Технологические карты уроков русского языка в 5 классе по ФГОС
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Методические разработки уроков русского языка в 5 классе по теме "Лексика и фразеология" 12 часов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh._karty_golubeva.docx102.01 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока русского языкав 5 классе

( в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения)

Учитель: Голубева Н.В.

Тема урока: "Как определить лексическое значение слова. Синонимы." (Первый урок в изучаемой теме»Лексика и фразеология».12ч.)

Цель урока:обобщить известные учащимся приемы разъяснения лексического значения слова, овладеть разными способами определения лексического значения слова,  научить работе с толковым словарем, словарем синонимов.

Тип урока:обобщение, ознакомление с новым материалом.        

Планируемые результаты:

Личностные   воспитание чувства уважения; развитие сотрудничества с товарищами; воспитание интереса к языку

Метапредметные развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности.

Предметныеразвитие умений работать с учебником,развитие навыков грамотного письма, овладение понятиями лексика, словарный состав, лексическое значение, синонимы.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, эвристический.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная работа.

Средства обучения:учебник, тетради, доска, Презентация «Физкультминутка», проектор.

Основные понятия,  изучаемые  на уроке:лексика, словарный состав, лексическое значение, синонимы.

                                                    Технологическая карта

п/п

Этап

УУД

Деятельность

Время

(в мину-

тах)

учитель

учащиеся

1

Оргмомент

Уметь организовываться к работе

Проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя.

2

2

Актуализация опорных знаний

Формирование умения работать с текстом.

Учимся читать и понимать лингвистический текст.

На доске записаны понятия: лексика, лексическое значение.

-прочитайте лингвистический текст на стр. 84 перескажите его;

-определите лексическое значение слов по картинкам на стр, 85;

-подберите однокоренные слова, чтобы определить лексическое значение слова

Читают текст вслух и самостоятельно, пересказывают.

Устно определяют лексическое значение слов, подбирают однокоренные слова

7

3

 Создание проблемной ситуации

Умение строить поиск решения, анализировать результаты

Запишите синонимы к слову красивый. Кто больше?

Проверьте себя по словарю синонимов.

Записывают в тетрадь синонимы.

Читают свои записи, анализируют, дополняют.

Работают со словарем синонимов.

Анализируют, дополняют.

3

4

Мотивация

Умение ставить учебные цели

Организует обсуждение возникших затруднений

Пытаются сформулировать тему и цели урока совместно с учителем

1

5

Изучение нового материала

Работать с новой информацией, самостоятельнонаходить ответы на поставленные вопросы,

учиться грамотно использовать в речи новые термины

Записывает на доске: синонимы, дает определение (в учебнике стр. 85)

Задает вопрос:

-Как вы понимаете лексическое значение слова милосердие?

Объясните лексическое значение через подбор синонимов.

Проверьте себя по словарю синонимов.

Читают правило

Устно отвечают

Записывают синонимы

Работают со словарем синонимов

7

6

Динамическая пауза

Формирование ответственного отношения к своему здоровью

Использует музыкальную презентацию «Физкультминутка»

Выполняют танцевальные  движения под руководством учителя

1

7

Первичное применение нового знания

Формирование  умения смыслового чтения и письма, организации познавательной деятельности, осуществление самоконтроля

Организует работу по закреплению первичных знаний.

Упр.237

Спишите текст, дополните ряд синонимов, проверьте себя по словарю

Списывают текст, выполняя задание, работают со словарем.

9

1

8

Коллективная работа по усвоению нового материала

Умение описывать картину, применять полученные знания, использовать синонимы в речи.

Предлагает рассмотреть репродукцию картины В.Л. Боровиковского «Портрет Арсеньевой»и описать девушку, используя синонимы.

Спишите предложения, вставляя подходящие слова-синонимы

Устно описывают картину, подбирая синонимы.

Работают с текстом упр.238, списывают.

9

9

Итог урока

Осуществлять познавательную рефлексию

Подводит итог урока, организует работу по прочтению написанных описаний.

Читают написанные описания картины, сравнивают, анализируют, дополняют.

3

10

Инструктаж домашнего задания

Объявляет домашнее задание, проводит инструктаж;  упр. 239 письм.

Задают вопросы

2

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе

( в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения)

Учитель: Голубева Н.В.

Тема урока: "Как определить лексическое значение слова.Антонимы." (Второй урок в изучаемой теме »Лексика и фразеология».12ч.)

Цель урока: обобщить известные учащимся приемы разъяснения лексического значения слова, овладеть разными способами определения лексического значения слова, научить работе с толковым словарем, словарем антонимов.

Тип урока: обобщение, ознакомление с новым материалом.        

Планируемые результаты:

Личностные   воспитание чувства уважения; развитие сотрудничества с товарищами; воспитание интереса к языку

Метапредметные развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности.

Предметныеразвитие умений работать с учебником,развитие навыков грамотного письма, овладение понятиями лексика, словарный состав, лексическое значение,антонимы.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, эвристический .

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная работа.

Средства обучения: учебник, тетради, доска, Презентация «Физкультминутка», проектор.

Основные понятия,  изучаемые  на уроке:лексика, словарный состав, лексическое значение, антонимы.

                                                    Технологическая карта

п/п

Этап

УУД

Деятельность

Время

(в мину-

тах)

учитель

учащиеся

1

Оргмомент

Уметь организовываться к работе

Проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя.

