«Урок обучающего изложения подробного характера типа речи – описание, в художественном стиле, по произведению Е. Носова «Петух» ( 2 часа).
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Бедарева Екатерина Николаевна

Для урока обучающего изложения был выбран текст Е. Носова «Петух». 

Задача обучающего сочинения подробного характера:  «воспроизвести как можно более полно содержание исходного текста». 

Основное назначение работы над изложениями подробного характера состоит в обучении учащихся умениями хорошо осмысливать сюжетно-композиционную канву и содержание исходных текстов, вдумываться в особенности их языкового строя.

 

Учащиеся, в процессе самостоятельного изложения содержания текстов,  должны самостоятельно планировать связные высказывания, а также отбирать лексико-синтаксические и стилистические средства в соответствии с идейно-тематической направленностью исходного текста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Урок обучающего изложения подробного характера типа речи – описание, в художественном стиле, по произведению Е. Носова «Петух».

Цель: подготовить учащихся к подробному изложению типа речи – описание в художественном стиле по тексту Е. Носова «Петух».

Задачи:

1) образовательные:

- познакомить учащихся с творчеством Е.И. Носова;

- научить учащихся видеть и правильно воспринимать произведение в единстве содержания и формы.

2) развивающие:

-совершенствовать умение выделять все компоненты описания, понимать их назначение, осознанно воспринимать их в художественной речи;

-совершенствовать орфографические умения («Н» и «НН» в суффиксах прилагательных; непроверяемая гласная в корне слова – ожерелье, парад; «Ь» после шипящих; написание сложных прилагательных, обозначающих цвет и т.д.);

-совершенствовать пунктуационные умения (предложения со сравнительными оборотами; предложения с однородными членами и т.д.).

3)коммуникативно- речевые: 

-совершенствовать умение выразительного и изучающего чтения;

-совершенствовать умение строить связное устное и письменное высказывание;

-совершенствовать работу по обогащению речи учащихся новыми словами;

-совершенствовать умение грамотного отбора языковых средств, необходимых для характеристики образа петуха;

-совершенствовать умение сознательно искать и употреблять нужное слово, точно определяющее мысль;

-совершенствовать умение выразительно передавать свои мысли и чувства.

4) воспитательные:

-воспитывать интерес к творчеству писателя;

-прививать учащимся любовь к родному языку;

-формировать талантливого читателя.

-воспитание внимательного отношения к слову и его значению;

-активизация познавательной деятельности у учащихся.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Методы и приемы

Орг. момент

Здравствуйте, ребята. Садитесь.

Садятся.

Планирование, целеполагание, мотивация.

Сегодня наш урок будет посвящен написанию изложения.

Откройте, пожалуйста, тетради, запишите число – двадцать седьмое февраля, классная работа и тему урока: «Подробное изложение в художественном стиле по тексту Е. И. Носова «Петух».

На первом уроке мы с вами подготовимся к написанию изложения, а на втором – вы будете его писать.

Слушают.

Глобальное слушание. Слово учителя.

Речевая ситуация.

Лингвистический эксперимент.

Как вы думаете, ребята, почему у многих дома живут морская свинка, золотистый хомячок, кошка или собака? А потому, что они такие симпатичные, милые, ласковые, смешные, а самое главное это то, что мы их очень любим!

Кто-нибудь хочет рассказать о своем домашнем любимце?

Каждый домашний питомец сам по себе уникален. И различия заключаются не только во внешнем облике: окрас, размер или способ общения, но и во внутренних качествах животного. Мы можем перечислить, что кошка, например, ласковая, умная, сообразительная, хитрая, ловкая.  Но простое перечисление не сможет передать нашу любовь и наше восхищение своим питомцем. Очень трудно описать животное так  чтобы вызвать отклик у окружающих. Поэтому, на сегодняшнем уроке мы с вами будем учиться это делать  на примере произведения настоящего мастера слова.

Слушают.

Отвечают.

Информационно-рецептивный метод. Глобальное слушание.

Слово учителя.

Беседа.

Информация о писателе, произведении.

Актуализация внимания.

Кто-нибудь из вас читал произведения Е.И. Носова?

(В русской литературе часто встречаются писатели-однофамильцы: например, Лев Николаевич Толстой и Алексей Николаевич Толстой).

