Урок русского языка в 7 классе "Правописание не с причастиями"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Урок русского языка в 7 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_v_7_kl.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый современный урок по русскому языку в 7 В классе

Тема «Правописание не с причастиями».

Учитель: Жданова И.В. МБОУ СОШ№3 пос.Эльбан

Тип урока: комбинированный

Вид урока: защита проектов, проблемный,  с элементами дискуссии

Цели: 1.Образовательные: опираясь на субъективный опыт семиклассников, а также на знания, полученные в 6 классе о правописании не с существительными, прилагательными, глаголами, сформировать знания о слитном и раздельном написании не с причастиями.

2. Воспитательная: способствовать формированию потребности к приобретению знаний через индивидуальные, групповые формы, проблемный и исследовательский методы  организации учебного процесса,  сделать вывод о важности грамотности для  успешного человека.

2.  Развивающая: содействовать обучающемуся в овладении навыками обоснования написания не с причастиями, умению сравнивать не с разными частями речи, самостоятельно работать с различными источниками (информационные и коммуникативные компетенции), составлять схему и таблицу, умению работать с программами Power Point, Windows Movie Maker, составлять диаграммы, проводить социологические опросы, делать выводы.

Оборудование: мультимедиа проектор, презентации, видео, учебник.

Ход урока

1. Организационный момент.

Создание эмоционального  настроя.

– Посмотрите друг на друга, на меня, улыбнитесь всем и новому дню. Вы многое знаете, многое умеете. У вас всё получится.

2. Проверка домашнего задания, постановка цели урока

- Сегодня у нас необычный урок, т.к. он подготовлен совместными усилиями учеников и учителя.

Представлю творческие группы.

 1 группа готовила видео про сказочного неуча Вовку, 4 – проводила соцопрос, делала диаграмму, 2 – и 3 группы готовили презентации.

К этому занятию  мы готовились  3 недели для того, чтобы  вы лучше поняли тему сегодняшнего урока.

Слайд  1.  А тема нашего урока «Правописание не с причастиями».  

Запись в тетрадь темы.

Слайд  2. Цели: опираясь на ваши  знания, полученные в 6 классе о правописании не с существительными, прилагательными, глаголами, сформировать знания о слитном и раздельном написании не с причастиями,  сделать вывод о важности грамотности для  успешного человека.

Слайд  3. Проблема нашего урока «Правописание не с разными частями речи пригодится в жизни»?!...

3. Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний и практических и умственных умений

1) Отчеты  групп

Слайд  4. Отчет 1 группы видео о Вовке в Стране Невыученных уроков.

- Итак, из сказочного мира попадаем в реальность, и 2 и 3 группы актуализируют полученные ранее знания о правописании не с существительными, прилагательными, глаголами, деепричастиями  в  виде  презентаций.

Слайд  5. Отчет 2 группы

Слайд  6. Отчет 3 группы

- Ребята, какую часть речи мы сегодня не затрагивали? Почему?

Устный развёрнутый ответ с доказательством.

  2. Физкультминутка

– Ребята, я предлагаю отдохнуть и отправиться в путешествие. Выберем маршрут. Север или юг? (Ученики выбирают юг.) На чем совершим экскурсию?

– На самолете!

– Итак, приготовились. Садитесь поудобнее, пристегните ремни, самолет набирает высоту. (Ребята имитируют движение самолета.) Посмотрите в иллюминатор. Богатая растительность средней полосы сменяется огромными степными просторами. А вот и Черное море. Мы спускаемся по трапу самолета. Как приятны еще теплые осенние лучи! Вдохнем терпкий, соленый аромат воздуха. Не пора ли искупаться? Осторожно входим в воду. Обрызгайте друг друга водой! Поплывем? А теперь – на берег. Потянулись к солнечным лучам. Еще! Еще! Ах, как здорово!

Наше воображаемое путешествие заканчивается. В следующий раз мы отправимся на север. Я думаю, это тоже будет интересно.

4. Изучение нового материала, в том числе и объяснение

Итак, мы вспомнили правила о слитном и раздельном написании НЕ существительными, прилагательными, глаголами и деепричастиями,  это поможет нам понять новую тему.

Слайд  7. 1. Орфографическая задача.

Перед вами примеры причастий, которые пишутся с не слитно и раздельно.

Общее

Не срубленное, а спиленное дерево. Недоумевающий взгляд.

- Подумайте, что общего в правописании не с существительными, прилагательными, глаголами, деепричастиями и причастиями.

Устный развёрнутый ответ с доказательством.

Слайд 8.  А в чем же различие?

