Рабочая пргорамма
рабочая программа по мхк (10, 11 класс) по теме

Можаева Ольга Вячеславовна

Рабочая программа “Мировая художественная культура” для обучающихся 10 - 11 классов нацелена на формирование целостного представления о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab_progr_po_mhk_10-11_klassy.doc158.5 КБ

Предварительный просмотр:

Город Иваново

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя школа № 2»

УТВЕРЖДЕНО

решением педагогического совета

от __ августа 20__ года протокол

Председатель _______     __А.В.Ильин_______

                        

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

   МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

Ступень обучения (класс)  среднее общее образование  10 - 11 класс     

Количество часов   70 ч             

Уровень базовый

Учитель    Можаева О.В. (высшая квалификационная категория)

Программа разработана в соответствии

программы курса: Рапацкая Л.А.  Мировая художественная культура 10-11 класс. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2010.

Допущено Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования и науки РФ. Рабочая программа учитывает требования федерального государственного образовательного стандарта общего образования по предметной области «Мировая художественная культура», а также современные процессы обновления содержания общего художественного образования в Российской Федерации, опирается на положения правительственных документов к вопросам воспитания у граждан нашей страны любви к Отечеству, национального достоинства, интереса к культурно-историческим традициям русского и других народов.

Иваново, 2015

Структура документа

     Рабочая  программа по "Мировой художественной культуре" представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; требования к уровню подготовки выпускников; учебно-тематический план; содержание  учебного курса; календарно-тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности обучающихся (приложения к программе); описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Раздел I. Пояснительная записка.

Рабочая  программа по "Мировой художественной культуре" является ориентиром для составления тематического планирования учителями русского языка и литературы МБОУ «Средняя школа №2»

Цели, решаемые при реализации рабочей программы

Цель курса «Мировая художественная культура» - сформировать у учащихся  целостные представления об исторических традициях и ценностях художественной культуры народов мира, на основе соотнесения ценностей зарубежного и русского художественного творчества сформировать у учащихся целостное представление о роли, месте,  значении русской художественной культуры в контексте  мирового культурного процесса; систематизировать знания о культуре и искусстве, полученные  на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории.


Задачи курса:

  • развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;
  • воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;
  • освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;
  • овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
  • использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа

  Рабочая программа разработана на основе программы курса: Рапацкая Л.А.  Мировая художественная культура. 10-11 класс. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2010.

Допущено Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования и науки РФ. Рабочая программа учитывает требования федерального государственного образовательного стандарта общего образования по предметной области «Мировая художественная культура», а также современные процессы обновления содержания общего художественного образования в Российской Федерации, опирается на положения правительственных документов к вопросам воспитания у граждан нашей страны любви к Отечеству, национального достоинства, интереса к культурно-историческим традициям русского и других народов.

Обоснование выбора программы

Курс “Мировая художественная культура” нацелен на формирование целостного представления о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека; позволяет более ярко определить значение и специфику отечественного культурного наследия, выявить региональные культурно-исторические, эстетические традиции.

Определение места и роли учебного курса


Данный курс познакомит учащихся с историческими традициями и ценностями художественной культуры народов мира, и то, что наиболее близко соприкасалось с русской культурой, питало её, взаимодействовало с ней, то, что является актуальным художественным наследием современности.

Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа

Курс "Мировая художественная культура" занимает место регионального компонента в учебном плане образовательных учреждений Российской Федерации и предусматривает изучение данного предмета на этапе полного общего образования в объеме  70 часов.  В X - XI классах выделяется по 35 часов (из расчета 1 учебный час в неделю).

Учебный план МБОУ «Средняя школа№ 2» г. Иванова предусматривает ежегодную корректировку количества часов, отводимых на изучение мировой художественной культуры, согласно годовому календарному учебному графику.

Формы организации образовательного процесса

     Программой предусматривается проведение уроков различных типов:  урок ознакомления, урок закрепления и урок проверки знаний, умений и навыков.

     Выбор форм зависит и от темы урока, и от объема изучаемого материала, его новизны, трудности.

     Домашнее задание подразделяется на письменное и устное. К устным относится усвоение или повторение пройденного материала, заучивание опорного конспекта и т.д.; к письменным - написание сочинения (эссе), доклады.

