Рабочая программа по русскому языку. 8 класс.УМК М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской.
рабочая программа по русскому языку (8 класс) на тему

Рабочая программа по русскому языку. 8 класс.УМК М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 39»

города Дзержинска Нижегородской области

Принята

на педагогическом совете

от  _____2014 года протокол  №___

Утверждена

приказом директора МБОУ СОШ № 39

от ________2014 года № ____

Рабочая программа по русскому языку

8 класс

Разработала

учитель русского языка

 и литературы

М.Л. Земятченская

2014 год

Пояснительная записка

ДокументПрограммы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5 – 9 классы. Авторы М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. – М.: Просвещение, 2009

Количество часов в год – 102, в неделю – 3

Общая характеристика учебного предмета

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Основная цель обучения – формирование у учащихся языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции.

Языковая компетенция, то есть осведомленность школьников в системе родного языка, реализуется в процессе следующих познавательных задач:

  • формирования у учащихся научно-лингвистического мировоззрения.
  • вооружения их основами знаний о родном языке (его устройстве и функционировании).
  • развития языкового и эстетического идеала, то есть представления о прекрасном в языке и речи.

Коммуникативная компетенция, то есть осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной форме, реализуется в процессе решения следующих практических задач:

  • формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков.
  • овладения нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.
  • обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Лингвистическая компетенция – знания учащихся о самой науке русский язык, ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о методах, об этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка.

Курс русского языка для основной школы направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа для основной школы предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения. Основная школа обеспечивает общекультурный уровень человека, позволяющий продолжить обучение в различных образовательных учреждениях: в средней полной школе, в средних специальных учебных заведениях.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.

Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Содержание тем учебного курса

1. Функции русского языка в современном мире (1 ч)

Русский язык в современном мире.

2.Повторение изученного в V–VII классах (6 ч + 2 ч)

Учащиеся должны знать:

функции знаков препинания в простых и сложных предложениях: завершение, разделение, выделение; распределение знаков препинания на группы по их функциям; синтаксические условия употребления знаков препинания.

виды предложений по количеству описанных ситуаций, фрагментов действительности (простые и сложные); средства связи простых предложений в сложные: союзные средства и интонация (союзные) или интонация (бессоюзные);

виды сложных союзных предложений (сложносочиненные и сложноподчиненные) в зависимости от средства связи: сочинительного или подчинительного союзного средства;

условия выбора н иннвсуффиксах полных и кратких прилагательных, причастий, наречий; синтаксическую роль наречий (обстоятельство), кратких прилагательных, причастий, категории состояния (сказуемое)

условия выбора слитного и раздельного написания частицы не с разными частями речи: глаголами, краткими причастиями, деепричастиями, прилагательными (относительными и притяжательными), числительными

3.Синтаксис, пунктуация, культура речи (67ч + 13ч)

Основные единицы синтаксиса. (2ч + 1ч.)

Текст как единица синтаксиса. Предложение как единица синтаксиса.

Словосочетание (2 ч)

Повторение пройденного о словосочетании в V классе. Связь слов в словосочетании; согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные).

Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении. Умение использовать в речи синонимические по значению словосочетания.

Простое предложение (2 ч + 1 ч)

Повторение пройденного о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения.

Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение.

Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении, выразительно читать предложения.

Описание архитектурных памятников как вид текста; структура текста, его языковые особенности.

Простые двусоставные предложения

Главные члены предложения (6 ч + 1 ч)

Повторение пройденного о подлежащем.

Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.

Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.

Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием.

Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого.

Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности.

Второстепенные члены предложения (7 ч + 1 ч)

Повторение изученного о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение (ознакомление). Несогласованное определение. Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное).

Сравнительный оборот; знаки препинания при нем.

Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы.

Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности.

Простые односоставные предложения (10 ч + 2 ч)

Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, не определенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные).

Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.

Умение пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами.

Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места.

Рассказ на свободную тему.

Неполное предложение (1 ч)

Понятие о неполных предложениях.

Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.

Простое осложненное предложение (39ч + 6 ч)

Простое осложненное предложение. (1ч.)

 Способы осложнения предложения.

Однородные члены предложения (11ч+ 2ч)

Повторение изученного об однородных членах предложения. Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определение Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях.

Вариативность постановки знаков препинания.

Обособленные члены предложения (16ч+ 2ч)

Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения.

Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль.

Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами. Умение использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы.

Ораторская речь, ее особенности.

Слова, грамматически не связанные с членами предложений  (10+2)

Обращение(2ч+ 1ч)

Повторение изученного об обращении.

Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях.

Текстообразующая роль обращений.

Умение интонационно правильно произносить предложения с обращениями.

Публичное выступление на общественно значимую тему.

Вводные и вставные конструкции. Междометия. (8ч+ 1ч)

Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки препинания.

Текстообразующая роль вводных слов и междометий.

Умение интонационно правильно произносить предложения с вводными словами и вводными предложениями, междометиями. Умение пользоваться в речи синонимическими вводными слова ми; употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста.

Публичное выступление на общественно значимую тему и/или об истории своего края.

Чужая речь (7 ч + 1 ч)

Повторение изученного о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи.

Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании.

Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.

Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь косвенной.

Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного текста.

Повторение и систематизация изученного в VIII классе (5 ч + 1 ч)

Сжатое изложение  с элементами сочинения-рассуждения

Рабочая программа рассчитана на 102 часа.

В отличие от авторской программы

Добавлен раздел«Основные единицы синтаксиса» (словосочетание, предложение, текст), изучение которого позволяет систематизировать знания обучающихся об основных единицах синтаксиса и их функциях в языке, что способствует более успешной подготовке к государственной итоговой аттестации.                

