Этимологические словари. Этимология слова.
презентация к уроку по русскому языку (6 класс) на тему

Шустова Лариса Владимировна

Презентация, сопровождающая лекцию учителя по теме. Включены задания познавательного характера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_kl._etimologich._slovari_proishozhdenie_slov.pptx71.04 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Происхождение слов. Этимологические словари. Урок-лекция в 6 классе

Слайд 2

Этимологи́ческий слова́рь — это лингвистические словарь , содержащий информацию об истории отдельных слов , а иногда и морфем , то есть информацию о фонетических и семантических изменениях, которые они претерпели. Крупные толковые словари также могут содержать заметки об этимологии слов. Так как происхождение многих слов не поддаётся точному однозначному определению, то этимологические словари фиксируют различные точки зрения и содержат ссылки на соответствующую литературу.

Слайд 3

Этимологические словари Первым русским этимологическим словарем был « Корнеслов русского языка, сравненного со всеми главнейшими славянскими наречиями и с двадцатью четырьмя иностранными языками» Ф.С. Шимкевича (1842). В словаре разработано 1378 корней обиходных русских слов, во многих случаях имеются произвольные сопоставления и ошибочные утверждения. Наиболее известен из дореволюционных изданий « Этимологический словарь русского языка» А.Г. Преображенского (1910-1916; окончание было опубликовано в 1949 г., позднее вышло переиздание всей книги). Словарь содержит объяснение этимологии многих общеупотребительных русских слов и части заимствованных. Все они группируются по первообразным словам или по корням. Хотя словарь далеко не полон и содержит немало устаревших или просто неверных объяснений, он служит важным пособием по этимологии. В 1961 г. вышел «Краткий этимологический словарь русского языка» Н.М. Шанского , В.В. Иванова и Т.В. Шанской под редакцией С.Г. Бархударова . Словарь был издан как научно-популярное пособие для учителя средней школы и содержит этимологическое толкование общеупотребительных слов современного русского литературного языка (3-е изд. М., 1975).

Слайд 4

К типу этимологических словарей примыкает «Краткий топонимический словарь» В.А. Никонова, содержащий сведения о происхождении и судьбе около 4000 названий наиболее крупных географических объектов СССР и зарубежных стран (1966 ). «Словарь русских личных имен» Н.А. Петровского, включающий около 2600 личных имён и сообщающий сведения об их происхождении (1967), и «Словарь названий жителей (РСФСР)» (под редакцией А.М. Бабкина), в котором собрано около 6000 названий жителей населенных пунктов Российской Федерации и названий жителей столиц союзных республик (1964 ).

Слайд 5

Школьный этимологический словарь русского языка Шанский Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов / Н.М. Шанский , Т.А. Боброва. — 7-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2004. — 398, [2] с. В настоящем словаре в научно-популярной форме, доступной для самого широкого круга читателей, подробно толкуется происхождение наиболее употребительных слов современного русского языка, их родословная, источники поступления в нашу речь, исходный языковой материал и способ образования, первоначальное звучание и изменения значений.

Слайд 6

Найдите происхождение приведенных ниже слов и попытайтесь объяснить, почему именно эти слова являются проверочными: порошок-порох, крыльцо-крыло, урок-речь, рубль-рубить ?

Слайд 7

Как образованы наречия: сегодня, молча, неужели? Сегодня-др.рус . «сего дьне »-сего дня, этого дня. Молча-др.рус . « мълчати »-слабый, вялый . Неужели – др.рус. –«не уже ли»-выражение удивления, сомнения.

Слайд 8

Приведенные ниже наречия образованы из сочетания предлога с падежной формой существительного. Исходное существительное указано в скобках. Назовите падеж, форма которого послужила базой при образовании данного наречия . Вдребезги (дребезг ‘осколок ’ ); взаперти ( заперть ‘состояние по значению глагола запереть’); взапуски (запуск ‘состояние по значению глагола запускать ’); вкось ( кось ‘кривизна ’ ); внутрь ( утрь ‘внутренность ’ ); впереди ( передь ‘передняя часть’ ); вопреки ( прэкь ‘спор; препятствие; запрет ’ ); впотьмах ( потьма ‘темнота ’ ); всмятку ( смятка ‘жидкое, некрутое состояние ’ ); второпях ( торопь ‘поспешность’ ). Приведите употребляющиеся в современном языке слова с теми же корнями, что и у указанных в скобках существительных. С помощью какого предлога (приставки) образовано наречие внутрь ?

