Урок "Сравнительный оборот"
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) по теме

Богусловская Полина Ивановна

Урок русского языка в 11 классе закрепляет представления школьников о сравнительных оборотах, формирует навыки грамотного пунктуационного оформления сравнительного оборота; совершенствует умения употреблять сравнения в речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Знаки препинания  при сравнительном обороте

Цель урока:

1) закрепление представлений школьников о сравнительных оборотах;

2) формирование навыков грамотного пунктуационного оформления сравнительного оборота;

3) совершенствование умений употреблять сравнения в речи;

4) совершенствование умений отличать предложения со сравнительным оборотом от сложноподчинённых предложений с придаточными сравнительными.

Оборудование: компьютерная презентация по теме, карточки с правилом и союзами.

Ход урока:  1.Организационный момент.

1 слайд: представлены 3 предложения.

Под ним Казбек, как грань алмаза, снегами вечными сиял.

                                                                        (М. Лермонтов)

Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи.

                                                                 

                                                                           (Ф.И.Тютчев)

Её глаза как два тумана, полуулыбка, полуплач,

Её глаза как два обмана, покрытых мглою неудач.

(Н.Заболоцкий)

Учитель:

  1. Ребята, посмотрите на эти предложения и скажите, что их объединяет?

    (Каждое предложение осложнено сравнительным оборотом.)

2 слайд

  1. В чём разница оформления сравнительных оборотов?

    (В двух предложениях  сравнительные обороты обособлены, а в третьем – нет.)

  1. Опираясь на сказанное, сформулируйте тему и цель нашего урока.

3 слайд: тема урока записать дату, тему, открыть книги Стр.310

  1. Прежде чем мы перейдём к рассмотрению условий обособления и необособления сравнительных оборотов, давайте разберёмся в том, что такое сравнение,  что мы можем считать сравнительным оборотом.

4,5 слайд

    (Сравнение – сопоставление двух объектов и нахождение у них  сходного. Чтобы  

     признать оборот сравнительным, необходимо найти два сопоставляемых  

     объекта и выделить признак, по которому они сравниваются.)

6,7 слайд

  1. Чем присоединяются сравнительные обороты?

     (Сравнительными союзами.) Стр.310

  1. Давайте проверим, насколько хорошо вы знаете сравнительные союзы. На доске находятся союзы, вы должны выбрать из них сравнительные.

     (Ученик у доски выбирает союзы, ребята корректируют выбор отвечающего.)

  1. А теперь перейдём к закреплению правила, с которым вы знакомились в 8 классе.

На доске находятся карточки, на которых написаны условия обособления и необособления сравнительных оборотов. Я прошу  вас выбрать те пункты, когда сравнительные обороты обособляются, и соответствующее правилу предложение из презентации.

Соответствие

Обособляется

  1. Воздух чист и свеж как поцелуй ребёнка.
  2. На мгновение ему показалось, что это не кто иной, как Валько, мог дать такое задание.
  3. Ямщик был в таком же изумлении от его щедрости как  сам француз.
  4. В её глазах как и во всём лице было что-то необычное.
  5. Помню как сейчас эту встречу во время экспедиции.

Не обособляется

  1. Итак , я вам советую как приятель  быть осторожнее.
  2. Город как город.
  3. Лоб был как белый мрамор.
  4. Волосы вьются у девочки  точь-в- точь как у матери.

5. Максим спал весь день как убитый.

  1. В гневе он как гром заревел.

Творческая работа. Составление предложений с фразеологизмами.

Найдите третье лишнее (устно)

  1. Весёлая песня как крылатая птица.( Оборот = сказуемому.)
  2. Черты лица его были такие  же, как  у сестры. (Указат. слово)
  3. Редко встречаешь столь интересного человека, как он. (Указат. слово)

  1. Дети, как и взрослые, должны быть приучены к соблюдению правил общежития.
  2. Молнии, как галстуки,  по ветру летят.
  3. Как и на прошлой неделе, на улице трещали морозы.