Уменьшено количество часов  на изучение разделов:

  • «Простое предложение» на 1 час, «Однородные члены предложения» на 1 час – в связи с тем, что материал по этим темам систематически повторялся в 6-7 классах;
  • «Неполное предложение» на 1 час – в связи с тем, что данный материал будет закрепляться в разделах «Чужая речь» («Диалог»), в 9 классе при изучении сложных предложений;
  • «Обособленные члены предложения» на 2 часа – в связи с тем, что в 7 классе большое внимание уделялось закреплению обособления причастных и деепричастных оборотов.

Увеличено количество часов на изучение разделов:

  «Второстепенные члены предложения» на 1 час, «Простые односоставные предложения» на 1 час, «Слова, грамматически не связанные с членами предложений»  на 1 час «Прямая и косвенная речь» на 1 час с целью успешного усвоения раздела «Синтаксис», так как  материал этих разделов традиционно вызывает затруднения у обучающихся.

Разделы  «Обособленные члены предложения» и  «Слова, грамматически не связанные с членами предложений» переставлены местами в соответствии с разделами учебника.  

Сочинение повествовательного характера с элементами описания (рассуждения) в разделе «Повторение и систематизация изученного» заменено на  сжатое изложение  с элементами сочинения-рассуждения, так как данная форма контроля позволяет диагностировать степень готовности учащихся к итоговой аттестации и спланировать работу по развитию речи в 9 классе.


Учебно-тематический план

Содержание

Количество часов

Количество часов развития речи

Количество контрольных работ

Изложения

Сочинения

  1. Русский язык в современном мире

1

  1. Повторение изученного в 5-7 классах

5

2

1

1

  1. Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

67

13

7

1

3

3.1.Основные единицы синтаксиса.

2

1

3.2. Словосочетание

2

3.3.Простое двусоставное предложение

13

3

2

1

3.3.1. Простое двусоставное предложение

2

1

3.3.2.Главные члены предложения

5

1

1

1

3.3.3.Второстепенные члены предложения

6

1

1

3.4.Односоставные предложения

9

2

1

3.5.Простое осложненное предложение

35

6

3

1

2

3.5.1.Однородные члены предложения

10

2

1

1

1

3.5.2.Обособленные члены предложения

15

2

1

1

3.5.3.Слова, грамматически не связанные с членами предложения:

Обращение

Вводные и вставные  конструкции

Междометия

9

2

4

1

2

1

3.6. Чужая речь

6

1

1

  1. Повторение изученного в 8 классе

4

1

1

1

ИТОГО

77

16

9

4

3


Календарно-тематическое планирование уроков русского языка

№ п/п

Тип

урока

Тема урока

Словарь

Повторение

Тема по развитию речи

Домашнее задание

Дата

Корр.

Дата

Корр.

8 а

8 б

Изуч.

нов.

Русский язык в современном мире

Россия, Российская Федерация, русский. Классика, классический, массив.

Тире между подлежащим и сказуемым

Пересказ текста по опорнымсловосочет.

Составление опорногокоспекта.

Упр. 1 устно, 4 письм.

2.09

1.09

Повторение изученного в 5-7 классах (6+2 Р)

С

Пунктуация и орфография. Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения

Аромат, акация, прелестный, поздний, соловьиный.

Созданный, общественный, оживленный.

Тире между подлежащим и сказуемым. Правописание частиц НЕ и НИ.

Выразит.чтение стихотворения.

Составление вопросного плана текста.

§ 1, 2, упр. 8 или 11 (дифф.)

4.09

3.09

С

Знаки препинания в сложном предложении

Храм, церковь, собор, зодчие.  Информация, компьютер, видеокамера, микрофон, сканер.

Безударные проверяемые и чередующиеся гласные в корнях слов.

Связное высказывание по таблице о сложном предложении.

§ 3, упр.17

6.09

4.09

С

Буквы н—нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий

Истинный, подлинный.

Имя прилагательное, причастие. Словообразоват. разбор.

Связный ответ по опорному конспекту.

§ 4, упр. 25

9.09

8.09

С

Буквы н—нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий

Священный, нежданный, негаданный и т.п.

Наречие. Однородные члены предложения. Причастный оборот.

Определение типа и стиля речи.

§ 4, 10 предл. из произв. Пушкина

11.09

10.09

Р

Контрольное изложение с творческим заданием

Слова с непровер. орф. из текста изложения.

Имена собственные.

Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий.

Композиция

Абзацное членение

Тема и микротема

13.09

11.09

Р

Повт. правопис. НЕ

16.09

15.09

С

Слитное и раздельное написание не с разными частями речи

Офицеры, братство, витязи, питомцы.

Лучше, бок о бок.

Орфограммы в корнях и в приставках.

Устный ответ на проблемный вопрос (с.17).

§ 5, упр. 34

18.09

17.09

К

Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5-7 классах».

Повт. материалопредложении

20.09

18.09

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. 74+13

Комбин.

Основные единицы синтаксиса.

Повто´рен, повторена´, повторены´, повто´ренный. Лексикон.

Работа над типичными ошибками, допущенными в к/р

Определение роли синтакс. единиц в раскрытии замысла худ. Произв.

§ 6, упр. 40

23.09

22.09

Р

Текст как единица синтаксиса

Изречение,

митрополит

Средства связи между предл. в тексте

§ 7, упр. 48

25.09

24.09

Изуч нов.

Предложение как единица синтаксиса

Сказительница,

Работа над типичными ошибками, допущенными в к/р

Выделение главной информации из текста. Сжатое изложение (у.52).

§ 8, письм. ответ на вопрос

27.09

25.09

Словосочетание (2 часа)

С

Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний

Целомудренный, лещина

Правописание приставок пре- и при-. Работа над типичными ошибками, допущенными в к/р.

Лексическая сочетаемость слов (у.54).

§ 9, 10, у. 58

30.09

29.09

Изуч нов.

Синтаксические связи слов в словосочетаниях. Синтаксический разбор словосочетаний

Стратегия, гарантия, кандидат.

Безударные проверяемые и чередующиеся гласные в корнях слов.

