рабочая программа элективного предмета по русскому языку 10 класс "Сочинения разных жанров"
элективный курс по русскому языку (10 класс) на тему

рабочая программа "Сосинения разных жанров" предназначена для учащихся 10 класса, поможет правильно писать сочинения разных жанров

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektiv_v_10_kl._sochineniya_raznyh_zhanrov.docx40.05 КБ

Предварительный просмотр:

Элективный предмет «Сочинения разных жанров»

Пояснительная записка.

       Программа элективного предмета по русскому языку «Сочинения разных жанров» предназначена для учащихся десятого класса и нацелена на индивидуализацию обучения. Особенность содержания элективного предмета состоит в том, что оно  не отражает какого-либо одного специального раздела науки о языке. Он опирается на данные таких филологических дисциплин как синтаксис, стилистика, литературное редактирование, культура речи и некоторые другие. Анализ литературного произведения в школе, несмотря на накопленный методический опыт, продолжает оставаться актуальной и сложной проблемой. Реформирование школьного образования имеет тенденцию к постепенному отказу от сочинений как традиционной формы выпускного экзамена по литературе. Даже если так случится, элементы сочинения, особенно связанные с разбором художественного произведения, обязательно будут сохранены в той или иной форме.

      Курс имеет практическую направленность. Для развития связной речи необходимы практика, тренировка; языковое  (речевое) чутье как определенного рода способность развиваться  в деятельности. Данный предмет представляет учащимся такую возможность, и ее необходимо использовать для совершенствования их речи.

      Элективный предмет должен повысить уровень языкового (речевого) развития учащихся; вооружить их речевыми умениями, необходимыми для формирования социально активной личности, пробудить интерес к самостоятельному литературному творчеству, развить литературно-творческие способности у учащихся; способствует нравственному воспитанию учащихся.

      На занятиях учащиеся будут писать сочинения, собирать для них материал и совершенствовать написанное; готовить устные сообщения на тему и выступать с ними. Повторят  теорию: аннотация, рецензия, отзыв, рассказ, путевые заметки, портретный очерк. Существует более сорока видов письменных работ, среди них: реферат, изложение, анализ поэтических текстов, эпизода, другие жанры сочинений, рецензии, эссе. Ученик сможет проявить свою личность, индивидуальность, если не будет стеснен в содержании, выборе жанра изложения, характера языка, лексике своей работы.  Выявление «жанровой индивидуальности» того или иного текста (типичных для каждого жанра стилевых свойств и компонентов) позволяет учащимся овладеть различными способами изложения мысли. Подготовка к сочинению – в широком смысле этого слова – строится как работа над отдельными видами письменных работ.  

 

           Цель данного курса:

 реализовать творческие способности учащихся, развивать навыки самостоятельного осмысления учебного материала, аргументированного, адекватного в речевом отношении изложения знаний, умений, впечатлений, эмоций.

           Этой целью определяются основные задачи курса:

       -расширение и систематизация знаний о тексте, его содержании и речевых компонентах (углубление работы по закреплению умений раскрывать тему и основную мысль высказывания на всех этапах обучения сочинениям разных жанров)

       -обучение приемам анализа текста (составление плана, тезиса, конспекта художественного, публицистического, научно-популярного текста, устного сообщения, делать необходимые выписки);

       -развитие способностей к полноценному восприятию художественных произведений;

       -развитие образного мышления и выразительной письменной речи учащихся.

          Наиболее приемлемыми для сочинения жанрами являются литературно-критическая статья, рецензия, эссе, очерк, дневник, эпистолярный жанр, путешествие. Все они могут быть написаны как на литературную,  так и на публицистическую тему, что поможет подготовиться к ЕГЭ по русскому языку.

         Работа над сочинениями разных жанров воспитывает грамотного, вдумчивого читателя, развивает чуткость к языку, художественный вкус, образное мышление, творческое воображение. Через собственное творчество ученик лучше воспринимает специфику жанра. Такие сочинения более самостоятельны и разнообразны.

Предполагается использовать следующие приемы обучения:

        -выяснения своеобразия жанра, освоение теории;

        -чтение и обсуждение художественного произведения и литературной критики разных жанров, которые являются для нас образцами;

        -сравнение статей разных авторов, посвященных одному произведению;

        -выполнение письменных работ и их анализ.

