Мастер-класс по теме «Игровые технологии на уроках русского языка»
учебно-методический материал по русскому языку на тему

Скляренко Ирина Аркадьевна

В настоящее время особое внимание стали уделять развитию творческой активности и интереса у школьников к предметам. Проводятся различные конкурсы, олимпиады. Это говорит о том, что принцип активности ребёнка был и остаётся одним из основных в процессе обучения. Поэтому мы с вами тоже должны подходить к делу творчески, применять различные педагогические технологии в преподавании, которые способствовали бы всестороннему развитию ребёнка и вызывали бы интерес к предмету.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс по теме «Игровые технологии на уроках русского языка»

Учителя русского языка и литературы Скляренко Ирины Аркадьевны

В настоящее время особое внимание стали уделять развитию творческой активности и интереса у школьников к предметам. Проводятся различные конкурсы, олимпиады. Это говорит о том, что принцип активности ребёнка был и остаётся одним из основных в процессе обучения. Поэтому мы с вами тоже должны подходить к делу творчески, применять различные педагогические технологии в преподавании, которые способствовали бы всестороннему развитию ребёнка и вызывали бы интерес к предмету.

К таким технологиям можно отнести игровые технологии. Именно их я и использую на уроках русского языка. Игровые технологии я использую в основном в 5-7-ых классах. Это связано с тем, что пятый класс – переходный этап в жизни детей: из начальной в среднюю. И важно сделать так, чтобы встреча с незнакомым не испугала, не разочаровала, а, наоборот, способствовала возникновению интереса к учению. Использовать игровые технологии можно не только в 5-7-ых классах, но и на любой ступени обучения. Конечно же, в старших классах подготовка такого урока потребует от учителя больших затрат времени, но это оправдается, когда вы увидите, с каким азартом работают дети.

 Имея педагогический опыт, я убедилась, что на таких уроках ученики работают более активно. Игра помогает оживить урок, пробуждает интерес не только к изучаемым вопросам, но и к русскому языку как учебному предмету. Игра обеспечивает более высокую, по сравнению с обычными формами урока, результативность. Особенно радует, что те ученики, которые учатся неохотно, на таких уроках работают с большим увлечением.

Игровая деятельность как элемент урока может применяться на любом его этапе – от проверки домашнего задания до выполнения контрольной работы и обобщения. Планируя свой урок, выбирать ту или иную игру необходимо исходя из общих целей и задач урока.

На своих уроках я стараюсь использовать различные виды дидактических игр, которые дают возможность ученикам не только успешнее усваивать материал, но и отдохнуть.

Игра – это такой вид деятельности, в процессе которого в игровой ситуации решается учебная задача. В современной педагогической и психологической литературе выделяют множество видов игр. 

По характеру педагогического процесса можно выделить следующие группы игр:

- обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;

- познавательные, воспитательные, развивающие;

- репродуктивные, продуктивные, творческие;

- коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические. 

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям: 


дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; 


учебная деятельность подчиняется правилам игры; 


учебный материал используется в качестве игрового средства; 


В учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. 


Спектр целевых ориентаций. 


Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков. 


Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности. 


Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности. 


Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия. 


В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали К.Д.Ушинский, П.П.Блонский, Д.Б.Эльконин.

В их трудах исследована и обоснована роль игры в развитии основных психических функций, в самоуправлении и саморегулировании личности.

Основное отличие педагогической игры от игры вообще состоит в том, что она обладает четко-поставленной целью обучения и соответствующей ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Попытку классифицировать педагогические игры осуществил Г.К.Селевко.

Выделяют следующие виды дидактических игр:

1.Игры-упражнения. Это кроссворды, ребусы, викторины, также дидактические игры-упражнения на закрепление правил или отработку умений по определённой теме.

2.Игры-путешествия.

3.Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды.

Классификация дидактических игр: (классификация основана на тематическом принципе: игры распределяются по разделам)

1.Фонетические и орфоэпические игры («Составь текст и озвучь его», «Пригласи на обед», «В эфире - новости», «Конкурс дикторов и др.»)