Связное устное высказывание на грамматическую тему

§ 11, 12, упр. 71

02.10

01.10

Простое двусоставное предложение (15+3)

Повт. и обобщ.

Грамматическая (предикативная) основа предложения

Рябина, колокол, суббота. Ансамбль, гармония. Соразмерность пропорция.

Виды связи слов в словосочетании. Предупреждение граммат. ошибок в управлении.

Переносное значение слов. Изложение текста с изменением формы глаголов (у.76).

§ 13, у. 74

04.10

02.10

Изуч нов.

Порядок слов в предложении. Интонация

Инверсия

Виды связи слов в словосочетании. Приставки пре- и при-.

Работа над интонационным оформлением предложений.

§ 14, 15, с. 44 примеры к таблице

07.10

05.10

Р

Описание памятника культуры

Уникальный, великолепный, удивительный.

Марши, фриз, пилястры, барабан, фронтон.

Н-НН в суффиксах причастий и прилагательных. Словарь по теме.

§ 16, упр. 89

09.10

07.10

Главные члены предложения (6+1)

Изуч нов.

Подлежащее

Терраса,

хозя´ин, хозя´ева

Части речи. Удвоенные согласные на стыке приставки и корня.

Описание картины И. Шевандроновой «На террасе».

§ 17, у. 93

11.10

09.10

Изуч нов.

Сказуемое. Простое глагольное сказуемое

 Кутюрье

Коммюнике, резюме, турне, ралли, ноу-хау (упр. 98).

Род имен существительных (иноязычн., аббревиатур, общего рода).

Толкование лексического значения слов коммюнике, резюме, турне, ралли, ноу-хау (упр. 98).

§ 18, 19, у. 101

14.10

13.10

Р

Сочинение на тему «Чудный собор»

Памятник древнерусской архитектуры, фасад, профиль,. Оценочные слова (стр. 45)

Пропорции

Упр. 102

16.10

15.10

Изуч нов.

Составное глагольное сказуемое

Сияет, горит, золотится, алеет

Правописание НЕ с прил и причастиями.  –Тся и –ться в глаголах.

Связное письм. высказыв. о планах на будущее с использ. составного глаг. сказ.

§ 20, у. 106

18.10

16.10

Изуч нов.

Составное именное сказуемое

Созданный, общественный, оживленный., Истинный, подлинный.

Н и НН в суффиксах прилаг. и причастий Правописание НЕ с различн. частями речи.

Синонимич. замена конструкций с разными видами сказуемого. Составл. плана текста.

§ 21, у. 112

21.10

23.10

20.10

23.10

Изуч нов.

Тире между подлежащим и сказуемым

Инструме´нт, докуме´нт.

Правописание НЕ с различн. частями речи. Различение НЕ и НИ

Синонимич. замена  грамматич. конструкций. Ответ на проблемный вопрос (у.118).

§ 22, упр. 116

23.10

25.10

22.10

27.10

К

Контрольный диктант по теме «Главные члены предложения».

Упр. 120

25.10

28.10

23.10

29.10

Второстепенные члены предложения (7+1)

Изуч нов.

Роль второстепенных членов в предложении

Дополнение

Изящный, изящество

Просвещение, просвети-тельство, единомышленник.

Предшественники, современники, искусство, искусный.

Типы связи слов в словосочетании.

Слитные, раздельные и дефисные написания слов.

Выборочный пересказ (у.123).

Характеристика человека (у.128).

§ 23, 24,

 упр. 131

28.10

30.10

27.10

30.10

Изуч нов.

Определение

Священный, нежданный, негаданный и т.п.

Типы связи слов в словосочетании. Н и НН в суффиксах прилагат. и причастий. Запятые при причастном обороте.

Тема текста. Определение стиля и типа речи. Эпитеты.

§ 25, у. 138

30.10

01.11

29.10

10.11

Изуч нов.

Приложение. Знаки препинания при приложении

Петербург

Архангельск

Согласованиие. Правописание имен собственных.

Составление предложений с приложениями.

§2 6, у.142

01.11

10.11

30.10

11.11

Изуч нов.

Обстоятельство

Величаво, торжественно, взволнованно.

Запятые при причастном и деепричастном обороте.

Описание. Наречия как средство связи предложений в описании.

§ 27, 159

11.11

11.11

10.11

15.11

Закр.

Синтаксический разбор двусоставного предложения

Блестяще, внимательно, всесторонне

Тире между подлежащим и сказуемым. Запятые при причастном и деепричастном обороте.

Составление предложений, характеризующих деятельность человека.

§ 28, 161

13.11

17.11

12.11

18.11

Р

Характеристика человека

Характеристика, характер. Ополченцы

§ 29, у. 65

15.11

12.11

13.11

17.11

     С

 Повторение по теме «Двусоставное предложение»

Реформа

упразднить

Н и НН в суффиксах прилаг. и причастий

Минисочинение у. 170

§ 17-28 повторить,      у. 169

18.11

17.11

17.11

18.11

К

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Двусоставное предложение».

§ 13 повторить

20.11

18.11

19.11

22.11

Односоставные предложения (10+2)

Изуч нов.

Главный член односоставного предложения

Подлежащее, распространенный

Работа над типичными ошибками, допущенными в к/р  Способы выражения главных членов предложения.

Синонимическая замена двусоставных предложений односоставными.

§ 30, упр. 173

22.11

19.11

20.11

24.11

Изуч нов.

Назывные предложения

Зажечь, зажженный, зажжена

Орфограммы-гласные в корне слова.  Н и НН в суффиксах прилагат. и причастий.

Создание текста с использов. назывных предложений (у.179, 182)

§ 31, упр. 178, 179 по выбору

25.11

24.11

24.11

24.11

Изуч нов.

Определенно-личные предложения

Перрон

НЕ с глаголами. Личные окончания глаголов.

