действие, поэтому обозначает признак действия, приходят к выводу, что деепричастие объединяет свойства глагола и наречия.

Задание. Всмотритесь в цепочку деепричастий в тексте:

приукрасившись

покраснев

кружась

роняя

отдохнув,

на какие группы и по каким признакам можно их разделить?

Учащиеся приходят к следующим решениям:

  • по вопросам что делая? что сделав? деепричастия делятся на совершенного и несовершенного вида;
  • по наличию суффикса – сь или его отсутствию делятся на возвратные и невозвратные;
  • замечают, что деепричастия имеют разные суффиксы: – а, – я, – в,                        – ши, – вши.

Задание. Произведите морфемный разбор выбранного вами деепричастия, сделайте вывод: изменяемое или неизменяемое это слово?

ВЫВОД 1: Что такое деепричастие?

Опрос учащихся по вариантам, задание дифференцированно (приложение 1, 2).

Докажите, что перед нами самостоятельная часть речи.

Л О К

«Деепричастие»

самостоятельная часть речи

      добавочное действие                                                               признак действия

           (от глагола)                                                                              (от наречия)

?        что делая?                     роняя                         как? каким образом? почему?

                                                                               

                                                 кружась            

                                                                         

?       что сделав?                   отдохнув                                   возв-

                                                                                                    рат.

                                       приукрасившись        

                                                             Д.

Падают  (как?) кружась.          неизмен. слово.

Задание. Выписать из предложенного ряда деепричастия, составить с ними предложения.

Рассмотрев, поблагодарить, красив, печальный, потому что, рисуя, медленно, качаясь, отплывающий, умывшись.

Попытаемся выполнить морфологический разбор деепричастия (один на выбор учащихся) Сверимся с учебником.

Внимательно прочитайте еще раз текст (записан на доске).

Какую пунктуационную особенность вы заметили?

Какой вывод можете сделать?

ВЫВОД 2: Деепричастия обособляются на письме.

Что вы еще заметили?

При деепричастиях есть зависимые слова, такие обороты тоже выделяются на письме запятыми.

Задание. Проанализируйте примеры (приложение 3).

Что заметили?

Не всегда ставится запятая при деепричастии.

Давайте подумаем, почему?

Учащиеся замечают, что выделяются деепричастия, которые стоят перед глаголом, их можно заменить глаголами; выдвигается версия, что слова, похожие на деепричастия, которые стоят после глагола, очень близки наречиям, их можно заменить другим словом.

ВЫВОД: Одиночные деепричастия обособляются, если находятся перед глаголом – сказуемым. Следует различать деепричастие и наречие.

 

Л О К

       гл.

[Д,  х ].     Например: ?

           гл.                                                               гл.

[…,д,   х ].                   Но!                      [ Х  д ].     

Например: ?                                          Например: Мальчик шел не спеша. д = н

Задания по выбору учащихся.

Задание А.  (Упражнение 742) Спишите отрывок, показывая стрелкой зависимость деепричастий от глагола – сказуемого и задавая вопросы что делая? что сделав? Обозначьте суффиксы деепричастий. Произведите морфологический разбор одного деепричастия.

Он (Метелица) привязал лошадь и, хватаясь за рыхлые, осыпающиеся под руками края сруба, взобрался на угол, рискуя провалиться в темную дыру. Приподнявшись на цепких полусогнутых ногах, стоял он минут десять не шелохнувшись, зорко вглядываясь и вслушиваясь в ночь.

(А. Фадеев)

Задание В. (Упражнение 744, выборочно) 

  1. Расскажите, как вы возвращаетесь домой после удачного дня в школе..

Описывая свои действия, стремитесь к точности и выразительности. Для этого используйте деепричастия с зависимыми словами (деепричастные обороты), например: бежать, весело перепрыгивая через лужи; возвращаться, гордясь полученной пятеркой.

  1. Сделайте вывод о роли деепричастия в речи.

ВЫВОДЫ     ПО   УРОКУ.

  • Что узнали сегодня о деепричастие? Что было интересным на уроке. Что показалось сложным?

  • Что необходимо еще доработать по изученному материалу?

Домашнее задание.

Из художественного текста выпишите 5 – 6 предложений с деепричастиями(деепричастными оборами), сделайте их морфологический разбор.

Приложение № 1.

Задание.

Закончить утверждения, выбрав правильный ответ.

 

  1. Деепричастие – это (самостоятельная часть речи, служебная часть речи, не является частью речи), которая обозначает (основное действие предмета, добавочное действие предмета, признак действия), объединяет признаки (глагола, причастия, наречия), отвечает на вопросы (что делать? что сделать? что делая?  что сделав? как? каким образом? почему? какой? чей? что делающий? что сделавший?), в предложении является (определением, дополнением, обстоятельством).

  1. Ярким морфемным признаком деепричастий являются (приставки, суффиксы, окончания).

  1. Признаки глагола у деепричастия (время, вид, наклонение, возвратность).

  1. Признаки наречия у деепричастия (изменяемое слово, неизменяемое слово, в предложении деепричастие зависит от подлежащего – существительного, от сказуемого – глагола, является определением, дополнением, обстоятельством).

Приложение № 2.

Задание.

Закончить утверждения.

  1. Деепричастие – это ____________________ часть речи, которая обозначает_________________________________________________________, объединяет признаки _______________________________________________, отвечает на вопросы ________________________________________________, в предложении является ________________________.

  1. Ярким морфемным признаком деепричастий являются _______________________________.

  1. Признаки глагола у деепричастия: _______________

                                                                            _______________.

  1. Признаки наречия у деепричастия: ________________

                                                                        ________________.

Приложение № 3.

Задание.

Проанализируйте предложения. Подумайте, почему одиночные деепричастия не всегда обособляются.

  1. Пошумев, река успокоилась.

 (Б. Полевой)

  1. За рекой, дымясь, пылал огонь рыбачий.

                        (А Пушкин)

  1. Бледнея, заря затихает.

(И. Никитин)

  1. Играючи, расходится вдруг ветер верховой.                                  

(Н. Некрасов)

  1. Мы ехали не останавливаясь по белой равнине  

(Л. Толстой)

  1. Бойцы сидели молча.

(В. Катаев)

  1. Страшная туча надвигалась не спеша

(А. Чехов)

  1. Татьяна любит не шутя.

(А. Пушкин)

Урок № 2

Тема   «Признаки глагола и наречия у деепричастия».

(Морфологические признаки деепричастия.)

Различение деепричастий среди других частей речи.

Цели урока:

  1. повторение и различение признаков глагола и наречия у деепричастий;
  2. выработка умения различать деепричастия от других частей речи;
  3. развитие навыков наблюдения, обобщения, умения представлять свои наблюдения схематично и развернуто, текстом;
  4. формирование навыков принятия совместных решений.

Ход урока.

  1. Проверка усвоенности материала прошлого урока.

Самостоятельная работа.

  • Выберите верный вариант ответа:

Деепричастие – а) самостоятельная часть речи;

                            б) служебная часть речи.

  • Выбрать правильное утверждение:

Деепричастия обозначают – а) действия предмета;

б) признак действия;

в) добавочное действие;

г) признак предмета.

