Главные вкладки

    Исследовательская работа "Синтаксис в основной школе"
    учебно-методическое пособие по русскому языку на тему

    Мушта Валентина Ивановна


    Материал содержит сравнительную характеристику УМК по русскому языку в основной школе

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл referat_sintaksis.docx43.42 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБОУ Бутурлиновская средняя общеобразовательная школа

               

    Тема: «Изучение синтаксиса в основной школе (анализ УМК)»

                                        Выполнила: Мушта Валентина Ивановна,

                                                                        учитель русского языка и литературы.

                                                           МБОУ Бутурлиновская средняя

                                                        общеобразовательная школа.

                                                   Руководитель: Загоровская Ольга Владимировна,

                                                                 доктор филологических наук, профессор.              

      

    Бутурлиновской муниципальный район

                    2015год

    Содержание.

    1 Введение                                                                                  1

    2   Исторический  экскурс.   Методика   Федора    Ивановича   Буслаева.                                                                                        1

    3   ХХ век.  Методика  преподавания  синтаксиса сложного  предложения.                                                              3

    4   Современные     программы     для   средней    школы       по русскому языку (Ладыженская Т.А., Бабайцева В.В., Разумовская М.М.).                                        6

    5   Учебные комплексы.                                                               11

    6  Методические рекомендации                                                    13

    7  Заключение.                                                                          14

    8  Библиография.                                                                    15

     

     Введение      

          Человек высказывает сообщения о фактах и событиях или реакции на них, чувства и желания, формирует понятия, мысли и умозаключения в процессе познавательной деятельности, вступает в коммуникативные контакты, побуждает собеседников к действию. Всё это многообразие речевых потребностей и проявлений реализуется через синтаксис, с помощью синтаксических ресурсов языка. Единицы других уровней языковой системы – фонемы, морфемы, лексемы – участвуют в формировании речи только через синтаксис. Отсюда – роль синтаксиса как «организационного центра грамматики» (по определению Виноградова В.В.) Отсюда – сложность устройства синтаксической системы языка как научного объекта. И хотя у синтаксической науки многовековая история, законы синтаксического строя языка и теперь ещё не познаны в полной мере. Можно только надеяться, что каждое новое описание синтаксиса, каждое исследование в этой области приближает нас к искомому. Синтаксис – эта та ступень грамматического строя языка, на которой формируется связанная речь. Соответственно синтаксис как наука изучает средства и способы построения связанной речи и прежде всех его коммуникативных единиц – предложений». Итак, синтаксису в современной лингвистике уделяется огромное значение, многие взгляды на вопросы синтаксиса, его места в грамматике, языке и речи, классификации синтаксических единиц пересматриваются. Хочется также, чтобы и в методике преподавания русского языка вопросам синтаксиса уделялось не менее внимания.

      Исторический экскурс. Методика Федора Ивановича Буслаева.

              Первый систематизированный опыт преподавания синтаксиса русского языка предложил Буслаев в методическом пособии «О преподавании отечественного языка». Там можно найти и программу, и  практические рекомендации. Считаю нужным рассмотреть опыт педагога прошлого, т.к. нет смысла отвергать свою историю, её нужно знать, какой бы она ни была, и любить. Это знание порой делает понятным многие современные вещи. В «Программе русского языка и словесности»1848 года представляет собой следующее:

      подготовительный курс (практическое изучение языка);

      1 класс общего курса (грамматика: части речи);

      2 класс общего курса (грамматика: синтаксис, пунктуация, орфография);

      3…(теоретическая и историческая грамматика);

      4…(теория слога, теория прозаических сочинений)

      1 специальный класс (теория поэзии);

      2 специальный класс (история русской и иностранной словестности).

    Итак, синтаксис изучался во втором классе общего курса. Конкретно, синтаксис сложного предложения – во втором отделении. Темы:

    1

    « Способы сочетания предложений.»

     « Сочетание предложений по способу подчинения.»

    «     Придаточные предложения определительные: согласование местоимений относительных. Согласование причастий. Придаточные предложения дополнительные».

    «      Придаточные предложения обстоятельственные: согласование деепричастий. Сокращённые придаточные предложения».

         «  Синтаксис предложений по способу сочинения».

    «     Образование сложных предложений по способу соединения. Образование их по способу противоположения».