Сочинение-миниатюра с использ. определ.-личных предложений (у.188)

§ 32, упр.187

27.11

25.11

26.11

25.11

Изуч нов.

Неопределенно-личные предложения

Бесталанный, лютый, метеорологи

НЕ с глаголами. Личные окончания глаголов.

Анализ текста.

§ 33, упр. 191

29.11

26.11

27.11

29.11

Р

Инструкция

Ремонт, рекомендация, эксплуатация

НЕ с глаголами.

§ 34, упр. 198

02.12

01.12

01.12

01.12

Изуч нов.

Безличные предложения

Смерклось, ямщик

-Тся и –ться в глаголах.

Пересказ лингвистич. текста. Синонимическая замена синтаксических конструкций.

§ 35, упр. 202, 203

04.12

02.12

03.12

02.12

Изуч нов.

Безличные предложения

Пехота, артиллерия

Слитное и раздельное написание омонимичных частей речи.

Сочинение-миниатюра с использ. безличных предложений .

§ 35 повторить, упр. 204

06.12

03.12

04.12

06.12

Р

Рассуждение

Слабовольный, благосостояние

Особенности текста-рассуждения

§ 36, упр. 212

09.12

08.12

08.12

08.12

Изуч нов.

Неполные предложения

Велогонщики, волейбол, минималист

Личные окончания глаголов. Н –НН в суффиксах причастий.

Монологич. высказыв. об односоставных предлож. Устное рецензирование ответа .

§ 37, упр. 214

11.12

09.12

10.12

09.12

П

Синтаксический разбор односоставного предложения

Второстепенный, согласованный

Правописание глаголов,  отриц. и неопредел. местоимений и наречий.

Определение типа и стиля речи, анализ выраз. средств.

§ 38, упр. 218

13.12

10.12

11.12

13.12

С

Повторение и обобщение по теме «Односоставные предложения»

Впопыхах, на ходу

Безударные гласные в корне.

Устранение неоправдан.повтораместоим. «я»  (у.217).

§ 30-38 повторить, упр. 219

16.12

15.12

15.12

15.12

К

Контрольный диктант с грамматическим заданием  по теме «Односоставные предложения»

Повт. знаки разделения и выделения

18.12

16.12

17.12

16.12

Простое осложненное предложение (38+6)

Изуч нов.

Понятие об осложненном предложении

Обособленный, объятый

Работа над типичными ошибками, допущенными в к/р

Определение типа и стиля речи, основной мысли текста.

§ 39, выписать из «Капит. дочки» 5 предл. с однор членами

20.12

17.12

18.12

20.12

Однородные члены предложения (11+2)

С

Понятие об однородных членах

Тайно, тайком, тихонько, потихоньку. Элементмикроэлемент.

Импровизация

Провер. безударн. гласные в корне слова. Запятая в сложном предложении

 Стили речи. Выразит.чтениестихотвор. с соблюд. интонации перечисления.

§ 40, упр. 233

23.12

22.12

22.12

22.12

С

Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них

Академия, президент

Наречия с суффиксами –а,

-о.

Письм. формулиров. основной мысли текста (у.236).

§ 41, упр. 241

25.12

23.12

25.12

23.12

Р

Контрольное сжатое изложение.

Словарные слова из текста

Повт. § 40, 41

13.01

24.12

Изуч нов.

Однородные и неоднородные определения

Поликлиника, витрина

Правопис. суффиксов и окончаний прилагат. Тире между подлежащим и сказуемым.

Анализ описания худож. стиля, роли эпитетов-прилагательных.

§ 42, упр. 244

27.12

24.12

12.01

27.12

Изуч нов.

Однородные члены, связанн. сочин. союзами, и пунктуация при них

Комбинация, представление

Правописание частиц НЕ и НИ. Запятая в сложн. предлож. перед И.

Связн. рассказ по § 42.

Составл. предлож. с фразеологич.оборотами

§ 43, упр. 252

15.01

14.01

Закр.

Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них

Сочинительный, ни то ни се, ни свет ни заря и т.д.

Правописание частиц НЕ и НИ. Н-НН в суфф. прилаг. и причастий.

Определ. темы и осн. мысли текста (у.260).

§ 43, упр. 259

17.01

15.01

Р

Контрольное сочинение. Сравнительная характеристика.

Натура, характер

упр. 264 соч.

20.01

19.12

Изуч нов.

Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них

мультик, мультфильм, мультипликация, мультимедиа, мультимедийный

Словарный диктант из слов с непровер. орфогр.

Исправл. речевых ошибок в сочинении-сравнит характеристике.

§ 44, упр. 268

22.01

21.01

Закр.

Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них

Никто, ничто, никуда, ниоткуда

Правопис.  отрицат. и неопределен. местоим.  и наречий. Составное именное сказуемое.

Монологич. высказыв. по теме параграфа. Устное рецензирование ответа выступающего Определ. темы и осн. мысли описания (у.274).

§ 44, упр. 272

24.01

22.01

П

Синтаксический разбор предложения с однородными членами.

Непроницаемая, портьера

Знаки препинания при однородных членах.

Связноевысказыв. на грамматич. тему по плану.

§ 45, упр.277

27.01

26.01

П

Пунктуационный разбор предложений с однородными членами

Очарование, увядание

Знаки препинания при однородных членах. Выборочный орфограф. разбор.

Письменный отзыв о картине (у.281)

§ 46, упр. 280

29.01

28.01

С

Повторение и обобщение по теме «Однородные члены предложения»

Идеал, идеальный. Соотечественник, иссеченный, бессмертный, сожженный.

Удвоенные согласные на стыках морфем.

Исправление речев. ошибок в упортребл. однородн. членов (у.284) и речев. недочетов (у.285).

С. 132 вопр., упр. 286

31.01

29.01

К

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Однородные члены предложения»

Повт. НЕ с причастиями

03.02

02.02

Обособленные члены предложения (16+2)

Изуч нов.

