Технологические карты уроков русского языка в 5 классе по ФГОС
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
Методические разработки уроков русского языка в 5 классе по теме "Лексика и фразеология" 12 часов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teh._karty_golubeva.docx | 102.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока русского языкав 5 классе
( в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения)
Учитель: Голубева Н.В.
Тема урока: "Как определить лексическое значение слова. Синонимы." (Первый урок в изучаемой теме»Лексика и фразеология».12ч.)
Цель урока:обобщить известные учащимся приемы разъяснения лексического значения слова, овладеть разными способами определения лексического значения слова, научить работе с толковым словарем, словарем синонимов.
Тип урока:обобщение, ознакомление с новым материалом.
Планируемые результаты:
Личностные воспитание чувства уважения; развитие сотрудничества с товарищами; воспитание интереса к языку
Метапредметные развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности.
Предметныеразвитие умений работать с учебником,развитие навыков грамотного письма, овладение понятиями лексика, словарный состав, лексическое значение, синонимы.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, эвристический.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная работа.
Средства обучения:учебник, тетради, доска, Презентация «Физкультминутка», проектор.
Основные понятия, изучаемые на уроке:лексика, словарный состав, лексическое значение, синонимы.
Технологическая карта
№ п/п | Этап | УУД | Деятельность | Время (в мину- тах) | |
учитель | учащиеся | ||||
1 | Оргмомент | Уметь организовываться к работе | Проверяет готовность к уроку | Приветствуют учителя. | 2 |
2 | Актуализация опорных знаний | Формирование умения работать с текстом. Учимся читать и понимать лингвистический текст. | На доске записаны понятия: лексика, лексическое значение. -прочитайте лингвистический текст на стр. 84 перескажите его; -определите лексическое значение слов по картинкам на стр, 85; -подберите однокоренные слова, чтобы определить лексическое значение слова | Читают текст вслух и самостоятельно, пересказывают. Устно определяют лексическое значение слов, подбирают однокоренные слова | 7 |
3 | Создание проблемной ситуации | Умение строить поиск решения, анализировать результаты | Запишите синонимы к слову красивый. Кто больше? Проверьте себя по словарю синонимов. | Записывают в тетрадь синонимы. Читают свои записи, анализируют, дополняют. Работают со словарем синонимов. Анализируют, дополняют. | 3 |
4 | Мотивация | Умение ставить учебные цели | Организует обсуждение возникших затруднений | Пытаются сформулировать тему и цели урока совместно с учителем | 1 |
5 | Изучение нового материала | Работать с новой информацией, самостоятельнонаходить ответы на поставленные вопросы, учиться грамотно использовать в речи новые термины | Записывает на доске: синонимы, дает определение (в учебнике стр. 85) Задает вопрос: -Как вы понимаете лексическое значение слова милосердие? Объясните лексическое значение через подбор синонимов. Проверьте себя по словарю синонимов. | Читают правило Устно отвечают Записывают синонимы Работают со словарем синонимов | 7 |
6 | Динамическая пауза | Формирование ответственного отношения к своему здоровью | Использует музыкальную презентацию «Физкультминутка» | Выполняют танцевальные движения под руководством учителя | 1 |
7 | Первичное применение нового знания | Формирование умения смыслового чтения и письма, организации познавательной деятельности, осуществление самоконтроля | Организует работу по закреплению первичных знаний. Упр.237 Спишите текст, дополните ряд синонимов, проверьте себя по словарю | Списывают текст, выполняя задание, работают со словарем. | 9 1 |
8 | Коллективная работа по усвоению нового материала | Умение описывать картину, применять полученные знания, использовать синонимы в речи. | Предлагает рассмотреть репродукцию картины В.Л. Боровиковского «Портрет Арсеньевой»и описать девушку, используя синонимы. Спишите предложения, вставляя подходящие слова-синонимы | Устно описывают картину, подбирая синонимы. Работают с текстом упр.238, списывают. | 9 |
9 | Итог урока | Осуществлять познавательную рефлексию | Подводит итог урока, организует работу по прочтению написанных описаний. | Читают написанные описания картины, сравнивают, анализируют, дополняют. | 3 |
10 | Инструктаж домашнего задания | Объявляет домашнее задание, проводит инструктаж; упр. 239 письм. | Задают вопросы | 2 |
Методическая разработка урока русского языка в 5 классе
( в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения)
Учитель: Голубева Н.В.
Тема урока: "Как определить лексическое значение слова.Антонимы." (Второй урок в изучаемой теме »Лексика и фразеология».12ч.)
Цель урока: обобщить известные учащимся приемы разъяснения лексического значения слова, овладеть разными способами определения лексического значения слова, научить работе с толковым словарем, словарем антонимов.
Тип урока: обобщение, ознакомление с новым материалом.
Планируемые результаты:
Личностные воспитание чувства уважения; развитие сотрудничества с товарищами; воспитание интереса к языку
Метапредметные развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности.
Предметныеразвитие умений работать с учебником,развитие навыков грамотного письма, овладение понятиями лексика, словарный состав, лексическое значение,антонимы.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, эвристический .
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная работа.
Средства обучения: учебник, тетради, доска, Презентация «Физкультминутка», проектор.
Основные понятия, изучаемые на уроке:лексика, словарный состав, лексическое значение, антонимы.