2

2

Актуализация опорных знаний

Уметь работать с терминологией, осуществлять контроль результатов.

Проверяет выполнение дом. Задания

Организует работу с таблицами упр.240,241

Организует работу с текстом упр.242

Объясняют лексическое значение слов, объясняют правописание через подбор однокоренных слов.

Записывают в тетрадях однокоренные лова, синонимы

Выписывают однокоренные слова из текста, объясняют лексическое значение слова сумерки.

7

3

 Создание проблемной ситуации

Умение строить поиск решения, анализировать результаты

Определите, какие пары слов являются синонимами, а какие антонимами?

Упр.244

Записывают в тетрадь антонимы в составе словосочетаний.

Читают свои записи, анализируют, дополняют.

3

4

Мотивация

Умение ставить учебные цели

Организует обсуждение возникших затруднений

Пытаются сформулировать тему и цели урока совместно с учителем

1

5

Изучение нового материала

Работать с новой информацией, самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы,

учиться грамотно использовать в речи новые термины

Записывает на доске: антонимы, дает определение (в учебнике стр. 87)

Ознакомьтесь с толковым словариком учебника. На примере слова завистник расскажите, какую информацию содержит словарная статья.

Читают правило

Работают с толковым словарем.

Устно отвечают.

7

6

Динамическая пауза

Формирование ответственного отношения к своему здоровью

Использует музыкальную презентацию «Физкультминутка»

Выполняют танцевальные  движения под руководством учителя

1

7

Первичное применение нового знания

Формирование  умения смыслового чтения и письма, организации познавательной деятельности, осуществление самоконтроля

Организует работу по закреплению первичных знаний.

Используя толковы словарик учебника, расскажите о значениях слов богатырь, ложа, Святки

 работают со словарем, устно отвечают, обсуждают.

9

1

8

Коллективная работа по усвоению нового материала

Умение применять полученные знания, использовать синонимы и антонимы  в речи. Умение составлять рассказ.

По образцу упр.245 составьте рассказ о погоде.

 Устно составляют рассказ

Работают с текстом упр.245.

9

9

Итог урока

Осуществлять познавательную рефлексию

Подводит итог урока, организует работу по обсуждению вопроса, почему каждый человек должен владеть большим запасом слов.

Коллективно обсуждают, делают выводы.

3

10

Инструктаж домашнего задания

Объявляет домашнее задание, проводит инструктаж;  упр. 248письм.

Задают вопросы

2

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе

( в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения)

Учитель: Голубева Н.В.

Тема урока: "Сколько лексических значений имеет слово." (Третий урок в изучаемой теме »Лексика и фразеология».12ч.)

Цель урока:осознать сущность семантической группировки лексики русского языка с точки зрения количества выражаемых лексических значений в слове (слова однозначные и многозначные); использовать слова в речи в прямом и переносном значении понять взаимодействие в языке слов с близким или противоположным значением (синонимы, антонимы).

Тип урока: обобщение, ознакомление с новым материалом.        

Планируемые результаты:

Личностные   воспитание чувства уважения; развитие сотрудничества с товарищами; воспитание интереса к языку

Метапредметные развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности.

Предметныеразвитие речи,развитие умений работать с учебником,развитие навыков грамотного письма, овладение понятиями лексика, лексическое значение, однозначные и многозначные слова

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, эвристический .

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная работа.

Средства обучения: учебник, тетради, доска, Презентация «Физкультминутка», проектор.

Основные понятия,  изучаемые  на уроке:лексика, лексическое значение, однозначные и многозначные слова

                                                    Технологическая карта

п/п

Этап

УУД

Деятельность

Время

(в мину-

тах)

учитель

учащиеся

1

Оргмомент

Уметь организовываться к работе

Проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя.

2

2

Актуализация опорных знаний

Уметь работать с терминологией, осуществлять контроль результатов.

Проверяет выполнение дом. Задания

Организует работу с толковым словарем.

Читают составленные предложения, объясняют знаки препинания.

Находят словарные статьи однозначных и многозначных слов

7

3

 Создание проблемной ситуации

Умение строить поиск решения, анализировать результаты

Составьте и запишите предложения с многозначными словами.

Записывают в тетрадь предложения. Читают свои записи, анализируют, дополняют.

3

4

Мотивация

Умение ставить учебные цели

Организует обсуждение возникших затруднений

Пытаются сформулировать тему и цели урока совместно с учителем

1

5

Изучение нового материала

Работать с новой информацией, самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы,

учиться грамотно использовать в речи новые термины

Записывает на доске: слова однозначные и многозначные.

Ознакомьтесь с толковым словариком учебника. На примере слова корень.

Упр.251

Читают правило

Работают с толковым словарем.

Устно отвечают.

Записывают словосочетания.

7

6

Динамическая пауза

Формирование ответственного отношения к своему здоровью

Использует музыкальную презентацию «Физкультминутка»

Выполняют танцевальные  движения под руководством учителя

1

7

Первичное применение нового знания

Формирование  умения смыслового чтения и письма, организации познавательной деятельности, осуществление самоконтроля

Организует работу по закреплению первичных знаний.

Используярисунок на стр.89, нарисуйте в виде дерева семью однокоренных слов.

Составляют рисунок-таблицу.

9

8

Коллективная работа по усвоению нового материала

Умение применять полученные знания, использовать многозначные и однозначные слова   в речи. Умение составлять рассказ.

Опишите свой рисунок.