Понятие об обособлении

Многообразие, разнообразие

Работа над типичными ошибками, допущенными в к/р Знаки выделения и разделения.

Распространение второстепенных членов предложения (у.290).

§ 47, , упр. 289

05.02

04.02

Изуч нов.

Обособление определений. Выделительные знаки препинания при них

Трассы .Ляг, лягте.

Причастие. Причастный оборот.

Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий.

Синонимич. замена придаточных определительных причастными оборотами

§ 48, упр.294

07.02

05.02

Изуч нов.

Обособление определений. Выделительные знаки препинания при них

Раскаленный, истомленный

Согласованные и несогласованные определения.

Обособлен.несогласов. определения как средство выразительности.

§ 48, упр.299

10.02

09.02

К

Обособление определений. Выделительные знаки препинания при них

Компаньон

Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий.

Рассказ в научн. стиле об обособленных определениях.

§ 48, упр. 300

12.02

11.02

Р

Контрольное сочинение-рассуждение на дискуссионную тему.

Семантика, территория, Родина, патриотизм

Типы речи. Строение рассуждения.

§ 49

14.02

12.02

Р

Упр. 303 или 304

17.02

16.02

Изуч нов.

Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них

Квартал, филология

Приложение. Дефис при приложении.

Интонационное оформление обособл. приложений.

§ 50, упр. 307

19.02

18.02

Изуч нов.

Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них

Корректура, этимологический

Правопис. имен собственн. Знаки препинания при однородн. членах.

Конструирование предложений с обособл. приложениями.

§ 50, 313

21.02

19.02

К

Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них

Научно-популярный, вице-президент

Безударн. оконч. прилаг. и причастий.

Конструирование предложений с обособл. приложениями.

§ 50, состав. 6 предл. с прилож.

24.02

25.02

Изуч нов.

Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них

Фразеологизм, обезлюдевший

Деепричастие. Деепричастный оборот.

Связный ответ на вопрос: «Роль обособл. обстоятельств в тексте»

§ 51, 316

26.02

26.02

К

Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них

Барабанщик, отчаяние

Слитное и раздельное написание наречий, сущ.иместоим. с предлогами.

Определение темы текста, типа речи, анализ выраз. средств (у.320).

§ 51, 317

28.02

02.03

К

Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них

Фотография, грамматический

Фразеологизмы.

Конструир.предлож.  с фразеологизмами, с дееприч. оборотами.

§ 51, 319

03.03

04.03

Изуч нов.

Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения

Можжевельник, россыпь

Правописание производных предлогов.

Анализ речевых ошибок в зачетной работе.

§ 52, запис.  свои примеры к правилу

05.03

05.03

Закр.

Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточня-ющих членах предложения

Ассортимент, металл

Орфограммы в окончаниях сущ. и глаг. Дефис в наречиях и местоимениях.

Анализ языковых средств, служащих для выражения эмоц. отношении я автора.

§ 52, упр. 325

07.03

09.03

К

Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения

Асфальт, шихтмейстер

Выборочный орфографический разбор.

Использование предлож. с уточняющ. членами в заданной речевой ситуации.

§ 52, упр. 337

10.03

11.03

П

Синтаксический разбор предложения с обособленными членами. Пунктуационный разбор предложений с обособленными членами

Досуг, досужий

Знаки препинания при обособленных членах.

Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий.

Связноевысказыв. на грамматич. тему по плану.

С. 162 вопр., упр. 333

12.03

12.03

С

Повторение по теме «Обособленные члены предложения»

Красивый, красив, краси´вее

Правописание НЕ с различными частями речи.

Сочинение-миниатюра по данному началу (у.338).

Упр. 336

14.03

16.03

К

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Обособленные члены предложения»

Упр. 341

17.03

18.02

Слова, грамматически не связанные с членами предложений(10+2)

Обращение (2+1)

Комб.

Обращение. Назначение обращений. Распространенные обращения. Выделительные знаки при обращении. Употребление обращений

Гражданин, возвеличить

Работа над типичными ошибками, допущенными в к/р

Связный рассказ на лингвист.тему с использов. материалов опорных таблиц.

§ 55-57,       упр. 347

19.03

1.04

19.03

С

Выделительные знаки при обращении. Употребление обращений

Милый, догорой, уважаемый, родной, любимый

Словарный диктант.

Использование обращений в различных речевых ситуациях.

§ 57, 58,      упр. 353

21.03

06.04

01.04

Р

Составление делового письма

Стили речи

Упр. 360

02.04

07.04

02.04

Вводные и вставные  конструкции (4+1)

Изуч нов.

Вводные конструкции. Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению.

Конечно, несомненно, бесспорно, действительно

Правописание вводных слов-наречий.

Синтаксич. разборпредл.

Выразит.чт.: интонация вводности.  Констр. предлож. с ввод.словами.

§ 59, 60, у. 369 (письм.), 370 (устно)

04.04

08.04

06.04

Изуч нов.

Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях

разумеется, верно.

Правописание частиц, союзов. Синтаксический разбор предложений.

Высказывание типа рассуждения (у.375).

§ 61, у. 373

07.04

13.04

08.04

Закр.

Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях

Договоренность, официальный

Правописание частиц, союзов. Синтаксический разбор предложений.

Конструирпредлож. с вводными словами и предложениями. (у. 379)

§ 61, у. 378

09.04

14.04

09.04

Изуч нов.

Вставные слова, словосочетания и предложения

Соразмерность, грандиозность, величина

Слитные, раздельные и дефисные написания омонимичных форм частей речи.

Интонац. Оформление предлож. со вставн. Конструкциями. Употребление вводных слов и вставных конструкций как средства связи в тексте.

§ 62, у. 390

11.04

15.04

13.04

Р

Публичное выступление

Аудитория, риторика

У. 386

14.04

20.04

15.04

Междометия (1)

Изуч нов.

Междометияв предложении

Восклицательный, междометие

Обращение.знаки препинания при обращении.

