рабочая программа по русскому языку (ФГОС) по программе М.М. Разумовской
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему

Гайфутдинова Станислава Вячеславовна

Рабочая программа по русскому языку на 2015-2016 уч.год (ФГОС) по программе М.М. Разумовской, отдельно тематическое планирование на 170 часов в год (5 часов в неделю)  и на 210 ч.(6 часов в неделю). В пояснительной записке имеется перечень контрольных работ на весь учебный год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_5_klass.rar373.38 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Калитвенская средняя общеобразовательная школа

Каменского района Ростовской области

«Утверждаю»

Директор МБОУ Калитвенской СОШ

Приказ от _____________ № ______

__________________В.А.Чопоров

М.П.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку

основное общее образование 5 класс

Количество часов 170

Учитель Гайфутдинова Станислава Вячеславовна

Программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования/ Министерствво образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2013; Примерной программы основного  общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку к учебно-методическому комплексу для 5-9 классов / Авторы М.М.Разумовская, В.И.Капинос, С.И.Львова, Г.А.Богданова, В.В.Львов (Москва, «Дрофа» 2014).

СОГЛАСОВАНО                                                СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания                                                Заместитель директора

методического объединения                                             В.Д.Богачева

________________________                                _______________

от _________ 20 __ года № ___                                        (подпись)

___________ Ф.И.О.                                                __________________

(подпись)                                                                (дата)

Пояснительная записка

Программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования/ Министерствво образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2013; Примерной программы основного  общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку к учебно-методическому комплексу для 5-9 классов / Авторы М.М.Разумовская, В.И.Капинос, С.И.Львова, Г.А.Богданова, В.В.Львов (Москва, «Дрофа» 2014).

В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с примерными программами начального общего образования.

Русский язык – язык русского народа. Он служит ему средством:

  • общения во всех сферах жизни (в быту, между гражданами и учреждениями, в научном и художественном словесном творчестве);
  • хранения и передачи информации;
  • связи поколений русских людей, живущих в разные эпохи.

Русский язык – один из развитых языков мира. Он отличается богатством словаря, словообразовательных и грамматических средств, располагает неисчерпаемыми возможностями изобразительно-выразительных средств, стилистическим разнообразием. На русском языке созданы художественная литература и наука, имеющие мировое значение.

Русский язык в современном мире – один из официальных языков ООН. В Российской Федерации он является государственным языком.

Свободное владение русским языком – обязательное условие успешности русского человека в жизни, труде, творчестве.

Целями и задачами изучения русского (родного) языка в основной школе являются:

  • воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в различных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;
  • овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
  • освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерности её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности;
  • развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры учащихся, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;
  • совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

    Речевая направленность курса предполагает усиление семантического аспекта в изучении фактов и явлений языка.

Помимо ставшего уже привычным внимания к значению слов и различных грамматических структур, особое место отводится морфемной семантике. Осмысление значения морфем, внимание к внутренней форме слова не только развивает грамматическое мышление ребенка, но и помогает решить проблемы внутрипредметных связей, позволяет сформировать грамматические, лексические, орфографические умения и навыки в их единстве.

       Речевая направленность курса предполагает формирование у учащихся чуткости к богатству и выразительности родной речи, гордости за родной язык, интереса к его изучению. Этому способствует внимание к эстетической функции родного языка, знакомство с изобразительными возможностями изучаемых единиц языка, наблюдение за использованием разнообразных языковых средств в лучших образцах художественной литературы, в которых наиболее полно проявляется изобразительная сила русской речи.

Общая характеристика учебного предмета

В 5 классе изучается современный русский литературный язык, поэтому программу школьного курса русского языка составляют основные сведения о нём. Вместе с тем в неё включаются элементы общих сведений о языке, истории языка, его современных разновидностях.

Программа содержит:

  • отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистики русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества и т. д., речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, формирование коммуникативных умений и навыков, сведения об основных нормах русского литературного языка;
  • сведения о графике, орфографии и пунктуации, перечень видов орфограмм и названий пунктуационных правил.

Содержание курса русского (родного) языка в 5 классе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование  и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.

Развитие речи учащихся на уроках русского языка предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, аудирования (слушания), чтения и письма) и осуществляется в трёх направлениях, составляющих единое целое.

Первое направление в развитии речи учащихся – овладение нормами русского литературного языка: литературного произношения, образования форм слов, построения словосочетаний и предложений, употребление слов в соответствии с их лексическим значением и стилевой принадлежностью. Овладение нормами русского литературного языка предполагает систематическую работу по устранению из речи учащихся диалектизмов и жаргонизмов.

Второе направление – обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся. Обогащение словарного запаса слов на уроках русского языка обеспечивается систематической словарной работой. Обогащение грамматического строя речи детей достигается постоянной работой над синонимией словосочетаний и предложений, наблюдениями над формой, значением и особенностями употребления языковых единиц.

Третье направление в развитии речи учащихся – формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме. Развитие связной речи предполагает работу над содержанием, построением и языковым оформлением высказывания, которая осуществляется при выполнении специальных упражнений и при подготовке изложений и сочинений. Она включает формирование и совершенствование умений анализировать тему, составлять план и в соответствии с ним систематизировать материал, правильно отбирать языковые средства.

Работа по развитию речи включает в себя формирование навыков выразительного чтения. Занятиям по выразительному чтению предшествует и сопутствует работа над развитием речевого слуха учащихся (умение различать звуки в слове, отчётливо произносить слова, различать ударные и безударные слоги, определять границы предложения, повышать и понижать голос, убыстрять и замедлять темп речи, выделять слова, на которые падает логическое ударение).

Языковая и лингвистическая компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; приобретениях необходимых знаний о лингвистике как о науке; освоение основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствования орфографической и пунктуационной грамотности; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.

Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.

В рабочей программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме. Направленность курса русского (родного) языка на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции нашла отражение в структуре программы.

Школьный курс русского языка в 5 классе предполагает изучение фонетики и графики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии и орфографии, первоначальные сведения об основных понятиях синтаксиса и пунктуации. Предусмотрена работа по культуре речи. Вводные уроки о русском языке дают большие возможности для решения воспитательных задач и создают эмоциональный настрой, способствующий повышению интереса к предмету и успешному его изучению.

Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для повторения в начале и в конце года выделяются специальные часы. В 5 классе в разделе «Повторение пройденного в 1 – 4 классах» определено содержание этой работы, что продиктовано необходимостью правильно решать вопросы преемственности между начальным и средним звеном обучения. Каждая тема завершается повторением пройденного. Данная система повторения обеспечивает необходимый уровень прочных знаний и умений.

В программе специально выделены часы на развитие связной речи – пятая часть всего учебного времени. Темы по развитию речи – речеведческие понятия и виды работы над текстом – пропорционально распределяются среди грамматического материала

Курс русского языка  в 5 классе направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-      ориентированного, когнитивно-коммуникативного,   деятельностного подходов к обучению родному языку:

       -  воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой   деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;                                                                                                                                                                                                                                                                

      - совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и  ситуациях  его использования;

                 - обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

       - развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
      - освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах   русского литературного языка; о русском речевом этикете;
     -  формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений  работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
       Как видно, рабочая программа нацелена на формирование и развитие речемыслительных способностей учащихся на основе деятельностно-системного подхода в обучении русскому  языку и позволит сформировать у учащихся школы языковую, лингвистическую и литературоведческую компетенцию и решить ряд дидактических задач:

- привить учащимся навыки самостоятельной работы с текстом художественного произведения, развить у них умение научно-исследовательской деятельности;

- формировать у учащихся умения чувствовать слово и владеть им, используя средства выразительности языка, стилистические приёмы;

- способствовать созданию положительной мотивации учеников к изучению русского языка.

