«Буквы з и с на конце приставок»
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Филь Валентина Николаевна

обеспечить восприятие, осмысление и закрепление правила «Правописание приставок на -з и -с»; овладение способами действия по правилу, алгоритмическим предписаниям, инструкциям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка

Класс 5

Тема: «Буквы з и с на конце приставок»

Разработала

Филь Валентина Николаевна

(посёлок Советский Тимашевского района Краснодарский край

МБОУ СОШ №14)

     Конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС

   Тема урока: Буквы З и С на конце приставок

  ( по программе В.В.Бабайцевой)

    Класс: 5.

    Тип урока: открытие нового знания; комбинированный урок.

    Цели урока (предполагаемый результат):

    предметные: обеспечить восприятие, осмысление и закрепление правила «Правописание приставок на -з и -с»; овладение способами действия по правилу, алгоритмическим предписаниям, инструкциям;

    метапредметные:

        - регулятивные: учить ставить учебную задачу на основе соотнесении того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно, способствовать осознанию качества и уровня усвоения материала;

       - познавательные: учить выражать смысл ситуации различными средствами (рисунками, символами, схемами, знаками);

       - коммуникативные: способствовать умению с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

    личностные: развивать орфографическую зоркость, зрительную память, творческие способности учащихся.

      Решаемые учебные проблемы: развитие орфографической зоркости, умение выводить алгоритм орфографического правила и пользоваться им.        

      Вид используемых ИКТ: презентация.

      Методическое назначение ИКТ: усилить мотивацию, повысить интерес, расширить познавательные потребности обучаемых. Повысить уровень визуализации изучаемого материала.

      Используемые Интернет-ресурсы (источники иллюстраций):

 

      Материалы и оборудование: учебник А.Ю. Купаловой. Русский язык. 5 класс. М. Дрофа, 2015 ;карточки; презентация в формате «Power Point»; иллюстрации, листы самоконтроля.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УДД

    I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности).

    Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

    Позитивное якорение. (Слайд № 1, 2)  

    - Здравствуйте, ребята! Посмотрите на доску. Узнаёте своих любимых героев?

    - Какие они?

    - На кого из них вы сами похожи больше всего?

    - Чему учат нас эти герои?

    - Надеюсь, что на сегодняшнем уроке вы будете не менее внимательными и заботливыми помощниками друг для друга.

    Устанавливают параллели между собой и героями, определяют общие черты героев. 

    Предполагаемый ответ:

    - Герои дружны, добры, помогают друг другу.

    Выбор ценностных, нравственно-эстетических ориентиров, обеспечивающих самоопределение человека (Л).

    Планирование учебного сотрудничества (К).

    II. Актуализация знаний учащихся.

    Цель этапа: посторенние изученного материала, необходимого для открытия нового знания» и выявления затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. 

    «Правописание проверяемых согласных в корне».

    1. Проверка домашнего задания. Сопутствующее повторение.

    Цель: актуализация знаний учащихся о правописании проверяемых согласных.         

    Орфографическая разминка из 12-ти слов на данную орфограмму.

     Задание: вставить пропущенные буквы, обозначить орфограмму.

    - Выполняя это задание, на какой изученный материал вы опирались?

Учащиеся работают в паре по заранее подготовленным друг другу карточкам.

    Рецензирование работ – домашнее задание к следующему уроку.

Сотрудничество (К).

Диалог, обмен мнениями (К).

    Организация сопутствующего повторения (П).

    Фонетика: оглушение, озвончение, деление согласных на глухие и звонкие.

    2. Теоретическая разминка. «Составь ромашку».

( слайд №7)

    Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания». 

     Задание выполняется на доске по цепочке. Нужно вписать глухие и звонкие согласные в лепестки ромашек.

Коллективный тренинг (по цепочке).

    Умение выражать смысл ситуации различными средствами: рисунками, символами, схемами, знаками (П).

    3. Орфографическое задание. В каждом из указанных слов выделите приставку и подчеркните её конечную согласную:

    воскликнуть – возгорание,

    расписать – разбить,

    беспомощный – безвкусный,

    исписать – изложить,

    всплеск – взлом.

    - Сформулируйте вопрос к задаче.

   

    - Как вы думаете, какова будет тема нашего урока?

    - Какова основная цель урока?

    - Какова задача урока?

(Слайд № 10)

    Работают в группе по заданию.

    Рефлексия, вывод.

   

    Предполагаемый вопрос: «Почему в одних приставках на конце пишется з, а в других с?»

    Формулируют тему урока: «Правописание приставок на –з и –с».

    Формулируют цель: «Понять, когда в приставках на –з и –с пишутся буквы з и с».

    Формулируют задачу урока: «Научиться грамотно писать слова с приставками на –з

и -с».

    Выражение своих мыслей; учёт разных мнений (К).

    Саморегуляция, самостоятельная постановка учащимися учебных задач и целей (Р).

