Урок русского языка в девятом классе
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Ооржак Галина Александровна

Урок русского языка в девятом классе, построенного по технологии модульного обучения. Тема урока: сложноподчиненные предложения. Цели: Повторить и уточнить знания о строении сложного предложения, усвоить понятия о структуре сложного предложения, научиться расчленять целое на части и, рассмотрев каждую часть, делать вывод о целом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                         УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 9 КЛАССЕ ( по модульной технологии)

ТЕМА УРОКА : СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.                                      

Цель урока.

 Повторить и уточнить знания учащихся о строении сложного предложения.

 Обеспечить понимание учащимися понятия о структуре сложного предложения.

 Сформировать умение расчленять целое на части и, рассмотрев каждую часть, делать вывод о целом (анализ и синтез).

Оборудование.

 Компьютер с проектором.

 Презентация.

 Раздаточный материал.

Ход урока

УЭ Содержание урока Деятельность учащихся

УЭ- 0

1 мин.

Постановка целей урока:

 Повторить и уточнить знания о строении сложного предложения.

 Усвоить понятия о структуре сложного предложения.

 Научиться расчленять целое на части и, рассмотрев каждую часть, делать вывод о целом

(анализ и синтез).

УЭ-1

7 мин.

Цель: определить уровень знаний по синтаксису сложного предложения, умению различать пред-

ложение простое и сложное.

1. Запишите в тетрадях дату, тему «Сложное предложение. Сложносочиненное предложение».

2. Внимательно прочитайте вопрос. Работайте прямо на бланках, обводя кружком номер правиль-

ного ответа. Из четырех предложенных вариантов ответа выберите один правильный.

Вводная диагностика.

1. Найдите односоставное предложение.

1) Нарядный морской вокзал.

2) Возле бухты вырос крупный город.

3) На берегу Охотского моря находится город Охотск.

4) Построены заводы.

2. Найдите назывное предложение.

1) Каждое воскресенье мы стараемся провести интересно.

2) Так было и на прошлой неделе.

3) Раннее утро.

Работайте самостоятельно на бланках

4) Дружно отправляемся в поход.

3. Найдите определенно-личное предложение.

1) Ведут ко мне коня.

2) Мы идем с проводником в горы.

3) Сначала подумай, а потом говори.

4) Все больше заносит снегом окошко.

4. Найдите безличное предложение.

1) Давай сегодня осмотрим северные склоны.

2) В дверь постучались.

3) С утра морозило.

4) Дело словом не заменишь.

5. Найдите неопределенно-личное предложение.

1) Дети, занимайтесь спортом.

2) В палате ещѐ долго вспоминали его рассказы.

3) На селе было темно и тихо.

4) Поля созревшей ржи.

6. Найдите сложное предложение, в состав которого входит односоставное.

1) Ручеѐк поворачивал направо и струился вдоль оврага, сливаясь с другими родниками.

2) Большая была радость, когда расступились последние деревья.

3) С одного края небо очистилось, и близко где-то было солнышко.

4) На небе начинало сереть, и по воде клубился белый парок.

7. Найдите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.

1) Густая и тяжелая листва тополя шумела и дрожала от сильного и штормового урагана.

2) А. Пушкин создал бессмертные произведения как в стихах так и в прозе.

3) Сильный ветер раскачивал деревья да гудел в лесу.

4) Очень красивые бабочки с распластанными крыльями были похожи то на лепестки цветка то

на тончайший шелк то на кусочки цветного ситца.

УЧИТЕЛЬ: Проверьте задание по ключу.

1. 1

2. 3

3. 3

4. 3

5. 2

6. 4

7. 2

Самопроверка.

УЧИТЕЛЬ: Оценку поставьте в листок оценки.

Критерии оценки

Количество правильных ответов Оценка

7

6

5

4

Менее 4

5

4

3

2

1

оценочный лист. Графа УЭ-1

УЭ-2 (1)

7 мин.

Объяснение материала. Сложное предложение.

Цель: повторить и систематизировать знания о сложном предложении.

1. Работа с учебником (стр. 20 + §7)

2. Запись в тетрадях опорной схемы (слайд 4)

УЧИТЕЛЬ: Откройте учебник на стр. 20

Наблюдение.

Ученики работают в тетрадях- справочниках, занося в неѐ основные положения теории. Используются ручки 3-х цветов: главное – красный цвет; примеры – зелѐный; остальное – синий.