        -составление примерных вопросов, помогающих ученикам написать работу в определенном жанре;

Формы контроля:

1.Сочинения разных жанров

2.Устное высказывание на заданную тему

3.Выразительное чтение

4. Работа с поэтическим текстом (эпиграф)

   

       Работа по данному элективному предмету позволит учащимся лучше подготовиться к написанию зачётного сочинения и сочинения в экзаменационной работе в одиннадцатом классе.

        Изучение предмета рассчитано на 1 час в неделю – 34 часа в год.

Содержание

Значение элективного предмета и его задачи.

 Значение предмета и его задачи. Тема и основная мысль.

Сочинения разных жанров.

Сочинение-аннотация. Отзыв о книге. Рецензия. Особенности построения рецензии. Сочинение-этюд. Сочинение-ассоциация. Дневник. Путевые заметки. Портретный очерк. Сравнительная характеристика.

Стили и типы речи.

Типы речи. Особенности их лексики и синтаксиса. Разговорный стиль и его применение  в сочинениях. Книжные стили. Публицистический стиль. Художественный стиль.

Сочинение-рассуждение.

Тема и основной тезис сочинения. Объем и содержание темы. Главная часть сочинения-рассуждения. Вступительная часть сочинения. Заключительная часть сочинения. Эпиграф. Его роль в раскрытии темы.

Анализ, редактирование с и совершенствование написанного.

Редактирование текста. Работа с черновиком. План анализа сочинения-рассуждения.

Работа с частью II заданий ЕГЭ

Написание сочинений-рассуждений на лингвистическую тему. Анализ негативного текста.

Написание сочинения-рассуждения на отрывок с описанием местности. Анализ сочинения. Написание сочинения – рассуждения художественного стиля. Средства выразительности в различных стилях речи. Заключительное занятие.


Учебно-тематический план:

№ п/п

Содержание

Количество часов

1

Значение элективного предмета  и его задачи.

2

2

Сочинения разных жанров.

8

3

Стили и типы речи.

5

4

Сочинение-рассуждение.

6

5

Анализ, редактирование и совершенствование написанного.

2

6

Работа с частью II заданий ЕГЭ.

11

Итого

34

Требования  к уровню подготовки.

В результате изучения предмета «Сочинения разных жанров», учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

  •  знать основные понятия теории сочинений разных жанров,
  • уметь выбирать необходимый литературный материал для работы над сочинением,
  •  обладать навыками работы со справочным материалом,
  •  обладать умениями сопоставлять, сравнивать, обобщать,
  • владеть коммуникативными навыками,
  •  владеть языковым потенциалом, умело использовать художественные средства языка,
  • уметь писать творческие работы, сочинения разных жанров,
  •  оценивать свои творческие работы, с точки зрения их речевой грамотности, композиционной выстроенности, тематического соответствия, жанровой соотнесённости.

Элективный предмет предполагает различные формы урока:

  • урок-лекция,
  • урок-практикум,
  • лабораторная работа,
  • урок-исследование,
  • урок-зачет,
  • групповой практикум.

Критерии и нормы оценки

знаний, умений, навыков учащихся по литературе.

Оценка устных ответов учащихся.

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по литературе.

Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:

1)полноту и правильность ответа;

2)степень осознанности, понимания изученного;

3) языковое оформление ответа.

В соответствии с этим:

Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно—эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (9—11 кл.); свободное владение монологической литературной речью.

Отметкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно—эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью. Однако допускается 1-2 неточности.
Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умении объяснять взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно—художественного содержания произведения; знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.
Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно—эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

 Оценка сочинения

    Оценка знаний по литературе и навыков письменной речи производится также на основании сочинений и других письменных проверочных работ (ответ на вопрос, реферат и др.). Являясь составной частью системы работы по литературе, они проводятся в определенной последовательности и составляют важное средство развития речи.
   Объем сочинений должен быть
примерно таким:

X классе —4-5 страниц,

XI классе — 5—7.

         Уменьшение объема сочинения против примерных норм не влияет на отметку за содержание, если оно отвечает требованиям, предъявляемым для соответствующей оценки, также как превышение объема не ведет к повышению отметки.

       Любое сочинение проверяется не позднее недельного срока в V—VIII и 10 дней в IX—XI классах и оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речь, вторая — за грамотность.
       В V—XI классах оценка за содержание и речь относится к литературе, вторая — к русскому языку.

      Указанный объем сочинений является примерным потому, что объем ученического текста зависит от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, их общего развития и почерка.