2.Лексико-фразеологические игры («Собери фразеологизм», «Угадай-ка», «Собери пословицу», «Акростих», «Переводчик», «Кто быстрее», «Найди пару» и др.)

3.Игры по морфемике и словообразованию («Сорняки», «Допиши сказку», «Собери слова», «Ромашка», «Золушка» и др. )

4. Игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных норм. Синтаксические игры. Морфологические игры («Мягкая посадка», «Третий лишний», «Помогите Пете Ошибкину», «Я работаю волшебником», различные виды диктантов: «Словарный диктант», «Диктант-молчанка», «Диктант-шутка» и др.)

А сейчас я предлагаю вам поиграть вместе со мной так же, как я играю с детьми на своих уроках. Для этого мне необходимо две группы участников (по 5-6 человек).

Предлагаю вам несколько игр, в которые дети играют с большим увлечением, по теме: «Фразеологизмы»:

1 Игра «Подберите фразеологизмы, в которых упоминаются изображения животных»

(Показываются рисунки с изображениями животных.)

Описание: http://doc4web.ru/uploads/files/26/25581/hello_html_26839041.jpgОписание: http://doc4web.ru/uploads/files/26/25581/hello_html_m715500b7.jpgОписание: http://doc4web.ru/uploads/files/26/25581/hello_html_m80a1480.jpgОписание: http://doc4web.ru/uploads/files/26/25581/hello_html_703a58.jpg

  1. За двумя зайцами...; Трусливый, как заяц.
  2. Ползет, как черепаха.
  3. Медведь на ухо наступил; Медвежья услуга.
  4. Топает, как слон.

I. Игровые задания, направленные на отработку орфоэпических норм. Фонетические игры.

1. «Составь текст и озвучь его»

Учащимся предлагается набор слов, которые могут представлять какие-то трудности в произношении. Слова записаны на доске. Задача учащихся - за 2-3 минуты составить связный текст (используя данные слова) и прочитать его, соблюдая орфоэпические нормы. Учитель может назначить экспертов, которые должны внимательно прослушать текст и сделать вывод о соблюдении произносительных норм.(Оценку в этом случае получают сразу двое учащихся.)

Пример. Даны слова: километр, помощник, шинель, свитер, средство, инструмент, шофёр, шофёров, щавель, украинский, термос, начал. (Слова содержатся в словарике «Произносите правильно», под ред. А.Ю. Купаловой «Русский язык.. Практика. 5-й класс».)

Вариант текста, составленного из предложенных слов.

Помощ[шн]ник шофёра снял телефонную трубку:

- Ты чего звонишь?

- На десятом километре трассы случилось происшествие. Из всех бригад шоферов мы находимся ближе всех. Собирайся в рейс. Помощ[шн]ник шофера положил трубку и начал сборы. Он взял средство от комаров, пучок щавеля, налил в те[тэ]рмос украинский борщ, приготовленный женой, надел свите[тэ]р, шине[и'э]ль, захватил ящик с инструментами и поспешил в гараж.

Подобное задание может быть несколько видоизменено: учитель предлагает учащимся тему (например, «Научное исследование» или «Меню»), учащиеся в течение определенного времени должны составить текст на эту тему, используя слова из орфоэпического словарика, включенного в учебник.

III.Игры по морфемике и словообразованию.

1.Игра «Чьё гнездо больше?»

Цель: развитие навыка словообразования.
В командах выбирается капитан. Устанавливаются песочные часы (или секундомер). Каждая команда получает конверт с корнем слова. Задача – за определённое время составить гнездо однокоренных слов, определяя способ словообразования. О результатах докладывает капитан. Обычно даю корни с чередованием 1) –раст-/-ращ-/-рос-; 2)-лаг-/-лож-; 3)-кас-/-кос-; 4)-тир-/-тер- и др.. Побеждает команда, уложившаяся в срок и давшая максимальный список слов.

Задания «на засыпку» 


  • Лингвистический диктант. 


