Рабочая программа по русскому языку. 10 класс.УМК Н.Г. Гольцовой.
рабочая программа по русскому языку (10 класс) на тему

Рабочая программа по русскому языку. 10 класс.УМК Н.Г. Гольцовой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 39»

города Дзержинска Нижегородской области

Принята        

на педагогическом совете

от  _____2014 года протокол  №___

Утверждена

приказом директора МБОУ СОШ № 39

от ________2014 года № ____

Рабочая программа по русскому языку

10 класс

Базовый уровень

Разработала

учитель русского языка

 и литературы

М.Л. Земятченская

2014 год

Пояснительная записка

Документ

Гольцова Н.Г. Программа к учебнику «Русский язык. 10-11 классы» (Авторы Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А, Мищерина). – М.: ООО «ТИД «Русское слово», 2009

Количество часов в год – 34, в неделю – 1

Общая характеристика учебного предмета

Русский язык как учебный предмет в старших классах по праву считается одним из важнейших, так как является основой развития мышления, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, основой самореализации личности, развития способностей к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, он влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками. Умение общаться, социальная и профессиональная активность во многом определяют достижения человека во всех областях жизни, именно они способствуют социальной адаптации человека к изменяющимся условиям мира.

Заключительный этап изучения русского языка в школе на базовом уровне направлен на повышение речевой культуры старшеклассников, совершенствование их опыта речевого общения, развитие коммуникативных умений в разных сферах функционирования языка, расширение культурного кругозора, в основе которого лежит высокий уровень коммуникативной компетенции.

Основная цель данного курса  — повторение, обобщение, систематизация  и углубление знаний по русскому языку, полученных в основной школе.

Программа охватывает все разделы русского языка, однако основное внимание уделяется грамматике, орфографии и пунктуации. При этом предусматривается подача материала крупными блоками, что поможет учащимся глубже осмыслить взаимосвязь между различными разделами науки о языке и представить русский язык как систему.

Система расположения материала, полнота изложения теоретических сведений, характер отбора материала для упражнений, разнообразие заданий и т.д. направлены на достижение воспитательных, образовательных, информационных целей, обозначенных в Стандарте, и на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетентностей как результат освоения содержания курса «Русский язык».

Задачами курса на базовом уровне в средней (полной) школе являются:

  • систематизация общих сведений о языке, о системе современного русского языка, о языковых единицах разных уровней, полученных в средней школе;
  • расширение знаний о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и мира; приобщение через изучение родного языка к ценностям национальной и мировой культуры; понимание роли русского языка в развитии ключевых компетенций, необходимых для успешной самореализации, для овладения будущей профессией, самообразования и социализации в обществе;
  • овладение основными понятиями и категориями практической и функциональной стилистики, обеспечивающими совершенствование речевой культуры, коммуникативными умениями в разных сферах общения; выявление специфики использования языковых средств в текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
  • совершенствование активных навыков нормативного употребления языковых единиц в разных сферах общения; совершенствование орфографической и пунктуационной  грамотности; воспитание способности к самоанализу и самооценке на основе наблюдений за речью; совершенствование навыков чтения, аудирования, говорения и письма;
  • приобретение опыта анализа текста с точки зрения явной и скрытой, основной и второстепенной информации; овладение разными способами информационной  переработки текста;
  • расширение круга используемых языковых и речевых средств; формирование умений активного владения синонимическими средствами языка (лексическими, грамматическими) для точного и свободного выражения мыслей, знаний, представлений и чувств в соответствии с содержанием, условиями и сферой речевого общения;
  • • развитие языкового вкуса, потребности в совершенствовании коммуникативных умений в области родного языка для осуществления межличностного и межкультурного общения; осознание роли русского языка в получении высшего образования по избранному профилю, готовности использования разных форм учебно-познавательной деятельности в вузе.
  • совершенствование  умения работать со справочной литературой, пользоваться необходимой информацией Интернет- ресурсов.

Формируемые компетенции

Содержание курса русского языка на базовом уровне в средней (полной) школе, как и на предыдущем этапе, обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение личностных, метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который находит дальнейшее развитие в 10—11 классах и обеспечивает совершенствование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция предполагает совершенствование владения видами речевой деятельности, целенаправленное формирование культуры устной и письменной речи, умений использовать языковые средства в зависимости от определенной функциональной разновидности языка, готовности к сотрудничеству и продуктивному коммуникативному взаимодействию; расширение опыта речевого общения в официальных и неофициальных ситуациях, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшейшколы; развитие способности оценивать речевую ситуацию, определять цели коммуникации, учитывать коммуникативные намерения партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, оценивать собственное речевое поведение и быть готовым к его осмысленномуизменению.

