Дидактический материал блока «Деепричастие»
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему

Дидактический материал, предлагаемый вашему вниманию, предназначен для учителей-словесников, организующие групповые учебные занятия по русскому языку. Дидактический материал используется в учебной группе, предлагаю несколько вариантов его использования: • Комплект есть у каждого ученика, и он выполняет соответствующие задания и упражнения. • Учитель делает ксерокопии соответствующих тем и раздаёт их ученикам в качестве карточек. • Ученик переписывает отдельные задания себе в тетрадь ( например, по взаимодиктанту).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskiy_material_dlya_organizatsii_kuz.rar28.59 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка по изучению блока «Деепричастие»

Дидактические материалы, предлагаемые вашему вниманию, предназначены для учителей-словесников, организующие групповые учебные занятия по русскому языку.

Дидактический материал используется в учебной группе, предлагаю несколько вариантов его использования:

  • Комплект есть у каждого ученика, и он выполняет соответствующие задания и упражнения.
  • Учитель делает ксерокопии соответствующих тем и раздаёт их ученикам в качестве карточек.
  • Ученик переписывает отдельные задания себе в тетрадь

 ( например, по взаимодиктанту).

Изучение блока «Деепричастие» начинается с работы по методике взаимопередачи тем:

  1. Т1 «Деепричастие как часть речи»
  2. Т2 «Признаки глагола и наречия у деепричастий»
  3. Т3 «Деепричастия несовершенного вида»
  4. Т4 «Деепричастия совершенного вида»
  5. Т5 «Деепричастный оборот»
  6. Т6 «Раздельное написание не с деепричастиями»
  7. Т7 «Употребление деепричастий».

При этом необходимо иметь ввиду, что такие темы 2-7 зависят от темы 1, темы 3 и 4 изучается после темы 2, Т7 – после тем 3, 4 и 5. Таким образом, для этого раздела возможны такие маршруты прохождения материала:

Т1- Т2- Т3- Т4- Т5- Т6- Т7

Т1- Т2- Т4- Т3- Т5- Т7- Т6

Т1- Т5- Т6- Т2- Т3- Т4- Т7

Т1- Т6- Т2- Т5- т4- Т3- Т7

Т1- Т2- Т6- т4- Т3- Т5- Т7 и т.д.

Для изучения этих тем создаётся сводный отряд из 7-14 человек. Отряд может формироваться и запускаться постепенно. Точно также постепенным может быть и выход из этого отряда по мере освоения всех тем.

После того, как ученик изучил все семь тем, он должен отметиться в общем табло у учителя. Учащиеся, которые сдали темы учителю, могут продвигаться далее по блоку по таким маршрутам:

 ВД1=ВД2=МР=ИЗ=КВ=ПР=КТ=КД

ИЗ=ВД1=ВД2=МР=КВ=ПР=КТ=КД

ВД2=МР=ВД1=ИЗ=КВ=ПР=КТ=КД

МР=ВД1=ВД2=ИЗ=КВ=ПР=КТ=КД и т.д

Работа по ВД1 направлена на закрепление правила о раздельном написании не с деепричастиями, по ВД2 – на отработку умения находить деепричастный оборот и выделять его знаками препинания. Работа проходит в сводном отряде, состоящем из 6 человек.

Тема «Морфологический разбор деепричастия» изучается самостоятельно или в постоянной паре и сдается учителю. Выполнять ли ученику все предложенные индивидуальные задания ( их 9) или ограничиться некоторыми из них – решать учителю. Среди индивидуальных заданий есть интересные упражнения по стилистике ( №7-9). Направленные на предотвращение ошибок в употреблении деепричастий и деепричастных оборотов.

Над контрольными вопросами ученики могут работать как самостоятельно, так и в постоянной паре или малой группе. Сдав их, учащиеся могут выполнять проверочную работу. Справившиеся с проверочной работой, приступают к контрольному тесту. Итоговый контроль по блоку – контрольный диктант. Ученикам, не справившимся с проверочной работой или контрольным тестом можно дать дополнительные индивидуальные задания. Кроме того, после тем по ВПТ  перечисляются упражнения из учебника Ладыженской, Баранова, Григорян, которые также можно использовать для закрепления тем блока «Деепричастие». 

ВЗАИМОПЕРЕДАЧА ТЕМ

ВПТ

Деепричастие как особая форма глагола

Т 1

  1. Рассмотри два предложения:

А) Я встал и повиновался необъяснимому и внезапному страху, залил костёр.

Б) Я встал и, повинуясь необъяснимому и внезапному страху, залил костёр.