Технологии обучения

Уроки по курсу "Мировая художественная культура" призваны реализовывать данную концепцию через такие технологии обучения как:

- технология проблемного обучения

- технология использования опорных конспектов

- технология дифференцированного обучения 

- диалоговые технологии

- компьютерные технологии

Формирование  ключевых компетенций обучающихся

  • развивать умение раскрыть мировую художественную культуру как феномен человеческой деятельности; анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
  • формировать у учащихся представление и знания об истоках и основных этапах развития русской художественной культуры, выявить закономерности ее эволюции в соотнесенности с традициями зарубежной художественной культуры Востока и Запада; роли и месте русской национальной культуры современности.
  • воспитывать художественно-эстетический вкус; потребность в освоении духовно-нравственный ценностей мировой культуры и осознанному формированию собственной культурной среды.

Механизмы формирования ключевых компетенций учащихся

  • проектная деятельность
  • применение ИКТ

Виды и формы контроля

Курс опирается на следующие виды деятельности:

-строить связное аргументированное высказывание по материалу, изученному на уроках;

- составлять конспекты;

- владеть основными формами публичных выступлений.

Формы контроля: устный и письменный опрос, текстовые задания, самостоятельная работа. Предусматривается итоговый контроль.

Планируемый уровень подготовки выпускников

Современные тенденции развития художественного образования направлены на динамику развития полихудожественного образования, обеспечивающего формирование общей культуры личности.

Рубрика «Знать/понимать» включает перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний.

Рубрика «Уметь» включает перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности;

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» выделена группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.

Результатом  преподавания учебного предмета «Мировая художественная культура»   должен явиться  эстетический рост учеников, постигающих мировую художественную культуру: от восприятия учащимися конкретных художественных произведений  через постижение ими целостной художественной картины мира к самостоятельной эстетической деятельности, к собственному творчеству, возвышению духовности на основе  мирового, отечественного, регионального культурного наследия.

Информация об используемом учебнике

1. Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура. 10 класс: в 2 ч. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2011.

2. Рапацкая Л.А.  Мировая художественная культура. 11 класс. в 2 ч. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2012

Раздел II. Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен

знать/понимать

  • основные виды и жанры искусства;
  • изученные направления и стили мировой художественной культуры;
  • шедевры мировой художественной культуры;
  • особенности языка различных видов искусства;

уметь

  • узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.
  • устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
  • пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
  • выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выбора путей своего культурного развития;
  • организации личного и коллективного досуга;
  • выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
  • самостоятельного художественного творчества.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по мировой художественной культуре

        Нормы оценки знаний предполагают учет индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к обучению, проверке знаний и умений. В развернутых и кратких устных ответах учащихся на вопросы, в их сообщениях и докладах, а также в письменных ответах оцениваются знания и умения школьников по пятибалльной системе. При этом учитывается: глубина знаний (опора на теоретические положения искусствоведения и культурологи), полнота знаний и владение необходимыми умениями (в объеме программы), осознанность и самостоятельность применения знаний и способов учебной деятельности, логичность изложения материала, включая обобщения, выводы, соблюдение норм литературной речи.

       Оценка «пять» - материал усвоен в полном объеме, изложен логично, без существенных ошибок, не требует дополнительных вопросов, выводы опираются на теоретические знания, доказательны, применяются умения, необходимые для ответа, хорошая речь. Такая же оценка ставится за краткий точный ответ на особенно сложный вопрос или за подробное исправление и дополнение ответа другого учащегося.

      Оценка «четыре» - в освоении материала допущены незначительные пробелы и ошибки, изложенные недостаточно систематизированное и последовательное, выводы доказательны, но содержат отдельные неточности, применяются не все требуемые теоретические знания и умения.

      Оценка «три» - в усвоении материала имеются значительные пробелы, изложение недостаточно самостоятельное, несистематизированное, содержит существенные ошибки, в том числе, в выводах, аргументация слабая, умения не проявлены, речь бедная.

      Оценка «два» - главное содержание материала не раскрыто.          

Раздел III. Учебно-тематический план

Курс занимает место регионального компонента в учебном плане образовательных учреждений Российской Федерации и предусматривает изучение курса по "Мировой художественной культуре" на этапе полного общего образования в объеме  70 часов (из расчета 1 учебный час в неделю). Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.   Рабочая программа предусматривает резерв свободного учебного времени для реализации авторских подходов учителем в организацию учебного процесса. Указанные в программе часы, предполагают возможность включения, кроме названных в программе, и других эстетически значимых  произведений искусства, если это не входит в противоречие с принципом доступности и не приводит к перегрузке учащихся.

Распределение учебных часов по разделам программы:

Тематическое планирование  10 класс.

п/п

Разделы

Количество часов

1

Восточные художественные культуры – верность заветам предков

9

2

История художественной культуры Европы: становление и эволюция христианской традиции

12

3

Духовно-нравственные основы русской художественной культуры

10

4

Повторение

1

5

Резерв

3

ИТОГО

35

Тематическое планирование  11 класс.