 Устно составляют рассказ

упр.251

9

9

Итог урока

Осуществлять познавательную рефлексию

Подводит итог урока, организует работу по обсуждению вопроса, сколько лексических значений имеет слово.

Коллективно обсуждают, делают выводы.

3

10

Инструктаж домашнего задания

Объявляет домашнее задание, проводит инструктаж;  упр. 253письм.

Задают вопросы

2

 Методическая разработка урока русского языка в 5 классе

( в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения)

Учитель: Голубева Н.В.

Тема урока: "Когда слово употребляется в переносном значении." (Четвертый урок в изучаемой теме »Лексика и фразеология».12ч.)

Цель урока: осознать сущность семантической группировки лексики русского языка с точки зрения количества выражаемых лексических значений в слове (слова однозначные и многозначные); использовать слова в речи в прямом и переносном значении понять взаимодействие в языке слов с близким или противоположным значением (синонимы, антонимы).

Тип урока: обобщение, ознакомление с новым материалом.        

Планируемые результаты:

Личностные   воспитание чувства уважения; развитие сотрудничества с товарищами; воспитание интереса к языку

Метапредметные развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности.

Предметныеразвитие речи, развитие умений работать с учебником,развитие навыков грамотного письма, овладение понятиями лексика, лексическое значение слова прямое и переносное, однозначные и многозначные слова

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, эвристический .

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная работа.

Средства обучения: учебник, тетради, доска, Презентация «Физкультминутка», проектор.

Основные понятия,  изучаемые  на уроке:лексика, лексическое значение слова прямое и переносное, однозначные и многозначные слова

                                                    Технологическая карта

п/п

Этап

УУД

Деятельность

Время

(в мину-

тах)

учитель

учащиеся

1

Оргмомент

Уметь организовываться к работе

Проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя.

2

2

Актуализация опорных знаний

Уметь работать с терминологией, осуществлять контроль результатов.

Проверяет выполнение дом. Задания

Объясняют непроверяемые написания в корне ,правописание глаголов.

7

3

 Создание проблемной ситуации

Умение строить поиск решения, анализировать результаты

Читает стихотворение В.Орлова (упр.256)

В прямом или переносном значении употреблены глаголы?

Устно отвечают, выписывают из текста стихотворения слова с безударными гласными в корне, объясняют написание подбором проверочного слова.

3

4

Мотивация

Умение ставить учебные цели

Организует обсуждение возникших затруднений

Пытаются сформулировать тему и цели урока совместно с учителем

1

5

Изучение нового материала

Работать с новой информацией, самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы,

учиться грамотно использовать в речи новые термины

Записывает на доске: Лексическое значение слова.

Прямое и переносное

Организует работу с лингвистическим текстом в учебнике стр.90

Составляет на доске схему.

Читают лингвистический текст, пересказывают.

Записывают в тетрадь.

7

6

Динамическая пауза

Формирование ответственного отношения к своему здоровью

Использует музыкальную презентацию «Физкультминутка»

Выполняют танцевальные  движения под руководством учителя

1

7

Первичное применение нового знания

Формирование  умения смыслового чтения и письма, организации познавательной деятельности, осуществление самоконтроля

Организует работу по закреплению первичных знаний.

Организует работу с текстом, определить прямое или переносное значение слов. Упр.257

Списывают текст, вставляя пропущенные буквы, объясняя орфограммы, определяют прямое или переносное значение слов.

Подчеркивают грамматические основы предложений.

9

8

Коллективная работа по усвоению нового материала

Умение применять полученные знания, использовать прямое или переносное значение слов.

Организует проверку выполненного задания.

 Устная коллективная проверка выполненного упр.257

9

9

Итог урока

Осуществлять познавательную рефлексию

Подводит итог урока, организует работу по обсуждению вопроса, когда используются слова в прямом и переносном значении.

Коллективно обсуждают, делают выводы.

3

10

Инструктаж домашнего задания

Объявляет домашнее задание, проводит инструктаж;  упр. 258  письм.

Задают вопросы

2

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе

( в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения)

Учитель: Голубева Н.В.

Тема урока: "Когда слово употребляется в переносном значении. Тропы."(Пятый урок в изучаемой теме »Лексика и фразеология».12ч.)

Цель урока: осознать сущность семантической группировки лексики русского языка с точки зрения количества выражаемых лексических значений в слове (слова однозначные и многозначные); использовать слова в речи в прямом и переносном значении понять взаимодействие в языке слов с близким или противоположным значением (синонимы, антонимы).Понять использование в художественной литературе тропов.

Тип урока: обобщение, ознакомление с новым материалом.        

Планируемые результаты:

Личностные   воспитание чувства уважения; развитие сотрудничества с товарищами; воспитание интереса к языку

Метапредметные развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности.

Предметныеразвитие речи, развитие умений работать с учебником, развитие навыков грамотного письма, овладение понятиями  лексическое значение слова прямое и переносное, однозначные и многозначные слова, метафора, олицетворение, эпитет.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, эвристический .

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная работа.

Средства обучения: учебник, тетради, доска, Презентация «Физкультминутка», проектор.

Основные понятия,  изучаемые  на уроке:лексика, лексическое значение слова прямое и переносное, однозначные и многозначные слова, метафора, олицетворение, эпитет.

                                                    Технологическая карта

п/п

Этап

УУД

Деятельность

Время

(в мину-

тах)

учитель

учащиеся

1

Оргмомент

Уметь организовываться к работе

Проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя.

