Главные вкладки

    Конспект урока-проекта по русскому языку «Интересная фразеология» 6 класс
    методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

    Скосарь Ольга Алексеевна

     

    Тип проекта: информационно-исследовательский

    Категория учащихся: учащиеся 6-го класса

    Предметная область: русский язык

     

    Основополагающие вопросы:

    1)Что такое фразеология?

    2) Каковы источники фразеологии?

    3)Каково значение и этимология фразеологизмов?

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казенное  общеобразовательное учреждение

    Митрофановская средняя общеобразовательная школа

    Кантемировского муниципального района

    Воронежской области

    Конспект урока-проекта

    по русскому языку

                                           «Интересная фразеология»

    6 класс

    Автор разработки:

    Учитель русского языка

     и литературы

    Скосарь Ольга Алексеевна.

    ..

                                                                    2015

    Тип проекта: информационно-исследовательский

    Категория учащихся: учащиеся 6-го класса

    Предметная область: русский язык

    Основополагающие вопросы:

    1)Что такое фразеология?

    2) Каковы источники фразеологии?

    3)Каково значение и этимология фразеологизмов?

    Аннотация проекта:

       Если вы хотите подняться выше на ступеньку в изучении истории языка и желаете открыть для себя увлекательный мир родной речи, смело отправляйтесь с нами в интересное путешествие по страницам науки «Фразеология» и приступайте к изучению данного проекта.

    Дидактические цели проекта:

    -формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности;

    -совершенствование навыков исследовательской деятельности;

    -формирование навыков работы в команде;

    -приобретение навыков самостоятельной работы с небольшим объёмом информации.

    Методические задачи проекта:

    -закрепить знания по фразеологии;

    -формировать умение правильно использовать в речи фразеологизмы.

    Проблемы самостоятельных исследований:

    -Откуда в речи появились фразеологизмы?

    -Что произойдёт с нашей речью, если не использовать фразеологизмы?

    Результаты исследований:

    Презентация исследовательской деятельности учащихся 6-го класса.

    Этапы работы:

    -формирование тем исследования;

    -формирование группы для проведения исследования;

    -работа в группах;

    -подготовка презентации;

    -защита проекта;

    -коллективное обсуждение, результаты оценки.

    Рекомендации.

    Проектная деятельность предполагает групповую работу учеников. При работе  над данным проектом предполагается организовать учащихся в следующие группы:

    - техническую;

    -творческую;

    - информационную.

    Техническая группа будет заниматься набором текстов на компьютере.

    Участникам творческой группы предстоит подготовить иллюстрации и оформить презентацию проекта.

    Информационная группа будет заниматься поиском и  представлением информации.

    Литература.

    1.Лавров. С. Русский язык. Страницы истории./ С. Лаврова.-М.: Белый город, 2007.

    2.Мудрое слово. Русские пословицы и поговорки.- М.: Детгиз, 1957.

    3.Фразеологический словарь русского языка.- СПб.,2005



    Предварительный просмотр:

                                    Пояснительная записка. 

    Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по  русскому языку и Программы по русскому языку к учебному комплексу[1] для 5-9 классов // Авторы программы В.В. Бабайцева,  А.П. Еремееваи др. // Программы для общеобразовательных учреждений : Русский язык. 5-9 кл., 10-11 кл. / сост. Е. И. Харитонова. – М.: Дрофа, 2010.- С.3-47.

    Программа реализуется в адресованном учащимся учебном комплексе: «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русская речь».

    В учебнике «Русский язык. Теория» излагаются сведения о языке, предназначенные для изучения в 5—9 классах. В течение пяти лет обучения книга остается в пользовании ученика. Систематический теоретический курс русского языка способствует формированию целостного представления о системе языка, его закономерностях и тенденциях развития.

    Изложение теории дается в системе, что для формирования практических умений и навыков является более прочной базой, чем раздробленные сведения из разных разделов науки о языке. Данный тип учебника выполняет как учебную, так и справочную функцию. Он используется не только при изучении нового материала, но и при повторении, при подготовке к зачетным работам, к экзаменам и т. д. Такой тип учебника способствует формированию у учащихся познавательной самостоятельности, умений работать с учебной литературой, пользоваться разными видами чтения.

    Книга «Русский язык. Практика» (для каждого класса) реализует деятельностный подход к обучению, обеспечивая мотивацию учебной деятельности школьников, усвоение ими знаний о языке, способов оперирования ими, формирование и совершенствование умений правильно и целесообразно пользоваться ресурсами родного языка в устной и письменной формах.Важное значение, наряду с упражнениями, предполагающими репродуктивную деятельность, придается задачам, вызывающим активизацию познавательной деятельности учащихся, развивающим мышление, формирующим интерес к изучению родного языка и совершенствованию речи.

