Система работы по организации исследовательской деятельности филилогической направленности обучающихся основной школы.
статья по русскому языку на тему

Силиверстова Наталия Борисовна

Данный материал является статьей, написанной в соавторстве с учителем русского языка и литературы Шохиревой Е.В.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_sosh_no_12_no2.doc99 КБ

Предварительный просмотр:

 Система работы по организации исследовательской деятельности  

 филилогической направленности  обучающихся основной школы.

Н.Б. Силиверстова, Е.В. Шохирева,

учителя русского языка и литературы

МОУ “СОШ №12”

         Как странно, что о современных грудных детях мы говорим, что они «атомные», а в 9-10- летнем  возрасте  обвиняем этих же детей  в  равнодушии к образованию и  отсутствии интересов. Не мы  ли, взрослые, виновны в резком сокращении спортивных школ, развивающих кружков, а главное, в отсутствии детских организаций. Как же вернуть наших детей в  храм науки? Наверное, заинтересовать их, поставить перед учащимися настолько интересную задачу, чтобы решение ее стало для ребенка увлекательным и необходимым занятием. Полагаем, что организация исследовательской деятельности обучающихся может стать одним из способов привлечения ребенка к «учению с увлечением».

          Традиционно считалось, что привлекать учащихся к исследовательской деятельности стоит на старшей ступени обучения. Но ведь известно, что уже в младшем школьном возрасте у обучающихся  развиваются  такие формы мышления, которые обеспечивают в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного, теоретического мышления. Здесь закладываются предпосылки самостоятельной ориентации в учении, повседневной жизни [1: 1-2]. Это позволило нам задуматься об организации исследовательской деятельности учащихся , начиная с 5-го класса. Именно в 10-12- летнем возрасте усвоение предметного материала обучения из цели становится средством такого эмоционального, социального и интеллектуального развития ребенка, которое обеспечивает переход от обучения к самообразованию, а следовательно, и успешную социализацию  школьника.

           Что ж такое исследовательская деятельность? В методических рекомендациях по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях г. Москвы, разработанных департаментом образования города Москвы , исследовательская деятельность обучающихся определяется как деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, выбор способов  исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы[2: 1-2]. Соглашаясь с этим определением, считаем, что главной целью исследовательской деятельности  является развитие личности, а не получение объективно нового результата. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности заключается в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний.

        Исследовательская деятельность, как и любая  другая  , требует системного подхода.  Нами была разработана следующая система по организации исследовательской деятельности обучающихся основной школы.

5 класс подготовительный этап, цель которого- определение предметного поля исследования. На данном этапе учащиеся не способны самостоятельно определиться с исследовательской областью.  Именно поэтому руководителем предлагается несколько интегрированных предметных областей в качестве объекта исследования, а учащийся сам выбирает ту облать, в которой он наиболее успешен. Наиболее приемлемой формой работы  для учащихся на данном этапе , по нашему мнению, является работа в группах, так как в  соответствии с возрастной спецификой на первый план у ребенка выходят цели освоения коммуникативных навыков. Группа учащихся во главе с  руководителем определяет для себя: актуальность темы и цель исследования  (Зачем мы проводим исследование?); задачи исследования (Что мы для этого делаем?); формулировку проблемы и ожидаемый результат исследования; составление плана работы; распределение заданий в группе; поиск информации, проведение исследования; оформление работы; проведение мини- конференции .

6-7 классы – практический этап, цель которого- вывести учащихся на новый самостоятельный уровень работы в группах, развивая таким образом творческий потенциал каждого участника исследования. Для данного этапа характерны следующие виды деятельности: работают самостоятельно, каждый в соответствии со своим амплуа, и сообща;консультируются по необходимости с руководителем; овладевают новыми знаниями, знакомятся с новыми источниками информации; подготавливают презентацию результатов. На данном этапе руководителем оценивается не просто конечный продукт исследования, но и индивидуальный вклад каждого ученика.

8-9 классы – презентационный или итоговый этап, цель которого- формирование надлежащего уровня компетентности в исследовательской деятельности (то есть самостоятельное практическое владение технологией исследования). На данном этапе темы и проблемы проектных и исследовательских работ подбираются в соответствии с личностными предпочтениями каждого обучающегося и должны находиться в области их самоопределения. Предпочтительны индивидуальные или малые групповые формы работы. Учащиеся уже имеют возможность максимально раскрыть свой творческий потенциал,  показать публично достигнутый результат решения задачи, сформулированной самими учащимися. На этом этапе учащиеся также определяются с типом творческой работы: будет ли это проблемно-реферативная работа, написанная на основе нескольких литературных источников, предполагающая сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы, либо экспериментальная, написанная на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат, либо исследовательская, выполненная с помощью определенных, выбранных самостоятельно методов, имеющая полученный с помощью этих методов собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления.  К концу 9-го класса предполагается овладение учащимися следующими умениями и навыками: проблематизации (рассмотрение проблемного поля и выделение подпроблем,  формулирование ведущей проблемы и постановка задач, вытекающих из этой проблемы); целеполагания и планирования содержательной деятельности ученика; самоанализа и рефлексии (результативность и успешность решения проблемы проекта); представления результатов своей деятельности и хода работы; презентации в различных формах, (компьютерная презентация, театрализация, видео, аудио и сценические представления и др.); поиска и отбора актуальной информации и усвоения необходимого знания; практического применения школьных знаний в различных ситуациях; проведения исследования (анализ, синтез, выдвижение гипотезы, детализация и обобщение).

