разработка урока русского языка
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Разработка урока содержит презентацию, конспект и приложение. Урок "Орфографическая зоркость" разработан с опорой на УМК под редакцией Г.Г.Граник. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.rar2.35 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку.

5 класс.

Цель: организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению знаний по теме «Орфографическая зоркость», по отработке умений с различными источниками информации

Задачи:

1. Получить теоретическое и практическое представление  об орфографической зоркости.

2. Развивать практические умения  работать с учебником, дополнительными материалами

3. Развивать языковую компетентность, умение оценивать себя и товарища.

Предполагаемые результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

Инициатива, находчивость, активность при решении проблем

Умение контролировать процесс и результат учебной деятельности.

Сотрудничество со сверстниками и учителем

Умение самостоятельно ставить цели, находить пути решения  учебных  проблем.

Умение ясно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи.

Работать с информацией.

Знание об орфографической зоркости, орфограмме.

Применение  изученного для решения задач практического характера: грамотного письма.

Ход урока

Этап урока

Время этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Эмоциональный настрой

-Здравствуйте, ребята!

Присаживайтесь. Давайте вначале урока проведем зарядку для успешности. Пожелайте себе успеха и скажите шепотом: «Я буду внимательным! Буду думать! Буду сосредоточенно размышлять! Буду догадлив и старателен!»

Дети повторяют

Актуализация знаний

Цель этапа: создание ситуации успеха. Повторение изученного материала, необходимого для обобщения знаний

-Давайте вспомним то, что мы уже знаем.

2 человека пойдут работать по карточкам.

Задания для карточек:

Карточка №1.

  1. Выпишите слова, распределив их на две группы: 1) с разделительным Ь, 2) с разделительным Ъ:

П…ю, сем…я, об…яснение, бул…он, ин…екция, ател…е, об…ект, в…га, почтал…он.

  1. Прочитайте слова в соответствии с нормами литературного произношения: каталог, кусочек торта, украинский, скучно.

Карточка №2.

  1. Запишите предложение, подчеркните буквы, в которых «прячется» фонема :

Зимой воробьи клюют зернышки из кормушек.

  1. Прочитайте слова в соответствии с нормами литературного произношения: документ, звонит, жалюзи, свёкла, форзац.

- А мы вспомним материал прошлого урока и проверим, сможете ли вы отличить «безошибочные» слова от слов, в которых могут «вырасти» ошибки. На партах вы видите распечатанные слова, вы их должны разделить на две группы.

Слова:  дуб, вековой, глаза, корни, дерево, говорит, вижу, век, эти, труды, плод, сохнет.

- Из какого произведения взяты эти слова? (басня Крылова «Свинья под дубом»)

-Какие человеческие пороки высмеивает Иван Андреевич в этой басне? (людское невежество).

(СЛАЙД 1) 

-Откройте тетради, запишите число (СЛАЙД 2) и оставьте 1 строчку под тему урока.

Работают по карточкам.

Работа в парах.

Отвечают на вопросы.

Постановка цели.

Создание ситуации понимания необходимости новых знаний для решения учебных задач.

- Ребята, в русском языке много слов, в которых могут «вырасти» ошибки. От них не всегда спасает знание правила. Все как будто знаешь, а ошибки растут как грибы после дождя. Видимо, нужно еще что-то. А что же? На этот вопрос мы постараемся сегодня ответить. А что же нужно еще, чтобы видеть слова, в которых «растут» ошибки, мы узнаем, если правильно вставим пропущенные буквы слова из «Копилки». Запишите слова в тетрадь.  Из вставленных в слова букв вы соберете слово. (СЛАЙД 3)

СЛОВА ИЗ КОПИЛКИ: обезьяна, коридор, происшествие, анекдот, тротуар, искусство, мотоциклист, торопиться.

-Какое слово получилось? (ЗОРКОСТЬ).

-Как вы понимаете это слово?  (зоркость – это значит хорошо и далеко видеть).

-Кому нужна зоркость?

(СЛАЙД 4)

(моряку, ястребу, охотнику, снайперу, пограничнику)

-Ребята, а какие инструменты люди изобрели, чтобы зорко видеть?  

(СЛАЙД 5)

(очки, бинокль, подзорная труба, микроскоп, телескоп).

Записывают слова, разгадывают зашифрованное слово.

Отвечают на вопросы.

Изучение нового материала

Работа с учебником.

-Давайте обратимся к учебнику и посмотрим, что же еще бывает зорким?

Задание 250, стр. 189.

(СЛАЙД 6)

-В сказке французского летчика и писателя Антуана де Сент Экзюпери «Маленький принц» рассказывается о дружбе взрослого летчика с маленьким принцем. Вот как произошла их встреча. С помощью мысленного экрана постарайтесь представить себе эту встречу.

(Чтение учителем текста на фоне музыки).

-Почему Маленький принц приручил Лиса? (он был одиноким; у него не было друзей)

-Как вы понимаете слова Лиса: «Не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил»? (Нельзя купить дружбу товарища, с которым навсегда связали нас пережитые испытания).

-Так что же еще может быть зорким? (сердце)

-Как вы это понимаете? (добрым, отзывчивым)

-Давайте поработаем с этим текстом.

Работа по группам:

1 группа: выписать из текста предложения с прямой речью.

2 группа: из 4 абзаца выписать сложноподчиненные предложения.

3 группа: из 3 и 4 абзацев выписать слова, в которых одно буква обозначает две фонемы.

4 группа: из 1 и 2 абзацев выписать слова, в которых две буквы (согласная + Ь) передают одну мягкую согласную фонему.