(К. Паустовский)

В первом предложении три глагола: встал, повиновался, залил, которые обозначают основные действия, одинаковые по важности. Во втором предложении глаголы встал и залил тоже называют основные действия, а глагол повиновался заменён словом повинуясь, которое обозначает не основные, а добавочные действия и одновременно характеризует основное действие. Встал (Как? Почему?), повинуясь необъяснимому и внезапному страху. Такие  слова в грамматике называют деепричастиями.

Задание: внимательно прочитай в учебнике определение деепричастия. Из текста, приводимого ниже, выпиши деепричастия с глаголами, к которым они относятся. От глаголов поставь вопрос к деепричастию.

Низко над степью со стороны заходящего солнца летел, лениво погромыхивая мотором, маленький самолёт. Он пролетел над вагончиком, круто завернул, сел в сухую траву и, пробежав несколько шагов, остановился. Из кабины вышел лётчик и пошёл, сняв шлем, к вагончику.

  1. Лексическое значение деепричастия – обозначение добавочного действия, которое показывает, как совершается действие глаголом-сказуемым. Морфологические признаки деепричастия – это признаки глагола и наречия. В предложении деепричастие зависит от глагола и является обстоятельством.  Он ушёл, не оглядываясь.

Задание: найдите деепричастия, подчеркните их как члены предложения:

  • Грушницкий стоял передо мною, опустив глаза, в сильном волнении.
  • Цепляясь за кусты, мы стали карабкаться.
  • Войдя в залу, я спрятался в толпе мужчин и начал свои наблюдения.
  • В груди, дымясь, чернела рана (М.  Ю. Лермонтов)

Вопросы и задания II группы:

  1. Что называется деепричастием?
  2. Каково лексическое значение деепричастия?
  3. Каковы морфологические признаки деепричастия?
  4. На какие вопросы отвечает деепричастие?
  5. Какова синтаксическая роль деепричастия?

ВПТ

Признаки глагола и наречия у деепричастия

Т 2

  1. Признаки глагола.

А) Деепричастия могут быть возвратными и невозвратными. Например:

вытираясь полотенцем (возвратное, имеет –сь); вытирая полотенцем 

(невозвратное, не имеет –сь).

Б) Деепричастия бывают совершенного и несовершенного вида. Например: решая задачу (что делая?) – несовершенный вид; решив задачу (что сделав?) – совершенный вид.

В) Деепричастия распространяются, как глаголы, т. е. зависимое слово – имя существительное или местоимение – ставится при деепричастии в том же падеже, что и при глаголе, от которого образовано деепричастие. Например: читать (что?) книгу – читая (что?) книгу; встретиться (с кем?) с товарищем – встретившись (с кем?) с товарищем.

Г) Деепричастия обозначают действие, как и глаголы.

Задание: обозначь признаки глагола у деепричастия.

Льды, растаяв, становятся синью в реке. Птицы, взлетая, становятся стаей упругой. Люди, рождаясь, кричат на одном языке, заклиная взрослых людей понимать друг друга. (Р. Рождественский)

  1. Признаки наречия.

А) Деепричастия не изменяются (не склоняются и не спрягаются).

Б) В предложении деепричастия зависят от глагола и являются обстоятельствами. Старик что-то сказал (как?), улыбнувшись.

Задание: обозначь признаки наречия у деепричастия.

  • Уж за рекой, дымясь, пылает огонь рыбачий.
  • Листья, падая, шепчутся, прощаясь навек.

Вопросы и задания II группы:

  1. Какими признаками глагола обладает деепричастие?
  2. Какими признаками наречия обладает деепричастие?
  3. Задание: выпиши глагол-сказуемое с деепричастием. Обозначь морфологические признаки деепричастия:
  • Вокруг нашего дома стояли, задумавшись, огромные каштаны.
  • По поляне, не торопясь, бежал какой-то зверь .
  • Ручьи, журча и извиваясь, и меж собой перекликаясь, в долину гулкую спешат  

ВПТ

Деепричастия несовершенного вида

Т 3

  1. Деепричастия несовершенного вида обозначают незаконченное добавочное действие. Они отвечают на вопрос что делая? Например. И между тем я всё скакал (что делая?), погоняя беспощадно. Деепричастие несовершенного вида обычно обозначает действие, одновременное с действием глагола-сказуемого. Например: Мой грустный товарищ, махая крылом, кровавую пищу клюёт под окном. В редких случаях такое деепричастие обозначает действие предшествующее или последующее. Например: Жандармы срывали шапки, далеко отбрасывая их. Раза два в год он бывал в Москве и, возвращаясь, много и шумно рассказывал.

