Программа элективного курса по русскому языку "Русский синтаксис". 11 класс
элективный курс по русскому языку (11 класс) по теме

Чеснокова Ольга Викторовна

программа занятий, тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_11b_elektiv_russkiy.doc500.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Русский язык в старших классах – это своеобразный учебный курс, в обобщённом виде включающий в себя всё, чему учащиеся научились на уроках русского языка в предшествующих классах.

Данная программа предназначена для подготовки учащихся к тестированию как пробной форме при переходе к единому экзамену.

Основной задачей курса является повышение письменной грамотности учащихся.Программа рассчитана на 35 часов. Она построена в основном на углублённом изучении главных членов предложения.

Программа включает в себя:

  • теоретический материал;
  • вопросы и задания практического характера;
  • задания творческого характера.

Цель – способствовать углублённому изучению синтаксиса и на его основе росту речевой культуры школьника.

Вся практическая часть элективного курса представлена упражнениями и заданиями повышенной трудности для того, чтобы:

- при изучении главных членов предложения – выработать умения быстро ориентироваться в тексте, выделять синтаксические конструкции, сравнивать синтаксико-стилистические явления; подготовить учащихся к редактированию и составлению связных текстов;

- при изучении второстепенных членов предложения – усвоить синтаксические отношения между словами, развивать навыки сознательного употребления слов и словосочетаний в речи; восстанавливать авторские тексты, конструировать, редактировать, вставлять, сопоставлять;

- при изучении односоставных предложений – определять структурно-семантические различия односоставных и двусоставных предложений; выявлять оттенки сходных конструкций при синонимической замене, выяснять причины использования того или иного типа предложений в отрывках разной стилевой направленности, устранять стилистические ошибки, самостоятельно употреблять разные виды односоставных предложений;

- при изучении  однородных членов предложения – усиливать выразительность высказываний эмоционально-экспрессивного характера, располагать однородные члены в порядке градации, повторять союзы для выделения каждого однородного члена, употреблять однородные члены попарно;

- при изучении обращений – использовать разновидности обращений, связанные с созданием особых семантических  оттенков;

- при изучении вводных конструкций – употреблять вводные слова и предложения в случаях, когда одно и то же слово может быть то членом предложения, то вводным;

- при изучении обособленных членов предложения – выявлять особую выразительность обособленных второстепенных членов предложения, их стилистическую роль, сопоставлять синонимические конструкции4

- при изучении сложных предложений – акцентировать учащихся на том, как замена влияет на смысл высказывания и эмоциональную окраску речи; учить не только стороить синонимические конструкции, но и соотносить их с содержанием высказывания и стилем речи, отбирать и мотивировать выбор, уяснять целесообразность использования каждой из них для выражения данного содержания.

   В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

  • самостоятельно подбирать и правильно использовать лингвистический материал;
  • обогащать свою речь и не переставать учиться языку у мастеров культуры;
  • находить различия между предмнтной, понятийной и синонимической близостью предложений;
  • владеть навыками стилистической правки текста;
  • самостоятельно конструировать ту или иную синтаксико-стилистическую структуру предложений и использовать её в собственной речи;
  • использовать синонимические варианты выражения одной и той же мысли.

Литература:

  • Т. Ю. Угроватова «Подсказки на каждый день».
  • Г. А. Богданова Уроки русского языка в 8-9 классах.
  • Гольцова Н. Г. , Шамшин И. В. Русский язык. 10-11 классы Учебное пособие. М., 2013г.
  • Единый государственный экзамен. Русский язык: контрольно-измерительные материалы. М., 2013.
  • Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык. 10-11 классы/Учебное пособие, М., 2011.
  • Сенина Н. А. Русский язык. ЕГЭ-2007 – вступительные экзамены: Учебное пособие. Изд. 2-е, испр. И перераб. Ростов-на=Дону, 2012.

Календарно-тематическое планирование

 

№ п/п

Назваие темы урока.

Дата

Всего часов

Формы и методы обучения

Форма контроля.

1

Введение.

03.09

1

Составление предложений.

Устный опрос. Взаимопроверка.

2

Интонация, логическое ударение, паузы, порядок слов.

10.09

1

Беседа.

Устный опрос. Письменный ответ на вопрос.

3-4

Слова. Сочетания слов. Словосочетания.

