Рабочая программа по русскому языку. 7 класс.УМК М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской.
рабочая программа по русскому языку (7 класс) на тему

Рабочая программа по русскому языку. 7 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 39»

города Дзержинска Нижегородской области

                                       

       

                                                         

Принята

на педагогическом совете

от 20.08.2013 года протокол  №12

Утверждена 

приказом директора МБОУ СОШ № 39

от 02.09.2013 года № 400-п

                                                                                                                                                 

Рабочая программа

по русскому языку

7 класс

Разработала

учитель русского языка

 и литературы

М.Л. Земятченская

2013 год

Пояснительная записка

Документ Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5 – 9 классы. Авторы М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. – М.: Просвещение, 2011.

Количество часов в год – 136, в неделю – 4.

Общая характеристика учебного предмета

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Основные цели обучения:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, воспитание интереса и любви к русскому языку;
  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях; обогащение словарного запаса;
  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с очки зрения нормативного соответствия ситуации в сфере общения.

Данные цели обуславливают решение следующих задач:

  • развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;
  • формирование общеучебных умений и навыков: коммуникативных, интеллектуальных, информационных, организационных;
  • формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

Формируемые компетенции

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V – IX классах формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для основной школы направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа для основной школы предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения. Основная школа обеспечивает общекультурный уровень человека, позволяющий продолжить обучение в различных образовательных учреждениях: в средней полной школе, в средних специальных учебных заведениях.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.

Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

   


Содержание тем учебного курса

Русский язык как развивающееся явление (1 час)

Повторение пройденного в 5-6 классах (7 часов +2р)

Морфология. Орфография. Культура речи (91 часов+25р)

       Причастие (26 часов+7 р)

  1.Повторение пройденного о глаголе в 5-6 классах. Причастие как особая форма глагола. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия. Причастный оборот, выделение запятыми причастного оборота.. Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени. Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна и две буквы н в кратких причастиях.

 2. Умение правильно ставить ударение в полных и кратких страдательных причастиях, правильно употреблять причастия с суффиксом –ся, правильно согласовывать причастия с определяемыми существительными, строить предложения с причастным оборотом.

       Деепричастие (9 часов+2р)

1.Повторение пройденного о глаголе в 5 и 6 классах. Деепричастие как особая форма глагола. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми. Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование. Не с деепричастиями.

2.Умение правильно строить предложения с деепричастным оборотом.

   Наречие (20 часов+6 р)

1.Наречие как часть речи Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Образование наречий. Правописание не с наречиями на –о и –е; не- и ни- в наречиях. Одна и две буквы н в наречиях на –о и –е.. Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. Мягкий знак после шипящих на конце наречий.

2.Умение правильно ставить ударение в наречиях. Умение использовать в речи наречия-синономы и антонимы.

Категория состояния (2 часа + 1р)

   

 Служебные части речи (34 часа + 9р)      

          Предлог (6 часов+2р)

 1.Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлога в          предложении. Непроизводные и производные предлоги. Простые и           составные предлоги. Слитные и раздельные написания предлогов. Дефис в    предлогах из-за, из-под.

Умение правильно употреблять предлоги в и на, с и из. Правильное употребление существительных с предлогами но, благодаря, согласно, вопреки. Умение пользоваться в речи предлогами-синонимами.

           Союз (9 часов+2р)

1.Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные. Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложении; употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречий с частицей.

2. Умение пользоваться в речи союзами-синонимами.

           Частица (17 часов+5р)

1.Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении. Формообразующие, отрицательные и модальные частицы. Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи.

2. Умение выразительно читать предложения с модальными частицами.

           Междометия (2 часа)

1.Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.

2. Умение выразительно читать предложения с междометиями.

Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах (7 часов + 2р)


Учебно-тематический план

Содержание

Количество часов

Количество часов развития речи

Количество контрольных работ

Изложения

Сочинения

Русский язык как развивающееся явление

1

Повторение пройденного в 5-6 классах

6

2

1

1

Морфология. Орфография. Культура речи

Причастие

25

7

1

1

3

Деепричастие

8

2

1

1

Наречие

19

6

1

3

Категория состояния

2

1

1

Служебные части речи

Предлог

6

2

1

1

Союз

8

2

2

Частица

16

5

1

4

Междометия

2

Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах

6

2

1

1

ИТОГО

100

29

7

2

16


Календарно-тематическое планирование уроков русского языка

урока

Тип уро-ка

Разделы, темы

Материал для повторения

Словарь

Тема

по развитию речи

Дом. задание

Дата

1. Введение (1)

Корр.

Корр.

Русский язык как развивающееся явление.

Прямое и переносное значение слова, грамматическая основа предложения

Рассуждение на лингвистическую тему

Упр. 4

02.09

03.09

2. Повторение изученного в 5-6 классах (7+2р)

Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова.

Правописание О-Ё после шипящих, словосочетание, синтаксический разбор

Стили речи, текст (абзацное членение, составление плана, пересказ)

§ 4, у. 19

03.09

04.09

Морфемика, словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разборы слова.

Слитное и дефисное написание слов, однокоренные слова, классификация предложений по цели высказывания

Конструирование предложений, текст (тема текста)

§ 5, у. 27

05.09

05.09

Лексикология и фразеология.

Знаки препинания при прямой речи, обращении

Кудрявый, курчавый, вьющийся

Употребление синонимов, интонирование текста

§ 3, у. 14

07.09

07.09

Морфология. Именные части речи. Орфография. Морфологический разбор слова.

Ь после шипящих, ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах, правописание падежн. окончаний сущ.

Текст (основная мысль, составление плана, пересказ), устное рассуждение по теме

§ 6, у. 31

9.09

10.09

Глагол. Наречие. Служебные части речи.