3 мин.  Устный опрос

1. Какие предложения мы называем сложными?

2. Как отличить сложное предложение от простого?

3. На какие группы делятся сложные предложения?

4. Как связаны простые предложения в составе сложных различного вида?

УЧИТЕНЛЬ: Устно отвечаем на вопросы в парах.

Устный фронтальный опрос учителем

УЭ-2 (2)

7 мин.

Цель: понимать роль соединительных союзов в ССП; отработать умение находить грамматическую

основу, видеть границы частей ССП.

1. Наблюдение на слайде (соединительные союзы).

2. Работа на карточках.

Задание. Подчеркните грамматические основы предложений, обозначьте союзы, покажите границы

предложений.

1) [Прозрачный лес один чернеет], и [ель сквозь иней зеленеет], и [речка подо льдом блестит]. 2)

[Последние тени сливались], да [мгла синела]. 3) [Ни солнца мне не виден свет], [ни для корней моих простору нет]. 4) [Я чувствовал себя совершенно разбитым], [Дерсу тоже был болен].

Наблюдение.

УЧИТЕЛЬ: Работаем на карточках. Подчеркните грамматические основы предложений, обозначьте союзы, покажите границы предложений. Поменяйтесь карточками и проверьте правильность выполнения заданий по ключу. Взаимопроверка в парах.

Критерии оценки:

Количество выполненных заданий.                Количество ошибок:                                          Оценка

4 предложения                                                        0  /1                                                                           5 баллов

3 предложения                                                         0/1                                                                           4 б

2 предложения                                                         0/1                                                                           3  б        

1 предложение                                                         0                                                                                0 б

0 предложений                                                         -                                                                                  0 б

Оценку занести в листок контроля (УЭ-2)

УЭ-3 Цель: понимать роль разделительных союзов в ССП; отработать умение находить грамматическую основу, видеть границы частей ССП.

1. Наблюдения на слайде (разделительные союзы).

2. Работа на карточках.

Задание. Подчеркнуть грамматические основы предложений, обозначить союзы, указать границы

частей ССП.

1) Вот откуда-то доносится отрывистый, тревожный крик  неуснувшей птицы, или раздаѐтся неопределѐнный звук. 2) То светило солнце, то шѐл дождь. 3) Не то маячили на той стороне горы, не то это только казалось. 4) То ли снег бьет в окно, то ли Снежная королева машет белым рукавом.

Работаем на карточках. Подчеркните грамматические основы предложений, обозначьте союзы, покажите границы предложений.

Поменяйтесь карточками в парах и проверьте правильность выполнения заданий по ключу.

Оценку занести в листок контроля (УЭ-3)

УЭ-4 Цель: понимать роль противительных союзов в ССП; отработать умение находить грамматическую основу, видеть границы частей ССП.

1. Наблюдения на слайде (противительные союзы).

2. Работа на карточках.

Задание. Подчеркнуть грамматические основы предложений, обозначить союзы, указать границы

частей ССП.

1) Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила. 2) Снег выпал только к Новому году, а до тех пор над полями лежал холодный туман. 3) Я старался взглянуть в окно, да оно всѐ было бело от снега и льда.

Наблюдение

Работаем на карточках. Подчеркните грамматические основы предложений, обозначьте союзы, покажите границы предложений.

 4) Жизнь пернатых начала замирать, зато стала просыпаться жизнь крупных четвероногих. 5) Березы распустились, дубы же стояли обнажѐнными. 6) Кто-то не любит дождливую по-

году, однако кое у кого она вызывает противоположные чувства.

Поменяйтесь карточками в парах и проверьте правильность выполнения заданий по ключу.

Взаимопроверка в парах.

Оценку занести в листок контроля.

Работаем в тетрадях-справочниках, обобщая материал. Запись в тетрадь- справочник

Устный опрос :

1. Какие предложения мы называем сложносочинѐнными?

2. На какие виды делятся ССП?

3. Как разделяются на письме части ССП?

Фронтальная беседа

УЭ-5 Цель: познакомить со случаями отсутствия запятой между частями ССП.

1. Наблюдение на слайде.

2. Устный опрос.

 В каких случаях запятая между частями ССП не ставится?

Наблюдение.

Фронтальный опрос

3. Работа на карточках

Задание. Подчеркнуть грамматические основы предложений, обозначить союзы.