Наука о языке (языкознание). Графическое обозначение звука на письме. (буква). Часть слова перед корнем ( приставка). Определение, выраженное существительным (приложение). Вода, от воды, к воде…( склонение).

Голубое небо, смотреть на небо, смотреть вдаль … (словосочетание).



2.2. Разработка технологии деловой игры.

Особенностями игры подростков является нацеленность на самоутверждение перед обществом, юмористическая окраска, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность. Поэтому в данном возрасте детям интересны деловые игры.

Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового материала и его закрепления, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.

Технология деловой игры состоит из следующих этапов, входящих в данную технологическую схему.


Этап

подготовки

Разработка

игры. 

разработка сценария;

- план деловой игры;

- общее описание игры;

- содержание инструктажа;

-подготовка материального обеспечения. 

Ввод

в игру

- постановка проблемы, целей;

- условия, инструктаж;

-регламент, правила;

-распределение ролей;

- формирование групп;

- консультации

Этап

проведения

Групповая работа

над заданием

- работа с источниками;

- тренинг;

- «мозговой штурм»; 
- работа с игротехником 

Межгрупповая

дискуссия

- выступление групп;

- защита результатов;

- правила дискуссии;

- работа экспертов

Этап

анализа и

обобщения 

- вывод из игры;

- анализ, рефлексия;

- оценка и самооценка работы;

- выводы и обобщения;

- рекомендации 

I . Этап подготовки. Подготовка деловой игры начинается с разработки сценария условного отображения ситуации и объекта. В содержание сценария входят: учебная цель занятия, описание изучаемой проблемы, обоснование поставленной задачи, план деловой игры, общее описание процедуры игры, содержание ситуации и характеристик действующих лиц.

Далее идет ввод в игру, ориентация на деятельность участников и экспертов. Определяется режим работы, формируется главная цель занятия, обосновывается постановка проблемы и выбора ситуацию. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок. Собирается дополнительная информация. При необходимости ученики обращают к ведущему и экспертам за консультацией. Допускаются предварительные контакты между участниками игры. Негласные правила запрещают отказываться от полученной по жребию роли, выходить из игры, пассивно относиться к игре, подавлять активность, нарушать регламент и этику поведения.



II. Этап проведения –процесс игры. С началом игры никто не имеет права вмешиваться в ее развитие и изменять ее ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры.

В зависимости от модификации деловой игры могут быть введены различные типы ролевых позиций участников:



  • Позиции, проявляющиеся по отношению к содержанию работы в группе: генератор идей, разработчик, имитатор, эрудит, диагност, аналитик. 

  • Организационные позиции: организатор, координатор, интегратор, контролер, тренер, манипулятор. 

  • Позиции, проявляющиеся по отношению к новизне: инициатор, осторожный критик, консерватор. 

  • Методологические позиции: методолог, критик, методист, проблематизатор, рефлексирующий, программист. 

  • Социально-психологические позиции: лидер, предпочитаемый, принимаемый, независимый, непринимаемый, отвергаемые. 


III. Этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры.

Здесь осуществляются выступление экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия.



  Методическая часть. Конспект модели – игры.( Приложение)

Приведу фрагменты уроков в 5-ом классе. Почему именно этот год обучения? Пятый класс - переходный этап в жизни детей: из начальной школы - в среднюю, в мир новых учителей, новой программы, новых предметов. Задача учителей в это время - сделать так, чтобы встреча с незнакомым не испугала, не разочаровала, а, наоборот, способствовала возникновению интереса к учению, к открытию. Учителям русского языка и литературы приходится решать такую задачу почти каждый день. Программа предусматривает 6 часов русского языка в неделю(больше, чем отводится на другие дисциплины), обилие новых тем и орфограмм. Как же сделать почти ежедневные встречи с фонетикой, морфологией, синтаксисом не скучными и обыденными, а радостными и интересными. Вот здесь на помощь учителю придут уроки - игры, уроки - путешествия в страну Русского Языка. Разумно и уместно используя подобного рода уроки наряду с традиционными формами, учитель увлекает детей и тем самым создаёт почву для лучшего восприятия большого и сложного материала.