    Индукция (проблемный вопрос) (Р).

    Обеспечение восприятия темы (П).

    Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К).

    III. Проблемное объяснение нового материала, первичное закрепление.

    Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися правила «Правописание приставок на –з и –с».

    1. Мини-исследование. Работа в группах.

     - Чтобы ответить на вопрос, возникший у вас в ходе работы над орфографической задачей, мы продолжим работу над её решением. А помогут вам в этом, ребята, следующие задания:

    а) подчеркните следующую согласную после –з-, -с-;

    б) определите, звонкая она или глухая; в случае затруднения обратитесь к материалу теоретической разминки;

    в) сформулируйте вывод.

        ( Слайд № 12)

    Работают в группе по заданию, конструируют групповое мнение.

    Рефлексия. Вывод.

    Предполагаемый вывод: «Перед звонкими согласными в приставках пишется з, перед глухими – с».

    Конструирование группового мнения – социоконструкция (Р).

    Поиск информации, синтез как составление целого из частей, подведение под понятие, самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П).

    Аргументация своего мнения и позиция в коммуникации (К).

    2. Выбери себе помощника (опорную схему или алгоритм).

    - Составьте себе в помощь при работе с орфограммой «Правописание приставок на –з, -с» опорную схему или алгоритм.

     Опорная схема

    Алгоритм действий

    1. Выделяю в слове приставку.

    2. Смотрю на первую согласную после приставки.

    3. Определяю, глухая она или звонкая.

    4. Применяю правило.

(Слайд № 13)

    Индивидуальная работа (на выбор учащегося)

    Двое учащихся, определившихся с заданием, работают у доски.

    Дети сами оценивают свою работу и рецензируют работу учащихся, выполненную у доски.

    Выбирают себе помощника: схему или алгоритм.

    Кодирование (использование знаков и символов как условных заместителей) (П).

   

    Декодирование (вычитывание информации, представленной в виде схемы) (П).

    Социализация (обнародование, защита своего мнения) (К).

    Самостоятельный выбор ориентиров действия и построение ориентационной основы в новом учебном материале.

    IV. Психологическая разминка. Метафора на формирование чувства уверенности. 

    Цель этапа: снятие напряжения, установка на успешность освоения нового материала (предполагаемые пути решения индивидуальных затруднений).

    Метафора на формирование чувства уверенности.

    Жил-был маленький воробышек. Он не умел летать и с завистью смотрел на других воробьёв, парящих в небе. Конечно, он пытался научиться летать. Вытягивал шею. Распрямлял крылья, делал взмахи ими. Приседал на свои тоненькие ножки, но ничего у него не получалось.

    Тогда он обратился за помощью к старому опытному воробью. «Ты не расстраивайся. Чтобы что-то научиться делать, надо много тренироваться. Надо спрашивать у тех, кто это уже умеет делать. И тогда ты всё сможешь. Всё в твоих руках», - советовал воробышку мудрый воробей.

    Воробышек был послушный и принял все советы старого воробья. Через несколько дней он уже парил в небе. И с высоты птичьего полёта он кричал: «У меня всё получилось!» Но тренироваться он не перестал. И каждый его полёт становился всё увереннее и увереннее. (Слайд № 14)

    Первую часть метафоры дети слушают стоя и имитируют действия воробышка.

    Вторая часть – осмысление. Учащиеся слушают сидя.

    Целеполагание (П).

    Планирование учебного сотрудничества (К).

    V. Работа по дальнейшему углублению и обобщению знаний.

    Цель этапа: овладение способами действия по правилу, алгоритмическим предписаниям, инструкциям, выполнение аналитико-синтетических упражнений.

    1. Альтернативное задание. Распределительный диктант (работа в парах). (Слайд № 15)

    Инструктаж по выполнению задания.

    Выполните задание – распределительный диктант:

    а) используя материал упражнений № 626, 634;

    б) самостоятельно подбирая глаголы, характеризующие действия вороны (изображение вороны – на интерактивной доске).

    Консультирование по выполнению и проверке задания осуществляет учитель.

(Слайд № 18)

    Учащиеся выбирают задание сами.

    Выполнение распределительного диктанта в паре.

    Предполагаемый результат выполнения для работавших с изображением вороны.

    Выполнение аналитико-синтетических упражнений (П).

    Социоконструкция (выполнение задания в парах (группах) конструирование группового мнения, варианта решения проблемы, построения результата) (Р).

    2. Составление тестов в формате ГИА (задание дифференцированное). Работа с карточками. 

    Карточка 1. Используя данные словосочетания, составьте тест.

    И…целить раны, во…двигнуть памятник, бе…сердечный человек, ра…сказать стихотворение.

    Карточка 2. Сформулируйте к тесту задание.