  1. От холода он дрожал как осиновый лист. (Фразеологизм.)
  2. Он попросил беречь меня документ как зеницу ока. (Фразеологизм.)
  3. Как зарницы в небе они запылали.  (На  первый план выступает значение обстоятельства образа действия)

Синонимичные конструкции

Помимо сравнительного оборота, союзом как могут начинаться:

  1. Вводные предложения

(как предсказывают синоптики);

  1. Придаточное сравнительное предложение
  2. Придаточное изъяснительное предложение

Найдите простое предложение со сравнительным оборотом.

  1. Мы с интересом наблюдали, как учится летать галчонок.
  2. Старинный замок был построен, как замки строиться должны.
  3. Я живу, как кукушка в часах, не завидую птицам в лесах.

Найдите простое предложение со сравнительным оборотом.

  1. Яблоня в цвету как невеста. Оборот явл.сказуемым.
  2. Щенок скулит так жалобно, как плачет ребёнок.
  3. Воздух дрожал так, как дрожит вода, возмущённая падением ветки.

Самостоятельная работа. Найди соответствие. Взаимопроверка.

Орфоэпическая разминка 

Кладовая, отчасти, нефтепровод, газопровод, пахота,

мельком, мизерный, облегчить, цепочка.

  1. Кладовая хороша не для сарая.
  2. Отчасти фигуру делим мы на части.
  3. В нефтепровод пустим нефть, а не смесь вод.
  4. Пахота – причина страха-то.
  5. Мельком взглянули мы на ель ту.
  6. Доход  мизерный, хотя расчёты верны.
  7. Чтобы  боли облегчить, зубы мы начнём лечить
  8. Цепочка куплена для дочки.

Готовимся к ЕГЭ.

  1. Выпишите слова из 1 предложения, в которых наблюдается процесс оглушения. Ощутившим,  в себе, воспитавшим

  1. Выпишите  из 2 предложения местоимения определите разряд. Такой, её, в себе
  2. Выпишите  из 2 предложения прилагательное в сравнительной степени. Труднее.

  1. Выпишите  из 3-6 предложений слово с чередованием гласных в корне слова. Вырастают.
  2. Выпишите  из текста субстантивированное причастие. Окружающие
  3. Укажите номер предложения с обособленными согласованными распространёнными определениями. 2
  4. Укажите номер предложения, в котором наблюдается парцелляция.3
  5. Из первого предложения выпишите слова, образованные суффиксальным способом образования. Человеческая, способность и потребность

                                                               

Домашнее задание

  1. П.90, стр.310, упр.443



Предварительный просмотр:

Самостоятельная работа по теме «Сравнительный оборот» Вариант 1.

________________________________________________________________________

Предложение

Правило

1

Черты лица были такие же как у сестры.

1

союз как имеет значение «в качестве»

2

Паша глуп как пробка.

2

в основной части предложения находится указательное слово так, такой, тот, столь

3

Как женщину ты родину любил.

3

сравнительному обороту предшествует отрицание не

4

Относился он к девочке не как к дочери.

4

оборот имеет характер устойчивого сочетания

5

Я сохраню её письмо как память.

5

обозначают уподобление (как имеет значение «подобно»)

Ответы

1

2

3

4

5

Самостоятельная работа по теме «Сравнительный оборот». Вариант 2

________________________________________________________________________

Предложение

Правило

1

День начался как всегда в густом тумане.

1

оборот начинается сочетанием как и

2

Как ветер несся он по полям.

2

на первый план выступает значение обстоятельства образа действия (обороты с как обычно можно заменить в этих случаях творительным падежом существительного или наречием.

3

В её глазах как и во всём лице было что-то необычное.

3

оборот образует именную часть составного сказуемого или является сказуемым

4

И сладкий трепет как струя по жилам пробежал природы.