Развитие коммуникативной компетенции происходит в процессе овладения содержанием всех учебных предметов в школе, однако только на уроках русского языка этот процесс имеет целенаправленный характер. Другими словами, коммуникативные универсальные учебные действия, которые поддерживаются целым комплексом школьных предметов, являются в то же самое время предметными компетенциями, входящими в коммуникативную составляющую содержания учебного предмета «Русский язык». С этих позиций определение результатов освоения программы на базовом уровне, отражающих уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий, осуществляется на двух уровнях — метапредметном и предметном.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенцииразвиваются на основе углубления знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании, общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах; предполагают овладение системой знаний о литературной норме, об основных аспектах культуры речи, о функциональных разновидностях языка, формирование активных навыков нормативного употребления единиц языка в различных сферах общения, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи старшеклассников, формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция предполагает более глубокое осознание старшеклассниками языка как формы выражения национальной культуры, осмысление взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета не только в бытовой, но и в научно-учебной сферах общения.Культуроведческая компетенция обеспечивает осознание русской языковой картины мира, выявление общего и специфического в культуре русского и других народов России и мира, овладение культурой межнационального общения.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса русского (родного) языка, нацеленность его на метапредметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования и совершенствования универсальных учебных действий. В старших классах продолжается соответствующая работа, которая на этом этапе обучения приобретает особую значимость и направлена на развитие важнейших коммуникативных универсальных учебных действий (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми в процессе совместной учебной и проектной деятельности, адекватно воспринимать устную и письменную речь;точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме, уместно использовать языковые средства в дискуссии, при аргументации собственной позиции, соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи, правила русского речевого этикета и др.); познавательных универсальных учебных действий (формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и дополнительную, явную и скрытую информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.); регулятивных универсальных учебных действий (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.).

Основное внимание на заключительном этапе изучения русского языка уделяется формированию системы коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих успешную коммуникацию в различных ситуациях общения. Старшеклассники учатся осознанному выбору и организации языковых средств для достижения коммуникативного совершенства речевого высказывания. В связи с этим центральными разделами лингвистики становятся «Функциональная стилистика» и «Культура речи», изучение которых поможет учащимся осознать закономерности организации языковых средств в разных стилях речи и вооружить их основными способами употребления этих средств для достижения максимальной эффективности общения в разных коммуникативных условиях.

Содержание программы

10 класс (34 часа)

Введение 1 ч.

Русский язык среди языков мира. Богатство и выразительность русского языка. Русские писатели о выразительности русского языка.

Русский язык как государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения народов России.

Русский язык как один из мировых языков.

Литературный язык как высшая форма существования национального языка. Понятие нормы литературного языка, типы норм. Норма и культура речи.

Понятие о функциональных стилях; основные функциональные стили современного языка.

Лексика. Фразеология. Лексикография (6 ч.)

Основные понятия и основные единицы лексики и фразеологии.

Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов. Изобразительно-выразительные средства русского языка. Омонимы, паронимы и их употребление. Синонимы, антонимы и их употребление.

Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Употребление устаревшей лексики и неологизмов.

Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление.

Лексикография.

Фонетика. Графика. Орфоэпия (2 ч.)

Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии. Звуки. Звуки и буквы. Позиционные (фонетические)и историческиечередования звуков. Фонетический разбор.

Орфоэпия. Основные правила произношения гласных и согласных звуков.Ударение.

Морфемика и словообразование (4 ч.)

Основные понятия морфемики и словообразования. Состав слова. Морфемы корневые и аффиксальные. Основа слова. Основы производные и непроизводные. Морфемный разбор слова.

Словообразование. Морфологические способы словообразования. Понятие словообразовательной цепочки.

Неморфологические способы словообразования.

Основные способы формообразования в современном языке.

Морфология и орфография (21 ч.)

(7 ч.)

Основные понятия. Взаимосвязь морфологии и орфографии. Взаимосвязь морфологии и орфографии.

Принципы русской орфографии.

Морфологический принцип как ведущий принцип русской орфографии. Фонетические, традиционные и дифференцирующие написания. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.

Чередующиеся гласные в корне слова.

Употребление гласных после шипящих. Употребление гласных после Ц.

Правописание звонких и глухих согласных. Правописание непроизносимых согласных и сочетаний СЧ, ЗЧ, ТЧ, ЖЧ, СТЧ, ЗДЧ.

Правописание двойных согласных.

Правописание приставок. Приставки ПРЕ- и ПРИ-

Гласные И  иЫ после приставок.

Употребление Ъ и Ь. Употребление прописных букв.

Правила переноса слов.

Самостоятельные части речи (8 ч.)

Имя существительное (1 ч.)

Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имён существительных.

Род имён существительных. Распределение существительных по родам. Существительные общего рода. Определение и способы выражения рода несклоняемых существительных и аббревиатур.

Число имён существительных.

Падеж и склонение имён существительных.

Морфологический разбор имён существительных.

Правописание падежных окончаний имён существительных. Варианты падежных окончаний.

Гласные в суффиксах имён существительных.

Правописание сложных имён существительных. Составные наименования и их правописание.

Имя прилагательное (2 ч.)

Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имён прилагательных

Качественные прилагательные. Сравнительная и превосходная степени качественных прилагательных.Простая (синтетическая) и  сложные (аналитические) формы степеней сравнения. Стилистические особенности простых  и сложных форм степеней сравнения.

Полные и краткие формы качественных прилагательных. Особенности образования и употребления кратких прилагательных. Синонимия кратких и полных форм в функции сказуемого; их семантические и стилистические особенности.

Прилагательные относительные и притяжательные.

Особенности образования и употребления притяжательных прилагательных.