17.09

24.09

2

Беседа. Работа с текстом. Составление словосочетаний.

Индивидуальная работа.

5

Согласование.

01.10

1

Сообщения учащихся. Создание проекта по теме.

Словарная работа. Определение способа связи слов в словосочетании.

6

Управление.

08.10

1

Беседа с привлечение сообщений учащихся. Практическая работа.

Определение способа связи слов в словосочетании Коструирование предложений.

7

Примыкание

15.10

1

Беседа. Сообщения учащихся. Графическое обозначение связи.

Формулирование прнципа группировки словосочетаний.

8-9

Основные виды подчинения.

22.10

29.10

2

Семинар. Работа в группах. Практическая работа.

Составление таблицы. Решение задач на лингвистическую тему. Сочинение-миниатюра « Портрет словосочетания

10

Типы предложений. Общие сведения.

12.11

1

Сообщения учащихся.

Составление таблицы. Беседа.

Сочинение-миниатюра « Каким ты себе представляешь предложение?»

11-12

Подлежащее и сказуемое. Согласование сказуемого с подлежащим.

19.11

26.11

2

Беседа. Практическая работа. Составление вопросов и заданий к теме.

Сочинение-миниатюра «Каким ты себе представляешь подлежащее?»

13

Нераспространённые и распространённые предложения.

03.12

1

Блиц-опрос. Работа с текстами художественной литературы.

Игра «Будь внимателен!»

14-15

Второстепенные члены предложения.

10.12

17.12

2

Блиц-опрос «для чего нужны второстепенные члены предложения?» Практическая работа. Задачи для любознательных.

Тест.

16-17

Односоставные предложения.

24.12

14.01

2

Практикум. Сообщения учащихся.

Грамматическая сказка о предложениях.

18

Неполные предложения.

21.01

1

Блиц-опрос «Особенности односоставных предложений».

Практическая работа. Наблюдения текста художественной литературы.

Устный опрос. Тест. Составление диалога.

19-20

Однородные члены предложения.

28.01

04.02

2

Практикум Беседа. Работа в группах.

Сочинение-миниатюра «Как ты себе представляешь однородные члены предложения?»

21-22

Обособление второстепенных членов предложения.

11.02

18.02

2

Блиц-опрос. Работа в группах. Наблюдения поэтического текста.

Конструирование предложений.

Задачки для любознательных.

23-24

Слова, не являющиеся членами предложения.

25.02

04.03

2

Беседа. Конструирование предложений.

Грамматическая сказка о вводных словах.

25-28

Виды сложных предложений.

11.03

18.03

01.04

08.04

4

Блиц-опрос. Практикум. Составление таблицы.

Самодиктант.

29-30

Трудные случаи пунктуации.

15.04

22.04

2

Семинар. Практикум.

Тест.

31-32

Всё о предложении..

29.04

06.05

2

Урок-игра.

Игровой рассказ.

33-35

Обобщение знаний.

13.05

15.05

20.05

3

Тест.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по русскому языку 11 класс

Программа элективного курса по русскому языку 11 класс (17 часов)...

Программа элективного курса по русскому языку 11 класс

Программа элективного курса по русскому языку в 11 классе 34 часа (1 час/неделю)...

Программа элективного курса по русскому языку, 11 класс. "Учимся рассуждать".

Данный курс поможет в подготовке учащихся к ГВЭ по русскому языку, детально ознакомит выпускников со структурой и основными требованиями к сочинению-рассуждению....

Рабочая программа элективного курса по русскому языку 11 класс «Ловушки ЕГЭ. Подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку»

     Авторская программа элективного курса «Ловушки ЕГЭ. Подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку» построена  на принципах обобщения и систематизации учебного материала...

Рабочая учебная программа элективного курса по русскому языку .«Синтаксис. Простое предложение» 8 класс

Элективный курс «Синтаксис. Простое предложение.» составлен на основе авторской программы по русскому языку для 5 – 11 классов (базовый уровень): Разумовская М. М., В. И. КапиносС.И.Львов, Н. Н. Серге...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку 9 класс «Подготовка к ОГЭ по русскому языку»

Программа подготовки к  государственной итоговой аттестации по русскому языку  рассчитана на обучающихся девятых классов, получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в...