     Приведём некоторые практические рекомендации из опыта преподавания начальной грамматики: «…Стало быть, одно предложение отделяется от другого знаком препинания, т.е. остановки, потому что, читая, мы несколько останавливаем голос при окончании предложения…

    …Слова а, да, и называются союзами, потому что связывают слова и предложения…

    …Здесь слова: куда, где, кто, который – связывают два предложения, и то предложение, в котором они находятся, называется придаточным, а к которому прибавляется придаточное, называется главным. Когда вопросительные слова стоят в придаточном предложении, тогда называются относительными, потому что относятся к главному предложению…

    …Для ясного понятия о придаточном предложении следует объяснить придаточные подлежащие, определительные, дополнительные и обстоятельственные предложения…

    …Если союзы связывают два равных предложения, т.е. главное с главным или придаточное с придаточным, то называются сочиняющими; если же соединяют главное с придаточным или придаточное с подчинённым ему придаточным, то называются подчиняющими. В первом случае соединение предложений называется сочинением, во втором – подчинением… и т.п.

    Прежде, чем давать какой-либо термин, учитель рассматривает на примере, т.е. разбирается предложение из художественной литературы или из библии. Используются тексты Крылова, Пушкина и др., такие чтобы можно было из любого, даже небольшого предложения извлечь поучение, мораль, добродетельный пример.

    Таким образом, мы видим, что некоторые принципы и методы из опыта прошлого не потеряли своего значения и сегодня, что-то пересмотрено, что-то добавлено принципиально нового. Но то, что сегодня мы вернулись к своей истории и не отвергаем работы дореволюционных педагогов и советских, в том числе, радует. Зачем изобретать колесо, если оно уже есть. Лучше его совершенствовать.

          

    2

    ХХ век. Методика преподавания синтаксиса сложного предложения.

    Сейчас обратимся к теоретическим положениям стандартной методики.

    Итак, «сложные предложения рассматриваются с точки зрения средств связи (союзные и бессоюзные); союзные сложные предложения описываются по характеру средств связи (сложносочинённые и сложноподчинённые); сложноподчинённые – по значениям придаточной части. При описании бессоюзных предложений учитывается смысловые отношения между частями. Сложные предложения описываются также с точки зрения количественного состава простых предложений, входящих в него (сложные синтаксические конструкции). <В методике синтаксиса применяются следующие принципы>интонационный (сопоставление структуры и интонации) и морфолого-синтаксический (сопоставление члена предложения и части речи).<При формировании учебно-языковых умений используют>синтаксические упражнения, которые включают в себя работу как по анализу синтаксических явлений, так и по их употреблению в речи учащихся, это:

      отграничение одних синтаксических структур от других;

      определение структуры данной синтаксической единицы;

      нахождение в предложениях тех или иных структурных частей;

      составление схем предложений;

      составление предложений по схемам;

      составление предложений указанной структуры;

      полный или частичный синтаксический разбор словосочетаний и предложений разных структур.

     Выполнение синтаксических упражнений готовит школьников к овладению пунктуацией, а также рядом речевых умений».

    Основная цель по методике Баранова в преподавании русского языка – освоение учениками средней общеобразовательной школы грамотным письмом и речью, а также развитие духовных способностей учащихся через преподавание родного языка. Почти все понятия синтаксиса используются при изучении пунктуации.

    В методике Текучёва основной принцип изучения темы «Сложное предложение» такой же как и у Баранова, но первый в своём учебнике предлагает некоторые практические рекомендации по проведению уроков. Текучёв на примерах показывает, как вводиться понятие по теме, он пишет:

     «Повторение сведений о составе простого предложения осуществляется в связи с разбором нескольких простых предложений по членам предложения.

    3

    Следующая часть урока должна быть посвящена выяснению понятия «сложное предложение» как сложное целое, выяснению тех  условий, при каких простые предложения могут образовывать сложное, и тех грамматических правил, которые необходимо при этом соблюдать.

    Текучёв показывает , каким образом необходимо вводить понятия: интонация, место союзов и союзных слов в сложных союзных предложениях, бессоюзное сложное предложение, роль интонации в таких предложениях,  сложносочинённые и сложноподчинённые предложения, сочинительные союзы (соединительные, разделительные, противительные), главное и придаточное предложения, сложноподчинённые с одним придаточным (определительные, изъяснительные, обстоятельственные), сложноподчинённые с несколькими придаточными (подчинение параллельное, последовательное, однородное).