Переход прилагательных из одного разряда в другой.

Морфологический разбор имен прилагательных.

Правописание окончаний имен прилагательных.

Склонение качественных и относительных прилагательных. Особенности склонения притяжательных прилагательных  на -ий.

Правописание суффиксов имен прилагательных.

Правописание Ни ННв суффиксах имен прилагательных.

Правописание сложных имен прилагательных.

Имя числительное (1 ч.)

Имя числительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен числительных.Простые, сложные и составные числительные.

Морфологический разбор числительных.

Особенности склонения имен числительных.

Правописание имен числительных.

Употребление имен числительных в речи.Особенности употребления собирательных числительных.

Местоимение (1 ч.)

Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. Значение, стилистические и грамматические особенности употребления местоимений. Морфологический разбор местоимений.

Правописание местоимений.

Глагол (1 ч.)

Глагол как часть речи. Основные грамматические категории и формы глагола.

Инфинитив как начальная форма глагола.

Категория вида русского глагола.

Переходность/ непереходность глагола.

Возвратные глаголы.

Категория наклонения глагола. Категория времени глагола. Наклонение изъявительное, повелительное, сослагательное (условное). Категория времени глагола.

Спряжение глаголов.

Две основы глаголов. Формообразование глаголов.

Морфологический разбор глагола.

Правописание глаголов.

Причастие. Деепричастие. (1 ч.)

Причастие как особая глагольная форма.

Признаки глагола и признаки прилагательного у причастий.

Морфологический разбор причастий.

Образование причастий.

Правописание суффиксов причастий.

Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных.

Переход причастий в прилагательные и существительные

Деепричастие

Деепричастие как особая глагольная форма.

Образование деепричастий. Морфологический разбор деепричастий.

Переход деепричастий в наречия и предлоги.

Наречие 1 ч.

Наречие как часть речи. Разряды наречий.

Морфологический разбор наречий.

Правописание наречий.Гласные на конце наречий. Наречия на шипящую. Отрицательные наречия.Слитное, раздельное, дефисное написание наречий.

Слова категории состояния.

Грамматические особенности слов категории состояния.

Омонимия слов категории состояния, наречий на –о, -е и кратких прилагательных ср.р. ед. ч.

Морфологический разбор слов категории состояния

Служебные части речи  (4 ч.)

Предлог (1 ч.)

Предлог как служебная часть речи.

Особенности употребления предлогов.

Морфологический разбор предлогов.

Правописание предлогов.

Союзы и союзные слова. (1 ч.)

Союз как служебная часть речи. Союзные слова. Классификация союзов по значению, употреблению, структуре. Подчинительные союзы и союзные слова. Морфологический разбор союзов.

Правописание союзов

Частицы (1 ч.)

Частицы как служебная часть речи. Разряды частиц. Морфологический разбор частиц. Правописание частиц. Раздельное и дефисное написание частиц.

Частицы НЕ и НИ, их значение и употребление. Слитное и раздельное написание частиц НЕ и НИ с различными частями речи.

Междометие. Звукоподражательные слова. (1 ч.)

Междометиекак особый разряд слов. Звукоподражательные слова. Морфологический разбор междометий. Правописание междометий. Функционально-стилистические особенности употребления междометий

Учебно-тематический план

Содержание

Количество часов

Количество контрольных работ

  1. Русский язык среди языков мира.

1

  1. Лексика. Фразеология. Лексикография.

6

1

  1. Фонетика. Графика. Орфоэпия.

2

  1. Морфемика и словообразование.

4

  1. Морфология и орфография

19

  1.  Орфография

7

1

  1.  Самостоятельные части речи

8

  1. Служебные части речи  

4

  1. Итоговая контрольная работа . Анализ контрольной работы.

2

1

ИТОГО

34

3

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка

№ п\п

Тип урока

Разделы, темы

Материал для повторения

Основные понятия

Тема по развитию речи

Домашнее задание

Подготовка к ЕГЭ

Дата

10 а

Корр.

Дата

10 б

Корр.

Введение (1 час)

С

Русский язык среди языков мира. Литературный язык как высшая форма существования национального языка.

Нормы литературного языка. Основные функциональные стили современного языка.

Диалекты.

Выборочный орфограф. и пункт.разбор.

 Богатство и выразительность русского языка.

Государственный язык, язык межнационального общения,

мировой язык.

Литературный язык. Нормы языка. Функциональные стили языка.

Исправление речевых и грамм.ошибок.

С. 8 упр. 1, с. 5-7 выуч.

А 2,

А 3

02.09

02.09

Лексика. Фразеология. Лексикография. (6 ч.)

С

Основные понятия и основные единицы лексики и фразеологии.

Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов.

Вводные слова, обращения.

Лексическое значение слова. Полисемия. Переносное значение слова.

Предупрежд. речевых ошибок, связанных с неверным пониманием слова, с нарушением лексич. сочетаемости слов.

Работа с лингв. словарями.

§ 1, 2, упр. 4. 6

А 2,

А 22,

А 30

09.09

09.09

КУ

Изобразительно-выразительные средства русского языка.

Обособленные члены предложения.

Метафора, метонимия, синекдоха, эпитет, сравнение, перифраза.

