"Художественное своеобразие басен И.А. Крылова"
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Товстик Лидия Олеговна

Урок литературы в 5 классе. Образовательная цель: обобщение и систематизация знаний учащихся о басне как о литературном жанре. Учащиеся повторяют жанровые особенности басни, анализируют басню Крылова "Ворона и лисица". Данный урок проводится с применением презентации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План  урока

 5 класс

Учебник: Литература. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. Ч.1 / Авт.-сост. Г.С. Меркин -М.: ООО «ТИД» Русское слово-РС», 2010.

Тема урока:  «Художественное своеобразие басен И. А. Крылова»

Цели:

учебный аспект:

- обобщение и систематизация знаний учащихся о басне как о литературном жанре;

развивающий аспект:

- развитие умения обобщать и анализировать учебный материал;

- развитие творческих способностей обучающихся;

- развитие устной монологической речи и навыка выразительного чтения наизусть;

воспитательный аспект:

- стимулирование познавательного интереса пятиклассников к урокам литературы;

- воспитание нравственных качеств учащихся: доброты, честности, справедливости (на примере басен И.А. Крылова)

Задачи:

- повторить литературоведческие термины (басня, иносказание, мораль);

- повторить жанровые особенности басни;

- развивать умение отличать жанр басни от других литературных жанров;

- развивать умение определять мораль басни;

- развивать умение давать характеристику героям  по их поведению;

- развивать навыки выразительного чтения басни по ролям и наизусть.

- развивать умение участвовать в коллективном выполнении учебной задачи.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Оснащение урока: компьютер, мультимедийный проектор, дидактический материал (таблица: «Басня как жанр», карточки с названием басен,  тексты басен,  толковые словари), компьютерная презентация.

Ход урока

  1.  Организационный момент  (4 мин.)

Цель: создать рабочую атмосферу на уроке, настроить учащихся на учебную деятельность

Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь. Давайте вспомним, о чем мы с вами говорили на прошлом уроке?

Ученики: Мы изучали басни И.А. Крылова.

Учитель: Прочитайте, пожалуйста, эпиграф. (презентация, 1 слайд)

Ученики:  «Забавой он людей исправил,

                    Сметая с них пороков пыль;

                    Он баснями себя прославил,

                    И слава эта – наша быль…»

                                         П.А. Вяземский

Учитель: Как вы понимаете смысл данного эпиграфа?

Ученики: И.А. Крылов получил широкую известность благодаря своему великому таланту писать басни, указывая на  пороки людей. Спустя почти два с половиной века их и в наше время с большим интересом читают дети.

Учитель: Верно, ребята, такой живой интерес к произведениям русского баснописца говорит о том, что новые поколения признают их ценность и значимость в жизни. И сегодня мы узнаем, насколько хорошо вы знаете басни, в которых И.А. Крылов изображал жизнь и нравы своих современников, их недостатки и пороки: лень, глупость, лесть и т.д.

Обратите внимание на слова самого И.А. Крылова. Учитель читает фразу:    

 «Люблю, где случай есть, пороки пощипать» (презентация, 2 слайд)

  1.  Постановка проблемы  (1 мин.)

Цель: Мотивировать учащихся на работу

Учитель:  Сегодня, на заключительном уроке по творчеству И.А. Крылова, мы постараемся ответить на вопрос: «Почему именно жанр басни литераторы использовали для обличения человеческих пороков?».  Запишите тему урока.

  1.  Актуализация знаний учащихся  (10 мин.)

Цель: повторить термины, развить умение находить мораль и аллегорию в басне, проверить знание басен.

В дверь стучится ученик. Заходит в класс.

Ученик: Здравствуйте, можно поприсутствовать у вас на уроке? Что вы изучаете?

Учитель: Проходи, садись. Мы изучаем басни И.А Крылова.

Ученик: Как интересно! А что такое басня?

Учитель: Ребята, давайте  вспомним, что же такое басня?

Ученики: «Басня – это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный смысл».

Ученик: А что значит «нравоучительный характер» или нравоучение?

Ученики:  Нравоучение  (мораль) – это основная мысль в басне.

Учитель: Давайте найдем мораль в баснях  И.А. Крылова:  «Лебедь, щука и рак» (презентация, 3 слайд),  «Зеркало и обезьяна»  (презентация, 4 слайд).

Ученик:  А что такое «иносказательный смысл» или иносказание?

Ученики: Иносказание (аллегория) - художественный прием, который автор использует в произведении.

Учитель: Кто может дать определение аллегории?

Ученики: Аллегория – это изображение человека, предмета или явления через другого человека, другой предмет или явление.

