Рабочая программа по русскому языку в 9 классе 2015
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему

Рабочая программа по русскому языку в 9 классе 2015

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_usskomu_yazyku_v_9_klasse_2015.docx36.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Котельниковская средняя общеобразовательная школа №1

имени Героя Советского Союза Л.Д.Чурилова»

 


«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ КСОШ №1

___________ / Н.Л. Астафьева

Приказ  от________ 2015 г. №___

Рабочая программа

 по русскому языку

(базовый уровень)

9 а класс

Составитель: Баранова Татьяна Николаевна,

учитель первой категории

Котельники городской округ

2015

  1. Пояснительная записка 

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку к учебникам 5-9 классов Л.А Тростенцовой, Т. А. Ладыженской и др. (Программно-методические материалы: Русский язык: 5-9 кл. / Сост. Л. И. Рыбченкова. -М.: Дрофа, 2002. - С. 10-62).

Рабочая  программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.

Общая характеристика учебного предмета

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в IX классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для IX класса  направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая  программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Цели обучения

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Результаты обучения

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников основной школы, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.

2. Основное содержание программы.

Содержание

Кол-во часов

Кол-во контрольных

(в том числе)

Развитие речи (в том числе)

Международное значение русского языка

4

3

Повторение пройденного в 5 - 8 классах

11

1

2

Сложное предложение. Культура речи.

4

Сложносочиненные предложения

9

1

2

Сложноподчиненные предложения

25

3

4

Бессоюзные сложные предложения

8

1

1

Сложные предложения с различными видами связи

5

1

Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи

2

ИТОГО

68

7

12

Содержание тем учебного курса

Международное значение русского языка

Повторение пройденного в 5 - 8 классах

Сложное предложение. Культура речи

Союзные сложные предложения:

Сложносочиненные предложения

I. Сложносочиненное предложение и его особенности. Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.

Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль.

Авторское употребление знаков препинания.

II. Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные предложения.

III. Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм.

Сложноподчиненные предложения I. Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного предложения с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Виды придаточных предложений.

Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений.

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них.

Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая роль.

II. Умение использовать в речи сложноподчиненные предложения и простые с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы.

III. Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности. Сообщение на лингвистическую тему.

Деловые документы (автобиография, заявление).

Бессоюзные сложные предложения

I. Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Раздели тельные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль.

II. Умение передавать с помощью интонации раз- личные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями.

III. Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.

Сложные предложения с различными видами связи

I. Различные виды сложных предложений с союзной и бес союзной связью; разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания.

II. Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи.

III. Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.

Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи

Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении; о стилях речи.

Сочинение публицистического характера на общественные, морально-этические и историко-литературные темы.

Доклад или реферат на историко-литературную тему (по одному источнику).

Тезисы статьи (главы книги) на лингвистическую тему.

Конспект и тезисный план литературно-критической статьи.

  1. Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения русского языка ученик должен:

знать и понимать:

  • роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
  • смысл понятий: речь устная и письменная; монологи, диалог; сфера и ситуация peчевого общения;
  • основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально делового стилей, языка художественной литературы;
  • особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
  • признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания рассуждения);
  • основные единицы языка, их признаки;
  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь: речевая деятельность

АУДИРОВАНИЕ:

  • фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме, полного или сжатого пересказа;
  • формулировать вопросы по содержанию текста;

-        замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка;
ЧТЕНИЕ:

  • понимать коммуникативную тему, цель чтения текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения;
  • составлять конспект прочитанного текста;
  • оценивать степень понимания содержания прочитанного текста;
  • прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического и художественного текста;

ГОВОРЕНИЕ:

- создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы;

  • владеть основными нормами построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывания содержания по плану), наличие грамматической связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики);

-        строить научное рассуждение по сложным вопросам школьного курса русского языка;


ПИСЬМО:

  • владеть основными нормами построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли высказывания, полнота раскрытия темы; достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывание содержания по плану, правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тексте, владение нормами правописания);
  • писать изложения по публицистическим, художественным текстам, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства;
  • вводить в текст изложения элементы сочинения (рассуждение, описание, повествование);
  • писать небольшие по объему сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста;
  • составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента большой статьи);
  • совершенствовать написанное, исправляя недочеты в построении и содержании высказывания, речевые недочеты и грамматические ошибки;

ТЕКСТ:

-        проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основ
ная мысль, тип речи, стиль, языковые и речевые средства, средства связи предложений,
строение текста);

ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:

-        правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов их произношения;

-        анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения
'.орфоэпических норм;

МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:

  • владеть приемом морфемного разбора: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре;
  • толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа -ЛОГ, ПОЛИ-, -ФОН и т.п.);
  • пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологических словарей;
  • опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических признаков слов;

ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ:

-        разъяснять значение слов общественной и морально-этической тематики
пользоваться разными видами толковых словарей;

  • верно использовать термины в текстах научного стиля;
  • оценивать свою и чужую речь с точки зрения уместного и выразительного словоупотребления;
  • проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;

МОРФОЛОГИЯ:

  • распознавать части речи и их формы в трудных случаях;
  • правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей;
  • определять синтаксическую роль слов разных частей речи;
  • опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа;

ОРФОГРАФИЯ:

  • применять орфографические правила, объяснять правописание слов с трудно проверяемыми орфограммами;
  • пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов;
  • проводить орфографический анализ текста;

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:

  • различать изученные виды простых и сложных предложений;
  • интонационно выразительно читать предложения изученных видов;
  • составлять схемы простых и сложных предложений разных видов и конструировав предложения по заданным схемам;
  • уместно пользоваться синтаксическими синонимами;
  • правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь к венной;
  • проводить синтаксический и интонационный анализ сложного предложения;
  • устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуа ционной характеристики предложения;
  • использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;
  • применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания простом и сложном предложениях, используя на письме специальные графические о" значения;
  • строить пунктуационные схемы простых и сложных предложений;
  • самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила;
  • проводить пунктуационный анализ текста;
  • аргументировать тезис о системном характере русской пунктуации.