    ……………………………………………

    1) ра…бить вазу

    2) бе…граничные просторы

    3) бе…душный человек

    4) ра…положиться у ручья

      Карточка 3. В каком ряду во всех словах пропущена буква з?

     а) …делать, во…дать, ни…вергнуть;

     б) ни…вести, бе…звучный, бе…защитный;

     в) бе…форменный, бе…вкусица, бе…звёздный;

     г) бе…тактный, ра…клепать, чре…мерный.

( Слайды № 20-21)

    Предполагаемый результат:

    В каком слове на месте пропуска пишется буква з?

    1) и…целить раны

    2) во…двигнуть памятник

    3) бе…сердечный человек

    4) ра…сказать стихотворение

    В каком слове в приставке пишется буква с?

    1) ра…бить вазу

    2) бе…граничные просторы

    3) бе…душный человек

    4) ра…положиться у ручья

    Самопроверка по интерактивной доске.

    В каком ряду во всех словах пропущена буква з?

     а) сделать, воздать, низвергнуть;

  v б) низвести, беззвучный, беззащитный;

     в) бесформенный, безвкусица, беззвёздный;

     г) бестактный, расклепать, чрезмерный.

    Формирование конкретного образовательного материала. Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование образовательного результата. (П)

    3. Творческая работа с записанным на интерактивной доске текстом.

    Задание к тексту: используя справочный материал, восстановите текст, вставляя на месте пропущенных слов слова с приставками на –з и –с. Выразительно прочитайте его. Определите тему.

    Лодка _________  ск...льзила в ночном тумане,__________ т...жёлую м...слянистую воду. Недалеко с тусклой _________ ________ ракета, прошуршала и мягко ________  во тьме.

    Слова для справок: ра…секая, бе…звучно, в…вилась, в…пышкой.

    Дополнительные задания:

    №1

    Допишите 1 – 2 предложения, используя слова: камыши, сверчки, ра…певать, рыба, озеро, пугать, всплески. 

    №2

    Во втором предложении подчеркните подлежащее и сказуемое.

    Выборочная проверка.(Текст звучит на фоне музыки Моцарта) (Слайд 23-25)

    Предполагаемый результат:

    Лодка беззвучно скользила в ночном тумане, рассекая тяжёлую маслянистую воду. Недалеко с тусклой вспышкой взвилась ракета, прошуршала и мягко исчезла во тьме.

    Тема текста: ночь на озере.

    Формирование конкретного образовательного материала. Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование образовательного результата. (П)

    Осознание эстетической функции родного языка (П).

   

    VI. Подведение итогов.

    Цель этапа: выявление затруднений учащихся по изученной теме с целью ликвидации пробелов в знаниях.

    1. Заполнение листов самоконтроля. Планирование индивидуальной работы по ликвидации пробелов в знаниях учащихся. (Слайд № 26)

    Лист самоконтроля включает следующие пункты:

    1) Орфограмма.

    2) В чём испытывал(а) трудность?

    3) Твой план работы над ошибками.

    4) Рекомендации учителя.

    Выставление оценок.

    Заполнение листов самоконтроля.

    Самостоятельный анализ и оценка результатов своей учебной деятельности на уроке.

    Итоговый самоконтроль.    Контроль и оценка процесса результатов деятельности (П).

    Самооценка; адекватное понимание причин успеха или неупеха в УД (Л).

    2. Домашнее задание. Параграф 53, упражнение 628, 629 (на выбор). Индивидуальные задания (листы самоконтроля) выполняются учащимися в специальной тетради «Мои ошибки». 

    Индивидуальная работа по ликвидации пробелов в знаниях, умениях, навыках по изученной теме.

    Рефлексия по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам (Р).

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание букв З и С на конце приставок

Урок закрепления и совершенствования знаний по теме «Буквы З и С на конце приставок». На уроке используются  карточки для индивидуальной работы,  тесты для проверки знаний по теме, тек...

Правописание букв З и С на конце приставок.

Урок русского языка в 5 классе по теме "Правописание букв З и С на конце приставок" с приложениями....

презентация к уроку Буквы З и С на конце приставок

Цели урока:  Знать условия выбора буквы в приставках на З-С; уметь пользоваться правилом, определяющим выбор буквы;воспитывать интерес, любовь к родному слову, к его истории....

Урок русского языка в условиях реализации ФГОС «Буквы З и С на конце приставок» (5 класс)

Представлен конспект урока .  Цель урока:обеспечитьвосприятие, осмысление и закрепление правила «Правописание приставок на –з и –с»; овладение способами действия по правилу, алгоритмическим предп...

Урок русского языка 5 класс. Буквы З и С на конце приставок.

Урок русского языка 5 класс. Буквы З и С на конце приставок....

Буквы з и с на конце приставок

Цели: Познакомить учащихся с особенностями правописания приставок , оканчивающихся на з-с; совершенствование умений, связанных с анализом текста; повышение уровня лингвистической компетенции; продолжи...