Статья
статья по русскому языку
Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 43.5 КБ | |
| 61.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие у школьников мотивации к учению.
Выполнил:
Соловьева Ирина Владимировна,
учитель русского языка и литературы,
МБОУ «СШ №6»
Пояснительная записка
Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, осуществления в единстве патриотического, трудового, нравственного воспитания школьников, формирования у них активной жизненной позиции. Социальный заказ нашего общества школе состоит сегодня в том, чтобы повысить качество обучения и воспитания, изжить формализм в оценке результатов труда учителей и учащихся.
Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только понятны, но и внутренне приняты, т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании. Необходимо учитывать то, что разные школьные возрасты сензитивны (чувствительны) для воспитания разных сторон мотивационной сферы и видов интереса. Данный методический материал составлен для учащихся среднего звена (6-8 классы). Компенсаторными механизмами в работе с подростками являются личностно-проблемные и коллективные занятия. Главную роль приобретает стремление получить желаемое место в коллективе сверстников, овладеть способами взаимодействия и общения в процессе учения с другим человеком. В работе с подростками лучше ориентироваться на лидера, формального или неформального, роль руководителя подростками не воспринимается. В этот период усиливается роль и значение внеклассной работы.
Цель: выявить психолого-педагогические условия формирования мотивации учения у учащихся подросткового возраста и разработать методические рекомендации по развитию мотивации учения.
Задачи:
- определить пути формирования мотивации;
- определить психолого-педагогические особенности мотивации учения подростков;
- подобрать рекомендации по формированию мотивации учения подростков.
Мотивация - это побуждения, вызывающие активность, определяющие направленность личности. Поведение человека всегда мотивировано. Мотивировать учащихся - значит затронуть их важнейшие интересы, дать им шанс реализоваться в процессе деятельности. Мотивы могут быть познавательными, если они связаны с содержанием учения, и социальными, если связаны с общением учеников друг с другом и учителями. Рассматривая мотивационную сферу применительно к учению, необходимо учитывать иерархичность её строения. Так, в неё входят: потребность в учении, смысл учения, мотив учения, цель, эмоции, отношение и интерес.
Изучая учащихся, можно определить различные уровни мотивации обучения. Классификация П.Я.Гальперина.
Высокий уровень. У таких детей есть познавательный мотив. Они добросовестны, сильно переживают, если получают низкую отметку.
Достаточный уровень. Это хорошая учебная мотивация. Ребята успешно и ровно работают на уроке.
Средний уровень. У учащихся положительный интерес к школе. Они хорошо чувствуют себя в школе, но больше любят внеклассную деятельность, а, к сожалению, учебный процесс их мало интересует.
Удовлетворительный уровень. У учащихся низкая школьная мотивация. Такие ученики посещают школу неохотно, пропускают занятия. На уроках они часто занимаются посторонними делами, играми, у них большие трудности в учебе.
Низкий уровень. У таких учащихся негативное отношение к школе, они имеют серьезные трудности в обучении, не справляются с учебной деятельностью, у них проблемы с учителями. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, нахождение в ней для них невыносимое. В определенных случаях они могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, игнорируют нормы и правила школы.
Исходя из знания данных уровней учебной мотивации, необходимо использовать весь арсенал методов, организации и осуществления учебной деятельности: словесные, наглядные и практические методы, репродуктивные и поисковые методы, методы самостоятельной учебной работы и работы под руководством учителя.
Средства повышения мотивации учащихся к урокам русского языка и литературы:
Средство повышения мотивации | Характеристика средства | Пути (приемы) повышения мотивации | Тема, где можно применить данное средство. |
Урочная деятельность | |||
Связь с жизнью | Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов, тем. Этому могут способствовать следующие приёмы. |
| Убедить, что изучение темы «Имя числительное как часть речи» просто необходимо. Назвать 5 способов применения темы «Числительные, обозначающие целые числа». Каким бы образом кумир доказал необходимость изучения темы «Неопределенные местоимения». Исходя из будущей профессии, докажите, что темы «Профессиональные слова», «Порядковые числительные» надо изучать. |
Наглядность | Развивает логическое мышление и речь, помогает на основе рассмотрения и анализа конкретных явлений прийти к обобщению, а также повышает интерес к изучаемым вопросам, возбуждает новые силы, позволяющие преодолеть утомляемость. | Картинки для уроков обучения грамоте и развития речи, которые используются при составлении предложений и текстов различных типов речи, таблицы по пунктуации и орфографии, портреты писателей и поэтов, иллюстративный материал к изучаемым произведениям. | При изучении темы «Заимствованные слова», «Устаревшие слова» использовать иллюстрации с изображением слов. Тема «Текст», «Стили речи». Составить по одной и той же картинке текст разных стилей речи. «Описание помещения». По картинкам определить, кому принадлежит помещение, описать его. |
Современные информационные технологии | Увеличивается объём предлагаемого для ознакомления материала. При этом значительно возрастает интерес детей к знаниям, повышается уровень познавательных возможностей. |
| Создать презентацию по теме «Буквы о-а в корнях с чередованием». «Происхождение фразеологизмов» Использование электронных версий тестов по русскому языку |
Мыслительные задачи | Когда ученик видит, для чего он вместе с учителем производит сложную работу, требующую от него напряжения умственных сил, у него возникает интерес к учебным занятиям. Ценным стимулирующим влиянием обладают проблемно-поисковые методы в том случае, когда проблемные ситуации находятся в зоне реальных учебных возможностей школьников. |
| 1.Вопрос: «Пришёл ко мне товарищ, поседел (посидел) у меня». Меняется смысл от одной только буквы? Или определи и докажи, где какая часть речи: (В)пустую комнату; спорить (в)пустую. 2.Исследование. Послушайте стихотворение из передачи «Радионяня» и скажите, о каком способе словообразования в нем говорится. Самолет летит вперед, Паровоз не отстает, Даже в море пароход Тоже прибавляет ход. Все торопятся узнать, Как их правильно писать, - Эти сложные слова Не выносят буквы А. А поставишь букву О - Скорость будет – ого - го! Кашу варит кашевар, Сталь нам варит сталевар, Лошадь водит коневод, В море - мореход плывет. Все названья хороши, Только правильно пиши. Мы у этих слов внутри Не поставим букву И, А напишем Е - тогда Каждый скажет: «Это - да!» |
Создание ситуации успеха | Одна из составляющих мотивации – умение ставить цель, определять зону ближайшего развития, понимать, зачем нужно писать грамотно. Цель, поставленная учителем, должна стать целью ученика. Для превращения цели в мотивы-цели большое значение имеет осознание учеником своих успехов, продвижения вперед. Подобные рассказы помогают учащимся делиться успешными обучающими стратегиями. Этот приём способствует росту уверенности учеников в своей лингвистической компетенции. | В начале учебного года попросить ребят ответить на ряд вопросов. Иногда предполагаемые итоговые отметки ребята могут сразу выставить карандашом в дневник. Некоторых это стимулирует. Дайте обучаемому шанс: будьте щедры в своём поощрении; создайте впечатление, что в стоящей перед вашим собеседником задаче нет ничего трудного; дайте ему понять, что вы верите в его способность справиться с ней, что у него имеется необходимое для этого внутреннее чутьё, - и он всю ночь до рассвета будет практиковаться, чтобы добиться успеха». После контрольной работы целесообразно предложить вопросы: Записать не менее 6 ответов на вопросы. Образовательная стратегия. Во время фронтального опроса целесообразно научить ребят начинать свой ответ словами: «Я знаю, что…». | Какую отметку ты хотел бы иметь по предмету за …четверть? Что тебе нужно сделать, чтобы это было так? Чья помощь, и в какой форме тебе нужна? Как ты поймёшь, что результат достигнут? Чего не случится, если я буду писать грамотно? Чего не случится, если я не буду писать грамотно? Что случится, если я буду писать грамотно? Что случится, если я не буду писать грамотно? Что ты сделал, чтобы написать эту работу на «5»? - Как ты готовился к диктанту, что позволило тебе написать его хорошо? |
«Оценка - не отметка» | Для мотивации школьника более важной, чем оценка учителя оказывается скрытая в отметке информация о его возможностях. Оценка учителя повышает мотивацию, если она относится не к способностям ученика в целом, а к тем усилиям, которые прилагает ученик при выполнении задания |
При ответе одного школьника у доски обязательно давать остальным задания: быть рецензентами отвечающих, анализировать, давать оценки, задавать вопросы.
