Разработка внеклассного материала "Умники иумницы"
занимательные факты по русскому языку (8 класс) на тему

Рочева Татьяна Александровна

Разработка интеллектуальной игры "умники и умницы" представляет собой занимательный лингвистический материал, используемый   во внеклассной работе  (Неделя Русского языка).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vnekl.umniki_i_umnitsy.docx17.01 КБ
Файл vnekl.umniki_i_umnitsy.docx17.01 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по  русскому языку  в  рамках Недели

русского  языка в  школе

Интеллектуальная  игра  «Умники и умницы».

 7 - 8 классы

       Цели:

- привить любовь  к великому русскому языку;

- пробудить  интерес к нему  как учебному  предмету;

- повысить общую языковую культуру,  углубить и расширить  знания,  получаемые на  уроках русского языка;

- развивать речь, мышление, память;

Оборудование:

- компьютер с мультимедийным проектором;

        Ход   игры:

                                                  На экране – слайд №1  «Агон  отборочный» .

Ведущий.    

- Дорогие друзья! Наша  игра «Умники и Умницы» поможет освежить и вспомнить знания, полученные вами на уроках русского языка. Мы сегодня сможем определить самого внимательного, грамотного, самого умного ученика в области русского  языка. Ведь игра так и называется – «Умники и умницы». А поможет определить самого умного и наблюдательного наше высокоуважаемое жюри. (Представление членов жюри,  состоящее из учащихся 10-11 классов (4 человека)  и учителя русского языка).

Для того чтобы определить  тройку игроков, проведём  первый  тур  «Агон  отборочный».

В каждом классе на уроке русского языка прошло тестирование, я приглашаю на сцену учащихся, кто ответил и получил 4 и 5. (играет музыка, дети поднимаются на сцену)

Вам, уважаемые  будущие Умники и Умницы,  будут заданы  вопросы.  За  каждый   правильный    ответ вы получаете   шоколадный орден   умника. Те, кто получит больше всех  орденов,   проходит в следующий этап  и сразится за звание «Умница».   В случае,  если никто из заявленных претендентов не ответит   на поставленный вопрос,   он   адресуется в зал.   Сидящие в зале  также зарабатывают  ордена,  которые  можно   обменять  на  оценки по предмету.

                                                     На экране – слайд № 2 «Агон  отборочный» .

 

    -  Какой  частью речи – числительными  или  существительными являются  слова ТЫСЯЧА,   МИЛЛИОН,  МИЛЛИАРД?

                                                     На экране – слайд 3  «Агон  отборочный».

-   Какое слово принадлежит только тебе, а употребляется чаще другими, чем тобой? (Твоё имя)

                                                  На экране – слайд № 4  «Агон  отборочный».

        - Можно  ли  смешливого человека  назвать  насмешливым?  (Нет. Насмешливый – любящий насмехаться. Смешливый – тот, которого легко рассмешить.)

                                                  На экране – слайд № 5  «Агон  отборочный».

         -  Можно  ли  существительное НЕРЯХА,  СОНЯ,  ГРЯЗНУЛЯ,  ПЛАКСА,  ПОДЛИЗА  определить  род?  (Это существительные общего рода).

                                                   На экране – слайд № 6  «Агон  отборочный».

        -  О каком  правиле  правописания  идет  речь  в  предлагаемом  стихотворении?  Сформулируйте это правило.

Цыпленок в цирке  выступал,

Играл он на цимбалах,

На мотоцикле разъезжал

И цифры знал немало…

Он  из  цилиндра доставал

Морковь и огурцы

И только одного не знал

Где И, а где  же Ы.

                                                      На экране – слайд № 7  «Агон  отборочный».

   -  О каком языковом явлении говориться в стихотворении?

Много разных есть ключей:

Ключ – родник среди камней,

Ключ скрипичный, завитой,

И обычный ключ дверной.                                      (Омонимы)

                                                   На экране – слайд № 8  «Агон  отборочный».

          -  Какое  русское  слово  служит  рядовым  в  армии  в  паре  с  итальянским «СОЛЬДО»?

(солдат)

                                                      На экране – слайд № 9  «Агон  отборочный».

    - «Биться  не на живот,  а  на смерть».  О  каком  животе идет речь?   (О жизни).

                                                    На экране – слайд № 10  «Агон  отборочный».