Заключение.

Таким образом, для того, чтобы игровая технология выполняла свои функции и решала педагогические цели, необходимо тщательно проработать организационные и содержательные аспекты создания игровых групп, распределения в них ролей с учетом не только игровых, но и целевых интересов группового взаимодействия. Это дает возможность рационально использовать преимущества и развивающий потенциал игрового моделирования.

Выявлено, что изменилось отношение к изучению русского языка, появился интерес к выполнению творческих заданий, что способствовало развитию умственных и творческих способностей.

В то же время необходим системный подход, пошаговое использование игровой технологии; необходима диагностика. Как результат этого – участие ребят в олимпиадах, конкурсах. Больше занимающихся на «4» и «5».

Собрана определенная игротека по некоторым вопросам и по определенным темам.

«Разнообразие – добрый знак хорошего преподавания», - утверждал Ф.И.Буслаев.

Использование игровых форм помогают учитель сделать урок интересным, в преподавание этого непростого предмета внести разнообразие. 

 

Приложение. 

Урок – игра по теме «Лексика». 

Цель урока: повторить изучение игры в форме игры-с 

Оборудование урока: картинки, рисунки, вырезанные из картона

человечки, изображающие синонимы,

антонимы, омонимы. 

Ход урока. 

На доске нарисован сказочный теремок. 

В чистом поле теремок, теремок. 

Он не низок, не высок, не высок, 

Кто, кто в теремочке живет? 

Кто, кто в невысоком живет

Учитель: Ответ на этот вопрос можно найти, разгадав загадку: 

Не мед, а ко всему липнут. (Слова).

Затем детям предлагается ответить на вопросы:

1. Как называется раздел курса русского языка, изучающий словарный состав

русского языка?

2. Для чего служат слова?

Следующее задание выполняется письменно:

Возят почту корабли,

Самолеты, поезда,

Мчат во все концы земли:

В степи, в горы, в города.

Почту в дальние районы

Доставляют почтальоны.

(М. Белкина). 

Задания к тексту:

1. Объясните орфограммы и пунктограммы.

2. Найдите слова, которые служат для обозначения предметов; признаков;

действий.

3. Определите лексическое значение слов почта и почтальон.

С помощью толкового словаря выясните, однозначными или многозначными

являются эти слова.

- Угадайте, - говорит учитель , -кто это с толстой сумкой на ремне бодро шагает по извилистой тропинке и вот-вот подойдет к теремку?

На доску прикрепляется рисунок).

- Ба, да это всем нам знакомый почтальон Печкин! Давайте поможем ему разобрать и разнести корреспонденцию.

Как вы понимаете значение этого слова?

Выяснив значение слова корреспонденция, класс вместе с учителем приступает к вручению писем адресатам. В процессе этой работы формулируются задания для учащихся.



Учитель: Пакет предназначен для вручения словам, близким по значению.

Что это за слова? (Синонимы).

На стук вышел один из братьев, проживающих в квартире № 1.

Зовут его Смелый.



Задание 1. 

Назовите имена остальных братьев? (Храбрый, Мужественный, Бесстрашный, Отважный).

Вскрыл хозяин квартиры письмо и прочитал его вслух:

«Дорогие синонимы, хотели мы обойтись без вас, но вот что у нас получилось.

Помогите нам».



Задание 2. 

Отредактируйте текст, используя синонимы.

« После гибели Муму Герасим пошел в родную деревню. Герасим шел полями и

лугами. Он шел всю ночь. Он шел и радостно глядел по сторонам, вдыхая запах

родных полей. Когда он пришел в родную деревню, то стал там прилежно работать».



Учитель: Жильцов квартиры номер два

Застать сумели мы едва.

Они стояли у порога,

Уже готовые в дорогу.

Угадайте, кто они: Один высокий, другой низкий; один толстый, другой тонкий; 

Один грустный, другой веселый. (Антонимы).

Вскрыли братья конверт и обрадовались. Наконец-то пришла весточка от дорогого дедушки. Начали читать письмо – и чуть не заплакали от огорчения:

половина письма – сплошное чернильное пятно. Видимо, во время долгих странствий побывало письмо под дождем или в речке тонуло. 