п/п

Разделы

Количество часов

1

Основные течения в европейской художественной культуре XIX – нач. XX века.

6

2

Художественная культура России XIX – нач.XX века.

10

3

Европа и Америка: художественная культура XX века.

6

4

Художественная культура России XX века: от эпохи тоталитаризма до возвращения к истокам.

9

5

Повторение

1

6

Резерв

3

ИТОГО

35

Раздел IV. Содержание тем учебного курса.

Курс 10 класса:

РАЗДЕЛ I.  ВОСТОЧНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ КУЛЬТУРЫ — ВЕРНОСТЬ ЗАВЕТАМ ПРЕДКОВ

Тема 1. Художественная культура первобытного мира. Древний Египет:  художественная культура, олицетворяющая вечность.  Роль мифа в культуре. Архаические основы фольклора. Миф и современность.  Древние образы и символы. Первобытная магия.  Ритуал – единство слова, музыки, танца, изображения, пантомимы, костюма (татуировки), архитектурного окружения и предметной среды. Художественные комплексы Альтамиры и Стоунхенджа. Символика геометрического орнамента. Отражение мифологических представлений майя и ацтеков в архитектуре и рельефе (Паленке, Теночтитлан).

Тема 2. Древний Египет: художественная культура, олицетворяющая вечность. Художественная картина мира, воссозданная египетским искусством, отражающая представления о жизни, смерти, бессмертии. «Книга мертвых». Культ загробного мира, его воплощение в канонических традициях архитектуры. Храмы Карнака и Луксор, пирамиды Гизы. Египетское изобразительное искусство и музыка: cтатичность и символичность.

Тема 3. Художественная культура Древней и средневековой Индии: верность традиции. Художественная культура Древней Индии, ее ритуальный характер. Будда  Ситхартха  Гаутама и зарождение буддизма. Буддистский храм. Храмовое зодчество Ступа в Санчи, храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо – модель  Древней Индии Самобытный мир народного танца. Песенное богатство.

Тема 4. Художественная культура Древнего и средневекового Китая. Своеобразие художественных традиций китайского народа. Учение Лао – цзы  и Конфуция. Великая китайская стена как символ национальной самобытности. Древние китайские поэзия и музыка. Устойчивость древних традиций в художественной культуре средневекового Китая. Императорские дворцы. Искусство садов и водоемов. Живопись, шелкография. Китайский театр. Китайские народные музыкальные инструменты. Воплощение мифологических и религиозно-нравственных представлений Китая в храме Неба в Пекине.

Тема 5. Японская художественная культура: постижение гармонии с природой. Художественные традиции Японии.  Религия Синтоизм.   Храмы Древней Японии. Нетрадиционные виды искусства (поэзия танка, единоборства, чайная церемония, икебана). Японский народный и профессиональный театр. Отражение в музыке, живописи, архитектуре Японии древних самобытных верований. Влияние европейского и русского искусства на развитие новых культурных идеалов во второй половине XX в. Философия и мифология в садовом искусстве Японии.

Тема 6. Художественная культура мусульманского Востока: логика абстрактной красоты.  Нравственные законы ислама. Коран — основная книга мусульман. Пророк Мухаммед. Архитектурные особенности мечети и минарета. «Книга песен». Высокая поэзия средневековья (Фирдоуси, Низами, Саади). Омар Хайям. Образы арабских, персидских, иранских сказок в «Тысяча и одной ночи», «мудрость Востока» в сказках Шехеразады. Мусульманский образ рая в комплексе Регистана (Древний Самарканд)

РАЗДЕЛ II. ИСТОРИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ЕВРОПЫ: СТАНОВЛЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ХРИСТИАНСКОЙ ТРАДИЦИИ

Тема 7. Античность — колыбель европейской художественной культуры. Мифологическая картина мира и древнегреческое язычество как основа развития античной художественной культуры. Сократ — «христианин до Христа». Утверждение идеи двух миров в философии Платона. Учение о гармонии сфер Пифагора. Основные этапы развития античной художественной культуры. Памятники древнегреческого зодчества.  Идеалы красоты Древней Греции в ансамбле афинского Акрополя. Театрализованное действо. Слияние восточных и античных традиций в эллинизме (Пергамский алтарь). Символы римского величия: Римский форум, Колизей, Пантеон.

Древнегреческое изобразительное искусство. Вазопись. Искусство театра. Древнегреческая трагедия.

Культура  Древнего Рима. Архитектурные памятники «вечного города». Расцвет скульптурного портрета.

