Сравнительный оборот
методическая разработка по русскому языку (11 класс) на тему

Конспект урока по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sravnitelnyy_oborot_2.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

                                             

Муниципальная общеобразовательная средняя школа №12

Конспект урока по русскому языку

«Сравнительный оборот»

11 класс

Автор: Толмосова И.А.

2010

Тема урока «Сравнительный оборот».

Цели урока:

  1. воспитывать у учащихся доброжелательность друг к другу, уважение к мнению  одноклассников, умение слушать;
  2.  развивать пунктуационную зоркость, умение сопоставлять, логически мыслить, анализировать и делать вывод;
  3. учить различать сравнительные обороты и другие обособленные члены предложения, правильно ставить знаки препинания при сравнительном обороте.

                                

I. Культура речи.

    *Как правильно произнести?

    *Выпишите слова с правильным произношением.

Афера – афёра, зев – зёв, опека – опёка, истекший – истёкший, свеч – свечей, выборы – выбора, договоры   - договора, инспекторы – инспектора, лекторы – лектора, торты – торта, бухгалтеры – бухгалтера.

Запомни: игра не стоит свеч.

II. Объяснение нового материала.

Работа с учебником Гольцова Н.Г., Шамшина И.В., Мищериной М.А. «Русский язык. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений» - 6-е изд. – М.:ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2009.

*Прочитайте  § 90 на  странице 292.

*Составьте таблицу «Знаки препинания при сравнительных оборотах».

III. Закрепление

1. Анализ предложений.

 *Расставьте запятые, объясните свой выбор.  

*Для какого стиля характерны предложения такой конструкции?

                       Сквозь дым летучий

                       Французы двинулись как тучи

                        И все на наш редут.

                       Тебя ж  как первую любовь

                       России сердце не забудет.

В неодетом лесу ранние ивы как люстры как грезы  как видения.

Поздней осенью бывает иногда совсем как ранней весной.

Да  он все делал не как люди.

Большое сердце  как и океан  никогда не замерзает.

2. Сравните предложения, объясните употребление знаков препинания.

   Уже месяц, как он вернулся с юга.

   Он уже месяц как вернулся с юга.

    Уже три  недели, как мы здесь.

   Мы уже три недели как здесь.

3.  Упражнение  411.

      I вариант: запишите № предложений, в которых есть сравнительные обороты.

      II вариант: запишите № предложений, в которых союз как имеет значение «в качестве».

      III вариант: запишите № предложений, в которых союз как входит во фразеологический оборот.

IV. Самостоятельная работа. Комплексный анализ текста.

1 вариант

  1.Погода была пр…красная, еще пр…красней, чем прежде; но жара все не ун…малась. 2. По ясному небу едва – едва неслись высокие и ре…кие облака, изжелта–белые, как весе(нн, н)ий зап…здалый снег, плоские и продолговатые, как опустившиеся паруса. 3. Их узорч…тые края, пушистые и ле…кие, как хлопчатая бумага, медле(нн,н)о, но видимо изм…нялись с каждым мгновением: они та…ли, эти облака, и от них не падало тени.

*Вставьте пропущенные буквы.

*Определите стиль речи.

*Определите тип речи.

*Укажите обособленные определения.

*Как объяснить постановку двоеточия в третьем предложении?

1) Первая часть БСП указывает на условие совершения того, о чем говорится во второй части.

2) Первая часть БСП противопоставлена по содержанию второй части.

3) Вторая часть БСП указывает на причину того, о чем говорится в первой части.

4) Вторая часть БСП разъясняет содержание того, о чем говорится в первой части.

2 вариант

  1. Прозу Пришвина можно с полным правом назвать разнотравьем русского языка: слова у писателя цветут, сверкают. 2. Они то ш…лестят, как травы, то б…рмочут, как родники, то пер…свистываются, как птицы, то п…званивают, как первый лед, то, наконец, л…жатся в нашей памяти медлительным строем, подобно т…чению звезд. 3.  Это как бу…то цветочная карта весе(нн,н)их п…токов.

*Вставьте пропущенные буквы.

*Определите стиль речи.

*Определите тип речи.

*Укажите обособленные определения.

*Как объяснить постановку двоеточия в третьем предложении?

1) Первая часть БСП указывает на условие совершения того, о чем говорится во второй части.

2) Первая часть БСП противопоставлена по содержанию второй части.

3) Вторая часть БСП указывает на причину того, о чем говорится в первой части.

4) Вторая часть БСП разъясняет содержание того, о чем говорится в первой части.

V. Домашнее задание.

1.  Выучить теоретический материал, данный в § 90.

 2. Выписать из стихов В. Маяковского 8 – 9 предложений со сравнительными оборотами или выполнить  упражнение 412 (переписать предложения, расставить знаки препинания).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Сравнительный оборот"

Урок русского языка в 11 классе закрепляет представления школьников о сравнительных оборотах, формирует навыки грамотного пунктуационного оформления сравнительного оборота; совершенствует умения употр...

Презентация "Сравнительные обороты"

Презентация об обособлении сравнительных оборотов...

«Отсутствие или наличие запятой перед союзом как. Сравнительный оборот».

Открытый урок русского языка в 8 классе на тему: «Отсутствие или наличие запятой перед союзом как. Сравнительный оборот».Цель урока:1) закрепление представлений школьников о сравнительных оборот...

Методическая разработка урока английского языка "Сравнительный оборот"

Форма проведения - аудиторное занятиеЦель: совершенствовать знания, умения, навыки обучающихся в употреблении вышеназванного оборота в устной и письменной речи.Задачи: 1) развивать навыки говорения в ...

Сравнительный оборот. Отсутствие или наличие запятой перед союзом КАК

Данная презентация поможет учителю в объяснении такой достаточно трудной темы, как постановка или отсутствие запятой перед союзом как....

"Сравнительные обороты"

Конспект урока русского языка в 8 классе...