Николай Николаевич Носов, автор известных рассказов о приключениях Незнайки, а вот Евгений Иванович Носов – о котором и пойдет сегодня речь, русский писатель, из-под пера которого родились интересные и живописные рассказы о животных («Белый гусь», «Деревенские ласточки», «Лесной хозяин») и произведения о Великой Отечественной войне («Усвятские шлемоносцы»).

Внимательно прослушайте мой рассказ об этом авторе, подумайте и попробуйте ответить на такой вопрос: «Почему именно эти 2 темы: о войне и о деревне стали главными в его творчестве?»

Он родился в селе Толмачево в 1925 году в семье потомственного мастерового кузнеца.  В разгар Великой Отечественной войны, едва успев окончить обучение в 8 классе, Е.И. Носов самовольно уходит на фронт. Закончил обучение будущий писатель уже после войны и стал работать в газете. В это время и появляются его первые рассказы. Как вы думаете, почему именно темы  войны и деревни стали главными в его творчестве?

Писатель обладал тонким чувством слова, обостренным восприятием окружающего мира. В своих рассказах он мастерски изображал не только людей, но и  братьев наших меньших.  В особенности, Евгений Носов любил птиц. Зимой пернатым нужна помощь, так как  достать в это время года корм очень трудно. Писатель не только сам помогал птицам, но призывал людей не быть равнодушными к их судьбе. Яркие, мастерски созданные  на бумаге образы пернатых оживают в нашем воображении. В этом вы убедитесь, когда будете слушать рассказ «Петух».

 

Разные ответы.

Слушают.

-Он юношей ушел на фронт, прошел войну от начала и до конца. Видел все то, что происходило там. Об этом и писал в своих рассказах.

-А в деревне он родился, жил. С любовью описывал ее естественный и неспешный ход.

Рецептивный метод. Беседа.

Информационно-рецептивный метод.

Глобальное слушание. Слово учителя.

Рецептивный метод. Беседа.

Первичное чтение текста.

Внимательно прослушайте этот текст и подумайте: какова тема и основная мысль этого небольшого отрывка (учитель читает).

Слушают.

Рецептивный метод. Глобальное слушание.

Ознакомительное чтение.

Анализ текста.

Общие впечатления.

Итак,  скажите, какое впечатление у вас вызвал этот рассказ?

Как бы вы определили тему этого рассказа? Почему?

Основная мысль? Почему? Найдите предложение, которое, как вы считаете, наиболее точно отражает ее.

Как вы считаете, что лежит в названии этого текста: тема или основная мысль? Почему?

Молодцы. Мы с вами уже говорили ранее, что определение темы и основной мысли нам необходимо, чтобы понять замысел автора. Давайте запишем в тетрадь тему и основную мысль текста.

-Восхищение;

-Уважение…

-Тема – петух

-Петух – красивый и смелый.

-Тема. Она отражает то, о чем пойдет речь в тексте.

Записывают

Рецептивный метод. Беседа.

Анализ текста.

Анализ содержания.

Контроль.

Мы пишем сегодня подробное изложение по художественному тексту, а, следовательно, чтобы хорошо его написать, нужно подвергнуть анализу содержание, композицию и тип речи. Прошу (на доске) перечертите в тетрадь таблицу, состоящую из 3 граф: 1)содержание, 2)композиция, 3)тип речи.  

Первое, что вы с вами разберем – это содержание. При написании изложения мы должны передать его наиболее точно. А для этого нам потребуется выделить микротемы.

Обратите внимание на доску. Здесь эти микротемы написаны, но они перепутаны местами. Попробуйте самостоятельно, пользуясь доказательствами из текста, записать в таблицу, в графу содержание – микротемы в правильном порядке.

Итак, кто желает выйти к доске и написать микротемы в правильном порядке? Докажите с помощью текста свою точку зрения.

Все согласны?

Исправьте ошибки, если есть и запишите правильный вариант.

Подведем итог этой работы. Выделив микротемы, мы с вами выделили примерный содержательный план текста, которым вы сможете руководствоваться при написании изложения.

3)Храбрый боец.

1)Красивый и смелый петух.

2) Гордый красавец.

Выходит к доске ученик.

Правильный вариант:

1)Красивый и смелый петух;

2)Гордый красавец;

3)Храбрый боец.