          Программа включает в себя несколько блоков: первый описывает лингвистические понятия, обозначающие языковые и речевые явления и особенности их функционирования; во втором  перечисляются  основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются  в процессе изучения данных понятий.

Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит из трех тематических блоков. В первом представлены дидактические  единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно- исторический компонент курса русского языка в целом.

    Основной целью рабочей программы является формирование языковой, лингвистической, коммуникативной и культурологической компетенций учащихся через реализацию  в курсе русского языка междисциплинарных учебных программ - «Формирование универсальных учебных действий», «Формирование ИКТ-компетентностиобучающихся», «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» и «Основы смыслового чтения и работа с текстом».

  Учебник М.М. Разумовской включает богатый текстовый материал, предназначенный для работы по орфографии и пунктуации, языковых разборов, типологического и частичного стилистического анализа. Но ведущая цель работы включает следующие необходимые этапы:  выразительное чтение и смысловой анализ текста.

Звучащая на каждом уроке выразительная речь – это одно из основных условий осознания эстетической функции изучаемых языковых явлений. Поэтому в программе предусмотрена систематическая работа по формированию навыков внимательного отношения к звучанию слов, к его произнесению,  и при прочтении художественного текста, и при прочтении текстов деловых или научных, и в живом диалоге.

  В 5  классе ребята совершенствуют умение использовать в соответствии с учебной задачей различные виды чтения: просмотровое, ознакомительное, изучающее, поисковое.

При оценке чтения учащихся принимаются во внимание не только выразительность и темп, но и осмысленность. Показателями достаточного осмысления прочтённого текста является способность учащихся сформулировать тему и основную мысль текста, умение подобрать соответствующий заголовок, ответить на вопросы по содержанию. Особое внимание при работе над анализом содержания необходимо уделять точному и полному отражению темы и идеи текста в ответах учеников.

 В 5  классе продолжается работа по овладению способами успешного освоения теоретического материала (информационной переработки) - умением составлять план текста (простой, сложный; на основе вопросов, на основе предложений, содержащих тему каждой части; тезисный; план-конспект); вопросы по теоретическому материалу; конспекты разных типов (текстовый, выборочный, в форме тезисов) и т. д.  Все эти задания отражены в тематическом и поурочном планировании.

Вокруг чтения сосредотачивается разнообразная работа, связанная  с развитием и совершенствованием других видов речевой деятельности, и прежде всего – с развитием способности создавать собственные устные высказывания, так как это один из основных способов демонстрации умения понимать и усваивать прочитанное.

Место учебного предмета

Рабочая программа для обучающихся 5 класса составлена на основе  программ по учебным предметам, русский язык, 5-9 классы, рабочей программы по русскому языку, 5-9 классы, составитель Е. И. Харитонова, УМК под редакцией М. М.Разумовской, П. А. Леканта в соответствии с требованиями ФГОС и рассчитана на 210 часов (6 учебных часов в неделю). Данная программа отражает обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения русскому языку и реализует основные идеи стандарта второго поколения для основной школы.

Тематическое планирование

№п/п

кол-во

часов

Наименование раздела и тем

Контрольные работы

Уроки развития речи

Период прохождения программы

1.

4

Введение. О  языке и речи.

2

Повторение изученного в начальных классах (36)

2.

8

Фонетика. Графика.

1

3

3.

15

Письмо. Орфография.

1

1

4.

4

Слово и его строение.

5.

9

Слово как часть речи. Морфология.

4

Систематический курс русского языка ()

6.

11

Фонетика. Орфоэпия.

1

1

7.

31

Лексика. Словообразование. Правописание.

1

7

8.

43

Синтаксис и пунктуация (вводный курс).

2

8

9.

1

Морфология. Правописание.  

10.

27

Глагол.

1

5

11.

25

Имя существительное.

1

6

12.

14

Имя прилагательное.

1

1

13.

15

Повторение изученного в 5 классе

1

5

Итого: 207 часов

Содержание тем учебного курса

О ЯЗЫКЕ

Язык как система средств (языковых единиц). Значение языка в жизни человека. Лингвистика как наука о языке. Высказывания великих людей о русском языке. Выдающиеся лингвисты: М. В. Ломоносов.

Речь

Речь как использование языковых средств для общения людей (речевая деятельность). Речевая ситуация — условия, необходимые для речевого общения: наличие собеседника, мотива, потребности в общении, предмета речи, родного языка. Речь устная и письменная, диалогическая и монологическая. Культура речевого общения. Речевой этикет. Текст как продукт речевой деятельности — речевое произведение. Основные признаки текста: членимость, смысловая цельность, формальная связность, относительная законченность (автономность) высказывания. Тема и основная мысль текста; микротемы, план текста; деление текста на абзацы, строение абзаца: зачин, средняя часть, концовка. Развитие мысли в тексте; «данное» и «новое» в предложении.

Стили речи, понятие о стилистически значимой речевой ситуации; речь разговорная и книжная, художественная и научно-деловая; характеристика разговорного и художественного стилей речи с учётом особенностей речевой ситуации, в которой используются данные стили (сфера употребления, коммуникативная функция, характерные языковые средства).

Типы речи: повествование, описание, рассуждение. Типовые фрагменты текста: изобразительное повествование, описание предмета, рассуждение-доказательство, оценочные суждения (типовое значение, схема построения, способы выражения «данного» и «нового» в предложениях фрагмента). Способы соединения фрагментов в целом тексте.

Язык. Правописание. Культура речи

Закрепление и углубление изученного в начальных классах

ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА

Предмет изучения фонетики. Звуки речи. Фонетический слог. Русское словесное ударение и его особенности.

Гласные ударные и безударные. Согласные твёрдые и мягкие, глухие и звонкие. Парные и непарные согласные звуки. Элементы фонетической транскрипции. Фонетический разбop слова.

Предмет изучения орфоэпии. Основные правила произношения звуков речи: ударных и безударных гласных; согласных звуков и их сочетаний, отдельных грамматических форм. Произношение заимствованных слов. Орфоэпический разбор слова.

Предмет изучения графики. Алфавит. Правильное название букв алфавита.

Соотношение звуков и букв. Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Прописные и строчные буквы. Буква ё и её обязательной использование в письменной речи. Орфоэпический словарь и  использование его в речевой практике.

Выдающиеся лингвисты: Р. И. Аванесов

ПИСЬМО. ОРФОГРАФИЯ

Значение письма в жизни общества.

Предмет изучения орфографии. Понятие орфограммы

Основные виды изученных орфограмм гласных и согласных корня.

Употребление на письме буквенных сочетаний жиши, чаща, чущу, нч, чн, чк, рщ; разделительных ъ—ъ; -тся –ться в глаголах. Буква ь после шипящих в конце имён существительных и глаголов.

Не с глаголами.

Орфографический словарь и его использование в речевой практике.

Выдающиеся лингвисты: Я. К. Грот.

СЛОВО И ЕГО СТРОЕНИЕ. МОРФЕМИКА

Предмет изучения морфемики. Морфема как минимальная значимая единица слова.Корень; смысловая общность однокоренных слов. Пт. ставка и суффикс как значимые части слова. Основа слова. Окончание как морфема, образующая форму слова. Нулевое окончание. Связь морфемики и орфографии.

