урок - лабораторная работа "Чередование гласных Е - И в корне"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Цель данного урока - познакомить учащихся с  условием написания гласных Е_Ив корнях с чередованием, развивать творческое и логическое мышление, речь учащихся. Выполняя задания лабораторной работы, учащиеся закрепляют умение находить слова с чередующимися гласными в корне, овладевают приемами отбора и систематизации материала на данную тему, ставят цель своей деятельности, ведут поиск необходимой информации, дают самооценку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx27.38 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №21»

Открытый урок русского языка в 5 классе

Тема: «Чередование гласных И – Е в корне слова»

Дата проведения: 16.04.2015

Учитель: Романова В.Н.

Сергиев Посад

2015

Цель деятельности учителя: познакомить учащихся с условием написания  чередующихся гласных е – и в корнях, развивать образное и логическое мышление, речь учащихся

Тип урока: урок объяснения нового материала

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объём освоения и уровень владения компетенциями): знать перечень корней с чередованием Е-И и научиться объяснять правописание слов счередованиями  гласных  е-и в корнях; отличать безударные гласные в корне от чередующихся

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретённая компетентность): закрепление умений нахождения слов  с  чередующимися гласными в корнях слов, овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему, умение ставить цель деятельности и вести самостоятельный поиск информации, самооценка.

Личностные: понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования

Методы и формы обучения: поисковый, эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная работа

Основные понятия: орфограмма, безударные проверяемые и непроверяемые  гласные, чередующиеся гласные.

Сценарий урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Предполагаемые результаты

1. Мотивация к учебной деятельности

- Здравствуйте, ребята!

Театрализация (два корня, суффикс -а-, буквы Ии Е: проблема: где встать букве «и», где – букве «Е»?)

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся

2. Проектирование цели урока

- Ребята, как вы думаете, с чем связано такое необычное начало урока?

- Молодцы! Тема урока уже обнаружена. Как бы сформулировали цель вашей работы на уроке. Давайте зададим проблемный вопрос – и запишем его в наши рабочие листы.

- Наверно, на уроке пойдет речь о правописании гласных Е и И в корне.

- От чего зависит чередование Е-И в корне?

Личностные: формирование границ собственного знания и «незнания»

Регулятивные: адекватно воспринимать  ответы одноклассников

Познавательные: работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений

3. Практическая деятельность учащихся  по реализации достижения поставленной цели (лабораторная работа)

- Как вы думаете, с какой целью вы сегодня собраны в лаборатории-группы?

- Я верю, что вы справитесь с этой лабораторной работой! Давайте прочтём, что вам дано для исследования и инструкцию по выполнению работы.

- Давайте проверим, верно ли вы сделали ваши выводы

- Мы будем производить «опыты» со словами и найдем причину чередования Е-И в корнях.

- Нам дано:

Отберу – отбирать

Выдеру – выдирать

Замереть – замирать

Отпереть – отпирать

Стереть – стирать

Выстелить – выстилать

Заблестеть – заблистать

Выжег – выжигать

Читают цели, о материалах для работы, инструкцию по выполнению работы. Выполняют лабораторную работу (в группах)

Сверяют выводы (между группами и с образцом оформления на слайде)

Регулятивные: субъективное открытие лингвистической закономерности

Познавательные: поиск необходимой информации, выдвижение гипотез и их обоснование

Коммуникативные: развитие монологической речи

4. Выявление и освоение способа действия для осознанного применения полученных знаний (игра)

- Наверно, наши лингвисты-испытатели притомились от однообразной работы? Предлагаю поиграть и запомнить выявленное вами правило! Вы будет искать сейчас хитрую ИРУ и ослика ИА!

Послушаем стихи-условие игры

Будьте внимательны, слушая ребят из других групп: подумайте, почему у вас разные условия игры?

- Кто уже догадался, почему одни искали Иру, а другие ослика Иа?

Читают мнемонические стихотворения.

1,2,3 группы:

Хитрая Ира

Ира-проныра,

В прятки она обожает играть.

В словах, где БЕР-БИРА, ПЕР-ПИРА, ТЕР-ТИРА,

Спряталась хитрая Ира опять.

В словах, где МЕР-МИРА, а также ДЕР-ДИРА,

Будем хитрющую Иру искать.

4,5 группы:

Правило ослика Иа:

Если видишь суффикс А,

В корне И пиши всегда.

Вставляют буквы, обозначая орфограмму.

Сравнивают слова разных групп и делают вывод (не всегда в этих корнях есть сочетание «ира», часто мы ищем сочетание «иа»)

Личностные: формирование аналитического и логического мышления

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

Познавательные: структурирование знаний

5. Физминутка

- Проверим, насколько внимательны сегодня вы были, и разомнёмся. Приготовьтесь: если в корне надо писать букву И, встаньте-потянитесь, если вы считаете, что следует писать букву Е, то  сядьте-присядьте.