    На уроке изучения сложносочинённых предложений рекомендуется составление  сводной таблицы о сочинительных союзах и их значениях с примерами и определением смысловых отношений между простыми предложениями, входящими в состав сложного. Здесь можно использовать упражнения по составлению предложений с данным  началом и  с использованием всех союзов, приведённых в таблице.

    Текучёв выделяет типичные ошибки, на которые учителю необходимо обратить внима-ние :

     - пропуск запятой перед союзом и, когда сложносочинённое предложение  ошибочно принимает учащимися за простое с однородными членами;

    - постановка запятой перед распространённым однородным членом, когда последний принимается учеником за целое простое предложение;

    -речевая синтаксическая ошибка выражается в так называемом «многосоюзии», когда учащийся без видимой причины вводит в свою речь лишние союзы;

    - а также в излишней (с точки зрения стиля и фактической необходимости) повторяемости наречий, употребляемых в роли союзов и обозначающих последовательность действий.

    Для устранения ошибок предлагаются различные приемы: синтаксический и пунктуационный разбор предложений списанных с различных источников (доска, интер-активная доска, карточка, учебник), творческие работы (составление новых или обработка вариантов), обучающие диктанты, грамматический анализ.

    Знакомство со сложноподчиненными предложениями необходимо проводить в сравнении со сложносочинёнными и выявлении разницы между подчинительной и сочинительной связи, «путём анализа устанавливается, что каждое из придаточных поясняет какое-либо слово главного предложения».

    Далее необходимо выяснить характер подчинительных союзных слов.

    4

    При изучении темы происходит знакомство (в некоторых случаях повторение) пунктуационных правил: постановка запятой, тире, двоеточия в различных видах сложных предложений, но на уроках, посвящённых сложному предложению, занятия пунктуацией должны вестись лишь попутно, носить подчинительный характер, чтобы не отвлекать внимание школьников от основной цели урока» Но при изучении сложноподчинённых предложений необходимо больше уделить внимания правильной постановке знака препинания. Ученики должны понимать структурно-семантические особенности сложноподчинённых предложений и суть взаимоотношений между главным и придаточным, что подготовит почву для введения указанной выше классификацией типов придаточных предложений.

    При изучении сложных синтаксических конструкций (Текучёв такого термина не вводит! Использует другое название «сложные предложения с различными видами связи») особое место уделяется интонации:

    «Предложения такого типа представляют благодатный материал для анализа с точки зрения синтаксической и пунктуационной. Разнообразие конструктивных элементов даёт возможность на одном примере повторить материал, показать большое разнообразие возможных сочетаний синтаксических элементов в одной сложной конструкции, показать, как в подобных условиях применяются основные пунктуационные правила.

    Нельзя упустить такую важную возможность, предоставляемую анализом подобных предложений, как упражнения в выразительном чтении.

    Смысловой анализ сложных предложений с различными видами связей и составление  схем содействуют и развитию логического мышления.

    На данных уроках полезно провести краткий объяснительный диктант и организовать работу по карточкам с написанными на них предложениями (последними обеспечивается дифференцированный  подход к  учащимся).

    В качестве материала для занятий по этой теме целесообразно использовать тексты сочинений самих учащихся, чтобы на примерах лучших из них показать умелое конструирование сложных предложений. Также Текучёв даёт подробное описание методики проведения синтаксического разбора:

    «Под разбором сложного предложения по его составу следует понимать разбор сложного предложения с выделением в нём простых предложений, входящих в его состав и являющихся по отношению к целому сложному его частью.

    Как в простом предложении член предложения является такой единицей, которая не может делиться на более мелкие синтаксические единицы (распространённые члены предложения в особом положении), так и в сложном, каждое простое предложение, входящее в его состав, является такой синтаксической единицей, такой его частью, которая не может члениться на более дробные части, представляющие собой тоже предложение.

    5

    В простых предложениях могут быть выделены члены предложения, потому такой разбор является по членам, а не по составу предложения». Наряду с различными видами разборов необходимо использовать приём грамматического конструирования (составление предложения по схеме).

    Здесь приведены две основные точки зрения на вопрос методики преподавания сложного предложения в  средней школе.  Этим же в современной методике занимались русские учёные: Бабайцева В.В., Бархударов С.Г.,  Глебова Е.Ф., Ломизов А.Ф., Московкина Р.А., Озерская В.П., Панов Б.Т. и др.  Методические взгляды Бабайцевой В.В. будут рассмотрены на практическом материале, к чему сейчас и приступаем.

