Модуль по литературе для 5 класса
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс) на тему

Елена Валерьевна Архипова

Модуль по литературе для 5 класса на тему "В.П.Астафьев. Автобиографичность произведения "Васюткино озеро". Преодоление жизненных трудностей и становление характера юного героя через испытания в произведении В.П.Астафьева.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon modul_po_literature_dlya_5_klassa.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

5 класс

Тема модуля по литературе: В.П.Астафьев. Автобиографичность произведения «Васюткино озеро» Преодоление жизненных трудностей и становление характера юного героя через испытания в произведении В.П.Астафьева.

Учитель: Архипова Е.В.

Цели модуля:

Познакомить учащихся с рассказом В.П.Астафьева «Васюткино озеро», показать влияние биографии писателя на его творчество;

Учить умению работать с текстом художественного произведения.Развивать умения высказывать своё мнение о прочитанном;помочь учащимся задуматься, как выйти из трудной ситуации, как пробудить в себе готовность бороться со страхом, робостью.Воспитывать твёрдость духа, бережное отношение к природе

Тема модуля: В.П.Астафьев. Автобиографичность произведения «Васюткино озеро» Преодоление жизненных трудностей и становление характера юного героя через испытания в произведении В.П.Астафьева.

Цели модуля:

  • Познакомить учащихся с рассказом В.П.Астафьева «Васюткино озеро», показать влияние биографии писателя на его творчество;
  • Учить умению работать с текстом художественного произведения.Развивать умения высказывать своё мнение о прочитанном;помочь учащимся задуматься, как выйти из трудной ситуации, как пробудить в себе готовность бороться со страхом, робостью.Воспитывать твёрдость духа, бережное отношение к природе.

                                                                  Ход  модуля

1 М-М

У.Э 1. Организационный момент.  

У.Э. 2 Знакомство с темой модуля.

У.Э.3. Знакомство с целью модуля.

У.Э. 4. Актуализация опорных знаний учащихся.

             1. Проверка домашнего задания.

                 Выступления учащихся.

- Что вы отыскали в архивах о писателе, его детстве, жизни, его детских рассказах?

Ответы учащихся:

  1. Виктор Петрович Астафьев  родился в 1924 году в Красноярском крае, в селе Овсянка, что на Енисее.  К самому берегу подступает вековая тайга. Позже Виктор  Астафьев  писал: «Землю люблю свою  и не перестаю удивляться её красоте, неистощимому терпению и доброте».

  1. Мальчику было всего 7 лет, когда утонула его мать, Лидия Ильинична. Её он любил безгранично. Только заботами бабушки было скрашено одинокое сиротское детство. С какой теплотой вспоминает он бабушку: « Выходило по рассказам так, что радостей в её жизни было куда больше, чем невзгод. Она не забывала о них  и умела замечать их в простой своей и нелёгкой жизни. Дети родились – радость. Болели дети, но она их травками да кореньями спасала, и ни один не помер – тоже радость. Обновка себе или детям – тоже радость. Урожай на хлеб хороший - тоже радость. Рыбалка была удачливой – тоже радость.

У.Э.5. Входной контроль.

             Тестовые задания.

У.Э.6 Мотивация учебной деятельности.

Виктор Петрович Астафьев -  писатель – сибиряк, он тоже писал о  природе, о людях с крепким  несгибаемым характером, не боящихся трудностей и испытаний.

Вспомним историю создания рассказа? Стр. 124 учебника

-«Самостоятельную жизнь я начал сразу, безо всякой подготовки», - напишет впоследствии В. П. Астафьев. Учитель литературы детского дома, в который попал Витя Астафьев, сибирский поэт Игнатий Дмитриевич Рождественский заметил в ученике склонность к литературе и стал развивать ее. Учитель часто задавал ученикам сочинения на «вольные» темы. В одном из таких сочинений Астафьев написал о том, как мальчик заблудился в тайге и нашел неизвестное озеро. Учитель признал это сочинение лучшим и опубликовал его в рукописном школьном журнале.

Много лет спустя Астафьев вспомнил об этом школьном сочинении и написал рассказ для ребят «Васюткино озеро».

У.Э.7. Объяснение новой темы.

Автобиографичность произведений. Рассказ «Васюткино озеро»

Запишем на доске и в тетрадях слово биография.

— Как вы думаете, это слово исконно русское или заимствованное? Из какого языка оно заимствовано?

— Какие знакомые элементы мы видим в этом слове? Выделим био- — жизнь и -графо- — пишу.

— Как вы понимаете значение слова биография?

— Кто такой автор произведения? Что означает слово автобиография?

Автобиография — описание своей жизни.

— Какое произведение мы можем назвать автобиографическим?

Автобиографическое произведение — произведение, в котором автор рассказывает о своей жизни.

Сделаем в тетради еще одну запись:

Автобиографичное произведение — произведение, содержащее элементы автобиографии.

— Как вы думаете, каким является рассказ Астафьева: автобиографическим или автобиографичным? Рассказывает писатель именно о себе или ставит своего героя в ситуацию, в которой оказался он сам?

