Бессоюзные сложные предложения
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Мытник Валентина Гавриловна

Первый урок по теме "Бессоюзные сложные предложения"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Одна и две буквы н в наречиях на –о и –е.

Цель урока:

  1. знакомство с алгоритмом н и нн в наречиях на –о и –е в сопоставлении с правописанием н и нн в прилагательных и причастиях;
  2. пунктуация: знаки препинания при деепричастных оборотах, стоящих рядом с союзом и, знаки препинания в сложном предложении;
  3. развитие речи: обогащение словарного запаса, работа с синонимами;
  4. отработка мыслительных операций: анализа, сравнения, умение делать выводы и обобщать.

Оборудование урока: ТСО, раздаточный материал, рисунок, схема, плакат для рефлексии.

  1.   Актуализация.  Расшифровать картинку, подобрать к фразеологизму синонимы  (тщетно, напрасно, зря, бесполезно).

           Словами какой части речи являются названные синонимы?

II. Записывается под диктовку и анализируется предложение

Неожиданно кончился лес, и, распахнувшись до дальнего синего неба, ударила в глаза росистая яркость лугов. (В. Солоухин.)

Задания:

— Объясните устно и обозначьте графически условия постановки знаков препинания.

Учащиеся выделяют две грамматические основы: лес кончился, яркость ударила; говорят, что предложение сложное (сложносочиненное), строят схему  [=-], и [=-]. Проводится проверка построения схемы (изображение на экране).

Затем находят деепричастный оборот, подробно рассказывая, как они это делают (ставим вопрос что сделав? или что    делая?, ищем зависимые слова). Обращаю внимание учеников на то, что союз оказался между запятыми.

—        Как образовано наречие неожиданно?

Записываем: неожиданно      неожиданный.

-        Сколько н в наречии, образованном от прилагательного с нн?

Записываем: сильно     сильный.

-        Сколько н в наречии, образованном от прилагательного с н?

Говорю, что это не случайность, а закономерность для наречий на -о, -е, образованных от прилагательного: предлагаю учащимся сформулировать правило о правописании н, нн в наречиях, сверить свою формулировку с учебником   — с. 108, §38.

III. Работа со словами, приготовленными до урока на листах (экране). Учащиеся вставляют пропущенные буквы, объясняют условия выбора орфограммы и записывают рядом образованное от данного прилагательного наречие, обозначают орфограмму «Н, нн в наречиях на -о, -е». Класс выполняет работу в тетрадях.

Искусстве..ый        

медле..ый        
серебря..ый
стекляый
кожа…ый

скром..ый        

испуга..ый        

взволнова..ый        

традицио. .ый        

идеаль. .ый        

благодуш..ый        

несураз. .ый        

Выполненную работу сверяем с образцом (раздаются листы):

Искусственный        (искусственно)

медленный        (медленно)
серебряный
стеклянный
кожаный

скромный        (скромно)

испуганный        (испуганно)

взволнованный        (взволнованно)

традиционный        (традиционно)

идеальный        (идеально)

благодушный        (благодушно)

несуразный        (несуразно)

- Почему не ото всех прилагательных вы смогли образовать наречия? (Образуются от качественных, обозначают образ действия — как совершается действие.)

IV.        Вопрос учителя:

- Что нужно знать, чтобы правильно выбрать написание в наречии н и нн?

1.Знать, что наречие образовано от прилагательного с помощью суффиксов -о и -е.

2.        Знать, сколько н пишется в том прилагательном, от которого образовано наречие.

 Предлагаю вспомнить таблицу «Н и нн в именах прилагательных» (высвечивается на экран):

НН

Н 

1) -енн-, -онн- 

исключение: ветреный 

       

       2) н + н 

 

искл.

3)стеклянный оловянный деревянный 

 -ан-, -ян- 

4) 

-ин-

5) 

   

   -ен-,   -н-   (в прилагательных, образованных от глаголов несовершенного вида: соленый) 

3.        Отличать наречие от краткого причастия.

V.        Спрашиваю, сколько н пишется в кратком причастии {письмо отправлено), и предлагаю сравнить два предложения:

сущ.     каково?

1)        Море взволновано бурей.

гл.        как?

2)        Оратор говорил взволнованно.

Как определить, какой частью речи являются одинаково звучащие слова в первом и втором предложении? (1) Ставим вопрос, 2) определяем их синтаксическую роль, 3) смотрим, от какой части речи зависит: говорил как? взволнованно (образ действия, зависит от глагола) — наречие; море каково? что с ним происходит? взволновано (сказуемое зависит от имени существительного) — краткое причастие.

- Составьте короткие предложения со словами рассеяно - рассеянно, испугано — испуганно, организовано организованно. (Мальчик слушал рассеянно. Зерно рассеяно по полю. Ребенок взглянул испуганно на незнакомого человека.Дитя испугано собакой. Собрание прошло очень организованно. — Оно организовано семиклассниками.)

Предупреждаю, что есть еще одна трудность; бывает так, что слово является сказуемым, отвечает на вопрос к а к о в о? к а к о в а?, но пишется с нн.

— Когда же так бывает?

Учащиеся открывают учебник на с. 109, читают в упр. 235 предложения под цифрой 1. Объясняют правописание н и нн. Рассуждают так: смотрел как? рассеянно — это обстоятельство, выраженное наречием, которое образовано от прилагательного рассеянный, т. е. невнимательный, пишем нн, зависит от глагола;

девочка какова? рассеянна — это сказуемое, связано с именем существительным, но это не краткое причастие, а краткое прилагательное, так как у него нет значения признака по действию, есть значение качества — невнимательна, а в кратком прилагательном пишется столько же н, сколько и в полном.

    Предлагаю рассмотреть таблицу (заранее заготовлена на листах):

Обстоятельство

как?

наречие

н  или  нн

(относится к глаголу)

Сказуемое

каков?

       Краткое                 краткое

     причастие           прилагательное

           н                                  нн

(относится к существительному)

      (прямое                            (переносное

       значение)                        значение)

VI. Обобщение по уроку.

VII. Подведение итогов. Разгадывание ребуса.  Комментарий оценок.

VIII. Домашнее задание: п.38, орф.59, упражнение 236 или составить 3 пары предложений со словами: огорчено – огорчённо, совершенно – совершено, удивлено – удивлённо.



Предварительный просмотр:

Аннотация

Представленный мною урок русского языка предназначен для проведения в 9 классе общеобразовательной школы. На тему «Сложные бессоюзные предложения» программой отведено 10 уроков, данный является первым. В школьном учебнике материал для этого урока минимизирован, то есть дана только теория. Так как именно на первом уроке закладывается основа для будущих занятий, мною использован разнообразный практический материал с использованием компьютера для большей наглядности, экономии учебного времени, возможности наблюдать и делать выводы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 9 классе по теме "Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая в бессоюзном сложном предложении."

Урок русского языка в 9 классе по теме "Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая в бессоюзном сложном предложении."...

Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.

Презентация урока на тему: "Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении"....

Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.

Конспект урока на тему: «Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении»....

Конспект урока русского языка в 9 классе "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения"

Конспект урока русского языка в 9 классе "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения"...

«Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия, сравнения. Тире в бессоюзном сложном предложении».

Цель: развитие умений определять смысловые отношения между частями сложных бессоюзных предложений разных видов; моделировать и употреблять в речи сложные бессоюзные предложения с разными смысловыми от...

«Бессоюзное сложное предложение со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении».

Цель: развивать умения определять смысловые отношения между частями сложных бессоюзных предложений разных видов; моделировать и употреблять в речи сложные предложения с разными смысловыми отношениями ...