        - С  помощью  какого  суффикса   НОЖИ  и  НОГИ  превращаются  в  одно  слово?                                                            (С помощью суффикса –ИЩ-)

 - Жюри определяют тройку лидеров.  Далее игра будет  проходить  на «цветных» дорожках. Дорожка красная – самый  быстрый способ попасть в финал, но на ней нельзя ошибаться. На жёлтой дорожке можно допустить ошибку один раз. А вот на зелёной разрешается неверно ответить дважды.

Итак, тройка игроков определена,   продолжаем игру.   Право выбора дорожки  предоставляется победителю  конкурса   «Орфоэпия».  (Раздаются на листочках слова, в которых надо расставить ударение. Время,  которое отводится на выполнение,  1 минута)

Зал также участвует, зарабатывая ордена.

                                                                                           На экране – слайд № 11.

  - Расставьте ударения в следующих словах:  банты, свёкла, тортов, средства, звонит, договор, нефтепровод,  дефис,  балую,повторим.

- Жюри, объявляет результаты, кто меньше допустил ошибок.

По итогам 1 конкурса лидирует  _____________________.

Выбор дорожек.  (Напоминаются правила дорожек)

На обдумывание вопросов вам даётся всего лишь 25 секунд.

Состязания на красной дорожке.

                                                                                       Слайд 12 «Красная дорожка»

(Нельзя ни разу ошибиться)

- Вставьте  пропущенные буквы,  раскройте  скобки:

Покраше…ый пол,  краш…ый пол,  краше…ый охрой  пол,  неокраше…ые  стены,  пр..быть (во)время,  о…дыхать (во)время  каникул,  смотреть (в)даль,  уходить  9в0даль моря,  (н…)где  (не)найти,  (н…)когда  не  опаздывать.

 Слайд 13 «Красная дорожка»

 - В русском  языке  у некоторых  слов  чередуются  полногласные  сочетания ОРО,  ОЛО,  ЕРЕ  с  заимствованными  неполногласными сочетаниями  РА,  ЛА,  РЕ:  ворота – врата,  молодой – младенец,  берег – прибрежный.  

- Являются  ли  полногласными  или  неполногласными сочетания в  словах  БРАТ,  СРЕДА, КОРОТКИЙ?  Почему?

Состязания на зеленой дорожке  (можно   ошибиться  два  раза)

Слайд 14 «Зеленая  дорожка»

- Одинаковые  ли  суффиксы  в словах  УЧИТЕЛЬСТВО,  СТРОИТЕЛЬСТВО?

- Объясните  лексическое  значение  слов:  ПИЛИГРИМ, ОРАНЖЕРЕЯ, ИНТЕНСИВНЫЙ,  ГУМАННЫЙ,  ОПТИМИСТ,

- Какое  слово  заимствованное,  а  какое  исконно русское (устаревшее):  ЗОДЧИЙ,  АРХИТЕКТОР?  

Состязания  на  желтой  дорожке  (допустима одна ошибка).

Слайд 15 «Желтая   дорожка»

- Когда говорят   ГРАМОТНЫЙ ЧЕЛОВЕК,  то  всегда  ли  речь  идет  о  человеке,  умеющем  читать и писать?  Как тогда понять словосочетания ГРАМОТНЫЙ ИНЖЕНЕР,  ГРАМОТНЫЙ СТРОИТЕЛЬ,  ГРАМОТНЫЙ  УЧЕНИК?

(Слово ГРАМОТНЫЙ  многозначно: в словосочетаниях грамотный инженер  и  грамотный строитель оно  имеет значение  «обладающий необходимыми знаниями  в какой-то области»,  а грамотным учеником  мы называем того, который умеет писать и говорить без ошибок).

- Какое  местоимение  может  быть  суффиксом?  (местоимение ТО: - омоним суффикса –то:  как-то,  где-то).

- Объясните  смысл  крылатых  слов  и  выражений:  Вавилонское  столпотворение,  ахиллесова  пята,  домоклов меч.

Ведущий.

Все  дорожки  пройдены.  Жюри подсчитывают  количество правильных  ответов. Победитель   определен.    Предоставляется   слово жюри для заключительного слова и награждения победителя.  Обладатели  шоколадных орденов  из числа присутствующих могут  обменять ордена  на отметку.



Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по  русскому языку  в  рамках Недели

русского  языка в  школе

Интеллектуальная  игра  «Умники и умницы».

 7 - 8 классы

       Цели:

- привить любовь  к великому русскому языку;

- пробудить  интерес к нему  как учебному  предмету;

- повысить общую языковую культуру,  углубить и расширить  знания,  получаемые на  уроках русского языка;

- развивать речь, мышление, память;

Оборудование:

- компьютер с мультимедийным проектором;

        Ход   игры:

                                                  На экране – слайд №1  «Агон  отборочный» .

Ведущий.    

- Дорогие друзья! Наша  игра «Умники и Умницы» поможет освежить и вспомнить знания, полученные вами на уроках русского языка. Мы сегодня сможем определить самого внимательного, грамотного, самого умного ученика в области русского  языка. Ведь игра так и называется – «Умники и умницы». А поможет определить самого умного и наблюдательного наше высокоуважаемое жюри. (Представление членов жюри,  состоящее из учащихся 10-11 классов (4 человека)  и учителя русского языка).

Для того чтобы определить  тройку игроков, проведём  первый  тур  «Агон  отборочный».

В каждом классе на уроке русского языка прошло тестирование, я приглашаю на сцену учащихся, кто ответил и получил 4 и 5. (играет музыка, дети поднимаются на сцену)

Вам, уважаемые  будущие Умники и Умницы,  будут заданы  вопросы.  За  каждый   правильный    ответ вы получаете   шоколадный орден   умника. Те, кто получит больше всех  орденов,   проходит в следующий этап  и сразится за звание «Умница».   В случае,  если никто из заявленных претендентов не ответит   на поставленный вопрос,   он   адресуется в зал.   Сидящие в зале  также зарабатывают  ордена,  которые  можно   обменять  на  оценки по предмету.

                                                     На экране – слайд № 2 «Агон  отборочный» .

 

    -  Какой  частью речи – числительными  или  существительными являются  слова ТЫСЯЧА,   МИЛЛИОН,  МИЛЛИАРД?

                                                     На экране – слайд 3  «Агон  отборочный».

-   Какое слово принадлежит только тебе, а употребляется чаще другими, чем тобой? (Твоё имя)

                                                  На экране – слайд № 4  «Агон  отборочный».

        - Можно  ли  смешливого человека  назвать  насмешливым?  (Нет. Насмешливый – любящий насмехаться. Смешливый – тот, которого легко рассмешить.)

                                                  На экране – слайд № 5  «Агон  отборочный».

         -  Можно  ли  существительное НЕРЯХА,  СОНЯ,  ГРЯЗНУЛЯ,  ПЛАКСА,  ПОДЛИЗА  определить  род?  (Это существительные общего рода).

                                                   На экране – слайд № 6  «Агон  отборочный».

        -  О каком  правиле  правописания  идет  речь  в  предлагаемом  стихотворении?  Сформулируйте это правило.

Цыпленок в цирке  выступал,

Играл он на цимбалах,

На мотоцикле разъезжал

И цифры знал немало…

Он  из  цилиндра доставал

Морковь и огурцы

И только одного не знал

Где И, а где  же Ы.

                                                      На экране – слайд № 7  «Агон  отборочный».

   -  О каком языковом явлении говориться в стихотворении?

Много разных есть ключей:

Ключ – родник среди камней,

Ключ скрипичный, завитой,

И обычный ключ дверной.                                      (Омонимы)

                                                   На экране – слайд № 8  «Агон  отборочный».

          -  Какое  русское  слово  служит  рядовым  в  армии  в  паре  с  итальянским «СОЛЬДО»?

(солдат)

                                                      На экране – слайд № 9  «Агон  отборочный».

    - «Биться  не на живот,  а  на смерть».  О  каком  животе идет речь?   (О жизни).

                                                    На экране – слайд № 10  «Агон  отборочный».

        - С  помощью  какого  суффикса   НОЖИ  и  НОГИ  превращаются  в  одно  слово?                                                            (С помощью суффикса –ИЩ-)

 - Жюри определяют тройку лидеров.  Далее игра будет  проходить  на «цветных» дорожках. Дорожка красная – самый  быстрый способ попасть в финал, но на ней нельзя ошибаться. На жёлтой дорожке можно допустить ошибку один раз. А вот на зелёной разрешается неверно ответить дважды.