2

2

Актуализация опорных знаний

Уметь работать с терминологией, осуществлять контроль результатов.

Проверяет выполнение дом. Задания

Называют слова, употребленные в переносном значении.

Объясняют постановку знаков препинания.

Называют грамматические основы предложений.

Выделяют корни глаголов.

5

3

 Создание проблемной ситуации

Умение читать и понимать лингвистический текст.

Умение работы со словарями.

Умение объяснять значение новых слов.

Организует работу с лингвистическим текстом. Стр.  92

Читают, работают со словарем, разъясняют значение слов, обсуждают.

5

4

Мотивация

Умение ставить учебные цели

Организует обсуждение возникших затруднений

Пытаются сформулировать тему и цели урока совместно с учителем

1

5

Изучение нового материала

Работать с новой информацией, самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы,

учиться грамотно использовать в речи новые термины, находить в художественном тексте тропы.

Записывает на доске: Тропы: метафора, олицетворение, эпитет.

Организует работу со стихотворением в учебнике стр.93

Читают стихотворение, анализируют, называют слова, употребленные в переносном значении, находят метафоры, олицетворение, эпитеты.

7

6

Динамическая пауза

Формирование ответственного отношения к своему здоровью

Использует музыкальную презентацию «Физкультминутка»

Выполняют танцевальные  движения под руководством учителя

1

7

Первичное применение нового знания

Формирование  умения смыслового чтения и письма, организации познавательной деятельности, осуществление самоконтроля

Организует работу по закреплению первичных знаний.

Организует работу с текстом стихотворения Бунина,  Упр.261

Списывают текст, вставляя пропущенные буквы, объясняя орфограммы, определяют прямое или переносное значение слов.

Анализируют стихотворение, находят тропы.

9

8

Коллективная работа по усвоению нового материала

Умение применять полученные знания, использовать тропы, находить в художественных произведениях.

Организует работу с картиной «Русская зима. Лигачево» Юона

 Устно описывают картину, используя стихотворение Бунина. В описании картины используют тропы.

9

9

Итог урока

Осуществлять познавательную рефлексию

Подводит итог урока, организует работу по обсуждению описания картины.

Коллективно обсуждают, делают выводы.

3

10

Инструктаж домашнего задания

Объявляет домашнее задание, проводит инструктаж;  упр. 262 письм.написать текст, описывая картину.

Задают вопросы

2

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе

( в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения)

Учитель: Голубева Н.В.

Тема урока: "Фразеологизмы." (Шестой урок в изучаемой теме »Лексика и фразеология».12ч.)

Цель урока: сформировать и целенаправленно развивать умения опознавать фразеологизмы, объяснять их значение, оценивать уместность использования фразеологических сочетаний в речи и употреблять их в речи.

Тип урока: обобщение, ознакомление с новым материалом.        

Планируемые результаты:

Личностные   воспитание чувства уважения; развитие сотрудничества с товарищами; воспитание интереса к языку

Метапредметные развитие речи; формирование умений сравнивать, анализировать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности.

Предметные развитие речи, развитие умений работать с учебником, развитие навыков грамотного письма, овладение понятиями  фразеологизм, переносное значение.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, эвристический .

Формы организации познавательной деятельности  обучающихся: коллективная, индивидуальная работа.

Средства обучения: учебник, тетради, доска, Презентация «Физкультминутка», проектор.

Основные понятия,  изучаемые  на уроке: лексическое значение слова прямое и переносное, однозначные и многозначные слова, лексическое значение фразеологизмов, фразеологизмы, синонимы, антонимы.

                                                    Технологическая карта

п/п

Этап

УУД

Деятельность

Время

(в мину-

тах)

учитель

учащиеся

1

Оргмомент

Уметь организовываться к работе

Проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя.

2

2

Актуализация опорных знаний

Уметь работать с терминологией, осуществлять контроль результатов.

Проверяет выполнение дом. Задания

Читают описания картины, сравнивают, анализируют, называют тропы.

5

3

 Создание проблемной ситуации

Умение строить поиск решения, анализировать результаты

Организует работу с тестом учебника стр.94.

Читают, делают выводы.

2

4

Мотивация

Умение ставить учебные цели

Организует обсуждение возникших затруднений

Пытаются сформулировать тему и цели урока совместно с учителем

1

5

Изучение нового материала

Работать с новой информацией, самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы,

учиться грамотно использовать в речи новые термины

Записывает на доске: фразеологизмы.

Организует работу с шутливыми рисунками стр.95

Организует работу с упр. 263,264

Отгадывают фразеологизмы, записывают в тетрадь, составляют предложения с фразеологизмами.

Составляют и записывают предложения, в которых сочетания использованы в прямом и переносном значении.

Выписывают фразеологизмы, в состав которых входят синонимы, а затем  - антонимы.

9

6

Динамическая пауза

Формирование ответственного отношения к своему здоровью

Использует музыкальную презентацию «Физкультминутка»

Выполняют танцевальные  движения под руководством учителя

1

7

Первичное применение нового знания

Формирование  умения смыслового чтения и письма, организации познавательной деятельности, осуществление самоконтроля

Организует работу по закреплению первичных знаний.

Организует работу с упр.265,266

Выписывают фразеологизмы в тетрадь, выделяют морфемы.

9

8

Коллективная работа по усвоению нового материала

Умение применять полученные знания, использовать фразеологизмы.

Организует проверку выполненного задания.

