Обобщение опыта по теме" Игровые технологии на уроках русского языка."
опыты и эксперименты по русскому языку (7 класс) на тему

Темирова Наталья Александровна

В работе дано обобщение педагогического  опыта по теме" Игровые технологии на уроках русского  языка."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predstavlenie.docx23.56 КБ

Предварительный просмотр:

Меня зовут  Темирова Н.А. Стаж моей педагогической деятельности 18 лет. Стаж  работы педагога в МБОУ « СОШ с. Скатовка» 3 года. Считаю, что учитель должен стремиться  к совершенствованию собственной деятельности, к повышению педагогического мастерства и профессиональной компетентности. Тема моей работы « Использование игровых технологий на уроках русского языка»

         

         Сущность моего опыта заключается в поиске новых методов, технологий, форм работы для  успешной совместной   деятельности ученика и учителя  на уроке. Ведущая идея опыта: создание  условий для реализации системно-деятельностного подхода к изучению русского языка.

         

Моя педагогическая деятельность направлена на достижение следующей цели:

повысить знания  учащихся, используя современные методы, приемы, технологии, направленные на общее развитие  ребенка.

Задачи  моей методической работы:

  •  Повысить качество знаний учащихся по русскому языку.
  •  Подготовить учащихся 9, 11 классов  к успешной аттестации.
  •  Повысить мотивацию учащихся к изучению русского языка.

 Достижению  целей программы обучения  способствует использование элементов современных образовательных технологий.

Традиционные  технологии.( объяснительно-иллюстративные технологии обучения).

Это технологии, при которых объяснение сопровождается  различными визуальными средствами. Известно, что более 80% информации   человек  усваивает  с помощью органов  зрения.  Повышается активность зрительных рецепторов, что  обеспечивает высокое  усвоение темы. В своей работе  я применяю интерактивные  средства в виде  презентаций, учебных фильмов. Многие творческие работы (рисунки, проекты) служат в дальнейшем  дидактическим средством при обучении.

Технология сотрудничества.

Основная идея - создать условия для активной совместной деятельности учащихся в учебных ситуациях. Ребята работают в группах и микрогруппах на этапе закрепления или при  изучении новой темы. Сильный ученик заинтересован в том, чтобы все члены группы, в первую очередь слабый ученик,  разобрался в новом материале. Ведь в такой ситуации важен результат всей группы.

Проектные технологии.

Основная цель проектно-ориентированного обучения: научить  учащихся учиться, т.е. самостоятельно добывать знания. Отличие проектного метода состоит  в том, что школьники  работают над тем материалом, который вызывает у них  интерес. Темы мини-проектов  могут быть разнообразными.

          Здоровьесберегающие технологии.

Применение этих технологий на уроках помогают мне сохранить и укрепить здоровье учащихся. Это смена деятельности,  разнообразие приемов, форм и методов работы. Также  физкультминутки, гимнастика для глаз. А  также контроль  за  осанкой учащихся  во время письма, во время ответа.

             Особое внимание заслуживают, я думаю,   игровые  технологии . По  моему мнению,   игра остаётся очень действенным методом для развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей детей. Она  приоткрывает ребёнку незнакомые грани изучаемой науки, помогает по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению у школьников интереса к учебному предмету, значит, процесс обучения становится более эффективным. Целью обращения к игровым технологиям на уроке русского языка является приобретение конкретных практических навыков, закрепление их на уровне методики, перевод знаний в опыт.

 На своих уроках я использую следующие виды дидактических игр.
1. Игры-упражнения. Они совершенствуют познавательные способности учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Примеры игр-упражнений: кроссворды, ребусы, викторины.
2. Игры-путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. Активность учащихся в этих играх может быть выражена в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий, высказывания гипотез.
3. Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды.

При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдение следующих условий: 
1) соответствие игры учебно - воспитательным целям урока;
2) доступность для учащихся данного возраста;
3) умеренность в использовании игр на уроках.
Можно выделить  виды  игровых технологий:
1) ролевые игры на уроке; 
2) игровая организация учебного процесса с использованием  заданий (урок - соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие, урок - КВН);
3) игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найди орфограмму, произведи один из видов разбора и т.д.);
4) использование игры на определённых этапах урока (знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);
5) различные виды внеклассной работы по русскому языку (лингвистический КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.).

