Статья. Тема урока «Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте».
статья по русскому языку на тему

Хайдып Светлана Николаевна

Тема урока «Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте».

Цель урока: 1. Совершенствовать навыки нахождения д.о., выделения его знаками препинания; построения предложений, осложненных обособленными обстоятельствами; отработка трудных случаев пунктуационного оформления предложений с д.о.

2. Развивать память, речь, умение сравнивать, анализировать, аргументировать

3. Воспитывать внимание к слову, интерес к предмету, уважительное отношение друг к другу, командность

ХОД УРОКА:

 

Этап урока. Время

Деятельность учителя

Деятельность  учащихся

Формирование УУД

1.Оргмомент.

- Приветствие, пожелание успехов в работе, представление гостей

- Создание рабочего настроя, мотивация к учебной деятельности.

- Предлагает открыть тетрадь и оформить записи (дата, широкая тема)

-Приветствие уч-ся, рассаженных парами

- Проверка готовности к уроку (под рифмовку, произносимую одним из уча-ся).

- Один из уч-ся делает на доске, сопровождая рифмовками («одиннадцать», «деепричастие»)

Мотивация к уроку

Личностные, регулятивные

2.«Орфоэпическая разминка» - «Ловушка»

- Предлагает сформулировать задачи, которые решаются на этом этапе

- Напоминает правила разминки.

- Наблюдает за ходом работы, вносит корректировки

- Формулируют задачи

-Произносят вместе с учителем рифмовку про условия разминки (диалог:

- Что такое ловушка?

-Злодейка она, западня…

- Зазеваешься –

-Хлоп… и поймала с ошибкой тебя)

- Один уч-ся проводит работу, остальные участвуют в ней

Повторение акцентологических норм

Личностные, регулятивные

3. «Орфографическая зарядка» - «Антизубрилка»

- Предлагает сформулировать задачи, решаемые на этапе.

- Контролирует правильность выбора букв и правил, которые произносят уч-ся:

Скл…няясь, аб…атство, д…лина, тер..ас…а, преод…лев, сверс…ник (о б о р о т)

- Знакомит с рифмовкой для запоминания «ошибкоопасного слова преодолев» (на доске и распечатках Приложение 1):

Долгий путь преодолев

В переделку попал лев.

- Контролирует индивидуальную работу уч-ся.

- Формулируют задачу – отработка навыков правописания слов с различными орфограммами

1. Фронтально: по цепочке выходят к доске, вставляя пропущенные буквы, аргументируя свой выбор правилом-рифмовкой.

- Знакомятся с рифмовкой, воспроизводят ее по памяти

2. Инд-но: двое уч-ся работают с предложениями, вставляя пропущенные буквы и обозначая орфограммы (с последующей взаимопроверкой):

А) На красных лапках гусь т…ж…лый

Задумав плыть по лону во(д-т)

Ступа…т бер…жно на ле(д-т)

Ск…льзит и пада…т.

Б) В…селый

Мелька…т, в…ется первый сне(к-г)

Звездами падая на бре(к-г)

Повторение основных орфограмм, изученных ранее; отработка навыков правильного написания «ошибкоопасных слов»

Регулятивные, познавательные, коммуникатив

ные

4.Формулир-ка узкой темы и целеполага

ние

- Предлагает найти в сделанных записях ключ для определения узкой темы (ключ во вставленных буквах).

- Формулируют узкую тему и определяют задачи, подчеркивая их отличие от задач прошлого урока

Регулятивные

5. Актуализа

ция изученного на предыду

щем уроке – «Повторял

ки»

- Организует повторение теории уч-ся класса в игровой форме – «Вратарь», наблюдает за ходом работы, вносит корректировки при необходимости

- Дает задания:

* Составьте и запишите с деепричастиями из «Орфографической зарядки д.о.»

* Исправьте  пунктуационные ошибки в рифмовке про деепричастие «преодолев» (на распечатках)

- Фронтально+инд-но: забивают ителлектуальные мячи (вопросы) двум уч-ся «Вратарю и защитнику» по теме «Деепричастный оброт».

