Имя прилагательное
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Колисниченко Инна Сергеевна

Урок по теме: "Имя прилагательное" для 6 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon imya_prilagatelnoe.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Имя прилагательное»

Да, есть слова, что жгут как пламя,

Что светят в даль и вглубь - до дна.

Тип урока: контрольно-обобщающий.

Цель урока: систематизация, закрепление и углубление знаний учащихся по теме: “Имя прилагательное”.

Задачи урока:

образовательные:

  1. проверить прочность усвоения темы,
  2. закреплять орфографический навык правописания сложных случаев имён прилагательных;

развивающие:

  1. продолжать развивать аналитико-синтетическую деятельность учащихся;
  2. операций сравнения, сопоставления;
  3. коммуникативные способности учащихся;

воспитательные:

  1. вырабатывать ответственность за выполненную работу;
  2. продолжать формировать культуру учебного труда и взаимопонимание.

Ход урока.

I.Вступление.

 

  Ребята! Ежедневно мы произносим удивительные слова. Они украшают нашу речь, делают её точнее и красочней. А помогают нам в этом имена прилагательные. Русский язык богат прилагательными.

  • Притча о прилагательных

Имена прилагательные появились в стране русского языка удивительно несамостоятельными. И решили они пойти к существительным. «Милые существительные, пустите нас в свои владения, мы вам всегда помогать будем, мы вам всё приукрасим, глаз не отвезти.» Понравились прилагательные существительным, а заодно и свои формы одолжили. Так и живут прилагательные с существительными и во всём с ними согласуются.

  • Обращается внимание на эпиграф, написанный на доске:

Да, есть слова, что жгут как пламя,

Что светят в даль и вглубь - до дна.

Вот сегодня мы поговорим об этой удивительной части речи: повторим то, что узнали о ней в этом году и проверим свои орфографические навыки.

II. Задания.

1задание.

Разминка.

1. Расскажите, что вы знаете об имени прилагательном?

2.Какие разряды имен прилагательных вы знаете?
3.Какие прилагательные называются качественными? Относительными?
Притяжательными?

4.При помощи  каких суффиксов образуется простая и сравнительная степень имен прилагательных?

А составная форма сравнительной степени?

5.При помощи каких суффиксов образуется простая превосходная степень имен прилагательных?
А составная форма превосходной степени?

6.В каких случаях в суффиксах имен прилагательных пишется ё, в каких – о?
7.В каких случаях  
не  с прилагательными пишется слитно, а в каких раздельно?
8.В каких случаях сложные прилагательные пишутся через дефис, а в каких слитно?
9. Правописание н-нн в суффиксах полных имен прилагательных.

2 задание.

Разноуравневые задания.

Работа по карточкам.

Карточка №1.

Образуйте прилагательные от существительных и выделите словообразовательные суффиксы.

Сон –                                                                   Утка -

Станция -                                                            Песок -

Солома –                                                             Нефть

Карточка №2.

От данных существительных с предлогом образуйте однокоренные прилагательные с приставкой и подберите к этим прилагательным подходящие по смыслу существительные.

Образец: без плана – бесплановая работа.

Без заботы – ...,
без крыльев – ...,
без дома – ...,
без края – ...,
без конца – ...,
без руки – …,
без хозяйства – ...,
без цели – ...,
без работы – ...,
без толка – …

Карточка №3.

Исправьте в словах ошибки. С любыми тремя словами составьте три предложения.

Бесзвучный, безпричинный, исбавиться, разходиться, разпилить, бесжалостный, расгром, разсол, безхитростно, бесвкусный.

Работа по группам

“Разряды имён прилагательных по значению”, вам нужно правильно распределить имена прилагательные по разрядам. А для того, чтобы задание сделать быстро, мы будем работать в группах.

  • 1 группа выписывает качественные имена прилагательные,
  • 2 – относительные,
  • 3 – притяжательные.

Белый, лисий, узкий, немецкий, робкий, чуткий, золотой, стальной, барсучий, папин, смелый, классный, зимний, холодный, заячий, каменный.

Работа у доски.

3 задание.

А чтобы выполнить следующее задание, вам нужно вспомнить орфограммы О-Е после шипящих и Ц.

Еж…вый, лиц…вой, пищ…вой, ключ…вой, пунц…вый, каблуч…к, хорош…го, пальц…в, чуж…й, со свеж…й, больш…й, вещ...вой.

4 задание.

Для того чтобы справиться с данным заданием, нужно хорошо знать правило о написании одной и двух букв Н в суффиксах имен прилагательных.

Ути…ое гнездо, карма…ый фонарик, глиня…ая посуда, каме…ая крепость, соломе…ая шляпа, тыкве…ая каша, соловьи…ое  пение, клюкве…ый кисель, льня…ое платье, серебя…ое украшение, стекля…ая ваза, оловя…ая ложка.

Физминутка – закрепление

Синий, синеть, синева, синенький, синеватый, синь, шумный, легкий, поздний, грустный, светлый

5 задание.

В следующем задании вам нужно вспомнить правило написания сложных прилагательных. Вам предлагается вспомнить правило написания таких слов и выполнить задание.

Журнально_газетный,                                                      сельско_хозяйственный,
Северо_западный,                                                           древне_русский,

Садово_огородный,                                                         паро_ходный,

Алма_атинский,                                                                горько_солёный.

6 задание.

Для того чтобы правильно писать НЕ с именами прилагательными, требуются знания и умения.