Слайд 9

К каждому слову из первого списка найдите этимологически родственное слово из второго списка. На основе установленного Вами этимологического родства слов попробуйте объяснить происхождение значения у слов из первого списка: а) свеча, полынья, порошок, крыльцо, кольцо, урок, простыня, сметана, воздух, подоплека; б) крыло, простой, свет, коло (‘колесо’), срок, плечо, снимать, порох, дуть, полый,

Слайд 10

Определите, на какой признак предмета указывают названия: валежник, веснушка, горбушка, горчичник, кисель, кочан, леденец, метель, мешок, молоток, пластинка, простокваша, пятница, рогожа, старшина, холодец, часовой, частушка. Самостоятельно определите, почему эти предметы так названы в русском языке: звери: дикобраз, косуля, лягушка, медведь, овчарка, песец; птицы: индюк, канарейка, куропатка, малиновка, петух, синица, снегирь; растения: гвоздика, лебеда, лиственница, ноготки, одуванчик . Попытайтесь в словах найти исторический корень и с его помощью объяснить исходное значение слов: боровик, волнушка, лисичка, маслёнок, опёнок, подберёзовик, подосиновик, сморчок, сыроежка.

Слайд 11

боровик –«гриб, растущий в бору», волнушка – «волны», лисичка – « лисая-т.е.рыжая », маслёнок – «масло», опенок- «гриб, растущий на пне», подберёзовик-под берзой (березой), подосиновик- «гриб, растущий под осиной», сморчок – хотя название этого гриба в настоящее время соотносят с глаголом сморщить, на самом деле гриб получил название по своей «сопливой» кожице, сыроежка – первонач. « сырожа », от сырой и еда, т. е. «гриб, который едят сырым».

Слайд 12

Помогите Буратино. Мальвина проводила с Буратино диктант. Она читала слова, а Буратино записывал их, устно объясняя правописание. Послушайте его объяснения. Согласны ли вы с ними? Как бы вы написали эти слова и объяснили правописание, если бы Мальвина диктовала их вам ? Д_лина («пишем а , проверочное слово даль »), гв_здика («пишем о , проверочное слово гвоздь »), г_рдероб («пишем о , гордость »), к_кой («пишем а , как »), л_пата («пишем а , лапа »), п_рина («пишем и, пир »), п_тух («пишем и , пить »).

Слайд 13

С какими существительными этимологически родственны следующие прилагательные: коричневый , голубой , оранжевый, каштановый, лиловый, фиолетовый?

Слайд 14

Коричневый («цвет коры»), голубой («цвет оперения шейки голубя»), оранжевый («цвет апельсина», от франц. « оранж » - апельсин), каштановый («цвет плодов каштана»), лиловый («цвет сирени», от франц. « лилас » - сирень), фиолетовый («цвет фиалки», то лат. «виола» - фиалка).

Слайд 15

Домашнее задание Докажите, пользуясь словарём, что данные слова имеют общий исторический корень: абрикос и апрель, голубец и голубика , гончар и горшок , капитан и капуста , пшеница и пшено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод рекомендации к этимологическому словарю, сам словарь

Данный проект представляет собой этимологический словарик и методические рекомендации по его использованию, как средство осмысления, запоминания лексических единиц и хранения их в долговременной памят...

Г. П. Цыганенко ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ РУССКОГО ЯЗЫКА

Более 5000 слов 2-е издание, переработанное и дополненное КИЕВ <РАДЯНСЬКА ШКОЛА> 1989 Рекомендовано Институтом языковедения им. А. А. Потебни АН УССР Рецензенты: до...

Шанский Н.М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка

В настоящем словаре в научно-популярной форме, доступной для самого широ-кого читателя, подробно толкуется происхождение наиболее употребительных словсовременного русского языка, их родословная, источ...

Конспект урока "Этимологические словари"

Цель урока: познакомить школьников со спецификой этимологического словаря, научить пользоваться данными этимологии при объяснении современных лингвистических фактов....

Брэйн-ринг "История слова как история целого народа" (на основе "Историко-этимологического словаря" В.И.Абаева)

Дети, как и большинство взрослых,  очень редко задумываются над происхождением того или иного слова. А ведь зачастую этимология, казалось бы, самого простого и наиболее часто употребляемого в быт...