Рецензирование публичных выступлений учащихся.

§ 63, выпис. 7 предл. с междом. из басен И.А. Крылова

16.04

21.04

16.04

П

Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения.

Благовестный, несообразный

Объяснительный диктант.

Связноевысказыв. на грамматич. тему по плану.

§ 64, у. 397, с.189 отв. на вопросы

18.04

22.04

20.04

С

Повторение по теме «Слова, грамматически не связанные с членами предложений». Подготовка к контрольному диктанту.

Вразброс, дагерротип

Выборочныйорфограф. работ

Связноевысказыв. на грамматич. тему по плану.

Упр. 400

21.04

27.04

22.04

К

Контрольный диктант по теме  «Слова, грамматически не связанные с членами предложений».

23.04

28.04

23.04

Чужая речь (6+1)

Комб.

Понятие о чужой речи. Прямая и косвенная речь. Косвенная речь

Преемник

Работа над типичн. ошибками, допущен. в к/р  Запятая в сложном предл.

Предупреждение ошибок при замене прямой речи косвенной.

§ 65-68,     у. 406

25.04

29.04

27.04

Изуч нов.

Прямая речь.

Комментарий, альпинист

Безударные провер. гласные в корнях слов. Обращение.знаки препинания при обращении.

Подбор глаголов-синонимов, вводящих прямую речь как средство устранения неоправд. повтора.

§ 69, у.  410

28.04

29.04

Закр.

Прямая речь.

Секретарь, лингвистический

Обращение.знаки препинания при обращении.

Конструирование предлож. с прямой речью.

§ 69,

у. 412

30.04

05.05

30.04

С

Диалог

Диалог, монолог, каталог, эпилог

Обращение.знаки препинания при обращении.

Стилистический анализ текста: просторечия как средство характеристики героя (у.416). Предупрежден.ошибок при замене прямой речи косвенной.

§ 70,

у.417

02.05

06.05

04.05

Р

Рассказ

Кельнер, чешский

§ 71, у. 420, 421 по выбору

05.05

11.05

06.05

Изуч нов.

Цитата

Корректор. Внутренний монолог.

Словарный диктант. Диалог.

Исправление недочетов при цитировании.

§ 72, у. 427

07.05

12.05

07.05

П.

Синтаксический и пунктуационный разбор предложений  с чужой речью. Повторение по теме «Чужая речь»

Повествовательный, интонация

Вводные слова

Конструирование предложений с прямой и косвенной речью, вводными словами.

§ 65-72, у. 433

12.05

13.05

11.05

К

Контрольный диктант с грамматическим заданием  по теме «Чужая речь»

Повт. «Разделы науки о языке»

14.05

18.05

13.05

Повторение изученного в 8 классе (5+1ч)

С.

Синтаксис и морфология

Инфинитив, верноподданный

Работа над типичными ошибками, допущенными в к/р

Пересказ лингвистич. текста (у.434).

§ 73,  у.435

16.05

19.05

14.05

С

Синтаксис и пунктуация

Информационный, замечательный

Работа над типичными ошибками, допущенными в к/р Вводные слова.

Основная мысль очерка. Составл. плана текста.

У. 442

19.05

19.05

18.05

К

Контрольная работа по теме «Повторение изученного в 8 классе»

Повторить орфогр.

21.05

20.05

20.05

С

Синтаксис и культура речи

Этический, коммуникативный, нормативный

Типы связи слов в словосоч. Контр.словарн. диктант.

Пересказ лингвистическ. текста Исправление речевых и грамматич. ошибок.

У. 448

23.05

26.05

21.05

Р

Сжатое изложение  с элементами сочинения-рассуждения.

Словарные слова из текста

У. 445

26.05

25.05

25.05

С

Синтаксис и орфография

Коррекция, акваланг, в течение, в продолжение

Выборочный орфограф. разбор (у. 450), Н и НН в суффиксах кратк. прич. и наречий (у.451).

Составление плана текста, пересказ.

28.05

26.05

27.05

*Условные обозначения для типов уроков (используется типология уроков по дидактической цели, также выделяется урок развития речи как отражающий специфику предмета)

Н

  • урок ознакомления с новым материалом

З

  • урок повторения и закрепления изученного

П

  • урок применения знаний и умений

С

  • урок обобщения и систематизации знаний

К

  • урок контроля и оценки знаний и умений

КУ

  • комбинированный урок

Р

  • урок развития речи


Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса

В результате изучения русского языка ученик должен

знать/ понимать определения основных изучаемых в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры;

уметь:

речевая деятельность:

АУДИРОВАНИЕ:

- дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию прослушанного текста;

- фиксировать информацию прослушанного текста в виде тезисного плана, полного и сжатого пересказа;

-определять принадлежность аудируемого текста к типу речи и функциональной разновидности языка;

-рецензировать устный ответ учащихся;

- задавать вопросы по прослушанному тексту;

- слушать информацию теле- и радиопередачи с установкой на определение темы и основной мысли сообщения;

ЧТЕНИЕ:

 -прогнозировать содержание текста, исходя из анализа названия, содержания эпиграфа и  на основе знакомства с иллюстративным материалом текста – схемами, таблицами на основе текста;

-используя просмотровое чтение, ориентироваться в содержании статьи по ключевым словам, а в содержании книги, журнала, газеты – по оглавлению и заголовкам статей;

- при необходимости переходить на изучающее чтение;

- читать и пересказывать небольшие по объему тексты о выдающихся отечественных лингвистах;

ГОВОРЕНИЕ:

- пересказывая текст, отражать свое понимание проблематики и позиции автора исходного текста;

- вести репортаж о школьной жизни;

-строить небольшое по объему устное высказывание на основе схем, таблиц и других наглядных материалов;

- создавать связное монологическое высказывание на лингвистическую тему в форме текста-рассуждения, текста-доказательства, текста-описания;

- составлять инструкцию по применению того или иного правила;

