Конспект урока по теме "Чередование гласных а-о в корнях -лаг- - лож- " (урок открытия новых знаний).
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Кальчева Вероника Валерьевна

Конспект урока по теме "Чередование гласных а-о в корнях -лаг- -лож-" (урок открытия новых знаний).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл cheredovanie_glasnyh.docx23.36 КБ

Предварительный просмотр:

Чередование гласных а-о в корнях    -лаг-  - лож- (5 кл.)

 Тип урока: ОНЗ.

Цели:

-формирование:

а) представления о правильном написании чередующихся гласных в корнях –лаг- - лож-;

б) способности к написанию чередующихся гласных;

- развитие:

 орфографической зоркости;

мыслительных операций: наблюдения, анализа, обобщения.

Раздаточный материал: диагностическая карта.

Необходимое оборудование: учебник.

Демонстративный материал: алгоритм проверки чередующихся гласных в корне; эталоны для самопроверки.

Ход урока:

1.     Мотивация к учебной деятельности.

1)    Организация актуализации требований к учебной деятельности («надо»).

2)    Организация деятельности учащихся по установке тематических рамок («могу»).

3)    Создание условий для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).

- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть внимательных и сосредоточенных.

- Какой раздел русского языка мы с вами изучаем? (Словообразование)

- Какие части слова вы знаете? (Приставка, корень, суффикс, окончание)

- Как называются части слова? (Морфемы).

-Какую тему мы изучали на прошлом уроке? (Правописание приставок, оканчивающихся на  -з-, -с-).

- Какая морфема идет за приставкой? (Корень).

- Вы хотите расширить свои знания о корне? (Да.)

- Зачем нам нужны новые знания? (Чтобы грамотно писать)

- Какие шаги необходимо выполнить при познании нового знания? (Обязательно два шага: выяснить, что мы знаем и не знаем).

-И все? (Нет).

-Первоначально выясним путем повторения  то, что знаем.

- Затем постараемся выполнить задание на новое знание.

- Анализируя его выполнение,  выясним, что  не знаем.

- Выясним причину затруднения: что не знаем для выполнения задания.

- Постараемся самостоятельно выйти из затруднения, т. е. вычленить новое знание.

11.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

1 ) Организация актуализации изученных способов действий, достаточных для построения нового знания.

2) Фиксация актуализированных способов действий в речи.

3)  Фиксация актуализированных способов действий в знаках (эталонах).

4) Организация обобщения актуализированных способов действий.

5) Организация актуализации мыслительных операций, достаточных для построения нового знания.

6) Мотивирование к пробному учебному действию («надо» - «могу» -«хочу»).

7) Организация самостоятельного выполнения пробного учебного действия.

8) Организация фиксации индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или в его обосновании.

- В  течение урока вам необходимо оценивать свою  познавательную деятельность:

- задание выполнено правильно, ставьте  + (плюс);

- Задание выполнено не точно, ставьте знак вопроса (?).

- С чего начнем наше познание нового? ( С повторения, что знаем по теме: «Морфемный разбор слова»).

 Какой способ повторения нашей темы выберем? (Выполнение морфемного разбора слов).

-Предлагаю для  морфемного разбора следующие слова: рассмотреть, предложение, прилагательное.

(Кто-то может работать у доски, остальные  - в тетрадях).

- Учащиеся первых трех парт первого ряда по цепочке работают по карточке, комментируют изученную на прошлом уроке орфограмму «Приставки на –з-(-с)» и обозначают ее графически.

Карточка: бесшумный, безвкусный, рассчитать, избежать, воздвигнуть.

(Бесшумный –  в конце приставки пишем с, т.к. корень слова начинается на глухую согласную ш).