СЛОВО КАК ЧАСТЬ РЕЧИ. МОРФОЛОГИЯ

Предмет изучения морфологии. Классификация частей речи русского языка. Самостоятельные части речи, их основные признаки.] Склонение и спряжение. Служебные части речи.

Систематический курс русского языка

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ (ВВОДНЫЙ КУРС)

Предмет изучения синтаксиса и пунктуации. Словосочетание. Главное и зависимое слова в словосочетании.

Предложение как единица синтаксиса. Грамматическая ненова. Виды предложений по цели высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные). Восклицательные предложения. Знаки препинания в конце предложения.

Интонация и порядок слов в предложении. Логическое ударение.

Предложения распространённые и нераспространённые.

Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.

Тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в именительном падеже.

Предложения с однородными членами (без союзов и с союзами а, но, одиночными). Запятая между однородными членами. Обобщающее слово перед однородными членами. Двоеточие и тире при обобщающих словах.

Обращение. Знаки препинания при обращении.

Сложные предложения с бессоюзной и союзной связью. Понятие о сложносочинённом и сложноподчинённом предложении. Запятая между частями сложного предложения перед союзами и, а, но, что, чтобы, потому что, если и др.

Прямая речь после слов автора и перед словами автора. Знаки препинания при прямой речи. Диалог и его оформление на письме.

Выдающиеся лингвисты: А. М. Пешковский.

Культура речи. Правильное определение границ предложений в тексте. Соблюдение интонации повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений. Соблюдение правильной интонации в предложениях с однородными членами.

Наблюдение за использованием в художественных текстах изучаемых синтаксических конструкций, усиливающих образность и эмоциональность речи.

ЛЕКСИКА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ

Предмет изучения лексики. Слово и его лексическое значение. Основные способы толкования лексического значения слова: краткое объяснение значения в толковом словаре; подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов. Знакомство  с  толковым  словарём  и  его  использован в речевой практике.Взаимосвязь лексического значения, морфемного строения и написания слова. Слова однозначные и многозначные. Прямое и переносное значения слова. Переносное значение слова как основа сздания художественных тропов: метафоры, олицетворение, эпитета.

Слова-синонимы, антонимы (повторение). Омонимы.
Пути пополнения словарного состава русского языка: словообразование и заимствование слов из других языков. Слова исконно русские и заимствованные.

Понятие о механизме образования слов в русском языке Основные способы образования суффиксальный, сложение.

Чередование гласных и согласных в морфемах при образовании слова и его форм.

Словообразовательная модель как схема построения слов определённой части речи, имеющих общность в значении и строении ( оват\ый\, ательниц\а\ и т. п.). Неологизмы как новые слова, построенные по типичным моделям.

Правописание приставок на з/ с. Правописание корней -лож-//-лаг-; -рос- //-раст-//-ращ-. Буквы о—ё после шипящих в корне. Буквы иы после ц в разных частях слов.

Общеупотребительная лексика и слова, имеющие ограниченную сферу употребления (диалектизмы, профессионализмы). Устаревшие слова.

Фразеологизмы; их стилистическая принадлежность и основные функции в речи.

Толковый словарь и его использование в речевой практике.

Выдающиеся лингвисты: В. И. Даль.

Культура речи. Точное и уместное употребление слов в речи в соответствии с их лексическим значением, стилистической и эмоциональной окраской.

Предупреждение речевых ошибок, связанных с неоправданным повтором слов.

Наблюдение за использованием в художественном тексте синонимов, антонимов, омонимов; слов в переносном значении для создания тропов (метафор, олицетворений,,эпитетов); диалектизмов, устаревших слов и фразеологических оборотов.

Текстовая функция лексического повтора.

МОРФОЛОГИЯ. ПРАВОПИСАНИЕ. САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

Глагол как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Начальная форма (инфинитив).

Основные способы образования глаголов. Правописание не с глаголами (закрепление).

Возвратные глаголы. Правописание –тся и –ться в глаголах (закрепление).

Виды глаголов. Корни с чередованием ие (-мир-//-мер-; тир- // -тер- и др.), их правописание.

Наклонение глагола. Время глагола. Лицо и число. Спряжение. Правописание безударных личных окончаний глаголи. Разноспрягаемые глаголы (ознакомление). Сослагательное наклонение; значение, образование, правописание.

Повелительное наклонение; значение, образование, правописание.

Безличные глаголы. Переходные и непереходные глаголы.

Развитие навыков  использования  в  речевой  практике лингвистических словарей разных типов.

Культура речи. Правильное использование в речи видовременных форм. Верное произношение отдельных глагольных форм.

Употребление в художественном тексте одного времени вместо другого, одного наклонения вместо другого с целью повышения образности и эмоциональности. Глагольная синонимия в художественных текстах (наблюдение и анализ). Употребление глаголов в переносном значении.

Текстовая функция видовременных форм.

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Имя существительное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Начальная форма.

Основные способы образования имён существительных.

Правила употребления при письме суффиксов -чик (щик), -ек (ик). Правила слитного и раздельного написания не с именами существительными. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые; собственные и нарицательные. Правила употребления прописной буквы при написании имён существительных. Род имён существительных. Существительные общего pода; род неизменяемых имён существительных. Число имён существительных. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.Падеж. Склонение имён существительных. Разносклоняемые и несклоняемые существительные.Правописание безударных окончаний имён существительных.Развитие навыков использования в речевой практике словарей разных типов.Культура речи. Правильное согласование в роде со слова ми типа бандероль, вуаль, лазурь, кофе, мозоль, кашне и др. верное определение родовой принадлежности неизменяемы существительных (шимпанзе, кенгуру, шоссе).Правильное образование некоторых грамматических форм: пара носков, пара чулок; группа грузин, бурят и др. Произношение согласных перед е в заимствованных словах (типа ателье, термин), правильное ударение в существительных (типа километр, обеспечение, щавель и др.); терминов русского языка.Имена существительные в художественном тексте: их образная и экспрессивная роль.Текстовая функция имён существительных со значением «целое и его части».

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

Имя прилагательное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Начальная форма.

Основные способы образования имён прилагательных. Разряды  имён  прилагательных  по  значению:  прилагательные качественные, относительные и притяжательные.

Прилагательные полные и краткие, их роль в предложении. Правописание кратких имён прилагательных с основой на шипящий.

Степени сравнения имён прилагательных: положительная, сравнительная, превосходная.

Склонение имён прилагательных. Правописание падежных окончаний имён прилагательных.

Развитие навыков пользования лингвистическими словарями разных типов.Культура речи. Правильное произношение краткой формы  употребительных   прилагательных   (сильна),   прилагательных с основами на твёрдый и мягкий согласный (бескрайный бескрайний, искренно искренне); правильное образование и произношение форм сравнительной и превосходной степеней (красивее, длиннее).

Образная, эмоциональная функция имён прилагательных в художественном тексте. Эпитеты. Синонимия имён прилагательных. Употребление прилагательных в переносном значении.


Требования к уровню подготовки учащихся в 5 классе.

I. Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в V классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

II. К концу V класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

   Речевая деятельность:

              аудирование:  

понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух; выделять основную мысль, структурные части исходного текста;

чтение: 

владеть техникой чтения; выделять в тексте главную и второстепенную информацию; разбивать текст на смысловые части и составлять простой план; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста; владеть ознакомительным и изучающим видами чтения;  прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника; извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов; правильно расставлять логические ударения, паузы; выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух;

говорение:

доказательно отвечать на вопросы учителя; подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи; создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль; выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации;

письмо:

подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи; создавать письменные высказывания разных типов речи; составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма; определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания; делить текст на абзацы; писать небольшие по объему тексты (сочинения-миниатюры разных стилей, в том числе и научного); пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста; выражать свое отношение к предмету речи; находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения; подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста;

использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимений, избыточная информация и др.); исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении;

фонетика и орфоэпия:

выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику; различать ударные и безударные слоги, не смешивать звуки и буквы;

использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова; находить в художественном тексте явления звукописи; правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи; работать с орфоэпическим словарем;

графика:

правильно произносить названия букв русского алфавита; свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями; проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова;

морфемика:

выделять морфемы на основе смыслового анализа слова; подбирать однокоренные слова с учетом значения слова; учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами; пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов; объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах;

лексикология и фразеология:

объяснять лексическое значение слов и фразеологизмов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов); пользоваться толковыми словарями для определения и уточнения лексического значения злова, словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов; распределять слова на тематические группы; употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; различать прямое и переносное значение слов; отличать омонимы от многозначных слов; подбирать синонимы и антонимы; выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово; находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении; владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета; использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;

морфология:

различать части речи; правильно указывать морфологические признаки; уметь изменять части речи;

орфография:

понимать значение письма и правописания для жизни людей; замечать орфограммы корня и дифференцировать их; владеть правилами обозначения на письме проверяемых и непроверяемых произношением гласных и согласных (по списку); о—ё после шипящих в корне, чередующихся а—о, еи в корнях типа -раст-/'/'-рос-, -лаг-// \-лож-, -мер-//-мир-, -тер-// -тир-; знать неизменяемые приставки (в-, на-, с- и т. д.), приставки на з(с) [раз-//рас-; из-// ис и др.) и верно их писать; знать смешиваемые при письме безударные окончания существительных, прилагательных и глаголов, уметь обнаруживать их в тексте и владеть способом определения верного написания; безошибочно писать буквенные сочетания жиши, чаща, чущу; чк, чн, нч, /пц; верно употреблять разделительные ъ—ь, букву ь после шипящих в конце существительных и глаголов, не с глаголами; находить орфограммы в морфемах; группировать слова по видам орфограмм; владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии; устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать слова на изученные правила;

синтаксис и пунктуация:

выделять словосочетания в предложении; определять главное и зависимое слово; составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме; выделять основы предложений с двумя главными членами; конструировать предложения по заданным типам грамматических основ; характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ; правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной окраске, использовать повествовательные и вопросительные предложения как пункты плана высказывания, соблюдать верную интонацию конца предложений; составлять простые и сложные предложения изученных видов; опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращениями, вводными словами; находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью; владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации; устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях, изученных синтаксических конструкциях и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.

  Программа направлена на достижение  личностных,  метапредметных и предметных результатов  

          Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

  1. понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальны, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
  2. осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
  3. достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

  1. владение всеми видами речевой деятельности:
  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
  • владение разными видами чтения;
  • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различного типа, справочной литературой;
  • овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;
  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
  1. применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и т. д.);
  2. коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения каких-либо задач, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

  1. представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
  2. понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
  3. усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
  4. освоение базовых основ лингвистики;
  5. овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими,  лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;
  6. опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка;
  7. проведение различных видов анализа слова, словосочетания, предложения и текста;
  8. понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
  9. осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Направленность процесса обучения на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов потребовала усиления коммуникативно-деятельностной составляющей курса. В связи с этим развиваются следующие аспекты работы, обеспечивающие овладение в процессе обучения:

  1.  языком науки и в связи с этим — формирование навыков чтения текстов лингвистического содержания, а также способности  строить рассуждения на лингвистическую тему;
  2.  метапредметными умениями и навыками и универсальными учебными действиями, предполагающими формирование и развитие умений обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать,  устанавливать  причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы и т. п.;

3) функциональной грамотностью, способностью применять разные виды деятельности, чтобы самостоятельно получать новые знания и применять их в учебной, учебно-проектной деятельности;

4) умениями использовать информационно-коммуникационные технологии в процессе изучения.

Усиление направленности курса на достижение личностных результатов обучения предполагает формирование таких важных качеств личности ребёнка, как ответственность, способность к самообразованию, к проявлению самостоятельности в процессе обучения, потребности регулярно обращаться к словарно-справочной литературе, интернет-справочникам для разрешения возникающих при обучении трудностей, способность к самооценке, развитие познавательных интересов и способностей учащихся. Учебники, реализующие данную программу, характеризуются направленностью на всестороннее развитие личности средствами предмета: развитие мышления и речи учащихся, их эмоционально-волевой сферы, логического мышления. Материалы учебников направлены на то, чтобы ученики могли понять роль языка в жизни людей, осознать богатство русского языка На этой основе воспитывается любовь к родному яз.стремление к самообразованию, к овладению языковой, коммуникативной компетенциями, необходимыми для успешной учебной и трудовой деятельности.

Таким образом, в данной программе реализованы современные подходы к проектированию учебного содержания ориентир на взаимосвязанное формирование лингвистической,  языковой,  коммуникативной и культурологической компетенций; на развитие всех видов речевой деятельности формирование навыков чтения-понимания, выразительного чтения, письма, работы с научной информацией, представленной в разных видах; реализация принципов индивидуализации, уровневой дифференциации, использование коммуникативно-ориентированных упражнений, стимулирующих познавательную и творческую активность учащихся, а также способствующих совершенствованию коммуникативной компетенции на всех этапах обучения, в том числе при обучении языковым темам курса.


Учебное и учебно-методическое обеспечение

Литература для учителя:

 

  1. М.М.Разумовская и др. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 5 класс». – М.: Дрофа, 2015.
  2. Кудинова А. В. Тесты по русскому языку. К учебнику М. М. Разумовской, С. И. Львовой, В. И. Капинос «Русский язык: 5 класс». – М.: «Экзамен», 2010.
  3. Мордес Е. М. Искать, пробовать, обучать. 5-11 кл. Нетрадиционные уроки по русскому языку и литературе. – Волгоград: «Учитель-АСТ», 2013.
  4. Охременко Н. В., Федина О. В. Диктанты и тесты по русскому языку. 5-7 кл. – М.: «Аквариум», ГИППВ, 2001.
  5. Петрухина Е. П., Петрухина М. В. Поурочные разработки по русскому языку к учебнику М. М. Разумовской, С. И. Львовой, В. И. Капинос «Русский язык: 5 класс». – М.: «Экзамен», 2008.
  6. Уроки русского языка в 5 классе: Поурочные планы по программе М. М. Разумовской./ Сост. Н.О.Крамаренко. – Волгоград: Учитель, 2015.
  1. Учебник «Русский язык. Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений./ Под   ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. – М.: Дрофа, 2010.
  2. Францман Е. К. Изложения с элементами сочинения. 5-9 кл.: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2003.
  3. Русский язык. 5 класс: тесты, проверочные задания, контрольные работы/авт.сост. Н.Ю. Кадашникова, В.Н. Пташкина. – Волгоград: Учитель, 2014.
  4. Тесты по русскому языку: 5 класс/А.В. Кудинова. – М.: «Экзамен», 2011
  5. Львова С. И. Уроки словесности. 5—9 кл.: Пособие для учителя. — М., 2009.
  6. Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка. — М., 2007.