Задание: над деепричастиями надпиши вопрос, на который они отвечают.

  • И запах поля, вдыхая, мне радостно будет шагать.
  • Вдруг, рассекая потёмки, золотой         лентой взвилась к небу ракета
  • Саша, салазки свои погоняя, весело мчится .

  1. Деепричастия несовершенного вида образуются от основы настоящего времени глаголов несовершенного вида при помощи суффикса –а (-я)

Глагол

Несовершенного вида

Суффиксы деепричастий несовершенного вида

Деепричастия несовершенного вида

Читают

Стара ют ся

Держат

Читая

Стараясь

Держа

После шипящих употребляется –а, а в остальных случаях –я. Например. Держа кувшин над головой, грузинка узкою тропой сходила к берегу. Порой она 

скользила меж камней, смеясь неловкости своей (М. Лермонтов).

Как образуются деепричастия несовершенного вида?

  1. От глагола быть деепричастие несовершенного вида образуется с помощью суффикса -учи: будут – будучи. От глаголов несовершенного вида, имеющих суффикс  -ва- в неопределённой форме (давать, узнавать, вставать и др.), деепричастие образуется от основы неопределённой формы. например:

выдавать  – выдавая

Задание: образуй деепричастия от глаголов: вставать, признавать, расставаться, сознавать.

  1. От некоторых глаголов деепричастия не образуются:
    А) от глаголов, основа которых состоит из одних согласных:
    бить – бьют, рвать –  рвут, шить – шьют;

Б) от глаголов, с основой настоящего времени на -г, -к, -х: беречь – берегу; мочь – могут, течь – текут;

В) от большинства глаголов с основой настоящего времени на шипящий: писать – пишут, резать – режут, хлестать – хлещут;

Г) от глаголов с суффиксом –ну: мокнуть – мокнут, тянуть – тянут, гаснуть – гаснут.

От каких глаголов не образуются деепричастия?

Вопросы и задания II группы:

  1. Что обозначают деепричастия несовершенного вида?
  2. Как образуются деепричастия несовершенного вида?
  3. Как образовалось деепричастие будучи?
  4. Назови особенности образования деепричастий от глаголов несовершенного вида.
  5. Задание: образуй деепричастия несовершенного вида от глаголов: напевать, цепляться, щёлкать, рвать, мокнуть, выдавать, кричать.

ВПТ

Деепричастия совершенного вида

Т 4

  1. Деепричастия совершенного вида обозначают законченное добавочное  действие. Они отвечают на вопрос  что сделав? Например. Грушницкий (что сделав?), увидев меня издали, подошёл ко мне. Такие деепричастия обычно обозначают предшествующее действие. Снявши голову, по волосам не плачут. Но иногда деепричастия совершенного вида могут обозначать последующее действие. Например: Чичиков согласился с этим совершенно, прибавивши, что ничего не может быть приятнее, как жить в уединении.

Задание: над деепричастиями надпиши вопрос, на который они отвечают.

  • Первые лучи солнца, пробив тучи, блеснули в небе.
  • Велев седлать лошадей, я оделся и сбежал к купальне.
  • Одолев подъём с разгона, эшелон в рассвет летит.

  1. Деепричастия совершенного вида образуются от основы неопределённой формы или прошедшего времени при помощи суффиксов –в, -вши, -ши. От возвратных глаголов деепричастия совершенного вида образуются с суффиксом –вши(сь), -ши(сь). К суффиксу –в возвратный суффикс –ся не присоединяется.

Глагол

совершенного вида

Суффиксы деепричастий совершенного вида

Деепричастия совершенного вида

допустить – допустил

наткнуться – наткнулся

запереть – запер

-вши

-ши

Допустив

Наткнувшись

Заперши

Деепричастия с основой на согласный образуются с суффиксом –ши: истечь –

истекши, принести – принесши.

Задание: образуй деепричастия от глаголов: выскочить, расположиться, списать, нахмуриться, испечь.

  1. У некоторых глаголов деепричастия совершенного вида образуются при помощи суффикса –а (-я) от основы будущего времени. Например,

встретиться – встретятся – встретясь; нахмурить – нахмурят –

нахмуря.

Задание:  образуй деепричастия от глаголов: обрести, прочесть, прийти, увидеть, услышать.