(Безвкусный – на конце приставки пишем  з, т, к. корень  начинается на звонкую в.  Так комментируется каждое слово)

-Какой можно сделать вывод о ваших знаниях и умениях по теме  «Приставки на  -з-, -с-? (Материал усвоен на достаточном уровне)

-Посмотрим, как поработали наши одноклассники с морфемным разбором. Кто хочет стать консультантом? ( Один из учеников проверяет выполнение и говорит «Разбор слов выполнен верно»)

- Какой можно сделать вывод о ваших знаниях и умениях по теме  «Морфемный разбор»? (материал усвоен на достаточном уровне)

- Какие орфограммы в данных морфемах вы нашли? (приставки на –з-, -с- в слове рассмотреть; неизменяемые приставки (пред-) в слове предложение и безударные гласные в корне слов предложение и прилагательное).

- Не забудьте оценить свою познавательную деятельность на данном этапе урока.

- Все ли названные орфограммы вам знакомы? ( Нет. Мы не знакомы с правописанием безударных гласных в корне слов предложение и прилагательное).

- Попробуйте объяснить орфограммы в словах предложение и прилагательное. ( У нас нет вариантов объяснения.)

- Почему вы не можете объяснить правописание безударных гласных в корне слов предложение и прилагательное? (К ним нельзя подобрать проверочные слова, т. к. согласные в корне чередуются)

- В чем заключается затруднение? (Отсутствие знаний о правописаниях безударных гласных в корнях с чередующимися согласными –лаг-, -лож-)

11. Выявление места и причины затруднения.

Организация восстановления выполненных операций.

1)   Организация фиксации места (шага, операции), где возникло затруднение.

2)     Организация соотнесения своих действий с используемыми эталонами (алгоритмом, понятием и т.д.)

3)    На этой основе организация выполнения и фиксация во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

- Как называются эти слова? (Однокоренными).

-Какова же проблема? (Чередование А  и О в корнях –лаг-, -лож-, чередование согласных в данных безударных корнях).

1V.  Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, способ, план, средство).

Организация построения проекта выхода из затруднения:

1)Постановка цели проекта (целью всегда является устранение причины возникшего затруднения).

2) Уточнение и согласование темы урока.

3) Определение средств (алгоритмов, моделей, справочников и т. д.).

4) Формулирование шагов, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.

      - Какова же цель нашей дальнейшей работы? (Определить причину чередования А и О в корнях –лаг-, -лож-).

 - Как сформулируем тему нашего урока? (Чередование гласных А и О в корнях –лаг-, -лож-).

- Какой метод вы предлагаете использовать для решения данной проблемы? Вспомните, какой метод мы использовали в случаях, когда мы не могли объяснить какое-либо правописание? (Обычно мы использовали метод наблюдения).

- Что мы выбирали в качестве объектов наблюдения? (Упражнения учебника с условным обозначением «очки»).

V. Реализация построения проекта.

1)    Организация реализации построенного проекта в соответствии с планом.

2)    Организация фиксации нового способа действия в речи.

3)     Организация фиксации нового способа действия в знаках ( с помощью эталона).

4)    Организация фиксации преодоления затруднения.

5)    Организация уточнения общего характера нового знания (возможность применения нового способа действий для решения всех заданий данного типа)

- Обратите внимание на слова, записанные на доске.

    Располагать                      Расположить

    Излагать                            Изложить

    Прилагать                          Приложить

- Что вы можете сказать? Какие наблюдения провели? (В левом столбике в корне пишется А, в правом –О).

-Еще какие наблюдения  вы провели? (В левом столбике после А согласная Г, в правом – после О-Ж)

- Отчего же зависит написание А,О в корне? Можно сделать вывод? ( От согласных).

- Какая буква пишется перед буквой Г? (а).

-Перед Ж? (о)

-Какая морфема идет за корнем –лаг-? (Суффикс А).

- Сколько способов проверки мы выделили? (Два).

- Каких? ( А и О зависят от согласных Г и Ж или от суффикса А за корнем)

 - Молодцы! Вы очень наблюдательны.

- Выразим наш вывод в обобщенном виде, составим  эталон. Кто попробует?

 На доске: лага –лож (нет а).

- Теперь мы можем объяснить правописание слов, которые вызывали в начале урока затруднение? (Да. В слове предложение написана буква О, потому что нет согласной Г и далее нет суффикса А, в слове прилагательное написана А – перед Г и далее следует суффикс А).