4

оборот выражен сочетанием как правило, как исключение, как обычно, как всегда, как прежде, как сейчас, как теперь, как нарочно и т.п.

5

Наш сад как проходной двор.

5

обозначают уподобление (как имеет значение «подобно»)

Ответы

1

2

3

4

5



Предварительный просмотр:

Знаки препинания при сравнительном обороте

Сравнение – сопоставление двух объектов и нахождение у них  сходного. Чтобы признать оборот сравнительным, необходимо найти два сопоставляемых объекта и выделить признак, по которому они сравниваются( такой признак называется основанием сравнения)

Запятыми выделяются или отделяются сравнительные обороты с союзом как в следующих случаях:

1) если они обозначают уподобление (как имеет значение «подобно»)

Перстами лёгкими, как сон, моих зениц коснулся он.

Её уста, как роза, рдеют.

2) если в основной части предложения находится указательное слово так, такой, тот, столь

Нигде при взаимной встрече не раскланиваются так благородно и непринуждённо, как на Невском проспекте.

3) если оборот начинается сочетанием как и

К Москве, как и ко всей стране, я чувствую свою сыновность, как к старой няньке.

4) если оборот выражен сочетанием как правило, как исключение, как обычно, как всегда, как прежде, как сейчас, как теперь, как нарочно и т.п.

Экая досада! Как нарочно, ни души!

Она теперь стала снова стройной и тонкой, как прежде.  

День начался, как всегда, в густом тумане.

5) в оборотах не кто иной, как и не что иное, как

Спереди Рейнский водопад не что иное, как невысокий водяной уступ

Сравнительные  обороты с союзом как запятыми  не выделяются  в следующих случаях:

1) если на первый план выступает значение обстоятельства образа действия (обороты с как обычно можно заменить в этих случаях творительным падежом существительного или наречием.

Как град посыпалась картечь. Градом (сущ. в тв. п.) посыпалась картечь.

Как демон коварна и зла. Демонически (наречие) коварна и зла.

2) если союз как имеет значение «в качестве»

Ленский везде был принят как жених. Ленский везде был принят в качестве жениха.

3) если оборот образует именную часть составного сказуемого или по смыслу тесно связан со сказуемым (обычно в этих случаях сказуемое не имеет законченного смысла без сравнительного оборота.

Она сама ходила как дикая.

Был лес как сон и снег как сон.

4) если сравнительному обороту предшествует отрицание не или слова совсем, совершенно, почти, вроде, точь-в -точь, именно, просто, прямо

Поступил не как патриот.

Поступил точь-в -точь  как патриот.

5) если оборот имеет характер устойчивого сочетания

Все шло как по маслу


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Чтобы оборот не взял в оборот"

В статье поднимается вопрос о разграничении причастных и деепрчастных оборотов....

Семантика имен прилагательных в составе фразеологических оборотов, в исходном значении обозначающих цветовой признак, в русском, татарском и английском языках семантика имен прилагательных в составе фразеологических оборотов, в исходном значении

Семантика имен прилагательных в составе фразеологических оборотов, в исходном значении обозначающих   цветовой   признак,в  русском,   татарском и  английском  языках...

Урок русского языка в 7 классе по БМТ "Деепричастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте"

Урок русского языка в 7 классе создан по блочно-модульной технологии и представляет собой модуль №2 по теме "Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте"...

Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте

Цели:дать понятие о деепричастном обороте;формирование навыка разграничения основного и добавочного действия;нахождение деепричастного оборота и выделение его запятыми;способствовать углублению ...

Урок в 7 классе "Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте"

Конспект урока по сисиеме Бабайцевой с применением ЦОР....

Урок в 7 классе "Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте"

Конспект урока по системе Бабайцевой с применением ЦОР....


 

Комментарии

Борисова Наталья Ивановна

Спасибо большое! Замечательный урок.