Вопросы и задания II группы:

  1. Что обозначают деепричастия совершенного вида и на какой вопрос они отвечают?
  2. Как образуются деепричастия совершенного вида?
  3. Назови особенности образования деепричастий совершенного вида у некоторых глаголов.
  4. Задание: образуй деепричастия совершенного вида от глаголов: принять, отнять, отречься, поднять, пойти, встретиться.

ВПТ

Деепричастный оборот

Т 5

  1. Деепричастие может  иметь при себе зависимые слова. Вместе с ними оно образует деепричастный оборот. Например. Гуси строгими треугольниками

как?                что делая?
торжественно летели, отрывисто переговариваясь.

деепр. оборот

Задание: выпиши деепричастия с зависимыми словами, т. е. деепричастные обороты:

Ни на кого не глядя, он сдунул пыль с крышки гитары, настроил её и поправился в тексте. Несколько театральным жестом, отставив локоть, он взял гитару повыше шейки и, подмигнув Анисье Фёдоровне, взял один звонкий, чистый аккорд.

  1. Деепричастный оборот в предложении является одним членом предложения – обстоятельством. Например. Снег,|медленно кружась в воздухе|, покрывал землю белым одеялом.

Задание: обозначь деепричастные обороты как члены предложения.

Чайки живут в воздухе. На земле они спят, отвернувшись от мира, спрятав голову под крыло, спят, чтобы с первыми проблесками зари вернуться в небо. Иногда они хохочут, оглашая тундру визгом и кряканьем.

  1. На письме деепричастие и деепричастный оборот всегда выделяется запятыми. Деепричастный оборот может стоять в начале, в середине и в конце предложения. Если деепричастие или деепричастный оборот находится внутри предложения, то выделяется с обеих сторон запятыми. Например. Молодые берёзки, |напоминая девичью красоту|, радуют глаз.

Задание: выдели запятыми деепричастия и деепричастные обороты, подчеркни их как члены предложения.

Волки переходили пруд и стояли в камышах нюхая жилой запах усадьбы. Осмелев пробирались по саду садились на заснеженной поляне перед домом. Глядя светящимися глазами на тёмные замёрзшие окна  поднимали морды в ледяную пустоту.

Вопросы II группы:

  1. Что называется деепричастным оборотом?
  2. Какова синтаксическая роль деепричастного оборота?
  3. Как  выделяется на письме деепричастие и деепричастный оборот?

ВПТ

Раздельное написание не с деепричастиями

Т 6

  1. Частица не с деепричастиями пишется раздельно. Например: не понимая деепр.)

Как пишется частица не с деепричастиями?

  1. Некоторые деепричастия без не не употребляются, поэтому пишутся слитно. Например, недоумевая.

Задание: раскрой скобки.

  • Листва берёз висит (не)шелохнувшись, роса стекает по белым стволам.
  • Круглые глаза птицы, (не)мигая, смотрели на вечернее солнце.
  • Сестра, (не)годуя, вбежала в комнату.

Вопросы и задания II группы:

  1. Как пишется не с деепричастиями?
  2. Правописание какой части речи напоминает написание не с деепричастиями?
  3. Задание: выпиши, раскрывая скобки, в один столбик глаголы с не, во второй – деепричастия с не.
  • Герасим шёл, (не)торопясь, и не спускал Муму с верёвочки (И. Тургенев).
  • Поезд, (не)останавливаясь, летел в неизвестность.
  • Путешественники уснули у костра, (не)дожидаясь ужина.
  • Метель (не)утихала, небо (не)прояснялось.
  • (Не) убив медведя, шкуры не продают.

ВПТ

Употребление деепричастий

Т 7

1. Деепричастия могут быть совершенного и несовершенного вида, образуясь от глаголов соответствующего вида при помощи суффиксов –а, -я, 
-в, -вши, -ши. Для того, чтобы избежать смысловых и грамматически несоответствий, связанных с неправильным употреблением, нужно хорошо знать образование и значение деепричастий.

Нельзя употреблять вместе деепричастия совершенного и несовершенного вида по отношению к одному глаголу-сказуемому. Образец неправильно построенного предложения: Выписывая из текста цитаты и составив план, я готовился к сочинению. К сказуемому «готовился» относятся деепричастия разных видов. Чтобы исправить ошибку, нужно употребить здесь деепричастия одного вида: Выписывая из текста цитаты и составляя план, я готовился к сочинению. Или же: Выписав из текста цитаты и составив план, я подготовился к сочинению. В последнем случае, глагол, к которому относятся деепричастия, тоже должен быть совершенного вида.

Задание: перепиши предложения, образуя от глаголов, стоящих в скобках, деепричастия соответствующего вида.