Грамматич. признаки глаг. (вид, переходн., спряж.), чередование гласных в корнях

Типы и стили речи, абзацное членение текста, вопросный план

§ 6, у. 40

10.09

11.09

Синтаксис и пунктуация.

Устаревшие слова, виды предлож. по наличию втор. членов, по цели высказывания

Конструирование словосочетаний и предложений

§ 1-2, у. 11

12.09

12.09

К

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного в 5-6 классах».

Повт. типы речи

14.09

14.09

Р

Текст. Типы речи. Стили речи.

Падеж сущ., орфограммы в корнях и окончаниях слов

§ 7, у.48; у.44 (гот. к соч.)

16.09

17.09

Р

Сочинение. Письмо другу о впечатлениях от картины И.И. Бродского «Летний сад осенью».

Обращение, синонимы

Тип речи - описание

Повторить морф.разбор прил.

17.09

18.09

3. Морфология и орфография. Культура речи (90+24р)

Причастие. (26+7р)

Причастие как часть речи.

Грамм. признаки глаг., прилаг.

Стили речи

§ 9, у. 56

19.09

19.09

Признаки прилагательного и глагола у причастия.

Знаки препинания в сложном предложении

Присутствовать

Связный рассказ на лингвистическую тему

§ 9, у. 57

21.09

21.09

Р

Публицистический стиль.

Непроизносимые согласные, орфограммы в корне

§ 10, у. 63

23.09

24.09

О

Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий.

Падежные окончания прилаг., тире между подлежащим и сказуемым

Искриться, колонна, гирлянда, отразить, калитка

Роль причастий в речи

§ 11, у. 67;

у.71 (гот. к соч.)

24.09

25.09

Р

Сочинение. Пейзаж окрестностей города в публицистическом стиле.

Признаки публицистического стиля, типы речи

Пейзаж, репортаж, экскурсия

Повт. орф.

№ 19

26.09

26.09

Причастный оборот.

Падежные оконч. прич-ий, орф-мы в корнях

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

Выразительное чтение предложений с ПО, конструирование предл. С ПО

§ 12, у. 70

28.09

28.09

О

Пунктуация при причастном обороте.

Падежные окончания сущ., прил., прич., безуд. гласные в корне

Пакет, берёста, из берёсты, береста

Употребление прич. оборота (редактирование предложений с ПО), орфоэпия

§ 12 (орф. №6) , у. 75

30.09

1.10

Р

Описание внешности человека.

Причастие и причастный оборот (синтаксическая роль, пунктуация,  падежные окончания)

Благородный, великодушный, возвышенный, высокий, святой, священный, рыцарский

§ 13, у. 82

01.10

02.10

Действительные и страдательные причастия.

Правописание окончаний прич., знаки препинания при ПО, орфограммы в корнях

Паром

Предупреждение ошибок в употреблении причастий, конструирование предл. с ПО

§ 14, у. 84

03.10

03.10

Полные и краткие страдательные причастия.

Краткие прилаг., правописание Н, НН в суффиксах прилаг.

Взят – взята, создан – создана

Работа над орфоэпическими нормами

§ 15, у. 89

05.10

05.10

Действительные причастия настоящего времени.

Вид и переходность глагола

Силуэт

Предупреждение ошибок в употреблении причастий, конструирование предл. с ПО

§ 16, у. 93

07.10

08.10

О

Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

Спряжение глаг., правописание личных окончаний глаг.

Поразительный, острый, тонкий, чуткий, изощренный

Работа с текстом (стиль, тема, осн. мысль, подбор синонимов)

§ 16, у. 90

08.10

09.10

Действительные причастия прошедшего времени.

Правописание глаголов в прош. вр.

Прибывший, увядший, повлекший

Конструирование предложений с ПО

§ 17, у. 99

10.10

10.10

О

Гласные перед суффиксом действительных причастий прошедшего времени –вш-.

Правописание гласных в суф. глаголов прош. вр.

Замена глаголов в тексте однокоренными причастиями

§ 17, у. 95

12.10

12.10

Р

Контрольное выборочное изложение на одну из тем «Портрет мальчика и мужчины», «Отец», «Сын» по отрывку

Микротемы текста, типы речи, описание

У. 130 (гот. к изл., выпис. причастия)

14.10

15.10

Р

из рассказа М. Шолохова «Судьба человека».

Повт. морф. разбор глаг.

15.10

16.10

Страдательные причастия настоящего времени.

Вид, переходность, спряжение глаг.

Конструирование предложений с причастиями

§ 18, у. 104

17.10

17.10

О

Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.

Правопис. безуд. личн. окончан глаг., орф-мы в корнях слов, пункт. при ПО

Движимый

Употребление причастий в речи

§ 18, у. 105

19.10

19.10

Страдательные причастия прошедшего времени.

Переходность глаг., правописание гласных в суф. глаг. прош.вр.

Приведенный, переведенный

Употребление причастий в речи

§ 19, у. 110

21.10

22.10

О

Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях прошедшего времени.

Правописание гласных в суф. глаг. и причастий прош.вр.

Составление связного устного рассказа на лингв. тему

§ 20, у. 112; у.129 (гот. к соч.)

22.10

23.10

Р

Сочинение. Подпись к фотографии. Описание внешности по картине В. Хабарова «Портрет Милы».

Типы речи, синонимы

Представить, вообразить, увидеть

Повт. § 9-20

24.10

24.10

Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего

Вид глагола, правописание Н, НН в суф. прил.

Жеваный, кованый

Работа над орфоэпическими нормами

§ 21, у. 117

26.10

26.10

О

времени и отглагольных прилагательных.