 Устная коллективная проверка выполненного упр.265,266

9

9

Итог урока

Осуществлять познавательную рефлексию

Подводит итог урока, организует работу по обсуждению вопроса

Коллективно обсуждают, делают выводы.

3

10

Инструктаж домашнего задания

Объявляет домашнее задание, проводит инструктаж;  упр. 270  нарисовать

Задают вопросы

2

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе

( в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения)

Учитель: Голубева Н.В.

Тема урока: "Фразеологизмы." (Седьмой  урок в изучаемой теме »Лексика и фразеология».12ч.)

Цель урока: сформировать и целенаправленно развивать умения опознавать фразеологизмы, объяснять их значение, оценивать уместность использования фразеологических сочетаний в речи и употреблять их в речи.

Тип урока: обобщение, ознакомление с новым материалом.        

Планируемые результаты:

Личностные   воспитание чувства уважения; развитие сотрудничества с товарищами; воспитание интереса к языку

Метапредметные развитие речи; формирование умений сравнивать, анализировать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности.

Предметные развитие речи, развитие умений работать с учебником, развитие навыков грамотного письма, овладение понятиями  фразеологизм, переносное значение.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, эвристический .

Формы организации познавательной деятельности  обучающихся: коллективная, индивидуальная работа.

Средства обучения: учебник, тетради, доска, Презентация «Физкультминутка», проектор.

Основные понятия,  изучаемые  на уроке: лексическое значение слова прямое и переносное, однозначные и многозначные слова, лексическое значение фразеологизмов, фразеологизмы, синонимы, антонимы.

                                                    Технологическая карта

п/п

Этап

УУД

Деятельность

Время

(в мину-

тах)

учитель

учащиеся

1

Оргмомент

Уметь организовываться к работе

Проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя.

2

2

Актуализация опорных знаний

Уметь работать с терминологией, осуществлять контроль результатов.

Проверяет выполнение дом. Задания

Выставка рисунков

По рисункам называют и объясняют фразеологизмы.

5

3

 Создание проблемной ситуации

Умение строить поиск решения, анализировать результаты

Организует работу с упр, 267 учебника стр.95.

Читают, определяют, сколько фразеологизмов использовано в тексте, доказывают, что в эти фразеологизмы входят слова, употребленные в переносном значении.

2

4

Мотивация

Умение ставить учебные цели

Организует обсуждение возникших затруднений

Пытаются сформулировать тему и цели урока совместно с учителем

1

5

Изучение нового материала

Работать с новой информацией, самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы,

учиться грамотно использовать в речи новые термины

Записывает на доске: фразеологизмы.

Организует работу с текстом упр.271

Читают текст, называют фразеологизм, придумывают небольшой  рассказ, правильно употребляя данный фразеологизм. Записывают в тетрадь свои рассказы.

Читают записанные рассказы.

12

6

Динамическая пауза

Формирование ответственного отношения к своему здоровью

Использует музыкальную презентацию «Физкультминутка»

Выполняют танцевальные  движения под руководством учителя

1

7

Первичное применение нового знания

Формирование  умения смыслового чтения и письма, организации познавательной деятельности, осуществление самоконтроля

Организует работу по закреплению первичных знаний.

Организует работу с упр.268.

Составляют и записывают предложения с фразеологизмами.

6

8

Коллективная работа по усвоению нового материала

Умение применять полученные знания, использовать фразеологизмы.

Организует проверку выполненного задания.

 Устная коллективная проверка выполненного упр.268

9

9

Итог урока

Осуществлять познавательную рефлексию

Подводит итог урока, организует работу по обсуждению вопроса

Коллективно обсуждают, делают выводы.

3

10

Инструктаж домашнего задания

Объявляет домашнее задание, проводит инструктаж;  упр. 272 , ЗСП-10

Задают вопросы

2

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе

( в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения)

Учитель: Голубева Н.В.

Тема урока: "Как пополняется словарный состав языка" (Восьмой урок в изучаемой теме »Лексика и фразеология».12ч.)

Цель урока: понять механизм словообразования в русском языке, словообразовательное значение морфем. Словообразование – основной путь обогащения лексики в русском языке.

Тип урока: ознакомление с новым материалом.

Планируемые результаты:

Личностные   воспитание чувства уважения; развитие сотрудничества с товарищами; воспитание интереса к языку

Метапредметные развитие речи; формирование умений сравнивать, анализировать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности.

Предметные развитие речи, развитие умений работать с учебником, развитие навыков грамотного письма, овладение понятиями  словообразование, иноязычные, заимствованные.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, эвристический .

Формы организации познавательной деятельности  обучающихся: коллективная, индивидуальная работа.

Средства обучения: учебник, тетради, доска, Презентация «Физкультминутка», проектор.

Основные понятия,  изучаемые  на уроке: словообразование, иноязычные, заимствованные слова, старославянизмы, исконно русские слова

                                                    Технологическая карта

п/п

Этап

УУД

Деятельность

Время

(в мину-

тах)

учитель

учащиеся

1

Оргмомент

Уметь организовываться к работе

Проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя.

2

2

Актуализация опорных знаний

Уметь работать с терминологией, осуществлять контроль результатов.

Проверяет выполнение дом. Задания

Говорят на лингвистическую тему: пользуясь планом, рассказывают на тему «Использование в речи слов в переносном значении»

Пишут словарный диктант.