  • Деепричастие объединяет значение двух частей речи:

а) глагол + имя прилагательное;

б) глагол + наречие;

в) имя прилагательное + наречие.

  • Какие группы деепричастий и по каким признакам вы можете назвать?

  • Найдите в предложении

В полнеба пылал закат, заливая землю оранжевым сиянием.

деепричастие, докажите, что данное слово является деепричастием.

  1. Опрос по изученному на предыдущем уроке материалу.
  • С какой новой частью речи познакомились?
  • Дайте ей полную характеристику (озвучивание ЛОК).
  1. Анализ темы урока. Постановка задач.    
  • Проанализируйте тему урока.  О каких признаках деепричастия пойдет сегодня речь? Почему?
  • На какой вопрос в конце урока должны получить ответ? Чему научиться?

  1. Активизация знаний при переходе к новой теме.

Работа по рисунку.

  • Посмотрите на рисунок.

  • Составьте три предложения, из которых было бы ясно, какие действия совершил ученик. Используйте для этого слова, написанные на классной доске.

  • Какие слова в ваших предложениях обозначают основное действие, а какие – добавочное?

Обращается внимание на знаки препинания при деепричастии и деепричастном обороте.

  1. Работа в группах по карточкам. (Приложение     )

Задание общее для всех, тексты для групп разные.

  • Проверка работы.

С какой целью вы   выполняли это задание?

Вспомнили признаки глаголов, деепричастий, наречий, учились их различать)

  • С какой еще частью речи можно спутать деепричастие и почему?

С причастием

.

  • Найдите в предложениях причастия, выполните аналогичное задание.

  • Оформите ЛОК «Различение частей речи»

Глагол

Причастие

Деепричастие

Наречие

Что обозначает?

Основное действие.

 Признак предмета  

 по действию.

 Добавочное действие.

 Признак действия.

На какие вопросы отвечает?

Что делать?

Что сделать?

Что делающий?

Что сделавший?

Что делая?

Что сделав?

Где?

Когда? и др.

Морфемные признаки

Суффиксы   – а, – я,

 (в середине слова)

– и, – е.

 Суффиксы – ащ,      

 – ящ, – ущ, – ющ,    

 – енн, – нн. 

Суффиксы – а, – я, – в, – вш, – вши (на конце слов).

Суффиксы – а,   – о, – ому, – ему. 

Каким членом является в предложении?

Сказуемым

Определением

Обстоятельством

Обстоятельством

 

  1. Отработка ЗУН.
  • Найти в предложениях деепричастия, какую общую закономерность заметили (работа по вариантам).

I – вариант.

  1. Поезд замедлял ход, подходя к станции.

  1. Обиженные вороны сидели вокруг, каркали, не смея подступить ближе к нам.

3) Я шел по берегу моря, бросая камешки в воду.

Учащиеся отмечают, что в предложениях использованы только деепричастия несовершенного вида. Они обозначают добавочное действие, которое происходит одновременно с основным. Синонимичная конструкция: простое предложение с однородными глаголами – сказуемыми.

Например: Я   шел  по   берегу  моря и    бросал камешки в воду.

II – вариант.

1) Поднявшись на гору, мы увидели изумительную панораму.

2) Выиграв подачу, волейболисты приободрились.

  1. Встав с восходом солнца, мы отправились с товарищем вперед.

Учащиеся отмечают, что в предложениях использованы только деепричастия совершенного вида. Они обозначают добавочное действие, предшествовавшее главному.

 Синонимичная конструкция: сложноподчиненное предложение.

Например: Мы увидели изумительную панораму, когда поднялись на гору.

  • Решите лингвистическую задачу:

Какая ошибка допущена в предложении, исправьте ее.

Найдя лодку, радость охватила туристов.

Деепричастие обозначает добавочное действие глагола – сказуемого, который обозначает действие подлежащего. Значит глагол и деепричастие обозначают действие подлежащего.

В данном предложении получается бессмыслица «Радость нашла лодку».

Это предложение следует построить так: Найдя лодку, туристы обрадовались. Или: Когда туристы нашли лодку, они обрадовались.

  • Записать три предложения с деепричастиями, имеющими разные суффиксы (например – а, – в, – вши). Произвести морфологический разбор одного деепричастия.

Домашнее задание «А».

(Упражнение 749.) 

Выпишите из предложения деепричастия в таблицу и заполните ее.

С противоположного ската (оврага), осторожно3 высунувшись из – за ветвей, Васька Шмаков  подавал2 мне рукой какие-то непонятные, но тревожные сигналы, указывая на дно оврага.

(А. Гайдар)

Деепричастие

Глагол, от которого оно образовано

Вид

Возвратность

Чем распространено

Домашнее задание «В».

Написать сочинение – миниатюру «В осеннем парке, лесу».

Грамматическое задание: использовать в тесте деепричастия, деепричастные обороты. Произвести морфологический разбор одного деепричастия.

Приложение.

Группа № 1.

Задание.

Найти в предложениях глаголы, деепричастия, наречия, поставить к ним вопросы, подчеркнуть как члены предложения, обозначить морфемные признаки.

  1. Схватив котелок, Димка помчался за водой.
  2. Спускаясь по тропинке, Димка вдруг остановился.
  3. Он (Димка) пополз, спотыкаясь о разбросанные остатки кирпичей.
  4. У берегов вода тихонько играла, перекатываясь через мелкое каменное дно.

( А. Гайдар)

Группа № 2.

Задание.

Найти в предложениях глаголы, деепричастия, наречия, поставить к ним вопросы, подчеркнуть как члены предложения, обозначить морфемные признаки.

  1. С неба донесся трубный клик приближающихся лебедей.
  2. Все ниже, ниже большие белые птицы.
  3. Распрямив крылья, почти не шевеля ими, опустились на воду и поплыли, гордо поглядывая вокруг.

(С. Воронин)

Группа № 3.

Задание.

Найти в предложениях глаголы, деепричастия, наречия, поставить к ним вопросы, подчеркнуть как члены предложения, обозначить морфемные признаки.

  1. Двигаясь без компаса, человек всегда начинает кружить по ходу часовой стрелки.
  2. Биденко, немного подумав, повернул несколько направо.
  3. Они шли по неизвестному лесу, разыскивая дорогу, где можно было бы сесть на попутную машину.

(По В. Катаеву)

Урок № 3

Тема   «НЕ с деепричастиями и другими частями речи».

Цели урока:

  1. формирование знаний по теме «Правописание НЕ с деепричастиями»;
  2. закрепление и отработка умений правописания НЕ с разными частями речи;
  3. развитие навыков коллективной работы;
  4. развитие навыков анализа и синтеза.

Ход урока.

 

  1. Проверочная работа.

Задание.

Преобразуй        те второе сказуемое в деепричастие. Запишите полученные предложения, расставляя знаки препинания. Обозначьте значком Х сказуемое, к которому относится деепричастие. Подчеркните деепричастия и деепричастные обороты как члены предложения. Обозначьте суффиксы деепричастий. Произведите морфологический разбор деепричастия из первого предложения.