(Не)?добрый, а злой; (не) брежный; (не) счастливый; (не) лепый; (не) вежлив; (не) отложный; (не) вежлив, а груб; (не) мелкий, а глубокий; (не) лёгкий; (не) ряшливый.

Работа у доски.

Карточка №1.

Образуйте от данных имен прилагательных простую форму сравнительной степени.

Звонкий, надежный, умный, энергичный, мудрый, верный, храбрый, крепкий, способный, богатый, легкий, сухой, простой, чистый, маленький.

Карточка №2.

Образуйте от данных имен прилагательных простую форму превосходной степени.

Счастливый день, умная книга, талантливый артист, добрая душа, сильный удар, строгий порядок, редкий талант, мелкая деталь, интересное произведение, высокая гора,редкое издание.

Карточка №3.

Просклоняйте по падежам.

Крупный снег.

Карточка №4.

Просклоняйте по падежам.

Глубокая река.

Карточка №4.

Просклоняйте по падежам.

Яркое солнце.

7 задание.

Блиц – опрос.

*Кто самый догадливый? Ответить одним прилагательным.

*какой болезнью никто на свете не болел – здоровый.

*когда зрячий человек бывает слепым – спящий.

*каким гребнем голову не расчешешь – петушиным.

*какой год продолжается всего один день – високосный.

*в какие ворота не забьешь гол – закрытые.

*из какой тарелки не пообедаешь – пустой.

*какой кирпич бывает едой – хлебный.

*какие 4 моря носят название цвета – черное, белое, красное, желтое.

*из какого крана нельзя напиться – подъемного.

*из какого полотна не сошьешь рубашку – железнодорожного.

*какую воду в решете можно носить – ледяную.

*в каких лесах не водится дичь – строительных.

*каким поясом не подпояшешься – географическим.

*какие прилагательные ж.р. жалуются на свой рост – маленькая, низкая

8 задание.

Найдите все краткие прилагательные в тексте про лягушку.

Лягушка-невеста

      Лягушка смотрела в зеркало и рассуждала вслух: «Конечно, я немного толста, слишком зелена, слегка лупоглаза, не особенно молода и немного прыщава. Зато я мила, сообразительна, интересна и весьма симпатична. Глаза мои выразительны, ресницы длинны, наряды ярки и разнообразны. Несомненно, я хороша. Кого же из женихов мне предпочесть? Крокодила не считаем: он глуп, ленив и зол. Съест еще! Черный уж приятен, ловок, изворотлив, тонок, весел, внимателен и прямо скажем, красив. Зато бобр богат, умен, знатен, настроение его всегда ровно, спокойно. Доходы его велики. Пожалуй, выйду за бобра!»

9 задание.

Составьте небольшие сочинения – миниатюры  (5—6 предложений), только обязательно в своем рассказе используйте прилагательные в разных степенях сравнения и формах. Запишите эти сочинения – миниатюры  в тетрадях. На темы:

«Мой учитель»

«Моя школа»

«Мой класс»

IV. Подведение итогов.

Запишите домашнее задание: $ 47

                                                   Упражнение № 697

Комментирование оценок.

Подведем итог урока. Мы проверили свои знания по теме «Имя прилагательное». Каждый из вас смог оценить себя и товарищей. Мы сделаем свой вывод:

СКАЗКА ПРО КРАСКИ

Если б все на свете было
Одинакового цвета,
Вас бы это рассердило
Или радовало это?
Кто решился бы отныне,
Приходя домой усталым,
На зеленой спать перине
Под зеленым одеялом?
И зеленою водою
На рассвете умываться,
И зеленым-презеленым
Полотенцем утираться?
Любоваться, как над вами,
Зеленея, птицы реют,
Над зелеными долами
Ярко солнце зеленеет?
Видеть мир привыкли люди
Белым, желтым, синим, красным.
Пусть же все вокруг нас будет
Удивительным и разным.

Прилагательное: Да уж, каждому – свой цвет: зелеными пусть будут трава на лугу, листья на деревьях, а небо должно быть голубым, моря – синими, маки – красными. Согласны?

Со мною ваша речь красива и точна,
Когда же нет меня – она, увы, бедна.
Людей, зверей, мир чувств, понятий, вещь любую
Соцветьем дивных слов легко определю я!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка по теме "Разряды прилагательных по значению. Качественные имена прилагательные"

Данный урок составлен для изучения качественных прилагате Урок  составлен для изучения качественных прилагательных....

Семантика имен прилагательных в составе фразеологических оборотов, в исходном значении обозначающих цветовой признак, в русском, татарском и английском языках семантика имен прилагательных в составе фразеологических оборотов, в исходном значении

Семантика имен прилагательных в составе фразеологических оборотов, в исходном значении обозначающих   цветовой   признак,в  русском,   татарском и  английском  языках...

Тест по теме "Имя прилагательное. Разряды прилагательных"

Тест разработан по изученному материалу о разрядах прилагательных для учащихся 6 классов ...

Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.

Тема: Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.Цель: Знать:•      Морфологические признаки прилагательного•...

Разноуровневая проверочная работа для учащихся 6 класса (Н,НН в суффиксах прилагательных, К, СК в суффиксах прилагательных)

Разноуровневая проверочная работа для учащихся 6 класса(Н,НН в суффиксах прилагательных, К, СК в суффиксах прилагательных),...

Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных.

Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных....

Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имён прилагательных в речи

Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имён прилагательных в речи...