(Сдать) тетради учителю, ребята выходили из класса.  Медленно (подниматься) на хребты вол, быстро (опускаться) с них, приближалась к берегу лодка. Стальные отблески воды, изредка и смутно (чернеть), обозначали течение реки.

2. Наиболее грубой ошибкой при употреблении деепричастий является такое построение предложения, при котором глагол-сказуемое и деепричастие обозначают действия разных предметов или лиц. Например: Проезжая мимо станции, с меня слетела шляпа. В этом предложении шляпа – подлежащее, слетела – сказуемое,  а так как деепричастие должно обозначать добавочное действие подлежащего, то получается бессмыслица: Шляпа слетела, проезжая.

Задание: к данным деепричастным оборотам присоедини одно и двух указанных предложений.

  1. Медленно распространяясь, …. а) пожар всё больше охватывал пространство; б)  пространство охватывалось пожаром. 2. Читая юмористические рассказы Чехова, …. а) меня часто охватывал смех; б) я часто не мог удержаться от смеха. 3. Пробившись сквозь кровлю, …. а) плотный сумрак леса рассеивается; б)  яркие солнечные лучи рассеивают плотный сумрак леса.

3. Деепричастия, как правило, не употребляются в безличных предложениях. Например, неправильно построено следующее предложение: Сильно простудившись, мне нездоровилось. Деепричастие простудившись подразумевает 1-е лицо (я простудился). Но в безличном предложении не может быть подлежащего.

Задание  : исправь ошибки.

Оставаясь дома, мне было страшно. Поужинав, нам читали какую-нибудь интересную книгу. Вася приносил свои игрушки, но Маруся, поиграв с ними, становилось всё хуже.

  1. Деепричастный оборот обычно используется в книжной речи. Его достоинство – краткость и лаконичность. Сравни два предложения: После того, как я решил задачу, я пошёл гулять. – Решив задачу, я пошёл гулять.  Деепричастия и деепричастные обороты обладают большой выразительностью, поэтому широко используются в языке художественной литературы. Например. Туманы, клубясь и извиваясь, сползали туда по морщинам соседних скал (М. Лермонтов). Временами по реке пробегала от ветра лёгкая рябь, сверкая на солнце. (В. Г. Короленко).

Задание: замени деепричастием сначала первый глагол, а потом второй. Запиши предложения с нужными знаками препинания. Объясни различия в значении предложений.

Я подошёл к калитке и увидел игравших в саду детей. Белка распушила хвост и прыгала по веткам. Снег падал на землю и одевал её лёгким покрывалом.

Вопросы и задания II группы:

  1. Назови основные ошибки в употреблении деепричастий, приведи примеры.
  2. В какой речи обычно используются деепричастия и деепричастные обороты? Почему?

Задание 1. Прочитай предложения. Укажи, какие ошибки допущены в построении деепричастных оборотов. Перепиши предложения, исправляя ошибки.

Приступая к работе над сочинением, в моём представлении возникает план будущей работы. Спрыгнув с трамвая, у пассажира слетела калоша. Рискуя жизнью, им был спасён человек. Подъехав к стации, собаки встретили нас дружным лаем. Вовка гладил Шарика по шерсти, виляя хвостом. Увидев варенье, у Димы потекли слюнки.

Задание 2.  заключённые в скобки деепричастные обороты вставь в предложение.

Сквозь стекло окон в комнату пробивались лунные лучи (освещая её неярким светом). Охотник задержался немного, а затем уверенно зашагал по направлению к небольшому озеру (всматриваясь в темноту леса; заметив что-то интересное). За деревней тянулся дремучий лес, где столетние сосны плотно прижимались друг к другу (окружая её полукольцом; напоминая собой сказочных великанов).

Дополнительные задания к темам 1-6:

Учебник  «Русский язык, 7 класс» авторы М. Т. Баранов, Л. Т. Григорян, Т. А. Ладыженская.

Т 1– упр 134.

Т 3– упр. 148, 149.

Т 4 – упр. 153, 154

Т 5 – упр. 160, 137, 138, 139.

Т 6 – упр. 144, 145, 146, 147.

 

СИ

Морфологический разбор деепричастия

План разбора

  1. Часть речи. Общее значение.
  2. Морфологические признаки.
  1. Начальная форма (неопределённая форма глагола).
  2. Вид.
  3. Неизменяемость.
  1. Синтаксическая роль.

Образец разбора

Я стоял на углу площадки, крепко упершись* левой ногой в камень и наклонясь* немного вперёд.