- принимать участие в диалогах различных видов;

-адекватно реагировать на обобщенную устную речь, правильно вступать в речевое общение, поддерживать или заканчивать разговор и т.п.;

ПИСЬМО:

- пересказать фрагмент прослушанного текста;

- пересказать прочитанное публицистическиеи художественные тексты, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста;

- создавать сочинение-описание архитектурного памятника, сочинение-сравнительную характеристику, рассуждение на свободную тему, сочинение повествовательного характера с элементами повествования или рассуждения, репортаж о событии;

Писать заметки, рекламные аннотации, уместно использовать характерные для публицистики средства языка (выразительная лексика, экспрессивный синтаксис, расчлененные формы предложения – парцелляция, риторические вопросы и восклицания, вопросно-ответная форма изложения.Ряды однородных членов, многосоюзие и т.д.);

- составлять деловые бумаги: заявление, доверенность, расписку, автобиографию;

ТЕКСТ:

- находить в журналах, газетах проблемные статьи, репортажи, портретные очерки, определять их тему, основную мысль, заголовок;

- распознавать характерные для художественных и публицистическихтекстов языковые и речевые средства воздействия на читателя;

ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:

- правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов произношения;

- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;

МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:

- разъяснять значение, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные морфемные модели слов;

- разбирать слова, иллюстрирующие разные способы словообразования;

- пользоваться разными видами морфемных и словообразовательных словарей;

ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ:

- разъяснять значение слов общественно-политической тематики, правильно их определять,

- пользоваться разными видами толковых словарей («Словарь лингвистических терминов» ит.д.);

- оценивать уместность употребления слов с учетом стиля, типа речи и речевых задач высказывания;

- находить в художественном тексте изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;

МОРФОЛОГИЯ;

- распознать части речи и их формы;

- соблюдать морфологические нормы формообразования и употребления слов, пользоваться словарем грамматических трудностей;

- опираться на морфологический разбор слова при проведении, орфографического, пунктуационного и синтаксического анализа;

ОРФОГРАФИЯ:

- применять орфографические правила;

- объяснять правописание труднопроверяемых орфограмм, опираясь на значение морфемное строение и грамматическую характеристику слов;

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:

- опознавать, правильно строить и употреблять словосочетания разных видов, использовать односоставные предложения в речи с учетом их специфики и стилистических свойств;

- правильно и уместно употреблять предложения с вводными конструкциями, однородными и обособленными членами;

- правильно строить предложения с обособленными членами;

- проводить интонационный анализ простого предложения;

- выразительно читать простые предложения изученных конструкций;

- проводить интонационный и синтаксический анализ простого предложения при проведении синтаксического и пунктуационного разбора;

- использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;

- владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации, устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы простых предложений, самостоятельно подбирать примеры на пунктуационные правила.


Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся
по русскому языку

          «Нормы оценки…» призваны обеспечить одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку. В них устанавливаются: 1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка  (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания); 2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков; 3) объем различных видов контрольных работ; 4) количество отметок за различные виды контрольных работ.

Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках русского языка проверяются: 1) знание полученных сведений о языке; 2) орфографические и пунктуационные навыки; 3) речевые умения.

Оценка устных ответов учащихся

          Устный опрос является одним из основных способов учета  знаний учета учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.

Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.

Оценка («5»,»4»,»3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока ( выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

                                            Оценка диктантов

Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.

Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.

Объем диктанта устанавливается: для 8 класса 120-150 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.)

Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Объем для 8 класса – 30-35 слов.

Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.

Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2-3 случаями. Из  изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм не должно превышать в  8 классе -24 различных орфограмм и 10 пунктограмм.

В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на 2-3 предыдущих уроках).

В диктантах должно быть в  8-9 классах – не более 10 различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.

До конца первой четверти (а в 5 классе – до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

  1. В переносе слов;
  2. На правила, которые не включены в школьную программу;
  3. На еще не изученные правила;
  4. В словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
  5. В передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:

  1. В исключениях из правил;
  2. В написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
  3. В случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
  4. В случаях раздельного и слитного написания «не» с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
  5. В написании ы и  и после приставок;
  6. В случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной как; ничто иное не…; не что иное как и др.);
  7. В собственных именах нерусского происхождения;
  8. В случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
  9. В пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) в фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибками на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.

Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.

При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на 1 балл. Отличная оценка не выставляется при наличии 3-х и более исправлений.

Диктант оценивается одной отметкой.

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте двух орфографических и двух пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3-х пунктуационных ошибок или 4-х пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3-х орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 4 классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4-х пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является для оценки «4» 2 орфографические ошибки, для оценки «3» - 4 орфографические ошибки (для 5 класса – 5 орфографических ошибок), для оценки «2» - 7 орфографических ошибок.

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного  (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются 2 оценки за каждый вид работы.

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ задания.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.

Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.

Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.

Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок.

                                 Оценка сочинений и изложений

Сочинения и изложения – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

Сочинения и изложения в 4-8 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развития навыков связной речи».

Примерный объем текста для подробного изложения в 8 классе – 250-350 слов.

Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8 и 9 классов может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.

Рекомендуется следующий примерный объем классных сочиненийв 8 классе – 2,0 – 3,0 страницы.

К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, от почерка.

С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

соответствие работы ученика теме и основной мысли;

полнота раскрытия темы;

правильность фактического материала;

последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

Разнообразие словаря и грамматического строя речи;

Стилевое единство и выразительность речи;

Число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.

Содержание и речевое оформление оценивается по следующим нормативам:

Оценка

Содержание и речь
Грамотность

«5»

Содержание работы полностью соответствует теме. Фактические ошибки отсутствуют. Содержание излагается последовательно. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета.
Допускаются:

1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

«4»

Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности, незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.
Допускаются:

2 орфографические и2 пунктуационные ошибки,

или 1 орфографическая и

3 пунктуационных ошибки,

или 4 пунктуационных ошибки при отсутствии орфографических, а также 2 грамматические ошибки.