Технологическая карта
№ п/п | Этап | УУД | Деятельность | Время (в мину- тах) | |
учитель | учащиеся | ||||
1 | Оргмомент | Уметь организовываться к работе | Проверяет готовность к уроку | Приветствуют учителя. | 2 |
2 | Актуализация опорных знаний | Уметь работать с терминологией, осуществлять контроль результатов. | Проверяет выполнение дом. Задания Организует работу с таблицами упр.240,241 Организует работу с текстом упр.242 | Объясняют лексическое значение слов, объясняют правописание через подбор однокоренных слов. Записывают в тетрадях однокоренные лова, синонимы Выписывают однокоренные слова из текста, объясняют лексическое значение слова сумерки. | 7 |
3 | Создание проблемной ситуации | Умение строить поиск решения, анализировать результаты | Определите, какие пары слов являются синонимами, а какие антонимами? Упр.244 | Записывают в тетрадь антонимы в составе словосочетаний. Читают свои записи, анализируют, дополняют. | 3 |
4 | Мотивация | Умение ставить учебные цели | Организует обсуждение возникших затруднений | Пытаются сформулировать тему и цели урока совместно с учителем | 1 |
5 | Изучение нового материала | Работать с новой информацией, самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы, учиться грамотно использовать в речи новые термины | Записывает на доске: антонимы, дает определение (в учебнике стр. 87) Ознакомьтесь с толковым словариком учебника. На примере слова завистник расскажите, какую информацию содержит словарная статья. | Читают правило Работают с толковым словарем. Устно отвечают. | 7 |
6 | Динамическая пауза | Формирование ответственного отношения к своему здоровью | Использует музыкальную презентацию «Физкультминутка» | Выполняют танцевальные движения под руководством учителя | 1 |
7 | Первичное применение нового знания | Формирование умения смыслового чтения и письма, организации познавательной деятельности, осуществление самоконтроля | Организует работу по закреплению первичных знаний. Используя толковы словарик учебника, расскажите о значениях слов богатырь, ложа, Святки | работают со словарем, устно отвечают, обсуждают. | 9 1 |
8 | Коллективная работа по усвоению нового материала | Умение применять полученные знания, использовать синонимы и антонимы в речи. Умение составлять рассказ. | По образцу упр.245 составьте рассказ о погоде. | Устно составляют рассказ Работают с текстом упр.245. | 9 |
9 | Итог урока | Осуществлять познавательную рефлексию | Подводит итог урока, организует работу по обсуждению вопроса, почему каждый человек должен владеть большим запасом слов. | Коллективно обсуждают, делают выводы. | 3 |
10 | Инструктаж домашнего задания | Объявляет домашнее задание, проводит инструктаж; упр. 248письм. | Задают вопросы | 2 |
Методическая разработка урока русского языка в 5 классе
( в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения)
Учитель: Голубева Н.В.
Тема урока: "Сколько лексических значений имеет слово." (Третий урок в изучаемой теме »Лексика и фразеология».12ч.)
Цель урока:осознать сущность семантической группировки лексики русского языка с точки зрения количества выражаемых лексических значений в слове (слова однозначные и многозначные); использовать слова в речи в прямом и переносном значении понять взаимодействие в языке слов с близким или противоположным значением (синонимы, антонимы).
Тип урока: обобщение, ознакомление с новым материалом.
Планируемые результаты:
Личностные воспитание чувства уважения; развитие сотрудничества с товарищами; воспитание интереса к языку
Метапредметные развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности.
Предметныеразвитие речи,развитие умений работать с учебником,развитие навыков грамотного письма, овладение понятиями лексика, лексическое значение, однозначные и многозначные слова
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, эвристический .
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная работа.
Средства обучения: учебник, тетради, доска, Презентация «Физкультминутка», проектор.
Основные понятия, изучаемые на уроке:лексика, лексическое значение, однозначные и многозначные слова
Технологическая карта
№ п/п | Этап | УУД | Деятельность | Время (в мину- тах) | |
учитель | учащиеся | ||||
1 | Оргмомент | Уметь организовываться к работе | Проверяет готовность к уроку | Приветствуют учителя. | 2 |
2 | Актуализация опорных знаний | Уметь работать с терминологией, осуществлять контроль результатов. | Проверяет выполнение дом. Задания Организует работу с толковым словарем. | Читают составленные предложения, объясняют знаки препинания. Находят словарные статьи однозначных и многозначных слов | 7 |
3 | Создание проблемной ситуации | Умение строить поиск решения, анализировать результаты | Составьте и запишите предложения с многозначными словами. | Записывают в тетрадь предложения. Читают свои записи, анализируют, дополняют. | 3 |
4 | Мотивация | Умение ставить учебные цели | Организует обсуждение возникших затруднений | Пытаются сформулировать тему и цели урока совместно с учителем | 1 |
5 | Изучение нового материала | Работать с новой информацией, самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы, учиться грамотно использовать в речи новые термины | Записывает на доске: слова однозначные и многозначные. Ознакомьтесь с толковым словариком учебника. На примере слова корень. Упр.251 | Читают правило Работают с толковым словарем. Устно отвечают. Записывают словосочетания. | 7 |
6 | Динамическая пауза | Формирование ответственного отношения к своему здоровью | Использует музыкальную презентацию «Физкультминутка» | Выполняют танцевальные движения под руководством учителя | 1 |
7 | Первичное применение нового знания | Формирование умения смыслового чтения и письма, организации познавательной деятельности, осуществление самоконтроля | Организует работу по закреплению первичных знаний. Используярисунок на стр.89, нарисуйте в виде дерева семью однокоренных слов. | Составляют рисунок-таблицу. | 9 |
8 | Коллективная работа по усвоению нового материала | Умение применять полученные знания, использовать многозначные и однозначные слова в речи. Умение составлять рассказ. | Опишите свой рисунок. | Устно составляют рассказ упр.251 | 9 |
9 | Итог урока | Осуществлять познавательную рефлексию | Подводит итог урока, организует работу по обсуждению вопроса, сколько лексических значений имеет слово. | Коллективно обсуждают, делают выводы. | 3 |
10 | Инструктаж домашнего задания | Объявляет домашнее задание, проводит инструктаж; упр. 253письм. | Задают вопросы | 2 |
Методическая разработка урока русского языка в 5 классе
( в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения)
Учитель: Голубева Н.В.