Вид глагола, правописание Н, НН в суф. прил.

Желанный, нечаянный, невиданный, неслыханный, нежданный

Признаки  текста-описания

§ 21, у. 120

28.10

29.10

Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий

Правописание Н, НН в суф. прил., синт. роль причастий

Составление связного рассказа на грамматическую тему

§ 22, у. 128

29.10

30.10

О

и кратких отглагольных прилагательных.

Правописание Н, НН в суф. прил., обращение

Типы и стили речи, средства связи предложений в тексте

§ 22, у. 129

31.10

31.10

Морфологический разбор причастия.

Правописание Н, НН в суф. причастий, орф-мы  корнях

Акварель, аквариум, акваланг

Интонация

§ 23, у. 121

09.11

09.11

Слитное и раздельное написание НЕ

Правописание НЕ с др. частями речи, приставок ПРЕ и ПРИ

Выровненный, прекратить

Разговорный стиль и его признаки

§ 24, у. 136

11.11

12.11

О

с причастиями.

Запятая при ПО, синт. роль причастий

Претензия, претендовать

Абзацное членение текста, выделение микротем

§ 24, у. 138

12.11

13.11

Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

Правописание О и Е после шипящих в корнях, суф., окончаниях сущ., прил., глаг.

Роль причастных оборотов в речи

§ 25, у. 143;

У.145-146 (гот. к соч.)

14.11

14.11

Р

Контрольное сочинение. Портрет одноклассника. «Вы с ним знакомы».

Составление развернутого плана

С. 72 (устно отв. на вопр.)

16.11

16.11

Повторение изученного по теме «Причастие».

Составление связного рассказа на лингв. тему.

У. 155

18.11

19.11

К

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Причастие».

Повт. все о глаг. и нареч.

19.11

20.11

Анализ контрольного диктанта по теме «Причастие».

Р.о.

21.11

21.11

Деепричастие  (9+2р)

Деепричастие как часть речи

Морфолог.признаки глаг. и наречия

Роль деепричастий в речи

§ 26, у. 161

23.11

23.11

Деепричастный оборот.

Причастный оборот, словосочетание

Структура текста, вопросный план

§ 27, у. 165

25.11

26.11

О

Пунктуация при деепричастном обороте.

Синт. роль дееприч.

Конструирование предложений с дееприч. об.

§ 27, у. 169

26.11

27.11

Употребление деепричастий.

Прямая речь

Конструиров. предложений с синонимической заменой

У. 167

28.11

28.11

О

Слитное и раздельное написание НЕ с деепричастиями.

Правописание НЕ с глаголами

Роль причастий и деепричастий в речи

§ 28, у. 173

30.11

30.11

Деепричастия несовершенного и совершенного вида.

Правописание глаголов и прич., синтаксич. разбор

Бассейн, экспресс дистанция, сиять, галерея, комбинация,  

Конструирование предложений с дееприч. об.

§ 29-30, у. 185

02.12

03.12

О

Морфологический разбор деепричастия.

Вид дееприч., пунктуация сложн. предлож.

Текст (тема, осн. мысль, пересказ)

§ 31, у. 188

03.12

04.12

Р

Сочинение-рассказ на основе картины

Структура текста-повествования,, стили речи

У. 187 (гот. к соч.)

05.12

05.12

Р

С.Григорьева «Вратарь».

С.91-92 ( вопр.)

07.12

07.12

Повторение изученного по теме «Деепричастие».

Орф-мы в приставках, корнях слов, правописание НЕ с разн. частями речи

Составление связного рассказа на лингв. тему, конструирование предлож.

У. 194

09.12

10.12

К

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Деепричастие».

Повт. все о причастии

10.12

11.12

Наречие  (20+6р)

Наречие как часть речи

Знаки препинания при прямой речи, пунктуация при ДО

Мельком

Роль наречий в речи

§ 32, у. 199

12.12

12.12

Смысловые группы наречий.

Морфемный, синтаксич. разборы

Наречия как средство связи предложений в тексте

§ 33, у. 208

14.12

14.12

Употребление наречий для связи предложений в тексте.

Орф-мы ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах, безуд. гласные в корне слова

Редактирование текста, предупреждение ошибок в употреблении наречий

§ 33, у. 210

16.12

17.12

Р

Сочинение. Дневниковые записи на основе картины И.Попова «Первый снег».

Стили и типы речи

Повт. степ. сравн. прил.

17.12

18.12

Степени сравнения наречий.

Степени сравнения прил., орф-мы в прил.

Комбинат

Выразительность речи, смысловые оттенки

§ 34, у. 214

19.12

19.12

Отличие простой сравнительной степени наречий от простой сравнительной степени прилагательных.

Синтакс. разбор предложения

Составление связного рассказа на грамматич. тему

У. 215

21.12

21.12

О

Морфологический разбор наречия.

Слитное и раздельное написание предлогов и приставок

Эпидемия

Выразительное чтение текста

§ 35, у. 218; у. 217 (гот. к соч.)

23.12

24.12

Р

Сочинение-рассуждение «Прозвища».

Типы речи, структура рассуждения

Повт. НЕ с прил. (№36)

24.12

25.12

Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -о и –е.

Правописание НЕ с др. частями речи, антонимы, состав слова

Возражение, поражение, почтальон, квитанция, штемпель, конверт

Работа с текстом (стиль, тема, осн. мысль, абзацное членение)

§ 36, у. 223

26.12

26.12

Одна и две буквы Н в наречиях   на -о и –е.

Н и НН в прил. и прич., знаки препинания при ПО, ДО

Бережливо, конкретно

Составление предложений

§ 38, у. 235

28.12

28.12

Буквы Е и И в приставках не- и ни-

Правописание НЕ и НИ в местоимениях

Никак, нисколечко

Конструирование предложений

§ 37, у. 230

13.01

13.01

14.01

14.01

О

отрицательных наречий.

