«В мире букв и слов» (игра по станциям для учащихся 5-6 классов)
материал по русскому языку (5, 6 класс) по теме

Игра по станциям для учащихся начальной школы, организованная при участии учеников 5-6 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_mire_bukv_i_slov_-_igra-puteshestvie.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Игра-путешествие «В мире букв и слов»

Ведущий. Сегодня мы отправляемся в путешествие. На чем? На автобусе. Но на автобусе воображаемом. Получите билеты! На каждом билете буква. Проверим, все ли при билетах.

Игра «Эхо»

Ребята хором повторяют строчки стихотворения С. Я. Маршака. Тот, у кого билет-буква совпадает с  буквой начала строчки, выбегает вперед, показывая всем свою карточку-билет.

Автобус номер двадцать шесть.

Баран успел в автобус влезть.

Верблюд вошел, и волк, и вол.

Гиппопотам, пыхтя, вошел.

Дельфин не мог вползти в вагон.

Енот не может выйти вон.

Жираф как дернет за звонок.

Змею он принял за шнурок.

Индюк спросил: «Который час?»

Козел сказал: «Не слышу вас!»

Лиса сказала: «Скоро семь».

Медведь сказал: «Я вас всех съем!»

Навозный жук жужжит: «Боюсь!»

Орел сказал: «А ты не трусь!»

Петух пропел: «Какой герой!»

Рысь проворчала: «Рот закрой!»

Сова заспорила с ежом.

Тюлень поссорился с моржом.

Удав кольцом сдавил свинью.

Фазан забился под скамью.

Хорек за хвост цыпленка – хвать!

Цыпленок бросился бежать!

Червяк подумал, что за ним.

Шмель прожужжал ему: «Спешим!»

Щегол уселся на окно.

Выпь говорит, что ей темно.

Эму сказал: «Закрыл он свет!»

Юрок и дрозд сказали: «Нет!»

Як промычал, пройдя вперед:

 – Автобус дальше не пойдет!

Ведущий. Автобус не едет, наверное, потому, что буквы-билеты не заняли правильно свои места. Первое место за буквой А, последнее — за буквой Я.

Автобус-алфавит готов к путешествию. Наше путешествие — это путешествие-конкурс. Разделимся на 2 группы, ребята с билетами красного цвета составят группу красненьких туристов, а ребята с билетами зеленого цвета составят группу зелененьких.

Чтобы завелся мотор, нужно громко произнести названия всех букв в алфавитном порядке.

Первая остановка в пути «Подлипки»

Под липами каждой команде предстоит найти карточку с заданием и выполнить его.

С «Ч» летаю над волною,

С «Л» не дам волкам покою,

С «М» рубашка-безрукавка,

С «З» скачу в лесу по травке,

С «Г» меня крепи к детали

Из железа или стали.

Дополнительный вопрос: Как называются такие игры с буквами? (Метаграммы.)

Вторая остановка «Шипы»

Надо командам найти в кустах шиповника карточки с буквами старого русского алфавита и угадать, сколько было букв в алфавите раньше.

О буквах «фита», «ять», «ижица», «и десятеричное» рассказывают помощники ведущего, после того как команды найдут карточки с буквами.

Третья остановка «Мир безмолвия»

Ведущий. Представьте людей, которые не умеют говорить. Им необходимо  как-то общаться, ведь нельзя жить вместе, не понимая друг друга.

 Артисты из 2 команд разыгрывают немые сцены, объясняясь без слов – с помощью жестов, звуков.

Сцена 1. Двое вышли на дорогу, потеряли друг друга в лесу и заблудились. Они ищут дорогу и хотят встретиться, чтобы охотиться вместе. Им очень  плохо.

Сцена 2. Охотники с разных сторон вышли на опушку леса, они рады встрече и решают вместе продолжать путь.

Четвертая остановка «Чудесные превращения»

Ведущий (наряжает одного из игроков – парик, борода, вышитая рубашка с кушаком). Представьте, что перед вами гость из далекого прошлого. Он проведет урок старославянского языка.

Команды пробуют отгадать значения старославянских слов: 1-я команда – перст, рамена, око, ланиты, шуйца; 2-я команда – выя, десница, уста, чело, длань.

Чтобы команды запомнили значения архаизмов, помощник ведущего проводит игру «Шуточная гимнастика».