Ненаписанная книга

Не написанная мною книга

- Найдите главное слово в первом словосочетании.

- А зависимое от него слово?

- От какого слова задаем вопрос к местоимению мною?

- Как называется такой оборот?

- Итак, почему в первом словосочетании не с причастием пишется слитно, а во втором – раздельно?

Устный развёрнутый ответ с доказательством.

Слайд 9  – объяснение.

- Молодцы!

Слайд  10.

-Почему причастие прочитана пишется с не раздельно?

Слайд 11 – объяснение

- Молодцы!

2.  Формулировка собственного умозаключения о слитном и раздельном написании не с причастиями.

Слайд  12. 3. Опорная  схема.

-Посмотрите на опорную схему и скажите, все случаи слитного и раздельного написания НЕ с причастиями назвали?  

Слайд  13. Зная все случаи слитного и раздельного написания НЕ с причастием,  мы можем составить ход наших рассуждений при выборе орфограммы, т.е. алгоритм.  

Обучающиеся на руки получают распечатанный алгоритм.

5. Закрепление  материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым

1. Работа с  учебником. Действуя по алгоритму, учащиеся устно выполняют упражнение 256 (задача: объяснить слитное и раздельное написание НЕ с полными и краткими причастиями).

2. Работа с учебником. Письменное выполнение упражнения 258

Задание: от данных глаголов с зависимыми словами образуйте краткую и полную форму причастий сначала слитно, затем – раздельно. Как вы рассуждали?  (по цепочке у доски, затем самостоятельно по одному глаголу 1 и 2 вариантам).

Проверка

Резерв - упр. 259

6. Обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными

-Итак, когда НЕ с причастием пишется слитно?

- А когда раздельно?

Слайд  14. 7. Возвращаемся к проблеме  «Правописание не с разными частями речи пригодится в жизни»?!...

Знаки препинания помогут вам выразить вашу точку зрения: сомнение, утверждение, неуверенность.

Даже сказочный Вовка без этих правил не смог прожить. Сможет ли современный человек обойтись без этих правил?

Выберите вариант и аргументируйте.

Дискуссия о необходимости знаний, чтобы добиться успеха в дальнейшем, нужно быть грамотным.

- А интересно, помнят ли жители нашего поселка правила, которые, возможно, помогли им реализовать себя и стать успешным человеком.

Слайд 15. Отчет 4 группы (соцопрос, диаграмма)

- Сегодня и вы, ребята, пополнили этот список. И я уверена, что знание правил пойдет вам только на пользу.

Слайд  16. 8. Подведение итогов и результатов урока.  Рефлексия

1) Я сегодня узнал…

2) Я сегодня проявил качества…

Слайд  17. 9. Задание на дом

 1) Выучить правило на с. 100 и алгоритм рассуждения

2) Упр. 260 (1 - 3)

3) По желанию - упр. 260 (4).

Слайд 18. Благодарность за работу, выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка в 7 классе "Действительные причастия настоящего времени"

Урок содержит в себе работу по повторению ранее изученного материала, изучение таблицы суффиксов причастий, самостоятельную работу с учебником, работу с текстом, работу над выразительными средствами я...

Урок русского языка в 7классее по теме:"Причастие"

Урок поможет ребятам в определении понятия "Причастие" на основе наглядно-практического метода....

Презентация к уроку русского языка в 6 классе "Действительные причастия настоящего и прошедшего времени"

Презентация к уроку русского языка в 6 классе по теме: "Действительные причастия настоящего и прошедшего времени"...

Использование ЭОР на уроке русского языка по теме: "Не с причастием"

Урок разработан учителем русского языка и литературы МБОУ "СОШ №3" Аверьяновой Ириной Вадимовной в соответствии с ФГОС. Цели урока: на основе эмпирической области в языковых явлениях данной группы соз...

Проект урока русского языка в 7 классе "Страдательные причастия прошедшего времени"

Данный урок по учебнику «Русский язык. 7 класс» авторов М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской и др. в разделе курса «Морфология. Орфография. Культура речи» входит в тему «Причастие» и связан с предыдущими уро...

Самоанализ урока русского языка в 6 классе «Употребление причастий в языке»

Данный урок  изучается в разделе «Текст» после изучения разделов «Система языка. Морфология. Причастие» и «Правописание». Его цель – актуализация имеющихся знаний; пробуждение у школьников интере...

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе «Образование причастий. Действительные и страдательные причастия».

Данная разработка содержит практический материал для проведения урока в 6 классе по программе М.М.Разумовской....