Правописание НЕ с различн. частями речи

Ничуть, нимало

Составление устного рассказа по ключевым словам

§ 37, у. 231

14.01

13.01

15.01

15.01

Р

Описание действий.

Роль наречий в тексте описании

§ 39, у. 238

16.01

14.01

16.01

16.01

Буквы О и Е после шипящих на конце наречий.

Правописание О и Е после шипящих в корнях, суф., оконч.

Составление связного рассказа на грамм. тему

§ 40, у. 243

18.01

18.01

18.01

18.01

Буквы О и А на конце наречий.

Чередования в корнях

Работа над орфоэпическими нормами

§ 41, у. 247

у.240 (гот. к соч.)

20.01

20.01

21.01

21.01

Р

Сочинение-заметка в газете. «Учимся работать».

Черты публицистич. стиля

Повт. § 32-41

21.01

20.01

22.01

22.01

Дефис между частями слова в наречиях.

Правописание сложных прил. и мест. с дефисом

Конструирование предложений с наречиями, причастным оборотом

§ 42, у. 252

23.01

21.01

23.01

23.01

О

Дефис между частями слова в наречиях.

Омонимы

Точь-в-точь,

бок о бок

Роль неопределенных наречий в языке

§ 42, у. 255

25.01

25.01

25.01

25.01

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных

Слитное и дефисное написание наречий

До смерти, на лет, с налету, на ходу, с разбегу, на миг, вмиг

Конструирование предложений

§ 43, у. 261

27.01

27.01

28.01

28.01

О

от существительных и количественных числительных.

О и А на конце наречий

На скаку, на глазок, под силу, по двое, по трое

Работа с текстом (выразительное чтение, тема)

§ 43, у. 262

28.01

27.01

29.01

29.01

Мягкий знак после шипящих на конце наречий.

Правописание Ь после шип. в др. частях речи

Составление устного рассказа на лингв. тему

§ 44, у. 265

30.01

28.01

30.01

30.01

Р

Сочинение-рассказ по картине

Описание внешности

У. 249 (гот. к соч.)

1.02

1.02

1.02

1.02

Р

Е.Н. Широкова «Друзья».

С. 123-124 (отв. на вопр.)

03.02

03.02

4.02

04.02

Повторение изученного по теме «Наречие».

Редактирование текста

У. 272

04.02

03.02

05.02

05.02

К

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Наречие».

Повт. морф. р-ры

06.02

04.02

06.02

06.02

Анализ контрольного диктанта по теме «Наречие».

Р.о.

08.02

08.02

08.02

08.02

Категория состояния  (2+1р)

Категория состояния как часть речи

Синт. роль наречия, грамм. основа предлож

Роль категории состояния в языке и речи

§ 45, у. 277

10.02

10.02

11.02

11.02

О

Морфологический разбор категории состояния.

Синт. разбор сложного предлож.

Конструирование предложений с катег. сост.

§ 46, у. 280

11.02

10.02

12.02

12.02

Р

Контрольное сжатое изложение «Обыкновенная земля» по произведению К. Паустовского.

Выделение микротем текста

С. 132 (устно отв. на вопр.)

13.02

11.02

13.02

13.02

Служебные части речи (34+9р)

Служебные части речи

Самост. части речи

Роль служебных частей речи, конструирование предложен.

§ 47, у. 284

15.02

15.02

15.02

15.02

Предлог (6+2р).

Предлог как часть речи (6+2р). Простые и составные предлоги.

Правописание предлогов и приставок, ТСЯ и ТЬСЯ в глаг.,

Н, НН в прилаг.

Резиденция, период

Роль предлогов в выражении смысловых отношений, абзацное членение текста

§ 48,51, у. 287

17.02

17.02

18.02

18.02

Непроизводные и производные предлоги.

Личные окончания глаг., диалог

Употребление предлогов в офиц.-дел. стиле

§ 50, у. 299

18.02

17.02

19.02

19.02

Употребление предлогов.

Падеж сущ. , словосочетания с предлогом

Изобразить

Предупреждение ошибок в употреблении предлогов

§ 49, у. 294

20.02

18.02

20.02

20.02

О

Морфологический разбор предлога.

Личные окончания глаг.

Анализ текста

§ 42, у. 255

22.02

22.02

22.02

22.02

Р

Сочинение. Репортаж на основе картины А.В. Сайкиной

Публицистический стиль, жанр репортажа

Гимнастика, осанка, снаряд,

У. 307 (гот. к соч.)

24.02

24.02

25.02

25.02

Р

«Детская спортивная школа».

чемпион, тренер, тренироваться

Повт.  § 50

25.02

24.02

26.02

26.02

Слитное и раздельное написание производных предлогов.

Падежные окончания сущ.

Впоследствии, фантазия

Выразительное чтение текста

§ 53, у. 310

27.02

25.02

27.02

27.02

Отличие производных предлогов от самостоятельных частей речи.

НЕ с дееприч.

Конструирование предложений с синонимической заменой

У. 311

01.03

01.03

01.03

01.03

Союз  (9+2р).

Союз как часть речи. Простые и составные союзы.

Пунктуация в сложном предл., однородные члены, НЕ с разл. ЧР

Средства, реальный, ситуация, кромешный

Наблюдения над ролью союзов в тексте, пересказ текста

§ 54-55, у. 317

03.03

03.03

04.03

04.03

Сочинительные союзы.

Пунктуация в сложном предл., однородные члены, спряж. глаг.