          Данная система уже  апробируется нами . Мы представляем вам опыт проведения научно- практической конференции для учащихся 5 классов под названием «Астрахань-450. Из прошлого в будущее». Ученикам были предложены шесть направлений, работа над которыми предполагала дифференциацию нескольких  гуманитарных дисциплин:

  1. 1.История Астрахани. 2. По улицам города. 3. Астраханские меценаты.
  2. 4. Природа Астраханского края. 5.Астрахань литературная. 6.Современная Астрахань.
  3. Осмыслив предложенные направления, были выявлены следующие  проблемы :
  4. 1.Взаимосвязь истории Астрахани с судьбами людей.
  5. 2.Топонимика как отражение истории города.
  6. 3.Роль меценатов в истории города Астрахани и страны.
  7. 4.Взаимосвязь уникальности природы Астраханского края с его историей и экономикой.
  8. 5. Отображение истории города в произведениях астраханских писателей.
  9. 6.Значение современной Астрахани в развитии страны.
  10. Учащимся была предложена групповая форма работы. Каждая группа состояла из 5-6 человек. Внутри группы у каждого были свои задачи в достижении единой цели. По какому же сценарию работали группы? Учащимся был предложен следующий план  работы:

1. Выбор и анализ научной проблемы.

2.Работа с источниками (поиск, изучение, анализ ).

Предлагались следующие источники поиска информации:   а) литературные источники;

  б) Интернет – ресурсы;   в) экскурсии.

(На этот этап работы у учащихся ушло больше всего времени. В поисках информации учащиеся посещали не только школьную и районные библиотеки. К поискам подключались родители, знакомые. Одной из учениц из села Сасыколи были привезены частушки и народные песни.  Некоторые ученики впервые воспользовались локальной сетью Интернет в качестве источника информации. Учащиеся были на  экскурсиях по историческим местам и музеям города).

3.Оформление собственного видения проблемы.

      4.Написание работы.

      5.Оформление сносок,  ссылок  и списка использованной  литературы.

      (Большое внимание на этапе сбора информации и написания самой работы уделялось  

      вопросу ссылок  на первоисточники).

6.Рецензия на работу и анализ ошибок.

(Прежде чем перейти к этапу подготовки творческого отчета, к созданию презентаций и проектов, руководителем была написана рецензия на каждую работу с указанием недочетов. Эти недочеты учащиеся частично могли исправить во время творческого отчета).

7. Участие в научно-практической конференции с творческими отчетами.

(Во время творческих отчетов группы демонстрировали слайды, презентации, сопровождали выступления звуковым оформлением.

Какие же итоги работы следует отметить? Во – первых, многих учеников заинтересовал процесс решения научной проблемы. Во – вторых, многие учащиеся изъявили желание продолжить работу в будущем. В – третьих, выступление перед трибуной с творческим отчетом для многих стало первым опытом публичного выступления).

         Нельзя сказать, что все задуманное получилось, что все ученики смогли до конца выполнить работу, но накопленный опыт научной деятельности,  творческий потенциал большинства учащихся убеждает в целесообразности идеи привлечения к научной работе учащихся среднего звена.

         В заключении хочется отметить, что организация исследовательской деятельности учащихся основной школы ставит главной целью не только “установление истины, развитие у учащихся умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления”[3: 1], но и воспитание творчески мыслящих молодых исследователей.

Литература

1.Румянцева Н.Ю. “Потенциальная готовность учителя к организации  

 учебно-исследовательской  деятельности школьников”.

2.Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской

 деятельности обучающихся в образовательных учреждениях г. Москвы,

 разработанные департаментом образования города Москвы.

            3.Авгусманова Т.В.”Методика исследовательской деятельности учащихся”


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная работа как одна из форм организации внеурочной деятельности воспитанников детского дома-школы в условиях поэтапного введения ФГОС основного образования

Обучающиеся учреждений интернатного типа часто не имеют возможности сталкиваться со многими практическими проблемами, что становится одной из причин дополнительного стрессового состояния для детской п...

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И В СИСТЕМЕ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ

Организация и проведение исследовательской деятельности на уроках биологии и во внеклассных мероприятиях....

Представление опыта работы по организации исследовательской деятельности учащихся по изучению качества природных вод г. Новокузнецка

В статье представлен опыт работы по организации исследований школьников по проведению экологического мониторинга уровня загрянения рек в черте города Новокузнецка по нескольким показателям качества во...

Представление опыта работы по организации исследовательской деятельности учащихся по изучению видового разнообразия домашних животных в городе Новокузнецке

Представленный опыт работы по организации исследовательской деятельности детей естественнонаучной направленности  может быть интересен педагогам и учителям при организации мониторинговых исследов...

Опыт работы по организации исследовательской деятельности по проведению экологического мониторинга показателя кислотности атмосферных осадков

Организация исследовательской деятельности учащихся часто вызывает большие затруднения у учителей. В статье представлен опыт по организации исследовательской деятельности учащихся в объединении "...

НЕСТАНДАРТНЫЕ ЗАДАЧИ КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

В настоящее время возрастает потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы. Она  обусловлена ускорением ...

«Роль учителя физической культуры в организации учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в основной школе»

Руководство проектной деятельностью учащихся  по предмету физическая культура так же интересна как и на уроках других предметов. Мы с учащимися создали уже несколько проектов, на самые разные тем...