     Система работы по изучению сложного предложения в школе.

       Современные программы для средней школы по русскому языку (Ладыженская Т.А., Бабайцева В.В., Разумовская М.М.).

                  Тема «Сложное предложение» изучается в 9 классе в курсе русского языка по рассматриваемым и действующим в современной школе программам. При изучении темы по традиционной (под ред. Ладыженской Т.А.) – выделяется 34 часа из 68 отведённых на уроки русского языка в данном классе; по программе Бабайцевой В.В. – 27 часов из 51 (упор делается на развитие речи); по программе под ред. Разумовской М.М. – 34 часа из 68 (упор делается на культуру речи + выделяется 6 часов резервных).

    Изучение темы идёт в следующем порядке:

    Программа Ладыженской Т.А. и др.

    С л о ж н о е   п р е д л о ж е н и е .

    1.   Союзные сложные предложения.

    a)   сложносочинённые (5 часов);

    b)   сложноподчинённые (17 часов).

    2.   Бессоюзные сложные предложения (6 часов)

    3.   Сложные предложения с различными видами связи (5 часов).

      Программа Бабайцевой В.В. и др.

    С л о ж н о е   п р е д л о ж е н и е .

    1.   Сложносочинённые (5 часов).

    2.   Сложноподчинённые (13 часов).

    6

    3.   Сложные бессоюзные (6 часов).

    4.   Сложные предложения с различными видами связи (4 часа).

      Программа Разумовской М.М. и др.

    С и н т а к с и с   с л о ж н о г о   п р е д л о ж е н и я .

    1.   Сложное предложение (2 часа).

    a)   сложносочинённое  (5 часов);

    b)   сложноподчинённое (15 часов);

    c)   бессоюзное сложное предложение (7 часов);

    d)   сложное предложение с различными видами связи (5 часов)

    + 6 часов резервных.

                  Что интересно отметить: по традиционной программе тема «Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь. » изучается до сложного предложения. Хотя при передаче чужой речи  иногда используют сложные предложения. Конечно, в  начальной школе и 5 классе ученики уже сталкивались со сложным предложением, но подробно этой темы не касались. Тем более, в 9 классе ещё не было повторения сложного предложения. В программе Бабайцевой этому уделено больше внимания. Тема «Предложения с чужой речью» изучают после темы «Сложное предложение». В программе Разумовской темы расположены как и по Ладыженской. Казалось бы, какое значение имеет расположение тем? Однако, не изучаем же мы сначала, например, правописание глаголов, а затем вводную тему об этой части речи. Программа Бабайцевой оказалось более систематизированной. И это не такая уж мелочь, в любой науке, как в точной, так и в гуманитарной, не бывает мелочей.

                  Умения и навыки, которые должны приобрести ученики при изучении темы по программе Ладыженской Т.А. и др.

    1.   Умение интонационно правильно произносить сложносочинённые предложения.

    2.   Умение использовать в речи сложноподчинённые предложения и простые с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы.

    3.   Умение передавать с помощью интонации различные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями.

    4.   Умение правильно употреблять в речи предложения с различными видами связи.

    7

    К концу 9 класса:

    ·     производить все виды разборов<…>синтаксический;

    ·     находить в предложения смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания;

    ·     обосновать выбор знаков препинания в соответствии с изученными в 5-9 классах пунктуационными правилами;

    ·     находить и исправлять пунктуационные ошибки;

    ·     производить пунктуационный разбор предложения.

    Умения и навыки, которые должны приобрести ученики при изучении темы

    по программе Бабайцевой  и др.

    1.   Различать основные группы сложносочинённых предложений по союзам и значениям, заменять бессоюзные предложения сложносочинёнными, а сложносочинённые простыми предложениями с однородными членами.

    2.   Различать главное и придаточное предложения, определяя их границы (с одними и несколькими придаточными); определять значение придаточных по сумме признаков: вопросу, союзу, союзному слову; заменять сложные бессоюзные и сложносочинённые предложения сложноподчинёнными предложениями с придаточными разного значения и выявлять различия в строении и значении; заменять сложные предложения простыми осложнёнными.

    3.   Видеть границы частей сложного бессоюзного предложения, определять их смысловые значения; различать и воспроизводить интонацию перечисления, пояснения, противопоставления; производить замену бессоюзных предложений союзными; объяснять различия в их строении и значении.