1) Во тьме трепетно вспыхивали молнии и гремел гром. 2) По словам охотников, зверь в этих местах давно вывелся и птица исчезла. 3) Как хорошо утром в лесу и какой аромат повсюду! 4) Кто они такие и что им надобно? 5) Надо успеть добрать до дома и надо приготовить обед. 6) Хриплый стон и скрежет ярый.

Оценку занести в листок контроля.

Самостоятельно проверьте правильность выполнения задания по ключу Самопропроверка.

Оценку занести в листок контроля.

УЧИТЕЛЬ: Сделайте вывод по этим предложениям.

УЭ-6 Цель: познакомить со случаями постановки тире между частями ССП.

1. Наблюдение на слайде.

2. Работа на карточках

Задание. Подчеркнуть грамматические основы предложений, обозначить союзы.

Раздался звонок – и ребята с шумом выбежали из класса.

Еще мгновение – и заяц метнулся прочь, на скаку сбивая снег с кустов.

Наблюдение

Работа на карточках

Самостоятельно проверьте правильность выполнения задания по ключу.

Самопроверка

Оценку занести в листок контроля.

УЭ-7 1. Учащиеся мысленно пересказывают теоретический материал, отмечая то, что непонятно.

2. Повторное изложение материала.

3. Аналитическая беседа по теории.

 Что такое сложное предложение?

 На какие группы делятся сложные предложения?

 Как соединяются части бессоюзного сложного предложения?

 Как соединяются части союзного сложного предложения?

 Назовите группы сочинительных союзов.

 Как разделяются на письме части ССП?

 В каких случаях запятая в ССП не ставится?

 В каких случаях вместо запятой ставится тире?

4. Алгоритм рассуждения:

 Найти грамматические основы предложений.

 Обозначить союзы.

 Если в предложении 2 и более грамматических основ и союз сочинительный, то перед нами

ССП.

 Проверить, нет ли в ССП ОВЧ, общих вводных слов, не являются ли простые предложения,

входящие в состав ССП, восклицательными, вопросительными, назывными, синонимичными

безличными.

 Расставить знаки препинания.

5. Образец разбора ССП.  ( наглядная таблица)

6. Разбор предложения по образцу. ( коллективная работа)

Р о с т о в  б е ж а л  с т а р а я с ь  т о л ь к о  б ы т ь    в п е р е д и    в с е х  н о   у  с а м о г о

м о с т а  о н   не   с м о т р я   п о д   н о г и   п о п а л   в   в я з к у ю   р а с т о п т а н н у ю

г р я з ь   и   с п о т к н у в ш и с ь    у п а л    н а    р у к и .

 

УЭ-8 Цель: подведение итогов урока. Выбор домашнего задания.

1. Вспомните цели урока (УЭ-0).

2. Как вы считаете, цели урока достигнуты?

3. Как бы вы оценили результаты своей работы на уроке:

а) я все понял, могу этот материал объяснить другому;

б) я сам все понял, но объяснить другому не берусь;

в) для полного понимания мне нужно повторить тему;

г) я ничего не понял.

Дополнительно. Выполнение тренировочного упражнения 59 (по новому учебнику) – устно. Опре-

делить грамматические основы предложения, союзы, назвать смысловые группы союзов.

Домашнее задание.

1. Учить теорию (конспект, §§ 7, 8).

2. Упр. 49 (устно).

3. Выполнить упражнения по выбору:

Упр.52 или  Упр. 53 ( письменно).

УЭ-1 УЭ-2 УЭ-3 УЭ-4 УЭ-5 УЭ-6 Итог: Самопроверка. Взаимопроверка. Самопроверка. Макс. балл : 5 4 4 6 6 2  -   27 б.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 9 классе с использованием методов и приёмов личностно ориентированного подхода в образовании. Тема урока: Международное значение русского языка

Данный урок можно проводить как в начале, так и в конце учебного года, приурочив его к празднованию Дня славянской культуры и письменности. Учитель по своему усмотрению может использовать предложенный...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним

Тип урока:  Открытие нового знания.Цели:  повторить понятия «синонимы», «антонимы»;            формировать умение использовать синонимы...

Методическая разработка организации проектно-исследовательской деятельности на уроках английского языка в девятых классах общеобразовательной школы как средство достижения образовательных результатов ФГОС.

Обучение английскому языку в девятом классе общеобразовательной школы предполагает развитие коммуникативной компетенции в совокупности всех её составляющих: речевой, языковой, социальной, культурной, ...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы»  А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...