Тема урока: "Когда слово употребляется в переносном значении." (Четвертый урок в изучаемой теме »Лексика и фразеология».12ч.)
Цель урока: осознать сущность семантической группировки лексики русского языка с точки зрения количества выражаемых лексических значений в слове (слова однозначные и многозначные); использовать слова в речи в прямом и переносном значении понять взаимодействие в языке слов с близким или противоположным значением (синонимы, антонимы).
Тип урока: обобщение, ознакомление с новым материалом.
Планируемые результаты:
Личностные воспитание чувства уважения; развитие сотрудничества с товарищами; воспитание интереса к языку
Метапредметные развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности.
Предметныеразвитие речи, развитие умений работать с учебником,развитие навыков грамотного письма, овладение понятиями лексика, лексическое значение слова прямое и переносное, однозначные и многозначные слова
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, эвристический .
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная работа.
Средства обучения: учебник, тетради, доска, Презентация «Физкультминутка», проектор.
Основные понятия, изучаемые на уроке:лексика, лексическое значение слова прямое и переносное, однозначные и многозначные слова
Технологическая карта
№ п/п | Этап | УУД | Деятельность | Время (в мину- тах) | |
учитель | учащиеся | ||||
1 | Оргмомент | Уметь организовываться к работе | Проверяет готовность к уроку | Приветствуют учителя. | 2 |
2 | Актуализация опорных знаний | Уметь работать с терминологией, осуществлять контроль результатов. | Проверяет выполнение дом. Задания | Объясняют непроверяемые написания в корне ,правописание глаголов. | 7 |
3 | Создание проблемной ситуации | Умение строить поиск решения, анализировать результаты | Читает стихотворение В.Орлова (упр.256) В прямом или переносном значении употреблены глаголы? | Устно отвечают, выписывают из текста стихотворения слова с безударными гласными в корне, объясняют написание подбором проверочного слова. | 3 |
4 | Мотивация | Умение ставить учебные цели | Организует обсуждение возникших затруднений | Пытаются сформулировать тему и цели урока совместно с учителем | 1 |
5 | Изучение нового материала | Работать с новой информацией, самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы, учиться грамотно использовать в речи новые термины | Записывает на доске: Лексическое значение слова. Прямое и переносное Организует работу с лингвистическим текстом в учебнике стр.90 Составляет на доске схему. | Читают лингвистический текст, пересказывают. Записывают в тетрадь. | 7 |
6 | Динамическая пауза | Формирование ответственного отношения к своему здоровью | Использует музыкальную презентацию «Физкультминутка» | Выполняют танцевальные движения под руководством учителя | 1 |
7 | Первичное применение нового знания | Формирование умения смыслового чтения и письма, организации познавательной деятельности, осуществление самоконтроля | Организует работу по закреплению первичных знаний. Организует работу с текстом, определить прямое или переносное значение слов. Упр.257 | Списывают текст, вставляя пропущенные буквы, объясняя орфограммы, определяют прямое или переносное значение слов. Подчеркивают грамматические основы предложений. | 9 |
8 | Коллективная работа по усвоению нового материала | Умение применять полученные знания, использовать прямое или переносное значение слов. | Организует проверку выполненного задания. | Устная коллективная проверка выполненного упр.257 | 9 |
9 | Итог урока | Осуществлять познавательную рефлексию | Подводит итог урока, организует работу по обсуждению вопроса, когда используются слова в прямом и переносном значении. | Коллективно обсуждают, делают выводы. | 3 |
10 | Инструктаж домашнего задания | Объявляет домашнее задание, проводит инструктаж; упр. 258 письм. | Задают вопросы | 2 |
Методическая разработка урока русского языка в 5 классе
( в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения)
Учитель: Голубева Н.В.
Тема урока: "Когда слово употребляется в переносном значении. Тропы."(Пятый урок в изучаемой теме »Лексика и фразеология».12ч.)
Цель урока: осознать сущность семантической группировки лексики русского языка с точки зрения количества выражаемых лексических значений в слове (слова однозначные и многозначные); использовать слова в речи в прямом и переносном значении понять взаимодействие в языке слов с близким или противоположным значением (синонимы, антонимы).Понять использование в художественной литературе тропов.
Тип урока: обобщение, ознакомление с новым материалом.
Планируемые результаты:
Личностные воспитание чувства уважения; развитие сотрудничества с товарищами; воспитание интереса к языку
Метапредметные развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности.
Предметныеразвитие речи, развитие умений работать с учебником, развитие навыков грамотного письма, овладение понятиями лексическое значение слова прямое и переносное, однозначные и многозначные слова, метафора, олицетворение, эпитет.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, эвристический .
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная работа.
Средства обучения: учебник, тетради, доска, Презентация «Физкультминутка», проектор.
Основные понятия, изучаемые на уроке:лексика, лексическое значение слова прямое и переносное, однозначные и многозначные слова, метафора, олицетворение, эпитет.