Учитель: Давайте попробуем найти аллегорию в басне: «Свинья под дубом» и определим, для чего она нужна. Ученики читают по ролям.  (презентация, 5 слайд)

Аллегория: свинья – неблагодарный, глупый человек. В басне противопоставляется  ум и невежество. Крылов осуждает невежд, которые не понимают пользы учения и отвечают неблагодарностью на добро.

Учитель: Как вы думаете, а для чего автор использует иносказание?

Ученики: Открыто говорить правду, указывая на недостатки людей, в то время было опасно.  Это можно было сделать только с помощью намеков, в скрытой форме. Автор высмеивал человеческие пороки через образы животных.

Ученик: И я знаю басню, в ней тоже есть аллегория! Можно я вам ее расскажу:

Зубастой Щуке в ум пришло

Вдруг за кошачье взяться ремесло.

Да призадумалась. А сыр во рту держала.

На ту беду Лиса близехонько бежала.

И говорит так сладко, чуть дыша:

«Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так прямо сказки!

Отколь такой берется голосок?

И чист, и нежен, и высок».

По счастью, тут Журавль случился.

Он костью чуть не подавился.

Учитель: Вы догадались, какая басня И.А. Крылова сейчас прозвучала?

Ученики: Такой басни нет. Но мы узнали героев из разных басен: Щука, кот, лиса, журавль.

Учитель:  Можете ли вспомнить названия этих басен! Наш юный друг перепутал  всех персонажей  и мы должны ему помочь!

Ученики: «Щука и кот», «Ворона и лисица», «Волк и журавль».

Учитель: Верно. А теперь давайте поиграем.

  1.  Литературная разминка.  Игра «Найди свою пару»  (3 мин.)

Цель: развивать аналитическое мышление

Один из героев басни потерялся. Помогите персонажу попасть в свою басню.

Задание: найти размещенные в классе карточки с названиями героев и соотнести со словами на доске так, чтобы получилось название басни.    

Ученик, первым нашедший слово, соотносит его со вторым словом на доске.                                                                        

            Слон                     Ягненок                                              «Слон и моська»

            Ворона                 Муравей                                         «Ворона и лисица»

             Стрекоза                Повар                                             «Стрекоза и муравей»

            Волк                     Лисица                                              «Волк и ягненок»

      Кот                       Моська                                                   «Кот и повар»

Учитель:  Какое из выражений басни «Волк и ягненок» стало крылатым?                                              

Ученики: «Ты виноват уж в том, что хочется мне кушать».

Учитель: Правильно. Выражения, содержащие основную мысль (мораль), называются «крылатыми». Я предлагаю вам еще одно интересное задание.

                                         

                                     Игра «Продолжи фразу»  (4 мин.)

Цель: развивать аналитическое мышление

Задание: соотнести начало крылатой фразы с ее продолжением. Все фразы         

размещены в заданном порядке. Ученики по одному выходят к доске.

«У сильного всегда…                                           …всегда отыщет уголок»

«А Васька слушает…                                           …просто открывался»  

«Когда в товарищах согласья нет…                   …да ест»

«В сердце льстец…                                              …бессильный виноват»

«А ларчик…                                                         …на лад их дело не пойдет»

Ученики:     1. «У сильного всегда бессильный виноват»

                      2. «А Васька слушает да ест»

                      3. «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет»

                      4. «В сердце льстец всегда отыщет уголок»

                      5. «А ларчик просто открывался».

Учитель:  А теперь назовите басню, которой принадлежит каждое крылатое выражение?

Ученики:     1. «Волк и ягненок»

                     2. «Кот и повар»

                     3. «Лебедь, щука и рак»

                     4. «Ворона и лисица»

                     5. «Ларчик»

Учитель: Итак, крылатые выражения содержат мораль (основную мысль). Давайте найдем мораль в басне «Ворона и лисица». (презентация, 6 слайд)

Ученики читают басню наизусть по ролям.

  1.  Анализ басни «Ворона и лисица» (8 мин.)

Цель: Развивать умение давать характеристику герою по его поведению, уметь определять мораль басни, развивать речь и мышление учащихся.

Учитель: Кто главные герои басни?

Ученики: Ворона и лисица.

Учитель:  Почему Лисица внезапно заинтересовалась вороной, сидящей на дереве?

Ученики: Лисица решила отнять у вороны ее добычу, кусочек сыра.

Учитель: Найдите выражение, которое характеризует поведение Лисицы.

Ученики: «…Вертит хвостом, с вороны глаз не сводит

                  И говорит так сладко, чуть дыша…»

Учитель: С какой целью Лисица преувеличивает достоинства Вороны?