5

3

 Создание проблемной ситуации

Умение строить поиск решения, анализировать результаты

Задает вопрос: как пополняется словарный состав

Обсуждают, выдвигают гипотезы.

2

4

Мотивация

Умение ставить учебные цели

Организует обсуждение возникших затруднений

Пытаются сформулировать тему и цели урока совместно с учителем

1

5

Изучение нового материала

Работать с новой информацией, самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы,

учиться грамотно использовать в речи новые термины

Записывает на доске: как пополняется словарный состав языка.

Организует работу с лингвистическим текстом на стр.97-98

Записывает на доске схему пополнения словарного состава.

Записывают тему.

Читают текст, готовят пересказ текста.

Пересказывают текст, составляют в тетради  схему пути пополнения словарного состава.

15

6

Динамическая пауза

Формирование ответственного отношения к своему здоровью

Использует музыкальную презентацию «Физкультминутка»

Выполняют танцевальные  движения под руководством учителя

1

7

Первичное применение нового знания

Формирование  умения смыслового чтения и письма, организации познавательной деятельности, осуществление самоконтроля

Организует работу по закреплению первичных знаний.

Организует работу с упр.274,275,277

Выписывают иноязычные слова, проверяя себя по орфографическому словарю, подбирают синонимы к заимствованным словам, записывают.

Выписывают старославянизмы, подбирают синонимы.

6

8

Коллективная работа по усвоению нового материала

Умение применять полученные знания, использовать фразеологизмы.

Организует проверку выполненного задания.

 Устная коллективная проверка выполненного упр.274,275,277

6

9

Итог урока

Осуществлять познавательную рефлексию

Подводит итог урока, организует работу по обсуждению вопроса

Коллективно обсуждают, делают выводы.

3

10

Инструктаж домашнего задания

Объявляет домашнее задание, проводит инструктаж;  упр. 279,278 письм.

Задают вопросы

2

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе

( в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения)

Учитель: Голубева Н.В.

Тема урока: "Чем отличаются друг от друга слова-омонимы" (Девятый урок в изучаемой теме »Лексика и фразеология».12ч.)

Цель урока: ввести понятие омонимы, научить различать омонимы в речи.

Тип урока: ознакомление с новым материалом.        

Планируемые результаты:

Личностные   воспитание чувства уважения; развитие сотрудничества с товарищами; воспитание интереса к языку

Метапредметные развитие речи; формирование умений сравнивать, анализировать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности.

Предметные развитие речи, развитие умений работать с учебником, развитие навыков грамотного письма, овладение понятием омонимы.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, эвристический .

Формы организации познавательной деятельности  обучающихся: коллективная, индивидуальная работа.

Средства обучения: учебник, тетради, доска, Презентация «Физкультминутка», проектор.

Основные понятия,  изучаемые  на уроке: омонимы

                                                    Технологическая карта

п/п

Этап

УУД

Деятельность

Время

(в мину-

тах)

учитель

учащиеся

1

Оргмомент

Уметь организовываться к работе

Проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя.

2

2

Актуализация опорных знаний

Уметь работать с терминологией, осуществлять контроль результатов.

Проверяет выполнение дом. Задания

Говорят на лингвистическую тему: пользуясь планом, рассказывают на тему «Как пополняется словарный состав русского языка»

5

3

 Создание проблемной ситуации

Умение строить поиск решения, анализировать результаты

Читает стихотворение А. Шибаева стр.114

Задает вопросы:

Почему возникает комическое содержание?

Обсуждают, выдвигают гипотезы.

2

4

Мотивация

Умение ставить учебные цели

Организует обсуждение возникших затруднений

Пытаются сформулировать тему и цели урока совместно с учителем

1

5

Изучение нового материала

Работать с новой информацией, самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы,

учиться грамотно использовать в речи новые термины

Записывает на доске: Омонимы

Объясняет происхождение слова омонимы

Организует работу с лингвистическим текстом на стр.114-115

Организует работу с упр. 321

Записывают тему.

Читают определение на стр.114

Читают текст, готовят пересказ текста.

Составляют и записывают предложения с омонимами.

Читают составленные предложения.

15

6

Динамическая пауза

Формирование ответственного отношения к своему здоровью

Использует музыкальную презентацию «Физкультминутка»

Выполняют танцевальные  движения под руководством учителя

1

7

Первичное применение нового знания

Формирование  умения смыслового чтения и письма, организации познавательной деятельности, осуществление самоконтроля

Организует работу по закреплению первичных знаний.

Организует работу с упр.322

Выписывают  слова-омонимы, которые различаются значением, значением и произношением, значением и написанием.

6

8

Коллективная работа по усвоению нового материала

Умение применять полученные знания, находить и определять омонимы.

Организует проверку выполненного задания.

Организует работу со стихами упр.323.

 Устная коллективная проверка выполненного упр.322

Выписывают слова-омонимы.

6

9

Итог урока

Осуществлять познавательную рефлексию

Подводит итог урока, организует работу по обсуждению вопроса

Организует работу по решению кроссворда

Коллективно обсуждают, делают выводы.

Решают кроссворд.

3

10

Инструктаж домашнего задания

Объявляет домашнее задание, проводит инструктаж;  упр.326 подготовится к словарному диктанту.

Задают вопросы

2

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе

( в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения)

Учитель: Голубева Н.В.

Тема урока: "Что такое профессиональные и диалектные слова" (Десятый урок в изучаемой теме »Лексика и фразеология».12ч.)