Беседа с элементами письменной работы.

 

Анализ композиции.

Содержание любого текста будет диктовать определенное композиционное строение. На подготовке к уроку сочинения мы с вами вспоминали, что текст имеет: вступление, основную часть и заключение. На примере нашего текста давайте найдем эти композиционные части.

Скажите, какова роль любого вступления?

Есть ли в тексте вводная часть? Если есть, докажите, почему вы так считаете?  

Молодцы. Запишите в графу композиция под цифрой 1 – вступление. Таким образом, делаем вывод, что вступление у текста есть.

Обратимся к основной части. Скажите, какое содержание она будет в себя включать? Только внешний облик? Или только внутреннее содержание? Или обе части? Докажите свою точку зрения.

Значит, к основной части мы отнесем оба оставшихся пункта. Тогда следует такой вопрос: у нас нет заключения в этом тексте. Как вы думаете почему?

Все дело в том, что этот текст – отрывок из рассказа «Как патефон петуха от смерти спас». Отрывок как бы вырван из этого рассказа. Подразумевается дальнейшее продолжение. Поэтому в данном случае отсутствует заключение. Вот в чем особенность этого текста.

Отметим в своих тетрадях, в графе композиция, что основная часть текста включает и описание внешнего вида петуха, и особенности его поведения.

-Подготавливает читателя к дальнейшему восприятию текста. Дает примерное представление о том, что будет дальше происходить в произведении.

Есть. «Петух был красивый и смелый». Мы сможем понять, о чем дальше пойдет речь: сначала будет говориться о красоте петуха, а потом – в чем заключается его смелость.

-Основная часть будет содержать обе части. В первой части описывается внешний облик птицы. Во второй описывается его внутренние качества.

-Может быть замысел автора, где вывод следует сделать читателям.

Записывают.

Беседа с элементами письменной работы.

Анализ типологической структуры (эпизод 1).

Вам сегодня предстоит не просто описать этого петуха, а сделать это так, чтобы создать яркий образ.

Данный текст написан в художественном стиле, а следовательно, его основная задача – воздействовать на читателя или слушателя с помощью конкретных картин или образов. Давайте обратимся к тексту и посмотрим, как это делает Евгений Носов. Но для начала – начертите таблицу, состоящую из 3 граф, которые называются так: где? что? какое?

Давайте обратимся ко второму абзацу, где дается описание внешнего облика петуха.

Что мы можем выписать в таблицу из первого предложения? В 1 графу – «на шее», во 2 графу – «ожерелье», в 3 графу – «огненное».

Кто-нибудь знает, что такое «ожерелье»?

Обратите внимание на картинку, где изображен петух. Разве у него на шее есть ожерелье? Нет. Просто у петуха таким образом расположены перья, что напоминают ожерелье. Следовательно, данное  слово использовано в переносном значении (сравнение).

А как вы представляете ожерелье, да к тому же огненное. Это какой цвет? Яркий, желто-красный оттенок. Какой интересный эпитет выбран автором.

Скажите, а с какой целью автор нарисовал нам такой образ? Он мог просто сказать: на шее петуха есть перья желто-красного оттенка.  

Молодцы. Что мы еще можем отметить о внешнем виде петуха? Проследите по тексту.

Хорошо. А как вы себе представляете перья да к тому же – серпообразные. Давайте посмотрим на картинку.

А кто-нибудь из вас знает: что такое серп? Серп – ручное орудие труда в виде изогнутого полукругом мелко зазубренного ножа. Т.е. автор нам показывает, что форма перьев хвоста изогнутая полукругом.

А цвет у этих перьев сине-черный, т.е. очень темного, насыщенного оттенка синего цвета, близкого к черному.

Опять перед нами не простое описание обычного петуха, а очень яркое и образное. Давайте запишем в тетрадь.

Что еще можно отметить?  

А как вы себе представляете – бронзовый оттенок? Это золотисто-коричневый, очень красивый цвет.

А давайте, обратим внимание на лапы. Как их описывает автор?  

Обратим внимание еще раз на картинку. Где расположены шпоры и как они выглядят?

Правильно. Шпоры, ребята, это роговые заостренные выросты на ногах некоторых птиц. В данном случае, у нашего петушка. Давайте занесем эту информацию в табличку.

