Система работы по подготовке к ЕГЭ по русскому языку
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс)

Воронина Валентина Анатольевна

Материал к  педсовету

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система работы

по подготовке к ЕГЭ по русскому языку

Ворониной Валентины Анатольевны

(СЛАЙД 1)

Из года в год готовя учащихся к экзаменационным испытаниям  по русскому языку,  я  выработала определённую систему  подготовки к ЕГЭ.   Она себя оправдывает, так как  все учащиеся предыдущих лет  успешно сдавали  экзамен.

Для  успешной подготовки к ЕГЭ нужно  многое успеть сделать как  ученикам, так  и учителю.  От учителя требуется создание целой системы уроков по подготовке к ЕГЭ.

Задача учителя – организовать  целенаправленное обобщающее повторение материала, изученного в 5–9-х классах.  Я хорошо понимаю, что многие знания нуждаются в углублении и дополнении, поэтому в тематическое планирование уроков русского языка приходится вносить необходимые коррективы  с учётом отработки  заданий КИМов.   К тому же  учебные часы уроков русского языка  в 11 классах разные: в 11А - 1 час, в 11Б – 3 часа. Исходя из этого,   в 11А классе приходится  уплотнять материал, в домашнем  задании сочетать теорию с практикой.  

Экзамен по русскому языку состоит из двух частей: ученик должен  уметь быстро и без ошибок выполнять тестовые задания, знать требования к сочинению и уметь его писать.

Чтобы процесс подготовки был эффективным,  стараюсь всех учащихся обеспечить  контрольно-измерительными материалами. В начале учебного года   приобретаем сборники тестовых заданий на каждого ученика: И. П. Цыбулько,  Н.А. Сениной и Ю.Н. Гостевой, В.В. Львова, Пасечника.  
          Подготовку учащихся к ЕГЭ начинаю с информационного этапа:  знакомлю учащихся со структурой работы, с демоверсией  КИМов.  В этом году КИМ по русскому языку изменили. Сейчас это часть 1 (24 задания – 31 балл) и 2 часть сочинение (23 балла).

При подготовке к Единому государственному экзамену предусматриваются разные виды деятельности: (СЛАЙД 2)

  • Организация информационной работы по подготовке учащихся к ЕГЭ
  • Индивидуальные консультации для учащихся
  • Элективные курсы
  • Система зачётов по теории
  • Разработка памятки для учащихся по написанию сочинения
  • Использование дифференцированного подхода при проведении уроков
  • Мониторинг успеваемости и качества при подготовке к ЕГЭ
  • Работа с учащимися по итогам диагностических работ
  • Информирование родителей о качестве выполнения тестов

Весь материал, используемый для подготовки к ЕГЭ по русскому языку, можно разбить на семь блоков: (СЛАЙД 3)

Фонетика. Графика. Орфоэпия.
Лексика. Фразеология.
Морфемика. Фразеология.
Морфология и культура речи.
Синтаксис и культура речи.
Орфография и пунктуация.
Работа по написанию сочинения

В начале работы добиваюсь с помощью серии зачётов  восстановления необходимых при  подготовке к экзамену  теоретических знаний.

Затем  обращаю особое внимание на актуализацию знаний и умений по вопросам, традиционно вызывающим затруднения у выпускников, с этой целью провожу ряд практикумов по блокам заданий ЕГЭ,     каждый тематический блок завершается проверочной работой, результаты которой обязательно анализируются.

В процессе работы даю  практические рекомендации по выполнению тестовых заданий ЕГЭ,  включая  расход времени на каждое задание.

Особое внимание уделяю 2 части ЕГЭ (сочинению).
           Начинаю работу с ознакомления с критериями оценки 2 части (всего 23 бала), затем продолжаю обучению правилам построения текста сочинения
: (СЛАЙД 4)
- вступление,
- формулирование проблемы,
- комментарий к проблеме,
- позиция автора текста(2-3 цитаты),
- позиция автора сочинения, рассуждения и дополнения  к позиции автора,
- первое доказательство своей позиции (из литературы),
- второе доказательство своей позиции (из публицистики, литературы или из жизни),
- вывод.
         Считаю необходимым внушить ученикам, что стройная композиция – это уже большой процент успеха.  (
СЛАЙД 5)
         Для учеников готовлю клише, где пошагово, с примерами показано, как создавать сочинение на основе текста.
         А потом – работа, работа, работа. Хочу заметить, что написание  сочинения  -  самый трудоёмкий этап в работе по подготовке к экзамену, он требует определённой эрудиции ученика, его начитанности, трудолюбия. Ученику еобходимо затратить немало времени для написания, многие из них говорят, что на сочинение уходит 1,5- 2 часа. Правда, тем, кто пишет регулярно, удаётся быстрее справиться с работой (например, Рулла Алла пишет сочинение за 30 минут).

