Семинар по теме " Об употребительности причастий"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Немогучева Светлана Николаевна

Методические материалы по проведению семинара по теме "Об употребительности причастий" в 7 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_po_teme_ob_upotrebitelnosti_prichastiy_3.docx17.24 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

семинара по русскому языку

по теме «Об употребительности причастий» - в 7 классе

Цели:      - углубление знаний  обучающихся по теме «Причастие»,

                - мотивация ценности теоретических знаний,

                - развитие самостоятельности обучающихся.

  1. Подготовительный этап.
  2. Задача: включение каждого обучающегося в самостоятельную работу определенной целевой направленности (подготовка докладов, рецензий, подборок  причастий, предложений с причастиями, анализ речевых ошибок из работ  обучающихся.).
  3. Виды работ:

- определение заданий для обязательного выполнения каждым, вопросов для индивидуального и группового выполнения

(задания, списки групп с перечнем общих, индивидуальных и групповых заданий, план проведения семинарского занятия, план лингвистического анализа текста и другие материалы вывешивались на стенде «Готовься к семинару»),

- организация индивидуальных и групповых консультаций,

- включение в текущие уроки этапа контроля для успешной подготовки обучающихся к семинарскому занятию.

2.  Семинарское  занятие

Оформление на доске:

Тема : «Об употребительности причастий»

Задача урока: углубление знаний   по теме «Причастие»,

Проблема семинара: исследование употребительности причастий в речи.

Основные вопросы:

  1. Выявление количественного состава причастий в тексте,

А) разговорного стиля (анализ устной речи окружающих),

Б) публицистического стиля (анализ текстов газет, журналов),

В) научного стиля (анализ текстов учебных книг для 7 класса),

Г) художественного стиля (произведения художественной литературы).

2) роль данного языкового явления в идейно-художественном содержании произведения (выборочный лингвистический анализ текста стихотворения М.Ю.Лермонтова «Нищий»).

3) работа над ошибками в предложениях с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами.

Структура семинарского занятия

  1. Постановка целей, задач, основных проблем, вопросов.
  2. Отработка и углубление знаний по теме6

- Самостоятельная работа обучающихся дифференцированного характера.

- Обобщения, доклады обучающихся.

Оппонирование.

Рецензирование.

- Выполнение тренировочных упражнений по теме семинара.

  1. Подведение итогов:

- выводы,

- оценивание работы обучающихся.

Словарная работа:

Окказионализмы – индивидуально-авторские слова, создаются с нарушением законов словообразования, живут лишь в контексте автора.

Ход семинарского занятия

  1. Оргмомент.
  2. Постановка целей, задач, основных проблем, вопросов, знакомство со структурой семинара, оформление тетрадей, запись темы семинара.
  3. Самостоятельная работа обучающихся дифференцированного характера.

Изложения лингвистического текста в разных стилях (выделение основных грамматических приказов причастия). Упражнения на образование, правописание и употребление причастий, построенные на материале школьных учебников географии, физики, истории и математики для 7кл. творческие задания по развитию языковой догадки. Упражнения на грамматический анализ окказиональных слов и словотворчество. Учащийся рассказывают о причастии в художественном стиле, остальные письменно передают основной смысл высказывания в научном стиле. Приводятся примеры окказиональных слов-причастий.

  1. На следующем этапе заслушиваются сообщения спикеров 2 групп, проводивших исследование по текстам разных стилей на выявление частотности употребления причастий.

Рецензент готовит обзор мнений по этому вопросу лингвистов. Учащиеся конспектируют выступления одноклассников и делают выводы:

причастие – явления книжного стиля.

Выводы записываются в тетрадь.

  1. От одной группы заслушивается подготовленный выборочный лингвистический анализ текста стихотворения М. Ю. Лермонтова «Нищий», второй выступает в качестве оппонента, учащиеся высказывают свои точки зрения (коллективная творческая работа). Делаются дополнения по вопросу « Роль причастия в идейно- художественном содержании произведения» по произведению М.Ю.Лермонтова». «Песнь про купца Калашникова» и Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»(описание степи).

Вывод: употребление причастий, причастных оборотов является одним из средств выражения тончайших оттенков смысла и дифференциации стилей, типов текста.

  1. Заслушивается сообщение об употребляемости причастий в творческих работах учащихся данного класса, речевых ошибках, связанных с этим явлением.
  2. Выполнение тренировочных упражнений на устранение недочетов и ошибок в предложениях с обособленными  определениями, выраженными причастными оборотами. Перестроенные и придуманные учащимися в соответствии с заданием предложения зачитываются и анализируются .
  3. Подводятся итоги конкурса на лучший алгоритм по орфографическим правилам, изученным по теме «Причастие».

Защита ассоциативного цвета изученному языковому явлению-причастию.

  1. Итоги и оценки учащихся.

Выводы, анализ работы во время подготовки и проведения семинара.

Домашнее задание:

2 уровень – упражнение по учебнику № 132,  

3 уровень – написать сочинение на тему «Причастие – паж или повелитель в Королевстве Речь?»

                                                                                                                                    Приложение № 1

План лингвистического анализа текста

  1. Тема.
  2. Тип речи.

Об описательном типе свидетельствует обилие прилагательных и глаголов в форме настоящего времени, глаголов несовершенного вида. Движения во времени нет. Описание статично.  Повествовательный тип: глагол совершенного вида, прошедшего времени.

  1. Стиль

Для художественного стиля характерны художественно-изобразительно-выразительные средства: эпитеты, сравнения, олицетворения, употребление слов в переносном смысле, звукозапись, стилистически окрашенная лексика.

  1. Количество предложений в тексте, какие типы предложений в тексте ( по цели высказывания, по наличию грамматических основ) представлены. Обилие сложных предложений - признак книжного стиля. Способ связи предложений. Схемы предложений, объясняющие пунктуацию. Роль причастий и причастных оборотов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическая разработка по теме "Наиболее употребительные способы выражения будущего времени в английском языке"

Данная разработка предназначена для учащихся 6-11 классов. К ней прилагаются упражнения для закрепления материала....

Материал на тему: конкурсное задание "Методический семинар" на тему: ""технологии и методики направленные на реализацию требований ФГОС и профессионального стандарта "Педагог"

В связи с введением ФГОС общего образования нового поколения необходимы новые подходы к преподаванию предмета "Музыка"....

Открытое занятие для городского семинара на тему: «Компетентностный подход в дополнительном образовании».Тема: «Пешечные окончания. Правило квадрата».

Цель: дать основные сведения о разыгрывании пешечных окончаний. Ознакомить с правилом квадрата, научить определять и строить квадрат пешки....

Выступление на городском семинаре по теме Типология и алгоритм ответов на задания ОГЕ на примере темы «Внутренняя среда организма»

Выступление на городском семинаре по теме Типология и алгоритм ответов на задания ОГЕ на примере темы «Внутренняя среда организма»...

Конспект урока-зачета по теме: "Повторение о причастии как части речи. Орфограммы в причастиях" для 7 класса

Цели урока: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы;  обращение  внимания  на различие действительных и страдательных причастий, их глагол...

выступление в рамках кустового методического семинара по теме "Формирование глобальных компетенций на уроке истории в 10 классе по теме "Великая Отечествнная война"

Цель мастер - класса:  продемонстрировать использование заданий на уроках истории в 10 классе по формированию глобальных компетенций у обучающихся  по теме «Великая Отечественная война...