           Сочинение – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

С помощью сочинений проверяются:

а) умение раскрыть тему;

б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
в) соблюдение языковых норм и правил правописания.

          Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.

Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:

  • соответствие работы ученика теме и основной мысли;
  • полнота раскрытия темы;
  • правильность фактического материала;
  • последовательность изложения.

       При оценке речевого оформления сочинений учитывается:

  • разнообразие словаря и грамматического строя речи;
  • стилевое единство и выразительность речи;
  • число речевых недочетов.

            Орфографическая и пунктуационная грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок (Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку). Содержание и речевое оформление оценивается по следующим критериям:

Отметка "5" ставится, если: 1) содержание работы полностью соответствует теме;

2) фактические ошибки отсутствуют; 3) содержание излагается последовательно; 4) работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления; 5) достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В работе допускается 1 недочет в содержании, 1—2 речевых недочета. 1 грамматическая ошибка.
Отметка "4" ставится, если: 1) содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы); 2) содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности; 3) имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; 4) лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен; 5) стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В работе допускается не более 2 недочетов и содержании, не более 3—4 речевых недочетов, 2 грамматических ошибок.

Отметка "3" ставится, если: 1) в работе допущены существенные отклонения от темы;

2) работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности;

3) допущены отдельные нарушения последовательности изложения; 4) беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление; 5) стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В работе допускается не более 4 недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибок.

Отметка "2" ставится, если: 1) работа не соответствует теме; 2) допущено много фактических неточностей; 3) нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану; 4) крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними. часты случаи неправильного словоупотребления. нарушено стилевое единство текста. В работе допущено 6 недочетов в содержании, до 7 речевых недочетов и до 7 грамматических ошибок.


Примечание: 

     1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.

     2. Если объем сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки "4" на одну, а для отметки "3" на две единицы. Например, при оценке грамотности "4" ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2-3-2. 2-2-3; "3" ставится при соотношениях: 6-4-4. 4-6-4, 4-4-6. При выставлении отметки "5" превышение объема сочинения не принимается во внимание.

     3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям сочинение написано удовлетворительно.
    4.   На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях (Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку).

Учебно-методическое обеспечение:

1. Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах. М.: «Просвещение», 2001г.

2. Карнаух Н.Л. Учимся писать эссе. Р.Я.Ш. 2001 №2.

3. Карнаух Н.Л., Щербина И.В. Письменные работы по литературе.9-11 кл. М.: «Дрофа», 2002г.

4. Котельникова С.А. Аннотация – отзыв – рецензия. Р.Я.Ш. 1998 №1.

5. Ладыженская Т.А., Зепалова Т.С. Развивайте дар слова. М.: «Просвещение», 1982г.

6.В. А. Борисова, М. Я. Мишлимович.  “Сочинения на литературную тему в старших классах”, М., Просвещение, 1978

7.С. М. Брызгалова, С. Р. Романова “Из опыта обучению написанию сочинений”, Методическое пособие, Якутск, 2003

8.Т. А. Ладыженская Т. С. Зепалова, “Развивайте дар слова”, Факультативный курс. “Теория и практика разных жанров”, М., Просвещение, 1990

9.Н П. Морозова “ Учимся писать сочинение”, М., Просвещение, 1987

10.Русский язык. Тесты. Методические рекомендации для подготовки к вступительному тестовому экзамену ( ЕГЭ ) по русскому языку, Якутск, 2004

Дополнительная литература для учителя и учащихся:

  1. Алексеева Т.В. Как научиться писать сочинение на «отлично»: В помощь школьникам и абитуриентам. – СПб. – Паритет, 2000.
  2. Богданова О.Ю. Экзамен по литературе: от выпускного к вступительному. М,1976
  3. Вартаньян Э.А. Путешествие в слово. – М.: «Просвещение», 1982.
  4. Журавлев А.П. Звук и смысл. – М., 1981.
  5. Каменская Л.Я. Школьное сочинение по литературе, -М.1994
  6. Капинос В.И.Сергеева Н.Н.Соловейчик М.Н., Развитие речи: теория и практика обучения. М.1994
  7. Кохтев Н. Н.  Сочинение: работа над содержанием и языком.- М: Издательство МГУ, 1994.
  8. Ладыженская Т.А., Зеналова Т.С. Методические указания к факультативному курсу «Теория и практика сочинений разных жанров». – 3-е изд. перераб. – М. Просвещение, 1986.
  9. Лимонад Т. В. С сочинением на «ты»: Пособие для старшеклассников и абитуриентов.- М: Школьная пресса, 2001г.