4. Календарно-тематическое планирование

№ п\п

Тема урока

Плановые

сроки

прохождения

Скоррект.

сроки

прохождения

Международное значение русского языка

1 неделя

Р.Р. Приёмы сжатия текста

1 неделя

Р.Р. Написание сжатого изложения

2 неделя

РР. Анализ и редактирование сжатого изложения.

2 неделя

Повторение изученного в 5-9 классах

Устная и письменная речь

3 неделя

Административный контрольный диктант

3 неделя

Монолог, диалог

4 неделя

Стили речи

4 неделя

Простое предложение и его грамматическая основа

5 неделя

Р.Р. Структура сочинения-рассуждения

5 неделя

Предложение с обособленными членами

6 неделя

Предложение с обособленными членами

6 неделя

Р.Р. Сжатое изложение

7 неделя

Обращения, вводные слова и вставные конструкции

7 неделя

Контрольный диктант по теме «Повторение пройденного в 5-8 классах»

8 неделя

Сложное предложение. Культура речи

Понятие о сложном предложении

8 неделя

Союзные и бессоюзные сложные предложения

9 неделя

Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.

9 неделя

Интонация сложного предложения

10 неделя

Сложносочинённое предложение

Понятие о сложносочинённом предложении. Смысловые отношения в сложносочинённом предложении

10 неделя

Р.Р. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

11неделя

Сложносочиненные предложения с соединительными, разделителными и противительными союзами

11неделя

Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.

12 неделя

Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочинённого предложения

12 неделя

Р.Р. Сжатое изложение

13 неделя

Повторение  по теме «Сложносочинённое предложение»

13 неделя

Контрольный диктант по теме «Сложносочинённое предложение»

14 неделя

Работа над ошибками

14 неделя

Сложноподчинённое предложение

Понятие о сложноподчиненном предложении

15неделя

Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

15 неделя

Р.Р. Сочинение-рассуждение

16 неделя

Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении

16 неделя

Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении

17 неделя

Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными

17 неделя

Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными

18 неделя

Контрольная работа ( тест ОГЭ)

18 неделя

Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными

19 неделя

Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными

19 неделя

Р.Р. Сжатое изложение

20 неделя

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными

20 неделя

Сложноподчиненные предложения с придаточными времени и места

21 неделя

Контрольный диктант

21 неделя

Сложноподчиненные предложения с придаточными цели, причины, условия.

22 неделя

Р.Р. Сочинение-рассуждение

22 неделя

Сложноподчиненные предложения с придаточными уступки, следствия

23 неделя

Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры и степени и сравнительными

23 неделя

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания при них

24 неделя

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания при них

24 неделя

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания при них

25 неделя

Р.Р. Сжатое изложение

25неделя

Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения. Пунктуационный разбор сложноподчиненного предложения

26 неделя

Повторение по теме «Сложноподчинённое предложение»

26 неделя

Контрольный диктант по теме «Сложноподчинённое предложение»

27 неделя

Бессоюзные сложные предложения

Понятие о бессоюзном сложном предложении

27 неделя

Интонация в бессоюзных сложных предложениях

28неделя

Р.Р. Сжатое изложение

28 неделя

Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении

29 неделя

Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

29 неделя

Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении.

30 неделя

Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения

30 неделя

Контрольный диктант

31 неделя

Сложные предложения с различными видами связи

Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях

31 неделя

Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи

32 неделя

Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи

32 неделя

Публичная речь

33 неделя

Диагностическая работа

33 неделя

Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи

Комплексное повторение по темам «Фонетика и графика», «Лексикология (лексика) и фразеология»

34 неделя

Комплексное повторение по темам «Морфемика», «Словообразование», «Орфография»

34 неделя

5. Перечень учебно-методического обеспечения

Программа

Л. А. Тростенцова Т.А. Ладыженская, А.Д.Дейкина и др. Русский язык. Программы общеобразовательных учреждений. 5- 9 классы.

Учебник

Русский язык. 9 класс. Учеб. Для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе. Под ред. Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др., ; науч. ред. Н. М. Шанский. – 3 изд. – М.: Просвещение, 2014.

.

6. Материально-техническое обеспечение

  1. Компьютер.
  2. Проектор.
  3. Таблицы по русскому языку.

 «СОГЛАСОВАНО»  

Протокол заседания ШМО от «_____» ________2015 г. №______.

«СОГЛАСОВАНО»

 Зам. директора по УВР

___________/ ______________  

    подпись                                      ФИО

«_____»         ______________.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса «Русский язык» 6 класс на 2014 – 2015 учебный год

Рабочая программа по «Русскому языку» 6 класс составлена на основе авторской программы: Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Шанский Н. М. Программы общеобразовательных учреждений: Русский язык 5-9 класс...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс.2015

Рабочая программа по русскому языку  для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования на основе учебной программы «Русский язык. Рабо...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс 2015-2016 учебный год

Программа содержит развернутую сетку с УУД, домашним заданием....

Рабочая программа по русскому языку 4 класс 2015-2016 уч.год

Рабочая программа по русскому языку 4 класс 2015-2016 уч.год...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс 2015-2016 учебный год

    Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Прим...

Рабочая программа по русскому языку 6 класс 2015- 2016 учебный год

        Авторская программа для 5-9 классов М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского предусматривает изучение курса «Русский язык» 6 класс за 170 часов, но на основании Б...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс 2015- 2016 учебный год

   Настоящая программа по русскому языку для VIII класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной программы по рус...