Технологическая карта урока "Безличные глаголы" в 5 классе
план-конспект урока по русскому языку на тему

Тип урока: урок формирования и закрепления новых знаний и выработки умений. Представлен в виде технологичесой карты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_bezlichnye_glagoly_v_5_kl.docx24.79 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                       Урок русского языка в 5 классе

                                                                                                                                                                                                                                            учителя русского языка и литературы

                                                                                                                                                                                                                                                       ГБОУ Гимназия 56 Кустовой О.А.

Технологическая карта урока

Тема урока:  Безличные глаголы

Тип урока:  Урок формирования и закрепления новых знаний и выработки умений

Задачи

Образовательные:

сформировать понятие «безличные глаголы»;

показать роль безличных глаголов в предложении;

научить определять безличные глаголы, их значения, их формы, отличать безличные глаголы от личных в безличной форме;

познакомить с понятием «безличные предложения»;

выработать умение конструировать предложения с безличными глаголами;

продолжать  формировать  специальные  умения  создания собственного текста, в частности, с безличными глаголами.

Развивающие:

развивать умение отличать безличные глаголы от личных;

обогащать словарный запас учащихся;

развивать аналитические способности учащихся, память;

содействовать развитию речевых навыков детей в употреблении безличных глаголов;

создать атмосферу для творческой, радостной работы.

Воспитательные:

воспитывать стремление применять новое знание на практике;

прививать любовь к русскому языку, учить видеть его красоту;

создать условия для формирования культуры межличностного и межкультурного общения через организацию парной, групповой  и фронтальной работы.

Опорные понятия: морфология, морфологические признаки глагола, синтаксис, синтаксическая роль глагола в предложении, грамматическая основа.

Новые понятия: безличные глаголы, личные глаголы в безличной форме,  безличное предложение.

Межпредметные связи: литература, живопись, музыка, работа с терминами.

Этап урока

Применяемые

приемы, методы,

технологии

Цели урока для учителя

Цели урока для ученика

Планируемые

предметные результаты. Диагностика достижения планируемых результатов 

Планируемые метапредметные результаты. Диагностика достижения планируемых результатов

Умение  осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения задач; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,  причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы; умение излагать своё мнение аргументируя его, подтверждая фактами

Планируемые личностные результаты. Диагностика достижения планируемых результатов 

Решить все запланированные,  задачи урока. Воспитать интерес к слову. Сформировать лингвистическую и коммуникативную компетенцию. Развить образное и логическое мышление. Содействие формированию эмоционально-ценностного отношения к родному языку

Понять новый материал, закрепить новые знания, повторить базовые сведения, принять новое знание как необходимую часть целостного знания о глаголе, научиться применять новое на практике

Ресурсы урока для учителя

Ресурсы урока для ученика

Рабочая программа, учебник русского языка С.И.Львовой и В.В. Львова для 5 кл., компьютер,  мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку, мини-кейс  (карточки – репродукции картин), материалы методических пособий, интернета

Учебник русского языка С.И.Львовой и В.В, Львова для 5 кл., рабочие тетради, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку, мини-кейс  (карточки – репродукции картин)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Ход урока

Этап:

актуализация необходимых знаний.

Технология: самостоятельное решение задачи путем наблюдения и применения имеющихся знаний, прием – найти «Четвертое лишнее».

Предлагает найти

среди записанных на доске глаголов -  расстилается, колеблется, нездоровится, возится -  лишний, применяя знание морфологических признаков глагола и его синтаксической роли в предложении.

Используя знания о морфологических признаках глагола, его синтаксической роли, находят лишний глагол нездоровится.

Повторить морфологические признаки глагола, его синтаксическую роль.

Умение выбрать из имеющихся знаний необходимое, подобрать критерий для сравнения и исключения лишнего.

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой; принимать и сохранять учебную цель и задачу; дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; осуществлять самоконтроль.

Этап:

мотивация познавательной деятельности.

Технология:  самостоятельная  исследовательская работа  с формулировкой вывода о строении предложений с безличными глаголами-сказуемыми и параллельно закрепление навыка правописания.  

Предлагает сформулировать тему урока о новом знании в рамках темы «Глагол».

Организует наблюдение  за синтаксическим строем предложений на слайде презентации:

1.С любим..й мечтой не хоч..тся сер..цу расстат..ся. (А.А.Фет)

2.С вечера всё спит..ся  на дворе темно. (А.А.Фет)

3.Вот смерклось…(М.Ю.Лермонтов)

4.И взгрус..нет..ся поневоле на таком просторе.(И.З.Суриков)

Предлагает сформулировать вывод  о строении предложений с о сказуемым – безличным глаголом.

Вводит понятие безличного предложения.

Формулируют тему урока.

Записывают предложения в тетрадь, вставляют пропущенные буква, знаки препинания, подчеркивают грамматические основы, определяют формы глаголов-сказуемых, делают вывод об отсутствии подлежащего в предложениях со сказуемыми – безличными глаголами.

Сформулировать  тему урока (строить логически обоснованные рассуждения    на простом уровне);

повторить орфографические  и пунктуационные алгоритмы  (по материалу данных предложений);  отработать умение находить грамматическую основу предложения.