5 группа: из 3 абзаца выписать сложносочиненное предложение, подчеркнуть сказуемые, указать их вид.

-Хорошо, мы с вами вспомнили, что мы знаем по составу предложения, что мы знаем с вами о фонемах.

-А я открою вам еще один секрет: зорким бывает еще и ум. Подробнее об этом вы узнаете на стр.190-191 учебника.

(СЛАЙД 7)

Прочитайте и ответьте на вопросы:

1. Для чего нужен зоркий ум?

2. Что такое орфографическая зоркость?

3. Как иначе называется «ошибкоопасное» место в слове?

-Запишем тему урока в пропущенную строчку

(СЛАЙД 8)

«Орфографическая зоркость»

Слушают текст, представляют встречу.

Отвечают на вопросы

Работают в тетрадях по группам.

Читают текст учебника, отвечают на вопросы.

Закрепление полученных знаний

Проверим, сможете ли вы разглядеть «ошибкоопасные» места в словах. На доске вы видите текст.

(СЛАЙД 9)

Прочитайте его.

-К какому жанру УНТ относится? (загадка)

-Можете найти отгадку? (река)

-Запишите текст, подчеркивая место орфограммы.

Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе.

Узкий кончик - в роднике,

А широкий – в море.

(СЛАЙД 10)

Проверка

Ч(у/ю)ть др(о/а)жит (на)в(и/е)т(е/и)рке

Лента (на)пр(а/о)сторе.

У(с/з)кий кончик - (в)р(о/а)днике,

А ш(е/ы/и)рокий - (в)море.

-А чтобы лучше видеть «ошибкоопасные места», надо узнать у фонемы ее тайну.

Записывают текст, проверяют.

Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

-Что мы с вами вспомнили на уроке?

Что нового узнали?

-Перед собой вы видите листы самооценки. Отметьте, что вас порадовало или огорчило на уроке.

Дают эмоциональную оценку своей деятельности и

Домашнее задание

Дифференцированное домашнее задание. (Распечатки)

На «5»

Запиши текст, исправь допущенные ошибки

(текст в приложении)

На «4»:

Спишите текст, подчеркните слова с непроизносимыми согласными.

Конец октября – грустное время в деревне. В саду шумит мокрый ветер. Дорогу  размыло. Окрестность окутана туманом. В ненастную погоду хорошо сидеть дома. Но вот засияло яркое солнце. Пришел первый зимний день с легким морозцем. Мы спустились к лесному озеру.

Фиксируют домашнее задание в дневник

Приложение

Исправь допущенные ошибки.

  Лета стаяло халодное и даждливое. Солнышко свитило очинь ретко. В лису было холадна и сыра. В аврагах шумели ручйи. Резвыи пушыстыи белочьки изчезли в сваих гнёздах. Густая мокрая лества и высокии травы скрывали птиц и насекомых. Скучьным и непреятным был лес.

Исправь допущенные ошибки.

В зимнию стужу в ельнике стаит тишына. От  лютава холада по пряталось всё жывое. Вдрук паявилась стайка севирных гастей. С шумам пранеслись Ани над тихай палянкай. Птицы облепили виршыну махнатой ели. Цепкими коктями птицы стали тоскать вкусные симена.

Исправь допущенные ошибки:

Пришол синтябрь. Па апушкам лисов ещё растут гребы: падасиновики, сыроешки, душыстые рыжыки. Чист и прозрачен воздух. Улители многие прицы: ласточьки, стрежи. В золотые асенние дни гатовяца к атлёту журовли. Пакружылись они над рикой, над радным балотам и потинулись в дальнии теплыи кроя. Через лиса, через паля… Вот горот на пути. И через горот литят журовли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока русского языка в 10 классе "Духовно-нравственное воспитание на уроке русского языка "

Данная разработка содержит материал из романа Д.Гранина "Мой лейтенант"...

Разработка урока русского языка в 10 классе "Лексические нормы русского литературного языка"

Данный урок помогает привить навык точной, ясной, грамотной речи; расширить словарный запас учащихся; помогает подготовиться к ЕГЭ по русскому языку; воспитывает стремление к правильности и точности р...

Методическая разработка урока русского языка в 7 классе (Опыт исследовательской работы на уроках русского языка)

Урок   русского языка в 7 классе "Одна  и  две  буквы  Н  в  суффиксах  страдательных  причастий  прошедшего  времени  и  отглагольных ...

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Сочинение по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» (межпредметные связи: русский язык, литература, ИЗО, музыка)

Осуществляется тесная связь между предметами гуманитарного цикла: русским языком,  литературой,  ИЗО  и  музыкой.  При развитии творческого мышления эффективной оказывается ра...

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Как пополняется словарный состав русского языка" (УМК Разумовская)

Данная методическая разработка относится к разделу "Лексика", изучаемому в 5 классе, поэтому конспект урока может быть использован педагогами, работающими по другим УМК....

Методическая разработка урока русского языка "Жемчужины" русского языка"

Предлагаемый урок по теме «Жемчужины» русского языка» разработан для учащихся 6 класса (М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская «Русский язык» 6 класс). Урок  рассчитан на 1 академический час. Данный...

Учебно-методическая разработка урока русского языка Тема: Склонение числительных, обозначающих целые числа (Опыт моделирования учебной информации на уроках русского языка в 6 классе)

В разработке  представлен  опыт моделирования учебной информации при изучении особенностей склонения  количественных числительных, обозначающих целые числа.В основе работы на уроке лежи...