Для обучащихся:

Основная:

  1. Русский язык. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ М.Разумовская – М.: Дрофа, 2015.
  2. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: учебник. Предпрофильное обучение/ В.В.Бабайцева.-М.: Дрофа, 2011.
  3. Розенталь Д. Э. Большой справочник по русскому языку: Орфография. Пунктуация. Орфографический словарь. Прописная или строчная? – М.: ООО «Издательство Оникс», 2007. – 1008 с.
  4. Львова С.И. Русский язык 5 класс: пособие для учащихся. М.: Дрофа, 2011. 

Дополнительная:

  1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. - М., 1995. – 120 с.
  2. Вартаньян Э. А. Путешествие в слово. - М.: Просвещение, 1987. – 223 с.
  3. Гвоздарёв Ю. А. Рассказы о русской фразеологии. – М.: Просвещение, 1998.
  4. Иванова В. А., Потихина З. А. Розенталь Д. Э. Занимательно о русском языке. – Л.: Просвещение, 1990

Словари:

  1. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. – М.:  «Советская энциклопедия», 1969. – 608 с.
  2. Михайлова О. А. Словарь синонимов и антонимов для школьника. – Екатеринбург, 2005. – 512 с.
  3. Баш Л. М., Боброва А. В. и др. Школьный словарь иностранных слов. – М.: Цитадель-трейд, 2006. – 688 с.
  4. Тихонов А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. – М.: Цитадель-трейд, 2007. – 576 с.
  5. Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь трудностей русского языка. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 832 с.
  6. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: АЗЪ, 1995. – 928 с.

Информационно-компьютерная поддержка.

  1. Русский язык. 5 класс. Мультимедийное приложение к учебнику под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта. – М.: 2013.
  2. Интерактивные тесты. Русский язык. Части речи. Морфология современного русского языка и культура речи. – 2014.
  3. Русский язык. Поурочные планы к учебнику «Русский язык» 5-6 классы. – издательство «Учитель», 2014 год.

Интернет-ресурсы:

1. Культура письменной речи   http://www.gramma.ru

2. Имена.org – популярно об именах и фамилиях   http://www.imena.org

3. Крылатые слова и выражения   http://slova.ndo.ru

4. Мир слова русского   http://www.rusword.org

5. Рукописные памятники Древней Руси  http://www.lrc-lib.ru

6. Русская фонетика: мультимедийный Интернет – учебник http://www.philol.msu.ru/rus/galva-1/

7. Русское письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифты http://character.webzone.ru

8. Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку  http://www.svetozar.ru

9. Электронные пособия по русскому языку для школьников    http://learning-russian.gramota.ru

10. http://rusolimp.kopeisk.ru/ 

11. http://www.svetozar.ru/

12.http://www.ruscenter.ru – РОФ «Центр развития русского языка»

13.http://www.1september.ru – Электронные версии газеты «Русский язык»

14.http://www.slovesnikk.ru – Сайт о русской словесности

15.http://www.edu.ru – образовательный портал

16.http://center.fio.ru  – Мастерская «В помощь учителю. Русский язык»

№ п/п

Наименование раздела, наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Средства ИКТ

Диск «Русский язык»

1

Учебно-лабораторное оборудование

Мультимедийный компьютер

1

Мультимедиапроектор

1

Перечень контрольных работ по русскому языку

5 класс

  1. Контрольная работа. Повторение изученного в начальных классах  по теме  «Фонетика.  Графика»
  2. Контрольный диктант по теме «Письмо. Орфография»
  3. Контрольная работа по разделу «Фонетика. Орфоэпия»
  4. Контрольный диктант по темам «Лексика. Словообразование.   Правописание»
  5. Контрольная работа по теме «Синтаксис простого предложения»
  6. Контрольный диктант по теме «Синтаксис и пунктуация»
  7. Контрольный диктант по теме «Глагол»
  8. Контрольная работа по теме «Имя существительное»
  9. Контрольный диктант  по теме «Имя прилагательное»
  10. Итоговый контрольный диктант

Контрольная работа. Повторение изученного в начальных классах по теме «Фонетика. Графика»

  1. Как называется наука о языке?

а) языкология     б) лингвология      в) лингвистика     г) эпиграф

  1. Закончи предложение: «Раздел науки о языке, изучающий звуки речи, называется…»

  А. Фонетика.    Б. Орфоэпия.     В. Графика.      Г. Синтаксис.

  1. Закончи предложение: «Раздел науки о языке, изучающий буквы и их звуковое значение, называется…»

  А. Фонетика.  Б. Орфоэпия.  В. Графика.  Г. Синтаксис.

  1. Отметьте правильную характеристику русского алфавита:

а) всего 33 буквы, 12 из них обозначают гласные звуки, 21 – согласные, а также ъ и ь;

б) всего 33 буквы, 10 из них обозначают гласные звуки, 21 – согласные, а также ъ и ь.

  1. В чем заключается главное отличие букв от звуков?

   а) буквы созданы для письма                б) букв больше, чем звуков

    в) буквы появились раньше звуков      г) буквы ничем не отличаются от звуков

  1. Найди слово, в котором все согласные звуки – глухие.

   А. Витрина.  Б. Рисунок.  В. Шёпот.  Г. Ночка.

  1. Найди слово, в котором все согласные звуки – звонкие.

    А. Лошадь.  Б. Матрос.  В. Разговор.  Г. Яблоко.

  1.  Найди слово, в котором все согласные звуки – мягкие.

   А. Тюлень.  Б. Ступени.  В. Болезнь.  Г. Растение.

  1. Найди слово, в котором все согласные звуки – твёрдые.

   А. Домовой.  Б. Забор.  В. Тренер.  Г. Токарь.

  1. Какая из этих букв названа неверно?

  А. «эль».  Б. «пэ».  В. «эф».  Г. «шэ».

  1. В каком из этих слов нет непроизносимой согласной в корне?

  А. Лес(?)ница.  Б. Чу(?)ство.  В. Чудес(?)ный.   Г. Извес(?)ный.

  1. Найди слово, в котором произношение не совпадает с написанием.

  А. Гром.  Б. Утка.  В. Кружка.  Г. Старушка.

  1. Укажи слово с ударением на последнем слоге.

 А. Свекла.  Б. Магазин.  В. Ненависть.  Г. Средства.

  1. Найди «четвёртое лишнее» слово.

 А. Что.  Б. Игрушечный. В. Скучно.  Г. Яичница.

  1. Укажи слово, в котором не совпадает количество букв и звуков.

 А. Вьюга.  Б. Юла.  В. Лямка.  Г. Подъезд.

  1.  Перечислите буквы:

а) не обозначающие звуков   б) обозначающие два звука.

17. Выпишите из стихотворения слова, которые начинаются:

а)  со звонких согласных звуков;

б)  с глухих согласных звуков.

Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость.        

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось. (С.А.Есенин)

1 вариант

1.Спишите, вставляя пропущенные буквы.

2.Запишите транскрипцию подчеркнутых слов.

3.Выпишите два слова, в которых звуков больше, чем букв.

4.Выпишите два слова, в которых букв больше, чем звуков.

5.Произведите фонетический разбор указанных слов.

Женя вежливо1 побл..годарила ст..рушку, вышла за калитку и тут только вспомнила, что (не)знает дороги д..мой. Она зах..тела вернут(?)ся в садик и попросить ст..рушку, чтобы та её1 проводила до ближайшего милиционера, но ни садика, ни ст..рушки как не бывало.