| «Защитный лист» Перед каждым уроком на столе лежит этот лист, куда каждый ученик без объяснения причин может вписать, свою фамилию и быть уверенным, что его сегодня не спросят. Зато, подшивая эти листы, учитель может держать ситуацию под контролем. Этот приём позволяет переложить ответственность за процесс обучения на самих учеников. «Кредит доверия» В некоторых случаях можно поставить отметку «в кредит». Это шанс для ученика проявить себя и доказать свою состоятельность. |
Использование игр – упражнений | Игровые технологии целесообразно использовать в основном в 6-ых классах. На таких уроках ученики работают более активно. Если же урок построен в форме соревнования, то, естественно, у каждого учащегося возникает желание победить, а для этого они должны иметь хорошие знания (ученики это понимают и стараются лучше подготовиться к уроку). |
– связывать разрозненные факты в единую картину; – систематизировать уже имеющуюся информацию; – слушать и слышать соучеников. Например, я загадала какое-то слово из записанных во время синтаксической минуты предложений. Задавая вопросы, ребята должны это слово отгадать. Отвечать могу только «да-нет». Вопросы, как правило, содержат в себе знание морфологических, синтаксических, фонетических сведений о слове. | 1.Правописание Ь знака в кратких прилагательных. (Восстановить рифму) Я могуч, а я ……., Посмотри внимательнее. 2.Третий лишний. Найдите слово, не соответствующее определенному правилу, части речи, смыслу, форме и т.д. Лимонный, карманный, соломенный; 3.Игра с мячом при работе над такими темами, как «Спряжение глаголов», «Разряды прилагательных, местоимений». Бросаю кому-то из класса мяч и называю глагол, ученик ловит мяч и называет спряжение или вид этого глагола. |
Совместная учебная деятельность. | Споры со взрослым, с учителем практически исключены: в силу его опыта и позиции педагог всегда прав, и ребенок покорно, принимает его точку зрения. Но ребенок готов спорить с товарищем, ибо изначально считает себя правым. Споря, ребенок осознает, что и товарищ может быть прав. Это способствует зарождению, развитию и становлению мотива сотрудничества Принцип набора учащихся в группы имеет большое мотивационное значение. | Необходимо учитывать:
Если детей с нейтральной мотивацией к предмету объединить с детьми, которые не любят данный предмет, то после совместной работы первые существенно повышают свой интерес к этому предмету. Если же включить учеников с нейтральным отношением к данному предмету в группу любящих данный предмет, то отношение у первых не меняется. | Тема «Соединительные гласные». 1 группа. Представьте себе, что вы - менеджер по закупкам. Составьте список транспортных средств, в названии которых были бы соединительные гласные о - е. 2 группа. Представьте себе, что вы – менеджер на бирже труда. Составьте список необходимых нашему городу профессий, занятий, в которых бы были соединительные гласные е - о? 3 группа «Немой диктант». А) Напишите названия необходимых нашему городу профессий, занятий, в которых бы были соединительные гласные е - о по картинкам. Б) Напишите названия по картинкам. |
Внеклассная работа | |||
Социальное партнерство | Укрепляется уверенность в своем умении пользоваться русским языком как средством общения, интерес к изучаемому языку и желание совершенствовать владение им | Экскурсии в городскую библиотеку на праздники, посвященные творчеству писателей и поэтов-юбиляров года, в типографию работа с научными сотрудниками кафедры русского языка и кафедры литературы НГУ | Тема для экскурсии в типографию: Как рождается книга? Выставка в библиотеке № 1«Чехов-патриот», «Книгопечатание на Руси» |
Конкурсы знатоков русского языка и литературы | Способствует поднятию интереса учащихся к изучению языка и литературы, развивает речь учащихся, сближает классный коллектив учеников и учителя. | Внеурочная языковедческая работа по речевому этикету. Предметная неделя «Русского языка и литературы» Конкурсы, игры, путешествия. | Темы: «Почему так, а не иначе», «Почему мы так говорим», «Знакомые незнакомцы». Одно из заданий конкурса: Используя возможности русского языка и изображение дворца, составьте небольшой текст (4-5 предложений), который начинается словами «Великий король Русский Язык жил…» (Жюри учитывает быстроту, оригинальность, красоту исполнения.) |
Школьная газета | Школьные газеты позволяют подросткам научиться высказывать свои идеи, помогают лучше познать себя, открыть мир. Это одна из форм по созданию благоприятной среды для совершенствования языка учащихся. | Работа над созданием школьной газеты | Выпуск школьной газеты. |
Взаимодействие с коллегами | |||
Учитель русского языка- учитель другого предмета | Взаимопомощь, взаимная поддержка, заинтересованность в успешной работе класса и каждого ученика. | Взаимная информированность о детях, их взаимоотношениях (для формирования групповой работы), об организации и результатах учебно-воспитательного процесса. | |
Бинарные уроки | Вызывают высокую мотивацию у учащихся, создают благоприятные условия для развития учебных универсальных действий. | Анализ фактического материала, который может служить темой урока. Затем рассматривается, в какой степени этот материал может служить предметом заинтересованного общения, при этом учитываются объем и уровень знаний учащихся. Поиск наиболее рациональной формы, обеспечивающей создание и реализацию потребности в общении. | Русский язык – английский язык. Тема: «Заимствованная лексика» Русский язык-математика. Тема: Обобщающий урок. Имя числительное». Литература – история. «Бородинское сражение» (по историческим материалам и произведению М.Ю. Лермонтова «Бородино». Географический диктант. |
Взаимодействие с родителями | |||
Индивидуальная работа | Эффективность по сравнению с работой в большой группе значительно выше. Способствует более успешному выполнению домашних заданий | Беседа «Рекомендации родителям по повышению уровня школьной мотивации». | (см. приложение №1) |
Родительское собрание | Родители также влияют на мотивацию своего ребенка. Влияние семьи не только не снижается, но и возрастает. | Тема: «Как научить ребенка учиться» | Памятка для родителей: список приемов, призванных помочь процессу выполнения домашнего задания (см. приложение №2) |
День открытых дверей | Усиливает необходимые партнёрские отношения, устанавливается обратная связь с родительской общественностью. | Проведение открытого урока. «Как помочь ребенку поверить в свои силы». | Совместный урок-практикум для родителей и детей |
Все перечисленные выше средства позволяют реализовать
потребность в самостоятельности, развивают инициативность, мышление, следовательно, повышают мотивацию.