Анализ, выбор, использование выразительных средств лексики. Передача содержания адекватно поставл. цели (сжато, полно, выборочно).

§ 3, упр. 8, 11

В 8,

А 21

16.09

16.09

КУ

Омонимы, паронимы и их употребление. Синонимы, антонимы и их употребление.

Морфемный разбор слов.

Омонимы полные и частичные. Синонимы.

Антонимы. Контекстуальные синонимы и антонимы.

Паронимы.

Предупреждение речевых ошибок, связанных с  неразличениемпаронимов.Устное высказывание на лингвистическую тему.Работа с лингв. словарями.

§ 4, 7

Упр. 15, 18. 22

В 8

А 30

23.09

23.09

КУ

Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Употребление устаревшей лексики и неологизмов.

Обособленные члены предложения.

Вставные конструкции.

Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления: диалектизмы, специальная лексика (профессионализмы, термины), арготизмы. Межстилевая лексика, разговорно-бытовая и книжная лексика. Русская лексика с точки зрения ее происхождения: исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова.

Работа с лингв. словарями.

Толкование лекс. значения слов.

Опред. основной мысли текста, микротем

§ 8-10

Упр. 33. 34, 36. Подготов. к лексич. диктанту.

В 8

30.09

30.09

КУ

Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление.

Лексикография.

Словосочетание.

Виды связи слов в словосочетании.

Фразеологизмы. Крылатые слова, пословицы и поговорки.Стилистические синонимы фразеологизмов.

Предупреждение речевых ошибок, связанных с употреблением фразеологизмов.Работа с лингв. словарями.

§ 11, 12

 упр. 46, 47

В 8, 3

А 30

07.10

07.10

К

Контрольная  работа по теме «Лексика. Фразеология. Лексикография»

14.10

14.10

Фонетика. Графика. Орфоэпия.  (2 ч.)

С

Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии. Звуки. Звуки и буквы. Позиционные (фонетические)и исторические чередования звуков. Фонетический разбор.

Орфограммы в корне слова.

Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я.

Фонетика.  Графика.

Аллитерация. Ассонанс.

Позиционные черед.

Исторические черед.

Анализ текста. Роль фонетических средств в создании художественного текста.

Выучить слова с. 424-425

А 1

21.10

28.10

21.10

28.10

КУ

Орфоэпия. Основные правила произношения гласных и согласных звуков. Ударение.

Сильные и слабые позиции звуков в слове.

Формы глагола

Звуки речи. Слог. Ударение. Логическое ударение. Орфоэпическая норма.

Редактир. текста с нарушениями норм литер.языка.

Выуч. слова с. 425-427. С. 40 вопр. и зад.

А 1

28.10

13.11

28.10

11.11

Морфемика и словообразование (4 ч.)

С

Основные понятия морфемики и словообразования. Состав слова. Морфемный разбор слова.

Орфограммы в корнях слов. Правописание приставок пре- и при-.

Морфемы корневые и аффиксальные. Основа слова. Основы производные и непроизводные.  

Толкование значений приставок и суффиксов.

Толкование слова с точки зрения этимологии.

С. 47. 49 отвечать на вопросы.

Упр. 62, 68. 69.

А 15

В 1

11.11

11.11

КУ

Словообразование. Морфологические способы словообразования. Понятие словообразовательной цепочки.

Правописание сложных слов.

Способы словообразования.

Словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо. Словообразовательный разбор.

Толкование значений приставок и суффиксов.

Толкование слова с точки зрения этимологии. Предупреждение ошибок, связанных с неразличением оттенков значений, вносимых в слово приставкой или суффиксом.

§ 16

Упр. 75-77

В 1

А 19

18.11

20.11

18.11

18.11

Н

Неморфологические способы словообразования.

Основные способы формообразования в современном языке.

Знаки препинания при однородных членах предложения.

Однокоренные слова

Формы слова

Анализ выраз. средств в худож. описании.

§ 16, 17,

упр. 79, 84

В 1

25.11

27.11

25.11

К

Зачетная работа по разделам  «Фонетика. Графика. Орфоэпия», «Морфемика и словообразование».

Упр. 81

02.12

04.12

02.12

02.12

Морфология и орфография (7 ч.)

Н

Основные понятия. Взаимосвязь морфологии и орфографии. Принципы русской орфографии.

Устаревшие слова.

Перифраз.

Морфологический принцип как ведущий принцип русской орфографии. Фонетические, традиционные и дифференцирующие написания.

Рассуждение  на лингвист.тему

§ 18, упр. 2, 93

09.12

11.12

09.12

С

Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова. Чередующиеся гласные в корне слова.

Знаки препинания при однородных членах.

Группы безударных гласных в корне слова.

Группы корней с черед.гласных.

Толкование лекс. знач. слов. Различение омоним.корней. Устное объясн.употр. орфограмм.

§ 19, 20

Упр. 104, 105

А 14

16.12

18.12

16.12

С

Употребление гласных после шипящих. Употребление гласных после Ц.

Морфемный разбор.

Знаки препинания в сложном предложении.

Морфема. Шипящие согласные.

Устное объяснение употребления орфограмм.