6.Запишите слова по алфавиту

Пикшин, Петрова, Петрушевич, Пыжиков, Персиков

Контрольная работа. Повторение изученного в начальных классах по теме «Фонетика. Графика»

1. Как называется наука о языке?

а) языкология     б) лингвология      в) лингвистика     г) эпиграф

  1. Закончи предложение: «Раздел науки о языке, изучающий звуки речи, называется…»

  А. Фонетика.    Б. Орфоэпия.     В. Графика.      Г. Синтаксис.

  1. Закончи предложение: «Раздел науки о языке, изучающий буквы и их звуковое значение, называется…»

  А. Фонетика.  Б. Орфоэпия.  В. Графика.  Г. Синтаксис.

  1. Отметьте правильную характеристику русского алфавита:

а) всего 33 буквы, 12 из них обозначают гласные звуки, 21 – согласные, а также ъ и ь;

б) всего 33 буквы, 10 из них обозначают гласные звуки, 21 – согласные, а также ъ и ь.

  1. В чем заключается главное отличие букв от звуков?

   а) буквы созданы для письма                б) букв больше, чем звуков

    в) буквы появились раньше звуков      г) буквы ничем не отличаются от звуков

  1. Найди слово, в котором все согласные звуки – глухие.

   А. Витрина.  Б. Рисунок.  В. Шёпот.  Г. Ночка.

  1. Найди слово, в котором все согласные звуки – звонкие.

    А. Лошадь.  Б. Матрос.  В. Разговор.  Г. Яблоко.

  1.  Найди слово, в котором все согласные звуки – мягкие.

   А. Тюлень.  Б. Ступени.  В. Болезнь.  Г. Растение.

  1. Найди слово, в котором все согласные звуки – твёрдые.

   А. Домовой.  Б. Забор.  В. Тренер.  Г. Токарь.

  1. Какая из этих букв названа неверно?

  А. «эль».  Б. «пэ».  В. «эф».  Г. «шэ».

  1. В каком из этих слов нет непроизносимой согласной в корне?

  А. Лес(?)ница.  Б. Чу(?)ство.  В. Чудес(?)ный.   Г. Извес(?)ный.

  1. Найди слово, в котором произношение не совпадает с написанием.

  А. Гром.  Б. Утка.  В. Кружка.  Г. Старушка.

  1. Укажи слово с ударением на последнем слоге.

 А. Свекла.  Б. Магазин.  В. Ненависть.  Г. Средства.

  1. Найди «четвёртое лишнее» слово.

 А. Что.  Б. Игрушечный. В. Скучно.  Г. Яичница.

  1. Укажи слово, в котором не совпадает количество букв и звуков.

 А. Вьюга.  Б. Юла.  В. Лямка.  Г. Подъезд.

  1.  Перечислите буквы:

а) не обозначающие звуков   б) обозначающие два звука.

17. Выпишите из стихотворения слова, которые начинаются:

а)  со звонких согласных звуков;

б)  с глухих согласных звуков.

Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость.        

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось. (С.А.Есенин)

2 вариант

 

1.Спишите, вставляя пропущенные буквы.

2.Запишите транскрипцию подчеркнутых слов.

3.Выпишите два слова, в которых звуков больше, чем букв

4.Выпишите два слова, в которых букв больше, чем звуков.

5.Произведите фонетический разбор указанных слов.

Женя была совсем1 небольшая девоч(?)ка, поэтому она влезла на стул и пот..нулась за любимой маминой вазочкой, которая ст..яла1 на самой верхн..й полке. В это время за окном прол..тали в..роны.

6.Запишите слова по алфавиту.

Жаров, Елкин, Елизаров, Дружинин, Елисов

Контрольный диктант по теме «Письмо. Орфография»

На опушке молодого леса есть пруд. Из него бьет подземный ключ. Это в болотах и вязких трясинах рождается Волга. Отсюда она направляется в

далекий путь. Наши поэты и художники прославляли красоту родной реки в удивительных сказках, песнях, картинах.

Низкий берег покрыт кустарниками и зеленым ковром лугов. На лугу

пестреют цветочки. Их сладкий запах разливается в мягком воздухе. Полной грудью вдыхаешь аромат лугов. Откос на набережной реки очень красив.

Местные жители любят проводить тут выходные дни. Они любуются

окрестностями, занимаются рыбной ловлей, купаются.

                                                                            Г. А. Богданова (82 слова)

Грамматическое задание:

1. Озаглавьте текст диктанта.

2. Выпишите пять слов с разными орфограммами, обозначьте условия выбора  орфограмм.

3. Объясните наличие или отсутствие ь в словах ключ(ь), цветоч(ь)ки

4. Обозначьте все знакомые вам части речи в 6 предложении.

        

Контрольная работа по разделу «Фонетика. Орфоэпия»

1.Охарактеризуйте следующие звуки:

        1 вариант                                                           2 вариант

[х], [д], [ж], [щ'], [j'],  [р'];                          [б], [л], [ш], [ч'], [ц], [з'].

2. Обозначьте звуки на месте подчеркнутых букв, поставьте ударение в   словах:

      1 вариант                                                             2 вариант

принял, баловать,  включит,                     повторит, создала, красивее,

торты, индекс, завидно;                            звонит, компьютер, шофер.

3. Перечислите буквы:

      1 вариант                                                             2 вариант

не обозначающие звуков;                         обозначающие два звука.

4. Перечислите звуки:

      1 вариант                                                            2 вариант

непарные звонкие,                                     непарные глухие,

непарные твердые;                                    непарные мягкие.

5. Найдите слова, в которых произношение расходится с написанием, и сделайте их транскрипцию:

      1 вариант                                                            2 вариант

лодка, шоссе, скользкий,                         сводка, стол, текст, пастбище,

старушка, торта, город, гром,                 ошибка, скот, указка, косьба,

просьба, глотка, яичница;                       конечно, торты.

6. Сделайте фонетический разбор слов:

      1 вариант                                                             2 вариант

пятью, восторг, местный;                        семью, полив, честный.

Контрольный диктант по темам «Лексика. Словообразование.   Правописание»

МЕДВЕЖОНОК

Набрел я на поляну в тайге. От лесного пожара она опустела, но на желтой земле уже росли блестящие листики брусники. На краю поляны сохранялись заросли малины.

Я бесшумно срывал ягоды, а впереди какой-то зверь шел, шуршал в листьях.

Расположился я на пеньке, стал тихонько свистеть. Зверь остановился, а потом стал ко мне подкрадываться.

Вот из куста высунулся черный нос, показались хитрые глазки. Это был медвежонок. Он вылез из кустарника, принялся меня обнюхивать.

В это время я услышал, как в малиннике сучья трещат. Это медведица

медвежонка ищет. Надо бежать! Разве медведице объяснишь, что я только поиграть хотел с ее сыночком?

                                                                         (По Г. Снегиреву.) (99 слов.)

Грамматическое задание:

1. Выпишите слова с орфограммой «Буквы о – ё после шипящих в корне слова».

2. Выпишите слова с чередующимися гласными в корне, подберите к ним два-три однокоренных слова; укажите, какой частью речи являются эти слова.

3. Разберите слова по составу:

в а р и а н т I – лесного, показались, глазки;

в а р и а н т II – расположился, (в) малиннике, листики.

4. Произведите синтаксический разбор

в а р и а н т I – третьего предложения;

в а р и а н т II – одиннадцатого предложения.