Цель урока: ввести понятия профессиональные и диалектные слова, научить правильно пользоваться словарями, развить речь.

Тип урока: ознакомление с новым материалом.        

Планируемые результаты:

Личностные   воспитание чувства уважения; развитие сотрудничества с товарищами; воспитание интереса к языку

Метапредметные развитие речи; формирование умений сравнивать, анализировать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности.

Предметные развитие речи, развитие умений работать с учебником и словарями, развитие навыков грамотного письма, овладение понятиями профессиональные и диалектные слова.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, эвристический .

Формы организации познавательной деятельности  обучающихся: коллективная, индивидуальная работа.

Средства обучения: учебник, тетради, доска, Презентация «Физкультминутка», проектор.

Основные понятия,  изучаемые  на уроке: профессиональные и диалектные слова.

                                                    Технологическая карта

п/п

Этап

УУД

Деятельность

Время

(в мину-

тах)

учитель

учащиеся

1

Оргмомент

Уметь организовываться к работе

Проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя.

2

2

Актуализация опорных знаний

Уметь работать с терминологией, осуществлять контроль результатов.

Проверяет выполнение дом. Задания

Пишут словарный диктант.

5

3

 Создание проблемной ситуации

Умение строить поиск решения, анализировать результаты

Организует работу с упр.327.

Задает вопрос: почему вы вставили названия этих профессий?

Вставляют названия профессий в места пропусков.

Читают получившийся текст, делают выводы.

Называют профессиональные слова, которые используют родители.

2

4

Мотивация

Умение ставить учебные цели

Организует обсуждение возникших затруднений

Пытаются сформулировать тему и цели урока совместно с учителем

1

5

Изучение нового материала

Работать с новой информацией, самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы,

учиться грамотно использовать в речи новые термины

Записывает на доске: профессиональные и диалектные слова

Организует работу с лингвистическим текстом на стр.116-117,118

Организует работу с упр. 329 и толковым словарем

Записывают тему.

Читают определение на стр.114

Читают текст, готовят пересказ текста.

Составляют и записывают предложения.

Читают составленные предложения.

15

6

Динамическая пауза

Формирование ответственного отношения к своему здоровью

Использует музыкальную презентацию «Физкультминутка»

Выполняют танцевальные  движения под руководством учителя

1

7

Первичное применение нового знания

Формирование  умения смыслового чтения и письма, организации познавательной деятельности, осуществление самоконтроля

Организует работу по закреплению первичных знаний.

Организует работу с лингвистическим текстом упр.331

Выразительно читают текст, устно пересказывают, списывают первые два абзаца.

6

8

Коллективная работа по усвоению нового материала

Умение применять полученные знания, находить и определять омонимы.

Организует проверку выполненного задания.

 Устная коллективная проверка выполненного упр.331 – пересказывают.

6

9

Итог урока

Осуществлять познавательную рефлексию

Подводит итог урока, организует работу по обсуждению вопроса

Коллективно обсуждают, делают выводы.

3

10

Инструктаж домашнего задания

Объявляет домашнее задание, проводит инструктаж;  упр.332, 333

Задают вопросы

2

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе

( в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения)

Учитель: Голубева Н.В.

Тема урока: "О чем рассказывают устаревшие слова" (Одиннадцатый урок в изучаемой теме »Лексика и фразеология».12ч.)

Цель урока: ввести понятие устаревшие слова, научить правильно пользоваться словарями, развить речь.

Тип урока: ознакомление с новым материалом.        

Планируемые результаты:

Личностные   воспитание чувства уважения; развитие сотрудничества с товарищами; воспитание интереса к языку

Метапредметные развитие речи; формирование умений сравнивать, анализировать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности.

Предметные развитие речи, развитие умений работать с учебником и словарями, развитие навыков грамотного письма, овладение понятием устаревшие слова.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, эвристический .

Формы организации познавательной деятельности  обучающихся: коллективная, индивидуальная работа.

Средства обучения: учебник, тетради, доска, Презентация «Физкультминутка», проектор.

Основные понятия,  изучаемые  на уроке: устаревшие слова.

                                                    Технологическая карта

п/п

Этап

УУД

Деятельность

Время

(в мину-

тах)

учитель

учащиеся

1

Оргмомент

Уметь организовываться к работе

Проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя.

2

2

Актуализация опорных знаний

Уметь работать с терминологией, осуществлять контроль результатов.

Проверяет выполнение дом. Задания

Называют диалектные слова из текста упр.332

Читают выписанные однокоренные слова к сущ. Дождь, разбирают по составу.

Говорят на лингвистическую тему (упр.333)

5

3

 Создание проблемной ситуации

Умение строить поиск решения, анализировать результаты

Читает текст с устаревшими словами.

Задает вопрос: все ли слова были понятны, если нет, то почему.

Слушают, отвечают.

2

4

Мотивация

Умение ставить учебные цели

Организует обсуждение возникших затруднений

Пытаются сформулировать тему и цели урока совместно с учителем

1

5

Изучение нового материала

Работать с новой информацией, самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы,

учиться грамотно использовать в речи новые термины

Записывает на доске: устаревшие слова

Организует работу с лингвистическим текстом на стр.120-121

Записывают тему.

Читают текст, готовят пересказ текста.

Выписывают из лингвистического текста устаревшие слова вместе с современными синонимами.