Технологическая карта
№ п/п | Этап | УУД | Деятельность | Время (в мину- тах) | |
учитель | учащиеся | ||||
1 | Оргмомент | Уметь организовываться к работе | Проверяет готовность к уроку | Приветствуют учителя. | 2 |
2 | Актуализация опорных знаний | Уметь работать с терминологией, осуществлять контроль результатов. | Проверяет выполнение дом. Задания | Называют слова, употребленные в переносном значении. Объясняют постановку знаков препинания. Называют грамматические основы предложений. Выделяют корни глаголов. | 5 |
3 | Создание проблемной ситуации | Умение читать и понимать лингвистический текст. Умение работы со словарями. Умение объяснять значение новых слов. | Организует работу с лингвистическим текстом. Стр. 92 | Читают, работают со словарем, разъясняют значение слов, обсуждают. | 5 |
4 | Мотивация | Умение ставить учебные цели | Организует обсуждение возникших затруднений | Пытаются сформулировать тему и цели урока совместно с учителем | 1 |
5 | Изучение нового материала | Работать с новой информацией, самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы, учиться грамотно использовать в речи новые термины, находить в художественном тексте тропы. | Записывает на доске: Тропы: метафора, олицетворение, эпитет. Организует работу со стихотворением в учебнике стр.93 | Читают стихотворение, анализируют, называют слова, употребленные в переносном значении, находят метафоры, олицетворение, эпитеты. | 7 |
6 | Динамическая пауза | Формирование ответственного отношения к своему здоровью | Использует музыкальную презентацию «Физкультминутка» | Выполняют танцевальные движения под руководством учителя | 1 |
7 | Первичное применение нового знания | Формирование умения смыслового чтения и письма, организации познавательной деятельности, осуществление самоконтроля | Организует работу по закреплению первичных знаний. Организует работу с текстом стихотворения Бунина, Упр.261 | Списывают текст, вставляя пропущенные буквы, объясняя орфограммы, определяют прямое или переносное значение слов. Анализируют стихотворение, находят тропы. | 9 |
8 | Коллективная работа по усвоению нового материала | Умение применять полученные знания, использовать тропы, находить в художественных произведениях. | Организует работу с картиной «Русская зима. Лигачево» Юона | Устно описывают картину, используя стихотворение Бунина. В описании картины используют тропы. | 9 |
9 | Итог урока | Осуществлять познавательную рефлексию | Подводит итог урока, организует работу по обсуждению описания картины. | Коллективно обсуждают, делают выводы. | 3 |
10 | Инструктаж домашнего задания | Объявляет домашнее задание, проводит инструктаж; упр. 262 письм.написать текст, описывая картину. | Задают вопросы | 2 |
Методическая разработка урока русского языка в 5 классе
( в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения)
Учитель: Голубева Н.В.
Тема урока: "Фразеологизмы." (Шестой урок в изучаемой теме »Лексика и фразеология».12ч.)
Цель урока: сформировать и целенаправленно развивать умения опознавать фразеологизмы, объяснять их значение, оценивать уместность использования фразеологических сочетаний в речи и употреблять их в речи.
Тип урока: обобщение, ознакомление с новым материалом.
Планируемые результаты:
Личностные воспитание чувства уважения; развитие сотрудничества с товарищами; воспитание интереса к языку
Метапредметные развитие речи; формирование умений сравнивать, анализировать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности.
Предметные развитие речи, развитие умений работать с учебником, развитие навыков грамотного письма, овладение понятиями фразеологизм, переносное значение.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, эвристический .
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная работа.
Средства обучения: учебник, тетради, доска, Презентация «Физкультминутка», проектор.
Основные понятия, изучаемые на уроке: лексическое значение слова прямое и переносное, однозначные и многозначные слова, лексическое значение фразеологизмов, фразеологизмы, синонимы, антонимы.
Технологическая карта
№ п/п | Этап | УУД | Деятельность | Время (в мину- тах) | |
учитель | учащиеся | ||||
1 | Оргмомент | Уметь организовываться к работе | Проверяет готовность к уроку | Приветствуют учителя. | 2 |
2 | Актуализация опорных знаний | Уметь работать с терминологией, осуществлять контроль результатов. | Проверяет выполнение дом. Задания | Читают описания картины, сравнивают, анализируют, называют тропы. | 5 |
3 | Создание проблемной ситуации | Умение строить поиск решения, анализировать результаты | Организует работу с тестом учебника стр.94. | Читают, делают выводы. | 2 |
4 | Мотивация | Умение ставить учебные цели | Организует обсуждение возникших затруднений | Пытаются сформулировать тему и цели урока совместно с учителем | 1 |
5 | Изучение нового материала | Работать с новой информацией, самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы, учиться грамотно использовать в речи новые термины | Записывает на доске: фразеологизмы. Организует работу с шутливыми рисунками стр.95 Организует работу с упр. 263,264 | Отгадывают фразеологизмы, записывают в тетрадь, составляют предложения с фразеологизмами. Составляют и записывают предложения, в которых сочетания использованы в прямом и переносном значении. Выписывают фразеологизмы, в состав которых входят синонимы, а затем - антонимы. | 9 |
6 | Динамическая пауза | Формирование ответственного отношения к своему здоровью | Использует музыкальную презентацию «Физкультминутка» | Выполняют танцевальные движения под руководством учителя | 1 |
7 | Первичное применение нового знания | Формирование умения смыслового чтения и письма, организации познавательной деятельности, осуществление самоконтроля | Организует работу по закреплению первичных знаний. Организует работу с упр.265,266 | Выписывают фразеологизмы в тетрадь, выделяют морфемы. | 9 |
8 | Коллективная работа по усвоению нового материала | Умение применять полученные знания, использовать фразеологизмы. | Организует проверку выполненного задания. | Устная коллективная проверка выполненного упр.265,266 | 9 |
9 | Итог урока | Осуществлять познавательную рефлексию | Подводит итог урока, организует работу по обсуждению вопроса | Коллективно обсуждают, делают выводы. | 3 |
10 | Инструктаж домашнего задания | Объявляет домашнее задание, проводит инструктаж; упр. 270 нарисовать | Задают вопросы | 2 |
Методическая разработка урока русского языка в 5 классе
( в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения)
Учитель: Голубева Н.В.