- Оценивают работу уч-ся.

-Выполняют задания, озвучивают

Повторить теоретические сведения о д.о. и отработать элементарные практические навыки: составления д.о., постановки знаков препинания

6. Работа по теме урока

- Дает задания уч-ся, организует работу, наблюдает, вносит корректировки

1. «Конструктор» (с последующей взаимопроверкой в парах):

прочтите выразительно предложение (знаки не расставлены);составьте аналогичное, употребив один из составленных д.о. (д.о. должен занимать такое же место)

В Индии отправляясь в места обитания тигров люди надевают на затылок маску-лицо.

2. «Схематическая работа» ( самопроверка):

Составьте схемы данных предложений, с кот-ми работали двое уч-ся во время орфографической зарядки.

3. «Командует И, или Специальный разговор о трудных случаях»(слайды, распечатки Приложение 2): в паре проанализировать предложенное предложение, расставить знаки, произвести пунктуационный разбор, сделав вывод о том, какую роль выполняет И и как ставятся знаки при д.о.

4. «Вне закона» (слайд, Приложение 3)

Всегда ли д.о выделяются запятыми?

Сравните данные предложения и попытайтесь сами сформулировать правило

Засучив рукава, мама взялась месить тесто.

Ребята взялись за дело, засучив рукава.

5. Творческое списывание: вставьте подходящие идиомы

Боясь опоздать я несся в школу…

Мы всем классом … принялись за уборку кабинета, и только двое бездельников сидели…

Не испытывая большой любви к этому предмету я …сел готовиться к уроку.

- Выполняют задание сам-но с последующей взаимопроверкой.

- Составляют схемы, работая по вар-м, прводят самопроверку

1 вар-т:

На красных лапках гусь т…ж…лый

Задумав плыть по лону во(д-т)

Ступа…т бер…жно на ле(д-т)

Ск…льзит и пада…т.

2 вар-т

В…селый

Мелька…т, в…ется первый сне(к-г)

Звездами падая на бре(к-г)

- Работают в группах, транслируют результат работы

1-2 пара:

Клоун вышел на арену на руках болтая в воздухе ногами и корча смешные рожицы.

3-4 :

Клоун вышел на арену на руках болтая в воздухе ногами и встав на ноги поприветствовал публику

5пара:

Клоун вышел на арену на руках болтая в воздухе ногами и дружно аплодируя зрители встали

-Работают в парах, формулируют правило о том, что идиомы – деепричастные обороты  не обособляются

- Знакомятся с идиомами, выраженными д.о., толкуют их значение

- Занимаются творческим списыванием

Отработка наывков постановки знаков препинания в предложениях, осложненных обособленными обстоятельствами, выраженными д.о.; построения предложений с использованием д.о.

Регулятивные, познавательные, коммуникативные

7. Подведе

ние итогов. Оценива

ние. Рефлексия

Сообщает об окончании работы и проводит мин-беседу

- Чему был посвящен урок?

-Что нового узнали?

Предлагает на листочках выразить свое отношение к уроку одним из значков:

+ – все понятно ; ? – остались влросы и некоторые трудности; - многое непонятно

Благодарит за работу, используя стихотворение Б.Окуджавы (слайд)+ мостик к след. уроку (будем писать по памяти эти строки)

- Отвечают на вопросы

- Оценивают урок

Регулятивные, коммуникатив

ные

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 7 классе "Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте"

Конспект урока по сисиеме Бабайцевой с применением ЦОР....

Урок в 7 классе "Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте"

Конспект урока по системе Бабайцевой с применением ЦОР....

Урок русского языка в 7 классе "Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте"

Урок русского языка в 7 классе "Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте". Изучение новой темы....

Контрольная работа по теме:" Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте"

В тексте с пропущенными орфограммами необходимо расставить знаки препинания,графически выделить деепричастный оборот и всавить пропущенные буквы...

Конспект открытого урока по русскому языку на тему "Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте"

Материал открытого урока по русскому языку на тему "Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте" с исполҗзованием сингапурских структур....