Игра "Умники и умницы" в 5-м классе
классный час по русскому языку (5 класс) на тему

Ващенко Татьяна Александровна

Игра  "Умники и умницы" по русскому языку предназначена для учащихся 5 класса. Цель данного мероприятия повысить  интерес обучающихся к предмету русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon русский язык, игра, 5 класс41 КБ

Предварительный просмотр:

Игра "Умники и умницы" в 5-м классе

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • жетончики,
  • цветная бумага,
  • грамоты,
  • шапки из бумаги.

ЦЕЛЬ: повысить интерес учащихся к изучаемому предмету - русскому языку.

Предварительные вопросы:

I. Отборочный тур.

1. Что такое лексика? Лексикология? Лексикон?

2. Что такое лексическое значение слова?

3. Чем отличаются многозначные слова от однозначных?

4. Приведите примеры слов с переносным значением? Приведите примеры.

5. Какие слова называются омонимами? Приведите примеры.

6. Как называются такие пары слов как:

  • зеленый лук – луг;
  • плот – плод;
  • поседел – посидел;
  • поласкал – полоскал?

Как их различать? Составьте словосочетания.

7. Как называются такие слова:

  • алый – красный;
  • сплетница – традесканция,
  • отважный – храбрый - мужественный

8. Подбери синонимы, антонимы к прилагательным:

  • свежий журнал (новый – старый)
  • свежее белье (чистое – грязное)
  • свежий вечер (прохладный – теплый)
  • свежие обои (новые – старые)

9. Какие слова называются антонимами? Что такое антонимы? Приведи примеры.

10. Как различить синонимы и многозначные слова?

11. С какой целью используются в речи слова с переносным значением и синонимы?

12. Объясните, что значат выражения, приведенные ниже. Почему можно так говорить? Приведите собственные примеры.

Металл в людях: стальная воля, железная энергия, золотое сердце, медный лоб, свинцовые слезы.

13. Сколько у семи ослов ушей и хвостов? (У шеи хвостов)

Он же ребенок! (жеребёнок). Тише же ребята!

Ел старик хлеб с ухой (сухой).

14. Принято поласкать дитя или собаку, но всего необходимее полоскать рот. (Козьма Прутков) Как называются выделенные слова? (Омофоны)

15. Как называются слова, одинаковые по написанию, но разные по произношению? (Ударение падает на выделенные гласные)

Село – село; кружки – кружки; пристань – пристань; полы – полы; мою – мою.

16.

Стелют на матрас меня,

Называюсь … (простыня)

17.

Я травянистое растенье
С цветком сиреневого цвета,
Но переставьте ударение,

И превращаюсь я в конфету. (Ирис)

18.

Я сборник карт, от ударения
Зависят два моих значенья:
Захочешь – превращусь в название
Блестящей, шелковистой ткани я. (Атлас)

19. В каком слове сорок а? (Сорока)

20. В каких словах по сто согласных? (Стол, стог, стон)

21. Чем кончается день и ночь? (Ь)

22. Что стоит посередине земли? (М)

23. Чем кончается лето и начинается осень? (Ь)

24. Я все то, что есть на свете,
Все народы на планете,
Мой омоним – враг войны,
Друг труда и тишины. (Мир)

25. Какое государство можно носить на голове? (Панама)

Какой город летает? (Орёл)

26. В тетради я бываю
Косая и прямая;
В другом своем значении
Я – планка для черчения,
И, наконец, порою
В шеренгу все построю. (Линейка)

II. Состязания на красной дорожке (нельзя ни разу ошибаться). Варианты заданий:

  1. Укажи значение омонимов брак, град, ключ.
  2. Сколько раз встречаем звук з в предложении: Зина обратилась с просьбой к Лизе
  3. Назовите слова, в которых звук обозначался бы двумя буквами, а буква – звуками. (Конь, яма)
  4. Что надо сделать со звуком в слове кость, чтобы оно стало обозначать желанного в доме человека?

III. Состязания на зеленой дорожке (можно ошибаться 2 раза). Варианты заданий:

  1. Реши звуковые пропорции:
  2. Какой раздел науки о языке изучает его звуковую сторону?
  3. В названии какого дня недели есть удвоенный согласный?
  4. Каким ключом нельзя открыть дверь?

IV. Состязания на желтой дорожке (допустима 1 ошибка). Варианты заданий:

  1. Укажи значение омонимов мир, свет, среда.
  2. Укажите, сколько раз встречается звук т в предложении: Документ подписан директором.
  3. Как можно превратить слово мел – в темное мелкое место, угол – в топливо, шест – в число?
  4. Сколько звуков в словах июль, пою?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в форме игры "Умники и умницы" для 8 класса по теме: "Колониальные империи 19в"

ЦЕЛЬ: Развивать и поддерживать у учащихся интерес к изучению новой истории ЗАДАЧИ: 1. Закрепить знания, полученные при изучении главы № 3 «Страны промышленной цивилизации» учебника «Новая история 8 кл...

"Фразеологизмы в нашей речи" (Интеллектуальная игра "Умники и умницы" в 7 классе)

На внеклассном занятии по русскому языку в игровой форме происходит обобщение знаний и умений учащихся по фразеологии. Тема рассматривается в следующих аспектах:Фразеологизм как средство создания выра...

игра "Умники и умницы" в 11 классе по произведениям А.И.Куприна

Вопросы к игре-викторине по произведениям А.И.Куприна "Олеся", "Гранатовый браслет", "Поединок" предлагаются для проведения в 11 классе внеклассного мероприятия после изучения темы...

Внеклассное мероприятие "Умники и умницы" для 7 класса

Внеклассные мероприятия позволяют формировать устойчивый интерес к предмету, развивать смекалку, эрудицию учащихся, математическую культуру....

Методическая разработка интеллектуальной викторины по русскому языку «Умники и умницы» 5 – 6 классы

Цель данной викторины воспитать любовь к родному языку через пробуждение у школьников интереса к предмету "Русский язык", так как викторина является средством вовлечения во внеклассную работу по предм...

Учебно-познавательная игра «Умники и умницы» для 10 класса. Тема: «Русь и Золотая Орда»

Учебно-познавательная игра «Умники и умницы» по теме: «Русь и Золотая Орда». Игра проводится как обобщающий урок по теме или как внеклассное мероприятие. Это позволяет систематизировать, обобщить и за...

Урок-игра умников и умниц в 7 классе по теме Давление

Урок проводится в 7 классе после изучения темы "Давление". Урок можно провести в форме такой игры как "Умники и умницы"...