Итак, тройка игроков определена,   продолжаем игру.   Право выбора дорожки  предоставляется победителю  конкурса   «Орфоэпия».  (Раздаются на листочках слова, в которых надо расставить ударение. Время,  которое отводится на выполнение,  1 минута)

Зал также участвует, зарабатывая ордена.

                                                                                           На экране – слайд № 11.

  - Расставьте ударения в следующих словах:  банты, свёкла, тортов, средства, звонит, договор, нефтепровод,  дефис,  балую,повторим.

- Жюри, объявляет результаты, кто меньше допустил ошибок.

По итогам 1 конкурса лидирует  _____________________.

Выбор дорожек.  (Напоминаются правила дорожек)

На обдумывание вопросов вам даётся всего лишь 25 секунд.

Состязания на красной дорожке.

                                                                                       Слайд 12 «Красная дорожка»

(Нельзя ни разу ошибиться)

- Вставьте  пропущенные буквы,  раскройте  скобки:

Покраше…ый пол,  краш…ый пол,  краше…ый охрой  пол,  неокраше…ые  стены,  пр..быть (во)время,  о…дыхать (во)время  каникул,  смотреть (в)даль,  уходить  9в0даль моря,  (н…)где  (не)найти,  (н…)когда  не  опаздывать.

 Слайд 13 «Красная дорожка»

 - В русском  языке  у некоторых  слов  чередуются  полногласные  сочетания ОРО,  ОЛО,  ЕРЕ  с  заимствованными  неполногласными сочетаниями  РА,  ЛА,  РЕ:  ворота – врата,  молодой – младенец,  берег – прибрежный.  

- Являются  ли  полногласными  или  неполногласными сочетания в  словах  БРАТ,  СРЕДА, КОРОТКИЙ?  Почему?

Состязания на зеленой дорожке  (можно   ошибиться  два  раза)

Слайд 14 «Зеленая  дорожка»

- Одинаковые  ли  суффиксы  в словах  УЧИТЕЛЬСТВО,  СТРОИТЕЛЬСТВО?

- Объясните  лексическое  значение  слов:  ПИЛИГРИМ, ОРАНЖЕРЕЯ, ИНТЕНСИВНЫЙ,  ГУМАННЫЙ,  ОПТИМИСТ,

- Какое  слово  заимствованное,  а  какое  исконно русское (устаревшее):  ЗОДЧИЙ,  АРХИТЕКТОР?  

Состязания  на  желтой  дорожке  (допустима одна ошибка).

Слайд 15 «Желтая   дорожка»

- Когда говорят   ГРАМОТНЫЙ ЧЕЛОВЕК,  то  всегда  ли  речь  идет  о  человеке,  умеющем  читать и писать?  Как тогда понять словосочетания ГРАМОТНЫЙ ИНЖЕНЕР,  ГРАМОТНЫЙ СТРОИТЕЛЬ,  ГРАМОТНЫЙ  УЧЕНИК?

(Слово ГРАМОТНЫЙ  многозначно: в словосочетаниях грамотный инженер  и  грамотный строитель оно  имеет значение  «обладающий необходимыми знаниями  в какой-то области»,  а грамотным учеником  мы называем того, который умеет писать и говорить без ошибок).

- Какое  местоимение  может  быть  суффиксом?  (местоимение ТО: - омоним суффикса –то:  как-то,  где-то).

- Объясните  смысл  крылатых  слов  и  выражений:  Вавилонское  столпотворение,  ахиллесова  пята,  домоклов меч.

Ведущий.

Все  дорожки  пройдены.  Жюри подсчитывают  количество правильных  ответов. Победитель   определен.    Предоставляется   слово жюри для заключительного слова и награждения победителя.  Обладатели  шоколадных орденов  из числа присутствующих могут  обменять ордена  на отметку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия   «Что такое коррупция?»  составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика»   для обучающ...

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Пасха в Германии" авторы разработки Пономаренко И.В. Охотина Н.А.

Мы учителя немецкого языка разработали внеклассное мероприятие для учащихся 6-х классов, изучающих немецкий язык углубленно. Материал по теме "Пасха" всегда интересен и разнообразен. Ребята в восторге...