ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Кузьмина Любовь Декартовна

Урок русского языка в 6 классе "Возвратное местоимение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehkarta_vozvr_mest_6_kl.docx21.41 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА  

Ф.И. О. педагога Кузьмина Любовь Декартовна

Учебный предмет: Русский язык

 Класс: 6

Автор УМК: М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова, Н. В. Ладыженская, Л. Т. Григорян, И. И. Кулибаба.

Тема урока. Возвратное местоимение себя.

 Тип урока: урок «открытия» нового знания

Технологии: Здоровьесбережения, «РКМЧП», проблемное обучение.

Цели урока. Метапредметные: извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; соблюдать в практике письменного общения изученные орфографические правила. Предметные: знать значение и морфологические особенности возвратного местоимения себя, его синтаксическую функцию; фразеологические обороты с местоимением себя; употреблять местоимение себя в нужной форме; находить и исправлять ошибки в употреблении личных и возвратного местоимений; употреблять фразеологизмы с местоимением себя в речи

Задачи: Уметь употреблять местоимение СЕБЯ в нужной форме; употреблять его в составе фразеологических оборотов, составлять очерк (рассказ о себе) в свободной форме; устранять недочеты в употреблении местоимений.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД / Результаты

1) организационный момент

Приветствует учащихся Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Создает эмоциональный настрой..

взаимодействуют с учителем

Личностные: положительное отношение к учебной деятельности.

2) проверка домашнего задания

Предлагает учащимся подготовленный диктант по упр. 444 с грамматическим заданием, одновременно осуществляет

индивидуальный контроль

Выполняют задание, повторяют орфограммы, теоретические сведения о личных местоимениях

Познавательные: структурирование знания

3) актуализация опыта учащихся, самоопределение к деятельности

Предлагает прочитать предложение.

Чем кумушек считать трудиться,

Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?

- Из какого предложения взяты эти строки? (Из басни И. А. Крылова «Зеркало и Обезьяна»)

- Найдите в предложении местоимение (себя)

- В каком падеже оно употреблено? Какова его синтаксическая роль? (употреблено в винительном падеже, в предложении является дополнением)

Читают предложение, отвечают на вопросы учителя,

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие.

Регулятивные: фиксация затруднения, саморегуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений.

4) получение новых знаний и изучение новых способов деятельности

(Постановка и формулирование проблемы)

Предлагает изменить местоимение себя по падежам.

- Что вы заметили? (нет именительного падежа)

- А кто знает, к какому разряду относится это местоимение? (ответы детей)

- Это возвратное местоимение. Особенность этого разряда в том, что он состоит только из одного местоимения себя.

- Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (познакомиться с возвратным местоимением, с особенностями его склонения и ролью в предложении)

Запишем тему урока.

- Вы знаете возвратные глаголы с суффиксом (постфиксом) –ся (-сь): умываться, купаться, учусь, занимаюсь и т.д. Они выражают направление действия на того, кто его производит, указывают на лицо, о котором идёт речь. В древности это –ся (-сь) было отдельным словом, усечённым себя. Со временем оно «приросло» к глаголам и стало восприниматься как часть слова.

Это странное местоимение не имеет именительного падежа, рода и числа.

У местоимения себя лишь одна синтаксическая роль – дополнение.

Практическое задание: вспомнить фразеологизмы, в состав которых входит местоимение себя, записать, определить их лексическое значение (прийти в себя, выйти из себя, быть вне себя,  быть не в себе, взять себя в руки, себе дороже, себе на уме, говорит сам за себя, взять на себя смелость, быть самим собой, замкнуться в себе, ног под собой не чуять, читать про себя, не по себе…)

отвечают на вопросы учителя, Формулируют цель урока записывают тему урока, слушают сообщение учителя, вспоминают фразеологизмы, записывают, определяют их значение.

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие.

Регулятивные: фиксация затруднения, саморегуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений.

Целеполагание. Умение ориентироваться в системе знаний, осуществлять анализ объектов

5) закрепление изученного

(Процесс решения проблемы)

Предлагает прочитать шуливое  стихотворение В. Орлова из  упр. 445 и определить падеж всех форм местоимений себя. Побуждает к  высказыванию своего мнения

Читают, определяют падеж местоимений

Познавательные: преобразование информации из одной формы в другую.

Регулятивные: коррекция, контроль.

Коммуникативные: умение ориентироваться в системе знаний, осуществлять анализ объектов

6) применение изученного

(Применение знаний и умений)

Предлагает выполнить упр. 446

Контролирует выполнение работы.

Выполняют падеж местоимений

Познавательные: самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера.

Коммуникативные:  выражение своих мыслей с полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений.

Регулятивные: контроль, коррекция

7) контроль и самоконтроль

(Подведение итогов)

Просит ответить на вопросы

- Каковы морфологические особенности возвратного местоимения себя?

- Почему местоимение себя называется возвратным?

Отвечают на вопросы

Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные: самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в УД.

Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других, выражение своих мыслей с полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений.

8) коррекция (Оценивание)

Оценивает ответы учащихся

Слушают учителя

Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности Личностные: самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в УД.

Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других.

9) домашнее задание

Параграф 78,  упр. 449(письменно), 448(устно подготовиться к сочинению)

Дает комментарий к домашнему заданию, проверяет запись в дневнике

Записывают домашнее задание

Регулятивные: целеполагание

10) подведение итогов учебного занятия, рефлексия

Просит ответить на вопросы.

-Что нового узнали на уроке?

- Где эти знания могут пригодиться?

Отвечают на вопросы

Личностные: осознание нужности полученных знаний

Регулятивные: контроль, коррекция

Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других, выражение своих мыслей с полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Курсы повышения квалификации. Экспертные карты.Технологическая карта урока.

Данный материал может быть полезен для тех, кто проходит курсы повышения квалификации. В нём представлены примеры экспертных карт двух кроссвордов и викторины, а также технологическая карта урока в 5 ...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)

Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...