Междугородный

Конструирование предложений по схемам, интонирование предлож.

§ 58, у. 333

04.03

03.03

05.03

05.03

Подчинительные союзы.

Орфограммы в корнях, суф. прил.

Светофор, семафор

Конструирование предложений по схемам

§ 59, у. 339

06.03

04.03

06.03

06.03

Р

Сочинение. Описание природы и состояния человека «Я сижу на берегу…»

Описание, повествование

Повт. сложное предл.

10.03

10.03

11.03

11.03

О

Морфологический разбор союза.

Непроверяемые написания

Автор, классик

Составление связного рассказа на лингв. тему

§ 60, у. 341

11.03

10.03

12.03

12.03

Слитное написание союзов тоже,

Прямая речь, запятые в сложн. предл., непроизнос. согл.

Масса

Признаки научного стиля

§ 61, у. 347

У. 343 (гот. к соч.)

13.03

11.03

13.03

13.03

О

также, чтобы, зато.

Орфограммы в корне

Кросс

Публицистический стиль, выделение микротем

§ 61, у. 350

15.03

15.03

15.03

15.03

Р

Контрольное сочинение-рассуждение «Книга – наш друг и советчик».

Рассуждение, структура текста

С. 165 (отв. на вопр.)

17.03

17.03

18.03

18.03

Повторение изученного по темам «Предлог. Союз».

Непроверяемые орфог-раммы, пунктуация в слож. предл.

Составление связного рассказа на лингв. тему

У. 356

18.03

17.03

19.03

19.03

К

Контрольный диктант с грамматическим заданием по темам «Предлог. Союз».

Повт. орф-мы

20.03

18.03

20.03

20.03

Анализ контрольного диктанта по темам «Предлог. Союз».

Раб. над ош.

31.03

31.03

1.04

1.04

Частица  (17+5р).

Частица как часть речи. Разряды частиц.

Синт. роль союзов, наречий

Чемпион

Частицы в различных стилях речи.

§ 62, у. 359

1.04

31.03

2.04

2.04

Формообразующие частицы.

Наклонение глаг. , правописание союза ЧТОБЫ

Конструирование предложений

§ 63, у. 363

3.04

1.04

3.04

3.04

Р

Сочинение-рассказ по картинке «Горе-мечтатель».

Диалог

Повт. § 62

5.04

5.04

5.04

5.04

Смысловые частицы.

Виды предложений по цели высказывания

Предварительный

Значение частиц в речи

§ 64, у. 369

7.04

7.04

8.04

8.04

Смысловые частицы.

Пунктуация при прямой речи, диалоге

Разговорный стиль

§ 64, у. 372

8.04

7.04

9.04

9.04

Р

Сочинение. Советы «Как стать человеком».

Публицистич. стиль

Повт. § 62-64

10.04

8.04

10.04

10.04

Раздельное и дефисное написание частиц.

Правописание производн. предлогов

Старательно

Смысловые оттенки частиц в речи

§ 65, у. 380

12.04

12.04

12.04

12.04

Раздельное и дефисное написание частиц.

Правописание суф.  -ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ

Составление связного рассказа на лингв. тему

§ 65, у. 381

14.04

14.04

15.04

15.04

Отрицательные частицы.

НЕ с различ. ЧР

Карикатура, сатира

Конструирование предложений

§ 67, у. 388

15.04

14.04

16.04

16.04

Различение частиц НЕ и НИ.

Фразеологизмы

Обогащение речи словами-синонимами

§ 67, у. 390

17.04

15.04

17.04

17.04

О

Различение частиц НЕ и НИ.

Непроверяемые орфограммы

Конструирование предложений

у. 392

19.04

19.04

19.04

19.04

О

Морфологический разбор частицы.

Морфол. разбор сущ., прил., глаг.

Составление связного рассказа на лингв. тему

§ 66, у. 384; у.382 (гот. к соч.)

21.04

21.04

22.04

Р

Сочинение. Выступление на телевидении «Весна наступает» по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень».

Составление развернутого плана

Повт. морф. р-р частицы

22.04

21.04

23.04

3.05

Различение частицы НЕ и приставки не-.

Правописание НЕ с различ. частями речи, ПО

Правы, права, недосягаемый

Конструирование словосоч. и предлож.

§ 68, у. 396

24.04

3.05

24.04

6.05

О

Различение частицы НЕ и приставки не-.

Разряды частиц, время и вид галголов

Интонирование текста

§ 68, у. 401

26.04

26.04

Различение частицы НИ, приставки ни-,

НЕ и НИ в союзах, местоим.

Конструирование предложений с данными словами

§ 69, у. 403

28.04

5.05

29.04

7.05

О

союза НИ… НИ.

Знаки препинания в слож. предл.

Составление связного рассказа на лингв. тему

§ 69, у. 406

29.04

5.05

30.04

Р

Сочинение-рассказ по данному сюжету

Описание в повествовании

У. 402 (гот. к соч.)

3.05

6.05

3.05

8.05

Р

«Благородный поступок».

С.187 (отв. на вопр.)

5.05

10.05

6.05

10.05

Повторение изученного по теме «Частица».

Знаки препинания в тексте

Составление сложного плана рассказа о частице

У. 412

6.05

12.05

7.05

13.05

К

Контрольный диктант по теме «Частица».

Повт. синт. р-р

8.05

12.05

8.05

14.05

Анализ контрольного диктанта теме «Частица».

Р.о.

10.05

13.05

10.05

15.05

Междометие  (2)

Междометие как часть речи

Обращение

Комендант

Конструирование предлож. с междометиями

§ 70, у. 416

12.05

13.05

Дефис в междометиях. Пунктуация при междометиях.