Тема урока: "Фразеологизмы." (Седьмой урок в изучаемой теме »Лексика и фразеология».12ч.)
Цель урока: сформировать и целенаправленно развивать умения опознавать фразеологизмы, объяснять их значение, оценивать уместность использования фразеологических сочетаний в речи и употреблять их в речи.
Тип урока: обобщение, ознакомление с новым материалом.
Планируемые результаты:
Личностные воспитание чувства уважения; развитие сотрудничества с товарищами; воспитание интереса к языку
Метапредметные развитие речи; формирование умений сравнивать, анализировать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности.
Предметные развитие речи, развитие умений работать с учебником, развитие навыков грамотного письма, овладение понятиями фразеологизм, переносное значение.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, эвристический .
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная работа.
Средства обучения: учебник, тетради, доска, Презентация «Физкультминутка», проектор.
Основные понятия, изучаемые на уроке: лексическое значение слова прямое и переносное, однозначные и многозначные слова, лексическое значение фразеологизмов, фразеологизмы, синонимы, антонимы.
Технологическая карта
№ п/п | Этап | УУД | Деятельность | Время (в мину- тах) | |
учитель | учащиеся | ||||
1 | Оргмомент | Уметь организовываться к работе | Проверяет готовность к уроку | Приветствуют учителя. | 2 |
2 | Актуализация опорных знаний | Уметь работать с терминологией, осуществлять контроль результатов. | Проверяет выполнение дом. Задания Выставка рисунков | По рисункам называют и объясняют фразеологизмы. | 5 |
3 | Создание проблемной ситуации | Умение строить поиск решения, анализировать результаты | Организует работу с упр, 267 учебника стр.95. | Читают, определяют, сколько фразеологизмов использовано в тексте, доказывают, что в эти фразеологизмы входят слова, употребленные в переносном значении. | 2 |
4 | Мотивация | Умение ставить учебные цели | Организует обсуждение возникших затруднений | Пытаются сформулировать тему и цели урока совместно с учителем | 1 |
5 | Изучение нового материала | Работать с новой информацией, самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы, учиться грамотно использовать в речи новые термины | Записывает на доске: фразеологизмы. Организует работу с текстом упр.271 | Читают текст, называют фразеологизм, придумывают небольшой рассказ, правильно употребляя данный фразеологизм. Записывают в тетрадь свои рассказы. Читают записанные рассказы. | 12 |
6 | Динамическая пауза | Формирование ответственного отношения к своему здоровью | Использует музыкальную презентацию «Физкультминутка» | Выполняют танцевальные движения под руководством учителя | 1 |
7 | Первичное применение нового знания | Формирование умения смыслового чтения и письма, организации познавательной деятельности, осуществление самоконтроля | Организует работу по закреплению первичных знаний. Организует работу с упр.268. | Составляют и записывают предложения с фразеологизмами. | 6 |
8 | Коллективная работа по усвоению нового материала | Умение применять полученные знания, использовать фразеологизмы. | Организует проверку выполненного задания. | Устная коллективная проверка выполненного упр.268 | 9 |
9 | Итог урока | Осуществлять познавательную рефлексию | Подводит итог урока, организует работу по обсуждению вопроса | Коллективно обсуждают, делают выводы. | 3 |
10 | Инструктаж домашнего задания | Объявляет домашнее задание, проводит инструктаж; упр. 272 , ЗСП-10 | Задают вопросы | 2 |
Методическая разработка урока русского языка в 5 классе
( в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения)
Учитель: Голубева Н.В.
Тема урока: "Как пополняется словарный состав языка" (Восьмой урок в изучаемой теме »Лексика и фразеология».12ч.)
Цель урока: понять механизм словообразования в русском языке, словообразовательное значение морфем. Словообразование – основной путь обогащения лексики в русском языке.
Тип урока: ознакомление с новым материалом.
Планируемые результаты:
Личностные воспитание чувства уважения; развитие сотрудничества с товарищами; воспитание интереса к языку
Метапредметные развитие речи; формирование умений сравнивать, анализировать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности.
Предметные развитие речи, развитие умений работать с учебником, развитие навыков грамотного письма, овладение понятиями словообразование, иноязычные, заимствованные.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, эвристический .
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная работа.
Средства обучения: учебник, тетради, доска, Презентация «Физкультминутка», проектор.