Ученики: Наверх лиса залезть не может. Значит, действовать придется путем обмана, используя изворотливость и хитрость.

Учитель: Дайте характеристику вороне.

Ученики: «На ель ворона взгромоздясь…». Ворона тяжела, неповоротлива, неуклюжа.

Учитель: Какой вы представляете лисицу?

Ученики: Легкая, осторожная, изящная, ловкая, хитрая.

Учитель: Кто из героев вам кажется смешным и глупым?

Ученики: Ворона.

Учитель: Найдите аллегорию.

Ученики: Лиса – хитрый, лицемерный человек

                  Ворона – глупый, доверчивый человек.   

Учитель: Какова мораль басни?

Ученики: «Уж сколько раз твердили миру,

                  Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,

                  И в сердце льстец всегда отыщет уголок».

Словарная работа

Учитель: Что такое лесть?

Ученики: Лесть – лицемерие, угодливое восхваление. (Толковый словарь)

Учитель: Лицемерие – это неискреннее, притворное поведение. Как вы думаете, почему «в сердце льстец всегда отыщет уголок»?

Ученики: Потому что очень приятно слушать комплименты в свой адрес.

Учитель: Что значит слово «гнусна»?

Ученики: «Гнусный» - внушающий отвращение, омерзительный. (Толковый словарь)

Учитель: Почему лесть гнусна?

Ученики: Неприятно видеть человека корыстного, готового пойти ради своей выгоды на лицемерие и обман.

Учитель: А почему «лесть вредна»?

Ученики: Она вводит в заблуждение, заставляет видеть мир в искаженном свете, думать о себе лучше, чем следует.

Учитель: Когда в жизни один человек начинает льстить другому?

Ученики: Когда надеется от него что-нибудь получить.

Учитель: Обратим внимание на слова лисицы. С какой интонацией их надо прочитать?

Ученики: Мягко, тихо, ласково.

Учитель: Почему лисица получила сыр?

Ученики: Ворона поверила ее словам и выронила сыр, открыв рот. Автор подчеркивает, как убедительна лесть.

Учитель: Чему учит басня?

Ученики: Басня учит честности и справедливости. Автор высмеивает лесть и глупость, осуждает изворотливость, обман и хитрость.

  1.  Подведение итогов урока.  Басня как жанр. (7 мин.)

Цель: Формулировка итоговых выводов.

Учитель: Итак, подведем итоги. Почему именно жанр басни используется для обличения пороков?

Ученики: В басне через мораль и аллегорию автор указывает на пороки.

Учитель:  Какова основная цель басни?

Ученики: Высмеять человеческие пороки, указать на недостатки с целью их устранения.

Учитель: Чему учат басни И.А. Крылова? (презентация, 7 слайд)

Ученики:  Басни И. А. Крылова  учат быть добрыми, честными, справедливыми. Хотя в баснях действуют животные, птицы или предметы, мы понимаем, что речь идет о людях. Автор помогает нам оценить их поступки.

Учитель: Крылов учит людей узнавать самих себя, помогает обнаружить недостатки и подсказывает, как можно от них избавиться. Он учит мудрости жизни.

В чем же заключается художественное своеобразие басен И.А. Крылова.  Давайте повторим жанровые особенности басни, т.е. что ее отличает от других литературных жанров:

                        1. Краткий рассказ, часто стихотворный

                              2. Мораль (нравоучение)

                              3. Аллегория (иносказание)

                              4. Герои – животные

                              5. Диалог между действующими лицами

                              6. Разговорные слова, просторечная лексика

                             

7.  Ответ ученика на задание: Докажите, что данное произведение «Волк и ягненок» - басня. (2 мин.)

Ученик: «Волк и ягненок» относится к жанру басни, потому что есть:

  1. Мораль: «У сильного всегда бессильный виноват»
  2. Аллегория: волк – злой, бессердечный, жестокий человек

                         ягненок – слабый, беззащитный, беспомощный человек

  1. Герои – животные (волк и ягненок)
  2. Герои общаются в форме диалога:  Волк:  «Как смеешь ты наглец…»

                                                                Ягненок: «Когда светлейший Волк…»

  1. Просторечные слова: «рылом», «наглец», «питье»

8.  Тестирование.  (4 мин.)

Цель: Контроль за усвоением материала

9.  Домашнее задание.  (1 мин.)

Цель: Организовать домашнюю работу учащихся.

Учащиеся записывают домашнее задание: сочинить басню.

                                           

«Лебедь,  щука и рак»

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука.

Однажды Лебедь, Рак и Щука

Везти с поклажей воз взялись,

И вместе трое все в него впряглись;

Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!