Целенаправленная работа по формированию учебной мотивации воспитывает личностные качества обучающихся, помогает повысить познавательную активность, ведет к росту качества знаний, позволяет повысить уровень обученности. Учитель помогает ученикам сформировать в себе такие качества и ключевые компетенции, которые позволят им свободно и уверенно чувствовать себя в обществе, определить свои ценностные ориентации. Для развития положительной мотивации следует использовать не один путь, а все пути в определённой системе, в комплексе, так как ни один из них, сам по себе, без других, не может играть решающей роли для всех учащихся. То, что для одного учащегося является решающим, для другого им может и не быть.
Литература
- Воронцов А.Б., Чудинова Е.В. Учебная деятельность. М., 2004.
- Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы/ Е.П.Ильин. -- СПб.:, Питер,2004
- Ковалев В.И. Книга Н. М. Шанского на уроках и внеурочных мероприятиях по русскому языку//РЯШ. – 1993. - №3.
- Лернер И. Я. Проблемное обучение - М., 1974.
- Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. – М., 1990.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Под ред. Е.С.Полат.– М.: 2000.
- Попов Г.Х. Организация личной работы учащегося. М.: 1987.
- Раис Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб., 2000.
- Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся, М.,1998
Интернет ресурсы
http://festival.1september.ru/articles/602193/
http://www.neuch.ru/referat/5071.html
http://asbschool212.ucoz.ru/strelcova.doc
http://2dip.ru/рефераты/64861/
Приложение №1
Общие рекомендации родителям по повышению уровня школьной мотивации.
* проведите с ребенком беседу о школе. Эту беседу Вы можете провести с ребенком сами, когда вместе играете или гуляете. Главное, чтобы настроение ребенка было хорошим, а Ваше с ним общение непринужденным. Примерные вопросы беседы: Ты хочешь идти/ходить в школу? Почему ты хочешь - не хочешь идти/ходить в школу? Как ты готовишься к школе? Нравится тебе в школе? Что тебе нравится в школе? (Предварительно спросить, был ли ребенок уже в школе.) Если бы тебе не нужно было ходить в школу и детсад, чем бы ты занимался дома, как проводил бы свой день.
*Расспрашивайте его о том, как прошел учебный день, что нового и интересного узнал ваш ребенок.
* поддерживать своего ребенка независимо от его социального статуса в группе;
* организовывать совместную деятельность, которая дает возможность ребенку побывать в разных социальных ролях;
* использовать во взаимодействии ребенком положительный опыт ;
* создавать условия для возможности показать себя в выгодном свете, показать свою полезность для других;
* осуществлять постоянную связь с педагогами;
Приложение №2
Список приемов, призванных помочь процессу выполнения домашнего задания.
1.Расписание для домашней работы.
Многим детям помогает, если у них есть четкое расписание, когда выполнять домашнюю работу. Для некоторых из них слишком велико бремя ответственности, если им приходится самим решать, когда приниматься за домашнюю работу. Такие дети могут принять решение, делать ли им уроки сразу после прихода из школы или после ужина. Это их личное дело, которое зависит от их стиля учебы.
Однако, после того, как время определено, нужно придерживаться расписания настолько близко, насколько возможно. Это поможет, в частности, справиться с такой проблемой, как «вылавливание» детей и «усаживание» их за работу. Через некоторое время домашняя работа станет просто естественной частью их ежедневного расписания. Заметим, что время, отведенное расписанием на домашнюю работу, не должно ничем прерываться. Телефонные звонки, телевизионные передачи и все остальное могут подождать, пока работа не будет завершена.
Вечером обязательно проверьте выполненную домашнюю работу.
2.Распределите задания по важности.
Для некоторых детей проблема, с какого задания начинать выполнение домашней работы, превращается в трудный выбор, и они могут очень долго мучиться этой проблемой.
3.Не сидите у ребенка над душой, пока он делает уроки.
Нельзя сидеть над ребенком, пока он выполняет работу, так как вы подвергаете себя гневу, и создаете «выученную беспомощность».
Если вы уже оказались в такой ситуации, не следует немедленно разрушать установившийся порядок вещей. Двигайтесь маленькими шажками. Несколько дней подряд садитесь в дальнем конце стола. Затем постепенно увеличивайте расстояние между собой и домашней работой, пока, наконец, ваш ребенок не будет работать полностью самостоятельно.
4.Сначала проверьте то, что выполнено правильно.
Родители часто имеют привычку обращать внимание в первую очередь на ошибки. Когда в следующий раз ребенок принесет вам свою работу на проверку, в первую очередь отметьте, как хорошо он выполнил те задания, которые сделаны без ошибок, правильно написанные слова и т.п.
Относительно тех заданий, где допущена ошибка, скажите: «Я думаю, что если ты еще раз проверишь этот пример, у тебя может получиться несколько другой ответ».
Теперь ребенок может вернуться к этим примерам без отвращения и без чувства «несоответствия».
5.Не разрешайте сидеть за уроками весь вечер напролет.
Иногда родители разрешают ребенку сидеть над домашним заданием несколько часов подряд, пока не закончит. Это нормально, если ребенок все это время действительно работает, и если задание действительно требует столько времени на выполнение.
Однако если вы видите, что через час или два после начала работы ребенок находится в том же положении, как и через 10 минут после начала работы, надо прекратить эту деятельность.
Единственное, чего вы достигните в противном случае, это добьетесь возросшего чувства «несоответствия» у ребенка. Возможно, вы примите решение завершить работу ребенка после определенного времени и напишите учителю записку, объясняющую все обстоятельства. Скорее всего, такого типа проблемы могут быть разрешены на встрече с учителем.
Для такого поведения ребенка может быть несколько причин.
Во-первых, он мог просто не понять новый материал в классе, и поэтому не быть в состоянии выполнить домашнее задание.
Во-вторых, возможно, у ребенка уже сформировалось чувство беспомощности. В таком случае, если он будет долго сидеть над заданием, то велика вероятность, что задание будет выполнено родителями.
В-третьих, у ребенка могут быть серьезные проблемы с обучением в целом, особенно если такие ситуации повторяются часто, и, возможно, он не в состоянии справиться с таким объемом заданий.
6.Стратегии успеха для заданий, выполняемых по учебнику.
В большинстве учебников в конце каждой главы есть вопросы. Часто дети не знают, на что им надо обращать внимание в процессе чтения параграфов.
Обсудите вопросы в конце главы с ребенком до того, как он начнет читать главу учебника. Используя эту стратегию, они будут знать, на какую важную информацию надо обращать внимание.
7.Обращайте внимание на невербальные сигналы.
Родители часто говорят, что никогда не кричат на своих детей, когда помогают им делать уроки.
Все было бы хорошо, если бы все общение происходило на вербальном уровне.
Но мы знаем, что невербальные способы передачи информации являются очень существенной частью общения. Поэтому очень многие сигналы, особенно негативные, могут быть переданы очень просто, даже если вы сами об этом не подозреваете.