Основные понятия, изучаемые на уроке: словообразование, иноязычные, заимствованные слова, старославянизмы, исконно русские слова
Технологическая карта
№ п/п | Этап | УУД | Деятельность | Время (в мину- тах) | |
учитель | учащиеся | ||||
1 | Оргмомент | Уметь организовываться к работе | Проверяет готовность к уроку | Приветствуют учителя. | 2 |
2 | Актуализация опорных знаний | Уметь работать с терминологией, осуществлять контроль результатов. | Проверяет выполнение дом. Задания | Говорят на лингвистическую тему: пользуясь планом, рассказывают на тему «Использование в речи слов в переносном значении» Пишут словарный диктант. | 5 |
3 | Создание проблемной ситуации | Умение строить поиск решения, анализировать результаты | Задает вопрос: как пополняется словарный состав | Обсуждают, выдвигают гипотезы. | 2 |
4 | Мотивация | Умение ставить учебные цели | Организует обсуждение возникших затруднений | Пытаются сформулировать тему и цели урока совместно с учителем | 1 |
5 | Изучение нового материала | Работать с новой информацией, самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы, учиться грамотно использовать в речи новые термины | Записывает на доске: как пополняется словарный состав языка. Организует работу с лингвистическим текстом на стр.97-98 Записывает на доске схему пополнения словарного состава. | Записывают тему. Читают текст, готовят пересказ текста. Пересказывают текст, составляют в тетради схему пути пополнения словарного состава. | 15 |
6 | Динамическая пауза | Формирование ответственного отношения к своему здоровью | Использует музыкальную презентацию «Физкультминутка» | Выполняют танцевальные движения под руководством учителя | 1 |
7 | Первичное применение нового знания | Формирование умения смыслового чтения и письма, организации познавательной деятельности, осуществление самоконтроля | Организует работу по закреплению первичных знаний. Организует работу с упр.274,275,277 | Выписывают иноязычные слова, проверяя себя по орфографическому словарю, подбирают синонимы к заимствованным словам, записывают. Выписывают старославянизмы, подбирают синонимы. | 6 |
8 | Коллективная работа по усвоению нового материала | Умение применять полученные знания, использовать фразеологизмы. | Организует проверку выполненного задания. | Устная коллективная проверка выполненного упр.274,275,277 | 6 |
9 | Итог урока | Осуществлять познавательную рефлексию | Подводит итог урока, организует работу по обсуждению вопроса | Коллективно обсуждают, делают выводы. | 3 |
10 | Инструктаж домашнего задания | Объявляет домашнее задание, проводит инструктаж; упр. 279,278 письм. | Задают вопросы | 2 |
Методическая разработка урока русского языка в 5 классе
( в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения)
Учитель: Голубева Н.В.
Тема урока: "Чем отличаются друг от друга слова-омонимы" (Девятый урок в изучаемой теме »Лексика и фразеология».12ч.)
Цель урока: ввести понятие омонимы, научить различать омонимы в речи.
Тип урока: ознакомление с новым материалом.
Планируемые результаты:
Личностные воспитание чувства уважения; развитие сотрудничества с товарищами; воспитание интереса к языку
Метапредметные развитие речи; формирование умений сравнивать, анализировать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности.
Предметные развитие речи, развитие умений работать с учебником, развитие навыков грамотного письма, овладение понятием омонимы.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, эвристический .
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная работа.
Средства обучения: учебник, тетради, доска, Презентация «Физкультминутка», проектор.
Основные понятия, изучаемые на уроке: омонимы
Технологическая карта
№ п/п | Этап | УУД | Деятельность | Время (в мину- тах) | |
учитель | учащиеся | ||||
1 | Оргмомент | Уметь организовываться к работе | Проверяет готовность к уроку | Приветствуют учителя. | 2 |
2 | Актуализация опорных знаний | Уметь работать с терминологией, осуществлять контроль результатов. | Проверяет выполнение дом. Задания | Говорят на лингвистическую тему: пользуясь планом, рассказывают на тему «Как пополняется словарный состав русского языка» | 5 |
3 | Создание проблемной ситуации | Умение строить поиск решения, анализировать результаты | Читает стихотворение А. Шибаева стр.114 Задает вопросы: Почему возникает комическое содержание? | Обсуждают, выдвигают гипотезы. | 2 |
4 | Мотивация | Умение ставить учебные цели | Организует обсуждение возникших затруднений | Пытаются сформулировать тему и цели урока совместно с учителем | 1 |
5 | Изучение нового материала | Работать с новой информацией, самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы, учиться грамотно использовать в речи новые термины | Записывает на доске: Омонимы Объясняет происхождение слова омонимы Организует работу с лингвистическим текстом на стр.114-115 Организует работу с упр. 321 | Записывают тему. Читают определение на стр.114 Читают текст, готовят пересказ текста. Составляют и записывают предложения с омонимами. Читают составленные предложения. | 15 |
6 | Динамическая пауза | Формирование ответственного отношения к своему здоровью | Использует музыкальную презентацию «Физкультминутка» | Выполняют танцевальные движения под руководством учителя | 1 |
7 | Первичное применение нового знания | Формирование умения смыслового чтения и письма, организации познавательной деятельности, осуществление самоконтроля | Организует работу по закреплению первичных знаний. Организует работу с упр.322 | Выписывают слова-омонимы, которые различаются значением, значением и произношением, значением и написанием. | 6 |
8 | Коллективная работа по усвоению нового материала | Умение применять полученные знания, находить и определять омонимы. | Организует проверку выполненного задания. Организует работу со стихами упр.323. | Устная коллективная проверка выполненного упр.322 Выписывают слова-омонимы. | 6 |
9 | Итог урока | Осуществлять познавательную рефлексию | Подводит итог урока, организует работу по обсуждению вопроса Организует работу по решению кроссворда | Коллективно обсуждают, делают выводы. Решают кроссворд. | 3 |
10 | Инструктаж домашнего задания | Объявляет домашнее задание, проводит инструктаж; упр.326 подготовится к словарному диктанту. | Задают вопросы | 2 |
Методическая разработка урока русского языка в 5 классе
( в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения)
Учитель: Голубева Н.В.