§ 21, 22

Упр. 111, 115

23.12

25.12

23.12

С

Правописание звонких и глухих согласных. Правописание непроизносимых согласных и сочетаний СЧ, ЗЧ, ТЧ, ЖЧ, СТЧ, ЗДЧ.

Правописание двойных согласных.

Морфемный разбор.

Паронимы (упр. 135)

Звонкие и глухие согласные.

Непроизносимые согласные.

Толкование лекс. знач. слов. Устное объяснение употребления орфограмм.

§ 23-25

Упр. 125 выуч. словарь,

упр. 131. 136

А 2

А 14

13.01

13.01

С

Правописание приставок. Приставки ПРЕ- и ПРИ-

Гласные И  и Ы после приставок.

Принципы орфографии

Морфемный разбор

Метафора

Группы приставок.

Иноязычные приставки

Устное объяснение употребления орфограмм. Работа с лингв. словарями.

План текста.

§ 26, 27, 28

Упр. 142, 148 143(устно)

А 15

20.01

20.01

КУ

Употребление Ъ и Ь. Употребление прописных букв.

Правила переноса слов.

Морфемный разбор

Согласные твердые и мягкие. Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я

Разделительные знаки

Имена собственные

Собственные наименования

Толкование лекс. знач. слов. Устное объяснение употребления орфограмм.

§ 29,

упр. 158, 159. С. 104 вопросы

А 15

27.01

27.01

К

Контрольная работа по теме «Орфография»

Упр. 137

03.02

03.02

Самостоятельные части речи (8 ч.)

КУ

Имя существительное как часть речи. Морфологический разбор имён существительных.

Правописание падежных окончаний и суффиксов имён существительных.

Правописание сложных имён существительных. Составные наименования и их правописание.

Типичные суффиксы имён сущ: - арь, -тель-, -ник, -изн (а), -есть- (-ость-), -ени(е) и др. Различение суффиксов –чик- и –щик- со значением лица. Суффиксы –ек- и –ик-

Лексико-грамматические разряды имён существительных.

Род имён сущ. Распределение сущ. по родам. Сущ. общего рода. Определение и способы выражения рода несклоняемых сущ. и аббревиатур.

Число имён сущ..

Падеж и склонение имён существительных.

Употр.  им. сущ в соответствии с грамматич., лексическими и орфоэпич.  нормами, нормами. Изложение текста, опред. темы и основн. мысли.

§ 34, 35

Упр. 183, 190,  194

А 19

А 17

10.02

10.02

КУ

Имя прилагательное как часть речи.

Морфологический разбор имен прилагательных.

Переносное значение слова

Виды связи слов в словосочетании.

Лексико-грамматические разряды имён прил.

Качественные прил.. Степени сравнения качественных прил.

Полные и краткие формы кач. прил. Прил. относительные и притяжательные.

Переход прил. из одного разряда в другой

Анализ особенностей употребления разрядов и форм прилагательных.

§ 36

Упр. 203, 204, 205

А 11

А 3

17.02

17.02

С

Правописание окончаний имен прилагательных. Правописание суффиксов имен прилагательных.

Правописание Ни НН в суффиксах имен прилагательных.

Правописание сложных имен прилагательных.

Отыменные прилагательные.

Способы словообразования.

Склонение качественных и относительных прил. Особенности склонения притяжательных прил.  на -ий.

Толкование лекс. значения суффиксов прил.

§ 38, 39

Упр. 207, 212, 214, 218

А 11

А 13

А 17

24.02

24.02

КУ

Имя числительное как часть речи. Морфологический разбор числительных.

Правописание имен числительных.

Ь на конце и в середине числительных.

Лексико-грамматические разряды имен числительных. Простые, сложные и составные числительные.Особенности склонения имен числительных.

Предупреждение ошибок в употреблении числительных.

§ 41-43

Упр. 223, 224, 228

А 3

03.03

03.03

КУ

Местоимение как часть речи. Морфологический разбор местоимений.

Правописание местоимений.

Орфограммы в корне слова.

Разряды местоимений.

Функции местоимений.

Значение, стилистические и грамматич.   особенности употребления местоимений. Предупреждение речевых ошибок.

§ 45 упр. 231, 238

А 3, 11

В 2

10.03

10.03

КУ

Глагол как часть речи.

Морфологический разбор глагола.

Правописание глаголов.

Суффиксы глагола: - и-, -е-, -а-, -я. Различение на письме глагольных суффиксов -ова- (-ева-) и –ыва- (-ива-).

Правописание частиц.

Основные грамм.категории и формы глагола.

Инфинитив как начальная форма глагола.

Категория вида.

Переходность/ непереходность глагола.

Возвратные глаголы.

Категория наклонения. Категория времени . Спряжение глаголов.

Две основы глаголов. Формообразование глаголов.

Ключевые слова в тексте. Стилист. Анализ текста. Анализ употр форм глагола, анализ средств выразительности.

§ 47, 48

Упр. 253, 258

А 16, 17

17.03

17.03

КУ

Причастие как особая глагольная форма.

Морфологический разбор причастий.

Правописание суффиксов причастий. Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных.

Деепричастие как особая глагольная форма.

Морфологический разбор деепричастий.

Н и НН в отыменных прилагательных.