Гримасы, напряженность позы, вздохи, поднятые брови и другие проявления «языка тела» - все это является невербальными ответами. Если дети достаточно чутки, то они примут эти сигналы, что только добавит напряженности в ваши взаимоотношения, связанные с домашней работой.
Такое состояние только добавит стресс и ухудшит их возможность работать продуктивно.
8.Избегайте доделывать домашнюю работу за ребенка.
Некоторые родители готовы сделать за ребенка всю его домашнюю работу. Хотя исходно мотивом родителей может быть желание помочь ребенку справиться с особо трудным заданием, конечный результат может быть разрушителен.
Дети чувствуют себя «неадекватными», когда родители доделывают за них их работу.
Во-первых, они это воспринимают как свой провал.
Во-вторых, они чувствуют, что никогда не смогут выполнить задание так хорошо, как это сделали мама или папа.
Если ребенок не может доделать задание, хотя честно старался, напишите записку учителю, в которой объясните все обстоятельства. Большинство учителей среагируют адекватно.
Предварительный просмотр:
Познавательный интерес учащихся в процессе преподавания русского языка и литературы
Выполнил:
Соловьева Ирина Владимировна,
учитель русского языка и литературы,
МБОУ «СШ №6»
Пояснительная записка
Среди множества актуальных проблем школы есть одна, от решения которой зависит успешность обучения учащихся. Многие методисты и психологи считают, что у учащихся познавательный интерес является одним из наиболее значительных мотивов учения. Им они чаще всего объясняют свое отношение к учебному предмету или виду деятельности ("Люблю математику потому, что интересно решать задачи..."). Источниками возникновения познавательного интереса у детей являются книги, техника, личные наблюдения, учебные занятия, труд, требующий применения знаний, внеурочная деятельность.
Познавательный интерес как мотив учения побуждает ученика к самостоятельной деятельности, при наличии интереса процесс овладения знаниями становится более активным, творческим, что в свою очередь, влияет на укрепление интереса. На фоне общего положительного отношения к учению, к учебной деятельности, к лицам и объектам, участвующим в ней, сама учебная деятельность детей, организованная учителем, завершает формирование познавательного интереса.
Цель программы: создание условий для повышения качества обученности успешных учащихся в процессе преподавания русского языка и литературы посредством активизации познавательного интереса к учебным предметам.
Задачи:
1. изучить психолого-педагогические и методические теоретические источники по данному вопросу;
2.проанализировать методы выявления познавательных интересов, определить наиболее эффективные, исходя из возрастных особенностей школьников;
3. разработать оптимальные способы учёта познавательных интересов в рамках преподавания предметов «Русский язык», «Литература».
Г.И.Щукина, занимавшаяся исследованием познавательных интересов в педагогике, рассматривает познавательный интерес как один из важнейших интересов, обладающий особыми свойствами, она определяет этот интерес как избирательную направленность личности, обращённую к области познания, к её предметной стороне и самому процессу овладения знаниями.[11]
Г. И. Щукина вычленила признаки, отличающие познавательный интерес от других мотивов учения:
1. Познавательный интерес - наиболее предпочитаемый школьниками мотив среди других мотивов учения.
2. Познавательный интерес как мотив учения “раньше и более осознаётся школьниками”.
3. Познавательный интерес как мотив носит “бескорыстный характер”.
4. Познавательный интерес, “создавая внутреннюю среду развития, существенно меняет силу деятельности, влияет на характер её протекания и результат”.
5. Познавательный интерес, развивается в кругу других мотивов и взаимодействует с ними.
Щукина Г.И. выделяет следующие стадии развития познавательного интереса: любопытство, любознательность, познавательный интерес, устойчивый познавательный интерес.
Любопытство - элементарная стадия, обусловленная внешними, подчас неожиданными и необычными обстоятельствами, привлекающими внимание ребенка, основанная на словесно-логическом мышлении.
Любознательность - ценное состояние личности, характеризующееся стремлением человека проникнуть за пределы увиденного. На этой стадии развития интереса достаточно сильно выражены эмоции удивления, радости познания.
Познавательный интерес характеризуется познавательной активностью, ценностной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Они помогают выявлять существенные связи между изучаемыми явлениями.
По уровням устойчивости интереса выделяют ситуативный интерес, относительно устойчивый интерес, достаточно устойчивый интерес.
Именно устойчивый познавательный интерес, как мотив познавательной деятельности, способствует формированию и развитию познавательной активности школьника. Если познавательный мотив носит устойчивый характер, то он помогает ученику преодолеть трудности, встречающиеся на пути.
При переходе от любознательности к стойкому познавательному интересу внешнее побуждение к действию сменяется внутренним, что снимает утомление, усталость, ведет ученика к радости успешного труда, нейтрализует последствие учебной нагрузки. Больше того, за пределами уроков такие ученики посвящают свой досуг любимым предметам, познавательной и практической деятельности в области избранной дисциплины. Выбор книг, расширение круга чтения, специальные поиски источников пополнения знаний в интересующей области, опыты и наблюдения, свободный выбор внеурочных форм работы - все это показатели познавательного интереса ученика.
Познавательный интерес как особый вид интересов человека
«Познавательный интерес – это избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями» (Г.И. Щукина). [1]
Познавательный интерес может быть широким, распространяющимся на получение информации вообще, и углубленным в определенную область познания.
Познавательный интерес школьников направлен на овладение знаниями, которые представлены в школьных предметах. При этом он обращен не только к содержанию данного предмета, но и к процессу добывания этих знаний, к познавательной деятельности.
В интеллектуальной деятельности, протекающей под влиянием познавательного интереса, проявляется активный поиск, догадка, исследовательский подход, готовность к решению задач.
К эмоциональным проявлениям, сопровождающим познавательный интерес, относятся эмоции удивления, чувство ожидания нового,чувство интеллектуальной радости, чувство успеха.
Характерными для познавательного интереса волевыми проявлениями считаются инициатива поиска, самостоятельность добывания знаний, выдвижение и постановка познавательных задач.
Итак, интеллектуальная, волевая и эмоциональная стороны познавательного интереса выступают как единое взаимосвязанное целое.
Динамика познавательных интересов детей
В разные периоды жизни можно выделить предпочтительный уровень развития познавательного интереса, хотя переход с более низкого уровня на более высокий очень индивидуален.
У младших школьников этот интерес имеет яркую эмоциональную окраску. Это интерес к впечатлениям, описаниям, наблюдениям. Познавательный интерес подростков в значительной мере определяется особенностью этого возраста - стремлением к взрослению, стремлением к самостоятельности. Познавательный процесс в этом возрасте, хотя не освободился еще от интереса к фабуле, но уже связан с желанием проникнуть в основание знаний, в существующие закономерности.
В старшем школьном возрасте многое в познавательном интересе остается от подросткового уровня. Но сам ученик меняется. Появляется острый интерес к человеку, к его предназначению, к сверстникам, к взрослым, к противоположному полу, к будущей специальности. Круг интересов становится шире, что обуславливает некоторое снижение познавательного интереса к учению у старших школьников. Но, тем не менее, познавательный интерес оказывает значительное влияние на жизненные планы старших школьников, на выбор специальности.
Методики выявления познавательного интереса успешных учащихся в процессе преподавания русского языка и литературы
При выявлении познавательных интересов школьников используются следующие методы: анкетирование, сочинения учащихся, интервьюирование школьников, учителей, родителей, лабораторный эксперимент, наблюдение, педагогический эксперимент.