    4.   Разбирать сложные предложения с указанием количества частей и видов связи между ними; заменять сложные предложения с различными видами связи более простыми конструкциями.

    Умения и навыки, которые должны приобрести ученики при изучении темы по программе Разумовской  и др.

    1)   по синтаксису:

      различать изученные виды простых и сложных предложений;

      интонационно   выразительно произносить предложения изученных видов;        

    8

    2)  по пунктуации:

      правильно ставить знаки препинания во всех изученных случаях.

    Знания, которые должны получить ученики 9 класса по теме «Сложное предложение» по программе Ладыженской и др.

    1.   Сложносочинённые предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Запятая между частями сложносочинённого предложения.

    2.   Главное и придаточное предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Запятая между главным и придаточным предложениями. Основные виды придаточных предложений. Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными в них; знаки препинания.

    3.   Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

    4.   Различные виды предложений с союзной и бессоюзной связью; знаки препинания в них.

    Знания, которые должны получить ученики 9 класса по теме «Сложное предложение» по программе Бабайцевой и др.

    1.   Вводится термин синтаксис.

    2.   Союзы и значения сложносочинённых предложений. Знаки препинания в сложносочинённых предложениях.

    3.   Строение сложноподчинённых предложений. Подчинительные союзы и союзные слова. Роль указательных слов в подчинении предложений. Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Виды придаточных предложений: подлежащные, сказуемные, определительные, дополнительные, обстоятельственные. Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными. Запятая в сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными. Синонимия простых осложнённых и сложных союзных, сложносочинённых и сложноподчинённых предложений.

    4.   Значения сложных бессоюзных предложений; знаки препинания в сложных бессоюзных предложениях.

    5.   Понятие о сложных предложениях с различными видами связи. Запятая при стечении сочинительных и подчинительных союзов.

    Знания, которые должны получить ученики при изучении темы «Сложное предложение» по программе Разумовской и др.

    9

    1.   Сложное предложение и его признаки. Сложные предложения с союзами и без союзов. Классификация сложных предложений: сложносочинённые, сложноподчинённые, бессоюзные.

    2.   Строение сложносочинённого предложения и средства связи в нём: интонация и сочинительные союзы (соединительные, разделительные и противительные). Смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения. Запятая между частями сложносочинённого предложения.

    3.   Строение сложноподчинённого предложения: главное и придаточное предложение в его составе; средства связи в сложноподчинённом предложении. Основные виды придаточных предложений: определительные, изъяснительные, обстоятельственные (места, времени, образа действия и степени, цели, условия, причины, уступительные, сравнительные, следственные). Место придаточного предложения по отношению к главному. Предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания между главным и придаточным предложениями.

    4.   Смысловые отношения между простыми предложениями в составе бессоюзного сложного предложения. Интонация бессоюзного сложного предложения. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

    5.   Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи. Знаки препинания в нём.

    Таким образом, можно сделать вывод, что все рассматриваемые  программы применимы в современной школе. Программа Бабайцевой успешно используется параллельно с Ладыженской в обычных общеобразовательх классах. Программа под ред. Разумовской пока остаётся на экспериментальном уровне; не получила широкого распространения, хотя в некоторых лицеях с гуманитарным уклоном (углубленным изучением русского языка) внедрена и практически применима.

     Программы под ред. Бабайцевой и Разумовской, в отличие от Ладыженской, дают более глубокие, систематизированные знания (особенно выигрывает в этом плане программа под ред. Бабайцевой); вводятся научные термины, в то же время оставляя материал на доступном для школьников уровне. В программе по ред. Разумовской больше внимания уделяется: вводным урокам по теме «Сложное предложение» (это только +, т.к. у учеников знания обобщенные), значению интонации при изучении сложноподчинённого предложения. Однако в эти двух программах есть и свои недостатки. Так, например, Бабайцева вводит свою классификацию типов придаточных предложений, ту, которую автор даёт в своей теории синтаксиса. Взгляд учёного отличен от общепринятого, существующего в современной лингвистической науке. С одной стороны предлагаемое членение придаточных проще и понятнее для учеников 9 класса (это веский аргумент в защиту метода), но в школе всё-таки лучше давать общепринятые сведения. При углубленном изучении материала  с успевающими и интересующимися учениками можно и нужно вводить различные точки зрения. Хотя здесь можно поспорить: зачем «забивать» детям голову устаревшими знаниями, если новые гораздо проще, понятнее и ученики допускают меньше пунктуационных ошибок. Ведь это главная и основная цель обучения русскому языку: научить школьников грамотно писать на родном языке. Вопрос остаётся спорным и по сей день. Надеюсь, что программа под ред. Бабайцевой выдержит проверку временем и будет  в дальнейшем так же успешно использоваться в школе, т.к. имеет

    10

    много плюсов и выигрывает во многом. Каковы же эти достоинства?