Тема 8. От мудрости Востока к европейской художественной культуре:   Библия. Христианская художественная культура, ее истоки. Библия как священная религиозная книга, памятник культуры. Ветхий Завет. Псалтирь. Новый Завет, Евангелия. Различие ветхозаветных и новозаветных нравственных требований к человеку. Учение о Царстве Небесном и спасении бессмертной души. Страсти Господни. Воскрешение Христа. Притчи Иисуса. Нагорная проповедь.

Тема 9. Художественная культура европейского Средневековья: освоение христианской образности. Христианские основы средневекового европейского искусства. Рождение новой художественной картины мира и средств художественной выразительности, жанров и форм искусства. Разделение церкви, два типа христианской культуры. Романский стиль в искусстве. Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи. Готический собор – как образ мира. «Пламенеющая готика» европейских соборов.

Тема 10. Художественная культура итальянского Возрождения: трудный путь гуманизма. Эпоха Возрождения как новый этап в развитии европейской художественной культуры. Гуманизм и идеалы Возрождения. Собор св. Петра в Риме. Развитие светского искусства. Расцвет живописи во второй половине XV в. Венецианская школа живописи: Паоло Веронезе, Тициан Вичеллио. Воплощение идеалов Ренессанса в архитектуре Флоренции. Титаны Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан). Развитие музыки в эпоху Возрождения.

Тема 11.Северное Возрождение: в поисках правды о человеке. Северное Возрождение, поиски правды о человеке. Мастера искусств Германии и Нидерландов. Возрождение во Франции и Испании. Северное Возрождение: Гентский алтарь Я. ван Эйка; мастерские гравюры А.Дюрера, комплекс Фонтенбло. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Театр У.Шекспира. Историческое значение и вневременная художественная ценность идей Возрождения.

Тема 12. Художественная культура Европы XVII в.: многоголосие школ и стилей. «Переходная эпоха» в художественной культуре европейской традиции. Стили и направления в искусстве Нового времени. Изменение мировосприятия в эпоху барокко. Архитектурные ансамбли Рима (Л.Бернини), Петербурга и его окрестностей (Ф.-Б.Растрелли); живопись (П.-П.Рубенс).

Реализм XVII в. в живописи (Рембрандт ван Рейн). Расцвет гомофонно-гармонического стиля в опере барокко. Высший расцвет свободной полифонии (И.-С.Бах). Расцвет светского музыкального искусства.

Тема 13. Художественная культура европейского Просвещения: утверждение культа разума.  Классицизм как общеевропейский стиль. Франция — родина классицизма. Расцвет комедийного жанра. Изобразительное искусство и выдающиеся мастера. Художественная культура Италии XVII в.

Гуманистические идеалы просветителей: утверждение разума. Наследие энциклопедистов. Распространение классицизма в художественных культурах европейских стран. Изобразительное искусство и архитектура эпохи классицизма, роль античного ордера. Венская музыкальный школа. Симфонизм, его философско-эстетический смысл. Классицизм и ампир в архитектуре (ансамбли Парижа, Версаля, Петербурга). От классицизма к академизму в живописи (Н.Пуссен, Ж.-Л.Давид, К.П.Брюллов, А.А.Иванов). Формирование классических жанров и принципов симфонизма в произведениях мастеров Венской классической школы (В.-А.Моцарт, Л.ван Бетховен).

РАЗДЕЛ III. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ РУССКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ.

Тема 14. Художественная Культура Киевской Руси: опыт, озаренный духовным светом христианства . Древнейшие памятники художественной культуры языческой Руси. Дохристианские нравственные установки и эстетические  представления. Восхождение русской художественной культуры от языческой образности к христианской картине мироздания. Православный храм и синтез храмовых искусств. «Мистический реализм». Основные этапы развития художественной культуры Древней Руси. Памятники архитектуры. София Константинопольская – воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве. Древнерусский крестово-купольный храм (киевская, владимиро-суздальская, новгородская, московская школа). Космическая, топографическая, временная символика храма. Икона и иконостас (Ф Грек, А.Рублев). Ансамбль московского Кремля. Знаменное пение.

Тема 15. Новгородская Русь: утверждение самобытной красоты. Художественный облик древнего Новгорода. Памятники архитектуры. Новгородская София. Народное музыкальное творчество и храмовое пение. Искусство колокольного звона. Творчество Феофана Грека. 

Тема 16. От раздробленных княжеств к Московской Руси: утверждение общерусского художественного стиля. Возрождение Москвы. Древнерусская литература. Творчество Андрея Рублева и Дионисия. Музыка 15-16века.  Храмовое искусство Московской Руси в  XVI в.: Художественная культура Владимиро-Суздальского княжества. Храмы древнего Владимира. Памятники зодчества и иконописи Пскова

Тема 17. Художественная Культура XVII в.: смена духовных ориентиров . Диалог «старины и новизны» в русской художественной культуре «переходной эпохи». Социальные катаклизмы «бунташного века». Противоречивость художественно-образного мышления мастеров XVII в. Новые направлениях иконописи. Творчество Симона Ушакова. Икона и парсуна: сходство и различие. Храмы «московского барокко». Хоровая храмовая музыка.