  1. Одуванчики летят из-под ног и кружатся.
  2. Мужики толпились у дверей, сняли шапки.
  3. Мать долго стояла над спящим сыном и всматривалась в его лицо.
  4. Можно догадываться о причине переполоха и не спрашивать соседей.
  5. «Я не слишком поздно?» – спросил доктор и приподнял шляпу.
  6. Он приказал кучеру продвигаться шагом и внимательно осматривать путь.

  1. Переход к новой теме.
  • Задание – ловушка.

Спишите, расставляя скобки и расставляя недостающие знаки.

Вошли толпой (не) поклоняясь

Икон (не) замечая;

За стол садятся (не) молясь

И шапок (не) снимая)

                                          (А. Пушкин)

Учащиеся попадают в ситуацию затруднения, предлагают свои версии выхода из нее.

  • (Упражнение 754) Задание: сравните правописания НЕ с деепричастиями и глаголами. Одному ли правилу они подчиняются?

  1. Не зная броду, (не) суйся в воду.
  2. Не накормив лошадь, далеко (не) уедешь.
  3. (Не) продавай шкуры, не убив медведя.
  4. Говорить не думая, что стрелять не целясь.
  5. Не развязав мешок, не узнаешь что в нем.

                                                                          (Пословицы)

ВЫВОД:  Не с деепричастиями и глаголами (пишутся) подчиняются одному правилу.

Оформление ЛОК.

                                             деепричастие = глагол

  НЕ

              раздельно                                                                            слитно

                                                                                             (без НЕ не употребляется)

Например:

не гадать

не гадая

Например:

недоумевать

недоумевая

  • Выполнение задания – ловушки.

  1. Отработка орфограммы «Не с деепричастиями»

(Упражнение 755) 

Задание: запишите, раскрывая скобки и расставляя словосочетания по трем группам:

              Х

а) деепричастие + имя существительное;

              Х

б) деепричастие + местоимение;

                             Х

в) наречие +  деепричастие.

(Не)  терпя   возражений;   сильно (не)   доумевая;   страшно (не) годуя; (не)   домогая    с   утра; (ни)  сколько  (не)  думая; (не)   навидя    ложь; (не) истовствуя от досады; (не) здороваясь  н.   (с) кем.

 

  1. Практические упражнения на закрепление и отработку темы «НЕ с разными частями речи».

Задание 1. Прочитайте примеры и объясните слитное или раздельное написание НЕ со словами различных частей речи.

  1. Я невольно полюбовался Павлушей. (Т.)
  2. Свечи, не зажигаемые по другим дням, разливали яркий свет по комнатам. (Гонч.)
  3. Выпив не поморщившись противное лекарство, он задержал меня в своем углу на лавке, под полатями. (Корол.) 
  4. Он (приказчик) ненавидел меня упрямо и все более и более остро. (М.Г.)
  5. Дальше, пересекая дорогу, тянулись желтые, немигающие огни деревни. (Ф.)
  6. Молодые гимнастки выполнили обязательные упражнения далеко не безупречно. (Газ.)
  7. Только не сжата полоска одна. (Н.)
  8. Павел Петрович старался не глядеть на Базарова, помириться с ним он все-таки не хотел. (Т.)
  9. Обоим было не радостно, а грустно.
  10. Воспоминания – это не пожелтевшие письма, не старость, не засохшие цветы и реликвии, а живой трепещущий, полный поэзии мир. (Пауст.)

С какой целью мы повторили правописание НЕ с различными частями речи?

Какими? Почему?

Дополнение  ЛОК (см. выше)

Причастие          Наречие

НЕ раздельно

- краткие причастия (не покрашен)

- есть зависимое слово (никем не      

  прочитанная книга)

не на – о (не всегда)

есть противопоставление

не прочитанная, а просмотренная книга

не далеко, а близко

есть отрицательные слова

(вовсе не…, отнюдь не … и др.)

вовсе не прочитанная книга

отнюдь не весело

Задание 2. Коллективное сочинение.

Каждый вариант выполняет работу на отдельном листочке передавая друг другу, используя НЕ с различными частями речи.

Начало сочинения: Солнечный зайчик разбудил меня, я подбежал к окну и …

Задание 3. Составить четыре предложения, употребив раздельное написание НЕ с глаголом, причастием, деепричастием, наречием.

  1. Обобщение, подведение итогов урока.

  • Что нового о написании НЕ с разными частями речи узнали на уроке?
  • Какие сложности вызвала данная тема?
  • Что необходимо еще отработать в данной теме?

  1. Домашнее задание.

Проиллюстрируйте (придумывая или выписывая из художественного текста) примерами каждое положение ЛОК «НЕ с разными частями речи».

Урок № 4

Тема   «Деепричастие и деепричастный оборот»».

Цели урока:

  1. формирование понятия «деепричастный оборот», определение его синтаксической роли в предложении, знакомство с пунктограммой «обособление деепричастных оборотов»;
  2. отработка умений обособления деепричастного оборота в предложении;
  3. отработка способов различия причастного и деепричастного оборотов и навыков их обособления на письме;
  4. формирование навыков анализа и синтеза учебного материала;
  5. совершенствование навыков работы с различными синтаксическими конструкциями.

Ход урока.

  1. Повторение изученного.

  • Спишите, раскрывая скобки

  1. (Не)  разбив ореха, не с . ешь ядра.
  2. Делай великое, (не) обещая великого. (Пифагор)
  3. Надменный и упрямый делает все (по) своему, (не) слушая н . чьих советов.
  4. (Не) воспитывая волю, вы ослабляете ее.
  5. (Не) поработав, (не) отдохнешь.

  • Произведите морфологический разбор деепричастия из первого предложения.

  1. Постановка проблемы, анализ темы урока.

  • Рассмотрите предложения (приложение 1). Что можете сказать о них?           Что общего?

Все предложения простые, в каждом предложении есть деепричастие.

  • В чем разница?

В одних предложениях использованы одиночные деепричастия, в других – деепричастия с зависимыми словами.

  • Как мы называем такие обороты?

Деепричастными. (По аналогии с причастными оборотами.)

  • Какова цель нашего урока?

Более глубоко изучить деепричастный оборот, научиться различать деепричастие и деепричастный оборот; узнать, какую функцию выполняет деепричастный оборот в предложении; выяснить, в каких случаях выделяется запятой.

  1. Формирование новых знаний по теме. Учащиеся выполняют дифференцированную по уровню обученности работу.

1-й уровень.

Задание.  Прочитайте материал по пособию для старшеклассников под редакцией М.Т. Баранова «Русский язык. Справочные материалы» страница 183 – 184 «Обособленные обстоятельства» пункт 1, примечание № 1, 2, 3; пункт 3, примечание № 2.

                     Составьте ЛОК по теме, иллюстрируя его положения своими примерами.

2-й уровень.

Задание. Составьте схемы предложений с деепричастными оборотами (приложение № 1).

                    Внимание! Деепричастный оборот является одним членом предложения! (см. упражнение 757).

                    На основе анализа схем сделайте вывод, в каких случаях деепричастные обороты выделяются запятыми.

                    Приведите свои примеры.

3-й уровень.

Задание.  Прочитайте материал по пособию «Русский язык, 5 – 9 класс, теория» под редакцией С.М. Львовой параграф 143.