НЕ и НИ, дефис в мест. и наречиях

Составление диалога

§ 71, у. 419

13.05

17.05

14.05

17.05

4. Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах (7+2р)

Р

Текст. Типы речи. Стили речи.

у. 426, 427

15.05

19.05

15.05

20.05

Разделы науки о языке. Фонетика. Графика.

Классификация звуков, орфогр. трудности

Составление связного рассказа об алфавите

у. 422, 431

17.05

19.05

17.05

21.05

Лексикология. Фразеология.

Многознач. слова, диалектизмы, фразеологизмы

Составл. словосочетаний с использ. разных значений слова

у. 434

19.05

20.05

20.05

22.05

Морфемика. Словообразование.

Способы словообраз., состав слова

Языковые средства публицистич. стиля

у. 438 ; у. 428 (гот. к соч.)

20.05

24.05

21.05

24.05

Р

Сочинение на одну из тем: «Удивительное рядом», «Дело мастера боится».

У. 440 (устно)

22.05

26.05

22.05

27.05

Морфология.

Классификация ЧР, морфол. разбор

Составление связного рассказа на лингв. тему

у. 444

24.05

26.05

24.05

28.05

Синтаксис.

Словосочетание, типы предлож., синт. разбор

Составление связного рассказа на лингв. тему

у. 459

26.05

27.05

К

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах».

Повторять орф-мы и правила

27.05

27.05

28.05

29.05

Анализ контрольного диктанта по теме «Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах».

Повторять орф-мы и правила

29.05

31.05

29.05

31.05


Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

по русскому языку за курс 7 класса

Учащиеся должны знать определения основных изученных в 7 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

2. К концу 7 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

 - производить морфологический разбор частей речи, изученных в 7 классе, синтаксический разбор предложений с причастными и деепричастными оборотами, а также сложных предложений с изученными союзами;

 - составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами;

 - соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По орфографии: находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки; правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами.

По пунктуации: выделять запятыми причастные и деепричастные обороты.

По связной речи: адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы; подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания внешности человека, процессов труда; описывать человека, процессы труда; писать рассказы на предложенные сюжеты; сочинения-рассуждения; грамотно и четко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы.


Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся

по русскому языку

          «Нормы оценки…» призваны обеспечить одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку. В них устанавливаются: 1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка  (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания); 2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков; 3) объем различных видов контрольных работ; 4) количество отметок за различные виды контрольных работ.

Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках русского языка проверяются: 1) знание полученных сведений о языке; 2) орфографические и пунктуационные навыки; 3) речевые умения.

                                   Оценка устных ответов учащихся

          Устный опрос является одним из основных способов учета  знаний учета учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.

Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.

Оценка («5»,»4»,»3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока ( выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

                                            Оценка диктантов

Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.

Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.

Объем диктанта устанавливается: для 5 класса – 90-100 слов, для 6 класса – 100-110, для 7 – 110-120, для 8 – 120-150, для 9 – 150-170 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.)

Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для 5 класса – 15-20, для 6 класса – 20-25 слов, для 7 класса -25-30, для 8 класса – 30-35, для 9 класса – 35-40 слов.

Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.

Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2-3 случаями. Из  изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм не должно превышать в 5 классе -12 различных орфограмм и 2-3 пунктограммы, в 6 классе -16 различных орфограмм и 3-4 пунктограммы, в 7 классе -20 различных орфограмм и 4-5 пунктограмм, в 8 классе -24 различных орфограмм и 10 пунктограмм, в 9 классе -24 различных орфограмм и 15 пунктограмм.

В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на 2-3 предыдущих уроках).

В диктантах должно быть в 5 классе – не более 5 слов, в 6-7 классах – не более 7 слов, в 8-9 классах – не более 10 различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.

До конца первой четверти (а в 5 классе – до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

  1. В переносе слов;
  2. На правила, которые не включены в школьную программу;
  3. На еще не изученные правила;
  4. В словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
  5. В передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:

  1. В исключениях из правил;
  2. В написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
  3. В случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
  4. В случаях раздельного и слитного написания «не» с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
  5. В написании ы и  и после приставок;
  6. В случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной как; ничто иное не…; не что иное как и др.);
  7. В собственных именах нерусского происхождения;
  8. В случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
  9. В пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) в фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибками на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.

Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.

При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на 1 балл. Отличная оценка не выставляется при наличии 3-х и более исправлений.

Диктант оценивается одной отметкой.

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте двух орфографических и двух пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3-х пунктуационных ошибок или 4-х пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3-х орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 4 классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4-х пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является для оценки «4» 2 орфографические ошибки, для оценки «3» - 4 орфографические ошибки (для 5 класса – 5 орфографических ошибок), для оценки «2» - 7 орфографических ошибок.

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного  (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются 2 оценки за каждый вид работы.

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ задания.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.

Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.

Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.

Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок.

                                 Оценка сочинений и изложений

Сочинения и изложения – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

Сочинения и изложения в 4-8 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развития навыков связной речи».

Примерный объем текста для подробного изложения: в 5 классе – 100-150 слов, в 6 классе – 150-200 слов, в 7 классе – 200-2500, в 8 классе – 250-350, в 9 классе – 350-450 слов.

Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8 и 9 классов может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.

Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений: в 5 классе – 0,5 – 1,0 страницы, в 6 классе – 1,0 – 1,5, в 7 классе – 1,5 – 2,0, в 8 классе – 2,0 – 3,0, в 9 классе – 3,0 – 4,0. Экзаменационное сочинение – 3-5 листов, медальная работа – 4-5 листов.

К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, от почерка.