Тема 18. Русская художественная культура в эпоху Просвещения: формирование гуманистических идеалов. Начало развития «русской европейскости»; петровские преобразования и их значение для художественной культуры. Европейские традиции как эталон новой культуры. Обмирщение в литературе. Становление европейских градостроительных принципов.  Петербургское барокко и московское зодчество. Портретная живопись. Русский портрет. ости.   Храмовое пения и новое светское музицирование. Шедевры храмовой музыки.  Первые сборники русских народных песен. Рождение русской комедии и  оперы.

Итоговый урок: обобщающее повторение (1 ч)

Итого в X классе -  32 часа. Резерв - 3 часа.

Курс 11 класса:

РАЗДЕЛ I.  Основные течения в европейской художественной культуре

 19-нач. 20 в.

Тема 1. Повторение 

Стили и направления в искусстве. Русская художественная культура в эпоху Просвещения.

Тема 2. Романтизм в художественной культуре Европы

Романтизм как многогранное направление в развитии европейской художественной культуры XIX в.

Художественная картина мира в романтическом искусстве разных видов: литература, живопись, музыка.

Романтический идеал и его отображение в музыке (Ф.Шуберт, Р. Вагнер) Романтизм в живописи (прерафаэлиты, Ф.Гойя, Э.Делакруа, О. Кипренский). Зарождение русской классической музыкальной школы (М.И.Глинка).

Тема 3. Импрессионизм: поиск ускользающей красоты

Рождение импрессионизма во французской живописи. Творчество К. Моне, Э. Мане, А Сислея, С. Писсаро и др.

Импрессионизм в музыке (К. Дебюсси, М. Равель).

Импрессионизм как предтеча нетрадиционных направлений в европейском искусстве XX в. Влияние эстетики импрессионизма на изобразительное искусство, музыку, театр.

Тема 4. Экспрессионизм: действительность сквозь призму страха и пессимизма

Экспрессионизм как одно из ведущих стилевых направлений в европейской художественной культуре конца XIX—XX вв. Сущность экспрессионистической образности. Отражение в экспрессионизме идеи утраты гуманистических и религиозных идеалов, болезненной тоски, одиночества, страха, ненависти. Деструктивные, антигармоничные начала бытия — главная тема экспрессионизма. Экспрессионизм в изобразительном искусстве (Э. Мунк, Э. Нольде, Ф. Марк и др.)

Экспрессионизм в музыке (Г. Малер, А. Шенберг, А. Онеггер  и др.)

Тема 5. Мир реальности и мир «новой реальности»: традиционный и нетрадиционный направления в искусстве конца 19 нач. 20 в.

Символизм как философская «сверхидея» искусства конца XIX ~ начала XX в. Влияние символизма на многие стилевые направления и художественные течения.

Эстетические и инженерные новации в архитектуре (В. Гропиус, Л. Корбюзье, А.Г. Эйфель ).

Изобразительное искусство в поисках радикального обновления  средств выразительности.  Постимпрессионизм во французской живописи (Ван Гог, П. Сезанн, П. Гоген и др.).  Фовизм во французском изобразительном искусстве (А. Матисс).

Модерн в архитектуре (В. Орта, А.Гауди, В.И.Шехтель). Художественные течения модернизма в живописи XX в.: кубизм (П.Пикассо), абстрактивизм (В.Кандинский), сюрреализм (С.Дали).

РАЗДЕЛ II. Художественная культура России 19-нач.20в.

Тема 6. Фундамент национальной классики: шедевры русской художественной культуры 1-й пол. 19 века

Усиление свободомыслия, идеи декабристов. Завершение «дворянского этапа» развития культуры. Характерное сочетание классицизма с новыми романтическими  и реалистическими идеалами. Отражение в искусстве наболевших социальных проблем.  Рождение образа «маленького человека» (А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь). Европейская романтическая концепция свободной личности и ее преломление в русской художественной культуре.

Тема 7. Течения и направления в русской культуре 18-нач.19 в.

Завершение этапа классицизма в русской архитектуре (русский ампир). Проекты А.Н. Воронихина, А.Д. Захарова, Т. де Тома.

Творчество К. И. Росси (Сенат, Синод, Александрийский театр в Петербурге). Архитектурные проекты В. П. Стасова, О.И. Бове, Д. Жилярди.