                    Зарисуйте свои выводы схематично. Выберите для иллюстрации выводов примеры из практического учебника (см. упражнения по теме)

  1. Проверка результатов работы.

  1. Оформление ЛОК.

Деепричастный оборот

(деепричастие + зависимые слова)

                         ,                                                             ,  перед И

                                              Х                                                                                                                                Х

[Деепричастный оборот, ……]            [Дееприч. обор. и дееприч. обор.,  ……]

Пример _______________________     Запахнув плащ и крепче надвинув фуражку,

                                                                  он закрыл глаза. (А. Гайдар)

    Х                                                                         Х

 [….. деепричастный оборот, ……]     [Дееприч. обор. = фразеолог. оборот]      

Пример _______________________      Работал он не покладая рук. (М. Горький) 

     Х

[……, деепричастный оборот]

Пример _______________________

  1. Упражнения для закрепления изученного.

  • (Упражнение 759) Прочитайте вслух предложения. Понаблюдайте, как в устной речи с помощью пауз выделяется деепричастный оборот.

Стрелок натянул тетиву. И стрела, вырвавшись из плена сильных пальцев, понеслась к цели. (А. Лутошкин)

Запишите три предложения, меняя место деепричастного оборота, выделяя его запятыми.

  • Замените придаточные предложения причастными или деепричастными оборотами. Выделите их в предложении.

Как вы полагаете, какие предложения более выразительны, ярче передают мысль?

Подумайте над способом различения причастного и деепричастного оборотов.

  1. По темному небу, которое было усеяно тысячами звезд, вспыхивали едва уловимые зарницы.
  2. Мы возвращались домой поздно, так как заблудились в лесу.
  3. Я глядел на кудрявый лес, который дышал весенней прохладой.
  4. Лебеди изогнули длинные шеи, близко плыли вокруг островка.
  5. Когда мы перешли через горный хребет, то попали в долину.

Со всеми ли предложениями можно произвести замену? Почему?

  • Произведите синтаксический разбор предложения; постройте схему предложения, расставьте знаки препинания.

Какие изменения в связи с изученным материалом можете внести в план разбора?

Челкаш привстал с кормы (не) выпуская весла из рук и воткнув свои холодные глаза в бледное лицо Гаврилы. (М. Горький)

Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, осложнено однородными распространенными обстоятельствами, выраженными деепричастными оборотами.

  • К данным деепричастным оборотам вместо точек присоедините одно из двух указанных предложений. Объясните, почему вами выбран только один вариант, а другой не подходит. Расставьте знаки препинания.

  1. Дойдя до реки  …
  1. усталость овладела нами;

б)  мы устроили привал.

  1. Плывя в лодке …
  1. множество птиц виднелось по берегам реки;

б)  путешественники видели по берегам реки множество птиц.

  1. Анализ изученного и деятельности на уроке.
  • Показалась ли сегодняшняя тема сложной?
  • Что показалось интересным, а что важным?
  • Как оцениваете свой вклад в изучение темы?
  • Что хотелось бы изменить в ходе урока, в своей работе?

  1. Домашнее  задание.

ЛОК, (упражнение 763)

 Перед вами предложения с пунктуационными ошибками. Объясните в чем заключается ошибка.

Запишите предложения в исправленном виде.

Произвести синтаксический разбор второго предложения.

  1. Николай Озеров, комментируя матч вел репортаж с арены стадиона в Лужниках.
  2. По сигналу судьи спортсмены, оттолкнувшись от опоры   ринулись (в)перед.
  3. По традиции выстроившись в середине поля команды приветствовали друг друга.

Приложение № 1.

  1. Ночью   в   полях    под    напевы    метели    дремлют    качаясь   березки   и ели. (И. Бунин) 
  2. Над рекой, наклоняясь, что-то шепчет камыш. (И. Суриков)
  3. То разрастаясь, то слабея, гром за усадьбой грохотал. (И. Бунин)
  4. Вьется речка небольшая, средь полей и рощ петляя. (Ю. Вронский)
  5. Под голубыми небесами, великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит. (А. Пушкин)
  6. Тишину вспугнув тревожную в чутко дремлющем бору, бродят лоси осторожные, гложут горькую кору. (О. Высотская)

Внимание!

Обособление –   это смысловое и интонационное выделение второстепенных членов предложения с целью придать им некоторую самостоятельность в предложении, увеличить их смысловую нагрузку. (стр. 128 Пособия «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи» 10 – 11 класс под редакцией А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой.)

Урок № 5

Тема   «Образование деепричастий»».

Цели урока:

  1. формирование знаний о способах образования деепричастий;
  2. выработка умения делать выбор гласной перед суффиксом деепричастия;
  3. обучение умению ставить цель, планировать работу;
  4. усовершенствование навыков моделирования.

Ход урока.

  1. Проверка изученного.

Графический диктант.

  1. Уходя, гасите свет.
  2. Дробясь о мрачные скалы, шумят и пенятся волны.
  3. Прощались молча. (А. Пушкин)
  4. На другой день в назначенное время я стоял уже за скирдами, ожидая моего противника. (А. Пушкин)
  5. Петя работал в школьной мастерской, спустя рукава.
  6. Орел, с отдаленной поднявшись вершины, парит неподвижно со мной наравне. (А. Пушкин)
  7. Грохот, не умолкая, катится дальше. (Соколов – Микитов)
  8. На опушке леса, приложив одно ухо и приподняв другое, перепрыгивал заяц. (Л. Толстой)

  • Схематично показать место деепричастия или деепричастного оборота, их обособление.
  • Произвести синтаксический разбор последнего предложения.

  1. Анализ темы урока. Постановка проблем, целей.

  • Проанализировать тему урока.

Что сегодня мы должны узнать о деепричастии?

На какой вопрос ответить?

Чему научиться?

  1. Изучение нового материала.

  • Проанализируйте предложения:

  1. Возле дома весело кричат мальчики.
  2. Малыши стараются петь громко.
  3. Быть сегодня грозе.
  4. Первоклассники читают букварь.
  5. В темноте можно наткнуться на острый предмет.
  6. Дверь нельзя запереть без ключа.
  7. Необходимо сберечь эти книги.
  8. Нужно опустить шторы на окне.
  9. В лесу хорошо бы услышать соловья, увидеть мелькавшую среди деревьев белку.

  • Какую особенность вы заметили?

Нет деепричастий, а тема урока связана с ними

  • Что будем делать?

Образуем деепричастия от глаголов, которые использованы в предложениях.

  • На какие группы вы бы разделили глаголы

На совершенного и несовершенного вида, на личные и неопределенной формы.

  • Задание:

Выпишите глаголы из предложений в виде группы: личные глаголы и неопределенной формы, образуйте от них деепричастия, сделайте выводы.

Настоящее время,

несовершенного вида.

Неопределенной формы.

кричат                   крича

стараются              стараясь

читают                   читая

быть                 Х

петь                  Х

наткнуться                наткнувшись

запереть              заперший

сберечь                 Х

опустить             опустив

услышать              услышав

увидеть               увидев

ВЫВОД 1.

Деепричастия несовершенного вида образуются от основ глаголов настоящего времени с помощью суффиксов – а, – я.

