Урок русского языка 9 класс
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме

Федосеева Ксения Валерьевна

Урок русского языка для учащихся 9 класса. Технология уровневой дифференциации обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_rus.yaz_._9_klass.docx30.94 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка. 9 класс.

Тема «Понятие о сложносочиненном предложении»

Тип урока - комбинированный (усвоение новых знаний, обобщение и систематизация, контроль знаний).

Технология дифференцированного обучения.

Задачи урока:
1) 
обучающие:                                                                                                                                         -усвоить новые знания;

-закрепить полученные знания о ССП;

-тренировать учащихся в расстановке знаков препинания в сложносочиненном предложении; -обучать школьников лингвистическому анализу текста.
2)
развивающие:
-формировать умения выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие    выводы;

 -развивать умения анализировать и оценивать собственную деятельность;

 -развивать навыки исследовательской деятельности.
3)
воспитательные:
-воспитывать положительное отношение к знаниям вообще и изучению русского языка;

-воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других людей.

Структура и ход урока.

  1. Оргмомент.

Совместная постановка цели, задач урока.

  1. Орфографическая разминка.
  • «Лишнее слово». На доске слова:
  1. Кожаный, голубиный, стеклянный.
  2. Испе… , лава… , но… .
  3. Аккуратный. забавный, опрятный.
  4. Усердный, могучий, старательный.
  1. Дифференцированное повторение необходимого материала.

1 группа

-Что такое сложное предложение?
- Какие виды сложных предложений вы знаете?
- Что такое сложное предложение?
- Какие союзы связывают части   сложносочиненного предложения?
(на столе у учащихся таблицы с сочинительными союзами) 

2 группа

(распечатка)

Небо снова все покрылось тучами, и посыпался дождь.

Владимир увидел, что он заехал в незнакомый лес.

Катятся ядра, свищут пули…

(выделить грамматические основы, объяснить простые или сложные предложения; знаки препинания между частями предложения; средства связи частей сложных предложения)

3 группа

(распечатка)

Дан примерный образец рассуждения. Прошла осень, и за ней пришла зима. Это предложение сложное, т.к. оно состоит из двух частей (простых предложений). Грамматическая основа первой части- «прошла осень», второй части «пришла зима». Между частями ставим запятую. Части связаны между собой союзом «и». По образцу охарактеризовать следующие предложения:

  1. Едва выехали в поле, и запел жаворонок.
  2. Дверь на балкон была закрыта, чтобы из сада не несло жаром.

  1. Совместное объяснение нового материала с опорой на повторение.

Сложносочиненные предложения  - это сложные предложения, в которых простые предложения могут быть равноправными по смыслу и объединяются сочинительной связью, выражающейся при помощи сочинительных союзов.    По союзам и по их значениям сложносочиненные предложения делятся на три группы: с соединительными; с противительными; с разделительными союзами. (смотрим таблицу).

Объяснение материала на примере предложений:

Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит.

То светило солнце, то шел дождь.

Жизнь пернатых начала замирать , зато стала просыпаться жизнь крупных четвероногих.

Вывод учащихся, что простые предложения в составе сложносочиненного предложения отделяются друг от друга запятыми перед сочинительными союзами.

  1. Закрепительные упражнения (дифференцированные задания). Повторное объяснение для 3 группы в случае необходимости.

1 группа

Списать предложения, составить схемы; расставить знаки препинания, графически объяснить знаки препинания.

Бледно-серое небо светлело, холодело, синело; звёзды то мигали слабым светом, то исчезали; отсырела земля, запотели листья, кое-где стали раздаваться живые звуки, голоса. Минута – и стихи свободно потекут. По словам лесника реки обмелели и вся рыба вывелась. 

2 группа

Списать предложения, составить схемы, расставить знаки препинания, графически объяснить знаки препинания.

По одну сторону стола стояли лицеисты вместе с директором по другую находились профессора. За столом в креслах сидели почетные гости во главе с императором и перед ними торжественную речь произнес директор Лицея В. Малиновский.

3 группа

Списать предложения, доказать, что это сложносочиненные предложения. Объяснить постановку знаков препинания.

  1. Луна взошла багровая и хмурая, звёзды также хмурились.
  2. Всё та же туманная дымка теперь ещё гуще окутывала поля, и всё так же странно и непонятно глядела природа.