Метод исследования | + | - |
Анкетирование | Даёт«массовый материал», установление различных связей между познавательными интересами школьников и их отношением к учению, школе, учителю. Выявляет интересы учащихся по содержанию, глубине, по устойчивости, по степени дифференцированности интереса, осознанности. | Анкетирование не помогает зафиксировать процесс формирования интересов, оно лишь отображает факт наличия или отсутствия этих интересов. |
Сочинения учащихся | Выявляют личностное отношение учащихся к учебному предмету, видам занятий в свободное время, к урокам, степень увлечённости, характер познавательных интересов. | Не дают в полной мере объективной картины познавательных интересов учащихся, однако полезны для сравнения срезов на разных этапах для установления движения, изменяемости и устойчивости интересов. |
Интервьюирование школьников, учителей, родителей | Помогает узнать общевозрастные и специфические, связанные с индивидуальным образом жизни, особенности, а также уровень развития интересов каждого школьника. Интервью с учителями различных предметов позволяет установить то общее и то особенное, что характеризует познавательные интересы классов, учеников. | Интересы одного и того же школьника по-разному характеризуются учителями разных учебных дисциплин. |
Лабораторный эксперимент | Позволяет выявить группы учащихся с различным характером познавательных интересов, установить особенности познавательных интересов, характерные для учащихся одних и тех же возрастных групп. Свободный выбор задач явился своеобразным показателем познавательной активности учеников, связанной с познавательными интересами. | Длительность подготовки эксперимента с учётом подбора задач репродуктивного, поискового, исследовательского проблемного, творческого характера. |
Наблюдение | Возможность собрать факты, проследить сам процесс становления и развития познавательных интересов у отдельных учащихся и в классах, установить силу и слабость различных приемов побуждения познавательных действий учеников. | Нельзя считать определяющим методом исследования |
Педагогический эксперимент | Протекал в естественной обстановке: в ходе урока, в процессе организации различных видов внеурочной деятельности, в условиях привычного общения учащихся между собою и взрослыми. Поэтому весь ход эксперимента испытуемыми воспринимается как привычная ситуация. | Специальное конструирование необходимых ситуаций, условий, при которых познавательный интерес обнаруживается наиболее отчетливо. |
Учитывая результаты проведённых исследований, можно сделать вывод, на каком уровне находятся познавательные интересы ребёнка.
Уровни познавательной активности
Первый уровень – воспроизводящая активность.
Характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий школьника, отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний, отсутствие вопросов типа: «Почему?»
Второй уровень – интерпретирующая активность.
Характеризуется стремлением учащегося к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях.
Характерный показатель: большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что учащийся стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения.
Третий уровень – творческий.
Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ.
Характерная особенность – проявление высоких волевых качеств учащегося, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы. Данный уровень активности обеспечивается возбуждением высокой степени рассогласования между тем, что учащийся знал, что уже встречалось в его опыте и новой информацией, новым явлением. Активность, как качество деятельности личности, является неотъемлемым условием и показателем реализации любого принципа обучения. (Приложение 1)
Преподавание русского языка и литературы с учётом выявленных познавательных интересов учащихся
В деятельности творческого учителя познавательный интерес становится важнейшим фактором совершенствования учебного процесса, эффективного решения всех его функций. Познавательный интерес в то же время является важным ориентиром в использовании индивидуальных возможностей всех категорий учащихся, как активных, энергичных, блистающих в учении, так и пассивных, инертных, поэтому для урока необходимо подбирать такие задания, которые способны разбудить познавательный интерес к предмету у всех учеников класса. (Приложения 2,3)
Особого внимания требуют учащиеся, имеющие высокий уровень подготовки. Они нуждаются в заданиях повышенной трудности, нестандартных работах творческого характера. Сильный ученик может выступать в роли ассистента. В этом случае идет не только шлифовка знаний, но их более глубокое осмысление.
Таким образом, успешный ученик – это ученик, способный к усвоению образовательных программ, способный продемонстрировать свои знания, умения и навыки, обладающий высоким уровнем знаний, способный использовать полученные знания в жизни, замотивированный к обучению, обладающий адекватно-позитивная самооценкой.
Для того чтобы познавательный интерес ученика не угасал, необходимо выстраивать дифференцированную систему работы с классом.Еще К. Д.Ушинский, рассматривая вопросы организации учебного процесса, рекомендовал делить классы на группы, чтобы давать детям задания в соответствии с их подготовкой и учитывая их познавательный интерес. Педагог писал: «Такое деление класса на группы, из которых одна сильнее другой, не только не вредно, но даже полезно, если наставник умеет, занимаясь с одной группой сам, дать двум другим полезное самостоятельное упражнение».
Дифференцированная работа на уроках русского языка
Класс | низкий уровень | средний уровень | высокий уровень/высший уровень |
5 класс | Составление словосочетаний с предложенными словами | Составление предложений с предложенными словами. | Составление связного текста с опорой на ключевые слова |
5 класс | Выписать из текста слова разных частей речи, сгруппировать | Определить морфологические признаки частей речи | Найти в тексте слова по данным морфологическим характеристикам |
6 класс | Составление текста-описания, повествования | Составление текста –рассуждения | Составление текста- рассуждения с элементами описания, повествования |
6 класс | Выполнить морфемный разбор | Найти в тексте слово, соответствующее предложенной морфемной структуре | Составить словообразовательную цепочку, словообразовательное гнездо. |
7 класс | Найти предложения с грамматическими ошибками. | Исправить речевые и грамматические ошибки в предложениях. | Объяснить причины возникновения грамматических и речевых ошибок. |
7 класс | Найти в тексте причастия, выделить суффикс | Образовать от предложенных глаголов все возможные причастия | Составить предложения, включив в них причастия, образованные от предложенных глаголов |
8 класс | Найти в тексте односоставные предложения, подчеркнуть грамматические основы, определить вид. | Перестроить двусоставные предложения в односоставные | Составить связный текст на самостоятельно выбранную тему, используя только односоставные предложения. |
8 класс | Выполнить разбор словосочетания, определить тип связи | Выписать из предложения все словосочетания, выполнить разбор. | Выписать из предложения все словосочетания, выполнить разбор, перестроить с изменением типа связи |
9 класс | Подчеркнуть грамматические основы сложных предложений, определить их вид | Перестроить сложносочинённые предложения в сложноподчинённые и бессоюзные. | Перестроить сложноподчинённые предложения с изменением типа подчинения придаточных. |
9 класс | Расставить знаки препинания в предложениях с прямой речью. | Перестроить предложения прямой речью в предложения с речью косвенной. | Перестроить текст, избавившись от диалога и прямой речи, сохранив при этом смысловую целостность. |
Дифференцированная работа на уроках литературы
Класс | низкий уровень | средний уровень | высокий уровень/высший уровень |
5 класс | Чтение по ролям | Составление речевой характеристики персонажа | Театрализованное представление |
5 класс | Ответить на вопросы по тексту | Составить вопросы по прочитанному тексту | Составить тест по прочитанному тексту |
6 класс | Определить тропы в тексте | Составить предложения, используя тропы | Составить связный текст по аналогии с прочитанным, используя тропы |
6 класс | Выразительное чтение стихотворение, определение темы, основной мысли | Анализ стихотворения | Составить антологию творчества поэта |
7 класс | Ответить на вопросы по содержанию текста | Ответить на проблемные вопросы | Составить вопросы диспута |
7 класс | Найти в тексте портретную характеристику героя | Выявить авторское отношение к герою | Рассказать о герое от 1 лица. |
8 класс | Рассказать о судьбе героя | Рассказать, кто или что повлияло на судьбу героя | Составить карту путешествия героя |
8 класс | Найти в тексте эпизоды, характеризующие героя с разных сторон | Составить характеристику героя | Составить синквейн |
9 класс | Анализ стихотворения по предложенному плану | Комплексный анализ стихотворения | Сравнительный анализ стихотворений |
9 класс | Сочинение по предложенному плану | Сочинение по цитате | Сочинение – рассуждение по проблеме произведения |
В 10-11 классах целесообразно использовать блочно-модульную технологию, которая соответствует тем целям и задачам, которые изложены в концепции модернизации содержания общего образования. Эта технология позволяет дифференцировать и индивидуализировать образовательный процесс с учётом особенностей и способностей учащихся; стимулирует самостоятельную работу учеников; помогает сформировать практические навыки анализа информации; подталкивает учеников к самообучению, самоорганизации.