Я полагаю, в системе  моей  работы содержатся следующие факторы успешности:

  • постановка целей (задач) обучения, воспитания;
  • формирование у учащихся положительной мотивации;
  • применение эффективной методики объяснения (закрепления, отработки ) нового материала, контроля знаний учащихся;
  • использование  разнообразных форм, приемов и методов работы на уроке;
  • применение инновационных технологий

Постановка целей (задач) обучения, воспитания.

Данный  фактор  применяется   в начале урока перед объяснением нового материала.

Формирование у учащихся положительной мотивации

 в конце урока, при снятии напряженности, усталости.

Методы « Улыбнемся друг другу», « Поздоровайся  локтями.»

 ( Дети,  выполняя задание, должны коснуться, улыбнуться, назвать имена как можно  большего  количества   одноклассников.  Такие забавные игры позволяют весело начать урок, размяться перед упражнениями.)  

Применение эффективной методики объяснения (закрепления, отработки ) нового материала, контроля знаний учащихся

 Данный фактор  применяется  на уроке, направленном  на реализацию ФГОС.

На смену фронтальной форме работы приходят групповая, парная и индивидуальная, благодаря которым  обеспечивается включение  всех учащихся класса в учебный процесс.

Метод « Светофор» применяю  для проведения дискуссии и  для принятия решения.

( карточка зеленого цвета означает согласие, карточки   красного и желтого  цвета  означает несогласие.)

Игра « Третий лишний.» ( В логическом ряду найти слово. отличающееся  от других  по каким-либо признакам.)

На уроке систематически использую приемы: постановка задания, планирование выполнения задания, контроль  регулирование, анализ результатов.  определение  причин недостатков. Практические методы – метод упражнений, метод игры, метод практических работ- тоже имеют  положительный результат. 

Игра «Запятые, не теряйтесь!» Дан текст без запятых. Учащимся необходимо решить пунктуационные задачи.

Результаты  моей педагогической работы:

  1. устойчивые  результаты в образовательной деятельности на протяжении нескольких лет;

Учебный год

класс

Качество знаний

2015-2016 уч.год

6

60%

7

100%

8

50%

2014-2015 уч.год

6

64%

7

43%

8

55%

2) высокое качество знаний учащихся  9 класса при сдаче ОГЭ-82 % ( за 2014-2015 год)

3) проведение предметных недель по русскому языку и литературе

Во внеклассных мероприятиях по русскому языку каждый год участвуют  практически  все обучающиеся 5-11 классов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта. Личностно - ориентированный подход на уроках русского языка

Условием становления опыта можно считать требования, предъявляемые к учителю современным обществом, которое предполагает  совершенствование системы образования, внедрение в практику общеобразоват...

Обобщение опыта "Использование игровых технологий на уроках английского языка

Использование игровых технологий на уроках английского языка...

Обобщение опыта "Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы как средство развития познавательной активности учащихся"

Проетно-исследовательская деятельность на уроках языка и литературы позволяет гармонично дополнять традиционную классно- урочную систему,   более тесно связана  с жизнью, практикой, сти...

Обобщение опыта. Развитие речи учащихся на уроках русского языка и литературы.

Развитие речи  учащихся на уроках русского языка и литературы...

Обобщение опыта "Использование ролевой игры на уроках русского языка в 5-6 классах как средство формирования и развития интереса к предмету(на примере изучения разделов "Морфология", "Орфография" и "Лексика"

В данном опыте  представлены ролевые игры, позволяющие формировать у обучающихся устойчивый интерес к предмету, навыки учебной деятельности , более прочные и глубокие знания; рассмотрены особенно...

Обобщение опыта работы "Индивидуальная работа на уроках русского языка"

В «Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональ­ной школы» сказано: «Совершенство­вать формы, методы и средства обу­чения... Шире практиковать активные формы занятий, придавать им...

Обобщение опыта «Повышение познавательного интереса на уроках русского языка и литературы через использование активных форм в обучении русскому языку и литературе ».

Обобщение опыта по данной проблеме проводила в 2014 году в своей школе, в 2015 году  - на уровне района. Считаю, что тема актуальна и в настоящее время....