  1. Общая проверка результатов усвоения материала: самостоятельная работа.

 У каждого распечатка текста, с заданиями.

Ночь в Балаклаве


1) В конце октября дни еще по-осеннему ласковые, и Балаклава начинает жить своеобразной жизнью. 2) Уезжают последние курортники, в течение долгого здешнего лета наслаждавшиеся солнцем и морем, и сразу становится просторно, свежо и по-домашнему деловито, точно после отъезда нашумевших непрошеных гостей.
3) Поперек набережной расстилаются рыбачьи сети, и на полированных булыжниках мостовой они кажутся нежными и тонкими, словно паутина. 4) Рыбаки, эти труженики моря, как их называют, ползают по разостланным сетям, как будто серо-черные пауки, поправляющие разорванную воздушную пелену. 5) Капитаны рыболовецких баркасов точат иступившиеся белужьи крючки, а у каменных колодцев, где беспрерывной серебряной струйкой лепечет вода, судачат, собираясь здесь в свободные минуты, темнолицые женщины — местные жительницы.
6) Опускаясь в море, садится солнце, и вскоре звездная ночь, сменяя короткую вечернюю зарю, обволакивает землю. 7) Город погружается в глубокий сон, и все замолкает. 8) Лишь изредка хлюпает вода о прибрежный камень, и этот одинокий звук еще больше подчеркивает ничем не нарушаемую тишину. 9) Ночь и молчание сливаются в одном черном объятии.

(По А. Куприну)

   Задания всему классу:

  1. Определить стиль и тип речи.
  2. Подобрать синоним к словам «погружается» из предложения 7.
  3. Подобрать антоним к слову «ласковый» из предложения 1.
  4. Найдите производный предлог в предложении 2.
  5. Среди  предложений 2-4 найдите предложение  с обособленным приложением.
  6. Укажите количество грамматических основ в предложении 3.
  7. Докажите, что предложение 3 - сложносочиненное предложение.

1 группа

  1. Составить графическую схему предложений  1, 3, 8.
  2. Выполнить синтаксический разбор предложения 6.

2 группа

  1. Выписать грамматические основы из предложения 8.
  2. Выполнить графическую схему предложения 8.  

3 группа

  1. Выписать грамматическую основу из предложения 7.
  2. Выписать грамматическую основу из предложения 9.

  1. Итог урока. Выводы.

  1. Дифференцированное домашнее задание.

1 группа

  • Списать, расставить знаки препинания, объяснить постановку запятой.
  1. Вот присел я у забора и стал прислушиваться.
  2. Оба слишком оживленно и естественно слушали и говорили и это-то не понравилось Анне.
  3. Она была молода и умна и считала нужным брать от жизни всё лучшее.
  4. Андрейка вытащил и с трудом поднял вверх обеими руками большую рыбу.
  • Определите сложносочинённое предложение. 
    1. Изобразить чувство, которое я испытывал в то время, очень трудно. 
    2. Но самой реки не было видно: она пряталась за рощей. 
    3. Зелёный свет погас, и не стало видно теней. 
    4. Не напрасно дули ветры, не напрасно шла гроза. 
    5. Я прошёл мимо куста, где пел соловей.

2 группа

  • Списать выделить грамматические основы. Определить сложносочиненное предложение.

1.  В городе не было нигде ни единого огня, ни одной живой души. 
2.  Весь день пеликан бродил вокруг нас, шипел и кричал, но в руки не давался. 
3.  Иди в огонь за честь отчизны, за убежденья, за любовь. 

3 группа

  • Списать , выделить грамматические основы. Определите сложносочинённое предложение. 
    1. Я прошёл мимо куста, где пел соловей. 
    2.  Роща не издавала ни звука, и в этом молчании чувствовалось что-то гордое, сильное, таинственное. 
    3. Но самой реки не было видно: она пряталась за рощей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним

Тип урока:  Открытие нового знания.Цели:  повторить понятия «синонимы», «антонимы»;            формировать умение использовать синонимы...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...

Урок русского языка. Класс: 6 Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи. Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Урок русского языка по ФГОС.Класс: 6Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи.Тип урока: Урок открытия новых знаний....

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы»  А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...