Деепричастия совершенного вида образуются от основ инфинитива с помощью суффиксов – в, – вши, – ши.

От некоторых глаголов деепричастия не образуются.

  • Задание:

Проанализируйте материал и таблицы учебных пособий:

  1.  «Русский язык. Теория 5 – 9 класс» под редакцией В.В. Бабайцевой, § 144, стр. 149.

б)  «Русский    язык.   Справочные   материалы»  под   редакцией   М.Т. Баранова, стр. 129 – 131

в) «Пособие для занятий по русскому языку в старших классах» под редакцией В.Д. Грекова, § 50, стр. 151.

Учащиеся выбирают один из указанных  источников.

Учащиеся рассказывают дополнительные сведения об образовании деепричастий, выясняют, что от глагола быть образуется деепричастие будучи!

  • Задание:

Внимательно прочитайте образованные деепричастия совершенного вида.

Что заметили?

Перед суффиксом – в разные гласные.

От чего это зависит?

ВЫВОД 2.

Гласная   перед   суффиксом   деепричастия   та   же,   что   и   в  основе инфинитива  перед – ть.

Оформление ЛОК

«Образование деепричастий».

  1. Отработка ЗУН.

Упражнение 767.

Задание: спишите, подчеркивая деепричастия. Определите их вид и обозначьте суффиксы, с помощью которых они образованы.

  1. Честь и слава тому, кто, не ожидая благодарности, не гоняясь за похвалами, выбирает трудный и благородный труд. (А. Маресьев)
  2. Никогда  не  беритесь  за  последующее,  не  окончив  предыдущего.          (И. Павлов)
  3. Не давши слово – крепись, давши – держись. (Пословица)

Обозначьте орфограмму «Гласная перед суффиксом деепричастия».

  1. Подведение итогов. Анализ работы на уроке и достигнутых результатов.

  1. Лингвистический анализ стихотворения (приложение).

Приложение № 1.

Спишите, расставляя знаки препинания. Выделите деепричастия, подчеркнув как члены предложения; обозначьте суффиксы деепричастий. Подсчитайте, сколько слов в этом тексте соответствует схеме:

                                   а       я    сь

   

Лодорский водопад.

Кипя

Шипя

Журча

Ворча

Струясь

Крутясь

Сливаясь

Вздымаясь

Мелькая шурша

Резвясь и спеша

Скользя обнимаясь

Делясь и встречаясь

Ласкаясь бунтуя летя

Играя дробясь шелестя

Блистая взлетая шатаясь

Слетаясь звеня клокоча

Морщинясь волнуясь катаясь

Бросаясь меняясь воркуя шумя

Взметаясь и пенясь ликуя гремя

Дрожа разливаясь смеясь и болтая

Катясь извиваясь стремясь вырастая

Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре

Так падают бурные воды в сверкающем быстром Лодоре!

(Роберт Саути; перевод А. Шумильяна)

Какой художественный эффект достигается использованием такого количества  деепричастий?

Почему стихотворение записано в виде пирамиды?

Какие звуки в нем преобладают и почему?

Урок № 6

Контрольный минимум по теме «Деепричастие».

Цели урока:

  1. проверка освоения образовательного минимума по теме «Деепричастие»;
  2. выявление пробелов в ЗУНах по теме в целях их коррекции и углубления.

Ход урока.

  1. Списать предложения, вставив пропущенные буквы и расставляя пропущенные знаки препинания. Выделить деепричастия, обозначить их суффиксы. Сделать морфологический разбор одного из предложений.

По улице подпрыгивая на камнях гремели телеги.

Пройдя полкилометра отряд свернул направ.  в рощу.

С   восходом  солнца  туман  жмется  к  земле  и исчезает оставляя на траве бл . стящие горош . нки росы.

Несколько минут солдат пролежал (не) открывая глаз.

Улыбнувшись он робко подошел к девочкам.

Учитель диктовал ч . етко ясно выговаривая каждое слово.

Девушка серьезно посмотрела на молодого человека и отошла молча.

  1. Записать схематично правило «Обособление деепричастий и деепричастных оборотов в предложении» Привести  свои примеры.

  1. Образуйте от глаголов деепричастия, запишите полученные словосочетания. Обозначьте у деепричастий суффиксы, подчеркните орфограмму «Гласная перед суффиксом деепричастия».

Рассказать о путешествии, позвонить Марии, подъехать к батарее, возвращаться из Третьяковской галереи, прибыть из армии, (не) обратиться ни (к) кому, заметить кое (что).

  1. Подберите к деепричастиям подходящие по смыслу слова. Запишите предложения, подчеркивая деепричастные обороты и расставляя знаки препинания.

Побывав (где? когда?) ребята сами захотели устроить у себя стадион.

Увидя (что? где?) Петя выскочил и закричал: «Ура! Победа!».

На ледяной арена стадиона скользя (как? по чему?) показались юные фигуристы с букетами в руках.

  1. Расставьте глаголы по рубрикам таблицы. Образуйте от них деепричастия. Произведите морфологический разбор первых четырех деепричастий.

Вытирать, побледнеть, давать, организовать, крикнуть, замолчать, мыть, рыть, плыть, прочитать, прийти, быть.

Несовершенный вид

Совершенный вид

собирать – собирая

собрать - собрав

                …

              …

  1. Подберите синонимы к фразеологизмам

(Работать) засучив рукава, спустя рукава, не покладая рук, (взяться за дело) собравшись с силами, (слушать) затаив дыхание, (говорить) (не) переводя дух, бежать (сломя голову).

  1. Замените часть сложного предложения деепричастным оборотом. Запишите предложения, правильно оформляя их пунктуационно и следя за порядком слов. Сделайте синтаксический разбор последнего предложения.

Если ты не знаешь значения слова, обратись к толковому словарю.

Иван всегда брал орфографический словарь, когда сомневался в написании слова.

Многие не любят заглядывать в словарь, так как просто ленятся достать его с полки.

  1. Исправьте ошибки в предложениях.

Проезжая мимо станции, у меня слетела шляпа. (А. Чехов)

Рассевшись по машинам, заревел мотор.

Подходя к воротам фабрики, прозвучал первый гудок.

Катаясь на лодке, луна навевала грусть.

Расчесав лошадям гривы, экипажи тронулись в путь.

Урок № 7

Тема   «Коррекция и углубление знаний по теме «Деепричастие».

Цели урока:

  1. углубление и коррекция знаний по теме;
  2. обучение умению планировать работу;
  3. обучение умению осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль;
  4. обучение умению движения в материале в оптимальном режиме.

  • Основной вид деятельности учащихся на уроке – самостоятельная работа, включающая следующие основные этапы движения в освоении темы:
  • рефлексию;
  • планирование;
  • выбор средств обучения для отработки ЗУН;
  • контроль за достигнутым результатом.

1 этап – анализ учащимися результатов урока контрольного минимума и выявление пробелов в ЗУН.

2 этап – знакомство с информационным листом, выбор средств обучения.

3 этап – заполнение маршрутного листа с указанием последовательности корректировки усвоения или углубления темы, включающей обязательное выполнение контрольного упражнения.

4 этап – выполнение заданий (при необходимости обращение к консультанту).

5 этап – проверка выполненного через осуществление самоконтроля, взаимоконтроля.