Задание 3. 

Помогите братьям прочитать письмо.

«Дорогие внучата, я не люблю людей трусливых, жадных, ленивых, слабых, глупых, лживых, невежественных, безвольных. Я хочу, чтобы выросли вы

людьми смелыми…» 

Учитель: Окна квартиры номер три распахнуты настежь. Веселая песенка, которая льется оттуда, поможет угадать вам, кто там живет.

Мы – слова из русской речи, из родного языка.

Одинаково нас пишут, одинаково нас слышат.

Но важна не только внешность, ты до смысла

доберись.

Наподобие начинки смысл запрятан в

серединке.

Схожим лицам вопреки мы по смыслу далеки.

(Я.Козловский).

Омонимам почтальон Печкин принес их любимый журнал «Мир».



Задание 4.

Пользуясь словарем, определите значения слова мир.

Составьте предложения с этими омонимами.

Давайте заглянем в этот журнал, там много интересного.



Юмореска.

Это было давно. Путник тащился по пустыне шесть суток. Адски

Хотелось пить. То и дело ему мерещился торчащий из песка водопроводный кран с прохладной, освежающей водой. Но увы! Это была то вытянувшаяся в стойку кобра, то вообще мираж. Тогда путник встал на колени и, воздев руки к небу, стал взывать к Всевышнему:

- О, Всемилостивейший! Умоляю, ниспошли мне сюда кран, кран, кран!

Кран, кран, кран мне ниспошли, о, Всевышний!

И случилось чудо. Сверкнула молния, поднялся столб песка, а когда он рассеялся, несчастный увидел кран. Но, увы, кран был не водопроводный, а подъемный…

(И.Верзилин). 

Задание 5.

Объясните, почему произошла ошибка. С какой целью используются омонимы в художественной литературе?

Средство создания юмора). 

Учитель: А под самой крышей находится мансарда.

(Выясняется значение этого слова). Там идет заседание Общества любителей образного слова. Собрались здесь необыкновенные слова, пламенные и нежные, ласковые и беспощадные, яркие и меткие, живые и вещие.

Эти «слова умеют плакать и смеяться, приказывать, молить и заклинать, 

и, словно сердце, кровью обливаться, и равнодушно холодом дышать». 

(Я.Козловский).

Что это за слова? (Слова, использованные в переносном значении).

Для них почтальон Печкин принес бандероль. 

(Определяется значение этого слова). Она предназначена для любителей поэзии. Это сборник стихов. Давайте откроем его. 

Задание 6.

Найдите слова, использованные в переносном значении.

Усталое солнце по небу гуляет.

Ленивая туча над лесом скучает.

На сонной березе щебечут синицы.

Спит ветер игривый средь поля пшеницы.

(А. Громова).

Полз состав. Он устал –

От гудка до хвоста.

Полз состав, полз, и стал,

И уснул у моста.

( В.Левин).



Задание 7. ( на выбор).

Составьте словосочетания, используя в прямом и переносном значениях слова

Цель: Определение и внедрение в практику своей работы наиболее

эффективных методов, форм и приемов игровой технологий на

на уроках русского языка в средних классах.



Задачи: 1. Изучить философскую, педагогическую, психологическую,

методическую литературу по использованию игровых

технологий на уроках русского язык

2. Разработать диагностический инструментарий и

критериальный аппарат для проведения диагностических

процедур.

3. Проведение диагностических процедур и анализ их

результатов.

4. Разработка и апробация методической системы работы

по проведению уроков русского языка с применением

игровых технологий.

Приложение

 

Литература. 


В.Н.Пташкина. Игровые технологии на уроках русского языка, 


5-9 классы, Волгоград, 2009 г. 


Н.А.Шульская. Поиграем в эрудитов. Ростов-на Дону, Феникс, 2005. 


Н.О. Крамаренко. Нетрадиционные уроки по русскому языку, «Учитель» , 2003. 