Урок по БМТ становится по-настоящему обучающим, развивающим и воспитывающим, так как для учителя становится главным не выявление уровня незнания учащихся, а формирование у них опыта управления собой в ходе учебной деятельности, в основном самостоятельной. А учащиеся, преодолевая учебные трудности (при возможности выбора уровня и темпа обучения), получают бесценный для дальнейшей жизни опыт ответственности за свою деятельность. (Приложение 3)
Взаимодействие с коллегами
Основным источником стимуляции познавательного интереса должен быть материал, который несет обучающимся неизвестную ранее информацию, вызывающую чувство удивления, позволяет по- новому взглянуть на уже знакомые явления, открыть новые грани в знаниях. Это можно использовать во взаимодействии с учителями-предметниками, например, учителями истории, географии, МХК. Если ученик успешен в одном предмете, то это поможет развить познавательный интерес к другому. Необходимо составить индивидуальный образовательный маршрут по темам, перекликающимся в предметах и стимулировать деятельность одарённого ребёнка в данном направлении.
Класс | Тема | Литература | История | МХК |
5 класс | М.Ю.Лермонтов «Бородино" | «Недаром помнит вся Россия про день Бородина!» | Историческая основа стихотворения | Бородинское сражение на полотнах художников |
6 класс | И.С. Тургенев «Записки охотника" | Тема народа в «Записках охотника». | Крепостное право | «Словесные и живописные портреты русских крестьян» |
7 класс | М.Ю. Лермонтов «Песня про купца Калашникова….» | «Грозная» эпоха в «Песне про купца Калашникова…» М.Ю. Лермонтова" | Эпоха царствования Ивана IV, опричнина | Картина Васнецова «Иван Грозный» |
8 класс | А.С. Пушкин «Капитанская дочка» | Образ Емельяна Пугачева | Пугачевское восстание | Экранизация одноименной повести А. С. Пушкина |
9 класс | А.С. Пушкин «Медный всадник» | Петр I - человек и государственный деятель | Петр I - первый российский император | Медный всадник –памятник Петру Первому в Санкт-Петербурге. |
10 класс | Л.Н. Толстой «Война и мир» | Ложный и истинный патриотизм | Войны 1805–1807 гг. и Отечественная война 1812 года | Музыка С.Прокофьева из оперы «Война и мир»,скульптурыДемут –Малиновского «Русский Сцевола» и «Кутузов»; |
11 класс | М.Шолохов «Тихий Дон» | «Сам ищу выход» (Трагедия Григория Мелехова). | Гражданская война | Экранизация романа Михаила Шолохова |
Оценка образовательных результатов с учётом познавательных интересов учеников.
Оценка «Оценка»- это процесс оценивания, выражающийся в развёрнутом оценочном суждении, выражается в вербальной форме. «Оценка» - это процесс соотнесения реальных результатов с планируемыми целями. «Оценка» может быть разнообразной, вариативной в зависимости от типа образовательного учреждения, его специфики и направленности. Главная задача оценки - установить глубину и объем индивидуальных знаний. Оценка В НОРМЕ! - должна предшествовать отметке.
| Отметка «Отметка»- это цифровое отражение знаний учащихся, фиксирующее уровень их обученности, выражается в баллах. Отметка В НОРМЕ! - выводится из оценки
Учитель, ставя отметку, обычно ориентируется на ряд позиций, в результате чего каждый балл становится интегрированным показателем:
|
Объекты оценивания в современном образовании:
- способность принимать и сохранять учебную цель и задачу;
- умение преобразовывать практическую задачу в познавательную (самостоятельно, с помощью учителя или одноклассников);
- умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, действовать в соответствии с планом;
- умение контролировать и оценивать свои действия и вносить коррективы в их выполнение;
- способность проявлять самостоятельность и инициативу в обучении;
- готовность выполнять логические операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии, обобщения, отнесения к известным понятиям;
- умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Для оценки знаний при модульном обучении используется новая, более прогрессивная рейтинговая система, которая состоит в замене традиционного дискретно-сессионного контроля на непрерывно набираемый в период обучения и на этапах промежуточного контроля рейтинг. (Приложение 5)
Для определения успешности учащихся использую интерактивные тесты с выставлением отметки или баллов. Ученики работают в индивидуальном темпе, а учитель получит подробные результаты их работы. Обоснованность выбора - возможность индивидуализировать образовательный процесс, применять тесты разного уровня сложности. В связи с ведением ФГОС такая система необходима: результаты тестирования помогут мгновенно оценить работу, проследить и внести корректировки в индивидуальный маршрут каждого учащегося.
Целесообразно применение интерактивных тестов в начале урока для оценки фоновых знаний учеников в классе, после текущей темы, и при внутришкольном контроле знаний: входном, промежуточном, итоговом. При работе с выпускниками необходимо использовать балльно-рейтинговое оценивание.
В процессе работы со школьниками важно постоянно следить за изменяющимися познавательными интересами учеников, помогать плавно продвигаться от непосредственного любопытства к стойкому интересу к предмету. Этому способствуют разноуровневые задания, применяемые в ходе урока. Учитывая уровень развития познавательного интереса ученика, помогая ему продвигаться от репродуктивного уровня к творческому, учитель создаёт условия для повышения качества обученности, что является одной из главных целей современной школы.
Список литературы
- Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / Под редакцией Г.И. Щукиной. – М., 1984.
- Ананьев Б.Г. Познавательные потребности и интерес: Учёные записки ленинградского государственного университета . – Л., 1959.
- Белкин Е.Л. Управление познавательной деятельностью. – Ярославль, 1988.
- Гордон Л.А. Потребности и интересы. // Советская педагогика № 9, 1939. – с.
- Крутецкий В.А. Психология.– М.:Просвещение,1986.
- Максимова В.Н. Межпредметные связи и формирование познавательного интереса // Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. – Л., 1981.
- Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе.-М., 1997.
- Ушинский, К. Д. Методика начального обучения/ К. Д.Ушинский// Избранные произведения. - М., 1968. – с. 99-100
- Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М., 1979.