Дополнительные вопросы командам:

Почему очки и окно так названы?

Каково происхождение слов «устно», «наизусть»?

Каково происхождение слов «перстень», «перчатки»?

Пятая остановка «Клад»

Команды по карте должны найти клад с монетами и вспомнить старинные названия монет.

Гривенник, двугривенный, рубль, алтын, пятиалтынный, копейка, грош.

О происхождении этих слов рассказывают ребята творческой группы.

Грош – полкопейки (от лат. большой).

Гривенник – десять копеек (от гривна – украшение на шею, а потом монета).

Двугривенный – 20 копеек.

Рубль – в старые времена у славян вместо денег были золотые или серебряные бруски,  которые, если требовалось, рубили: отсюда и слово рубль (обрубок).

Алтын – старинная русская монета в 3 копейки (из тюркских языков, где означало «золото, золотая монета»).

От слова «алтын» образовалось слово «пятиалтынный»  со значением «15 копеек».

Жетоны выдаются командам за нахождение клада, за правильное название монет.

Шестая остановка «Королевство ошибок»

Плакат «Каралефства ашыбак». Транспаранты «ЧЯ-ЩЯ пиши с буквой Я!», «ЧЮ-ЩЮ пиши с буквой Ю!», «Да здравствуют глаголы без мягкого знака после шипящих!» и другие. (Ребята творческой группы сами придумывают шуточные призывы.)

Трон. На троне Королева ошибок с несуразной прической, в нелепой одежде. Рядом фрейлины и стража, костюмы которых придуманы в соответствии с девизом «Шиворот навыворот и задом наперед».

Королева. Здравствуйте, дорогие друзья! Вы имеете честь присутствовать на торжественном приеме в самом свободном на свете королевстве. В моем королевстве нет никаких правил. Уничтожены противные орфограммы, звуки и буквы удалось перессорить. Царит милая сердцу неразбериха. Вы, наверно, за лето совсем разучились писать слова правильно. Есть надежда, что вы станете моими подданными. Если будете хорошо служить мне: писать безграмотно, совершать непоправимые ошибки в жизни, то я разрешу вам навсегда поселиться в моем королевстве. Наше королевство малолюдно, зато гостеприимно. Сегодня к нам пожаловали два гостя из далеких стран. Поприветствуем их!

Фрейлина (объявляет). Хан Карандаш!

Королева. Расскажите о себе, Карандаш-ага.

Карандаш (в чалме, в шароварах). У меня два корня и оба из восточных языков: «кара» означает черный, «таш» – камень. Ведь и вправду главное во мне – черный грифель, похожий на камень. Но история моя не простая. Свой путь карандаш начинал от свинцовых палочек, служивших для письма. След от такого карандаша оставался очень слабый, а руки покрывались серым налетом. Потом появились черные палочки. Стали готовить для них «одежду» – деревянную, кожаную, металлическую. Теперь стерженек может быть разного цвета, но все по-прежнему пользуются  словом карандаш.

Фрейлины и Королева шепчутся.

Фрейлина (вручает грамоту). В знак особого расположения Ее величество награждает вас новым именем. Отныне вы Корандажь.

Карандаш. Какой ужас! Не хочу! Не надо!

Королева. Безобразие! Гость не оценил наших королевских милостей! Какое отвратительно безошибочное поведение! Фу! Стража, взять!

Стража подходит к Королеве.

Королева. Да не меня, а его взять!

Стражники, выполнив последовательно несколько команд неправильно, сталкиваются лбами. Королева хвалит их за ошибки. Далее страже все-таки удается арестовать Карандаша.

Королева. Надеюсь, вторая гостья будет сговорчивее.

Фрейлина (объявляет). Синьора Газета!

Королева. Прекрасная синьора, расскажите нам о себе.

Газета. Моя родина – Италия. Сначала в Италии «газетой» называли мелкую монету, которую платили за первый печатный листок «Писаные новости». Потом этот листок по названию монеты тоже стали называть газетой, и слово пошло гулять по свету. Прижилось оно и в русском языке.

Королева. Мы вас удостаиваем чести называться новым именем. Теперь вы Гозедта.

(При вручении грамоты, увидев свое новое имя, Газета падает в обморок.) Стража, унесите ее!