6 этап – контроль учителя, итоговое оценивание.

Примечание: кабинет подготовлен для работы так, чтобы ученик мог свободно перемещаться от одного стола к другому, на каждом из которых размещены материалы для отработки темы.

Маршрутный лист по теме

«Деепричастие».

Ф. И. _________________________________________________________________

№ п/п

Вопрос

Порядковый номер

Отметка о выполнении

Оценка

1

Деепричастие как часть речи.

2

Виды деепричастий.

3

Образование деепричастий.

4

Особенности правописания деепричастий

(НЕ с деепричастиями, гласная перед суффиксом деепричастий)

5

Обособление деепричастий и деепричастных оборотов.

6

Использование деепричастий и деепричастных оборотов предложении.

7

Контрольное упражнение.

8

Задания повышенной трудности.

9

Дополнительно о деепричастии

Итоговая оценка: _____________________________________

Алгоритм работы со средствами обучения.

  1. Изучи информационный лист по теме.

  1. Выбери средства обучения, с которыми будешь работать.

  1. В маршрутном листе наметь последовательность работы с этими средствами.

  1. Найди местоположение в кабинете выбранных средств обучения и займи место для начала работы.

  1. Познакомься с инструкцией для данного средства обучения.

  1. Начинай работу, делая необходимые записи в тетради.

  1. Встретив затруднения, с которыми не справляешься, обратись к консультанту или за помощью к учителю.

  1. Выполнив задание, проверь (способом самоконтроля, взаимоконтроля).

  1. После контроля в маршрутном листе в нужной графе поставь + и начинай работать с новым средством обучения.

Деепричастие как часть речи.

Морфологический разбор деепричастия.

ТЕОРИЯ.

Задание.

Прочитайте в учебном пособии «Русский язык . 7 под редакцией С.М. Львовой материал §141, 142.

Ответьте на вопросы:

  1. К каким частям речи относится деепричастие?
  2. Для чего он служит?
  3. Какие признаки глагола у деепричастия?
  4. Какие признаки наречия у деепричастия?
  5. Какую синтаксическую роль в предложении выполняет деепричастие?

Заполни недостающие графы ЛОК

Деепричастие – _______________________________ часть речи

добавочное действие                                                  признак действия

(от _________________ )                                            (от ______________________ )

что делая?                                                                     как?

______________________?                                        __________________________ ?            

кружась

                                     ?

приукрасившись

                                                          ______________?____ слово.

               

роняя – ?

                         ?

отдохнув – ?

                                                                                       ?

Падают ( ________________ ?) кружась.

                                                                                  ?

Деепричастие как часть речи.

ПРАКТИКА.

Задание:  списать, подчеркнув деепричастия как члены предложения, задав к ним вопросы. Сделать морфологический разбор двух деепричастий разного вида. В случае затруднения пользуйтесь планом (приложение).

  1. Собираясь в поход, ребята тщательно продумали все детали путешествия.

  1. Подъезжая к станции, пассажиры забеспокоились и стали собирать вещи.

  1. Набирая скорость, поезд быстро приближался к горному перевалу.

  1. Заметив со всех сторон лодки и людей, стадо диких коз бросилось врассыпную.

  1. Туристы, спустившись с горы, расположились у ее подножия.

  1. На ветке березы сидела маленькая серая птичка, издавая дробные приятные трели.

  1. Отец, сидя в канцелярии, дожидался, когда его вызовут.

Приложение.

План морфологического разбора деепричастия.

  1. Назвать часть речи. Указать общее грамматическое значение.

  1. Возвратное или невозвратное.

  1. Вид.

  1. Отметить морфемы, характерные для деепричастий.

  1. Указать синтаксическую функцию.

  1. Отметить особенности правописания.

Виды деепричастий.

ТЕОРИЯ.

Задание: прочитайте  §  142   пункт  2 учебного пособия «Русский язык.   7 класс» под редакцией С.М. Львовой, § 50 пункт 1 «Пособия для занятий  по  русскому  языку  в  старших  классах»  под  редакцией В.Ф. Грекова.

Составьте схему, по которой легко определить вид деепричастия.

ПРАКТИКА,

Задание 1: выпишите из текста, выбирая из скобок наиболее удачное, на ваш взгляд, деепричастие. Какой синоним предпочел автор? (Проверьте по ключу – приложению.) Почему? Определите вид деепричастий, обозначьте их суффиксы.

Выгонять вечером и пригонять на утренней заре табун – большой праздник для крестьянских мальчиков.

(Восседая, сидя, устроившись, посиживая) без тапок и в старых полушубках на самых бойких клячонках, мчатся они с веселым гиканьем и криком, (махая, болтая, размахивая, качаясь) руками и ногами, высоко подпрыгивают, звонко хохочут. Легкая пыль желтым столбом поднимается и несется по дороге; далеко разносится дружный топот, лошади бегут, (напрягая, навострив, приподняв) уши; впереди всех, (задравши, приподняв, поднявши) хвост и беспрестанно (изменяя, меняя, перемежая) ногу, скачет какой-нибудь рыжий космач, с репейником в спутанной гриве.

(И. Тургенев)

Задание 2: распределите словосочетания на две группы по виду деепричастия.

Быстро засыпая, стоя неподалеку, сопротивляясь ветру, низко кланяясь, твердо обещая, видя издалека, стремясь ввысь, чувствуя усталость, встречаясь с трудностями.

Задание 3: запишите предложения подбирая на месте пропуска наиболее удачное деепричастие, обозначьте вид деепричастий.

  1. Снег лежит __________________________________ на солнце.
  2. Мяч падает __________________________________.
  3. Мальчик прекрасно сыграл трудную сонату ___________________________ всех пришедших на концерт.

Приложение – ключ

Сидя, болтая, навострив, задравши, меняя.

Образование деепричастий.

ТЕОРИЯ.

Задание: прочитайте  §  144  учебного  пособия  «Русский  язык.  7 класс» под редакцией С.М. Львовой, § 50 (таблица) «Пособия для занятий  по  русскому  языку  в  старших  классах»  под  редакцией В.Ф. Грекова. Составьте схему по данному материалу.

ПРАКТИКА.

Задание 1:  (упражнение 768) образуйте деепричастия от глаголов

видеть, увидеть, ненавидеть, решаться, решиться, растить, вырастить, зависеть, продолжать, продолжить, приберечь.

Какой суффикс нужно выбрать? От чего это зависит? Обозначьте суффиксы деепричастий?

Задание 2: подберите к глаголам по пять деепричастий. Обозначьте их суффиксы.

Бежать, отвечать, одеваться, идти, рисовать.

Задание 3: расположите глаголы движения по быстроте действия. Образуйте от них деепричастия. Определите их вид, обозначьте суффиксы.

Образец: Семенить          семеня (несов.в.)

! Занимательное игровое задание.

Образуйте из букв, входящих в деепричастия приготавливаясь, законсервировав другие деепричастия. Сделайте их морфемный разбор.

Правописание деепричастий.

ТЕОРИЯ.

Задание: прочитайте  §  144  учебного  пособия  «Русский  язык.  7 класс» под редакцией С.М. Львовой. Схематично представьте материал. Проиллюстрируйте правила своими примерами. Обозначьте орфограммы.

