Урок открытия нового знания "Беглые гласные", 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Томина Юлия Викторовна

Проектирование учебного занятия на основании примерной рабочей программы, УМК Т. А. Ладыженской и др«Беглые гласные», 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektirovanie_uchebnogo_zanyatiya.docx24.53 КБ

Предварительный просмотр:

Проектирование учебного занятия на основании примерной рабочей программы, УМК по предмету

«Беглые гласные», 5 класс

Предмет: русский язык

УМК: Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова, Л. Т. Григорян, И. И. Кулибаба, Н. В. Ладыженская

Тип урока: урок открытия нового знания

  1. Цель:  научить опознавать чередования гласных и согласных звуков при образовании и изменении слов в корне.

Задачи учебного занятия:

  • познакомить с понятием «беглость гласных», с чередованием с нулём звука в одной и той же морфеме;
  • опознавать слова с беглыми гласными о,е в разных морфемах;
  •  подбирать слова с беглыми гласными по образцу;
  • формировать орфографическую  зоркость.
  • прививать любовь к русскому языку через работу с толковыми и орфографическими словарями; воспитывать чувство прекрасного,
  • обогащать  словарный запас обучающихся;
  • развивать умение сравнивать, выделять главное, систематизировать знания.
  1. Планируемые результаты обучения:

1.Овладение универсальными учебными познавательными действиями

 Базовые  логические действия:

- выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;

 -устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;

- классифицировать языковые единицы по существенному признаку.

 Базовые исследовательские действия:

- использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;

- формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное.

2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями

 Общение:

- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи.

              Совместная деятельность:

- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

-уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться.

3.      Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:

Самоорганизация:

 - ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);

- самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений.

Эмоциональный интеллект:

 - развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;

- понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию;

-  регулировать способ выражения собственных эмоций;

- признавать своё и чужое право на ошибку; принимать себя и других, не осуждая;

-  проявлять открытость;

- осознавать невозможность контролировать всё вокруг.

3.Краткое учебное содержание:

1) Мотивация к учебной деятельности. Определение темы, самостоятельно учениками.

- А теперь обратите внимание на доску.         Прочитайте слова, что вы заметили в склонении  этих существительных?

Лоб- лба

Пень –пня

Сынок-  сынка

- Являются ли они однокоренными? Нет, они изменили форму.

Гласные в этих словах убежали.  Как мы их назовем? Как будет звучать наша тема?   Беглые гласные. Запишите тему.

2. Постановка цели.

Какие вопросы можно поставить к теме нашего урока « Беглые гласные»?

- Почему они убежали?

- Какие гласные могут убегать?

- В каких частях слова можно  наблюдать  беглые гласные?

3) Актуализация знаний и фиксирование затруднений в деятельности. Работа в группах. 

- Каждой группе я раздам  план исследовательской работы.         Используя учебник, ответьте на вопросы по плану.         Заранее выберите того, кто будет озвучивать результат вашей работы.

1 группа:    Пользуясь раздаточным материалом, обратитесь к  истории языка и ответьте на вопрос: «Почему убежали гласные?»

План работы:

 -Прочитайте самостоятельно статью

-Назовите языковой процесс, который привел к беглости гласных

- Поясните, что произошло.

2 группа:  Какие гласные могут убежать?

 План работы:

1.Сравните слова «зоркий» - «зрение»,

                            «полдень» -«полдня»,

2. Назовите гласные, которые убегают.

3.Приведите свои примеры, используйте материал учебника ( беру-брать, ветер-ветра)

3 группа:  В каких частях слова можно наблюдать беглость гласных?

План работы:

1.Рассмотрите примеры правила

2.Ответьте на вопрос:  «В каких частях слова можно наблюдать беглость гласных?»

3. Приведите примеры  из учебника, дополните их собственными.

Результаты исследования.

-Послушаем  результаты ваших исследовательских работ в группах. Внимательно слушайте сообщения других групп.  Ответы можете дополнять, исправлять, пояснять.

- Мы смогли найти ответы на поставленные нами вопросы к уроку?    Кто желает обобщить   все ответы?       

4) Первичное закрепление. Выполнение упражнений по учебнику (п.79). Словарная работа. Работа со словарями. Физминутка.

5) Лингвистическая игра.

6) Самостоятельная работа с самопроверкой.

7) Рефлексия деятельности (впечатление от урока).

8)  Задание на дом (творческая работа).

4. Виды организации учебной деятельности:  индивидуальная, групповая, фронтальная.

5. Учебные задания для разных этапов учебного занятия (см. п. 3. Краткое учебное содержание

6. Диагностические материалы для оценивания результатов обучения: 

Самостоятельная работа над заданиями дифференцированного характера.
1 уровень
4. Найдите слово с беглой гласной:

  1. замочек , 2) смотреть, 3) стрельба, 4) птица

2 уровень

Выберите строку, в которой все слова имеют беглый гласный.

1. снег, молоток, стена, мешок;

2. мешок, снег, грусть, снежок;

3. молоток, мешок, снежок, отец;

4.снег, семья, друг, бесснежье
3 уровень

 Найти слова с корнями, в которых возможны беглые гласные:  лев, слон, орел, сокол, селезень, галка, олень, сурок, овца, коза, собака, пес, кот, конь .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "От традиционного урока Изучения нового материала к современному уроку Открытия нового знания на примере урока географии в 5 классе "Стороны горизонта""

Данная статья поможет педагогам на конкретном примере проследить отличия традиционного урока изучения нового материала от современного урока открытия нового знания по ФГОС...

Технологическая карта урока 182 Прошедшее время глагола Урок открытия новых знаний 5 класс ФГОС

Технологическая карта урока 182 Прошедшее время глагола Урок открытия новых знаний 5 класс ФГОС...

Урок «открытия» новых знаний «Индустриальное общество. Новые проблемы и новые ценности». 8 класс

Урок «открытия» новых знаний «Индустриальное общество. Новые проблемы и новые ценности». 8 класс...

"Правописание гласных в суффиксах глаголов" Урок открытия новых знаний

ПРОЕКТ ЗАНЯТИЯ,реализуемого с применением электронного обучения, ДОТ на основе использования  цифровых ресурсов открытых образовательных платформ в условиях реализации ФГОС ООО....

Конспект урока по теме "Чередование гласных а-о в корнях -лаг- - лож- " (урок открытия новых знаний).

Конспект урока по теме "Чередование гласных а-о в корнях -лаг- -лож-" (урок открытия новых знаний)....