Л.А.Щипачева. Нестандартные задания на уроках русского языка. 


5. П.М. Баев. «Играем на уроках русского языка», Москва, «Русский язык», 
6. Л.С. Выготский. «Педагогическая психология». Москва, «Педагогика», 1991 г. 
7. В.А. Крутецкий. «Психология», Москва, «Просвещение», 1986 г. 
8. Н.М. Лебедев. «Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку», Москва, «Просвещение», 1991 г. 
9. «Русский язык в школе», 2008г, №8 
7. «Русский язык в школе», 2008 ., №5 
8. «Русский язык в школе», 2009., №3 
9. Петрановская Л. Игры на уроках русского языка, 2005 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель русского языка и литературы МБОУ СШ № 5 Скляренко Ирина Аркадьевна Мастер-класс Игровые технологии на уроках русского языка и литературы

Слайд 2

ЦЕЛЬ данной работы: показать значимость, незаменимость игры, игровых ситуаций, игровых заданий в организации учебного процесса.

Слайд 3

«...она [ игра ] неизменно возникает на всех стадиях культурной жизни у самых разных народов и представляет неустранимую и естественную особенность человеческой природы». Л. С. Выготский «Человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет». Ф.Шиллер

Слайд 4

Функции игры Познавательный интерес, активизация деятельности Развитие ВМ, логического мышления, творческих способностей Коммуникативная Социализация, толерантность Межнациональная коммуникация Повышение самооценки

Слайд 5

1) Соответствие игры учебно - воспитательным целям урока. 2) Доступность для учащихся данного возраста. 3) Умеренность в использовании игр на уроках .

Слайд 6

1.Игры-упражнения. Это кроссворды, ребусы, викторины, также дидактические игры-упражнения на закрепление правил или отработку умений по определённой теме. 2.Игры-путешествия. 3.Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды.

Слайд 7

За двумя зайцами...; Трусливый, как заяц. Ползет, как черепаха. Медведь на ухо наступил; Медвежья услуга. Топает, как слон.

Слайд 8

Километр, помощник, шинель, свитер, средство, инструмент, шофёр, шофёров, щавель, украинский, термос, начал.

Слайд 9

Помощ[шн]ник шофёра снял телефонную трубку: - Ты чего звонишь? - На десятом километре трассы случилось происшествие. Из всех бригад шоферов мы находимся ближе всех. Собирайся в рейс. Помощ[шн]ник шофера положил трубку и начал сборы. Он взял средство от комаров, пучок щавеля, налил в те[тэ]рмос украинский борщ, приготовленный женой, надел свите[тэ]р, шине[и'э]ль, захватил ящик с инструментами и поспешил в гараж .

Слайд 10

1.Фонетические и орфоэпические игры («Составь текст и озвучь его», «Пригласи на обед», «В эфире - новости», «Конкурс дикторов и др.») Классификация дидактических игр: (классификация основана на тематическом принципе: игры распределяются по разделам) 2.Лексико-фразеологические игры («Собери фразеологизм», «Угадай-ка», «Собери пословицу», «Акростих», «Переводчик», «Кто быстрее», «Найди пару» и др.) 3.Игры по морфемике и словообразованию («Сорняки», «Допиши сказку», «Собери слова», «Ромашка», «Золушка» и др. ) 4. Игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных норм. Синтаксические игры. Морфологические игры («Мягкая посадка», «Третий лишний», «Помогите Пете Ошибкину», «Я работаю волшебником», различные виды диктантов: «Словарный диктант», «Диктант-молчанка», «Диктант-шутка» и др.)

Слайд 11

Цель: развитие навыка словообразования. В командах выбирается капитан. Устанавливаются песочные часы (или секундомер). Каждая команда получает конверт с корнем слова. Задача – за определённое время составить гнездо однокоренных слов, определяя способ словообразования. О результатах докладывает капитан. Обычно даю корни с чередованием 1) –раст-/-ращ-/-рос-; 2)-лаг-/-лож-; 3)-кас-/-кос-; 4)-тир-/-тер- и др.. Побеждает команда, уложившаяся в срок и давшая максимальный список слов.