Ха-ха! Попались, голубчики! Теперь вы навечно у меня в плену. Привыкнете к своим новым именам как миленькие!

Ведущий. Ваше величество! Если мы выполним ваши задания правильно, вы освободите пленников?

Королева. Пожалуйста! Только ребятки любят ошибочки и не любят правил, они меня не подведут! Я хочу вами гордиться, дети! А за ваши славные ошибочки я вас достойно вознагражу.

Ведущий. Ждем заданий.

1-е задание. Запишите без ошибок имена гостей.

2-е задание. Исправьте ошибки в письме.

«В деревне очень хорошо. Сразу же у дома начинается большой лук. А за ним лиса. В них растут маховики. Я в первый день обижал всех своих товарищей. Один из них дал мне какой-то вкусный плот, и я его съел. Много писать мне трудно, ведь я же не песец».

3-е задание. Найдите ошибки в двустишиях.

На пожелтевшую траву

Роняет лев свою листву.

Забодал меня котел,

На него я очень зол.

Пять баранов скушал Толька

И сказал: «Еще бы столько!»

Жучка будку не доела.

Неохота, надоело.

Мы собираем васильки,

На головах у нас щенки.

Сели в лодку и – айда! –

Покатили вдоль пруда.

Королева сердится на правильно выполняющих задание детей, потом умоляет их пропустить  хоть одну ошибочку. Помощники ведущего жетонами оценивают успех каждой команды.

Королева. Я в вас разочарована. Идите на все четыре стороны! И больше не появляйтесь в моем королевстве!

Ребята продолжают путь. Неожиданно на дороге появляется таинственный незнакомец ( в маске).

Незнакомец. Друзья, мое имя никому из вас, наверно,  пока неизвестно. А вот будь вы постарше, вы меня сразу узнали бы и уважительно поприветствовали. Ведь я обладаю могучей властью. Только благодаря мне вы не разделились на 4 группы, а остались вместе, хотя Королева отправила вас на все четыре стороны.

Ведущий. Фразеологизм, мы  очень рады с тобой познакомиться!

Фразеологизм (просит расшифровать рисунки). Отгадайте, какие фразеологизмы проиллюстрировал  маленький мальчик (сесть в калошу, залезть в бутылку)? Что на самом деле обозначают эти словосочетания?

И еще 2 загадки. Каждой команде своя.

О чем идет речь?

1. Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; а развешивают их чрезмерно доверчивые и любопытные.

2. Его вешают приходя в уныние; его задирают зазнайки, его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.

Ведущий. Наше путешествие закончено.

Команды подсчитывают жетоны. Победители награждаются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра по станциям для учащихся 5-х классов "Путешествие по математической Галактике"

Игра проводится с целью приобщения школьников к миру математики, их адаптации  в математической среде, ознакомления с информацией находящейся за страницами учебника математики....

Игра по станциям для учащихся 2-4 классов «Путешествие в страну Мультфильмов»

Методическая разработка игры, целью которой является организация детского досуга в каникулярный период. ...

Математическая игра "По станциям" для учащихся 5-6 классов

Школьникам 5-6 классов свойственно чувство коллективизма, у каждого есть желание участвовать в жизни класса в качестве его полноправного члена. Дети стремятся к общению,  хотят участвовать в совм...

Внеурочное мероприятие по математике ,, Игра по станциям" для учащихся 5 классов

,,Игра по станциям" для учащихся 5 классов позволяет проверить навыки и умения , полученные на уроках математики, а также логическое мышление и сообразительность детей при решении нестандартных задач....

Математическая игра по станциям для учащихся 5-6 классов

В разработке представлен материал для проведения внеклассного мероприяти по математике с учениками 5- 6 классов....

«Лабиринт Здоровья» Игра по станциям для учащихся 5-6х классов

Игра по станциям для учащихся 5-6х классов«Лабиринт Здоровья» Цель мероприятия:     Пропаганда здорового образа жизни    Задачи:   -  формир...

Интеллектуальная игра по станциям для учащихся 5-6 классов

1. Общие положения 1.1 Игра для учащихся общеобразовательных учреждений «Интеллектуальный квест» (далее Игра) проводится для учащихся 5-6 классов общеобразовательных учреждений. 2. Цели и задач 2....