Приложение

Календарно-тематическое планирование элективного предмета

«Сочинения разных жанров»

План

Факт

Содержание

По разделу

По теме

Контроль

Значение курса и его задачи

2

1

Значение курса и его задачи

1

2

Тема и основная мысль высказывания.

1

Высказывание на заданную тему

Сочинения разных жанров

8

3

Сочинение-аннотация. Отзыв о книге

1

4

Рецензия.

1

5

Особенности построения рецензии.

1

6

Сочинение-этюд. ИКСО

1

Сочинение-этюд «Музыка дождя».

7

Сочинение-ассоциация. Дневник.

1

8

Путевые заметки.

1

«Дорога в школу». Сочинение-описание.

9

Портретный очерк. ИКСО

1

Мой друг.

10

Сравнительная характеристика.

1

Стили и типы речи.

5

11

Типы речи. Особенности их лексики и синтаксиса.

1

12

Разговорный стиль и его применение в сочинениях

1

13

Книжные стили. ИКСО

1

14

Публицистический стиль.

1

15

Художественный стиль. ИКСО

1

Сочинение-рассуждение

6

16

Тема и основной тезис сочинения.

1

17

Объем и содержание темы. ИКСО

1

18

Главная часть сочинения-рассуждения.

1

19

Вступительная часть сочинения. ИКСО

1

Вступление

20

Заключительная часть сочинения.

1

Заключение

21

Эпиграф. Его роль в раскрытии темы. ИКСО

1

Анализ, редактирование и совершенствование написанного.

2

22

Редактирование текста. Работа с черновиком.

1

23

План анализа сочинений-рассуждений

1

Работа с частью II заданий ЕГЭ.

11

24

Написание сочинений-рассуждений на публицистическую тему. Работа с демоверсией.

1

Сочинение

25

Написание сочинений-рассуждений на публицистическую тему. Работа с демоверсией.

1

26

Анализ текста. Работа с демоверсией. ИКСО

1

27

Написания сочинения-рассуждения на отрывок с описанием местности. Работа с демоверсией.

28

Написания сочинения-рассуждения на отрывок с описанием местности. Работа с демоверсией.

1

Сочинение

29

Анализ сочинения. Работа с демоверсией. ИКСО

1

30

Написание сочинения-рассуждения художественного стиля. Работа с демоверсией.

1

Сочинение

31

Написание сочинения-рассуждения художественного стиля. Работа с демоверсией.

1

32

Анализ сочинения.  ИКСО

1

33

Средства выразительности в различных стилях речи..Работа с демоверсией. ИКСО

1

34

Заключительное занятие.

1

Всего

34 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Идеальная грамотность. Русский язык без правил и словарей» в 10-11 кассах

Предлагаемый элективный курс предназначен учителям русского языка, работающим в 10-11 классах общеобразовательных учреждений для подготовки учащихся к ЕГЭ, рассчитан на учащихся  10-11 клас...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Элективного курса по русскому языку «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЙ РАЗНЫХ ЖАНРОВ»

    Программа курса «Теория и практика сочинений разных жанров» рассчитана на учащихся девятых классов.      На изучение данного курса отводится 34 часа...

Рабочая программа. Элективный курс«Развивайте дар речи. Сочинения разных жанров» 9 класс

Рабочая программа включает: пояснительную записку, требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся, календарно-тематическое планирование, содержание учебного курса, формы и средства контроля, перечен...

рабочая программа элективного предмета по русскому языку в 10 классе "Трудные случаи орфографии и пунктуации"

Рабочая программа  элективного предмета "Трудные случаи орфографии и пунктуации" предназначена для подготовки учащихся 10 класса к ЕГЭ по русскому языку...

Рабочая программа элективного предмета по русскому языку в 11 классе «Разноаспектный анализ текста и создание сочинения-рассуждения»

Рабочая программа элективного курса по подготовке обучающихся 11 класса к написанию сочинения - рассуждения...

Рабочая программа элективного предмета по английскому языку «Английский язык: общение без границ» 10 класс

Программа данного элективного учебного предмета определяется, с одной стороны, требованиями стандарта по иностранным языкам, в частности, задачей формирования умений и навыков восприятия информации на...