С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

соответствие работы ученика теме и основной мысли;

полнота раскрытия темы;

правильность фактического материала;

последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

Разнообразие словаря и грамматического строя речи;

Стилевое единство и выразительность речи;

Число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.

Примечание

  1. При оценке сочинения необходимо учитывать
  2. самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
  3. Если объем сочинения в полтора – два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2 – 3 – 2,   2 – 2 – 3; «3» ставится при соотношениях: 6 – 4 – 4 ,   4 – 6 – 4,   4 – 4 – 6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
  4. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
  5. На оценку сочинения и изложения распространяются положения  об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».  

Ошибки и недочеты в сочинениях и изложениях

Следует различать понятия «ошибка» и «недочет». Ошибка – это нарушение требований к правильности речи, нарушение норм литературного языка. О ней мы говорим «так сказать нельзя». Недочет – это нарушение рекомендаций, связанных с понятием хорошей, коммуникативно-целесообразной речи. Ошибку мы оцениваем с позиции «это неправильно», недочет – с позиции «это хуже, чем могло бы быть сказано или написано». Другими словами, недочет – это скорее не ошибка, а некоторая шероховатость речи.

Речевые недочеты свидетельствуют о том, что школьник не научился подчинять отбор слов и выражений задаче речи. Выбранные им языковые средства неточно передают мысль или искажают ее, не раскрывают отношения автора к описываемым фактам, не соответствуют стилю изложения. Речевыми недочетами можно считать:

- повторение одного и того же слова;

- однообразие словарных конструкций;

- неудачный порядок слов;

- различного рода стилевые смешения.

Ошибки в содержании сочинений и изложений

Ошибки в содержании сочинения или изложения показывают, что ученик не овладел полностью умением составлять программу высказывания: недостаточно знаком с фактическим материалом по теме высказывания; не умеет отбирать сведения так, чтобы раскрыть заявленную тему; не владеет логикой изложения.

Фактические ошибки:

в изложении:

неточности, искажения текста в обозначении времени, места событий, последовательности действий, причинно-следственных связей.

В сочинении:

искажение имевших место событий, неточное воспроизведение источников, имен собственных, мест событий, дат.

Логические ошибки

-нарушение последовательности в высказывании;

-отсутствие связи между частями сочинения (изложения) и между предложениями;

-неоправданное повторение высказанной ранее мысли;

-раздробление одной микротемы другой микротемой;

-несоразмерность частей высказывания или отсутствие необходимых частей;

-перестановка частей текста (если она не обусловлена заданием к изложению);

-неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование. К примеру, повествование ведется сначала от первого, а потом от третьего лица.

Речевые ошибки

К речевым ошибкам относятся ошибки и недочеты в употреблении слов и построении текста. Первые, в свою очередь, делятся на семантические и стилистические.

К речевым семантическим ошибкам можно отнести следующие нарушения:

  • употребление слова в несвойственном ему значении, например: мокрыми ресницами он шлепал себя по лицу; реки с налипшими на них городами; устав ждать, братик опрокинул подбородок на стол;
  • неразличение (смешение) паронимов или синонимов, например: рука болталась, как плетень; учитель не должен потакать прихотям ребенка и идти у него на поводке;
  • нарушение лексической сочетаемости, например: Чичиков постепенно покидает город; пули не свистели над ушами;
  • употребление лишних слов, например: опустив голову вниз; он впервые познакомился с Таней случайно;
  • пропуск, недостаток нужного слова, например: Сережа смирно сидит в кресле, закутанный белой простыней, и терпеливо ждет конца (о стрижке);
  • стилистически неоправданное употребление ряда однокоренных слов, например: характерная черта характера; приближался все ближе и ближе;

Стилистические ошибки представляют собой следующие нарушения, которые связаны с требованиями к выразительности речи:

  • неоправданное употребление в авторской речи диалектных и просторечных слов, например: У Кити было два парня: Левин и Вронский;
  • неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и конструкций, особенно в авторской речи, например: Рядом сидит папа (вместо отец) одного из малышей;
  • смешение лексики разных исторических эпох;
  • употребление штампов.

Речевые ошибки в построении текста:

  • бедность и однообразие синтаксических конструкций;
  • нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм, например: Когда Пугачев выходил из избы и сел в карету, Гринев долго смотрел ему вслед;
  • стилистически неоправданное повторение слов;
  • неудачное употребление местоимений для связи предложений или частей текста, приводящее к неясности, двусмысленности речи, например: Иванов закинул удочку, и она клюнула;
  • неудачный порядок слов.

Грамматические ошибки

Грамматические ошибки – это нарушение грамматических норм образования языковых единиц и их структуры.

Анализ грамматических ошибок помогает учителю определить, какими нормами языка (словообразовательными, морфологическими, синтаксическими) не владеет ученик.

Разновидности грамматических ошибок

  • Словообразовательные, состоящие в неоправданном словосочинительстве или видоизменении слов нормативного языка (например, надсмешка, подчерк, нагинаться, спинжак, беспощадство, публицизм и т.п.). Такие
    ошибки нельзя воспринимать как орфографические.
  • Морфологические, связанные с ненормативным образованием форм слов и употреблением частей речи (писав свои произведения, не думал, что очутюсь в полной темноте; одни англичанины; спортсмены в каноях; ихний улыбающий ребенок; ложит и т.д.)
  • Синтаксические

а)        Ошибки в структуре словосочетаний, в согласовании и управлении, например: браконьерам, нарушающих закон; жажда к славе;

б)        ошибки в структуре простого предложения:

- нарушение связи между подлежащим и сказуемым, например: солнце села; но не вечно ни юность, ни лето; это было моей единственной книгой в дни войны;

- нарушение границы предложения, например: Собаки напали на след зайца. И стали гонять его по вырубке;

- разрушение ряда однородных членов, например: настоящий учитель верен своему делу и никогда не отступать от своих принципов. Почти все вещи в доме большие: шкафы, двери, а еще грузовик и комбайн;

- ошибки в предложениях с причастными и деепричастными оборотами, например; причалившая лодка к берегу; На картине «Вратарь» изображен мальчик, широко расставив ноги, упершись руками в колени;

- местоименное дублирование одного из членов предложения, чаще подлежащего, например: Кусты, они покрывали берег реки;

- пропуски необходимых слов, например: Владик прибил доску и побежал в волейбол.