Устный разбор

Письменный разбор

Упёршись – деепричастие.

Во-первых, оно обозначает добавочное действие (стоял, упёрся ногой в камень).

Начальная форма – упереться.

Во-вторых, имеет морфологические признаки: совершенный вид, не изменяется.

В-третьих, в предложении является обстоятельством образа действия (стоял как? упёршись ногой в камень).

Упёршись – деепричастие

  1. Стоял как? упёршись.

Н. ф. – упереться

  1. Морф. призн. – сов. в., неизм. ф.
  2. Стоял как? упёршись

Задание: выполни разбор второго деепричастия.

Взаимодиктант 1

ВД 1

К 1

Недооценить, не шутя, не понимая, не смотря по сторонам, черпая, не замерзая, не раздумывая, негодуя, не покладая рук, не отталкивая, ненавидишь.

ВД 1

К 2

Не смотря по сторонам, не покладая рук, балуясь, негодуя, не умывшись, не доварив кашу, не шутя, ненавидишь, недоумевая, не понимая, не отталкивая.

ВД 1

К 3

Негодуя, недооценить, несмотря на трудности, не покладая рук, недоумевая, не умывшись, не доварив кашу, не увядая, не зная, не раздумывая.

ВД 1

К 4

Ржавея, балуясь, черпая, не дыша, несдобровать, не отталкивая, недовернуть кран, не объединяя, не возвращая, не навязывать

ВД 1

К 5

Не было, не мог, не объединяя, не дыша, не зная, ненавидя, негодовать, не зажигая огня, не хотели, не навязывать.

ВД 1

К 6

Несдобровать, не мог, не дыша, не замерзая, не возвращая, не увядая, не услышав, не понимая

Взаимодиктант 2

ВД 2

К 1

  1. Старуха замолчала, вздыхая.
  2. То затихая, то усиливаясь, но не переставая, дождь шёл всю ночь.
  3. Туча заволокла всё небо, и , |поднимая пыль по дороге|, подул сильный ветер.
  4. Дым стелется под потолком, |всасываясь в дощатую трубу|.

ВД 2

К 2

  1. А девочка тоже ползла по болоту, |не поднимая вверх высоко головы|.
  2. Лось, |обирая осинку|, с высоты своей спокойно глядит на ползущую девочку.
  3. Затаив дыхание|, сидели дети на холодном камне, дожидаясь, когда и к ним придут лучи солнца и обогреют их хоть немного.
  4. Он ещё мог бы, |сделав усилие|, вырваться из елани обратно.

ВД 2

К 3

|Вылетев из Африки в апреле

К берегам отеческой земли|,

Длинным треугольником летели,

|Утопая в небе|, журавли.

|Вытянув серебряные крылья

Через весь широкий небосвод|,

Вёл вожак в долину изобилья

Свой немногочисленный народ.

ВД 2

К 4

  1. Читая, он надевал очки.
  2. Одна Маша стояла на палубе и слушала звуки ночи, |стараясь их разгадать|.
  3. И он смело пошёл вперёд, |пересекая чистую поляну|.
  4. Длинная клюквенная плеть, |цепляясь за стебельки трав и неровности|, оплела чёрный тёплый пень и, | сделав на самом верху несколько оборотов|, спустилась по ту сторону.

ВД 2

К 5

  1. Над прудом повисла, |заглядывая в чёрную воду с огромной своей высоты|, бродячая степная звезда.
  2. Лермонтов слушал, |глядя сумрачными глазами на стену|.
  3. Лягушка вылезла из бочки только вечером и сидела, отдуваясь, около крыльца, |посматривая на скворцов|.
  4. Маша посмотрела на него, не понимая, |наморщив брови|.

ВД 2

К 6

  1. Пыль, |золотясь от вечерней зари|, оседала на деревьях.
  2. Он отпустил Машины руки и, |держа шляпу в руке|, отступил к сходням.
  3. Низко над степью со стороны заходящего солнца летел, |лениво погромыхивая мотором|, маленький самолёт.
  4. Он пролетел над вагончиком, круто завернул, сел в сухую траву и, |пробежав несколько шагов|, остановился.

Индивидуальные задания

ИЗ

К 1

Задание: раскрой скобки.

(Не)зная ничего, (не)чувствуя опасности, (не)думая ни о чём, идти (не)спеша, (не)доезжая до станции; остановиться, (не)доходя до места; ничего (не)жалея, (не)говоря лишних слов, (не)мог (не)знать, смотреть (не)открывая глаз, (не)доумевая по поводу случившегося.

