Главные вкладки

    Сравнительный оборот
    методическая разработка по русскому языку (11 класс) на тему

    Конспект урока по русскому языку

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon sravnitelnyy_oborot_2.doc39 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                 

    Муниципальная общеобразовательная средняя школа №12

    Конспект урока по русскому языку

    «Сравнительный оборот»

    11 класс

    Автор: Толмосова И.А.

    2010

    Тема урока «Сравнительный оборот».

    Цели урока:

    1. воспитывать у учащихся доброжелательность друг к другу, уважение к мнению  одноклассников, умение слушать;
    2.  развивать пунктуационную зоркость, умение сопоставлять, логически мыслить, анализировать и делать вывод;
    3. учить различать сравнительные обороты и другие обособленные члены предложения, правильно ставить знаки препинания при сравнительном обороте.

                                    

    I. Культура речи.

        *Как правильно произнести?

        *Выпишите слова с правильным произношением.

    Афера – афёра, зев – зёв, опека – опёка, истекший – истёкший, свеч – свечей, выборы – выбора, договоры   - договора, инспекторы – инспектора, лекторы – лектора, торты – торта, бухгалтеры – бухгалтера.

    Запомни: игра не стоит свеч.

    II. Объяснение нового материала.

    Работа с учебником Гольцова Н.Г., Шамшина И.В., Мищериной М.А. «Русский язык. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений» - 6-е изд. – М.:ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2009.

    *Прочитайте  § 90 на  странице 292.

    *Составьте таблицу «Знаки препинания при сравнительных оборотах».

    III. Закрепление

    1. Анализ предложений.

     *Расставьте запятые, объясните свой выбор.  

    *Для какого стиля характерны предложения такой конструкции?

                           Сквозь дым летучий

                           Французы двинулись как тучи

                            И все на наш редут.

                           Тебя ж  как первую любовь

                           России сердце не забудет.

    В неодетом лесу ранние ивы как люстры как грезы  как видения.

    Поздней осенью бывает иногда совсем как ранней весной.

    Да  он все делал не как люди.

    Большое сердце  как и океан  никогда не замерзает.

    2. Сравните предложения, объясните употребление знаков препинания.

       Уже месяц, как он вернулся с юга.

       Он уже месяц как вернулся с юга.

        Уже три  недели, как мы здесь.

       Мы уже три недели как здесь.

    3.  Упражнение  411.

          I вариант: запишите № предложений, в которых есть сравнительные обороты.

          II вариант: запишите № предложений, в которых союз как имеет значение «в качестве».

          III вариант: запишите № предложений, в которых союз как входит во фразеологический оборот.

    IV. Самостоятельная работа. Комплексный анализ текста.

    1 вариант

      1.Погода была пр…красная, еще пр…красней, чем прежде; но жара все не ун…малась. 2. По ясному небу едва – едва неслись высокие и ре…кие облака, изжелта–белые, как весе(нн, н)ий зап…здалый снег, плоские и продолговатые, как опустившиеся паруса. 3. Их узорч…тые края, пушистые и ле…кие, как хлопчатая бумага, медле(нн,н)о, но видимо изм…нялись с каждым мгновением: они та…ли, эти облака, и от них не падало тени.

    *Вставьте пропущенные буквы.

    *Определите стиль речи.

    *Определите тип речи.

    *Укажите обособленные определения.

    *Как объяснить постановку двоеточия в третьем предложении?

    1) Первая часть БСП указывает на условие совершения того, о чем говорится во второй части.

    2) Первая часть БСП противопоставлена по содержанию второй части.

    3) Вторая часть БСП указывает на причину того, о чем говорится в первой части.

    4) Вторая часть БСП разъясняет содержание того, о чем говорится в первой части.

    2 вариант

      1. Прозу Пришвина можно с полным правом назвать разнотравьем русского языка: слова у писателя цветут, сверкают. 2. Они то ш…лестят, как травы, то б…рмочут, как родники, то пер…свистываются, как птицы, то п…званивают, как первый лед, то, наконец, л…жатся в нашей памяти медлительным строем, подобно т…чению звезд. 3.  Это как бу…то цветочная карта весе(нн,н)их п…токов.

    *Вставьте пропущенные буквы.

    *Определите стиль речи.

    *Определите тип речи.

    *Укажите обособленные определения.

    *Как объяснить постановку двоеточия в третьем предложении?

    1) Первая часть БСП указывает на условие совершения того, о чем говорится во второй части.

    2) Первая часть БСП противопоставлена по содержанию второй части.

    3) Вторая часть БСП указывает на причину того, о чем говорится в первой части.

    4) Вторая часть БСП разъясняет содержание того, о чем говорится в первой части.

    V. Домашнее задание.

    1.  Выучить теоретический материал, данный в § 90.

     2. Выписать из стихов В. Маяковского 8 – 9 предложений со сравнительными оборотами или выполнить  упражнение 412 (переписать предложения, расставить знаки препинания).

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок "Сравнительный оборот"

    Урок русского языка в 11 классе закрепляет представления школьников о сравнительных оборотах, формирует навыки грамотного пунктуационного оформления сравнительного оборота; совершенствует умения употр...

    сравнительный оборот

    цифровой практикум направлен на отработку правила "Знаки препинания при сравнительном обороте"...

    Презентация "Сравнительные обороты"

    Презентация об обособлении сравнительных оборотов...

    «Отсутствие или наличие запятой перед союзом как. Сравнительный оборот».

    Открытый урок русского языка в 8 классе на тему: «Отсутствие или наличие запятой перед союзом как. Сравнительный оборот».Цель урока:1) закрепление представлений школьников о сравнительных оборот...

    Методическая разработка урока английского языка "Сравнительный оборот"

    Форма проведения - аудиторное занятиеЦель: совершенствовать знания, умения, навыки обучающихся в употреблении вышеназванного оборота в устной и письменной речи.Задачи: 1) развивать навыки говорения в ...

    Сравнительный оборот. Отсутствие или наличие запятой перед союзом КАК

    Данная презентация поможет учителю в объяснении такой достаточно трудной темы, как постановка или отсутствие запятой перед союзом как....