Знаки препинания при обособленных членах предл.

Признаки глагола и признаки прил. у причастий.Образование причастий.Переход причастий в прил. и сущ.

Образование деепричастий.

Переход деепричастий в наречия и предлоги.

Анализ  особ-тей употребления прич.и дееприч.в различных функциональных стилях и языке художественной литературы.

§ 49-52

Упр. 270, 275

А 16,

А 11

В 2

07.04

07.04

КУ

Наречие как часть речи. Морфологический разбор наречий.

Правописание наречий.

Слова категории состояния.

Морфологический разбор слов категории состояния

Наречия на шипящую. Отрицательные наречия. Слитн., раздельн, дефисноенапис. наречий.

Безличные предложения

Разряды наречий.Гласные на конце наречий.

Грамматические особенности слов категории состояния.

Омонимия слов категории состояния, наречий на –о, -е и кратких прилагательных ср.р. ед. ч.

Употребл. в речи наречий в сравнительной степени

§ 53, 54 упр. 287

§ 55, упр. 290

А 11,

А 19

14.04

14.04

Служебные части речи  (4 ч.)

КУ

Предлог как служебная часть речи. Особенности употребления предлогов.

Морфологический разбор предлогов.

Правописание предлогов.

Слитные и раздельные написания.

Синонимы. Антонимы.

Стили речи.

Простые и составные предлоги. Производные и непроизводные предлоги.

Исправление ошибок в употребл. предлогов. Составление предложений с омонимичными частями речи «в течение» и «в течении» и т.п.

§ 56, 57

Упр. 293,

301

А 3

А 19

В 2

21.04

21.04

КУ

Союз как служебная часть речи. Союзные слова. Морфологический разбор союзов.

Правописание союзов

Сложносоч.  и сложноподч. предл. Знаки препинания в сложном предложении.

Классификация союзов по значению, употреблению, структуре. Подчинительные союзы и союзные слова.

Выбор союза из синоним.ряда. Состав.предлож. с омоним. частями речи «тоже» и «то же», «также» и «так же» и т.п.

§58, 59

Упр. 305, 306

А 19

В 2

28.04

28.04

КУ

Частицы как служебная часть речи. Морфологический разбор частиц. Правописание частиц.

Раздельное и дефисное написание частиц.Различение части НИ и НИ.

Слитное и раздельное написание частиц НЕ и НИ с различными частями речи.

Разряды частиц.

Употребл. частицы для выражения отношения к действительности и передачи различных смысловых оттенков. Составл.предлож. с омонимичными выражениями  «не один» и «ни один», «не раз» и «ни разу» и т.п.

§ 60-63

Упр. 315, 318

А 19

В 2

5.05

5.05

КУ

Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова. Морфологический разбор междометий. Правописание междометий.

Прямая речь.

Знаки препинания при прямой речи.

Междометия непроизводные и производные

Звукоподражательные слова

Анализ функционально-стилистич. особ-тей употребл. междометий. Употребл междометий для выражения эмоций, этикетных формул, команд, приказов.

§ 64

Упр. 321, 322

12.05

12.05

К

Итоговая контрольная работа в форме ЕГЭ (часть А, В , за исключением заданий по синтаксису и пунктуации).

Упр. 323

19.05

19.05

З

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

26.05

26.05

*Условные обозначения для типов уроков (используется типология уроков по дидактической цели, также выделяется урок развития речи как отражающий специфику предмета)                     Н - урок ознакомления с новым материалом

С - урок обобщения и систематизации знаний         П - урок применения знаний и умений

З - урок повторения и закрепления изученногоК - урок контроля и оценки знаний и умений

КУ - комбинированный урок                                      Р – урок развития речи


Требования к уровню подготовки учащихсяпо русскому языку за курс 10 класса

В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать:

  • функции русского языка в современном мире, связь языка и истории, культуры русского и других народов;
  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь:

информационно-смысловая переработка текста в процессе чтения и аудирования:

  • адекватно воспринимать информацию и понимать читаемый и аудируемый текст, комментировать и оценивать информацию исходного текста, определять позицию автора;
  • использовать основные виды чтения (просмотровое, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное, сканирование и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
  • осознавать коммуникативную цель слушания текста и в соответствии с этим организовывать процесс аудирования;
  • осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его восприятия и самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
  • свободно пользоваться справочной литературой по русскому языку;
  • передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в виде развернутых и сжатых планов, полного и сжатого пересказа, схем, таблиц, тезисов, резюме, конспектов, аннотаций, сообщений, докладов, рефератов; уместно употреблять цитирование;
  • использовать информацию исходного текста других видов деятельности (при составлении рабочих материалов, при выполнении проектных заданий, подготовке докладов, рефератов);

создание устного и письменного речевого высказывания:

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров;
  •  формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказывания, развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку зрения;
  • выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения, выбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи;
  • высказывать свою позицию по вопросу, затронутому в прочитанном или прослушанном тексте, давать оценку художественным особенностям исходного текста;
  • владеть основными жанрами публицистики, создавать собственные письменные тексты проблемного характера на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые темы, использовать в собственной речи многообразие грамматических форм и лексическое богатство языка;
  • создавать устное высказывание на лингвистические темы;
  • владеть приемами редактирования текста, используя возможности лексической и грамматической синонимии;
  • оценивать речевое высказывание с опорой на полученные речеведческие знания;