-Как преодолеть затруднение в выборе гласной в данных корнях? (Обратиться к эталону).

-Прочитайте на доске примеры: Высказать предпол…жение. Найти сл…гаемое. Что  вы сделаете, чтобы вставить пропущенные буквы? (Воспользуемся эталоном).

(В слове предположение нужно вставит букву О, потому что нет согласной Г и далее нет суффикса А, в слове слагаемое написана А – перед Г и далее следует суффикс А),

- Какой вывод можно сделать? (Мы выполнили поставленную задачу, можем определить выбор гласной А или О в корнях –лаг-. –лож-).

 V1. Первичное закрепление во внешней речи.

1)    Организация усвоения детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи:

– фронтально:

– в парах или группах.

-Каков следующий шаг нашей познавательной деятельности? (Необходимо закрепить знание правила и умения применять его на практике).

-Полностью с вами согласна. Выполним упражнение № 421 учебника в парах, поочередно комментируя слова друг другу. Начнем с 1-го варианта. Первые два слова сделаем все  вместе для образца

1вариант. Положение (в корне О перед Ж, нет суффикса А).

2 вариант. Слагаемое (в корне А перед Г, есть суффикс А).

- Продолжаем самостоятельно

-Испытывали ли вы затруднения при выполнении данного упражнения? (Нет, мы с ним легко справились).

  VII. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

1)    Организация самостоятельного выполнения учащимися типовых заданий на новый способ действия.

2)    Организация соотнесения работы с эталоном для самопроверки ( в случае, когда учащиеся начинают осваивать процедуру грамотного самоконтроля, возможно соотнесение работы с подробным образцом).

3)    Организация вербального сопоставления работы с эталоном для самопроверки

(в случае, когда способ действия состоит из нескольких шагов – организация пошаговой проверки).

4) По результатам выполнения самостоятельной работы организация рефлексии деятельности по применению нового способа действия.

(в случае, когда учащиеся начинают осваивать процедуру грамотного самоконтроля, возможно вербальное сопоставление работы с подобным образцом).

- Вы уверены в своих умениях? (Да).

-Как проверить? ( Мы можем самостоятельно выполнить задание и проверить себя по эталону).

- Задание для всех: вставить пропущенные слова с корнем  -лаг-, -лож- и обозначить условия выбора букв А и О  в первых пяти предложениях из упр № 265  Дидактических материалов к учебнику. Кто закончит раньше, продолжит эту же работу с остальными предложениями (с. 6-10). На работу … минут.

- … минут истекли. Ваши следующие действия? (Проведем самопроверку по эталону).

Эталон:  лага – лож (нет а).

1.     На уроке математики пятиклассники занимались сложением. (В корне О перед Ж, нет суффикса А).

2.     По этому тексту можно написать интересное изложение.(В корне О перед Ж, нет суффикса А).

3.В словарях все слова располагаются в алфавитном порядке.  (в корне  А  перед Г есть суффикс А) И т. д.

- Кто допустил ошибки? Как поступить? ( Исправить ошибки самостоятельно или воспользоваться эталоном).

- Молодцы. Поставьте на полях знак  «+», у кого нет ошибок.

 V111. Включение в систему знаний и повторение.

1)    Организация выявления типов заданий, где используется новый способ действия.

2)    Организация повторения учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

- Каким новым знанием мы пополнили свою «копилку» знаний? (Можем определить выбор гласной  А или О в безударных корнях –лаг-, -лож-).

- К какой группе можно применить прием проверки  гласных А и О в корнях –лаг-, -лож-? ( К чередующимся).

- Достаточно ли  мы закрепили новое правило? (Нет).

- Почему? ( Мал объем практического применения нового знания).

- Тогда  работаем над следующим заданием:  Спишите написанные на доске словосочетания, вставляя пропущенные буквы, и обозначьте условия выбора букв А и О.

   Предл…гал выгуливать собаку.

   Принять предл…жение из-за болезни.

   Прол…жить в снегу тропинку.

   Разл…жить на столе учебники.

  Выр…щенный цветок.

На доске: лага – лож (нет а)

-Проведите самопроверку по эталону.