    Для  детального и конкретного рассмотрения вопроса обратимся к учебным комплексам.

       Учебные комплексы.

    Сравним, какие теоретические  материалы и практические задания даются в учебниках С.Г. Бархударова и др. (программа под ред. Ладыженской), Бабайцевой и др. Выясним, что есть интересного  и нового, что помогает в работе учителю и ученику. Каков принцип подачи материала и т.д. Естественно, что все учебники различны как внешне, так и содержательно.

     Учебник С.Г. Бархударова «Русский язык. 9 класс» (под ред. Ладыженской).

    Учебник по русскому языку для 9 класса С.Г.Бархударова представляет собой следующее: книга разделена на четыре основных раздела, второй из которых «Сложное предложение». Он  в свою очередь делится на темы и микротемы (аналогично программе). Под знаком  даётся теоретический материал (то или иное правило). Ниже приводится ряд упражнений для закрепления понятия, теории. Все правила подкрепляются примерами. Основные термины выделяются другим шрифтом.

    Основные понятия: сложное предложение (союзное и бессоюзное), сложносочинённое, сложноподчинённое с придаточными определительными, изъяснительными, обстоятельственными (образа действия и степени, места, времени, условные, причины, цели, сравнительные, уступительные, следствия) и сложноподчинённое с несколькими придаточными, сложные предложения с различными видами связи даются в соответствии с методикой, рассмотренной выше.

    При классификации сложных предложений даётся таблица, а также в теме «Сложноподчинённые предложения. Придаточные обстоятельственные». В учебнике  даётся материал для словарной работы: слова в рамках. Например:

     

    колос

    колоссальный

     

    Все задания практических упражнений сводятся в основном к расстановке пропущенных знаков препинания (в частности запятой) и определения типов предложения. Есть задания по составлению предложений (развитие речи), а также работа с союзами (в союзных сложных предложения). В некоторых упражнениях видим элементы стилистической работы. Материал для упражнений подобран на основе произведений русской классики.

     Учебный комплекс В.В. Бабайцевой.

    Принципиально отличается своим построением, структурой, подбором и даже, некоторыми теоретическими сведениями учебный комплекс под ред. Бабайцевой. В чём

    11

    же отличие? Во-первых, существует три вида учебников (отдельные книги), где материал расположен в соответствии со своим назначением, т.е. книга первая: «Русский язык. Теория. 5-9 класс»; книга вторая: «Русский язык. Практика.» (для каждого класса) и, наконец, книга третья: «Русская речь.»

    В книге»Русский язык. Теория. 5-9 класс» находим теоретический материал для уроков по всему школьному курсу. Вот что написано в учебнике на первых страницах: «...выделяются «Вводный курс» и «Основной курс»...в основном курсе последовательно излагаются основы науки о русском языке, орфографические и пунктуационные правила, которые сопровождаются...примерами...» Материал разбит по классам и темам (аналогично программе). Раздел «Синтаксис сложного предложения» начинается, как и по программе Ладыженской, с общих сведений о сложном предложении. На первом уроке по теме вводятся понятия об основных видах сложных предложений и тут же даётся определение всех понятий (в принципе, как и по программе Ладыженской). Но при изложении последующих сведений находим различия: Бабайцева сначала вводит понятие «сложноподчинённого предложения с одним и с несколькими придаточными», и только затем рассматривает различные виды придаточных предложений. Причём  вместо 3 видов придаточных в сложноподчиненном предложении, выделяется 5: подлежащные, сказуемные, определительные, дополнительные, обстоятельственные.

     Теоретические сведения расположены в строгой последовательности  и дают начальные научные знания в сочетании с легко запоминающимся примерами из художественной литературы. Все понятия фундаментальны, однако доступны. Материал легче воспринимается, так как собран и приведён в отдельной книге-справочнике (кстати, практично при подготовке к выпускному экзамену и для повторения).