Умение излагать своё мнение, аргументируя его, подтверждая фактами.

Умение выбрать из имеющихся знаний необходимое; умение обобщать, устанавливать аналогии, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой; принимать и сохранять учебную цель и задачу; дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; умение работать самостоятельно и осуществлять самоконтроль.

Этап:

организация познавательной деятельности.

Технология:  использование уже имеющихся знаний и новых сведений о глаголе и применение их на практике;

приемы – фронтальная работа, работа по вариантам, самостоятельная работа.

На слайде презентации вопрос «Что могут обозначать безличные глаголы?»

Диктует глаголы  светает, вечереет, смеркается, подморозило, холодало, дождило и предлагает подобрать обобщающее понятие к этим глаголам.

Диктует вторую  группу слов: знобит, лихорадит, нездоровится, хочется, не спалось, не сиделось, тошнит  - с  аналогичным заданием.

Предлагает обобщить результаты наблюдений и сформулировать вывод о том,

в какой форме могут употребляться безличные глаголы;  для решения задачи предлагает определить формы глаголов первой и второй групп (организует работу по вариантам).

Организует самостоятельную  работу в парах по материалу учебника (2007г., с.158, теоретический материал и  упр. 977)

Предлагает  сделать синтаксический разбор предложения, записанного на доске, и дать характеристику сказуемым:

1.В..юга мне сл..пает очи; все дороги зан..сло. (А.С.Пушкин).

Записывают вопрос, безличные глаголы, подбирают обобщающее понятие – состояние природы - и записывают его.

Записывают глаголы, подбирают обобщающее понятие – состояния и переживания живого существа – и записывают в тетрадь.

Определяют морфологические признаки глаголов обеих групп и делают вывод  о форме употребления безличных глаголов.

Самостоятельно читают теоретический материал, выполняют упр.977 и придумывают (от каждой пары один) свой пример предложения, где личный глагол употреблен в форме безличного, читают и анализируют  предложения.

Выполняют в тетради (ученик у доски) синтаксический разбор предложения и характеризуют глаголы-сказуемые с точки зрения нового знания.

Использовать знание лексического значения слова, пополнить лексический запас учащихся;

повторить сведения об однородных членах предложения, обобщающих словах и пунктуации при них;

повторить  морфологические признаки глагола;

вырабатывание навыка самостоятельного осмысления нового материала, выполнения  задания по новому материалу, создание собственных примеров;

закрепление нового материала на практическом задании.

Умение выбрать из имеющихся знаний необходимое; умение обобщать, устанавливать аналогии, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.

Умение выбрать из имеющихся знаний необходимое; умение обобщать, устанавливать аналогии, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Этап: подведение итогов.

Технология: творческая работа (сочинение-миниатюра)

Раздает мини-кейсы (репродукции картин

И.И. Левитана, А.К.Саврасова, К.Ф. Юона и др.) и организует работу по вариантам. Задание: придумать   и записать  несколько безличных предложений или сочинить миниатюру, в которой было бы безличное предложение,  на тему, изображенную художником.  (На этом этапе можно использовать музыкальный фон в приглушенном варианте – П.И.Чайковский, И.С.Бах,

А. Вивальди и т.п.)

Рассматривают репродукции, составляют и записывают предложения (сочинения-миниатюры), называют безличные глаголы или личные глаголы в безличной форме.

Творческая работа по конструированию предложений (мини-текстов) на заданную тему.

Развитие навыков творческой работы на заданную тему.

Умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности, настроиться на творческое осмысление усвоенных знаний.

Дополнительный материал (творческие задания и т.п.)

Д\з. На выбор: 1) составить текст из 5-7 предложений с использ. безличных глаголов на тему «Зимний вечер» ; 2)выписать из учебника  литературы предложения с безличными глаголами (5-7); 3)придумать 5 предложений на любую тему с безличными глаголами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологические карты для 8 класса (технология Монахова)

Технлогическая карта даёт ученику представление о порядке изучения данной темы, о задачах стоящих перед ним. В первой строке карты дана структура изучения темы:количество уроков по данной теме,  ...

Технологические карты кулинария 7 класс

Технологическая карта к уроку "Кисломолочные продукты и блюда из них"...

технологическая карта урока.9 класс.

Реализация системно-деятельностного подхода на уроке русского языка в процессе изучения темы " Бессоюзное сложное предложение"...

Конспект урока истории Отечества "Русь под монголо-татарским игом" (технологическая карта урока), 7 класс коррекционная школа VIII вида

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщения...

Технологическая карта урока 10 класс "Изучаем выражения с глаголом to mind"

Технологическая карта урока английского языка в 10 классе "Изучаем выражения с глаголом to mind". УМК "Enjoy English"...

Технологическая карта к уроку Класс насекомые. Биология 7 класс.

Технологическая карта к уроку Класс насекомые. Биология 7 класс по ФГОС второго поколения....

Технологическая карта урока "Признаки класса однодольные и двудольные растения" 6 класс

Разработка урока в 6 классе по теме:  Деление  цветковых  растений  на  однодольные (например, пшеница)  и  двудольные (например, горох). Характерные различия (строе...