Тема урока: "Что такое профессиональные и диалектные слова" (Десятый урок в изучаемой теме »Лексика и фразеология».12ч.)
Цель урока: ввести понятия профессиональные и диалектные слова, научить правильно пользоваться словарями, развить речь.
Тип урока: ознакомление с новым материалом.
Планируемые результаты:
Личностные воспитание чувства уважения; развитие сотрудничества с товарищами; воспитание интереса к языку
Метапредметные развитие речи; формирование умений сравнивать, анализировать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности.
Предметные развитие речи, развитие умений работать с учебником и словарями, развитие навыков грамотного письма, овладение понятиями профессиональные и диалектные слова.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, эвристический .
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная работа.
Средства обучения: учебник, тетради, доска, Презентация «Физкультминутка», проектор.
Основные понятия, изучаемые на уроке: профессиональные и диалектные слова.
Технологическая карта
№ п/п | Этап | УУД | Деятельность | Время (в мину- тах) | |
учитель | учащиеся | ||||
1 | Оргмомент | Уметь организовываться к работе | Проверяет готовность к уроку | Приветствуют учителя. | 2 |
2 | Актуализация опорных знаний | Уметь работать с терминологией, осуществлять контроль результатов. | Проверяет выполнение дом. Задания | Пишут словарный диктант. | 5 |
3 | Создание проблемной ситуации | Умение строить поиск решения, анализировать результаты | Организует работу с упр.327. Задает вопрос: почему вы вставили названия этих профессий? | Вставляют названия профессий в места пропусков. Читают получившийся текст, делают выводы. Называют профессиональные слова, которые используют родители. | 2 |
4 | Мотивация | Умение ставить учебные цели | Организует обсуждение возникших затруднений | Пытаются сформулировать тему и цели урока совместно с учителем | 1 |
5 | Изучение нового материала | Работать с новой информацией, самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы, учиться грамотно использовать в речи новые термины | Записывает на доске: профессиональные и диалектные слова Организует работу с лингвистическим текстом на стр.116-117,118 Организует работу с упр. 329 и толковым словарем | Записывают тему. Читают определение на стр.114 Читают текст, готовят пересказ текста. Составляют и записывают предложения. Читают составленные предложения. | 15 |
6 | Динамическая пауза | Формирование ответственного отношения к своему здоровью | Использует музыкальную презентацию «Физкультминутка» | Выполняют танцевальные движения под руководством учителя | 1 |
7 | Первичное применение нового знания | Формирование умения смыслового чтения и письма, организации познавательной деятельности, осуществление самоконтроля | Организует работу по закреплению первичных знаний. Организует работу с лингвистическим текстом упр.331 | Выразительно читают текст, устно пересказывают, списывают первые два абзаца. | 6 |
8 | Коллективная работа по усвоению нового материала | Умение применять полученные знания, находить и определять омонимы. | Организует проверку выполненного задания. | Устная коллективная проверка выполненного упр.331 – пересказывают. | 6 |
9 | Итог урока | Осуществлять познавательную рефлексию | Подводит итог урока, организует работу по обсуждению вопроса | Коллективно обсуждают, делают выводы. | 3 |
10 | Инструктаж домашнего задания | Объявляет домашнее задание, проводит инструктаж; упр.332, 333 | Задают вопросы | 2 |
Методическая разработка урока русского языка в 5 классе
( в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения)
Учитель: Голубева Н.В.
Тема урока: "О чем рассказывают устаревшие слова" (Одиннадцатый урок в изучаемой теме »Лексика и фразеология».12ч.)
Цель урока: ввести понятие устаревшие слова, научить правильно пользоваться словарями, развить речь.
Тип урока: ознакомление с новым материалом.
Планируемые результаты:
Личностные воспитание чувства уважения; развитие сотрудничества с товарищами; воспитание интереса к языку
Метапредметные развитие речи; формирование умений сравнивать, анализировать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности.
Предметные развитие речи, развитие умений работать с учебником и словарями, развитие навыков грамотного письма, овладение понятием устаревшие слова.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, эвристический .
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная работа.
Средства обучения: учебник, тетради, доска, Презентация «Физкультминутка», проектор.
Основные понятия, изучаемые на уроке: устаревшие слова.
Технологическая карта
№ п/п | Этап | УУД | Деятельность | Время (в мину- тах) | |
учитель | учащиеся | ||||
1 | Оргмомент | Уметь организовываться к работе | Проверяет готовность к уроку | Приветствуют учителя. | 2 |
2 | Актуализация опорных знаний | Уметь работать с терминологией, осуществлять контроль результатов. | Проверяет выполнение дом. Задания | Называют диалектные слова из текста упр.332 Читают выписанные однокоренные слова к сущ. Дождь, разбирают по составу. Говорят на лингвистическую тему (упр.333) | 5 |
3 | Создание проблемной ситуации | Умение строить поиск решения, анализировать результаты | Читает текст с устаревшими словами. Задает вопрос: все ли слова были понятны, если нет, то почему. | Слушают, отвечают. | 2 |
4 | Мотивация | Умение ставить учебные цели | Организует обсуждение возникших затруднений | Пытаются сформулировать тему и цели урока совместно с учителем | 1 |
5 | Изучение нового материала | Работать с новой информацией, самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы, учиться грамотно использовать в речи новые термины | Записывает на доске: устаревшие слова Организует работу с лингвистическим текстом на стр.120-121 | Записывают тему. Читают текст, готовят пересказ текста. Выписывают из лингвистического текста устаревшие слова вместе с современными синонимами. | 15 |
6 | Динамическая пауза | Формирование ответственного отношения к своему здоровью | Использует музыкальную презентацию «Физкультминутка» | Выполняют танцевальные движения под руководством учителя | 1 |
7 | Первичное применение нового знания | Формирование умения смыслового чтения и письма, организации познавательной деятельности, осуществление самоконтроля | Организует работу по закреплению первичных знаний. Организует работу с текстом упр.335 | Выразительно читают текст, находят устаревшие слова, заменяют их синонимами. Выписывают слова с пропущенными буквами, выделяя корни и объясняя их написание через подбор однокоренных проверочных слов. | 6 |
8 | Коллективная работа по усвоению нового материала | Умение применять полученные знания, находить и определять устаревшие слова | Организует проверку выполненного задания. Развивает речь Организуер работу по картине Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке» Организует работу с толковым словарем | Устная коллективная проверка выполненного упр.335 Описывают картину, используя устаревшие слова. По толковому словарю определяют значение устаревших слов | 6 |
9 | Итог урока | Осуществлять познавательную рефлексию | Подводит итог урока, организует работу по обсуждению вопроса | Коллективно обсуждают, делают выводы. | 3 |
10 | Инструктаж домашнего задания | Объявляет домашнее задание, проводит инструктаж; упр.337 | Задают вопросы | 2 |
Методическая разработка урока русского языка в 5 классе
( в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения)
Учитель: Голубева Н.В.