Приходим к выводу, что Астафьев рассказывает не о себе, но наделяет своего героя чертами своей биографии, поэтому рассказ называем автобиографичным.

2 М-М

1.Беседа по тексту произведения:

1). Кто герои рассказа “Васюткино озеро”?

(Васютка – мальчик, 13 лет; мать Анна; отец Григорий Афанасьевич Шадрин – бригадир рыболоведческой бригады; дедушка Афанасий; дядя Коляда – старшина рыбосборочного бота.)

2). Что беспокоило рыбаков? (Нет рыбы. Зачитать. (с. 124-125 – 3 отрывка)

3). Зачем Васютка отправился в тайгу? (Наколотить орехи для рыбаков. Все ближние кедры он уже обколотил.)

4). Что дала мать Васютке перед дорогой, и каковы были её напутственные слова? (с.127 .) Перед дорогой мать дала сыну краюшку хлеба. “Не задавит она тебя. Спокон веку так заведено, мал ещё таёжные законы переиначивать”.

5). Каков старинный порядок?  С.127 . “Старинный порядок: идёшь в лес – бери еду, бери спички”. Это афоризм  – краткое изречение, очень точно выражающее какую-либо оригинальную мысль. Запишем в тетрадь.

6). Почему Васютка спокойно шёл по тайге? (Следил за пометками на деревьях. Зачитать. С.127 ).

7). а). С этой птицей Васютка встретился в тайге. Как она называется? (Кедровка.)

б). Что узнали о повадках кедровки? (С.128 . “Удивительно чуткий клюв у кедровки: пустые орехи птица даже не вынимает из гнёздышка”, “шишки напоминали комочки сотов”).

в). Какую пользу приносит эта птичка? (Питается насекомыми, разносит по тайге семена кедра).

8). Какое видение заставило Васютку забыть о сборе шишек? (Большая черная птица – глухарь.

9). Как обычно проходит охота на глухаря? Зачитать.

(С.129-130 . “…глухаря часто берут с собакой…”)

10). Прочитайте следующий абзац. О чем говорит поведение Васютки? (В нем проснулся охотничий азарт).

11). В какой момент Васютка понял, что заблудился?

- С.131 . “.. где же затеси?...”

- С.132. “Опытный охотник…” (Увидел беспомощную муху, попавшую в паутину.)

“Васютка ещё не знал, что страшное в жизни часто начинается очень просто”

Итак, Васютка заблудился в огромной тайге.   Что такое тайга?  Чтобы вы лучше представили себе, что это такое, послушайте, ребята, завораживающее описание тайги

« Тайга – самый огромный на земле лес.  Царство колючей хвои.  Сосны, кедры, пихты, ели. Тяжёлый гул зелёных вершин. Сухо, сумрачно, глухо. Корни - выворотни, словно медведи, поднялись на дыбы, растопырили косматые лапы.

Ни ярких цветов, ни пёстрых бабочек. Не видно птиц, не  слышно зверей. Все прячутся и таятся. Лишь осторожная тень иногда проскользнёт в чаще. Дрогнет задетая кем – то ветка, рапрямится примятая кем – то трава, и опять тишина и безлюдье.

Тропа выбита звериными лапами и копытами. Человеку трудно идти звериной тропой. Ноги то тонут во мху, то скользят по упругой хвое. Суковатые валежины цепляются за одежду, еловые лапы бьют по лицу. И чёрные дупла старых осин следят за тобой, словно чьи- то глаза.

Хорошо смотреть на зелёную тайгу с горы. Там светлые боры – сосняки. Тут  тёмные пятна ельников. Голубые извивы рек. Чёрные гари, пропахшие дымом. Жёлтые зыбуны – болота. И синие, туманные, бескрайние дали. Самый большой лес на земле. Тайга.»  / Николай Сладков

  • Работа с ассоциограммой

Ребята!  Перед вами  - ассоциограмма.

Как вы поведёте себя, если заблудитесь в лесу?

 

ЛЕС  

        Испугаюсь

Позову на помощь                      Разожгу костёр

         Заплачу

12). Как вы думаете, страшно ли было Васютке?

Да, Ведь он знал много случаев, когда взрослые погибали, оказавшись один на один с тайгой. Чувство страха, как горе и печаль, радость и веселье, свойственно всем, и детям, и взрослым. Его не надо стыдиться. Надо стараться перебороть страх. Найти какой-то выход.

13). Как ведет себя Васютка, поняв, что заблудился?

С.133 . “Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!” – вспомнились ему слова отца и дедушки” (

Итак, надо “взять себя в руки”.

•        развести огонь;

•        собрать сухие ветки и мох, искрошить сучки;

•        запастись на ночь дровами;

•        хоть хочется плакать, но надо приготовить еду;

•        поужинав, убрать все в мешок и повесить на ветку, чтобы мыши не достали.

14). Какие трудности пришлось преодолевать мальчику на своём пути?

•        пробираться через сухой валежник;

•        “почувствовал, что кто-то к нему крадется… - корень - выворотень”;

•        ночлег под пихтой во время дождя, там съедена последняя краюха хлеба.   ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

15). В чём увидел мальчик своё спасение?