Слайд 12

Этап подготовки Разработка игры. разработка сценария; - план деловой игры; - общее описание игры; - содержание инструктажа; -подготовка материального обеспечения. Ввод в игру - постановка проблемы, целей; - условия, инструктаж; -регламент, правила; -распределение ролей; - формирование групп; - консультации Технология деловой игры состоит из следующих этапов, входящих в данную технологическую схему .

Слайд 13

Этап проведения Групповая работа над заданием - работа с источниками; - тренинг; - «мозговой штурм»; - работа с игротехником Межгрупповая дискуссия - выступление групп; - защита результатов; - правила дискуссии; - работа экспертов

Слайд 14

Этап анализа и обобщения - вывод из игры; - анализ, рефлексия; - оценка и самооценка работы; - выводы и обобщения; - рекомендации

Слайд 15

1) Ролевые игры на уроке (инсценирование); 2) Игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий ( урок - соревнование , урок - конкурс, урок - путешествие , урок - КВН ); 3) Игровая организация учебного процесса с использованием заданий , которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найди орфограмму, произведи один из видов разбора и т.д.); 4) Использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного); 5) Различные виды внеклассной работы (лингвистический КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между учащимися разных классов одной параллели.

Слайд 16

1. П.М. Баев. «Играем на уроках русского языка», Москва, «Русский язык», 1989 г. 2. Л.С. Выготский. «Педагогическая психология». Москва, «Педагогика», 1991 г. 3. В.А. Крутецкий. «Психология», Москва, «Просвещение», 1986 г. 4. Н.М. Лебедев. «Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку», Москва, «Просвещение», 1991 г. 5. «Дошкольное воспитание», 1985 г., №8 6. «Русский язык в школе», 1989 г., №4 7. «Русский язык в школе», 1992 г., №5 8. «Русский язык в школе», 1993 г., №3 9. http://www.rusedu.info 10. http://www.ukazka.ru 11. http://festival.1september.ru http://schools.keldysh.ru 13. Волина В.В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург: Издательство «АРГО», 1994. 14. Литература в школе. – 1988. - №4. 15. Литература в школе. – 1989. - №1. 16. Дереклеева Н.И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся или Учимся жить в современном мире.- М.: ВАКО, 2006. – 128с. – (Педагогика. Психология. Управление). 17. Кучина Т.Г., Болдырева Е.М. Литература. Интеллектуальные игры для школьников. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 1998. – 240 с., ил. – (Серия: «Минута на размышление»). 18. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.-256 с. 19. Скоркина Н.М. Литературные гостиные. (Тематические вечера для старшеклассников).- Волгоград: «Учитель – АСТ», 1999. – 96с. 20. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – М.: Просвещение, 1991. -288 с.

Слайд 17

Спасибо за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по русскому языку по теме: "Игровые технологии на уроках русского языка".

Доклад по самообразованию. Игровые технологии занимают важное место в структуре современного урока. Доклад содержит описание различных игровых форм работы при обучении русскому языку и рекомендации по...

Презентация на тему "Игровые технологии на уроках русского языка"

Презентация на тему "Игровые технологии на уроках русского языка"...

Сообщение на тему: « Игровые технологии на уроках русского языка и литературы»

Как и какие игровые технологии рекомендуется применять на уроках русского языка и литературы. Примеры, анализ....

Обобщение опыта по теме" Игровые технологии на уроках русского языка."

В работе дано обобщение педагогического  опыта по теме" Игровые технологии на уроках русского  языка."...

Мастер-класс по теме: «Игровые технологии на уроках русского языка»

Задачи мастер-класса:- реализация заявленной темы мастер-класса на практике;-  создание условий для профессионального общения, самореализации и  стимулирования роста творческого потенциала п...

Мастер-класс по теме "Игровые технологии на уроках русского языка"

Русский язык является одним из сложных предметов для изучения в школе. Поэтому необходимо развивать интерес у учащихся к этому предмету. Мы, учителя, применяем различные педагогические технологии на с...