Предлагал ( в корне А перед Г, есть суффикс А) выгуливать собаку

Принять предложение (в корне О перед Ж, нет суффикса А) из-за болезни. И.т.д.

-Кто ошибся в правописании слова выращенный? Можно ли проверить корень –ращ- нашим правилом? (Нет)

- Об этом мы узнаем на следующем уроке.

1Х. Рефлексия учебной деятельности.

1)    Организация фиксации нового содержания, изученного на уроке.

2)    Организация рефлексивного анализа учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся.

3)    Организация оценивания учащимися собственной деятельности на уроке.

4)    Организация фиксации неразрешенных трудностей на уроке как направлений будущей учебной деятельности.

5)    Организация обсуждения и записи домашнего задания.

- Чему был посвящен урок? (Правописанию безударных гласных в корнях –лаг-, -лож-).

- В чем суть правописания данных корней? (В корне А перед Г   есть суффикс А; в корне О перед Ж   нет суффикса А).

-Какие затруднения мы испытали? (Не всегда правильно выделяем корень слова).

- Что помогло нам их преодолеть? (Новое правило проверки  гласных в чередующихся корнях).

-Оцените свою деятельность на уроке,  пользуясь диагностической картой.

 

 

 ?        

 Научился проверять гласную в корне –лаг-, -лож-, но остался вопрос по теме урока. Поставлю знак вопроса.

 

    !        

 Научился проверять гласную в корне –лаг-, -лож-, но не уверен, что самостоятельно смогу отличить корни с чередованием от проверяемых гласных ударением. Скажу себе: « Я работал хорошо!»

 ! ! !          

Научился проверять гласную в корне –лаг-, -лож- и могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!»

- Я рекомендую вам выбрать домашнее задание, которое поможет вам преодолеть трудности:

1. Кто научился проверять гласную в корне –лаг-, -лож-, но остался вопрос по теме урока, поставьте знак вопроса и выполните упр. № 419 из  параграфа 71.

2 Кто научился проверять гласную в корне –лаг-, -лож-, но не уверен, что самостоятельно сможет отличить корни с чередованием от проверяемых гласных ударением, то скажите себе «Я работал хорошо!» и выполните упр. 420.

3. Кто научился проверять гласную в корне –лаг-, -лож- и может объяснить тему товарищу, скажите себе: «Молодец!» и придумайте 5-6 предложений по теме « В лесу».

4. Задания для умников и умниц!

По толковому словарю Ожегова узнайте, что означает слово полог. Найдите в нем корень. Подберите  5-6 примеров по теме из программного произведения, которое изучаете в настоящее время.

-Оцените учебную деятельность класса.

-Спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Введение формул в ЭТ. Стандартные функции Excel. (урок открытия новых знаний)

ФИО (полностью)Шишкова Валентина Валерьевна Место работыМОУ «Авсюнинская СОШ» ДолжностьУчитель информатики ПредметИнформатика Класс9 класс Тема и номер урока в тем...

Фонетика как учение о звуковой стороне речи Разработка конспекта урока русского языка «открытия» нового знания по теме «Фонетика как учение о звуковой стороне речи. Гласные и согласные звуки. Их классификация»

Урок по теме: "Фонетика как учение о звуковой стороне речи. Гласные и согласные" способствует  расширению и углублению знания студентов по теме: “Фонетика, графика, орфоэпия, орфография”...

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний....

"Правописание гласных в суффиксах глаголов" Урок открытия новых знаний

ПРОЕКТ ЗАНЯТИЯ,реализуемого с применением электронного обучения, ДОТ на основе использования  цифровых ресурсов открытых образовательных платформ в условиях реализации ФГОС ООО....

Конспект урока по теме "Сложные слова" (урок открытия новых знаний)

Конспект урока по теме "Сложные слова" (урок открытия новых знаний)....

Урок открытия нового знания "Беглые гласные", 5 класс

Проектирование учебного занятия на основании примерной рабочей программы, УМК Т. А. Ладыженской и др. «Беглые гласные», 5 класс...