анализ текста и языковых единиц:

  • проводить разные виды языкового разбора;

фонетика и орфоэпия:

-        правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов их произношения;

-        анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;

лексикология и фразеология:

-        разъяснять значение слов общественной и морально-этической тематикипользоваться разными видами толковых словарей;

  • верно использовать термины в текстах научного стиля;
  • оценивать свою и чужую речь с точки зрения уместного и выразительного словоупотребления;
  • проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;

морфемика и словообразование:

  • владеть приемом морфемного разбора: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре;
  • толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа -ЛОГ, ПОЛИ-, -ФОН и т.п.);
  • пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологических словарей;
  • опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических признаков слов;

морфология:

  • распознавать части речи и их формы в трудных случаях;
  • правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей;
  • определять синтаксическую роль слов разных частей речи;
  • опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа;

орфография:

  • применять орфографические правила, объяснять правописание слов с трудно проверяемыми орфограммами;
  • пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов;
  • проводить орфографический анализ текста;

соблюдение языковых норм и правил речевого поведения:

  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические;грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • опознавать и анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления.
Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся
по русскому языку

          «Нормы оценки…» призваны обеспечить одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку. В них устанавливаются: 1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка  (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания); 2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков; 3) объем различных видов контрольных работ; 4) количество отметок за различные виды контрольных работ.

Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках русского языка проверяются: 1) знание полученных сведений о языке; 2) орфографические и пунктуационные навыки; 3) речевые умения.

Оценка устных ответов учащихся

          Устный опрос является одним из основных способов учета  знаний учета учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.

Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

                                            Оценка диктантов

Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.

Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.

Объем диктанта устанавливается: для 10 класса 150-170 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.)

Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Объем для 10 класса – не менее 40 слов.

Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.

Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2-3 случаями. Из  изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм не должно превышать в  10 классе -24 различных орфограмм и 15пунктограмм.

В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на 2-3 предыдущих уроках).

В диктантах должно быть в  10 классе – не более 10 различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.

До конца первой четверти сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

  1. В переносе слов;
  2. На правила, которые не включены в школьную программу;
  3. На еще не изученные правила;
  4. В словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
  5. В передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:

  1. В исключениях из правил;
  2. В написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
  3. В случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
  4. В случаях раздельного и слитного написания «не» с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
  5. В написании ы и  и после приставок;
  6. В случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной как; ничто иное не…; не что иное как и др.);
  7. В собственных именах нерусского происхождения;
  8. В случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
  9. В пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) в фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибками на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.

Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.

При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на 1 балл. Отличная оценка не выставляется при наличии 3-х и более исправлений.

Диктант оценивается одной отметкой.

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте двух орфографических и двух пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3-х пунктуационных ошибок или 4-х пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3-х орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 4 классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4-х пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является для оценки «4» 2 орфографические ошибки, для оценки «3» - 4 орфографические ошибки (для 5 класса – 5 орфографических ошибок), для оценки «2» - 7 орфографических ошибок.

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного  (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются 2 оценки за каждый вид работы.

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ задания.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.

Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.

Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.

Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок.

                                 Оценка сочинений и изложений

Сочинения и изложения – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.Примерный объем текста для подробного изложения в 10 классе – 350-450 слов.

Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в 10 классов может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.

Рекомендуется следующий примерный объем классныхсочиненийв 10 классе – 4,0 – 5,0 страниц.

К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, от почерка.

С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

соответствие работы ученика теме и основной мысли;

полнота раскрытия темы;

правильность фактического материала;

последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

Разнообразие словаря и грамматического строя речи;

Стилевое единство и выразительность речи;

Число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.


Содержание и речевое оформление оценивается по следующим нормативам:

Оценка

Содержание и речь
Грамотность

«5»

Содержание работы полностью соответствует теме. Фактические ошибки отсутствуют. Содержание излагается последовательно. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета
Допускаются:

1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

«4»

Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности, незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.
Допускаются:

2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационных ошибки, или 4 пунктуационных ошибки при отсутствии орфографических, а также 2 грамматические ошибки.

  «3»

В работе допущены существенные отклонения от темы. Работа достоверно в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. Беден словарь и однообразны синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускаются не более 4-х недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.
Допускаются:

4 орфографические и  4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и  5 пунктуационных ошибок, или  7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 5 классе – 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибок), а также 4 грамматические ошибки.

«2»

Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 7 речевых недочетов и 6 недочетов в содержании.
Допускаются:

5 орфографических и

5 пунктуационных ошибок или более.

Примечание

При оценке сочинения необходимо учитывать

  1. самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
  2. Если объем сочинения в полтора – два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2 – 3 – 2,   2 – 2 – 3; «3» ставится при соотношениях: 6 – 4 – 4 ,   4 – 6 – 4,   4 – 4 – 6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
  3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
  4. На оценку сочинения и изложения распространяются положения  об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».  