ПРАКТИКА.

Задание1. Спишите предложения, раскрывая скобки. Обозначьте орфограммы   «НЕ с деепричастиями», «Гласные перед суффиксом деепричастия».

  1. (Не) выиграв матч, спартаковцы (не) стали бы чемпионами.

  1. (Не) закончив выступления, (не) узнаешь результата.

  1. (Не) открыв книгу, я бы (не) узнал много интересного.

  1. Корней молчал, (не) взглянув на хозяина.

  1. Маленькие осинки, (не) сверкнув своим красивым нарядом на солнце, сиротливо жались в тени больших деревьев.

  1. (Не) ударив по мячу своевременно, игрок попал в трудную ситуацию.

  1. (Не) навидя в себе леность, я по-прежнему (не) борюсь с ней.

Обособление деепричастий и деепричастных оборотов

ТЕОРИЯ.

Задание: прочитайте  §  143  учебного  пособия  «Русский  язык.7 класс» под редакцией С.М. Львовой. Проанализируйте данные схемы и примеры. Сформулируйте правила о выделении запятыми деепричастий и деепричастных оборотов.

 [ Деепричастие, …]      Например: Усмехнувшись, он продолжал спорить.

[ … деепричастие.]       Например: Воробей подбирался к крошкам не спеша.

[ … деепричастие во фразеологическом обороте.]

Например: Ребята сегодня работали спустя рукава.

[ Деепричастный оборот   и   деепричастный оборот, …]

Например: Глядя на доску и слушая учителя, ребята чертили схему.

ПРАКТИКА.

Задание1. Составьте одно предложение из двух простых, представив одно действие как добавочное с помощью деепричастия.

Запишите составленные предложения, расставив знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор второго предложения.

  1. Экспресс Москва – Санкт-Петербург мчится со скоростью двести километров в час. Он преодолевает расстояние от Москвы до            Санкт-Петербурга за пять часов.
  2. Строители проложили новую дорогу. Они соединили поселок с автостанцией.

Задание 2. Перепишите, расставляя знаки препинания, обозначая синтаксическую роль деепричастий и деепричастных оборотов.

  1. Оставшись одна она (Ниловна) подошла к окну и встала перед ним глядя на улицу.
  2. В сенях зашаркали чьи-то шаги мать вздрогнула и напряженно подняв брови встала.
  3. Улыбаясь она прислушивалась с разговору в комнате.
  4. Он шел не торопясь.
  5. Мать стараясь не шуметь посудой наливала чай.
  6. Маленький Федя слушал чтение беззвучно двигал губами а его товарищ согнулся  поставив локти на колени и подпирая скулы ладонями задумчиво улыбался.

(М. Горький)

  1. Солдаты слушали музыку затаив дыхание.
  2. Зрители аплодировали  великому артисту стоя.

Употребление деепричастий и деепричастных оборотов

ТЕОРИЯ.

Задание: сравни предложения.

  1. Дойдя до озера, мы решили отдохнуть.
  2. Дойдя до озера, усталость овладела туристами.

В каком предложении допущена ошибка?

В чем причина ошибки?

Схематично запиши вывод.

ПРАКТИКА.

Задание1. Исправьте ошибки в употреблении деепричастий.

                   Запишите правильный вариант

  1. Возвращаясь из школы, меня застала гроза.
  2. Подъезжая к деревне, у машины спустилось колесо.
  3. Прочитав А. Гайдара, мне больше всего понравилась повесть «Школа».
  4. Читая эти строки, создается впечатление, что автор пишет о нас.
  5. Меня не раз охватывал смех, глядя комедию «Ревизор».
  6. Прочитав пьесу, передо мной встали образы персонажей.
  7. Услышав о разведке, Пете стало весело.

Задание повышенной сложности.

(по выбору учащихся)

Задание. Восстановите текст сказок А. Пушкина, вставив в предложения деепричастия или деепричастные обороты. Заключите в скобки деепричастные обороты. Обозначьте члены предложения, к которому они относятся. Из каких сказок эти предложения?

(Подсказка – ключ в приложении)

  1. Царь велит своим боярам,

И царицу и приплод

Тайно бросить в бездну вод.

  1. Видит: …

Царь Салтан сидит в палате.

  1. Злая мачеха, …

В двери прямо побежала

И царевну повстречала.

  1. Но царевна молодая,

Между тем росла, росла,

Поднялась и расцвела.

  1. Но невеста молодая,

Между тем все шла да шла

И на терем набрела.

  1. Царь к окошку – ан на  спице,

      Видит бьется петушок,

      …

  1. И девица,

Шамаханская царица,

Тихо встретила царя.

Приложение.

Подсказка – ключ.

  1. Времени не тратя даром.                      «Сказка о 
  2. Весь сияя в злате.                                    Царе Салтане»

  1. Вскочив; об пол зеркальце разбив.      «Сказка о мертвой царевне
  2. Тихомолком расцветая.                                               и
  3. До зари в лесу блуждая                           семи богатырях»

  1. Обратившись на восток.                         Сказка о
  2. Вся сияя  как заря.                                   золотом петушке»

Задания повышенной сложности.

(по выбору учащихся)

Задание с улыбкой. У писательницы Л. Петрушковой есть лингвистическая комедия под названием «Фыва пролдж», написанная на несуществующем языке. Но даже не зная его, вы сможете «перевести» на русский язык отрывок из этой комедии и составить словарь несуществующего языка. Попробуйте выполнить это задание. Что вам поможет с ним справиться? Выделите в полученном тексте деепричастия, определите их роль.

Фыва пролдж.

Индякие:

Ляпупа

Бутявка

Напушка. По – за напушкой бурдысья. На напушке сяпает Ляпупа. У Ляпупы разбызены клямсы.

Ляпупа (сяпая и сяпая). Оёё, оёё, некузяво. Потрямкать бы. Нетрямкавши сяпать кузяво ли?

По напушке шается Бутявка.

Бутявка (бирит не вазя Ляпупу) Фыва пролдж. Фыва пролдж.

Ляпупа (вазит Бутявку) О – по – по, смычь, Бутявище некузявое! Сяпай к Ляпупе!

Бутявка (увазивши Ляпупу, фьюро сяпает с напушки в бурдысья). Фыва пролдж. Фыва пролдж.

Ляпупа. И не фыва, и не пролдж. Досяпывает до Бутявки и зачучивает Бутявку в клямсы.

Бутявка. Оёё, оёё. Фы…ва! Про… пр… (лепещется у Ляпупы в клямсах).

Ляпупа (трямкая Бутявку). Нннн. Кщ. Кщ. Прлдбрр..

Полбутявки у Ляпупы в клямсах, полбутявки лепещется об напушку. Лепещется, лепещется да и – бздым! – отчучилось полбутявки из Ляпупиных клямс и усяпало.

Задания повышенной сложности.

(по выбору учащихся)

Задание. Прочитайте отрывок из воспоминаний писателя Д.В. Григоровича о Ф.М. Достоевском.