Итак, подведем итог. Изображен здесь не простой петух, а очень красивый, непохожий ни на какого другого. Автор добивается такого эффекта с помощью ярких эпитетов и образных сравнений.

- Ожерелье – шейное украшение из нитки жемчуга, драгоценных камней.

-Чтобы выделить этого петуха, чтобы показать, какой он красивый.

-Чтобы мы могли точно представить образ этой птицы.

-Серая спина.

-Пышный хвост с длинными серпообразными сине-черными перьями.

-Изогнутые перья. Похожие на серп.

-Широкая грудь, отливающая бронзой.

-Коричневый.

-С загнутыми острыми шпорами.

-Они находятся на лапах, расположены сзади. Небольшие, но острые.

Беседа с элементами письменной работы.

Анализ типологической структуры (эпизод 2).

Теперь, обратимся к 3 абзацу. В нем описываются уже внутренние качества петуха. Первое предложение – «Был он храбр, как истинный гвардеец». И ключевым выражением здесь будет являться «истинный гвардеец».

Гвардеец, ребята, это лучший военнослужащий гвардии – отборного, привилегированного, лучше других обученного войска. Т.е. петух сравнивается с воином, причем самым сильным и самым храбрым.

Лучше всего доказывают это, использованные автором глаголы. Найдите, пожалуйста, те, которые наиболее точно показывают, что петух – именно такой: храбрый боец?

Правильно. А как вы понимаете слово – «обрушивался»? Т.е. стремительно напасть.

Можно сделать вывод, что эти глаголы, как нельзя лучше, доказывают нам, что петух, действительно, истинный гвардеец. Запишите 2-3 глагола в тетрадку.

-Обрушивался;

-Растопыривал перья и пригибал голову

-Хвост волочился, как плащ.

Беседа с элементами письменной работы.

Анализ типологической структуры (эпизод 3).

И, наконец, орфографическая работа. Сейчас мы выпишем слова с трудными орфограммами, объясним их, чтобы вы могли в своих изложениях допустить как можно меньше ошибок.

-Огненное;

-Ожерелье;

-Длинные;

-Серпообразные;

-Сине-черные;

-Истинный;

-Гвардеец;

-Плащ.

Записывают.

Продуктивный метод.

Письменная работа.

Вторичное чтение текста.

Мы с вами проработали все основные трудности, связанные с текстом нашего изложения.

Сейчас я читаю вам текст еще раз. Внимательно слушаем его, после чего пишем изложение.

Слушают.

Информационно-рецептивный метод. Слово учителя.

Рецептивный метод. Глобальное слушание.

Написание изложения.

Пожалуйста, приступаем к работе.

Пишут сочинение.

Продуктивный метод. Письменная работа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи в 5 классе.Подробное изложение повествовательного характера с элементами описания предмета(по отрывку из книги Л.Кассиля"Ранний восход")

Урок является закреплением понятия "подробное изложение",учит подробно излагать повествовательный текст с элементами описания предмета,совершенствовать умение раскрывать тему и основную мысль текста.К...

Урок - мастерская в 5 классе "Типы речи. Описание"

Урок - мастерская в 5 классе "Типы речи. Описание" ...

Урок литературы по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба". Тема: "Связь повести с фольклорным эпосом (характеры, типы, речь). Своеобразие стиля".

На данном уроке ученики знакомятся с историей происхождения казацких фамилий, определяют связь фамилии с характером её носителя; развиваются творческие способности, умение перерабатывать художест...

«Система коммуникативных заданий для развития монологической речи обучающихся 6 класса (на примере типа речи описания) в соответствии с КИМами»

   Хочу представить коллегам систему заданий, которая поможет подготовить к написанию сжатого изложения и сочинения, а особенно - к устному собеседованию выпускников основной школы....

Урок "Типы речи. Описание места"

Урок-презентация "Типы речи. Описание"...

Архитектурные памятники России. Урок развития речи в 8-м классе. Подробное изложение повествовательного характера с элементами описания "Храм Василия Блаженного

Цели: продолжить знакомство с архитектурными памятниками России;познакомиться с отличительными архитектурными особенностями храма Василия Блаженного;проверить умения подробного пересказа текста с испо...