    Первоначальное понятие о сложном предложении даётся ещё в начальной школе, затем в 5 классе идёт повторение. В «Теории» даются некоторые начальные сведения по теме (как и по  программе Ладыженской). В старших классах тема «Сложное предложение» изучается более тщательно, подход на высоком уровне, соответственно возрастным особенностям  и развитию мыслительных процессов.

    В книге «Русский язык. Практика. Сборник задач и упражнений. Учебное пособие для 8-9 классов» помещены практические материалы для уроков русского языка по синтаксису и пунктуации. Составитель учебного пособия Ю.С.Пичугов. Все упражнения и задания построены в соответствии с программой и основным учебником курса «Русский язык. Теория». В заданиях много вопросов для размышления, чтения вслух. Рядом с некоторыми упражнениями приводятся термины, необходимые для выполнения задания.

    Задания в упражнениях интересные и разнообразные, они требуют от ученика не механического выполнения (переписывания и расстановки знаков препинания), а вдумчивого, глубоко осознанного подхода. Например, на странице111 упражнение №395.

    Отличительной особенностью пособия является так называемый «опорный материал» - это схемы, памятки; вспомогательный материал, излагающий правило, понятие, термин в лаконичной форме.

    Почти в каждом упражнении есть, хоть маленький, вопрос по развитию речи (несмотря на отдельное учебное пособие). Обязательно вводятся упражнения для повторения

    12

    орфографии.

    В каждом упражнении требуется объяснение: Какой приём вы использовали?... Почему?... Обоснуйте свой ответ...Объясните...Поясните... и т.д. Каждое письменное задание так или иначе сопровождается устным объяснением.

    Внимание уделяется работе над интонацией, которая влияет на смысл предложения в некоторых моментах и позволяет почувствовать  логический конец мысли (предложения). Например,  на странице 125 упражнения №437, на странице 138 упражнение №478 и  др.

    Здесь и различные виды разборов, и работа с текстом, и самостоятельное составление предложений для диктанта, и задания на составление рецензии на любую прочитанную книгу, и работа по определению грамматических основ.

    Классификация придаточных в соответствии с «Теорией» Бабайцевой. На страницах 142- 143 слова для словарной работы. Интересно упражнение №552 на странице 159. Это небольшой элемент устного ответа на экзамене по русскому языку. Приводится схемы ответов. Задания, касающиеся непосредственно синтаксиса сложного предложения, также разнообразны. Это и простая постановка знаков, и составление предложения по схеме, и замена чего-то одного (союза, простого предложения) на другое, и сравнивание, и выявление синтаксических особенностей, и определение смысловых отношений в бессоюзном предложении и т.д. В некоторых случаях даётся задание по работе над ошибками.

    Вот основные особенности пособия, о плюсах которого можно говорить долго. Последнее, что хотелось бы отметить: материал для практических упражнений взят не только из художественной литературы и народного творчества, но также высказывания видных научных деятелей (Сухомлинского, Лихачёва, Белинского, Ушинского, Сахарова и др.)

        Хочется отметить, что по программе В.В.Бабайцевой разработан учебник для углублённого изучения как для 5-9 классов, так и для 10-11 классов (профильный уровень образования).

     Методические рекомендации.

      1  В работе необходимо  давать ученикам возможность самостоятельно

    мыслить, больше делать выводов.

    2   Все синтаксические понятия, пунктуационные правила необходимо рассматривать сначала на примере. Пусть ребята сами додумаются и скажут своими словами, что они увидели необычного и нового в приведённом учителем предложении. И только затем открыть и прочитать учебник.

    3   Использование игрового материала.

    4   Роль занимательных заданий при изучении темы.

    13

    5    В 9 классе можно использовать задания творческого плана. Это должна быть работа, направленная на развитие мыслительной деятельности. Например, можно организовать конкурс на лучший свод правил по синтаксису и пунктуации для проверки правописания в новой компьютерной программе или подобрать сложные  предложения для обучения гуманоидов с соседней планеты.

    6    На заключительных уроках создать проблемную ситуацию: например, написать текст, состоящий только из простых предложений на любую или определённую тему. Возможно такое в живом языке? Как это влияет на смысл, остаётся язык так же богат и красив?  И т.п.

    7     Для домашних упражнений можно использовать художественные произведения, изучаемые на уроках литературы. Пусть ученики самостоятельно выпишут сложноподчинённые с различными типами придаточных.