ИЗ

К 2

Задание: раскрой скобки.

(Не)подготовив доклада, (не)продумав маршрута, идти (не) говоря ни слова, (не)заметив ошибки, (не)навидя ложь.

ИЗ

К 3

Задание: раскрой скобки.

Работать, (не)покладая рук, (не)беспокоясь ни о чём, (не)подозревая об опасности, (не)заметив ничего (не)спуская глаз, (не)веря своим ушам; (не)страшась (невзгод);  бежать, (не)чувствуя под собой ног; ответить, (не)подумав

ИЗ

К 4

Задание: выпиши сначала словосочетания с деепричастием несовершенного вида, а затем – совершенного.

Расплетая косы, увлекая за собой, легко скользя, постепенно замирая, разгораясь на солнце, положив документы, запивая водой, запевая песню, видев мать.

ИЗ

К 5

Задание: обозначь деепричастия и деепричастные обороты как члены предложения. Расставь запятые.

  1. Заря лениво обходя кругом обсыпает ветки новым серебром.
  2. Внимая песням с берегами ласкаясь шепчется река.
  3. Я стою у дороги прислонившись к иве.
  4. Отражаясь берёзы ломались в пруду.
  5. В поле склоняясь к побегам ходят грачи в полосе.
  6. А месяц будет плыть и плыть роняя вёсла по озёрам.
  7. Но тихо дремлют кедры обвесив сучья вниз.

ИЗ

К 6

Задание: обозначь деепричастия и деепричастные обороты как члены предложения. Расставь запятые.

  1. Девочка слушала объяснения учителя посматривая по сторонам.
  2. Дробясь о мрачные скалы шумят и пенятся валы.
  3. Потрескивая горел костёр.
  4. Отметив маршрут туристы устроились на отдых.
  5. В ложбинке извиваясь между камней течёт ручей с ледяной водой.
  6. Изредка порывы ветра приносили с собой сухие листья бросая их в костёр.

ИЗ

К 7

Задание: прочитай. Какие ошибки допущены  в употреблении деепричастных оборотов? Перепиши предложения, исправляя и.

Меня не раз охватывал смех, глядя комедию «Ревизор». Прочитав пьесу, передо мной встали образы персонажей. Посмотрев такую постановку, сразу напрашивается вывод о жизни за стенами костылёвской ночлежки. Когда, читая поэму «Мёртвы души», сталкиваешься с образом Плюшкина, у тебя появляется отвращение. Приехав из города, перед Давыдовым возникает  ряд трудностей. Множество городов и деревень было уничтожено фашистам, лишив население крова. Войдя в кочегарку, нас обдало жаром. Услышав о разведке, Пете стало весело.

ИЗ

К 8

Задание: к данным деепричастным оборотам вместо точек присоедини одно из двух указанных предложений. Объясни, почему тобой был выбран только один вариант, а другой не подходит.

  1. Плывя в лодке,… а) множество птиц виднелось по берегам реки; б) путешественники видели по берегам реки множество птиц.
  2. Собираясь в поход, … а) ребята тщательно продумали все детали путешествия; б) на рассвете был назначен сбор.
  3. Набирая скорость, … а) поезд быстро приближался к горному перевалу; б) в окно было видно мелькание телеграфных столбов.
  4. Дойдя до реки, … а) усталость овладела нами; б) мы устроили привал.
  5. Заметив людей, …. а) стадо диких коз объял ужас; б) стадо диких коз бросилось врассыпную.

ИЗ

К 9

Задание: сравни  деепричастия. Дай их стилистическую характеристику. С какой-либо парой деепричастий придумай и запиши предложения соответствующей стилистической окраски.

Дав – давши, поджидая – поджидаючи, подумав – подумавши, напомнив – напомнивши, глядя – глядючи, припевая – припеваючи.

Контрольные вопросы

  1. Что называется деепричастием?
  2. Как пишется не с деепричастием?
  3. Как образуются деепричастия несовершенного вида?
  4. Как образуются деепричастия совершенного вида?
  5. Что называется деепричастным оборотом?
  6. Какова синтаксическая роль деепричастия и деепричастного оборота?
  7. Как выделяются деепричастия и деепричастные обороты на письме?

Проверочная работа

  1. Задание: запиши отрывок из текста, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Подчеркни грамматические основы предложений. Обозначь деепричастия и деепричастные обороты.

Самый первый мой выход с удочкой был озн…менован интересным событием. Шёл я по горе, а навстречу мне попался сосед Костя Ефимов, старше меня лет на пять. Очень любил Костя надо мной всячески подтрунивать.