Романтизм в музыке (М. Глинка, А. Алябьев и др.).

Сочетание классицистских и романтических образов в изобразительном искусстве (О. Кипренский, А. Венецианов, К. Брюллов и др.). Обращенность живописи к внутреннему миру человека (О.А. Кипренский). Развитие жанровой живописи, ее задушевная теплота и лиричность (В. А. Тропинин, А.Г. Венецианов). Критический реализм в изобразительном  искусстве (П. Федотов).

Тема 8. Художественная культура России пореформенной эпохи.  Обзор.

Отмена крепостного права и его культурные последствия. Непосредственное отражение в искусстве общественных борений, идеалы народничества. Понятие «народ», его трактовка в художественных образах. Слияние образа народа и героя. Опыт духовного наставничества в живописи, музыке, театральной драматургии.

Тема 9. Художественная культура России пореформенной эпохи.

Живопись.

Реалистическая образность произведений художников-передвижников. Отказ живописи от функций «украшения». Вера художников  в общественную миссию изобразительного искусства. Просветительский характер живописи передвижников. Работы В.Г. Перова, предвосхищение эстетики передвижничества. Творчество И.Я. Крамского, Н.Н. Ге, В.В. Верещагина. Пейзажная живопись А.К. Саврасова, А.И. Куинджи, В.Д. Поленова. «Былинный стиль» произведений В.М. Васнецова. Социальная тематика в живописи реализма (Г.Курбе, О.Домье, художники-передвижники – И.Е.Репин, В.И.Суриков).

Тема 10. Художественная культура России пореформенной эпохи. Музыка.

Русское музыкальное искусство. «Могучая кучка». Идеи национального самовыражения в эстетике «кучкистов». М.А. Балакирев и В.В. Стасов. Эпический дар А.П. Бородина (опера «Князь Игорь», «Богатырская симфония»). Реализм в музыке М.П. Мусоргского. Обращение композитора к сюжетам из истории русского народа («Борис Годунов», «Хованщина»), Песни Мусоргского. «Картинки с выставки» (по выбору учителя). П.И.Чайковский.

Поэтическое восприятие народной жизни в музыке Н .А. Римского-Корсакова. Национальные основы его музыки.

Тема 11. Переоценка ценностей в художественной культуре «Серебряного века»: открытие символизма.

«Серебряный век» как этап, завершающий традицию развития русской художественной культуры от древности до советского периода. Расцвет искусства на новой философско-эстетической почве. Обновление религиозно-философской мысли, отказ от реализма и возрождение духовной основы художественных образов. Стремительное развитие нетрадиционных художественных течений и направлений. «Гармония противоположностей» в искусстве «серебряного века»: обращенность к истокам в сочетании с авангардистскими идеями.

Тема 12. Эстетика эксперимента и ранний русский авангард.

Рождение теории «искусства будущего» в художественной культуре «серебряного века». Новизна как эталон современности в искусстве авангардных направлений. Декларирование свободы самовыражения художника, не скованного общественным служением. Символ и миф в живописи (М.А.Врубель) и музыке (А.Н.Скрябин).

Тема 13. В поисках утраченных идеалов: неоклассицизм и поздний романтизм.

Неоклассицизм в искусстве «серебряного века» как попытка вернуться к традиционной «вечной красоте» художественных образов. «Новое дыхание» романтического искусства.  

РАЗДЕЛ III. Европа и Америка: художественная культура ХХ в.

Тема 14. Литературная классика ХХ века: полюсы добра и зла.

Преемственность и новаторство в литературе XX века, проблема положительного героя, новая художественная образность (Э.М. Ремарк, Г. Гессе, А. Камю, А. де Сент-Экзюпери и др.)

Тема 15. Музыкальное искусство в нотах и без нот.

Национальные композиторские школы XX века, рождение новых направлений в музыкальном искусстве, музыкальный авангард (К. Орф, Г. Лорка, Ф. Пуленк и др.). Рок-музыка (Биттлз, Пинк Флойд); электронная музыка (Ж.-М. Жарр).

Тема 16. Театр и киноискусство ХХ в. Культурная дополняемость

Поиск новых форм общения с аудиторией и новых средств художественной выразительности (П. Брук, М. Рейнхард и др.).

Проблема элитарности и массовости в киноискусстве (Ч. Чаплин, А. Вайда, А. Куросава и др.)

Тема 17. Художественная культура Америки: обаяние молодости

Полиэтнический характер традиций, сочетание элементов художественного мышления. Воплощение «великой американской мечты» в художественных произведениях архитектуры, живописи, музыки. (дизайн компьютерная графика и анимация, мюзикл (Э.-Л. Уэббер).