Выполняют упражнения.

отдИрать

собИрать

запЕреть

собИрать

заблЕстел

расстИлать

постЕлить

растЕреть

прижИгать

упЕреться

замИрать

Регулятивно-личностные:самостоятельно проверяют свои знания, осознают необходимость повторения темы (при неправильных ответах)

6. Закрепление умения осознанного применения знаний (практическое применение полученных результатов исследования)

- Как и в любой лаборатории, нам необходимо наши исследования апробировать. Перед вами текст. Давайте с ним поработаем!

- Как бы вы озаглавили этот текст?(Сила и польза)

- Давайте проверим, как вы выполнили задания.

Читают текст (выразительно)

Предлагают заголовки.

Выполняют задания.

(3-4 минуты)

Читают ответы, исправляют ошибки одноклассников, дополняют ответы.

Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом и созидательном процессе

Познавательные:  выполняют учебно-познавательные действия, осуществляют для решения задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации. Устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления

Коммуникативные:умеют аргументировать свой ответ.

7. Самостоятельная работа по применению полученных знаний

- Подошло время самим применить те знания, которые вы получили сегодня в ваших лингвистических лабораториях. Продолжая говорить о добре, мире, взаимопонимании, составьте собственные миниатюры. Откройте «Творческие конверты» (командир сам выбирает для своей группы) – там вы обнаружите тему вашего будущего текста и опорные выражения. Удачи! Через 4 минуты будем слушать ваши шедевры! Не забудьте обозначить орфограмму, которую вы открыли сегодня на уроке.

Составляют тексты в группах, записывают их в рабочих листах, отмечают изученную орфограмму.

Читают тексты, слушают тексты других групп, исправляют ошибки.

Познавательные: выполняют учебные действия, осознают задачу, делают обобщения, выводы.

Регулятивные: оценивают ответы друг друга, исправляют ошибки в ответах своих одноклассников.

Коммуникативные: умеют слушать своих одноклассников, умеют исправлять их ошибки, осуществляют совместную деятельность в группах.

8. Подведение итогов. Рефлексия и оценивание работы на уроке.

Заполните таблицу

Что делали? Что наблюдали? (на каждом этапе работы)

С каким настроением вы завершаете свою работу на уроке?

Заполняют таблицу, анализируя свою деятельность на уроке

Театрализация (учащиеся в течение урока решили проблему и знают, где встанет буква Е, где – буква И)

Познавательные:  устанавливают взаимосвязь между объемом полученных на уроке знаний и исследовательских, аналитических умений

Регулятивные: оценивают свою работу

9. Проектирование задания на дом

- Ребята, а дома вы будете продолжать сочинять! Тема вашей миниатюры «Жизнь замечательных корней».

Как вы думаете, о чём будут ваши тексты?

- Кто еще, кроме корней, будет обязательным героем ваших историй?

- Каков объем ваших работ?

- Есть ли среди вас те, кто хочет получить 4 или 5? Тогда вы обозначите разные орфограммы в корнях слов ваших сочинений.

Удачи!

- Мы напишем сказочные истории о корнях с чередованием И-Е.

- Суффикс А.

- 8 – 10 предложений.

Познавательные: устанавливают взаимосвязь между работой на уроке и домашним заданием, составляют алгоритм выполнения задания.

Регулятивные: осознают свои возможности при выполнении задания

Коммуникативные: совместно с учителем строят план домашнего задания (проектируют его)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока "Чередование гласных а-о в корнях -лаг- - -лож-, -раст- - ращ- - -рос"

План-конспект урока по теме "Чередование гласных а-о в корнях слов с использованием ЭОР" в 5 классе...

Урок русского языка в 5 классе по теме: «Гласные е - и в корнях с чередованием.»

Пердствлен конспект урока русского языка в 5 классе по традиционной программе автора Ладыженской. Игровые, групповые формы помогают  лучше усвоить материал по изучению корней с чередованием....

Конспект урока русского языка по теме "Правописание гласных О - А в корнях с чередованием"

Цели: учебно-развивающие:Отработка навыков правописания корней с чередующимися гласными;отработка навыков самостоятельной работы;воспитательные:воспитывать бережное отношение к природе....

План-конспект урока "Правописание чередующихся гласных А-О в корнях -раст-/-рос-»

План-конспект содержит информацию о ходе урока получения нового знания по теме "Правописание чередующихся гласных А-О в корнях -раст-/-рос-". В нем представлены как теоретические сведения (п...

Конспект урока по теме "Чередование гласных а-о в корнях -лаг- - лож- " (урок открытия новых знаний).

Конспект урока по теме "Чередование гласных а-о в корнях -лаг- -лож-" (урок открытия новых знаний)....


 

Комментарии

Муравьева Светлана Ивановна

Спасибо большое за интересный материал! Обязательно воспользуюсь!