Контрольная работа по теме «Синтаксис простого предложения»

        

Вариант №1

1. Отметьте сочетания слов, которые  являются словосочетанием:

а)  Изредка посещать   б) Музей открылся    в) в музее  г) мороз и солнце

2. Правильно выделено главное слово в словосочетании:

А) приехать утром б) встретить утро   в) утренняя зарядка   г) оставить на утро

3. Найдите глагольное словосочетание

А) школа космонавтов б) наступление темноты в) смотреть в темноту г) темная ночь

4. Побудительным невосклицательным  является предложение

А). Что шумишь, качаясь, тонкая рябина?

Б). Ждите меня возле школьных дверей.

В) Прекрасная пора – осень!

Г) В ельнике меж старых шишек желтым соком брызжет рыжик.

5. Это предложение нераспространенное:

А) Милая моя родина, я счастлив.

Б) Взрослые тигры – опасные хищники.

В) Я держу в руке светлячка.

Г) Вот ворона сидит на заборе.

6. В этом предложении нужно поставить тире:

А) Ежик был ручной.

Б)   Июль  макушка лета.

В) Раннею весною роща так тиха.

Г) Мой садик свеж и зелен.

7. Выделенное слово в этом предложении является подлежащим:

А) Замечательный подарок мне прислал по почте брат.

Б) Ветер гонит листья.

В) Утром ветер разогнал туманы.

Г) Зеркало залива освещает луч.

8. В этом предложении есть обращение  (знаки препинания не расставлены):

А) И рано-раненько весною березка белая опять оделася листвою.  

Б) Береза самое любимое дерево русского народа.

В) Сыплет черемуха снегом зелень в цвету и в росе.

Г) Сыпь ты черемуха снегом.

9.  В этом предложении нужно поставить двоеточие  (знаки препинания не расставлены):

А)Внизу то ли овраг то ли пересохшее русло.        

Б) Лес  долину  снежные глыбы он видел впервые.

В) На зиму заготовили огромные запасы овощей  картофеля свёклы капусты.

Г) В садах цвели яблони груши вишни сливы.

10 . В этом предложении две грамматические основы (знаки препинания не расставлены).

А) Желуди держатся на дереве до осени   а затем  падают на  землю.

 Б) Стремительные ветры и дикие орлы кружились над нашими  головами.

В) Клюква растет на торфяных кочках и ягоды лежат прямо на мху.

Г) Наберет кедровка полон клюв орехов а потом положит их в ямку или в мох.

    11. Найдите ряд слов, в котором пропущены безударные проверяемые гласные корня.

  А) выж…гать, вым…кать, зад…раться.

Б)  б…рабан, в…кторина, выск…чить

В) упр…кать, сп…шить, осв…щать

Г) прик…саться, окл..кнуть, уб…рать.

12. В каком ряду на месте пропуска пишется одна и та же буква?

А) ра…свет, ра…цвет, во..гореться

Б) бе..численный, ра…пахать, и…дать

В) ра…шатать, во…питание, ра..решить

Г) и…черпать, ра…хвалить, ра…чесать      

 

13. Выполните синтаксический разбор предложения и начертите схему:

В высоком безоблачном небе собираются в стаи и тянут на родину журавли.

Вариант № 2

1. Отметьте сочетание слов, которое является словосочетанием

А) лес шумит   Б)вышел из леса     в) через дорогу    г) быстро и умело

2. Правильно выделено главное слово в словосочетании:

А) осенний парк б)направить на тропинку в) люблю осень г) одет по – осеннему.

3.  Найдите именное словосочетание:

А) выходить на работу б) отползти влево в) медленно идти г) черный карандаш

4. Побудительным невосклицательным является  предложение:

А) Тучка с солнышком опять в прятки начали играть.

Б) Нагнитесь за самым красивым листом в прожилках малиновых на золотом.

В)  Иди скорей сюда, Петя!

Г) Почему так тревожно лает привязанный пес?

5. Это предложение нераспространенное:

А) Усталый конь копытом бил в тревоге.

Б) Доволен я абсолютно всем.

В) Мой садик, ты свеж и зелен.

Г) Самолет тяжеловесный рассекает свод небесный.

6.   В этом предложении нужно поставить тире:

А) Солнце теплое ходит высоко.

Б) Верба пушиста и красива.

В) Ландыш замечательный весенний цветок

Г) Клевер весело цветет.

7. Выделенное слово в этом предложении является подлежащим:

А) Ветер дышит   влагой ночи и полынь колышет.

Б) Мой дядя на день рождения подарил мне самокат.

В) Скоро белые метели снег подымут от земли.

Г) Портфель принес брат.  

8 . В этом предложении есть обращение  ( знаки препинания не расставлены):

А) Запевает тихо мой ямщик спросонок.

Б)  Спой ямщик мне песню удалую !

В) Зимние дни миновали ночи короткие стали.

 Г) Слезы дождя золотые темную даль оросили.

9. В этом предложении нужно поставить двоеточие  ( знаки препинания не расставлены):

А) Ему подавали в трактире щи  капусту  сосиски и пирог.

Б) Все в его жизни было связано с авиацией  мечты волнения планы на будущее.

В) Яблони и груши это плодовые деревья.

Г)Они вышли   расплатились и  направились в противоположные стороны

10 . В этом предложении две грамматические основы.

А) Мальчик поймал на огороде маленькую бабочку и принес ее отцу.

Б) Солнышко светит ярко, но греет уже не  так, как летом.

В) Рыси, куропатки, орлы и барсы живут в заповеднике.

Г) Ты идешь по осеннему лесу и над твоей головой кружатся желтые листья.  

11. Найдите ряд слов, в котором пропущены безударные проверяемые гласные корня.

  А) заг..реть, разр…внять, б…розда

Б)     ст…реть, соч…тать, в…дяной

В)б…седа, пр..стой, ск…кать

Г)   п…дение, предст…вление, б…рега..

12. В каком ряду на месте пропуска пишется одна и та же буква?

А)  бе…жизненный, ра…гораться, и…давна

Б)  ра…шатать,  ра..решить, ра…хвалить,

В)     бе..кровный, бе…дорожье, ра…суждать

Г)ра…чесать, ра…копать, бе…звездный

13. Выполните синтаксический разбор предложения и начертите схему:

Радостно светит в весенний день солнышко, касается нас теплыми лучами.

Контрольный диктант по теме «Синтаксис и пунктуация»

                                                 Заячьи лапы.
В августе ходил дед охотиться, попался ему заяц с рваным левым ухом.
Дед выстрелил в него из старого ружья, но промахнулся. 
Дед пошел дальше, но затревожился. Он понял, что начался лесной пожар. Ветер перешел в ураган. Огонь стремительно мчался по земле. Дед побежал по кочкам. И в это время выскочил заяц с рваным ухом. Он бежал медленно, волочил задние лапы, потому что они обгорели.
Дед знал, что звери лучше чуют опасность и всегда спасаются. Он побежал за зайцем. Дед плакал от страха и кричал: «Погоди, милый, не беги так шибко!».
Заяц вывел деда из огня. Когда они выбежали из леса, оба упали от усталости.
Дед подобрал зайца, отнес домой и вылечил.

        111 слов         (По К.Паустовскому)

Грамматическое задание:

  1. Выписать все словосочетания из шестого предложения второго абзаца. Одно из них разобрать.
  2. Начертить схему предложения с прямой речью.
  3. Выполнить пунктуационный разбор девятого предложения.
  4. Выполнить синтаксический разбор

1 вариант – второго предложения;

2 вариант – последнего предложения.

  1. Найдите в тексте сложное предложение и подчеркните все грамматические основы.

