урок-повторение по разделу "Лексикология"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Матюхина Марина Николаевна

Целью урока является формирование знаний обучающихся, полученных при изучении раздела "Лексикология". На уроке используются элементы игровой технологии, а также презентация-таблица "Слово и его значение"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Повторение и обобщение знаний по разделу «Лексикология»

Цель: формирование и систематизация знаний, полученных при изучении раздела «Лексикология».

Задачи:

- уметь определять лексическое значение слова или  находить его в Толковом  словаре;

- знать смысловые ряды слов;

- различать лексику с точки зрения сферы употребления;

- знать материал об изменениях словарного состава языка;

Оборудование: проектор, презентация

Методы и приёмы: ИКТ, игровая технология

Ход урока.

I Организационный момент.

Приветствие

Эпиграф: «Слово понадобилось человеку для того, чтобы дать имя всему, что есть в мире, и самому себе…»

                     (Энциклопедический словарь юного филолога)

Слайд 1

Лексика – словарный состав языка

Лексикология – раздел языкознания

Лексикон – запас слов (у каждого свой)

II  Проверка домашнего задания (составление рассказа по таблице «Слово и его значение»)с примерами

Слайд 2

          слова

Однозначные

(одно лексическое значение)

Многозначные

(несколько лексических значений)

Прямое значение слова

Переносное значение слова

Слайд 3

 Смысловые ряды слов

Лексика с точки зрения

сферы употребления

Изменение словарного состава русского языка

Синонимы

Общеупотребительные

Архаизмы

Антонимы

Профессионализмы

Историзмы

Омонимы

разновидности омонимов

Омофоны

Омографы

Омоформы

Диалектизмы

Неологизмы

Паронимы

Жаргонизмы

Заимствованные

III   Постановка цели урока. (Запись в тетради)

IV   Повторение и закрепление.

Слайд 4    Диктант «Угадай словечко»

Широкая улица, обсаженная по обеим сторонам деревьями (название, принятое в ряде стран Западной Европы и в США) (авеню); старая русская мера длины, которая равна 0,71 метра (аршин); небольшая дощечка или металлическая пластинка с вырезом для большого пальца, на которой живописцы кистью смешивают краски и с которой берут их во время работы (палитра); хирургический нож (скальпель); род ватрушки или лепёшки (шаньга); воинское звание младших командиров Военно-морского флота (мичман); шторы из пластинок, навешиваемые на окна (жалюзи); учёный, занимающийся изучением языка и литературы (филолог).

Слайд 5     Подберите антоним

Близкий (берег, человек)

Глубокий (колодец, знания)

Весёлая (комедия, настроение)

Слайд 6      Игра «Перевёртыш» (Замени в словосочетании главное слово так, чтобы получилась метафора

Железный гвоздь, бархатное покрывало, чёрная шаль, золотое кольцо и т.д

Слайд 7      Подбери антонимы к прилагательным:

Свежий ветер, свежее утро, свежая газета, свежий воротник, свежий хлеб, свежая рыба; низкая гора, низкие цены, низкий поступок, низкий поклон.

Слайд 8    Игра «Переводчик» (Замените иноязычное слово русским)

Дефект, мемуары, аргументы, энтузиазм, имидж и т.д

Слайд 9     Замените старославянизмы современными эквивалентами

Перст –палец

Уста – губы

Чело – лоб

Рамена – плечи

Ланиты- щёки

Длань – рука правая

V   Итог урока. Рефлекия.

Слайд 10   Составим синквейн:

 слова

 умные, добрые

говорим, слушаем, читаем

слова бывают разные

лексика

VI     Комментирование оценок. Домашнее  задание. (составить синквейны на слова: роман, урок, язык


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тема урока Имя прилагательное. Повторение изученного в V классе. (Второй – третий урок повторения) 2 часа.

Урок по теме "Имя прилагательное. Повторение изученного. 5 класс"  направлен не только  на повторение данной части речи, на правописание имен прилагательных, но и на отработку умения использ...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Имя существительное" (урок актуализации знаний и умений, урок повторения)

В связи с введением ФГОС ОО изменились и требования к поурочному планированию. Конспект урока в нашем привычном понимании я представила  в виде технологической карты....

Рефлексия на уроке повторения по географии в 8 кл. "Повторение темы "Внутренние воды России"

Цели урока:Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Внутренние воды России». Выявить степень усвоения теоретических знаний  и географической номенклатуры, предусмотренных образовател...

Урок повторение 11 класс Тема: Урок повторение редакторы операционной системы по теме «Что такое мир?»

Цель: углубить и расширить знания учащихся по теме редакторы ОС через защиту проектов.Задачиактуализация навыков по составлению графиков, рисунков, презентаций, фильмов;формировать навыки создания про...

Первые уроки повторения в 7 классе . Урок № 1-2. Урок №3-входная контрольная работа.

В материале представлены конспекты первых уроков №1-2 повторение материала, изученного в 6 классе....

УРОК-ПОВТОРЕНИЕ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОГЭ Повторение и обобщение методов решения линейных и квадратных уравнений.

Повторение и обобщение методов решения линейных и квадратных уравнений....

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ПОВТОРЕНИЯ. ОРГАНИЗАЦИЯ СОПУТСТВУЮЩЕГО ПОВТОРЕНИЯ В ТЕЧЕНИЕ ВСЕГО УЧЕБНОГО ГОДА – ЗАЛОГ УСПЕШНОЙ СДАЧИ ЕГЭ и ОГЭ

Жизнь — это бесконечное повторение. То, что мы недопоняли в первый раз, происходит с нами снова. Чуть-чуть по-другому. Если мы по-прежнему не понимаем, событие возвращается до тех пор, пока мы н...