В озере. “Утку отнесло, значит, есть тягун, озеро проточное”.

16). Что удивило Васютку, когда он глядел в озеро?

Много рыбы. “В озере – белая рыба!”  

17). Какое чувство охватило Васютку при встрече с рекой после четырёх дней скитания по тайге?

Чувство радости, восторга. Докажите словами текста. С.142 .

18). Что предпринял Васютка для своего спасения, увидев рыбосборочный бот?

(Разжёг сильнее костёр, кричал и звал, стрелял из ружья.)

19). Что помогло Васютке выжить, выстоять наедине с суровой тайгой?

•        наблюдательность – видел, как отец и дед ощипывали застреленных птиц, готовили еду на костре;

•        умение собраться с мыслями и пуститься в дорогу – после дождя просушил одежду, прохудившиеся сапоги;

•        умение ориентироваться.

3М-М

1. Почему же так назван рассказ?

Васютка открыл озеро, его не было на карте. Васютка – проводник. Он привел отца и его бригаду к озеру, в котором водилось много речной рыбы. Тем самым помог потерявшим работу взрослым, выйти из отчаяния.

- В 5 классе Виктор Астафьев назвал своё сочинение “Жив”. Какое из этих названий вам нравится больше? Почему?

2. Где же находится это озеро? Зачитайте. С.152 . 3. Какие мысли возникают у вас после чтения рассказа “Васюткино озеро”?

Изучать и знать природу, знать повадки животных, уметь ориентироваться. Ведь мальчик мог погибнуть в тайге. Автор заставляет читателя лучше узнать о своем крае.

4.  Какой Васютка?

Добрый, заботливый, пытливый, ловкий, внимательный, славный, выносливый, терпеливый, разумный, смышлёный, разговорчивый, откровенный, смелый, рассудительный.

 5 - Как  вы понимаете смысл названия произведения? / Основную мысль?/

( Этот рассказ так называется, потому что мальчик Васютка нашёл озеро.)

Васютка открыл озеро, его не было на карте. Васютка – проводник. Он привел отца и его бригаду к озеру, в котором водилось много речной рыбы. Тем самым помог потерявшим работу взрослым, выйти из отчаяния.

- Правильно, он нашёл озеро. Но  - что ещё нового нашёл Васютка, благодаря чему он сделал это открытие?

 ( Он преодолел свой страх, преодолел  холод, голод, одиночество. Он нашёл себя.

6-Правильно, ребята.  Как вы определите идею произведения?

( Преодоление собственных недостатков, страха, способность к выживанию). Автор показал одновременно суровость, строгую красоту и щедрость тайги.

Идея рассказа Необходимо любить, беречь свой край, гордиться  им, как гордился и любил свой край сам автор.

7. Кроссворд к уроку по рассказу Виктора Астафьева «Васюткино озеро»

8.   Подведение итогов урока. Комментирование деятельности учащихся.  Оценки.

- Назовите запомнившиеся события из жизни писателя.

- Происходили ли с вами истории, подобные Васюткиной?

- Какой совет  выживания для вас самый важный?

- Понравился ли вам этот рассказ? Чем?

 - Что вы будете делать, если заблудитесь?

9. Рефлексия

10. Д\з    д\у составить кроссворд к рассказу «Васюткино озеро», иллюстрация к рассказу.

                  в\у кроссворд, подготовить сообщение «Почему выжил в тайге Вавсютка –герой рассказа В.П.Астафьева.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внутрипредметного образовательного модуля по литературе. «Волшебная сила слова», 6 класс

Рабочая программа внутрипредметного образовательного модуля по литературе. "Волшебная сила слова»,   6  класс...

Рабочая программа внутрипредметного образовательного модуля по литературе. «Живое слово», 5 класс

Рабочая программа внутрипредметного образовательного модуля по литературе. «Живое слово»,  5  класс ...

Рабочая программа внутрипредметного модуля по литературе «За строками текста» 5 «А» класс, (4 четверть)

Содержание и структура внутрипредметного  образовательного модуля определяется целью литературного образования: приобщить учащихся к богатствам русской и мировой литературы, развить их спос...

Рабочая программа внутрипредметного модуля по литературе «Там на неведомых дорожках» 5 «А» класс, (1 четверть)

Внутрипредметный модуль « Там на неведомых дорожках» для учащихся 5 класса общеобразовательной школы направлен на решение важнейшей задачи современного образования – становление гармоничной личности, ...

Рабочая программа к межпредметному модулю "Немецкая литература"

Рабочая программа к межпредметному модулю "Немецкая литература"...

Технологическая карта урока по учебнику: Spotlight 11 В.Эванс, Дж.Дули, О.Подоляко, Ю.Ваулина Модуль 1d, Литература. Оскар Уайлд " Преданный друг"

Технологическая карта урока по учебнику: Spotlight 11 В.Эванс, Дж.Дули, О.Подоляко, Ю.Ваулина Модуль 1d,  Литература. Оскар Уайлд " Преданный друг"...

Программа учебного модуля "Зарубежная литература"

Программа учебного модуля "Зарубежная литература"...