Тема урока: "Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова" (Двенадцатый урок в изучаемой теме »Лексика и фразеология».12ч.)
Цель урока: научить понимать, что речевой этикет – это правила речевого поведения. Тренироваться в уместном употреблении некоторых этикетных формул приветствия, прощания, просьбы, благодарности в соответствии с речевой ситуацией.
Тип урока: ознакомление с новым материалом.
Планируемые результаты:
Личностные воспитание чувства уважения; развитие сотрудничества с товарищами; воспитание интереса к языку
Метапредметные развитие речи; формирование умений сравнивать, анализировать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности.
Предметные развитие речи, развитие умений работать с учебником и словарями, развитие навыков грамотного письма, овладение понятиями этикетные слова.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, эвристический .
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная работа, работа в парах.
Средства обучения: учебник, тетради, доска, Презентация «Физкультминутка», проектор.
Основные понятия, изучаемые на уроке: речевой этикет, этикетные слова, правила речевого поведения.
Технологическая карта
№ п/п | Этап | УУД | Деятельность | Время (в мину- тах) | |
учитель | учащиеся | ||||
1 | Оргмомент | Уметь организовываться к работе | Проверяет готовность к уроку | Приветствуют учителя. | 2 |
2 | Актуализация опорных знаний | Уметь работать с терминологией, осуществлять контроль результатов. | Проверяет выполнение дом. Задания | Объясняют происхождение и смысл выражений упр. 337 Определяют лексическое значение устаревших слов, пользуясь толковым словарем. | 5 |
3 | Создание проблемной ситуации | Умение строить поиск решения, анализировать результаты | Напоминает рассказ В.Осеевой «Волшебное слово» Задает вопрос:что это за «волшебные слова» | Слушают, отвечают. | 2 |
4 | Мотивация | Умение ставить учебные цели | Организует обсуждение возникших затруднений | Пытаются сформулировать тему и цели урока совместно с учителем | 1 |
5 | Изучение нового материала | Работать с новой информацией, самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы, учиться грамотно использовать в речи новые термины | Записывает на доске: этикетные слова Организует работу с лингвистическим текстом на стр.123 Организует работу с упр. 342 Организует работу в парах: составьте сценку «В автобусе» | Записывают тему. Читают определение на стр.123 Читают этикетные слова. Обсуждают, какие слова можно использовать в разговоре друг с другом, а какие в другой ситуации. Разыгрывают сценки. | 15 |
6 | Динамическая пауза | Формирование ответственного отношения к своему здоровью | Использует музыкальную презентацию «Физкультминутка» | Выполняют танцевальные движения под руководством учителя | 1 |
7 | Первичное применение нового знания | Формирование умения смыслового чтения и письма, организации познавательной деятельности, осуществление самоконтроля | Организует работу по закреплению первичных знаний. Организует работу с упр.343 | Выписывают этиектные слова, выделяют в них корни. | 6 |
8 | Коллективная работа по усвоению нового материала | Умение применять полученные знания, находить и определять омонимы. | Организует проверку выполненного задания. | С помощью выписанных слов разыгрывают сценки «Вежливый отказ» | 6 |
9 | Итог урока | Осуществлять познавательную рефлексию | Подводит итог урока, организует работу по обсуждению вопроса | Коллективно обсуждают, делают выводы. | 3 |
10 | Инструктаж домашнего задания | Объявляет домашнее задание, проводит инструктаж; упр.344 | Задают вопросы | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка: 5 класс (ЗПР) школы для глухих детей.
Конспект урока по теме: "Корень. Однокоренные слова". Тип урока: повторение пройденного материала....
Технологическая карта урока русского языка в свете требований ФГОС
Принятый документ ФГОС заставляет учителя пересмотреть требования к урокам. Данный материал соответствует им....
технологическая карта урока русского языка 5 класс "тире между подлежащим и сказуемым"
Какие требования выдвигает новый ФГОС? Что является отличительной особенностью нового Стандарта? Как построить урок в соответствии с требованиями Стандарта второго поколения? В качестве примера привож...
Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"
Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе...
Технологическая карта урока русского языка в соответствии с ФГОС
Технологическая карта урока русского языка в соответствии с ФГОС на тему: "Словообразование имён существительных"...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...