РАЗДЕЛ IV. Русская художественная культура ХХ века:

от эпохи тоталитаризма до возвращения к истокам.

Тема 18. Социалистический реализм: глобальная политизация художественной культуры.

Общественные потрясения и ломка духовно-нравственных устоев культурной жизни России, революционный переворот 1917 года.

Политизация изобразительного искусства и противостояние различных творческих групп (М. Греков, А. Дейнека, К. Петров-Водкин и др.).

Театральная культура XX в.: режиссерский театр (К.С.Станиславский и В.И.Немирович-Данченко); эпический театр Б.Брехта.

Соцреализм в изобразительном искусстве ( Б. Иогансон, С. Коненков, В. Мухина и др.).

Оптимистический пафос «массовой песни» (И. Дунаевский, М. Блантер и др.) и травля инакомыслящих в музыкальном искусстве (Д. Шостакович).

Киноискусство, утверждающее великую легенду о стране «победившего социализма» и героику трудовых будней (М. Ромм, И. Хейфец, С Герасимов, И. Пырьев и др.). Синтез искусств -- особенная черта культуры XX в.: кинематограф (С.М.Эйзенштейн, Ф.Феллини),

Тема 19. Смысл высокой трагедии: образы искусства военных лет.

Кинематография военных лет. Ее роль в воспитании патриотизма, веры в победу над фашизмом («Два бойца», «Жди меня» и др.).

Изобразительное искусство военных лет, агитационные плакаты. Монументальное зодчество (А. Пластов, С Герасимов, И. Тоидзе и др.).

Песни военных лет («Священная война» А. Александрова и др.).

Образы войны и победы в музыке послевоенных десятилетий («Реквием» Д. Кабалевского, «День Победы» Д. Тухманова и др.).

Тема 20. «Русская тема» в советском искусстве.

Столкновение оптимистических настроений «общества победителей» с деспотическим политическим режимом сталинской системы. Открытие «русской темы» в отечественном искусстве XX века. Истоки возвращения исторической памяти (П. Корин. Триптих «Александр Невский»).

Национальные традиции живописи (А. Шилов, И. Глазунов и др.).

Музыкальная классика XX  века (С. Прокофьев, Д, Шостакович, А.Г.Шнитке).

Тема 21. Период «оттепели» в русской культуре.

Саморазоблачение сталинщины и «оттепель» 60-х годов. Процесс нравственного очищения народа. Диссидентское движение в период «отката оттепели». Новая волна эмиграции (И. Бродский, А. Солженицын, М. Ростропович и др.).

Тема 22. Противоречия в отечественной художественной культуре последних десятилетий.

Киноискусство (А. Тарковский, Э. Рязанов, М. Захаров и др.). Новые темы и идеи в кинематографе (Н. Михалков, П. Тодоровский, А. Герман и др.).

Развитие театральной режиссуры (П. Фоменко, Л. Додин, О. Табаков и др.).

Живопись и скульптура (М. Шемякин, Э. Неизвестный и др.).

Массовое искусство: музыкальные жанры, рок-ансамбли. Сочетание традиционного и новаторского (А. Эшпай, А. Шнитке, Р. Щедрин и др.).

Разгул пропаганды вседозволенности, насилия в  культурной жизни России 90-х годов. Противостояние злу: возвращение к истокам традиционных духовно-нравственных ценностей.

Тема 23. Культурные традиции родного края.

Местные памятники истории и культуры, наиболее ценные в художественном отношении объекты архитектуры, монументальной скульптуры. Имена художников и архитекторов, творческая деятельность которых связана с местным краем. Культурно-просветительская и научно-исследовательская деятельность местных краеведческих и художественных музеев и их филиалов.

Итоговый урок: обобщающее повторение

Итого в XI классе - 32 часа. Резерв - 3 час.

Раздел V. Календарно-тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности обучающихся

 (приложение к программе)

Раздел VI. Описание материально-технического обеспечения

образовательного процесса

СПИСОК ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, НЕОБХОДИМЫХ В КАБИНЕТЕ РУССКОГО ЯЗЫКА:

  • Мультимедийный компьютер
  • Мультимедиапроектор.
  • Принтер лазерный.
  • Экран навесной.

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ

В ИНТЕРНЕТЕ

а) www.wikipedia.ru Универсальная энциклопедия «Википедия».

б) www.slovari.ru Электронные словари.

в) http://artorbita.ru/tipy_rospisi/batik/gory

г)  http://art.1september.

д)  http://www.kafedramhk.ru/

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1)  СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

1. Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура. 10 класс: в 2 ч. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2011.