  «3»

В работе допущены существенные отклонения от темы. Работа достоверно в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. Беден словарь и однообразны синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускаются не более 4-х недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.
Допускаются:

4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или  3 орфографические и 5 пунктуац. ошибок, или 7 пунктуац. при отсутствии орфографических ошибок (в 5 классе – 5 орфографических и 4 пунктуац. ошибок), а также

4 грамматические ошибки.

«2»

Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 7 речевых недочетов и 6 недочетов в содержании.
Допускаются:

5 орфографических и

5 пунктуационных ошибок или более.

Примечание

При оценке сочинения необходимо учитывать

  1. Самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл
  2. Если объем сочинения в полтора – два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2 – 3 – 2,   2 – 2 – 3; «3» ставится при соотношениях: 6 – 4 – 4 ,   4 – 6 – 4,   4 – 4 – 6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
  3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
  4. На оценку сочинения и изложения распространяются положения  об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».  

                                       Оценка обучающих работ

        Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

        При оценке обучающихся работ учитывается: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

        Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.

         Первая и вторая работа как классная, так и домашняя при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.

         Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.

Оценка тестов

При проведении тестовых работ критерии оценок следующие:

«5» - 90 – 100 %;

«4» - 78 – 89 %;

«3» - 60 – 77 %;

«2»- менее 59 %.


Учебно-методическое обеспечение

Учебник

Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразов. учреждений / Л. А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова. – М.: Просвещение, 2010.

Методическая литература:

  1. Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2005.
  2. Валгина Н.С. Трудности современной пунктуации. 8-11 классы. – М.: Дрофа, 2000.
  3. Демина М.В., Петухова Н.Н. Диктанты по русскому языку. 8 класс. 3-е изд., перераб. и доп. –  М.: 2012.
  4. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. 8 класс.  Аксенова Л.А. (2014, 240с.)
  5. Тростенцова Л.А. Русский язык, поурочные разработки. 8 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л.А. Тростенцова, А.Т. Запорожец. – М.: Просвещение, 2009.
  6. Шульгина Н.П. Диктанты по русскому языку. – М.: Экзамен, 2009.

Дидактическая литература:

  1. Готовимся к ГИА. Русский язык. 8 класс. Итоговое тестирование в формате экзамена / Добротина И.Г.  –  Я.: 2012.
  2. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь по русскому языку. 8 класс /  Никулина М.Ю. –  М.: 2013.
  3. Практикум по русскому языку. 8 класс /  Львова С.И. – М.: Просвещение, 2009.
  4. Русский язык. 8 класс. Зачет на основе текста / Афанасьева В.Н., Ёлкина О.Г. – М.: 2014.
  5. Русский язык. 8 класс. Контрольные работы в новом формате. Васильевых И.П. (2011, 192с.)
  6. Русский язык. Тематический контроль: рабочая тетрадь. 8 класс. Под ред. Цыбулько И.П. (2012, 240с.)
  7. Русский язык. 8 класс. Тесты в 2-х ч.  Книгина М.П. (2009, 128с.)
  8. Тесты по русскому языку. 8 класс, к учебнику Л.А. Тростенцовой, Т.А. Ладыженской. Селезнева Е.В.  - (2013, 144с.)
  9. Тестовые задания по русскому языку. 8 класс. Богданова Г.А. (2012, 184с.)
  10. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку. 8 класс. Малюшкин А.Б. (2014, 96с.)

Цифровые образовательные ресурсы:

  1. Все образование Интернета ( http://all.edu.ru/)
  2. Газета «Первое сентября» (http://www.1september.ru/ru/)
  3. Дистанционная поддержка учителей-словесников (http://www.ipk.edu.yar.ru/resource/distant/russian_language/index3.htm )
  4. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru/)
  5. Теория и практика русской орфографии и пунктуации (http://www.mediaterra.ru/ruslang/)
  6. Портал «Сеть творческих учителей» (www.it-n.ru/)
  7. Русские словари. Служба русского языка( http://www.slovari.ru/lang/ru/)
  8. Яндекс словари (slovari.yandex.ru/)
  9. ЭОР Интернет-сообщества «Открытый класс» (www.openclass.ru/)
  10. Справочно-информационный портал «Грамота.Ру» (gramota.ru/)
  11. Сайт «Экзамен.Ру» (www.examen.ru/add/gia/gia-po-russkomu-jazyku)
  12. Портал «4ЕГЭ» (4ege.ru/gia-po-russkomu-jazyku/)
  13. Русский филологический портал http://www.philology.ru/default.htm
  14. Русский язык и культура речи http://www.sibupk.nsk.su/Public/Chairs/c_foreign/Russian/kr_rus.htm#4
  15. Федеральный образовательный портал «Российское образование» (www.edu.ru/)
  16. Культура письменной речи   (www.gramma.ru)
  17. Крылатые слова и выражения   (slova.ndo.ru)
  18. Образовательные ресурсы интернета (учебники, методическая, дидактическая литература, справочники) http://www.alleng.ru/edu/liter1.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку к учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой и др.

Рабочая программа по русскому языку к учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой и др...

Рабочая программа по русскому языку по учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой, О.М. Александровой, Л.Т. Григорян «Русский язык 7 класс»

Рабочая программа по русскому языку по учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой, О.М. Александровой, Л.Т. Григорян «Русский  язык 7 класс»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку по учебнику под редакцией Баранова 8 класс 4 часа

Рабочая программа по русскому языку по учебнику под редакцией Баранова 8 класс 4 часа...

Рабочая программа по русскому языку по учебнику М.Т. Баранов, Т.а.Ладыженская 7 класс 3 часа

Рабочая программа по русскому языку по учебнику М.Т. Баранов, Т.а.Ладыженская 7 класс 3 часа...