Урок развития речи "Описание природы. Зима."
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Борисова Валентина Викторовна

Урок развития речи проводится как урок-исследование текстов разных типов речи на тему "Зима".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_razvitiya_rechi._6_klass.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Урок развития речи. 6 класс.

Тема: Описание природы. Зима.

Цели:

  • совершенствовать навыки работы с художественными текстами;

умения вычленять элементы описания, представленные художественными средствами языка;

  • отрабатывать навыки создания пейзажных зарисовок на основе художественных текстов;
  • воспитывать любовь к родной природе; учить детей видеть прекрасное в окружающей природе.

Оборудование: мультимедиапроектор, компьютер.

                                                                                               Чародейкою Зимою

                                                                                                    околдован, лес стоит –

                                                                                                             И под снежной бахромою,

                                                                                                      Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

Ф.И. Тютчев

Ход урока:

I. Начало урока. Показ слайдов с изображением зимних пейзажей. Слайды № 3-4.

В это время звучит эпиграф урока.

-  О каком времени года идет речь в стихотворении?

Ответы учащихся: о зиме, о зимней природе

-  Вот именно об этом мы сегодня и поговорим.

Тема урока: «Описание природы. Зима».

-  Почему Ф.И.Тютчев называет зиму чародейкою? Обратимся к словарю.

Чародей (устар., книж.) – то же, что волшебник. Зима – волшебница.

- У художника-живописца – краски для изображения картин природы. У писателя-живописца – слово. Мы с вами не писатели, но будем учиться искусству слова.

 Полюбуйтесь великолепными зимними пейзажами.  Слайды № 5-9.

- Запишем в тетради: Пейзаж (фр.): 1)вид какой-нибудь местности;

                                                            2) картина, изображающая природу;

                                                            3)описание природы в художественном произведении.

                                         

-  Чем мы занимаемся на уроках развития речи?

Ответы учащихся: учимся анализировать художественные тексты, писать сочинения, изложения, составлять рассказы, находить художественные средства языка.

II. Целеполагание.

-  Сегодня мы продолжим эту работу.  Цель урока – на основе примеров художественных текстов, изображения картин научиться создавать собственных пейзажные зарисовки, описания природы. Сегодня мы поработаем с текстами мастеров художественного слова, заслушаем ваши сочинения, выполним творческое задание.

-  У каждого на столе лежат сочинения, проверенные мною, оценка идет в журнал.

III. Повторение.

- Чтобы наша работа была плодотворной, чтобы добиться главной цели урока, мы должны, прежде всего, вспомнить.

-  Какие типы речи вы знаете?

Ответы учащихся: повествование, описание, рассуждение.

Работа с текстами разных типов речи.

-  Вам даны три текста (на карточках). Определите тип речи каждого текста. Слайд № 10.

1) Закончили охоту на зайцев: начались двойные следы, заяц гонялся за зайцем. День сверкал от зари до зари. Среди дня солнце значительно пригревало, ветерок покачивал ветки деревьев, и оттого падали фигурки, рассыпались в воздухе пылью, и эта мельчайшая пыль снова взлетала и сверкала на солнце искорками.

Мы возвращались домой, любуясь неповторимыми красками природы.

2) Бесценное наше сокровище – леса. Чтобы сохранить это богатство, необходимо соблюдать правила поведения в природе.

Во-первых, не рубить и не ломать кустарники. Не рвать дикорастущие цветы, в противном случае они исчезнут с лугов, из лесов и водоемов.

Во-вторых, беречь лес от пожара. Не разводить на территории леса костров.

В-третьих, не разорять гнезда птиц, норы животных.

Итак, соблюдая эти правила, мы сохраним лес для наших потомков.

3) Снежная пороша. В лесу очень тихо и так тепло, что только вот не тает. Деревья окружены сияющим, белым снегом, ели повесили громадные тяжелые лапы, березы склонились и некоторые даже согнулись макушками до самой земли и стали кружевными арками. Так вот и у деревьев, как и у людей: ни одна ёлка не склонится ни под какой тяжестью, разве что сломится, а береза чуть что – и склоняется. Ель царствует в своей величавой красе, а береза плачет в лучах солнечного света.

Величавой – эпитет; плачет, царствует – олицетворение.