- Щукина Г.И. Формирование познавательного интереса учащихся. - М.: Учпедгиз, 1962.
Приложение 1.
Уровни познавательного интереса
Уровень ПИ | Особенности учащихся | Приёмы активизации познавательного интереса |
Воспроизводящая активность | Проявляют заинтересованность и активность только в определённых учебных ситуациях, предпочитают объяснение нового материала повторению, легко переключаются к новым видам работы, воспринимают учебную задачу несколько поверхностно, хотя в целом верно, быстро приступают к работе, но при первых же трудностях испытывают разочарование и бросают её или идут по пути наименьшего сопротивления: работа по образцам, отдают предпочтение репродуктивным видам работы , присуща торопливость, незавершённость учебных действий. | Научить использовать план ответа, опираться на опорные сигналы, создавать алгоритмы того или иного учебного действия, рисунки-подсказки, таблицы и пр. Эмоциональная поддержка:
занимательная информация во время урока, «разгрузочные» задания на тот случай, если темп урока падает. Вопросы учащихся в конце по изученной теме, что позволяет вычленять главное и «включаться « в тему на протяжении всего урока |
Интерпретирующая активность | Систематичности выполняют домашнее задание, с готовностью включаются в те формы работы, которые предлагает им педагог, достаточно осознанно воспринимают учебную задачу, предлагают оригинальные пути решения и работают преимущественно самостоятельно. | Создание на уроках проблемных, частично-поисковых и эвристических ситуаций, ролевые ситуации. Использование различных форм дискуссий: круглый стол, заседание экспертной комиссии, дебаты ,судебное заседание, сократовские диалоги, мозговой штурм и т.д. |
Творческий уровень | Креативность, творческое выполнение заданий, развитое абстрактное мышление, воображение, способны фантазировать . |
|
Приложение 2
Применение приёмов технологии развития критического мышления на уроках литературы в целях активизации познавательного интереса к литературе
- Для развития умения воспринимать информацию можно использовать прием «Знаю - хочу узнать – узнал». Это работа с таблицей на стадии вызова. Ребята разбиваются на пары и заполняют первую графу таблицы (что я знаю по теме: это могут быть какие-то ассоциации, исторические сведения, предположения), после обсуждения полученных результатов в классе учащиеся сами формулируют цели урока: что я хочу узнать? Для устранения пробелов в собственных знаниях и заполняют 2 графу. После изучения темы соотносят полученную информацию с той, что была у них в начале урока, учатся рефлексировать собственную мыслительную деятельность.
Учитель предлагает детям рассказать, что они знают о писателе (парная работа). Результаты беседы фиксируются в графах «знаю», «источники информации». Затем фиксируют вопросы о писателе, ответы на которые хотелось бы узнать.
знаю | Хочу узнать | узнал | Источники информации |
Писатель – | Где родился? Какой была семья? Как он создавал свои произведения? Что больше всего ценил в людях? | Учитель Произведения писателя учебник |
Чтение учебника и индивидуально заполняют графу «узнал». Обсуждение информации.
- Прием «Продвинутая лекция» - это активное слушание, партнерские отношения. Во время лекции уместнее использовать работу в паре: на стадии вызова каждая пара заполняет первую графу таблицы (что я знаю?), затем во время чтения лекции один ученик ищет соответствия и несоответствия первоначальной информации с материалом лекции, другой кратко записывает новую информацию, на стадии рефлексии идет обсуждение полученных результатов сначала в паре, затем – в классе. Использование этого приема позволяет превратить монотонный рассказ учителя в интересный диалог ученика с учеником, ученика с учителем и со всем классом.
- Прием «Верные – неверные утверждения». Этот прием помогает развивать умение прогнозировать. На стадии вызова учитель предлагает несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети выдвигают верные утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие утверждения были верными.
Предлагаю утверждения к творчеству А.П. Чехова в 10 классе.
- написал пьесу «Чайка» (В)
- музей Чехова находится в Ялте (в)
- ему принадлежит рассказ «Муму» (Н)
- настоящее имя Антоша Чехонте (в)
4. На уроках литературы возможно использование различных формпрогнозирования: прогнозирование темы урока или темы литературного произведения по отличительным признакам или ключевым деталям, прогнозирование времени написания произведения. Например, можно прогнозировать тему произведения через связь с живописью.
Из предложенных репродукций нужно выбрать ту, которая соответствует идее произведения, и объяснить свой выбор. На стадии рефлексии вновь обращаемся к этому приему. Задаем вопрос: изменил ли кто-нибудь свое мнение и почему? (анализ стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро»).
5. Для осмысления содержания текста используется прием «Чтение с остановками». Чтение текста осуществляется по частям, каждая часть анализируется и делаются прогнозы о дальнейшем содержании. Дети рассказывают о своих ассоциациях, чувствах, ожиданиях, о том, что подтвердилось из предположений, а что нет. Интересно такой прием использовать при анализе главы «Фаталист» из романа «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова.
Было бы ошибочно думать, что использование этого приема возможно только при изучении художественных произведений малых форм. При изучении романа «Война и мир» Л.Н. Толстого можно предложить задание проследить судьбу одного из героев и заполнить таблицу, охватывающую внешность, характер героя, события и размышления читателей.
6. Чтобы снять проблему конспектирования, можно использовать прием «Чтение с пометками INSERT». Во время чтения текста делать на полях пометки в виде значков, а потом оформить в таблицу.
«V» - знал раньше
«+» - новое
«-» - противоречит тому, что я думал
«?» - непонятно
«!» - интересно
7. Прием «Двойной дневник». По ходу чтения необходимо заполнить таблицу, состоящую из двух граф: в первую выписать фразы из текста, которые произвели наибольшее впечатление, вызвали согласие, протест и даже непонимание; во второй графе дается объяснение, что заставило выписать эти фразы, какие мысли и ассоциации они вызвали.
8. Приемы устной и письменной рефлексии. Устная рефлексия учит публично формулировать и обозначать свое отношение к объекту.
- Что на уроке показалось вам интересным? Необычным? Что вызвало затруднения?
- Какие предположения подтвердились?
- Над чем стоит поразмышлять в дальнейшем?
- Самая плохая новость, что…
- Я понял…
Письменная рефлексия позволит ученикам остаться наедине со своими мыслями, учит внутреннему диалогу.
9. Прием «Напиши письмо»(Письмо от лица Раскольникова, страничка из дневника Базарова).
10.Прием«Составление телеграммы». Учит отбирать важную информацию из прочитанного в сжатом, лаконичном виде.
Например: Нахожусь на балу у Сатаны. Кругом одни грешники. Ужасно болит колено. Но я – королева! (телеграмма Маргариты с бала Сатаны).
11.Прием «Синквейн» - эффективный инструмент для анализа, синтеза и обобщения. Он учит осознанно использовать понятие и определять свое отношение к проблеме.
1 строка – ключевое слово.
2 строка – два прилагательных.
3 строка – три глагола
4 строка – предложение, раскрывающее суть темы.
5 строка – синоним ключевого слова.
М.Горький «На дне» Сатин.
Умный, дерзкий.
Играет, спорит, думает.
Не герой дела, а герой слова.
Правдолюбец.
А. Платонов «Котлован» Котлован.
Глубокий, черный.
Зияет, пугает, поглощает.