2. Рапацкая Л.А.  Мировая художественная культура. 11 класс. в 2 ч. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2012

3. МХК. 10 класс: Поурочные планы по учебнику Л.А. Рапацкой "Мировая художественная культура. 10 класс" / Сост.: А.В. Хорошенкова. - Волгоград: Издательско-торговый дом "Корифей", 2006. - 144 с.

4. Григорьева Н.А.    История и мировая художественная культура: Интегрированные задания. 10-11 классы / Григорьева Н.А. - М.: ООО "ТИД "Русское слово-РС", 2006. - 128 с.

5. Учитель - учителю: Из опыта работы учителей Белгородской области. Серия "Дисциплины социально-гуманитарного цикла". Вып. 3 / Сост. Л.М. Белогурова; БелРИПКППС. - Белгород: ИПЦ "Политерра", 2008. - 188 с.

6. Пешикова Л.В.    Методика преподавания мировой художественной культуры в школе: Пособие для учителя. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 96 с.

7.  Преподавание мировой художественной культуры. Методические рекомендации /сост. З.М.Куватов.

8. Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи/Н.А.Барская.- М.,1993.

9. Гнедич П.П. Всемирная история искусств/П.П.Гнедич. – М., 1996

10.Любимов Л.Д. Искусство Древнего мира/Л.Д.Любимов-М., 1997

11. Филатов В.В. Краткий иконописный словарь / В.В.Филатов – М., 1996.

12. Янсон Х.В. Основы истории искусств/Х.В.Янсен- М., 1996

2) СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ  для учащихся

  1. Акимова Л.И. Искусство Древней Греции. Геометрика. Архаика/Л.И. Акимова. – СПб., 2007.
  2. Акимова Л.И. Искусство Древней Греции. Классика/Л.И.Акимова. – СПб., 2007.
  3. Альбанезе М. Древняя Индия. От возникновения до XIII века/М. Альбанезе. – М., 2003.
  4. Андреева Е.Ю. Постмодернизм/Е.Ю. Андреева. – СПб., 2007.
  5. Бенуа А.Н. История русской живописи в XIX веке / А.Н.Бенуа. – М., 1998.
  6. Герман М.Ю. Модернизм/М.Ю. Герман. – СПб., 2005.
  7. Даниэль С.М. Рококо/С.М. Даниэль. – СПб., 2007.
  8. Емохонова Л.Г. Художественная культура буддизма/Л.Г. Емохонова. – М., 2007.
  9. Емохонова Л.Г. Художественная культура ислама/Л.Г. Емохонова. – М., 2007.
  10. Искусство: энциклопедический словарь школьника / сост. П.Кошель. – М., 2000.
  11. Китай. Земля небесного дракона / под общ. ред. Э.Л.Шонесси. – М., 2001.
  12. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции / Н.А.Кун.  – М., 2005.
  13. Лисовский В.Г. Архитектура эпохи Возрождения. Италия/В.Г.Лисовский. – СПб., 2007.
  14. Русская живопись: энциклопедия / под ред. Г.П.Конечна. – М., 2003.
  15. Степанов А.В. Искусство эпохи Возрождения. Италия. XIV–XV века/А.В.Степанов. – СПб., 2005.
  16. Степанов А.В. Искусство эпохи Возрождения. Италия. XVI век/А.В.Степанов. – СПб., 2007.
  17. Энциклопедия искусства XX века/сост. О.Б.Краснова. – М., 2003 г.

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического объединения учителей филологов СШ № 2

от ___________ 20__  года № ___

________          _______________

     подпись руководителя МО            Ф.И.О.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

               _______               __________

                          подпись                             Ф.И.О.

______________ 20__  года

-  -


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая пргорамма по МДК.01.02.06 "Автомобильные перевозки"

Рабочая пргорамма по МДК.01.02.06 "Автомобильные перевозки"...

Методическая разработка "Рабочая пргорамма кружка "Театральная студия"

Программа рассчитана на 34 ч. Аудитория: 5-7 классы. В составленной программе кружка «Театральная студия» детский театр рассматривается не только как средство достижения некоего художественного резуль...

Пргорамма внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании"

Пргорамма внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" разработана для учащихся 11-12 лет. Срок реализации-2 года....

Рабочая пргорамма по Всеобщей истории 5-9кл. ФГОС

Настоящая рабочая программа по Всеобщей истории для 5-9 классов составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения среднего (полного) общего образован...

Рабочая пргорамма

Элективный курс “Русский язык и культура речи” для обучающихся 10 класса нацелен на повышение уровня практического владения современным русским литературным языком у учащихся – в разных сферах функцио...

рабочая пргорамма 3 класс

Данная рабочая программа предназначена для работы в 3 классе по Биболетовой...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...