1-й текст – повествование? Докажите.

2-й текст – рассуждение? Докажите.

3-й текст – описание? Пороша (лексическое значение) – слой только что выпавшего снега.

- Какой текст понравился так, что его захотелось перечитать? (Читаю текст ещё раз).

-  Какое настроение вызывает у вас это описание? Что показалось необычным?

Слушаем ответы учащихся. Любуемся ещё одним  зимним пейзажем. Слайд № 11.

- Мы мысленно представляем  картину, которую создает писатель. Мы слушаем звуки природы, проникаемся настроением автора, следим за образным словом писателя.

IV. Изучение новой темы.

- Обратим внимание ещё на один текст писателя-живописца И.А. Бунина (текст на карточках). Слайд №12.

Утро. Выглядываю в окно и не узнаю леса. Какое великолепие и спокойствие! Над глубокими, свежими и пушистыми снегами, завалившими чащи елей, - синее огромное и удивительное снежное небо. Такие яркие радостные краски бывают у нас только по утрам в январские морозы. И особенно хороши они сегодня над свежим снегом и зеленым бором. Солнце ещё за лесом, просека в голубой тени. В колеях санного следа тень совершенно синяя. А на вершинах сосен, на их пышных зеленых венцах, уже играет золотистый солнечный свет. Ветер качнул верхнюю веточку густо-зеленой ели, и с неё густо посыпалась и стала медленно опускаться радужная снежная пыль, похожая на маленькие звездочки.

Никого не оставит равнодушным такая красота!

-  Прочитайте текст. Представьте, что мы выглядываем в кусочек окна.

-  Что мы видим вместе с И.А. Буниным?

-   Какое общее впечатление от увиденного?

Заслушиваем ответы учащихся.

- Подчеркните фразу, в которой передается впечатление. («Какое великолепие и спокойствие»)

-  Какие краски мы будем видеть на полотне, если бы кто-нибудь изобразил бунинский пейзаж?

Ответы учащихся: синее небо, в голубой тени, тень синяя, на пышных зеленых венцах и т.д.

-  Определите тему и основную мысль текста. Запишите в тетрадь. Тема: «Утро в зимнем лесу». Основная мысль: «Какое великолепие и спокойствие!»

-  Назовите тип речи. Докажите.

Ответы учащихся: описание, так как дается описание признаков предметов и явлений. В данном тексте описание леса зимой.

-  Выделите в тексте композицию описания.

-  Работа с художественными средствами языка.

-  Какие художественные средства языка вы уже знаете?  Слайд №14.

Ответы учащихся: эпитет, сравнение.

-  Какая часть речи придает тексту образность, яркость?

- Найдите в тексте не просто прилагательные – определения, а эпитеты.

Ответы учащихся: «золотистый свет», «радужная пыль», «пушистые снега» и т.д.

- Другие средства художественной выразительности?

Ответы учащихся: сравнение – «словно маленькие звездочки».

- Работа с лексическим значением слов. Слайд № 15.

- Определите лексическое значение выделенного в тексте слова.

Глубокий – имеющий большую глубину.

(глубокий снег)

- Подберите к нему синоним.

Бездонный – не имеющий дна, чрезвычайно глубокий.

(бездонное небо).

V. Физкультминутка.

Сейчас мы с вами совершим прогулку на лыжах в зимний лес. Вот за порогом осталась школа. Надели лыжи, взяли в руки палочки и пошли.  Лес нас встречает необыкновенной красотой. Взглянули вокруг – перед нами расстилающийся безгранично во все стороны белый снег. Посмотрите налево – перед нами красавицы – ели, которые повесили свои громадные лапы, склонившись под тяжестью снега. Посмотрите направо – здесь несколько пней, каждый из которых покрыт белой скатертью.

А сейчас посмотрели на небо и невольно зажмурились от необычайно яркого солнца. Двигаемся дальше. Вдруг видим на белом покрывале земли чьи-то следы. Наклонились, чтобы рассмотреть их. Чьи же это следы? Вероятно, это зайчишка пробегал здесь совсем недавно.

-  Заслушиваем сочинение «Следы на снегу».

Возвращаемся в школу. Сняли лыжи. Сели за столы.