В) ошибки в структуре сложного предложения:

- смешение сочинительной и подчинительной связи, например: Когда ветер усиливается, и кроны деревьев шумят под его порывами;

- отрыв придаточного от определяемого слова, например: Сыновья Тараса только что слезли с коней, которые учились в Киевской бурсе;

г) смешение прямой и косвенной речи;

д) разрушение фразеологического оборота без особой стилистической установки, например: терпеть не могу сидеть сложив руки; хохотала как резаная.

Грамматические ошибки следует отличать от орфографических. Орфографическая ошибка может быть допущена только на письме, ее нельзя услышать. Грамматическая ошибка не только видима, но и слышима. Простой прием чтения вслух по орфоэпическим правилам помогает разграничить грамматические и орфографические ошибки. К примеру, ошибка в окончании браконьерам, промышляющих в лесах не орфографическая, а грамматическая, так как нарушено согласование, что является грамматической нормой. И, наоборот, в окончании умчался в синею даль ошибка орфографическая, так как вместо «юю» по правилу написано другое.

                                       Оценка обучающих работ

        Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

        При оценке обучающихся работ учитывается: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

        Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.

         Первая и вторая работа как классная, так и домашняя при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.

         Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.

Оценка тестов

При проведении тестовых работ критерии оценок следующие:

«5» - 90 – 100 %;

«4» - 78 – 89 %;

«3» - 60 – 77 %;

«2»- менее 59 %.

Выведение итоговых отметок

За учебную четверть и учебный год ставится итоговая отметка. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика по русскому языку: усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуацижен грамотности.

Итоговая отметка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих отметок. Решающим при ее определеже следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой отметки. Однако для того, чтобы стимулировать серьезное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых отметок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости.

При выведении итоговой отметки преимущественное значение придается отметкам, отражающим степень владения навыками (орфографическими, пунктуационными, речевыми). Поэтому итоговая отметка за грамотность не может быть положительной, если на протяжении четверти (года) большинство контрольных диктантов, сочинений, изложений за орфографическую, пунктуационную, речевую грамотность оценивались баллом «2» и «1» с учетом работы над ошибками.


Учебно-методическое обеспечение

Учебник

Русский язык: учебник для 7 классов общеобразов. учреждений / Т.А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и другие. – М.: Просвещение, 2010.

Методическая литература

  1. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 7 классе: книга для учителя. - Москва: «Просвещение», 2008.
  2. Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2005.
  3. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 7 класс. - Москва: ВАКО, 2006.
  4. Раилко Н.С. Открытые уроки русского языка: 5-9 классы. - М.: ВАКО, 2010.
  5. Страхова Л.Л. Словарные диктанты. – Спб.: Литера, 2007.
  6. Шульгина Н.П. Диктанты по русскому языку. – М.: Экзамен, 2009.

Дидактическая литература

  1. Арбатова Е.А. Синтаксис и пунктуация русского языка в таблицах и схемах. - СпБ: «Литера», 2006.
  2. Учебные таблицы по русскому языку: 5-11 классы / Сост. А.Б. Малюшкин. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
  3. Ушакова О.Д. Правописание глаголов, причастий и деепричастий: словарик школьника. - СпБ: «Литера», 2008.
  4. Ушакова О.Д. Словарные слова: справочник школьника. - СпБ: «Литера», 2008

Цифровые образовательные ресурсы

  1. Справочно-информационный портал «Грамота.Ру» (gramota.ru/)
  2. Федеральный образовательный портал «Российское образование» (www.edu.ru/)
  3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru/)
  4. Портал «Сеть творческих учителей» (www.it-n.ru/)
  5. Образовательный блог «По уши в ГИА» (uchimcauchitca.blogspot.com/)
  6. Яндекс словари (slovari.yandex.ru/)
  7. ЭОР Интернет-сообщества «Открытый класс» (www.openclass.ru/)
  8. Сайт «Экзамен.Ру» (www.examen.ru/add/gia/gia-po-russkomu-jazyku)
  9. Портал «4ЕГЭ» (4ege.ru/gia-po-russkomu-jazyku/)
  10. Электронный тренажер на правила орфографии и пунктуации русского языка.- Институт новых технологий, 2007.
  11. Культура письменной речи   (www.gramma.ru)
  12. Крылатые слова и выражения   (slova.ndo.ru)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку к учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой и др.

Рабочая программа по русскому языку к учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой и др...

Рабочая программа по русскому языку по учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой, О.М. Александровой, Л.Т. Григорян «Русский язык 7 класс»

Рабочая программа по русскому языку по учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой, О.М. Александровой, Л.Т. Григорян «Русский  язык 7 класс»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку по учебнику под редакцией Баранова 8 класс 4 часа

Рабочая программа по русскому языку по учебнику под редакцией Баранова 8 класс 4 часа...

Рабочая программа по русскому языку по учебнику М.Т. Баранов, Т.а.Ладыженская 7 класс 3 часа

Рабочая программа по русскому языку по учебнику М.Т. Баранов, Т.а.Ладыженская 7 класс 3 часа...