Поклажа бы для них казалась и легка:

Да Лебедь рвется в облака,

Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.

Кто виноват из них, кто прав, - судить не нам;

Да только воз и ныне там.

«Зеркало и обезьяна»

Мартышка, в Зеркале увидя образ свой,

Тихохонько Медведя толк ногой:

«Смотри-ка,- говорит,- кум милый мой!

Что это там за рожа?

Какие у нее ужимки и прыжки!

Я удавилась бы с тоски,

Когда бы  на нее хоть чуть была похожа.

А ведь, признайся, есть

Из кумушек моих таких кривлякпять-шесть:

Я даже их могу по пальцам перечесть»,-

Чем кумушек считать трудиться,

Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?» -

Ей Мишка отвечал.

Но Мишенькин совет лишь попусту пропал.

«У сильного всегда…                                          …всегда отыщет уголок»

«А Васька слушает…                                           …просто открывался»  

«Когда в товарищах согласья нет…                   …да ест»

«В сердце льстец…                                              …бессильный виноват»

«А ларчик…                                                         …на лад их дело не пойдет»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Забавой он людей исправил, Сметая с них пороков пыль; Он баснями себя прославил, И слава эта – наша быль...» П.А. Вяземский Иван Андреевич Крылов (1769 - 1844) К. Брюллов. Портрет И. А. Крылова

Слайд 2

«Люблю, где случай есть, пороки пощипать!» И. А. Крылов. Басни

Слайд 3

Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет. Говорится обычно в ситуации, когда прошло много времени, а дело с места не сдвинулось.

Слайд 4

Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться? Вместо того, чтобы критиковать недостатки других, лучше посмотреть, нет ли их у тебя самого. Говорится обычно в ситуации, когда кто-либо указывает другому на недостатки, которые есть и у него самого. ► Кума ( устар., разг .) – здесь: приятельница, обращение к представительнице женского пола. Художник Г. Куприянов

Слайд 5

«Свинья под Дубом». Художник Г. Куприянов ► Какой вам представляется Свинья? ► В каких строках заключена мораль басни? ► Найдите аллегорию. ► Какие пороки высмеивает автор? "Свинья под Дубом"

Слайд 6

«Ворона и Лисица». Худ. Г. Куприянов ► Дайте характеристику вороне. ► Какой вы представляете лисицу? ► Кто из героев вам кажется смешным и глупым? ► Найдите аллегорию. ► Какова мораль басни? ► Чему учит басня? "Ворона и Лисица" «Ворона и Лисица»

Слайд 7

Басни И. А. Крылова учат быть добрыми, честными, справедливыми. Хотя в баснях действуют животные, птицы или предметы, мы понимаем, что речь идет о людях. Автор помогает нам оценить их поступки. Чему учат басни Крылова?

Слайд 8

Эзоп – древнегреческий баснописец ( VI век до н. э.), считавшийся создателем басни. Легенды рисуют Эзопа юродивым, народным мудрецом, безвинно сброшенным со скалы. Лафонтен Жан де (1621 – 1695) – французский поэт, прославившийся как баснописец У истоков басенного жанра

Слайд 9

М. В. Ломоносов И. И. Хемницер В. И. Майков А. П. Сумароков И. А. Крылов Басни в русской литературе писали:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В мире басен И.А. Крылова

Презентация предназначена для изучения басен в 5 классе...

Урок по скульптуре "Композиция на тему басен И. А. Крылова"

Урок по скульптуре "Композиция на тему басен И. А. Крылова"...

Игра "В мире басен И.А.Крылова"

мероприятие для учащихся 5-х классов.Цель: выяснить уровень усвоения темыЗадачи: Повторение и закрепление материала по теме Развитие интереса к творчеству И.А.КрыловаРазвитие интереса к изуч...

Первоапрельское мероприятие "По страницам басен И.А.Крылова"

Сценарий первоапрельского общешкольного мероприятия для учащихся 5-11 классов "По страницам басен И.А.Крылова"....

урок-проект по литературе в 5 классе по теме: "Сопоставление басен И.А.Крылова с баснями Леонардо да Винчи

Цель урока: познакомить учащихся с определением жанра притчи, образцами притч великого флорентийца Леонардо да Винчи; сопоставить на уровне жанра изученные ранее басни И.А.Крылова с притчами Леонардо ...

Тема и номер урока: Своеобразие басен И.А. Крылова. (Третий урок).

Тема и номер урока: Своеобразие басен И.А. Крылова. (Третий урок).Цель: актуализация и углубление знаний о басне как литературном жанре, обобщение знаний о баснях И.А.  К...