Совершив прогулку по зимнему лесу, мы не только отдохнули, но и понаблюдали за природой, прикоснулись к её тайне.

-  Продолжаем работу.

- Каждому, кто хочет научиться писать, необходимо быть писателем и художником одновременно.

- Вы как художники должны в самом простом предмете увидеть что-то замечательное, удивительное.

- Послушаем, к чему же нас призывает Н. Рыленков в своем стихотворении.

VI. Работа со стихотворением (Е.И. Никитина «Развитие речи», с. 68, упр. 79).

- Ребята, откройте стихотворение. Не просто слушайте, а следите, отмечайте, о каких качествах говорит автор?

(Ученица читает стихотворение наизусть).

- К чему нас призывает автор?

Ответы учащихся: быть наблюдательными, уметь видеть в самом обычном необычное.

- Это очень непросто видеть в простом предмете что-то удивительное, неповторимое. Здесь, кроме зорких глаз, нужна ещё и фантазия. Заслушиваем сочинения учащихся.

VII. Задание «Прояви творчество».

- Мы подошли к следующему этапу нашей работы «Прояви творчество».

Цель работы: тренировка в подборе средств художественной выразительности, в создании собственных текстов. (Работа в группах)

- Вам дан текст. У одной группы к тексту имеются слова для справок, которые вы можете использовать, у другой группы – слов для справок нет. Приложение – карточка 1,2.

- Озаглавьте текст. Распространите предложения художественными средствами языка. Сделайте этот текст более ярким, выразительным.

- Запишите его в тетрадь в измененном виде.

(зачитаем получившиеся тексты) Приложение – карточка 3.

- Какой текст понравился больше? Почему?

- Определите синтаксическую роль прилагательных в тексте.

- На какие виды орфограмм выделенные буквы?

- Каждый из вас побывал в роли писателя. У кого-то получилось лучше, кто-то ещё будет над этим работать и стараться.

VIII. Итог урока. Домашнее задание.

- Чему учились на уроке?

Ответы учащихся.

- Тем более, что свое творчество я вам предлагаю проявить в домашней работе. Предлагаются сочинения- миниатюры.

- Я думаю, что после сегодняшнего разговора каждый из вас будет больше обращать внимания на окружающую природу. Не пройдет мимо, не обратив свой взор пусть даже на такую вот простую веточку, как эта (Слайд №16) , так необыкновенно преображенную природой.

Приложение.

Карточка №1.

Озаглавьте текст. Распространите предложения средствами художественной выразительности. Сделайте этот текст более ярким, выразительным. Объясните выделенные орфограммы.

В___________лесу под_______ёлками лежит________снег. Какая красота! Все деревья оделись в___________наряд, а кустарники стали_________,как_______. ______ель накинула поверх__________пальто_________шаль; береза надела______платье  и стоит, словно_______. Все деревья становятся похожи на________. На______поверхности появились________узоры. Снежинки горят_______огнем, когда попадают в столб солнечного света.

Карточка №2.

Озаглавьте текст. Распространите предложения средствами художественной выразительности. Делайте этот текст более ярким, выразительным. Объясните выделенные орфограммы.

В___________лесу под_______ёлками лежит________снег. Какая красота! Все деревья оделись в___________наряд, а кустарники стали_________,как_______. ______ель накинула поверх__________пальто_________шаль; береза надела______платье  и стоит, словно_______. Все деревья становятся похожи на________. На______поверхности появились________узоры. Снежинки горят_______огнем, когда попадают в столб солнечного света.

Слова для справок:

Лес – зимний, снежный, тихий.

Ёлки – стройные, густо-зеленые.

Кустарники – большие, густые, покрытые снегом.

Снег – белый, глубокий.

Огонь – сияющий, серебряный, золотой.

Карточка №3.

В зимнем лесу.

В зимнем лесу под огромными, пушистыми ёлками лежит белый снег. Какая красота! Все деревья оделись в новый наряд, а кустарники стали большущими, круглыми, как шары. Старушка – ель накинула поверх зелёного пальто лёгкую шаль; берёза надела подвенечное платье и стоит, словно невеста. Все деревья становятся похожими на причудливую снежную бабу. На гладкой снежной поверхности появились первые узоры.

Снежинки горят золотым огнём, когда попадают в столб солнечного света.