Строить общий дом – рыть могилу.
Бездна.
12. Прием «Диаманта»– стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых - понятия с противоположным значением.
Например: Ленский
Романтичный, влюбленный
Сочиняет, любит, ревнует
От делать нечего друзья.
Скучает, играет, ищет.
Эгоистичный, разочарованный
Онегин.
13. Прием «Нарисуй счастье». Этот прием дает возможность выразить внутренний мир через зрительный образ.
Можно дать задание нарисовать месть, добро, зло. ( Нарисовать совесть после изучения романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»).
14. Прием «Письмо по кругу».
Предполагает групповую форму работы. Детям нужно не только поразмышлять на заданную тему, но и согласовать свое мнение с членами группы. У каждого члена группы – тетрадь, ручка, каждый записывает несколько предложений на заданную тему, затем передает тетрадь соседу, который должен продолжить его размышления, тетради предаются до тех пор, пока каждая тетрадь не вернется к своему хозяину.
Приложение 3
Активизации познавательного интереса к русскому языку
1. При изучении темы «Междометие» в 7 классе можно провести аукцион. Учащиеся по очереди называют междометия. Побеждает тот, кто назовет свое слово последним: ох, ах, эй, увы, ау, эх, стоп! марш! алло! вон! бух! дудки! и т. д. На этом же уроке рассказывается о том, что многие из междометий употребляются в речи человека как показатель его вежливости. Чтобы проверить, знают ли эти слова ребята и умеют ли ими пользоваться, предлагаются следующие задания: 1. Написать сочинение-миниатюру на тему «Волшебные слова». 2. Составить диалог на тему «Разговор по телефону».
2.Интересна ребятам и такая форма как сигнальный диктант и самодиктант с элементами занимательности. Закрепляя правило «Правописание -тся и -ться в глаголах», проводится следующий самодиктант. На доске прикреплены рисунки по сюжетам пословиц: Любишь кататься - лю6и и саночки возить; Учиться никогда не поздно; Трус и своей тени боится. Кто первый узнал пословицу по рисунку, тот диктует ее всему классу.
3. Также интересны ребятамсамопроверка и взаимопроверка. Работа, проверенная самим учеником, принесет большую пользу. Ученик проверяет цветным карандашом свою работу (самопроверка) или работу соседа по парте (взаимопроверка). Проверять текст можно по заранее напечатанному тексту, по орфографическому словарю, по медленному чтению по слогам учителя и т. д. При взаимопроверке ребята меняются тетрадями и проверяют работы друг друга.
4.Нравится ребятам выполнять задание «третий лишний» (четвертый лишний). Ребята должны определить, по какому признаку слова объединены в группу, и найти лишнее слово. Например, изучая тему «Безударные гласные в корне слова», можно предложить следующий ряд:
- Пробежал, беговой, пробег.
- Посадил, пересадит, садовый.
- Закричал, кричащий, прикрикнул.
5.Активизируют мыслительную деятельность школьников также загадки-шутки, чайнворды, шарады, ребусы, кроссворды. При изучении темы «Алфавит» в 5 классе можно предложить учащимся загадки-шутки на тему «Звуки и буквы››:
- Какой алфавит состоит из шести букв? (Азбука)
- Из названий каких двух букв можно приготовить вкусную пищу? (Ка-ша)
- Названия каких трех букв составляют целую эпоху? (Эр-а)
- Какие слова состоят из ста согласных? (Стол, стог, стан, стоп)
При изучении темы «Словообразование» в 5, 6 классах можно предложить шарады:
- Корень и приставка, как в слове «склоняться», суффикс, как в слове «обращением», окончание - существительного среднего рода в именительном падеже. Целое - грамматический термин. (Склонение)
- Приставка, как в слове «подруга››, корень, как в слове «игрушка››, суффикс, как в слове «читал››. (Поиграл)
- Корень, как в слове «полагать››, приставка, как в слове «приложение», суффикс из слова «восклицательный», окончание из слова «числительное». Целое-слово, обозначающее признак предметов. (Прилагательное)
Приложение 4.
Тема: «Сложноподчинённые предложения»
Модуль «Строение сложноподчинённых предложений и пунктуация в них»
Приложение 5
Современная система оценивания
Тестовые технологии | Учащиеся овладевают обобщенными способами учебных действий в процессе решения учебных задач со специально подготовленными образцами учебных заданий с различным сочетанием известной и неизвестной части в содержании каждого задания. Высокая степень объективности внешнего контроля оценки результатов учебной деятельности позволяет постепенно переводить его в самоконтроль и самооценку. |
Портфолио ученика | Ученик составляет портфолио по одному или нескольким предметам школьной программы, где отражаются все его достижения, а также фиксируются цели различных видов деятельности и собственная оценка результативности процесса продвижения к ним. Портфолио может состоять из работ, собранных учащимися на протяжении всего периода учебной деятельности. |
Учебный проект | В ходе реализации проекта формируются, развиваются и закрепляются важнейшие общеучебные умения и навыки, приобретаемые, в том числе, и в результате совместной работы в триаде «ученик-учитель-родитель». |
Рейтинговая оценка учебных достижеий | Комплекс оценивающих механизмов, представленный шкалой «стоимости» различных видов учебной деятельности и представляемых результатов. Обеспечивает обработку информации об учебных достижениях как по количественным, так и по качественным показателям индивидуальной работы школьников. |
Мониторинг | Обеспечивает учителя оперативной обратной связью об уровне усвоения учащимися учебного материала. Мониторинг в системе «учитель-ученик» - это непрерывные контролирующие действия, позволяющие наблюдать (и корректировать по мере необходимости) продвижение ученика от незнания к знанию. Является эффективным средством выявления зон успешности учебной деятельности. Позволяет учителю проектировать и проводить педагогическое исследование. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Главное захотеть стать здоровыми"
Из опыта работы учителя физической культуры о реализации ФГОС НОО...
Статья о проектной деятельности учащихся: Проект "Путешествие по зоопарку", статья размещена на сайте ПАПО в архиве новостей, http://pacad.ru, выступление было 29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения
29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения "Проектная и исследовательская деятельность учителя"Проект: «Путешествие по зоопарку»Бойкова Анна Александровн...

профессиональное становление личности. Статья опубликована в сборнике статей 3 конференции психологов образования Сибири.
профнаправленность...

Статья "Влияние музыки на здоровье человека" Автор статьи Дёмина Наталья Анисимовна
Важна и та музыка, которая звучит в дошкольном учреждении и дома, которая формирует дальнейшие предпочтения и культурный уровень подрастающего поколения. Ведь сегодняшние дети – будущее нашего государ...

Статья "Помогите ребенку стать одаренным", опубликованная в сборнике статей и научно - методических материалов научно - практической конференции"Одаренность и девиация современного ребенка: опыт развития и преодоления" 28 сентября 2012 г .
По данным американского психолога Е. Торренса, около 30 процентов детей, отчисленных из школы за неуспеваемость, были одаренными.Развивайте способности ребенка, все подряд, какие в нем только обнаружа...

Статья "Очень трудно сразу стать взрослым"
Чему и как учит школа? Что важней - знать математику, химию, биологию или уметь правильно ориентироваться в жизненном пространстве, развивать в каждом ученике способность самообразования, самоконтроля...

Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов.
Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов....