15

6

Динамическая пауза

Формирование ответственного отношения к своему здоровью

Использует музыкальную презентацию «Физкультминутка»

Выполняют танцевальные  движения под руководством учителя

1

7

Первичное применение нового знания

Формирование  умения смыслового чтения и письма, организации познавательной деятельности, осуществление самоконтроля

Организует работу по закреплению первичных знаний.

Организует работу с текстом упр.335

Выразительно читают текст, находят устаревшие слова, заменяют их синонимами.

Выписывают слова с пропущенными буквами, выделяя корни и объясняя их написание через подбор однокоренных проверочных слов.

6

8

Коллективная работа по усвоению нового материала

Умение применять полученные знания, находить и определять устаревшие слова

Организует проверку выполненного задания.

Развивает речь

Организуер работу по картине Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке»

Организует работу с толковым словарем

 Устная коллективная проверка выполненного упр.335

Описывают картину, используя устаревшие слова. По толковому словарю определяют значение устаревших слов

6

9

Итог урока

Осуществлять познавательную рефлексию

Подводит итог урока, организует работу по обсуждению вопроса

Коллективно обсуждают, делают выводы.

3

10

Инструктаж домашнего задания

Объявляет домашнее задание, проводит инструктаж;  упр.337

Задают вопросы

2

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе

( в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения)

Учитель: Голубева Н.В.

Тема урока: "Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова" (Двенадцатый урок в изучаемой теме »Лексика и фразеология».12ч.)

Цель урока: научить понимать, что речевой этикет – это правила речевого поведения. Тренироваться в уместном употреблении некоторых этикетных формул приветствия, прощания, просьбы, благодарности в соответствии с речевой ситуацией.

Тип урока: ознакомление с новым материалом.        

Планируемые результаты:

Личностные   воспитание чувства уважения; развитие сотрудничества с товарищами; воспитание интереса к языку

Метапредметные развитие речи; формирование умений сравнивать, анализировать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности.

Предметные развитие речи, развитие умений работать с учебником и словарями, развитие навыков грамотного письма, овладение понятиями этикетные слова.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, эвристический .

Формы организации познавательной деятельности  обучающихся: коллективная, индивидуальная работа, работа в парах.

Средства обучения: учебник, тетради, доска, Презентация «Физкультминутка», проектор.

Основные понятия,  изучаемые  на уроке: речевой этикет, этикетные слова, правила речевого поведения.

                                                    Технологическая карта

п/п

Этап

УУД

Деятельность

Время

(в мину-

тах)

учитель

учащиеся

1

Оргмомент

Уметь организовываться к работе

Проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя.

2

2

Актуализация опорных знаний

Уметь работать с терминологией, осуществлять контроль результатов.

Проверяет выполнение дом. Задания

Объясняют происхождение и смысл выражений упр. 337

Определяют лексическое значение устаревших слов, пользуясь толковым словарем.

5

3

 Создание проблемной ситуации

Умение строить поиск решения, анализировать результаты

Напоминает рассказ В.Осеевой «Волшебное слово»

Задает вопрос:что это за «волшебные слова»

Слушают, отвечают.

2

4

Мотивация

Умение ставить учебные цели

Организует обсуждение возникших затруднений

Пытаются сформулировать тему и цели урока совместно с учителем

1

5

Изучение нового материала

Работать с новой информацией, самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы,

учиться грамотно использовать в речи новые термины

Записывает на доске: этикетные слова

Организует работу с лингвистическим текстом на стр.123 Организует работу с упр. 342

Организует работу в парах: составьте сценку «В автобусе»

Записывают тему.

Читают определение на стр.123

Читают этикетные слова.

Обсуждают, какие слова можно использовать в разговоре друг с другом, а какие в другой ситуации.

Разыгрывают сценки.

15

6

Динамическая пауза

Формирование ответственного отношения к своему здоровью

Использует музыкальную презентацию «Физкультминутка»

Выполняют танцевальные  движения под руководством учителя

1

7

Первичное применение нового знания

Формирование  умения смыслового чтения и письма, организации познавательной деятельности, осуществление самоконтроля

Организует работу по закреплению первичных знаний.

Организует работу с упр.343

Выписывают этиектные слова, выделяют в них корни.

6

8

Коллективная работа по усвоению нового материала

Умение применять полученные знания, находить и определять омонимы.

Организует проверку выполненного задания.

 С помощью выписанных слов разыгрывают сценки «Вежливый отказ»

6

9

Итог урока

Осуществлять познавательную рефлексию

Подводит итог урока, организует работу по обсуждению вопроса

Коллективно обсуждают, делают выводы.

3

10

Инструктаж домашнего задания

Объявляет домашнее задание, проводит инструктаж;  упр.344

Задают вопросы

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка: 5 класс (ЗПР) школы для глухих детей.

Конспект урока по теме: "Корень. Однокоренные слова". Тип урока: повторение пройденного материала....

Технологическая карта урока русского языка в свете требований ФГОС

Принятый документ ФГОС заставляет учителя пересмотреть требования к урокам. Данный материал соответствует им....

технологическая карта урока русского языка 5 класс "тире между подлежащим и сказуемым"

Какие требования выдвигает новый ФГОС? Что является отличительной особенностью нового Стандарта? Как построить урок в соответствии с требованиями Стандарта второго поколения? В качестве примера привож...

Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"

Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе...

Технологическая карта урока русского языка в соответствии с ФГОС

Технологическая карта урока русского языка в соответствии с ФГОС  на тему: "Словообразование имён существительных"...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...