Он (Достоевский), по-видимому, остался доволен моим очерком, ему не понравилось только одно выражение…  У меня было написано так: «Когда шарманка перестает играть, чиновник из окна бросает пятак, который падает к ногам шарманщика». «Не то, не то, – раздраженно вдруг заговорил Достоевский, – совсем не то! У тебя выходит слишком сухо: пятак упал к ногам… Надо было сказать: пятак упал на мостовую, звеня и подпрыгивая…» Замечание это – помню очень хорошо – было для меня целым откровением. Да, действительно, звеня и подпрыгивая выходит гораздо живописнее, дорисовывает движение… Этих двух слов было для меня довольно, чтобы понять разницу между сухим выражением и живым художественно-литературным приемом.

(Д. Григорович)

Как вы понимаете выражение Д.В. Григоровича «дорисовывает движение»? О какой части речи так сказал писатель? Докажите, что он прав, используя поэтические примеры.

  1. Речка девочкой невзрачной

Притаилась между трав,

То смеется, то рыдает,

Ноги в землю закопав.

  1. Осветив черепицу на крыше

И согрев древесину сосны,

Поднимается выше и выше

Запоздалое солнце весны.

                               (Н. Заболоцкий)

 

  1. Берез веселых хоровод,

Шумя, встречает нас поклоном.

  1. И ветер, играя листвою, смешал молодые березки.

  1. Змея, шурша листвой дубовой,

Зашевелилася в дупле

И в лес пошла, блестя лиловой

Пятнистой кожей на земле.

                                          (И. Бунин)

Схематично объясните необходимость употребления запятых в данных предложениях.

Новое о деепричастии.

Задание. 

Прочитайте текст с «энциклопедии «Юный филолог». Законспектируйте ответ на вопрос:

- Что нового вы узнали о деепричастии?

Приведите свои примеры к каждому пункту конспекта.

Урок итогового контроля.

Цели урока: проверка и оценивание ЗУН учащихся по теме «Деепричастие», уровня овладения правописными умениями.

Задание. Написать диктант.

Каштанка, поцарапав дверь, налегла на нее грудью, отворила и тотчас почувствовала странный запах. Предчувствуя неприятную встречу, ворча и оглядываясь, Каштанка вошла в маленькую комнатку и в страхе попятилась назад7. Она увидела нечто неожиданное и страшное. Пригнув к земле шею и голову, растопырив крылья и шипя, прямо на нее шел гусь. Несколько в стороне от него лежал на матрасике кот. Увидев Каштанку, он вскочил, выгнул спину дугой и тоже зашипел4. Собака испугалась не на шутку, громко залаяла и бросилась к коту. Кот, еще сильнее выгнув шею, зашипел и ударил Каштанку лапой по голове. Каштанка, отскочив3, присела на все четыре лапы и, протягивая к коту морду, залилась громким, визгливым лаем. В это время гусь, подойдя сзади, больно долбанул2 ее клювом  в спину. Каштанка вскочила и бросилась на гуся …

- Это что такое? – послышался громкий, сердитый голос и в комнату вошел незнакомец в халате и с сигарой в зубах.

(По А. Чехову)

Грамматическое задание.

  • Подчеркните деепричастия и графически выделите деепричастные обороты.

/                           /, .

  • Определите вид деепричастий, обозначьте их суффиксы.
  • Выполните обозначенные цифрами разборы.

Урок творчества.

Цель урока: развитие творческих способностей учащихся, умения применять знания по теме в нестандартных ситуациях.

Задание1. Преобразуйте текст, вставив обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами. Сравните данный и полученный тексты.

Весна наступила в этом году ранняя. Побежали по улице бурливые ручейки, в огромных лужах отразилось глубокое небо, с крыш посыпались звонкие капли. Снег сошел. Из-под него выглянула обнаженная земля. Над черными нивами вьется легкий парок. Он наполнил воздух запахом оттаявшей земли.

  • Продолжи текст.

Задание2.  Изобразите осенний (зимний, весенний, летний) лес как деятельное, одухотворенное существо, написав сочинение-миниатюру.

Примечания: при затруднении обратитесь к фрагментам художественных текстов.  (В качестве образцов используются фрагменты из текстов: Н.В. Гоголя, И.С.. Тургенева: описание сада в «Мертвых душах», явления природы в очерках «Бежин луг», «Ермолай и мельничиха» и др.)

Задание 3. Напишите миниатюру «Волнующие встречи деепричастия с глаголом».

  • Как вы думаете, какие встречи деепричастия и глагола приносят волнения? Разумеется, те, которые таят опасность ошибок.

  • Попробуйте сказать, какие встречи между деепричастием и глаголом «ошибкоопасны». Только после этого читайте дальше.

  • Конечно, вы вспомнили: это встречи деепричастия с глаголом, при которых они обозначают действия разных лиц. Вы вспомнили знаменитое чеховское предложение: Подъезжая к сией станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа. Чтобы избежать таких встреч, необходимо помнить, что глагол и деепричастие, зависимое от него, обозначают действия одного подлежащего.

  • Напишите сочинение-миниатюру используя волнующие встречи деепричастий и глаголов.

     Ваша удачно выполненная работа будет предложена в качестве олимпиадного задания для старшеклассников.

Контрольное упражнение.

Задание. Списать текст, расставляя знаки препинания и раскрывая скобки. Выделить все деепричастия, указать их вид.

По засыпанному галькой берегу шли три медведя. Один из них  - крупная медведица – переходила вброд (не) широкую но быструю выпадающую в Иман реку. Шлепая по мелкой воде широкими лапами медведица вышла на противоположный берег.4 Её примеру последовал2 второй (не) большой медведь.7 На правой стороне речушки оставался маленький медвежонок. Он тоже было побрел по воде но достигнув глубокого места и (не) решившись2 идти дальше остановился и жалобно рявкнул. В тот же момент произошла семейная сцена. Медведица в одно мгновение очутилась около среднего медвежонка и передней лапой дала ему такую затрещину что тот полетел на отмель. Перевернувшись и схватившись обеими лапами за левое ухо он заорал диким голосом. Затем продолжая держаться за ушибленное место он стремительно кинулся через речку схватил маленького братишку за шиворот и все еще вскрикивая сквозь зубы поволок его через глубокое место. Вскоре группа исчезла в чаще.

(По Е. Спангенбергу)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и приемы организации учебной деятельности по подготовке к ЕГЭ на уроках русского языка

ЕГЭ по русскому языку можно успешно сдать, если тщательно к нему подготовиться!...

Модульное обучение на уроках русского языка. Разработка урока в 7 классе.

Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школеРазработка модульного урока  в 7 классе по теме « Правописание частицы НЕ с разными частями речи»...

Модульное представление опыта на тему: "Пути и средства формирования мотивации на уроках русского языка»

Модульное представление опыта на тему: "Пути и средства формирования мотивации на уроках русского языка»...

Активные формы обучения,новые образовательные технологии как средство развития речи на уроках русского языка и литературы

Активные формы обучения ,новые образовательные технологии как средство развития речи на уроках русского языка и литературы...

Использование современных образовательных платформ как средство повышения качества обучения на уроках русского языка.

С появлением Интернета все сложнее   заинтересовать ребенка, недостаточно просто провести урок по учебнику. Приходится находить современные инновационные средства, для того чтобы интерес шко...