И вот он стоит за спиной и злора…ствуя и насмехаясь смотр…т, как я пыхтя сопя и шмыгая носом насаж…ваю на крюч…к усоч…к сосновой свечки. (В. Солоухин).

  1. Задание: спиши, вставляя пропущенные буквы.

Ра…сказывая, ра…ширяя, пр…касаясь, пр…к…снувшись, пр…ближаясь, пр…одолевая, пр…открывая, пр…рывая, пр…небре…гая, пр…сутствуя.

  1. Задание: найди «лишнее» слово, подчеркни.
  • Ра…сказывая, расширяя, почувствовав;
  • (Не)видя, (не)доумевая, (не)зная.

Контрольный тест

I. Задание: выпиши деепричастия

Она сгорбилась ещё сильнее, ещё ниже пригнула голову. И взглянула на меня исподлобья – очень странно, будто осуждая за то, что услышала. Осуждая не Шурика, не, а меня. Не поняв этого взгляда, испугавшись, я стал утешать её.

II. Задание: укажи предложения, соответствующие схемам.

А)…., |                  |,         .

Б) |                  |,         .

В)           , |                  |.

  1. Она выстраивала мысли  с алгебраической точностью вынося за скобки всё лишнее.
  2. Месяцы поспешно соединившись становились годами.
  3. Желая утешить человека порой обещаем ему то что потом невозможно выполнить.
  4. Известно, что истина, даже старая, приходя к человеку впервые кажется ему открытием.
  5. Однако подходя к жёлтому двухэтажному домику я почему-то вновь забыл о её беде.
  6. Зарядившись решительностью и гневом я взбежал на второй этаж.
  7. Войдя в комнату я вздрогнул и застыл на месте.

III. Задание: найди ошибку.

  1. Негодуя
  2. Не думая
  3. Неистовствуя
  4. Нежелая

Контрольный диктант

По засыпанному галькой берегу шли три  медведя. Большая медведица стала переходить неширокую, но быструю реку. Шлёпая по воде лапами, медведица, дойдя до середины реки, резко погрузилась в воду и вышла на берег. С её шкуры с журчанием стекала вода.

Примеру её последовал небольшой медведь. На правой стороне речушки остался маленький медвежонок. Он побрёл по воде, но достигнув глубокого места и не решаясь идти дальше, остановился.

Медведица в одно мгновенье очутилась около среднего медвежонка и дала ему такую затрещину, что тот полетел на отмель. Схватившись обеими лапами за ушибленное место, он стремительно кинулся через речку, схватил маленького братишку за шиворот и, всё ещё вскрикивая, переволок его через глубокое место.

Вся группа исчезла в чаще, но ещё долго в тишине утра до нас доносились жалобные вопли наказанного медвежонка.

(136 слов)

(По Е. Спангенбергу).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку с использованием дидактических игр в 7 классе по теме « Деепричастие. Обобщение и систематизация изученного»

Урок предназначен для обобщения и систематизации изученного по теме "Деепричастие" в 7 классе. Тип урока- урок-практикум....

Дидактический материал по теме "Причастие и деепричастие"

Формировать и развивать нравственные качества личности учащихся невозможно без осознания того, что такое малая Родина. Использование на уроках русского языка и литературы краеведческого материала помо...

Дидактический материал. Карточки по теме "Причастные и деепричастые обороты. Одиночные деепричастия" для учащихся 7 класса (Н.В. Гоголь "Тарас Бульба")

В 7 классе обучающиеся 7 класса изучают причастие и деепричастие, причастные и деепричастные обороты. Зачастую эта тема для учащихся сложна. Для того чтобы закрепить и обобщить знания по ...

Дидактический материал блока «Деепричастие»

Дидактический материал, предлагаемый вашему вниманию, предназначен для учителей-словесников, организующие групповые учебные занятия по русскому языку. Дидактический материал используется в учебной гру...

Дидактический материал. Карточки по теме "Причастные и деепричастные обороты. Одиночные деепричастия" для учащихся 7 класса (М. Горький "Детство")

В 7 классе обучающиеся изучают причастие, деепричастие, причастные и деепричастные обороты. Зачастую эта тема для учащихся сложна. Для того чтобы закрепить и обобщить знания по данной теме, можно испо...

Тема урока: Деепричастие как часть речи. Глагольные свойства деепричастия. Наречные признаки деепричастия.

Цель урока: дать понятие о деепричастии как о части речи; показать связь деепричастий с глаголами и наречиями; развивать практические навыки...