Надо заметить, что  в 10 класс приходят ученики разного уровня  полученных ранее знаний, поэтому приходится  постоянно вносить коррективы в процесс подготовки.  Так, например, нацеленные на успех (основная масса учащихся 11А класса) неукоснительно выполняют все рекомендации учителя, систематически отрабатывают  на практике полученные в процессе подготовки к экзамену навыки: выполняют тестовые задания, качественно готовятся к зачётам  по теории,  регулярно посещают элективные курсы.   В 11Б классе совсем иная картина, поэтому приходится прилагать  огромные усилия, чтобы улучшить их результат.  

Я регулярно, начиная с 10 класса,  провожу контроль знаний при подготовке к ЕГЭ, отслеживаю результаты каждого ученика, что позволяет составить полную картину уровня знаний и наметить пути ликвидации пробелов.

Так в 10А и 10Б классах  на конец года было три «2» (СЛАЙД 6)  и  (СЛАЙД 7)

На начало этого учебного года в 11А и 11Б  классах  было по шесть «2» (СЛАЙД 8) и (СЛАЙД 9 )

На конец года в 11А классе одна «2» у Пивоварова Н., в 11Б – 4 (Кроитору, Иванов, Феклистов, Мехтиханлы)   (СЛАЙД10 ) и (СЛАЙД 11 ).

Думаю, подобные  результаты продиктованы разными причинами: во-первых, на ухудшении результатов октября этого учебного года повлияла  летняя передышка;  во-вторых, стремления учащихся 11А класса улучшить результат реализованы, за исключением Пивоварова Н., и,  в-третьих, лень и связанные с ней огромные пробелы в знаниях,  инфантильность учащихся 11Б класса могут привести к плачевным результатам, т.е. тому, чего у меня ещё никогда не было, провалу экзамена.

Таким образом, используя систему работы по подготовке к Единому государственному экзамену,  можно скорректировать уровень знаний, навыков и умений по всем разделам языкознания, по конкретным темам, изученным в курсе общеобразовательной школы.

Постоянная,  разнообразная работа по подготовке к выпускному экзамену по русскому языку помогает  ученику преодолеть психологический дискомфорт во время итогового контроля знаний.

Раскрывая   ученикам секреты успешной сдачи ЕГЭ,  каждый раз не устаю  повторять: (СЛАЙД 12)

  • Сосредоточься! 
  • Перечитай вопрос дважды!
  • Следи за временем!
  • Начни с легкого, т.е. с 1 части! 
  • Пропускай! 
  • Читай задание до конца! 
  • Исключай! 
  • Проверь! 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы учителя со слабоуспевающими учащимися по русскому языку при подготовке к ЕГЭ

Введение Единого государственного экзамена по русскому языку в форме централизованного тестирования заставляет учителя перестроить весь образовательный процесс в старших классах. Усиленную работу необ...

Тестовые технологии в системе уроков при подготовке к ГИА по русскому языку учащихся 9 класса разработаны учителем русского языка и литературы Низовой Аллой Валентиновной

Перед учителем русского языка в современной школе стоит задача  не только преподнести учащимся знания по предмету, но и научить  применять полученные знания на практике, другими словами,...

Система работы по подготовке к ЕГЭ по русскому языку

В данной презентации описывается система работы с обучающимися по подготовке к сдаче ЕГЭ по русскому языку...

Система работы по подготовке к экзамену по русскому языку в 9 классе

Данная презентация содержит  систему подготовки к ГИА по русскому языку, включая 2 - 14 задания, а также сочинения 15.1, 15.2, 15.3...

Система работы для подготовки к ОГЭ по русскому языку.

Данная работа содержит материал для подготовки обучающихся 9 классов для подготовки к ОГЭ по русскому языку. Материал представлен в виде занятий по заданиям. Материал представляет собой авторские элем...