Оценка тестов

При проведении тестовых работ критерии оценок следующие:

«5» - 80 – 100 %;

«4» - 65 – 79 %;

«3» - 50 – 64 %;

«2»- менее 50 %.


Учебно-методическое обеспечение

Учебник Русский язык 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мещерина. – М.: ООО «Русское слово», 2013.

Методическая литература:

  1. Будникова Н.Н., Дмитриева Н.И., Холявина Т.Г. Поурочные разработки по русскому языку. 10-11 классы: к учебнику Н.Г. Гольцовой, И.В. Шамшина.- М.: Вако, 2010
  2. Грибанская Е.Э. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. Синтаксис и пунктуация. 10-11 классы.   - М., 2009.
  3. Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык. 10-11 классы: Книга для учителя. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008
  4. Куманяева А.Е., Потапова Г.Н. Диктанты и изложения по русскому языку. 10-11 классы.  М., 2012
  5. Сборник диктантов 10-11 класс. Москва. «ВАКО», 2009
  6. Сенина Н.А. Русский язык: Подготовка к ЕГЭ-2010. Вступительные испытания: Учебно-методическое пособие.- Ростов н/Д: Легион, 2008.

Дидактическая литература:

  1. ГольцоваН.Г., ШамшинИ.В.. Контрольные тесты: орфография и пунктуация, 10-11 класс.- М.: «Русское слово», 2005.
  2. Нарушевич А. Г. Русский язык. Тематические тренинги для подготовки к ЕГЭ. 10—11 классы.
  3. Загоровская О. В., Григоренко О. В. Готовимся к ЕГЭ. Пособие для учащихся. Часть А. Часть В. Часть С. – М.: Просвещение, 2011.
  4. Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник.  - М.: Эксмо, 2007. - 480с.
  5. Русский язык. 10-11 классы. 52 диагностических варианта. Девятова Н.М., Геймбух Е.Ю. - М.: 2012. - 112 с.
  6. Русский язык. 10-11классы. Контрольные работы. Комплексные задания.  Цветкова Г.В. - 2010. - 186 с.
  7. Справочник-практикум по русскому языку. Для школьников старших классов и поступающих в ВУЗы. Войлова К.А., Гольцова Н.Г. - М.: 2005. - 384 с.
  8. Тесты по всем разделам лингвистики. Москва. «ВАКО», 2009

Цифровые образовательные ресурсы:

  1. Все образование Интернета ( http://all.edu.ru/)
  2. Газета «Первое сентября» (http://www.1september.ru/ru/)
  3. Дистанционная поддержка учителей-словесников (http://www.ipk.edu.yar.ru/resource/distant/russian_language/index3.htm )
  4. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru/)
  5. Теория и практика русской орфографии и пунктуации (http://www.mediaterra.ru/ruslang/)
  6. Портал «Сеть творческих учителей» (www.it-n.ru/)
  7. Русские словари. Служба русского языка( http://www.slovari.ru/lang/ru/)
  8. Яндекс словари (slovari.yandex.ru/)
  9. ЭОР Интернет-сообщества «Открытый класс» (www.openclass.ru/)
  10. Справочно-информационный портал «Грамота.Ру» (gramota.ru/)
  11. Сайт «Экзамен.Ру» (www.examen.ru/add/gia/gia-po-russkomu-jazyku)
  12. Портал «4ЕГЭ» (4ege.ru/gia-po-russkomu-jazyku/)
  13. Русский филологический портал http://www.philology.ru/default.htm
  14. Русский язык и культура речи http://www.sibupk.nsk.su/Public/Chairs/c_foreign/Russian/kr_rus.htm#4
  15. Федеральный образовательный портал «Российское образование» (www.edu.ru/)
  16. Культура письменной речи   (www.gramma.ru)
  17. Портал информационной поддержки ЕГЭ http://ege.edu.ru
  18. Урок. Русский язык для школьников и преподавателей http://urok.hut.ru/
  19. Толковый словарь В.И. Даля  http://www.slova.ru/
  20. Словарь-справочник русского языкаhttp://slovar.boom.ru/
  21. Репетитор http://www.repetitor.h1.ru/programms.html
  22. Знаете слово? http://mech.math.msu.su/~apentus/znaete/
  23. Тесты по русскому языку http://likbez.spb.ru/tests/
  24. Культура письменной речи http://likbez.h1.ru/
  25. Русское слово http://www.rusword.com.ua
  26. Проверь себя! http://www.cde.spbstu.ru/test_Rus_St/register_rus.htm
  27. Основные правила грамматики русского языка http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html
  28. Правила русской орфографии и пунктуации http://www.anriintern.com/rus/orfpun/main.htm
  29. Тесты по пунктуации http://repetitor.1c.ru/online/disp.asp?2
  30. Образовательные ресурсы интернета (учебники, методическая, дидактическая литература, справочники) http://www.alleng.ru/edu/liter1.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс

Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс с календарно-тематическим планированием и КИМами...

Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс

Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс с календарно-тематическим планированием и КИМами...

Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г. Гольцовой. 10 класс

Рабочая программа к учебнику Н.Г. Гольцовой. Она содержит пояснительную записку, содержание учебного курса, таблицу, отражающую контроль полученных знаний, календарно-тематическое планирование и учебн...