    Третий компонент учебного комплекса — «Русская речь» (для каждого класса) обеспечивает формирование коммуникативной компетенции учащихся. Задачи и упражнения опираются на речеведческие понятия и правила речевого поведения, что способствует осознанному совершенствованию устной и письменной речи учащихся, повышению культуры речевого общения.

       Изменения, внесенные в программу, обоснования .

    При разработке рабочей программы по русскому языку для 6  класса были внесены следующие изменения: увеличено количество часов на изучение темы  «Спряжение глаголов» ввиду сложности изучаемого материала. Кроме того, в календарно-тематическом планировании отражены предусмотренные стандартом,  но не указанные в примерной программе по русскому языку в 6 классе,  такие типы уроков и виды деятельности учащихся, как урок- тестирование, погружение в проблему, урок - беседа. Данные изменения позволяют формировать и развивать базовые компетенции учащихся, позволяют повысить интерес к изучению русского языка.

    Общая характеристика учебного предмета.

    Данный учебный курс занимает важное место в системе общего образования школьников, потому что русский язык – это родной язык русского народа, государственный язык РФ, средство межнационального общения, консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе. Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский (родной) язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Русский язык является основой развития мышления. Воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каноном социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками. Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.

    Цели изучения.

    Основные цели преподавания  русского языка в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации:  формирование у учащихся на базе усвоения ими определенной системы знаний о языке умений и навыков полноценно, грамотно (в широком значении этого слова) пользоваться богатыми  ресурсами родного языка  в своей речевой практике,  воспитание бережного отношения к языку, стремления к самосовершенствованию в области языковой подготовки и культуры речевого общения.

    Эти цели обусловливают следующие задачи:

    • дать учащимся  представление о роли языка в жизни общества,  о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности; обеспечить усвоение определенного круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике;
    • развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;
    • формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки.
    • формировать умение анализировать речевые факты, оценивать их с точки зрения нормированности, соответствия ситуации общения;
    • формировать умение анализировать и составлять тексты разных жанров и стилей.

    Указанные цели и задачи отвечают требованию стандарта: «Курс русского языка для основной школы направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета».

    Место предмета  в учебном плане образовательного учреждения.

    Предмет русский язык 6 класс реализуется в учебном плане школы исходя из Федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, который отводит на изучение предмета  240 часов за один год обучения  в 6 классе, в неделю – 6 час.

    Контрольных работ, в том числе контрольных диктантов - 12;

    Изложений - 4

    Сочинений- 4

    Общие учебные умения, навыки и способы деятельности.

         Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:

    ● коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);

    ● интеллектуальные (сравнение и сопоставление, обобщение, оценивание и классификация);

    ● информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом);

    ● организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку).

    В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать:

    – роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка  Российской Федерации;

    – смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

    – признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

    – основные единицы языка;

    – нормы речевого этикета.

    Уметь:

    – различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

    – определять тему, основную мысль текста, тип и стиль речи;

    – анализировать структуру и языковые особенности текста;

    – опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

    – объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом.

    Аудирование и чтение:

    – адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста);

    – читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);

    – извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации;

    – пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

    говорение и письмо

    – воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);

    – владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями;

    – свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме,

    – соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);

    – выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действельности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

    – соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

    – соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

    – соблюдать нормы русского речевого этикета;

    – осуществлять речевой самоконтроль;

    – оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их;

    – совершенствовать и редактировать собственные тексты.

    Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    – осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;

    – развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

    – удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

    – увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств;

    – развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

    – использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по русскому языку в 9 классе на тему: «Лексика и фразеология. Подготовка к сочинению – рассуждению на лингвистическую тему».

    Урок предназначен для эффективной подготовки учащихся к ОГЭ. Технология: творческая Мастерская (технология, основанная на создании учебной ситуации). Методы: решение творческих задач, работа...

    Статья "Как сделать урок русского языка интересным"

    Так не будем же забывать, что на уроке жизнь ребенка продолжается!...

    Русский язык. Интересные факты и явления

    Интересные факты и явления как элементы открытого, развивающего образовательного пространства школьников....

    Конспект урока по русскому языку в 6 классе План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение».

    Конспект урока по русскому языку в  6 классеПлан – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение»....

    Конспект урока по русскому языку для 10 класса по теме; "Русская фразеология"

    Предложенный конспект урока по русскому яыку для 10 класса разработан по авторской программе А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой. Урок построен с учётом требований анализа урока Рособлнадзора. Исп...

    Фразеология. Употребление фразеологизмов. Конспект открытого урока русского языка в 10 классе.

    Конспект открытого урока в 10 классе по теме: "Фразеология. Употребление фразеологизмов"....