    Таким образом, можно вызвать интерес к изучению темы, однако, не забывая, играя, всё же учить.

    Заключение.

    Итак, подведём черту, общий итог над проделанной работой. В современной школе широко применяется  программа под ред. Т.А.Ладыженской. Параллельно ей, с не- меньшим успехом применяется программа В.В Бабайцевой. Кроме того, существуют и так же успешно внедряются другие экспериментальные программы, которые называют ещё альтернативными. Все программы, как новые, так и уже давно используемые,  имеют свои плюсы и минусы, свои недостастатки и достоинства. Поэтому они продолжают изменяться и совершенствоваться. Появляются новые варианты и новые программы других авторов. Не последнее место в  рассмотренных программах занимает материал по сложному предложению. Но всё-таки в каждой из них  методика синтаксиса сложного предложения требует конкретного пересмотра и совершенствования, внедрения новых приёмов работы. 

    Вслед за развитием и изменениями в лингвистической науке и языке происходят изменения в методике. В школьной практике применяются новые научные теории, но делать это необходимо аккуратно не перегружая школьную программу. И лучше, если будут применены уже проверенные и наиболее общепринятые точки зрения. В игровом материале и некоторых приёмах работы по изучению нового материала, закреплению, автоматизации навыков можно и нужно использовать новаторские разработки. Теоретический материал разумнее применять общепринятый, чтобы не вводить путаницу в систему понятий школьников. С интересующимися или сильными учениками при достатке времени следует рассмотреть различные взгляды, существующие в лингвистике.

    Вопросу методики синтаксиса сложного предложения необходимо уделять больше внимания, исследовать, изучать. Это и было одной из задач работы, и автор надеется, что его работа выполнила свою задачу и станет ещё одним полезным элементом в процессе обучения русскому языку в школе.  

    14

    Библиография.

    1.   Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д., Русский язык 5-9 класс, теория, М., 1994 год.

    2    Бабайцева В.В., Русский язык, теория, 5-9 класс, М., 1992 год, с. 207.

    3.  Бабайцева В.В., Русский язык, теория, 5-9 класс, с. 32

    4.   Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Львов М.Р., Ипполитова Н.А., Ивченко П.Ф., Методика преподавания русского языка, М., 1990 год.

    5.   Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю., Чешко Л.А., Русский язык 9 класс,              М., 1994 год.

    6.   Бархударов С.Г., Русский язык, 9 класс, М.1994 год, с. 7.

          с.30

    7.   Буслаев Ф.И., Преподавание отечественного языка; М,1992 год.

    8.   Текучёв А.В., Методика русского языка в средней школе, М., 1980 год.

    15


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование технологии проектного и исследовательского обучения на уроках и во внеурочной деятельности (ФГОС основная школа)

    Ведущее место среди методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня   методу проектов. В основу метода проектов положена идея о...

    Исследовательский проект Использование современных интерактивных образовательных технологий на уроках ФК и во внеурочной деятельности как механизм развития универсальных учебных действий учащихся основной школы

       В наше  время основным нормативным документом, на котором строятся и проектируются результаты обучения, является Федеральный государственный образовательный стандарт, ко...

    «Научно-исследовательская деятельность учащихся основной школы по историческому краеведению как средство воспитания патриотизма и любви к малой родине»

    В работе изложены основные принципы организации научно-исследовательской деятельности учащихся, опыт работы в ГБОУ ООШ с.Абашево....

    Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности в основной школе, как один из путей повышения мотивации и эффективности в учебном процессе.

    В статье рассказывается как организация поректной деятельности в школе позволяет повысить мотивацию учащихся...

    Система работы по организации исследовательской деятельности филилогической направленности обучающихся основной школы.

    Данный материал является статьей, написанной в соавторстве с учителем русского языка и литературы Шохиревой Е.В....

    УЧЕБНАЯ ЗАДАЧА И ЕЁ РЕШЕНИЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В СИСТЕМЕ РО КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

    В статье рассматриваются этапы урока в системе РО Эльконина – Давыдова как проекция этапов исследовательской деятельности учащихся....

    тезисы по исследовательской работе «Патриотическое воспитание в основной школе»

    Цель работы :Выявить педагогические условия и проблемы патриотического воспитания подростков, разработать и апробировать проект «Я – гражданин России»               ...