Урок русского языка по теме :"Приставка"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Сергеенко Елена Геннадьевна

Урок русского языка в 5 специальном классе для детей с ОВЗ. Это урок в коррекционном классе 7 вида для детей с ЗПР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема : «Приставка»

Урок в 5  специальном коррекционном классе VII вида

Цели:

Обучающие: дать представление о приставке как значимой части слова; учить детей выделять приставку из состава слова;

Развивающие: развивать критическое мышление, умение ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы; развивать устную и письменную речь учащихся.

Воспитательные: создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, воспитание бережного отношения к природе.

Коррекционные: формировать способность ученика подбирать слова по заданному формальному  признаку, совершенствовать навыки зрительного внимания, памяти, наблюдательности; расширять словарь по изучаемой теме

1.Проверка дом.зад.

 (упр.412 по учебнику Ладыженской)

Читают по цепочке и  называют буквы, которые вставили и проверочные слова

Найдите в 1 и 2 предложении обращение. Как вы его выделили на письме?

Доска                ивушка, солнышко, дождичек

Что за слова выписаны на доске? (Это слова из дом. зад. Слова  с уменьшительно – ласкательными суффиксами, их нужно было подчеркнуть)

2. Объяснение нового материала

 Рисуем грамматического человечка

.

- У вас на листочках нарисован круг, сейчас   мы будем рисовать лицо “грамматического человека”. Вы проверите сами себя, как обозначаются части слова и как они называются, и лицо человека “примет” определённое выражение.

- Как называется изменяемая часть слова, которая располагается в конце слова? (Окончание)   Обозначьте значком, которым мы обозначаем окончание левый глаз.  

- Часть слова без окончания, называется …? (Основа) Нарисуйте над глазом чёлочку, тем значком, которым мы обозначаем основу.

- Какая часть в слове самая главная?  (Корень) Обозначьте  рот в виде корня.

- Как называется  часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых сло?) Обозначьте  значком суффикса   правый глаз.

- А  как называется часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов? ) Обозначьте  значком приставки нос.

А теперь проверьте, у всех ли  получился   такой “человек”, как у меня.

 

Работа с учебником (параграф 77)

Ученики рассматривают рисунки, отвечают на вопросы, делают выводы, затем сверяют свои выводы с правилом из параграфа.

3. Тренировочные упражнения.

Упр.415 (добавьте приставку без к словам.)

Какое значение приставка без- придает словам?

Физминутка

Упражнение «Цифровые таблицы».

Цель: развитие психического темпа восприятия, в частности скорости зрительных ориентировочно-поисковых движений.

Таблица представляет собой разграфленный на несколько ячеек квадрат с вписанными в ячейки в беспорядке числами от 1 до n (max 25). При работе с ними надо, концентрируя взгляд в центре таблицы, видеть ее всю целиком и найти все видимые цифры по порядку нарастания счета.

Упражнение для рук

1) «Волна»: пальцы сцеплены в замок, поочередно открывая и закрывая ладони, учащиеся имитируют движения волн.
2) «Встреча с братом»: поочередно касаемся подушечками 2-5 пальцев руки с большим пальцем.
3) «Кулачки»: сжимаем и разжимаем кулачки.

 Восстановление деформированных слов. 

- Ребята, пока мы писали, налетел ветер, и слова “рассыпались” на части. Пожалуйста, восстановите нужный порядок следования морфем в каждом слове, и запишите получившиеся слова. (На доске и в тетрадях)

ок, лес, пере         ___________________(перелесок)
к, беж, про, а       ____________________(пробежка)
ок, гор, при         ____________________(пригорок)
за,енн,снеж, ый    ____________________(заснеженный)
н , зим, ий             _____________________(зимний)

Найдите среди записанных слов лишнее. (зимний, оно без приставки)

Вставить подходящие по смыслу приставки.(карточки)

Вдруг лес.  ..гудел, все в нем ..шумел.. По лесу ... бежала поземка. ... летел ветер, деревья ...качались. С еловых лапок  …сыпался снег.

Началась пурга. Она ...должалась день и ночь, весь лес ...лепила снегом.

Запишите текст. Оставьте место для заголовка.

Определите тему текста. (В этом тексте говорится о…). Подберите заголовок,  отражающий тему текста

Игра “Собери слово”.

- Взять корень у слова “зимний”, суффикс – у слова “верхушки”, окончание – у слова “птица”. (Зимушка)

Взять приставку у слова “занос”, корень у слова “морозец”, суффикс – у слова “горка”, окончание – у слова “санки”. (Заморозки)

Взять приставку у слова “подморозило”, корень у слова “снежок”, суффикс – у слова “лесник”, окончание – у слова “снеговики”. (Подснежники)

4. Рефлексия

Сегодня на уроке

я узнал…

научился…….

могу…

5. Домашнее задание. Упр.416


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по русскому языку на тему"Приставки- труженицы"

Данный урок проводится с учащимися 1 курса профессионального училища. Программа русского языка изучена ими в общеобразовательной школе. Поэтому в училище уроки строятся как уроки повторения изуч...

Конспект урока русского языка на тему: «Буквы О и А на конце наречий с приставками из-, до-, с-» ( 7 класс)

Конспект урока русского языка на тему: «Буквы О и А на конце наречий с приставками из-, до-, с-» ( 7 класс) ...

Технологическая карта урока русского языка по теме"Правописание приставки пре и при"

Технологическая карта урока по русскому языку для учащихся шестого класса по теме" Правописание приставки пре и при"....

Открытый урок по русскому языку на тему:"Приставки на З и C"

Урок открытия новых знаний построен в логике системно-деятельного подхода в условиях реализации ФГОС. Задания носят творческий и вариативный характер, предполагается групповая и индивидуальная работа....

Конспект урока по русскому языку по теме: Приставки третьей группы при - и пре - . Правописание в словах приставки пре-». 6 класс

Цели:Познавательный аспект цели.       Развитие умений,  которые были сформированы ранееРазвивать умение работать с текстом:Определять тему текста;Определять стиль р...

Урок русского языка по теме "Приставка"

Данный материал можно использовать на уроках русского языка в 5 классе. В материале содержатся понятия: приставка, значение приставок в слове, этимология слов....

Конспект урока и презентация к уроку русского языка на тему "Разделительный твёрдый знак в словах с приставками"

Конспект урока и презентация к уроку русского языка на тему "Разделительный твёрдый знак в словах с приставками"...