Контрольный диктант по теме «Глагол»

Быстро наступает вечер в глухом лесу. Темные тени ложатся под деревьями. Недвижно высятся старые сосны, чернеют густые ели. Пахнет в лесу смолой, сосновой хвоей, опавшей листвой.
      Скрылось за дальними деревьями вечернее солнце, но еще не спят птицы в лесу. Слышишь торопливый стук дятла.
Вертятся возле дятла шустрые синички, подбирают жучков и червячков. Скоро наступит в лесу темная, непроглядная ночь. Только в полночь замолкнут и заснут дневные птицы.
      Глухая, беззвучная ночь накрывает землю. Но вот прошуршала под ногами мышь. И опять тихо.
      Потрескивает костер, и колышутся над огнем лохматые еловые ветви. А у огня на смолистой постели беззаботно похрапывает охотник.

 (99 слов)

                                                                              (По И. Соколову-Микитову)

Грамматическое задание:

  1. Произвести синтаксический разбор предложения

    1 вариант – третье предложение;

    2 вариант – седьмое предложение.

  1. Произвести морфологический разбор глагола:

чернеют – 1 в.

наступает– 2 в.

  1. Произвести разбор глаголов по составу:

Прошуршала,   вертятся – 1 в.

Подбирают,  колышутся – 2 в.

  1. Найдите слово с чередующейся гласной в корне, определите часть речи, выделите корень, подберите однокоренные слова.

Контрольная работа по теме «Имя существительное»

Мой маленький друг.

У меня есть маленький четвероногий друг. Это щ…нок по им…н… __узик.

__узик ч…рный с белым п…тном на тем…н... . У него толстые лапы и мохнатая морда.

Целый день он готов играть с мяч…м   валят_ся на моей кроват…  гры…ть кости в мамином кресл… . Вот ему начинают в…рить кашу щи или какао и он в волнени... высовывает розовый языч…к. __узик ужасный неряха и после еды мы моем ему усы и бороду тёплой водой а потом вытираем полотенц…м.

Скоро собач…нка   выр…стет станет большой и сильной. Но я не забуду как этот маленький комоч…к   шерст…   по…вился в нашей семье и зан…л место в моём сердц… .

Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы и расставляя недостающие знаки препинания.

Задания к тексту.

1. Выпиши из текста:        

а) имя существительное общего рода ______________________________________

б) собственное имя существительное ______________________________________

в) нарицательное неодушевленное существительное _________________________

г) нарицательное одушевленное существительное ___________________________

д) разносклоняемое существительное ______________________________________

е) несклоняемое существительное _________________________________________

ж) существительное, имеющее форму только ед.ч. ___________________________

з) существительное, имеющее форму только мн.ч. ___________________________

и) существительное I склонения ___________________________________________

                                   II склонения ___________________________________________

                                   III склонения __________________________________________

2. Найди среди слов с пропусками и выпиши слова со следующими орфограммами:

а) проверяемая гласная в корне слова________________________________________

б) гласная в суффиксе разносклоняемого существительного ____________________

в) буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях существительных    

_____________________________________________________________

г) буквы Е и И в безударных падежных окончаниях существительных ____________

д) другие орфограммы ____________________________________________________

 

3. Графически объясни постановку пропущенных знаков препинания, вычерти схемы:

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

4. Сделай морфологический разбор существительного ( I вар. – водой, II вар. – еды):

I. __________________________________________________________________

II. Морфологич. признаки:

   1. Пост.: ______________________________________________________________

   2. Непост.: ____________________________________________________________

III. Синт. роль - ___________________________________________________________

Контрольный диктант  по теме «Имя прилагательное»

Черемуха

  Черемуха зацветает раньше других деревьев. На фоне еще темного леса особенно нарядны пышные белые кисти ее цветов.

  Под черной корой у черемухи красно-коричневая древесина, как у самых ценных тропических деревьев.

  На Дальнем Востоке растет черемуха, у которой листья разной формы. Снизу округлые, выше овальные, на самом верху остроконечные. И цветом своим листья этой черемухи удивляют. Весной бронзовые, летом зеленые, а осенью фиолетовые.

  Плоды дальневосточной черемухи крупные, сочные, но не съедобные. Только для медведей лакомство. Медведь залезает на дерево, усаживается поудобнее и объедает ветку за веткой. Съест ягоды, сломает ветку и засунет ее под себя. Таких веток набирается много. Дерево приобретает странный вид. Кажется, будто на нем свила гнездо диковинная птица.

                                                                                                   (А. Смирнов)                                                                                                (111 слов)

 

  Грамматическое задание:

  1. Сделайте синтаксический разбор 10 предложения.
  2. Сделайте морфологический разбор слова пышные из второго предложения.
  3. Найдите и выпишите из текста имя прилагательное в превосходной составной степени.
  4. Выпишите из текста слова с чередующейся гласной в корне.
  5. Выпишите из текста не менее 5 прилагательных, выделите окончание, задайте вопрос, напишите число.
  6. Найдите в тексте и выпишите краткое имя прилагательное, определите, каким членом предложения оно является.

  7) Образуйте от двух любых полных имен прилагательных краткую форму, определите разряд этих прилагательных.

Итоговый контрольный диктант

Летнее утро легко поднимает с постели.

        Над рекой ещё расстилается туман. Скоро он пропадает в прозрачном воздухе и освобождает сизую крону дремучего тополя, потом верхушки черёмухи. Пора отправляться за грибами.

        Я заметил, что чаще всего грибы попадаются возле берёз. Берёзка дружит с грибами. Под её покровом растёт всем известный подберёзовик.

        Подосиновик – гриб яркий, стройный. Он не вылезет вдруг на дороге или на тропке. Живет он в высоком осиннике и не прячется. Издали замечаешь его яркую шляпку. Срезаешь один гриб, а рядом видишь ещё штук пять.

        И разом грибы кончаются, но у вас уже полная корзинка. Можно собираться домой.

(98 слов)

Грамматическое задание (по вариантам):

1. Выполнить полный синтаксический разбор:

1 вариант: первое предложение первого абзаца

2 вариант: первое предложение второго абзаца

2. Произвести морфемный разбор:

1 вариант: верхушки, подосиновик, живет

2 вариант: березка, подберезовик, видишь

3. Морфологический разбор:

1 вариант: (расстилается) над рекой3

2 вариант: (в воздухе) прозрачном3

4. Среди предложенных слов найди такое, в котором звуков больше, чем букв. Запиши его в транскрипции.

1 вариант: корзинка, прощаются, полная

2 вариант: кончаются, яркая, подосиновик


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по учебнику Разумовской

Рабочая программа составлена к учебнику М.М.Разумовской для 5 класса. В программе есть пояснительная записка, содержание программы, календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по русскому языку, 6 класс.Программа М.Разумовской.

Рабочая программа по русскому языку составлена на базе авторской программы М.Разумовской....

Рабочая программа по русскому языку. 5 класс. Программа М.М. Разумовской

.Рабочая программа по русскому языку в 5 классе создана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования МО РФ (приказ от 05.03.2004г №1089), примерной програм...

Рабочая программа по русскому языку (ФГОС) по программе М.М.Разумовской

Рабочая программа с пояснительной запиской и планированием. 170 часов....

Изменения в рабочую программу по русскому языку 6 класс по М.М.Разумовской

  В связи с внесенными изменениями в годовой  календарный график на 2013-2014 учебный год, организационный раздел ООП НОО, ООП ООО, учебный план на 2013-2014 учебный год  ( прика...

рабочая программа по русскому языку 5 класс программа М.М. Разумовской

рабочая программа по русскому языку 5 класс программа М.М. Разумовской...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...